Понедельник, августа 02, 2021
Руководящий совет cвидетелей Иеговы запрещает свободу слова на религиозную тему
или о cвидетелях Иеговы, которая вне надзора «верного и благоразумного раба».

Кто может спасти мир?

 В ответ на этот вопрос некоторые могут сказать: «Никто». И никто из нас не может отрицать, что проблемы в мире так быстро возрастают и что они являются такими сложными, что современным человеческим правительствам или даже Объединенным Нациям задача спасения мира, кажется, не по плечу.
 Но так как вопрос относительно спасения мира затрагивает нашу жизнь и наше будущее, то у нас есть хорошее основание хотеть узнать: «Имеется ли какая-нибудь возможность спасти мир? Если да, то через кого?»
 Лидеры мира склонны смотреть пессимистически на будущее. В одном состоящем из 26 страниц отчете о международном положении, бывший генеральный секретарь ООН, Курт Вальдхейм, сказал: «Последний год принес новые кризисы и мало ободрения. ... Мировое положение менялось неожиданным и иногда зловещим образом, ... имея тенденцию ухудшать многие существующие проблемы». Он добавил, что люди правы, если они «смотрят на эту ситуацию с тревогой».
 В конце 1981 года передовая статья в латинско - американской газете Daily Post целенаправленно задала следующий вопрос: «Когда вы проснулись сегодня утром и прочли заголовки газеты, то не показался ли вам внезапно сегодняшний мир крайне опасным, ненадежным местом?» Рассмотрев разные аспекты международных проблем, передовая статья кончала словами: «Нам хотелось бы завтра проснуться, пробежать заголовки и получить чувство, что дела улучшаются. Но мы как-то не можем просто представить себе этого».
 Особенно молодежь склонна видеть мировое положение в отрицательном свете. Как сообщается, Западная Германия озабочена «увеличивающейся армией бесцельных, иногда насильственных, не ясно выражающих свои мысли, обычно безработных и часто нетрудоспособных подростков». Общественный работник описывал их как не имеющих «ни кругозора, ни перспектив, ни надежды». Один из этих молодых людей заявил: «Честно говоря, я убежден, что мир не будет существовать дальнейшие пять или десять лет. Но нам надо что-нибудь предпринять в отношении существующего положения. Мы достигли стадии, когда мы отклоняем нести ответственность за систему, которую мы не одобряем».
 Что думаешь ты лично? Можешь ли ты, оглянувшись на твой короткий срок жизни, сказать, что мир сегодня является лучшим местом жительства, чем раньше? Сегодня большинство людей тотчас отвечают отрицательно. Мир, кажется, идет скорее навстречу погибели. Можно его спасти? Несомненно, ты соглашаешься, что эта земля — чудесное место для жительства, и ты делаешь все возможное, чтобы удлинить твою жизнь по возможности на долгое время. В чем же состоит проблема? Заметил ли ты слова молодого человека в предыдущем абзаце? Он говорил о «системе», которую он не одобряет. Интересно, что апостолы спрашивали Иисуса о „завершении системы вещей" # (Матфея 24: 3-14, НМ). В ответ, Он дал далеко идущее пророчество, которое исполняется в наши дни. Однако, говоря о спасении мира, нам не следует думать о спасении земного шара. Нам также не следует думать о спасении этой настоящей системы вещей, которая, по Божьему Слову, осуждена на уничтожение. Вопрос вращается скорее вокруг людей — человеческого мира.
 Кто же сможет спасти человеческий мир? Мы не оставляемся в сомнении, ибо Слово Бога устанавливает: «Не послал Бог Сына Своего в мир, чтобы судить мир, но чтобы мир спасен был чрез Него» (Иоанна 3: 17; 12: 47). Да, Сам Создатель человека предпринял шаги, чтобы спасти мир через Своего Сына, Иисуса Христа. Даже группа самарян, которые, в общем ненавидели иудеев, сказала относительно Иисуса: «Он истинно Спаситель мира» (Иоанна 4: 42).
 Религиозным феноменом нашего времени является появление многих так называемых Иисусовых групп. Имя Иисуса можно найти на автомобилях и зданиях или на скалах в сельских местностях. Можно читать о массовых собраниях, проводимых «Иисусовыми людьми» на открытом воздухе. Они, как правило, вышли из традиционных церквей. Они громогласно провозглашают, что надежда человечества — в Иисусе Христе. Многие из них верят, что, если бы Иисус жил сегодня, Он примкнул бы к ним в их собственной особой революции, и что Он боролся бы против коррупции и несправедливости «системы».
 В Бразилии одну группу из таких лиц попросили изложить письменно, что они думают о Иисусе. Они были согласны в том, что Он был мужчиной с наилучшими побуждениями, проповедовавшим любовь в жестоком и холодном мире. Они сказали, что Он учил равенству людей и подавал хороший пример мужества, веры и надежды. Однако они имели чувство, что Иисус был не очень успешным в Своей миссии. Один католический священник высказался следующим образом: «Посмотрите на Иисуса. У него были всегда дискуссии со священниками, и единственным, чего Он добился, это был крест».
 Как рассматриваешь ты Иисуса Христа? Как кричащего революционера? Как великого философа или мудрого человека, да, даже как пророка? Несомненно, Его учения оказывали в течение прошлых 1950 лет огромное влияние на человечество. На самом деле, сегодня миллионы людей утверждают, что они лично уже спасены Им.
 Нельзя отрицать, что Иисус является средством спасения некоторых из человеческого мира, как мы это установили согласно Иоанна 3: 17. Апостол Петр подтвердил это, заявляя: «Ибо нет другого имени под небом, данного человекам, которым надлежало бы нам спастись» (Деяния 4: 12). Но как будет Иисус спасать мир? Если не каждый человек будет спасен, потому что не все признают Иисуса и отвечают Божьим требованиям для спасения, то как же может кто-нибудь спастись? Если этот кто-нибудь есть ты, то от чего ты должен быть спасен и с какой целью? Рассмотрим эти очень уместные вопросы.

