Понедельник, августа 02, 2021
Руководящий совет cвидетелей Иеговы запрещает свободу слова на религиозную тему
или о cвидетелях Иеговы, которая вне надзора «верного и благоразумного раба».

Ближний Восток Место действия Армагеддона?

 «В то время как мир подходит к своему последнему часу борьбы, важным городом, который надо иметь в виду, является не Нью-Йорк, Москва, Париж, Пекин или Каир. Взор необходимо направлять на Иерусалим!» Так писали теологи Джон Ф. и Джон Е. Уолвурд в своей книге Armageddon, Oil and the Middle East Crisis (Армагеддон, нефть и кризис на Ближнем Востоке).
 Многие действительно бросают встревоженный взгляд на Иерусалим и на неспокойную область, в которой он расположен. В лондонской газете Times говорится: «Ближний Восток все больше приводит мир в ужас». Некоторые опасаются, что там почти неизбежно произойдет американо-советское столкновение. К январю 1984 года взаимоотношения между враждебными сверхдержавами настолько ухудшились, что знаменитые «часы конца мира» (которые должны показывать, как близко мир находится перед ядерным уничтожением) в Bulletin of the Atomic Scientists были поставлены на без трех минут двенадцать. В Bulletin объяснялось: «Мы находимся в роковом положении, на пороге времени столкновения, времени, в котором голая, беспощадная сила угрожает вытеснить всякий вид переговоров между сверхдержавами. Это ужасная перспектива».
 Но возрастающее число фундаменталистских проповедников, теологов и телевизионных евангелистов приветствует эти явления. Увеличивающиеся напряжения на Ближнем Востоке придают мнимую правдоподобность их потрясающим предсказаниям, что в этом районе скоро начнется Армагеддон. И тем, что они бьют тревогу в книгах, докладах и телевизионных передачах, они приобрели значительное число сторонников.
 Эти комментаторы спорят о точной последовательности событий. Типичный «сценарий Армагеддона» выглядит следующим образом: началом «отсчета времени конца мира», как они заявляют, было основание государства Израиль. Поэтому они думают, что предстоит так называемое «восхищение». По их мнению, истинные христиане внезапно исчезнут с земли и будут приняты в небо. Многие евангелисты проповедуют, что в течение следующих за этим семи лет «скорби» к христианству обратится даже народ Израиль. Но большая часть человечества будет приведена якобы под влияние харизматического диктатора («антихриста»), который будет во главе коалиции из десяти наций. Они верят, что даже Израиль объединится с ними. Но союз арабских государств и других народов, предводимых Советским Союзом, предпримет якобы внезапное нападение на Израиль. Бог чудом остановит это вторжение, говорят эти фундаменталисты. Вскоре после того последует другое нападение «антихриста», которое вызовет тотальную войну на Ближнем Востоке — Армагеддон.
 Некоторым это кажется, может быть, довольно правдоподобным. Библия же пророчествует, что народы будут собраны к битве «Армагеддона» (Откровение 16: 14-16). Но действительно ли Библия указывает на то, что это событие произойдет на Ближнем Востоке? И какое значение имеет место этой битвы?

 [Рамка На Странице 3]
 «Армагеддон» — что означает это библейское название? Четыре издания Сторожевой Башни — с многозначительными фронтисписами — содержат поучительную серию статей на эту тему. Эти библейские обсуждения дадут удовлетворительные сведения о действительном значении АРМАГЕДДОНА.

 

Армагеддон, Ближний Восток и Библия

 Центром всех пророческих предсказаний является государство Израиль», — утверждает автор Хел Линдсей (The 1980's: Countdown to Armageddon). Решающим для понятия фундаменталистов о «сценарии Армагеддона» является их убеждение, что Бог обращается с народом Израиль особым образом. Они верят, что Бог вмешается, когда его враги будут пытаться уничтожить его.
 Библия, однако, показывает, что иудейский народ потерял милость и защиту Бога, когда отвергнул Его Сына, Иисуса Христа (Деяния 3: 13, 14, 19). Сам Иисус откровенно сказал им: «Отнимется от вас Царство Божие и дано будет народу, приносящему плоды его» (Матфея 21: 43).

Полностью отвергнут?

 Но уже цитировавшиеся теологи Джон Ф. и Джон Е. Уолвурд противоречат этому, говоря: «Апостол Павел ясно указал на то, что обетование Ветхого Завета в отношении Израиля должно еще исполниться. Он писал: „Итак спрашиваю: неужели Бог отверг народ Свой? Никак" (Римлянам 11: 1)». Но они не процитировали продолжение того стиха: «Ибо и я Израильтянин, от семени Авраамова, из колена Вениаминова». Что подразумевал Павел под этим?
 Он не мог думать, что израильтяне, как народ, все еще занимали у Бога особое положение, потому что он сам выражал „великую печаль и непрестанное мучение" о том, что они ожесточились относительно доброты Бога (Римлянам 9: 2-5). В Римлянам 9: 6 он добавил: «Но не то, чтобы слово Божие [к Аврааму] не сбылось. Ибо не все те Израильтяне, которые от Израиля [по плоти]». Обрати внимание на то, что Павел хотел этим сказать: что Бог больше не считал иудеев Израилем, потому что они отвергли Христа. Собрание помазанных духом последователей Иисуса Христа стало тогда действительным «Израилем», средством, которым Бог намеревался благословить все человечество (1 Петра 2: 9; Галатам 3: 29; 6: 16; Бытие 22: 18).
 Тем не менее Бог не отверг отдельных лиц из иудейского народа, ибо Павел подчеркнул: «Ибо и я Израильтянин». Да, отдельные лица из иудейского народа, как Павел, могли стать частью духовного Израиля, если они признавали Христа. Только «остаток», меньшинство, решилось на это (Римлянам 11: 1,5).

Будущее обращение?

 Но некоторые предсказывают драматическое изменение образа мыслей всех иудеев по плоти. «Великая скорбь, которая последует за восхищением церкви, приведет Израиля к обращению [в христианство]», — утверждает один автор из фундаменталистов. Интересно, что Павел, согласно Римлянам 11: 25, 26, действительно писал: «Ожесточение произошло в Израиле отчасти, до времени, пока войдет полное число язычников, и так весь Израиль спасется».
 Предсказал ли Павел будущее массовое обращение иудеев? Как это могло бы быть, если он сам указал на то, что только остаток иудеев признает Христа? (Римлянам 11: 5). Павел, правда, объяснил, что иудеи испытают духовную «ожесточенность», пока не войдет «полное число» язычников в собрание христиан. * Но Ричард Ленский, хорошо знающий греческий язык, показал, что слово «пока» здесь не обязательно означает позднее обращение. (Сравни употребление этого выражения в Деяния 7: 17, 18 и Откровение 2: 25.) В действительности Павел сказал, что ожесточение иудеев по плоти останется до конца. Но Бог предусмотрительно собирает «полное число» духовного Израиля (144 000), принимая верующих не иудеев в собрание христиан. «И так [не изменением образа мышления иудейского народа] весь [духовный] Израиль спасется».

Владеть Обетованной землей «навеки»?