 

Иисус спасает мир - как?

 Несмотря на то, что многие осведомленные лидеры мира (включая некоторых в Объединенных Нациях) видят будущее человечества в мрачном свете, вдохновленные Писания уверяют нас в том, что Бог вмешается, чтобы спасти мир. Но, естественно, каждый из нас хочет узнать, как это затрагивает нас и как мы можем извлекать пользу из этого. Для этого нам нужно исследовать слово «мир» в Библии.
 В Христианских Греческих Писаниях слово космос, обычно переведенное «миром», употребляется 187 раз. Греческое слово имеет различные нюансы значений, и поэтому может быть употреблено различным образом. Понимание некоторых из этих значений может помочь нам лучше понять, каким образом Иисус является „Спасителем мира" (Иоанна 4: 42). Мы будем также в состоянии лучше понимать, что связано со спасением человека.
 В начале Евангелия от Иоанна мы находим следующее интересное место: «[Иисус] в мире был, и мир чрез Него начал быть, и мир Его не познал» (Иоанна 1: 10). Этот стих, очевидно, не говорит о земле, солнце, луне, о планетах и звездах, которые некоторые люди, когда они говорят о «мире», включают в него. Иоанн писал скорее о людях, о человеческом мире, в общем. Иисус родился в этот мир, но люди в общем не приняли или не узнали Его. Кроме того, правильно и то, что «мир чрез Него начал быть». Почему это было возможно? Потому что задолго до того, как Он стал человеком, Он был сотрудником Своего Отца, Иеговы Бога, на небе. Как первородный Сын Своего Отца, Он участвовал в великом деле создания первого мужчины и первой женщины, которые были родителями всего человечества, включая нас сегодня (Бытие 1: 26; Притчи 8: 22,30,31; Колоссянам 1: 15-17).
 Другое, более ограниченное значение слова «мир» упоминается в описании, которое Иисус дал Своим ученикам относительно того, что случилось бы при Его смерти: «Вы восплачете и возрыдаете, а мир возрадуется» (Иоанна 16: 20). В этом стихе ученики Иисуса противопоставляются «миру». Очевидно, слово «мир» здесь относится только к тем из человечества, кто отчужден от Бога. На этом же основании мы можем понять, что Иисус подразумевал, когда говорил, что Его последователи «не от мира» (Иоанна 17: 14, 16). В то время как христиане определенно являются частью человеческого «мира» в общем, они, согласно этим словам Иисуса, должны быть «не от мира», отчужденного от Бога. Не теряя из виду факта, что признавать Иисуса является самым важным для спасения, нам следовало бы стараться установить, что может означать для нас быть «не от мира».

«Что мне делать, чтобы спастись?»

 «Государи мои! что мне делать, чтобы спастись?» — спрашивал испуганный тюремщик первого столетия, увидя, что все его заключенные, включая апостола Павла и его спутника Силы, были освобождены чудом. Ответ гласил: «Веруй в Господа Иисуса Христа, и спасешься ты и весь дом твой» (Деяния 16: 30, 31). Что значило „верить в Господа Иисуса и спастись"? Было ли дело только в том, чтобы выражать верование и признавать Иисуса как „Спасителя мира"? Ответ можно найти, рассматривая библейское сообщение о тысячах лиц, спасенных в течение первого столетия нашей эры.
 Вдохновленная книга Деяния указывает на некоторые жизненно важные шаги, которые предприняли те, кто тогда был спасен. Там мы читаем: «Они приняли слово со всем усердием, ежедневно разбирая Писания, точно ли это так». «Итак охотно принявшие слово его крестились.... И они постоянно пребывали в учении Апостолов» (Деяния 17: 11; 2: 41, 42).
 Из этого вдохновленного Богом сообщения ясно видно, что быть спасенным, включало усвоение истины Слова Бога, регулярное изучение Писаний и применение их в своей жизни. Спасенные в то время не считали, что ежедневное изучение Библии указывает на то, что они фанатичны или неуравновешены. Их изучение Библии привело скорее к совершенному изменению их взгляда на жизнь, их привычек и обычаев. Оно принесло им совсем новый, очень счастливый образ жизни.
 Позднее апостол Павел выразил это следующим образом: «[Вам следует] отложить прежний образ жизни ветхого человека, ... а обновиться духом ума вашего и облечься в нового человека, созданного по Богу, в праведности и святости истины» (Ефесянам 4: 22-24). Другие будут замечать изменение в образе жизни христианина, как это писал апостол Петр: «Ибо довольно, что вы в прошедшее время жизни поступали по воле языческой, предаваясь нечистотам, похотям (мужеложству, скотоложству, помыслам), пьянству, излишеству в пище и питии и нелепому идолослужению; почему они и дивятся, что вы не участвуете с ними в том же распутстве, и злословят вас» (1 Петра 4: 3, 4). Таким образом, первые христиане были избавлены от злой системы вещей, в которой они жили.
 Так спасенные лица должны были идти еще дальше. Они осознавали, что «весь мир лежит во зле [во власти того, кто является злым, НМ]», сатаны, дьявола, «бога века сего [этой системы вещей, НМ]» (1 Иоанна 5: 19; 2 Коринфянам 4: 4). Они ощущали желание помогать другим, избавиться от его господства. Итак, что делали они? «И всякий день в храме и по домам не переставали учить и благовествовать об Иисусе Христе». Они «ходили и благовествовали слово». «Господь [Иегова, НМ] же ежедневно прилагал спасаемых к Церкви» (Деяния 5: 42; 8: 4; 2: 47).
 „Быть не от мира" имело большое значение для тех ранних христиан. Разные исторические книги содержат следующие сообщения о поведении ранних христиан: «Они вели спокойную, нравственную, в самом деле, образцовую жизнь. ... Они были примерными гражданами во всех отношениях, но они не воскуряли фимиама [как выражение патриотического идолопоклонства]». «Христиане отказывались участвовать в некоторых обязанностях римских граждан. ... Они не занимали политической должности». «Ревностные христиане не служили в армии и не принимали политических должностей».
 Объясняя причину этого коренного изменения в жизни становившихся христианами, апостол Павел писал: «[Он избавил нас] от власти тьмы и... [ввел] в Царство возлюбленного Сына Своего» (Колоссянам 1: 13). Итак, Писания, а также пример ранних христиан ясно показывают, что быть спасенным от этой настоящей системы вещей требует, чтобы христиане занимали совершенно нейтральную позицию в отношении политических и военных дел. Иисус заявлял: «Царство Мое не от мира сего» (Иоанна 18: 36). Наблюдаешь ли ты такую позицию среди миллионов людей, сегодня утверждающих, что они спасены? Опознаешь ли ты какие-нибудь возможные изменения, которые необходимо предпринять в своей жизни?