 Как обстоит дело с областью, в которой расположено государство Израиль? Имеет ли Бог к нему особенный интерес? Многие думают так; например, протестантский теолог Уильям Херст. Он сказал: «Никакая страна в глазах народов не является более желанной, чем страна иудеев, и никакой стране не оказывается постоянно большего внимания, чем ей». Он цитировал из Бытие 13: 14, 15 и указал на обетование Бога, что Он отдаст эту страну «навеки» семени Авраамову.
 Обязан ли поэтому Иегова Бог защищать страну Израиль от нападения? Если бы это было так, то какой-то «Армагеддон» мог бы быть у порога на Ближнем Востоке. Но Бог сообщил Аврааму только то, что его потомство будет владеть этой страной «необозримое» время, а не навсегда * (Бытие 13: 14, 15). Тем, что иудеи отвергли Иисуса Христа, они потеряли всякую претензию на эту страну — и также защиту Бога.

Армагеддон — Где?

 Библия, согласно Откровение 16: 14, 16, показывает, что мировые вожди вдохновленной демонами пропагандой будут собраны на «брань в оный великий день Бога Вседержителя». Дальше говорится: «И он собрал их на место, называемое по Еврейски Армагеддон». Не указывает ли это на решительную войну на Ближнем Востоке? Нет, потому что географической местности, называемой «Армагеддоном» (буквально «гора Мегиддон»), не существует. В библейские времена на Ближнем Востоке был город, который назывался Мегиддон. Он был расположен на равнине, изображенной на титульном листе этого издания. Вблизи Мегиддона имели место многие значительные сражения. Но там не было горы и нет ее и теперь. Следовательно, «Гар-Магеддон» или «Армагеддон» должен быть символической местностью. Символом чего?
 Пророчество Иезекииля показывает, что Армагеддон будет приведен нападением на «Израиля» состоящей из многих народов армией. Нападающих будет возглавлять «Гог в земле Магог», полчища которого придут «от пределов севера». Кто такой этот «Гог»? Теолог Хел Линдсей в своем мнении не один, когда он с уверенностью объясняет: «Существует только одна нация в отдаленных „пределах севера" Израиля — СССР». Он выставил также теорию, что «полчища» Гога (в Библии названные Мешех, Фувал, Персия, Эфиопия, Ливия, Гомер и Фогарма) будут состоять из союзников Советского Союза — преимущественно из арабских народов (Иезекииль 38: 1-9, 15).
 Народы, приведенные как союзники Гога, не были во время Иезекииля ведущими народами в мире. Между прочим, пророчество должно было исполниться «в последние годы», во время, когда традиционные враги древнего Израиля исчезли бы с земной сцены (Иезекииль 38: 8). Поэтому малоизвестная и отдаленная «земля Магог» Гога не представляет ведущего Советского Союза, который все другое, но не отдаленный.
 Но кто же живет в «отдаленной» земле и питает враждебные чувства к народу Бога? Библия дает ответ в Откровение 12: 7-9, 17: «И произошла на небе война: Михаил и Ангелы его воевали против дракона... И низвержен был великий дракон, древний змий, называемый диаволом и сатаною». Как реагировал сатана, когда он был низвержен с неба и попал в пониженную духовную область? В Библии говорится: «И рассвирепел дракон на жену [на небесную организацию Бога] и пошел, чтобы вступить в брань с прочими от семени ее, сохраняющими заповеди Божии и имеющими свидетельство Иисуса Христа».
 Поэтому сатана есть «Гог». В течение десятков лет сатана и его орды демонов ведут войну против остатка духовного Израиля, против собрания помазанных духом христиан (Галатам 6: 16). Эти христиане рассеяны по всей земле; они не находятся в центральной местности, на которую могли бы напасть союзные войска из Ближнего Востока. Однако Иезекииль пророчествовал, что они будут «жить в безопасности» под защитой Бога (Иезекииль 38: 11, НМ). О сегодняшнем буквальном Израиле, окруженном враждебными соседями и страдающем от внутренних несогласии в политической и социальной областях, едва ли можно сказать, что он живет «в безопасности».
 Но, как показывает Библия, сцена мира в корне изменится. «Вавилон великий», мировая держава ложной религии, будет внезапно уничтожен (Откровение, глава 18). После этого развала ложной религии создастся впечатление, что оставшиеся истинные христиане беззащитны, и сатана или «Гог» не сможет устоять перед соблазном уничтожить их. Он позаботится о том, чтобы под влиянием демонов были собраны „цари земли всей вселенной" «на брань в оный великий день Бога Вседержителя» в Армагеддоне (Иезекииль 38: 12-16; Откровение 16: 14,16).
 Следовательно, «Армагеддон» не может быть небольшим местечком на Ближнем Востоке, но является скорее мировой ситуацией. Весь мир будет объединен в своем сопротивлении Иегове Богу и Его свидетелям (Исаия 43: 10-12). Злостное нападение сатаны на истинных христиан — не война между народами в области Ближнего Востока — побудит Бога вести войну для защиты Своего народа (Иезекииль 38: 18-23; Захария 2: 8).
 Поэтому истинные христиане сегодня делают больше, чем пассивно наблюдать за Ближним Востоком. Они заботятся главным образом о том, чтобы обращать внимание людей на то, что действительно говорит Слово Бога об этой грядущей войне. Свидетели Иеговы приобрели по всему миру славу, что они безбоязненно приносят эту весть в квартиры людей. Но ты, вероятно, спрашиваешь себя, почему Бог любви приведет такую войну? Возможно ли пережить ее? Следующие два издания Сторожевой Башни будут разбирать эти вопросы.

 [Сноска На Странице 5]
 Церкви т. наз. христианства не познают, что духовный Израиль состоит из определенного числа членов, а именно из 144 000, как это открывается в Библии (Откровение 7: 4). Вследствие этого некоторые приходят к ошибочному заключению, что Павел предсказал массовое обращение иудеев и «всего языческого мира» (The Jerusalem Bible). Но его наглядное пояснение о маслине в 11 главе Римлянам не имело бы смысла, если при этом речь идет не об определенном числе.

 [Сноска На Странице 6]
 Некоторые переводят, правда, еврейское слово олам словом «навсегда», но Уильям Гесениус, авторитет в области еврейского языка, придает ему следующее значение: «Скрытое время [в особенности темное и очень далекое, долго продолжающееся], начало или конец которого неопределенны или неограничены». В Nelson's Expository Dictionary of the Old Testament говорится: «С предлогом ад слово может означать «на неопределенное будущее». (Сравни Второзаконие 23: 3; 1 Царств 1: 22.)

 [Рамка На Странице 7]
 Мексиканский лирик и эссеист Октавио Пац по поводу присуждения премии мира Немецкой книжной торговли 7 октября 1984 г. в церкви Павла в Франкфурте сказал в своих словах благодарности: «Ужас охранил нас до сих пор от большой катастрофы. Однако мы избежали Армагеддона, но не войны: с 1945 г. не прошел ни один день без военных действий в Азии или Африке, в Латинской Америке или на Ближнем и Среднем Востоке".