Роль Иисуса в твоем спасении

 Спасенное лицо имеет новые надежды и цели. Вместо того, чтобы основывать надежды на достижениях настоящей системы вещей, он с доверием ожидает исполнения обещаний Своего Спасителя Иисуса Христа. Из Библии он знает, что весь человеческий мир как потомство умышленного грешника Адама находится под проклятием греха и смерти. Когда Адам согрешил, он «продал» всех своих потомков в рабство греха и смерти (Римлянам 3: 23,24; 5: 12).
 Однако Иисус Христос отдал Свою совершенную человеческую жизнь в жертву на столбе мучения, чтобы выкупить то, что потерял Адам, и таким образом Он искупил человечество. Иисус заплатил точно потребованную цену — совершенную человеческую жизнь за совершенную человеческую жизнь —, не больше и не меньше. Павел заявлял: «Ибо един Бог, един и посредник между Богом и человеками, человек Христос Иисус, предавший Себя для искупления всех» (1 Тимофею 2: 5,6). Следовательно, у тебя есть полное основание для надежды. Если ты принимаешь искупительную жертву Иисуса, то ты можешь быть „освобожден от закона греха и смерти" (Римлянам 8: 2). Поэтому спасенное человечество имеет новую надежду на жизнь. Это является перспективой на вечную жизнь, так же как первоначально и у Адама была перспектива жить вечно на райской земле.
 Чудесные благословения не достаются спасенному Иисусом Христом человеку автоматически. В Евреям 7: 25 Павел показывает, что Иисус «может всегда спасать приходящих чрез Него к Богу». В согласии с этим спасенному человеку следует признавать разницу между Богом и Христом. Они не равные части триединого бога, а отдельные лица. Иегова Бог является Всевышним. Он распорядился о том, чтобы Его Сын принес искупительную жертву. Поэтому ясно, что истинно спасенное лицо должно отделиться от тех религий так наз. христианства, которые ложно учат, что Иисус и Бог являются одним и тем же самым. Иисус Сам сказал: «Сия же есть жизнь вечная, да знают Тебя, единого истинного Бога, и посланного Тобою Иисуса Христа» (Иоанна 17: 3).
 Но чтобы спастись, требуется больше. Апостол Павел писал: «И совершившись [Иисус] сделался для всех послушных Ему виновником спасения вечного» (Евреям 5: 9). Проявлять послушание в этом отчужденном от Бога мире не легко. Иисус сказал: «Заповедь новую даю вам, да любите друг друга; как Я возлюбил вас, так и вы да любите друг друга» (Иоанна 13: 34). Это, очевидно, значит, что те, кто спасен, не обкрадывают других лиц, не ведут безнравственной жизни, не лгут или не обманывают друг друга. Наше вечное спасение зависит от послушания Богу в этом.

Спасены для нового порядка

 Есть другой аспект в связи со спасением, который относится в особенности к настоящему поколению. Писания указывают на близкий конец настоящей системы вещей в описанной Иисусом „великой скорби, какой не было от начала мира доныне, и не будет" (Матфея 24: 21). Это будет в „брани в оный великий день Бога Вседержителя" (Откровение 16: 14-16). В то время Иисус будет действовать не в качестве великого Проповедника и Учителя, а в качестве Царя и Спасителя Иеговы. Он устранит Божьих врагов, но сохранит в живых спасенных Им, которые, согласно Откровение 7: 9, будут составлять «великое множество людей». Те лица, которые проявляли стойкость и были достойными пережить эту «великую скорбь», будут восклицать громким голосом: «Спасение Богу нашему... и Агнцу!» (Откровение 7: 10). Они будут охранены от уничтожения и будут иметь перспективу на вечную жизнь на райской земле. (Сравни Откровение 7: 16, 17; 21: 1-5.)
 Не имеешь ли ты желание принимать участие в этом чудесном спасении? Это тебе возможно, если ты усвоишь точное познание о том, что действительно требуется, чтобы спастись. Подражай при этом примеру ранних христиан, которые поощрялись „со страхом и трепетом совершать свое спасение" (Филиппийцам 2: 12). Узнавай больше о том, как Иисус спасает в настоящее время. Это не просто короткое душевное переживание, но имеет предпосылкой, чтобы мы принимали Его и потом следовали новому образу жизни, творя Божью волю. Даже если у тебя будут трудности и сопротивления на узком пути к жизни, то помни слова Иисуса: «Претерпевший же до конца спасется» (Матфея 10: 22; 7: 13, 14).

 

Строить из огнеупорных материалов

«Строя на основании, некоторые употребят золото, или серебро, или драгоценные камни: другие употребляют дерево, или траву, или солому» (1КОРИНФЯНАМ 3: 12, Today's English Version.

 Безусловно, является печальным зрелищем, когда какой-нибудь прекрасный дом сгорает до основания. Но насколько более печальным это было бы, если бы ты построил его сам! Видеть, как все сгорает, на что ты потратил свое время и усилие, действительно больно. И все же эта боль была бы ничтожной по сравнению с болью, которую ощущает отец-христианин или мать-христианка, сын или дочь которых отказываются от истины из-за чего-нибудь в мире. Едва ли есть что-нибудь более мучительное, чем видеть духовную гибель собственного ребенка.
2 Что происходит в сердцах таких родителей, можно было бы до некоторой степени сравнить с разочарованием, которое ты можешь иногда испытывать как христианский служитель Бога. Может быть, ты начинаешь с кем-нибудь изучать Библию и затем месяцами или даже годами помогаешь ему приходить к познанию истины. Ты видишь, как он посещает сходки и даже начинает принимать участие в полевом служении. Но затем он, к сожалению, духовно слабеет и становится неактивным, может быть, даже возвращается к прежним дурным привычкам. Какое разочарование!
3 К сожалению, время от времени это случается. И вполне естественно спрашивать себя: «Почему это случается? Можем ли мы изменить в этом что-нибудь?» Хотя решающим фактором может и быть его собственное сердечное отношение, но ответы на эти вопросы до некоторой степени зависят от ответа на другой вопрос: «Строишь ли ты, поучая других, на правильном фундаменте и из огнеупорных материалов?» Требуется ясно понимать, что это значит и как это делается. Только так мы можем помогать тем, которых обучаем — будь это изучающие Библию или наши дети —, крепко стоять в истине.

Кто строит?

4 За ответом на это мы обращаемся к 3 главе 1 Коринфянам, где Павел сравнивает христианского служителя Бога со строителем. Мы читаем: «Я, по данной мне от Бога благодати, как мудрый строитель, положил основание, а другой строит на нем; но каждый смотри, как строит. Ибо никто не может положить другого основания, кроме положенного, которое есть Иисус Христос» (стихи 10, 11).
5 О какой строительной работе говорит Павел? Ну, обратим внимание на контекст: «Вы... Божие строение». «Вы, храм Божий» (1 Коринфянам 3: 9, 16). Следовательно, речь идет о символическом построении в связи с людьми. Т.е. христианский служитель Бога «строит» в связи с людьми в том смысле, что он старается создать в интересующихся людях христианскую личность и делать из них учеников (Матфея 28: 19,20).
6 Означает ли это, что христианский учитель один несет ответственность за то, как развивается учащийся? Конечно, нет. Мы являемся прежде всего „соработниками Бога". Хотя слова Павла из 1 Коринфянам 3: 9-15 и подчеркивают важность ответственности строящего или поучающего, но в действительности дело обстоит в совместной строительной работе, в которую, следовательно, включается и изучающий. Это мы можем сравнить с подготовкой солдата к сражению. Другие могут обучать солдата и оснащать его, но, находясь однажды в бою, он должен сам сражаться, применяя то, чему научился. От этого зависит его жизнь! Подобным образом поучающий старается созидать настоящего христианина, который будет в состоянии не поддаваться влияниям и обольщениям настоящей системы. Но одновременно у учащегося есть тоже некоторая обязанность; ему следует применять в своей жизни то, чему он учится (Матфея 7: 24-27; Филиппийцам 2: 12, 13).
7 Тем не менее остается факт, что обучающий несет тяжелую ответственность. Продолжая рассматривать слова Павла, мы познаем важность эффективного учения Слову Бога, чтобы созидать в других признательность к нашему небесному Отцу.