 

Сторожевая Башня издается теперь одновременно на многих языках

 Шведский, Датский, Норвежский, Финский, Португальский, Немецкий, Педи, Суто, Тсонга, Зулу
 В английском первом номере (июль 1879 г.) этого журнала говорилось: «Как это дает понять название, дело идет о башне, с которой „малому стаду" объявляются дела особенного интереса и пользы». Сегодня Сторожевая Башня раздает духовную пищу также «великому множеству людей», искренним лицам, имеющим надежду достигнуть вечной жизни на нашей земле (Луки 12:32; Откровение 7:9-17).
 С тиражом журнала Сторожевая Башня повысилось также число языков, на которых он издается. Сегодня их 102 языка. Согласно отчетам, число новых подписок на журналы Сторожевая Башня и Пробудитесь! в прошлые 70 лет значительно повысилось. То же самое относится и к распространению отдельных экземпляров в общественности. Некоторые числа в сравнении:

Год Новые подписки Распространенные журналы
1914 2746 95973
1944 292 258 9293913
1964 1551436 127055165
1984 1812 221 287 358 064


 И снова достигнута новая веха в 105-летней истории журнала Сторожевая Башня: он появляется теперь на более 20 языков одновременно. Какое же радостное развитие! Да употребляет Иегова этот журнал и впредь великолепным образом, чтобы возвещать свое мессианское Царство
 Сторожевая Башня издается теперь одновременно на многих языках
 Голландский, Французский, Испанский, Итальянский, Афринаанс, Японский, Тсвана, Чивенда, Хоза, Бемба

 

„Вам надлежит быть учителями"

„Раб Господа должен быть учительным" (2 ТИМОФЕЮ 2: 24).

 В ОДИН из весенних дней 31 года н.э. Иисус под открытым небом произнес речь перед большим множеством народа. Люди самого различного рода собрались послушать Его, Великого Учителя. Он — без помощи современных микрофонов — воспользовался естественной акустикой горного склона, чтобы Его могли слышать. Что Он говорил, было удивительным. Слушавшие Его единогласно заметили потом, что они никогда еще не слышали ничего подобного. В сообщении говорится: «Народ дивился учению Его» (Матфея 7: 28). В этом и во многих других случаях Иисус доказал, что Он был действительно превосходным учителем.
2 Сверх того, Он заявил Своим последователям, что и они станут учителями. Он сказал: «Итак, идите, научите все народы... уча их соблюдать все, что Я повелел вам» (Матфея 28: 19, 20). Апостол Павел также подчеркивал, что у христиан имеется обязанность учить. «Ибо, судя по времени, вам надлежало быть учителями», — писал он еврейским христианам (Евреям 5: 12). Тимофею он сказал: «Рабу же Господа не должно ссориться, но быть приветливым ко всем, учительным» (2 Тимофею 2: 24).
3 Почему так подчеркивается обучение? Потому что христиане должны знать, как им учить, когда они проповедуют от дома к дому и на улице или когда они повторно посещают интересующихся лиц и проводят библейские изучения. Каждый свой контакт с другими они стараются использовать для поучения. (Смотри Иоанна 4: 7-15.) Кроме того, христианскому служителю Бога приходится учить, когда он дает личный совет или обращается к собранию в Зале Царства. Зрелые женщины должны „учить добру" молодых женщин (Титу 2: 3-5). Христианские родители стараются воспитывать своих детей «в учении и наставлении Господнем [Иеговы, НМ]», а для этого требуется большая способност учить (Ефесянам 6: 4; Второзаконие 6: 6-8). Не удивительно, что апостол Павел сказал, что христианин должен быть «учительным»!
4 Однако учить не легко. Это — искусство (2 Тимофею 4: 2). Как могут христиане — в конце концов, не многие из них „мудрые по плоти" — развивать это искусство? (1 Коринфянам 1: 26). Это возможно только с помощью Иеговы (Матфея 19: 26). Иегова дает мудрость тем, кто просит Его об этом (Иакова 1: 5). Его святой дух помогает старающимся исполнять Его волю, и Он дал нам Библию, которая „полезна для научения" и помогает нам быть оснащенными «ко всякому доброму делу», включая дело обучения (2 Тимофею 3: 16, 17).
5 Библия помогает нам становиться лучшими учителями. Особой помощью являются достоверные сообщения о служении Иисуса, способность учить Которого приводило в изумление Его современников (Марка 1: 22). Если мы узнаем, что сделало Его таким хорошим учителем, то мы можем постараться подражать Ему. Является фактом, что в деле учения следует принимать во внимание два пункта: личные качества учителя и его метод учения. Теперь посмотрим, как это было в случае Иисуса и чему мы можем научиться из Его примера.

Учитель...

6 В одном случае Иисус сказал: «Мое учение — не Мое, но Пославшего Меня» (Иоанна 7: 16). В другой раз, Он сказал: «Ничего не делаю от Себя, но как научил Меня Отец Мой, так и говорю» (Иоанна 8: 28). Таким образом, Иисус обращал внимание других на Своего Небесного Отца. Хотя Он был Мессией, Он считал важным прославлять имя Иеговы, а не Свое Собственное (Матфея 6: 9; Иоанна 17: 26). Это смиренное отношение способствовало тому, что Он был превосходным учителем. Сегодняшние христианские учителя должны быть такими же смиренными. Их побуждение состоит не в том, чтобы хвалить самих себя как учителей, но Иегову как автора учебного материала. Таким образом, их ученики станут служителями Бога, а не учениками какого-либо человека. (Сравни Деяния 20: 30.)
7 Обрати также внимание на то, что Иисус пришел, «чтобы свидетельствовать об истине», и что Он основательно знал Свой предмет преподавания (Иоанна 17: 17; 18: 37). Уже в возрасте 12 лет Он проявлял большой интерес к Писанию (Луки 2: 46, 47). Иисус, несомненно, любил истину (Псалом 39: 9). Это глубокое понимание истины и любовь к ней способствовали убеждению Иисуса, что другие должны были слышать Его весть, и Он был полон решимости учить людей как можно эффективно (Иоанна 1: 14; 12: 49,50).
8 Как обстоит дело с нами? Мы, вероятно, очень много знаем об истине, но любим ли мы ее? Находим ли мы время для изучения, чтобы быть в состоянии, с большим умением передавать ее другим? Говорим ли мы охотно об этом? Если мы углубляем свое понимание истины, то с этим растет и наша любовь к ней и потребность поделиться ею с другими. Псалмопевец называл блаженным того, у кого «в законе Господа [Иеговы, НМ] воля его, и о законе Его размышляет он день и ночь». Такой человек, как говорит Библия, «во всем, что он ни делает, успеет», и это включает его учебную деятельность (Псалом 1: 1-3).
9 Хорошо знать предмет, однако, не достаточно, чтобы быть хорошим учителем. Когда ты ходил еще в школу, у тебя был, возможно, однажды учитель, хорошо владевший своим предметом, но не был хорошим учителем. Почему так? Может быть, ему недоставало качества, которым в изобилии обладал Иисус: глубокой любви к людям и интереса к ним. Мы читаем в сообщении: «Видя толпы народа, Он сжалился над ними, что они были изнурены и рассеяны, как овцы, не имеющие пастыря» (Матфея 9: 36). Он никогда не был слишком утомленным или занятым, чтобы помогать другим (Иоанна 4: 6-26). Несмотря на их слабости, Он был приветлив, нежен и терпелив. Он хотел помогать (Луки 5: 12, 13). Эти же качества необходимы христианскому учителю сегодня, если он также хочет иметь успех.
10 Обрати внимание на четвертый признак, отличавший Иисуса как учителя. «Он не сделал никакого греха, и не было лести в устах Его» (1 Петра 2: 22). Он не делал ничего, что могло бы умалить Его учебную деятельность. Так ли это и с нами? Павел писал римлянам: «Как же ты, уча другого... не красть, крадешь?» (Римлянам 2: 21, 22). Активен ли сам в проповедническом служении тот старейшина, который внушает собранию важность этого служения? Тот, кто в своем докладе поощряет к чтению Библии, имеет ли он сам программу чтения Библии? В некоторых случаях можно приобрести противника без единого слова только поведением (1 Петра 3: 1). Поступки могут говорить громче слов. Если наши поступки противоречат нашим словам, то учащийся скоро обнаружит противоречие, и тогда напрасна, возможно, наша учительская деятельность.
11 Желание учителя восхвалять Иегову, его понимание истины и его любовь к ней, его дружелюбный интерес к другим и его пример — все это значительные признаки хорошего учителя. Такие качества действуют привлекательно на искреннего учащегося, даже если учитель не особенно проворен в стиле и методе преподавания. И все-таки учить — это искусство, и мы можем улучшить способность учить, если обращаем внимание на стиль и метод обучения. Рассмотри некоторые методические аспекты учительской деятельности Иисуса, и подумай, не могут ли они помочь тебе, стать лучшим учителем.

... и Его метод обучения

12 Прочитай раз первые стихи Нагорной проповеди Иисуса, чтобы охватить особенность стиля обучения Иисуса (Матфея 5: 3-12). Что ты замечаешь сразу? Иисус тщательно выбирал Свои слова. Ряд коротких предложений, начинающихся с оборота речи «Блаженны...», образует достопримечательное вступление. Заметь еще: Он не употреблял сложных, высокопарных слов или предложений. Он высказывал глубокие истины, но Он излагал их простым образом. Это вот секрет хорошего стиля обучения: ПРОСТОТА. Читай речь Иисуса до конца и обращай внимание на другие примеры того, что Он выражал глубокие истины просто и ясно (Матфея 5: 23, 24, 31, 32; 6: 14; 7: 12). Затем подумай, как мог бы ты простым образом объяснить некоторые глубокие истины — например, времена язычников или вопрос, почему Библия предоставляет возможность как небесной, так и земной надежды.
13 Читай теперь Матфея 5: 14-16. Иисус ободрял простых людей распространять истину, словом и делом. Этим они были, возможно, ошеломлены. Ведь в те дни взирали на книжников и фарисеев, как на учителей иудейского народа. Однако Иисус очень убедительно объяснил им эту мысль. Каким образом? Тем, что Он употребил превосходное наглядное пояснение. Да, НАГЛЯДНЫЕ ПОЯСНЕНИЯ являются ценным вспомогательным средством, которым часто пользовался Иисус.
14 Почему же наглядные пояснения? Потому что нашему уму легче всего думать образно. Намеком на знакомые условия наглядные пояснения помогают легче понимать, духовные вещи. Иисус сравнил Иегову, Который слышит молитвы, с отцом, дающим своим детям все хорошее. Трудный путь к жизни был описан, как узкий путь или тесные ворота. Лжепророки были сравнены с волками, переодетыми в овцы, или с деревьями, приносящими гнилые плоды (Матфея 7: 7-11, 13-21). Благодаря этим близким к действительности наглядными пояснениями слова Иисуса были, полны жизни. С их помощью, Он давал достопамятные, незабываемые уроки.
15 И сегодня христианские учителя пользуются наглядными пояснениями, чтобы делать новые представления более понятными для других. Некоторые наглядно поясняют нелепость учения об аде, задавая слушателю вопрос, как думал бы он о родителях, которые, наказывая своего непослушного ребенка, держали бы его руку в огне. Тот факт, что только сравнительно немногие люди пойдут на небо, тогда как у большинства имеется надежда на вечную жизнь на земле, можно сравнить с тем, что в каждом народе лишь некоторые принадлежат к правительству, тогда как большинство извлекает пользу из правительства. Обычно наглядное пояснение следует брать только из знакомой слушателю области. Оно не должно нуждаться в многословном объяснении или быть таким длинным, что утрачивается поучительный пункт.
16 Помни, что можно применять также визуальные наглядные пояснения. Когда спросили Иисуса, следует ли кесарю платить налог, Он для пояснения Своего ответа указал на монету (Матфея 22: 17-22). Отмечая необходимость смирения, Он пояснил этот пункт, призвав к Себе дитя (Матфея 18: 1-6). Когда Он говорил о стопроцентной преданности, Он указал на вдову, которая положила в сокровищницу храма все, что имела — две мелкие монеты (Марка 12: 41-44). На христианских сходках в Залах Царства некоторые докладчики пользуются стенными досками, картинами, картами и диапозитивами, в то время как при домашнем библейском изучении можно употреблять печатные иллюстрации или другие вспомогательные средства. Визуальные наглядные пояснения гораздо эффективнее, чем только слова.
17 Прочитай еще раз описанную в Матфея 12: 10-12 ситуацию, как Иисус справился с фарисеями. Обрати внимание на то, как умело Он ответил на очень коварный вопрос. Да, Он применил наглядное пояснение. А заметил ли ты, в какой форме, Он его высказал? Вопросом. Таким путем Он искусно показал Своим Слушателям более здравый взгляд на субботу. Итак, ВОПРОСЫ являются дальнейшим неоценимым вспомогательным средством обучения, которым пользовался Иисус. Обрати внимание на то, как Иисус применял вопросы, чтобы побудить Своих слушателей приостановиться и призадуматься и заставить противников снова обдумать свою точку зрения (Матфея 17: 24-27; 21: 23-27; 22: 41-46).
18 Подобным образом христиане могут и сегодня употреблять вопросы. Например, если защитник учения о триединстве приводит Матфея 28: 18, чтобы доказать, что Иисус всемогущ и поэтому равен Богу, то мы можем, как это рекомендуется опытными учителями, при помощи вопросов побудить призадуматься. Мы можем, например, задать следующие вопросы: «Если Иисусу была дана всякая власть, то кто же ее дал Ему? И какое положение занимал Иисус, прежде чем была дана Ему вся власть?» Этим защитнику триединства будет дана возможность, рассмотреть это место Писания в ином свете. Кто-либо, кто верит в учение об аде, употребляет, может быть, притчу о богаче и Лазаре, чтобы доказать существование огненного ада (Луки 16: 19-31). Помочь ему можно бы было следующими вопросами: «Куда попал бедный после смерти? Если он попал на небо, то означает ли это, что на небе каждый возлежит на лоне Авраама? Как же, собственно, попал туда Авраам, поскольку до времени Иисуса ни один человек не был вознесен на небо?» (Иоанна 3: 13). Такие вопросы дали бы понять, что описанное в притче состояние бедного после смерти должно быть символическим. Поэтому также и состояние богача, после того как он «умер», надо понимать символически, а не буквально — особенно ввиду того, что говорят об аде другие места Писания (Екклесиаст 9: 10). *
19 Вопросами учащийся втягивается в процесс учения. Даже риторические вопросы (на которые докладчик не ожидает ответа от своих слушателей) поощряют слушателя призадуматься. Заметь, как Иисус в Матфея 11: 7-11 употребляет риторические вопросы. Вопросы имеют еще другую цель. Часто нам необходимо знать, что происходит в мыслях человека, прежде чем мы можем ему помочь. Поскольку мы, в противоположность Иисусу, не можем заглядывать в сердце другого, то нам остается лишь одна возможность достать эту информацию: ставить хорошо продуманные вопросы (Притчи 18: 13; 20: 5).
20 Да, учить — это есть искусство. Чтобы совершенствовать его, учителю самому следует развивать определенные качества и усердно учиться, как учить. Это не легко. Однако можно заботиться об улучшении этого искусства. Быть христианином, значит быть учителем. При очень многих христианских обязанностях необходимо учить. Поэтому мы хорошо поступаем, если применяем совет Павла: «Вникай в себя и в учение». Конечно, у некоторых есть более высокие природные дарования в этом отношении, чем у других. И все-таки учить с успехом могут все, если они прилагают старание к тому и обращаются за помощью к Иегове. Поступая так, они не останутся без неоценимой двойной награды. Ибо апостол Павел сказал: «Занимайся сим постоянно; ибо, так поступая, и себя спасешь и слушающих тебя» (1 Тимофею 4: 16).