Полагай правильное основание

8 Прежде чем воздвигать строение, тебе нужно сначала положить фундамент. Что соответствует фундаменту строительного дела в подготовке учеников? Павел отвечает: «Никто не может положить другого основания, кроме положенного, которое есть Иисус Христос» (1 Коринфянам 3: 11). Да, надлежащее основание, на котором мы должны строить — это Иисус Христос. (Сравни Ефесянам 2: 20-22 и 1 Петра 2: 4-6.)
9 Как мы можем, поучая других, полагать Христа основанием? Сначала нам нужно поучать других истине об Иисусе и помогать им, делать ее центром внимания в своей жизни. К этому относится и то, чтобы мы помогали им верить, что Иисус есть наш Помощник и Тот, через Кого Иегова предоставляет искупление (Матфея 20: 28; 1 Иоанна 2: 1, 2). Но это не все. Иисус Христос назначен главой христианского собрания (Колоссянам 1: 18). Он также является законным Царем земли, и в этой должности Он скоро „завершит Свою победу" в Армагеддоне (Откровение 6: 1,2, НМ). Следовательно, полагать Христа основанием ясно означает поучать других всей истине о Нем и помочь им, понять роль Иисуса в осуществлении намерения Бога. Почему это так важно? Когда люди, с которыми мы изучаем Библию, верят в Иисуса как в назначенного Богом правящего Царя, тогда они не так легко будут лишаться мужества из-за мировых обстоятельств и проблем повседневной жизни (Исаия 28: 16; 1 Петра 2: 6-8).
10 Но полагать Христа основанием включает в себя еще больше. Мы должны преследовать ту же самую цель, как апостол Павел. Он молился за ефесян, чтобы, как он сказал, «верою вселиться Христу в сердца ваши, чтобы вы, укорененные и утвержденные в любви, могли постигнуть со всеми святыми, что широта и долгота, и глубина и высота, и уразуметь превосходящую разумение [познание, НМ] любовь Христову, дабы вам исполниться всею полнотою Божиею» (Ефесянам 3: 17-19). Обрати внимание на то, что быть „укорененными и утвержденными" включает в себя иметь Христа „в сердцах наших". Что это значит? „Христос вселяется в наши сердца", когда мы даем Его примеру и Его учениям оказывать влияние на наше мышление и действия.
11 Как мы можем помогать тем, которых поучаем, чтобы „Христос вселился в их сердца"? Нам нужно передавать им познания, чтобы они „постигли" „широту и долготу, и глубину и высоту" истины Слова Бога, в особенности, что касается жизни и учений Иисуса Христа. Мы хотим, чтобы учащиеся с нами познали «ум Христов», чтобы они основательно познакомились с Ним, как с живым, чувствующим лицом (1 Коринфянам 2: 16). Это затронет их сердца.
12 Но обратим внимание на то, что Павел также сказал: «И уразуметь [по-гречески гнонай, познакомиться на практике, опытом] превосходящую познание любовь Христа». Мы можем познать «любовь» Христа, знакомясь с тем, что Библия говорит о Его образе жизни и о том, как Он относился к другим. Но Его чувства мы можем ценить должным образом только тогда, когда мы подражаем Ему в Его характере. Таким образом, мы на опыте познаем „превосходящую познание любовь Христа".
13 Итак, когда ты полагаешь основание, обращай внимание на качества Иисуса, на Его любовь (Иоанна 15: 13, 14), на Его сердечность и расположение (Матфея 11: 28-30), на Его смирение (Иоанна 13: 1-15) и на Его сочувствие (Марка 6: 30-34), называя только некоторые из них. Ободряй учащегося подражать этим качествам в его жизни. Это будет превосходным основанием, на котором могут созидаться другие важные качества. Иногда, обсуждая библейские сообщения о Иисусе, тебе, может быть, нужно приостановиться и спросить: «Какое качество видите Вы здесь у Иисуса? Как Вы можете проявлять это качество в своей жизни еще больше?» Объясни, что подражать личности Иисуса поможет изучающему Библию развивать крепкое, тесное взаимоотношение с Иеговой. Почему? Потому что Иисус настолько совершенно отражал личность Своего Отца, что мы, если мы стараемся подражать Иисусу, подражаем фактически Самому Иегове! (Иоанна 14: 9).
14 Важно полагать правильное основание, но достаточно ли этого? Павел отвечает: «Но каждый смотри, как строит [на нем]». Да, как обстоит дело с материалами, употребляемыми нами при постройке, которая должна покоиться на фундаменте?