 [Вопросы Для Изучения]
  1, 2. В каком отношении христианам следует подражать Иисусу?
  3. В каких областях от христиан ожидается, чтобы они учили?
  4, 5. Что помогает нам становиться хорошими учителями?
  6. Какому признаку учительской деятельности Иисуса должны мы непременно подражать? Почему?
  7, 8. а) Какой великолепный подход к истине имелся у Иисуса? (Псалом 118: 97). б) Как может такой же подход помочь нам, улучшить свою способность учить?
  9. Какое другое качество Иисуса способствовало Его великолепной способности учить?
 10. Почему необходим хороший пример, если желаешь учить с успехом?
 11. О каких других хороших признаках обучения говорится здесь?
 12. а) Какая отличительная черта учительской деятельности Иисуса бросается в глаза в Матфея 5: 3-12? б) Как мог бы ты использовать эту черту, чтобы улучшить свою собственную способность учить?
 13, 14. Почему благодаря наглядным пояснениям слова Иисуса были исполнены жизнью?
 15. Приведи некоторые примеры, чтобы показать, как христиане сегодня могут применять наглядные пояснения, чтобы улучшиться в обучении других.
 16. Какой род наглядного пояснения особенно эффективный?
 17. Приведи другой метод обучения, которым часто пользовался Иисус.
 18. Приведи некоторые примеры, чтобы показать, как сегодняшние христиане при дискуссиях о пунктах учения могут применять вопросы.
 19. Почему вопросы при обучении так ценны во всех ситуациях?
 20. Какую двойную награду мы непременно получим, если будем „вникать в себя и в учение"? (1 Тимофею 4: 16).

 [Рамка На Странице 14]
 Можешь ты это объяснить?
  Какие качества помогали Иисусу быть хорошим учителем?
  Почему эти качества являются помощью для нас?
  Почему при обучении необходима простота?
  Почему употреблением наглядных пояснений и вопросов повышается качество нашего учения?

 

Веди новых к организации Бога

«Братство любите» (1 ПЕТРА 2: 17).

 ЗАДАНИЕ учителя — знакомить с фактами. Но хороший учитель не довольствуется этим. Он передает представления о ценностях, помогает ученику понять важность изученного и показывает ему, как он может применить это наилучшим образом. Прежде всего, это касается христианского учителя. Естественно, что он должен передавать «истину Божию» (Римлянам 1: 25). Однако для этого требуется больше, чем лишь знание определенного учения. Библия поощряет учить страху Иеговы, также как „добру" и „разумности" (Псалом 33: 12; 118: 66, НМ).
2 Иисус говорил еще о других вещах, которым следует учить: «Научите все народы [делайте учеников из людей всех народов, НМ], ... уча их соблюдать все, что Я повелел вам» (Матфея 28: 19, 20). „Все, что повелел" Иисус, включает принимать участие в деле проповедования по всей земле, что было предсказано для нашего времени (Матфея 24: 14). Но имеется еще нечто, чему нам следует учить учащихся. Что же это такое? Чтобы найти ответ, займемся служением апостола Павла и обратим внимание на то, что особенно выделялось в его учительской деятельности.

Павел как организатор

3 Во время своего первого посещения города Коринфа апостол Павел, несмотря на враждебность со стороны иудейской общины, нашел много слушателей. Но Павел не учил новых интересующихся лиц лишь индивидуально. Мы читаем: «И пошел оттуда [из синагоги] и пришел к некоторому чтущему Бога, именем Иусту, которого дом был подле синагоги» (Деяния 18: 7). Этот дом стал местом сходок и поклонения для новых учеников. Вскоре Павел организовал их в собрание (1 Коринфянам 1: 2).
4 Позже Павел поехал в Ефес, где произошло подобное. Он учил интересующихся в личных беседах, «по домам» (Деяния 20: 20). Но он скоро побеспокоился о том, чтобы новые ученики могли также иметь общение друг с другом. Он «отделил учеников [от иудеев] и ежедневно проповедывал в училище некоего Тиранна» (Деяния 19: 9). Вскоре также и эти христиане были организованы в собрание с назначенными старейшинами (Деяния 20: 17,18).
5 Итак, новые, принявшие истину в первом столетии, не были предоставлены самим себе. Они были собраны в собрания. Собрания в свою очередь радовались подкреплению со стороны тогдашней руководящей корпорации. Зрелые братья, как например, Павел и Варнава, проводили много времени обучением в этих новообразовавшихся собраниях и «благовествуя с другими многими слово Господне [Иеговы, НМ]» (Деяния 15: 30-35). К чему такие усилия? Почему новые не предоставлялись самим себе в надежде, что они благодаря своей новообученной совести были бы побуждены поступать правильно?

К чему собрания?

6 Оснований имеется много, и некоторые мы хотим упомянуть здесь. Если кто-нибудь становился христианином, то у него не было больше много общего с миром (Иоанна 17: 14, 15). Был бы он изолирован и предоставлен самому себе, тогда его участью было бы полное одиночество. Однако поскольку у него в местном собрании было бы общение с другими христианами, то он имел бы в них поддержку, чтобы оставаться отделенным от мира. Кроме того, Иисус сказал, что Его последователи будут «едины» (Иоанна 17: 11). Это единство, прежде всего можно было видеть в собраниях. Иисус сказал также: «По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою» (Иоанна 13: 35). Чтобы христиане могли проявлять эту любовь так, что она для внестоящих стала бы видимым признаком, они должны были образовывать объединения. Этими объединениями были местные собрания, в которых христиане взаимно следили за своим духовным и телесным благополучием (Филиппийцам 2: 4). Например, предпринятая помощь для вдов, которую обсуждал Павел с Тимофеем, была явно организована собраниями (1 Тимофею 5: 3-10).
7 Поэтому слова Павла были прямым ободрением поддерживать местное собрание, когда он говорил: «Будем внимательны друг ко другу, поощряя к любви и добрым делам; не будем оставлять собрания своего, как есть у некоторых обычай; но будем увещавать друг друга, и тем более чем более усматриваете приближение дня оного» (Евреям 10: 24, 25). Кроме того, проповедование благой вести о Царстве, задание, с которым так отлично справились в первом столетии, проводилось, несомненно, собраниями в организованной форме (Римлянам 10: 11-15). Старейшины собрания в Антиохии под влиянием святого духа послали Павла и Варнаву миссионерами в никому не назначенные области, и Павел признавал, что старейшины Иерусалимского собрания имели право сказать ему, где он должен был проповедовать (Деяния 13: 1-3; Галатам 2: 8-10).

Местные собрания сегодня

8 Чему можем мы научиться из этих исторических данных? Что нам также следует вести новых к местному собранию. Не иначе, как во дни Павла, истинное христианство сегодня не является религией отшельников. «Прихоти ищет своенравный [кто отдаляется от других, НМ]», — предупреждает книга Притчи 18: 1. С другой стороны, говорится: «Обращающийся с мудрыми будет мудр» (Притчи 13: 20). Новые нуждаются в духовной, моральной и эмоциональной поддержке, которую предлагает собрание христиан. Они должны испытывать все то, что делает таким радостным и единственным в своем роде опытом быть христианином: любовь сохристиан, служение старейшин и благотворное действие единства (Псалом 132: 1).
9 Также и сегодня по всему миру проповедование благой вести о Царстве в организованной форме проводится главным образом местными собраниями (Матфея 24: 14). Поэтому, когда мы осведомляем новых об их обязанности участвовать в этом деле, нам следует приводить их в местное собрание и показывать, как они должны работать совместно с ним.

Интернациональное братство

10 Но апостол Павел знакомил новых не только с местным собранием. Ефесянам он писал: «Одно тело и один дух, как вы и призваны к одной надежде вашего звания» (Ефесянам 4: 4). По всему миру имелось только одно «тело», а не рассеянное число не зависимых друг от друга местных собраний. Также Иисус касался живущих на земле членов этого «тела», когда говорил о „верном и благоразумном рабе", уполномоченном давать „слугам" пищу (Матфея 24: 45-47). Отдельные христиане по всей земле должны были бы признавать эти полномочия «раба», если они желали бы быть обеспеченными им пищей. Благодаря этому возникло бы интернациональное общество христиан.
11 Поэтому апостол Петр о всех христианах своего времени говорил как о „братстве" (1 Петра 2: 17). Они составляли интернациональное «братство» (по-гречески: адельфотес). Новые становились не только частью местного собрания, но и также частью всего этого интернационального братства. Собрания были в связи друг с другом (Колоссянам 4: 15, 16). Когда возникали вопросы, касавшиеся учения, христиане не принимали своего собственного решения. Чтобы получить авторитетный ответ, они обращались к старейшинам Иерусалимского собрания, которые служили тогда руководящей корпорацией для всех собраний (Деяния 15: 2, 6-22). Сам Павел признавал полномочие этой корпорации решать касавшиеся учения вопросы. Хотя он получил истину через особое откровение Иисуса Христа, он поехал в Иерусалим и изложил руководящей корпорации благую весть, которую он проповедовал, чтобы узнать, „не напрасно ли он подвизается или подвизался" (Галатам 1: 11, 12; 2: 1, 2, 7-10).
12 Чтобы в мыслях и поступках сохранить единство „всего братства", для его подкрепления посылались разъездные служители, как Тимофей, Тит и Епафродит, и, кроме того, между ними циркулировали письма от Павла, Петра, Иакова, Иоанна и Иуды. Поскольку существовало такое братство, состоятельные христиане в других странах узнали о нужде своих братьев в Иудее, и Павел — с помощью собраний — был в состоянии организовать оказание помощи нуждающимся (1 Коринфянам 16: 1-4). Отдельные христиане также ободрялись, когда слышали сообщения о терпении других и о вере „братьев в мире" (1 Петра 5: 9).

Знакомь новых с „братством"

13 Существует ли также сегодня такое «братство»? Конечно. Все еще имеется «верный и благоразумный раб» и все еще несет ответственность за снабжение „слуг" (Матфея 24: 45-47). Как и во дни Павла, руководящая корпорация представляет этого «раба» и руководит всемирным делом проповедования «благой вести». И сегодня подкрепляется также интернациональное единство, а именно письмами и печатными изделиями от руководящей корпорации и с помощью зрелых учителей, которые служат в собраниях. Это облегчает знакомящемуся с истиной стать частью местного собрания, а также рассматривать себя частью всемирного «братства». Является ответственностью христианского учителя помогать учащемуся в этом. Каким образом он может это делать?

Помогать другим любить „братство"

14 Христианский учитель может рассказывать учащемуся о собрании и интернациональном «братстве», и затем показать его ему. Как может он рассказать ему об этом? Ниже будут приведены некоторые возможности, которыми с успехом пользуются опытные учителя: найди время до или после библейского изучения поговорить о собрании и о том, почему оно, согласно Библии, так важно, также и о „верном и благоразумном рабе" и о том, как он нам служит сегодня. Опиши Зал Царства и сходки. Упомяни кое-что интересное, чему ты научился на сходках. Включай в свою молитву перед занятием и после него местное собрание и также интернациональное братство.
15 Но как же ты можешь показать ему это? Следующие возможности оказались успешными: как можно скорее приглашай других из собрания сопровождать тебя на изучение Библии, чтобы учащийся воз- можно рано мог подружиться с новыми. Он должен понять, что он, все равно, каких бы друзей он не потерял в старой системе вещей, будет обильно возмещен новыми знакомствами в „братстве в мире" (1 Петра 5: 9; Матфея 19: 27-29). Употребляй в полной мере брошюру Свидетели Иеговы в двадцатом столетии (англ.). Она описывает теперешнюю интернациональную организацию Свидетелей Иеговы и содержит некоторые превосходные снимки большого конгресса, Зала Царства, сходки и проповеднической деятельности и т.д. Это дает учащемуся наглядное представление о поле деятельности „братства". Также в книге Ты можешь навсегда жить в раю на земле 23 глава содержит обогащенное цветными картинками описание организации Бога сегодня.
16 Не забывай также, что Павел в Ефесе организовал сходки вскоре после того, как установил интерес (Деяния 19: 9, 10). Когда «неверующий или незнающий» приходит на правильно проводящуюся христианскую сходку, то, как пишет Павел коринфянам, «тайны сердца его обнаруживаются; и он падет ниц, поклонится Богу и скажет: „истинно с вами Бог"» (1 Коринфянам 14: 24, 25). Так это и сегодня: чем раньше учащийся войдет в контакт с местным собранием, тем скорее он поймет, где действительно находится истина. Поэтому христианские учителя как можно раньше приглашают учащихся посещать сходки собрания и конгрессы. Если необходимо, то они идут интересующемуся навстречу, заходя лично за ним перед сходкой. Если их собрание посетится сегодняшним «Титом» или «Епафродитом» — районным или областным надзирателем —, то они следят за тем, чтобы он и его жена познакомились с учащимся, пригласив гостей, к примеру, принять участие в регулярном изучении Библии.
17 Всемирное собрание помазанных Иеговы есть — «столп и утверждение истины» (1 Тимофею 3: 15). Чтобы новые интересующиеся лица извлекали пользу из этого „утверждения [опоры, НМ]", им необходимо примкнуть к сотням тысяч кротких, собирающихся вокруг этих помазанников (Захария 8: 23). Сегодня эти кроткие составляют интернациональное братство, насчитывающееся свыше двух с половиной миллионов. Принять истину, включает в себя присоединиться к интернациональному братству. Когда интересующиеся становятся частью этого братства, они могут пользоваться всей поддержкой и защитой, которую оно предлагает. Они пользуются братской любовью своих сохристиан и имеют возможность отвечать им своей любовью (Евреям 13: 1). Это значит также, что они становятся частью интернационального бесчисленного множества людей, которое переживет наступающую великую скорбь, чтобы после этого навсегда радоваться счастливому общению (Откровение 7: 9-17). Итак, наставляя учащихся библейским учениям, ты не должен забывать вести их к „братству" и внушать им любовь к нему (1 Петра 2: 17).

 [Вопросы Для Изучения]
  1, 2. Кроме учений, что еще передается христианскими учителями?
  3. Как действовал Павел, когда поучал новых интересующихся лиц в Коринфе?
  4. Что возникло в Ефесе вскоре после того, как Павел начал там учить?
  5. Что делали христианские учителя как можно рано, чтобы помогать новым?
  6. Почему первые христиане организовывались в собрания?
  7. а) Какое значение имеют слова Павла из Евреям 10: 24, 25? б) Какую роль играли собрания христиан первого столетия, что касалось проповеднического дела?
  8, 9. По каким причинам мы также должны вести своих интересующихся к местному собранию?
 10. Приведи некоторые места Писания, которые дают узнать интернациональное единство христиан первого столетия.
 11. а) Как называл Петр эту интернациональную организацию христиан? б) Каким мероприятием сохранялось единство в учении среди христиан первого столетия? Как показывал Павел, что, он признавал это мероприятие?
 12. Какие дальнейшие меры объединяли „братство"?
 13. Какое сходство имеется между всемирным „братством" в первом столетии и сегодняшним братством?
 14. Какими возможностями пользовался ты успешно, чтобы рассказать кое-что изучающим Библию о местном собрании, а также об интернациональной организации народа Бога?
 15. Какие имеются у нас замечательные возможности показать интересующимся местное собрание и интернациональную организацию?
 16. а) Что следует нам делать с изучающими Библию как можно рано? Какое имеется библейское основание для этого? б) Что можем мы предпринять при посещении районного или областного надзирателя, чтобы помочь изучающему Библию стать частью народа Бога?
 17. Что является важной частью нашего дела учения и подготовки учеников? (Матфея 28: 19, 20). Какую пользу извлекают из этого учащиеся?

 [Рамка На Странице 19]
 Помнишь ли ты?
  Что делал Павел с новыми интересующимися лицами в Ефесе и Коринфе?
  Почему это было так полезно для них?
  С чем должны мы знакомить учащихся, кроме пунктов учения?
  Какие практические возможности имеются у нас для этого?

 

Истоки царской власти в Израиле - Первые две книги Царств

 «Разве вы не читали, что сделал Давид, когда взалкал сам и бывшие с ним? Как он вошел в дом Божий, взял хлебы предложения, которых не должно было есть никому, кроме одних священников, и ел, и дал бывшим с ним?» (Луки 6: 3, 4). Этими словами Иисус заставил замолчать некоторых фарисеев, обвинявших Его учеников в нарушении субботы, потому что они сорвали и съели несколько колосьев в субботу.
 Он показал этим еще что-то другое. Историческое сообщение о Давиде и „священном хлебе" записано в первой книге Царств (1 Царств 21: 1-6). Факт, что Иисус сослался на эту книгу, чтобы опровергнуть возражение, показывает Его хорошее знакомство с ней и наводит на мысль, что и нам следовало бы ознакомиться с ней. Наряду с ее спутником, второй книгой Царств, она содержит сведения, которые были ценны для Иисуса и которые ценны для нас сегодня (Римлянам 15: 4).
 Что представляют собой первые две книги Царств? Они находятся в Еврейских Писаниях и являются историческими книгами, описывающими поворотный пункт в истории народа Бога. Прежде израильтянами правили один за другим судьи. Эти две книги описывают конец этой эры и начало правления израильскими царями. Книги полны захватывающих событий и обворожительных лиц. Мы встречаем Самуила, последнего из судей, и первых двух царей, Саула и Давида. Мы также встречаем множество других незабываемых личностей: жалкую фигуру Илия, мудрую и тактичную Авигею, храброго, но доброго Ионафана и также братьев Авессу и Иоава, которые были сильны для Иеговы, но жестоки в личной кровной мести (Евреям 11: 32). Эти две книги учат принципам, которые все еще важны, и описывают события, имевшие длительное влияние на народ Бога и даже на все человечество.

Царь, потерпевший неудачу

 Первым, кого Иегова помазал царем над Израилем, был Саул. Он начал хорошо, но позже, ввиду угрожавшего нападения филистимлян, он не проявлял надлежащего доверия к Иегове. Поэтому Самуил сказал ему, что его сыновья не унаследуют царства. Вместо этого, по словам Самуила, «Господь [Иегова, НМ] найдет Себе мужа по сердцу Своему, и повелит ему Господь [Иегова, НМ] быть вождем народа Своего» (1 Царств 13: 13, 14). Однако Саул остался царем до своей смерти.
 Позже этому первому царю было приказано вести карательную войну против амаликитян. Саул не исполнил полностью приказов Иеговы и таким образом вызвал дальнейшее неудовольствие. Самуил был побужден сказать: «Неужели всесожжения и жертвы столько же приятны Господу [Иегове, НМ], как послушание гласу Господа [Иеговы, НМ]? Послушание лучше жертвы и повиновение лучше тука овнов» (1 Царств 15: 22). Это принцип, который до сих пор действителен для тех, кто служит Иегове в руководящих позициях. Поскольку Саул был, непослушен, пророк Самуил продолжал словами: «За то, что ты отверг слово Господа [Иеговы, НМ], и Он отверг тебя, чтобы ты не был царем» (1 Царств 15: 23). Позже Саул обнаружил, как далеко он отошел от пути истинного поклонения, когда обратился к спиритке (1 Царств 28: 8-25).

Царский успех

 Последователем Саула стал Давид, сын Иессея. Давид отличался от Саула. В юности он проявил доверие к Иегове, когда убил филистимского великана Голиафа. Затем, когда ему пришлось бежать, чтобы спасти свою жизнь из-за ревности Саула, он все же был дальше послушен Иегове во всем. Не раз Давид мог бы убить Саула. Но он воздерживался, ожидая назначенного Иеговой времени, чтобы стать царем. Именно в это тяжелое время священник Ахимелех дал ему поесть хлебы предложения в случае, который Иисус упомянул в разговоре с фарисеями. Некоторое время спустя Саул умер, и начал править Давид. Но сначала лишь его собственное колено, иудейское, признавало его. Остальные колена продолжали следовать за Иевосфеем, оставшимся в живых сыном Саула. Давид, однако, не проявлял мстительности по отношению к своему сопернику. Когда, в конце концов, на Иевосфея было совершено покушение, Давид казнил убийц. И когда убили Авенира, главного генерала Иевосфея, он приказал общий траур (2 Царств 3: 31-34; 4: 9-12). Такая смиренность, терпеливость, выдержка и доверие к Иегове необходимы служителям Иеговы всякого века.

«Сын Давидов»

 Когда Давид в итоге стал царем над вновь объединенной нацией, он сразу подумал о том, чтобы построить постоянный дом для ковчега завета, символа присутствия Иеговы в Израиле. Иегова не согласился с этим, но в знак признания выдающейся верности Давида Он заключил с ним замечательный союз: «Будет непоколебим дом твой и царство твое на веки пред лицем Моим, и престол твой устоит во веки» (2 Царств 7: 16).
 Таким образом Давид стал звеном в длинной, не прерванной родословной цепи, ведущей от Адама — через Авраама, Исаака, Иакова и Иуду — к обетованному Мессии (Бытие 3: 15; 22: 18; 26: 4; 49: 10). Когда, в конце концов, появился бы Мессия, Он был бы потомком Давида. Это так и было у Иисуса, как со стороны Его приемного отца, так и со стороны Его матери (Матфея 1: 1-16; Луки 3: 23-38). В евангельских сообщениях Он часто называется „Сыном Давидовым" (Марка 10: 47, 48).
 Как официальный «Сын Давидов», Иисус был наследником Давида. Что Он получил в наследство? Ангел Гавриил сказал Марии: «Он [Иисус] будет велик и наречется Сыном Всевышнего; и даст Ему Господь [Иегова, НМ] Бог престол Давида, отца Его; и будет царствовать над домом Иакова вовеки, и Царству Его не будет конца» (Луки 1: 32, 33). Давид вновь объединил весь народ Бога в одно царство, как это описывается во второй книге Царств. Итак, Иисус наследовал господство над всем Израилем.
 Отметим также еще один факт о Давиде, о котором сообщается в первой книге Царств: «Давид же был сын Ефрафянина из Вифлеема Иудина, по имени Иессея» (1 Царств 17: 12). Это заявление не является просто интересной исторической заметкой. И Мессия, как «Сын Давидов», должен был родиться в Вифлееме: «И ты, Вифлеем — Ефрафа, мал ли ты между тысячами Иудиными? из тебя произойдет Мне Тот, Который должен быть Владыкою в Израиле, и Которого происхождение из начала, от дней вечных» (Михей 5: 2). Иисус, конечно, выполнил это условие, необходимое, чтобы быть Мессией (Матфея 2: 1,5,6).

Действия, изменившие историю

 Многие подвиги Давида имели длительные последствия. Например, Давид вырос лишь несколько километров от Иерусалима. Когда он был мальчиком, этот город находился в руках Иевусеев, и Давид, безусловно, восторгался его почти неприступным расположением на крутой, скалистой и голой возвышенности, известной как гора Сион. Теперь, будучи царем, он был в состоянии делать больше, чем восторгаться им. Вторая книга Царств наглядно рассказывает о том, как Давид, вопреки насмешкам иевусейских жителей, «взял крепость Сион: это — город Давидов» (2 Царств 5: 7). Таким образом Иерусалим выдвинулся в центральную позицию мировой истории, которую он с тех пор временами занимал и дальше.
 Город Иерусалим стал царской столицей Давида и остался столицей земных царей Бога в продолжение сотен лет. В первом столетии Иисус, «Сын Давидов», проповедовал там. Чтобы представиться иудеям как Царь, Иисус въехал на осле именно в Иерусалим (Матфея 21: 1-11, 42—22: 13; Иоанна 7: 14). И вне врат Иерусалима Иисус пожертвовал Свою жизнь ради человечества, после чего Он был воскрешен, вознесен на небо и терпеливо ждал, как Давид, пока Иегова не сказал бы Ему, когда начать править Царем (Псалом 109: 1; Деяния 2: 23, 24, 32, 33; Евреям 13: 12).
 Правление Давида в Иерусалиме напоминает нам также о том, что его потомок Иисус теперь также правит в Иерусалиме, т.е. в „небесном Иерусалиме" (Евреям 12: 22). Место небесного Иерусалима на небе называется „горой Сион", что напоминает нам скалистую, голую возвышенность, которая являлась местоположением первоначального города (Откровение 14: 1).
 К концу своего царствования Давид провел незаконную перепись народа. В наказание Иегова наслал бедствие на весь народ. Несущий поражение ангел наконец остановился у гумна, принадлежавшего иевусейскому землевладельцу по имени Орна. Давид купил эту землю от Орны и соорудил там жертвенник для Иеговы (2 Царств 24: 17-25). Этот акт также имел длительные последствия. Этот участок стал местоположением храма Соломонова и позже восстановленного храма. И так это место на столетия было мировым центром истинного поклонения. Сам Иисус проповедовал в храме Ирода, построенном вокруг того участка, который однажды был гумном иевусеянина Орны (Иоанна 7: 14).
 Да, первые две книги Царств знакомят нас с действительно жившими людьми и объясняют важные принципы. Они показывают, почему первый царь Израиля оказался несостоятельным и почему второй царь, несмотря на некоторые трагичные ошибки, был чрезвычайно успешным. Они проводят нас через важный период в истории, а именно через истоки человеческого царского правления у народа Бога. Мы наблюдаем, как Иерусалим становится столицей этого царства, и отмечаем приобретение того места, которое на несколько столетий должно было стать центром истинного поклонения. И мы узнаем о важном ключе, помогающем нам определить ожидаемого Мессию. Он должен был быть „Сыном Давидовым".
 Да, это действительно достойные замечания книги. Каждому христианину следовало бы самому прочитать их.

 [Рамка На Странице 22]

«Вел себя, как пророк»

 Что подразумевает Библия под словами: «На него [Саула] сошел Дух Божий, и он шел и пророчествовал [вел себя, как пророк, НМ]» (1 Царств 19: 23)? Когда пророки Иеговы передавали сообщения Бога, они говорили под влиянием святого духа, который „исполнял их силой" и, несомненно, побуждал их говорить с действительно необычайной интенсивностью и чувством (Михей 3: 8; Иеремия 20: 9). Их поведение, вероятно, казалось другим странным, возможно, даже неразумным. Тем не менее, богобоязненные лица принимали их сообщения всерьез, как только было установлено, что они говорили от Иеговы. (Сравни 4 Царств 9: 1-13.) Следовательно, в данном случае Саул действовал необычным образом, что напоминало наблюдателям волнение пророка, собиравшегося передать сообщение от Иеговы. При этом он снял свою одежду и пролежал всю ночь голым (1 Царств 19: 23, 24). Это, может быть, служило для того, чтобы показать, что он, противясь намерениям Иеговы Бога, был просто человеком без всякой царской власти или авторитета. Когда царь Саул «бесновался [вел себя, как пророк, НМ]» в раннем случае, он пытался убить Давида копьем (1 Царств 18: 10, 11).

 [Рамка На Странице 23]

«Злой дух от Иеговы»

 «А от Саула отступил Дух Господень [Иеговы, НМ], и возмущал его злой дух от Господа [Иеговы, НМ]» (1 Царств 16: 14). Знаешь ли ты, что это значит? Нам не надо думать, что Иегова буквально послал злого духа, чтобы терроризовать Саула. Скорее это было так, что, когда Иегова удалил Свой святой дух, Саул был одержим злым духом или внутренним побуждением творить зло. (Сравни Матфея 12: 43-45.) Почему говорится, что Иегова был источником этого злого духа? Потому что Он, удалив Свой святой дух, сделал возможным, чтобы Саул стал одержим злыми побуждениями или порывами. «Злой дух» удалил спокойствие духа Саула и временами заставлял его действовать безрассудно.