Огнеупорные материалы

15 Это приводит нас к 12 стиху из 3 главы 1 Коринфянам, где Павел упоминает о различном строительном материале: «Строит ли кто на этом основании из золота, серебра, драгоценных камней, дерева, сена, соломы...». Это совершенно разные материалы. Советовал ли Павел, чтобы мы созидали в человеке из каждого материала понемногу? Очевидно, нет. Обрати внимание на то, как некоторые другие переводы излагают это: «Строя на основании, некоторые употребят золото, или серебро, или драгоценные камни; другие употребят дерево, или траву, или солому» (TEV). «На этом основании вы можете строить из золота, серебра и драгоценных камней, или из дерева, травы и соломы» (The Jerusalem Bible). Следовательно, Павел, очевидно, сопоставлял два типа зданий. Один раз, он ссылается, так сказать, на красивый дворец, украшенный золотом, серебром и драгоценными камнями. Противоположностью является крытая соломой хижина из деревянных досок или бревен, которые поддерживают стены из глины, смешенной с высушенной травой.
16 Применяя наглядное объяснение Павла, мы можем поставить себе вопрос: «Строим ли мы, поучая других, „дворцы" или „хижины"?» Причина того, что некоторые из молодежи и новичков отпадают от веры, состоит, может быть, в том, что не все построены из одного и того же материала. В чем заключается разница? Положение, господствовавшее в древнем Коринфе, наглядным образом объясняет разницу между стройкой с огнеупорными материалами и стройкой с воспламеняющимися материалами.
17 Павел выполнил свою долю, заложив правильное основание, но некоторые в Коринфе, вероятно, строили на нем из „дерева, травы и соломы", т.е. из хрупких материалов, представляющих непрочные качества (1 Коринфянам 3: 12). Поэтому Павлу нужно было писать находившимся там братьям: «Между вами есть споры. Я разумею то, что у вас говорят: „я Павлов"; „я Аполлосов"; „я Кифин"; „а я Христов". Разве разделился Христос?» (1 Коринфянам 1: 11-13). Таким образом, члены собрания были разделены на группы. Почему? Потому что они придавали слишком большое значение известным людям. Павел призвал их к порядку, сказав: «Кто, Павел? Кто Аполлос? Они, только служители, чрез которых вы уверовали... Я насадил, Аполлос поливал, но возрастил Бог» (1 Коринфянам 3: 5-7).
18 Коротко говоря, проблема состояла в том, что некоторые члены собрания в Коринфе придавали слишком большое значение быть последователями людей, и поэтому у них не было сердечного взаимоотношения с Иеговой. Это является важным фактором, если мы хотим установить, строим ли мы из «золота» или из «сена», строим ли мы «дворцы» или «хижины».
19 Нам следует извлекать из этого ценное поучение. Некоторые могут сказать: «Но я никогда не учу следовать людям». Однако это может легко случиться, даже если мы не намерены делать этого. Например, если мы на вопрос учащегося постоянно говорим: «Такой-то брат (или сестра) говорит...», не обращаем ли мы тогда неумышленно слишком большого внимания на несовершенных людей? Или когда при каком-нибудь вопросе мы говорим: «Хотя я и не уверен, но я бы сказал...», не навлекаем ли мы тогда слишком большого внимания на самих себя? Помни, что учащийся легко может быть высокого мнения о своем учителе. (Сравни Деяния 10: 25, 26 и Откровение 19: 10.) Если мы хотим строить «дворцы», то нам следует остерегаться «строить» последователей людей. Нам следует помогать учащимся развивать тесное взаимоотношение с Иеговой. Для этой цели нам нужно строить из «золота, серебра и драгоценных камней». Что представляют собой эти материалы?
20 Сравнение выдержек из Писания, как Псалом 18: 8-12, Притчи 2: 1-6 и 1 Петра 1: 6, 7, показывает, что иногда крепкая вера, божественная мудрость, духовный дар различия, лояльность и признательность к Иегове и к Его законам символически представляются золотом, серебром и драгоценными камнями. Такие качества необходимы для сердечного взаимоотношения с Иеговой Богом. Эти качества составляют структуру личности, которую мы стремимся созидать в тех, которых поучаем. Строишь ли ты таким образом?

Устоят ли они в «огне»?

21 Почему так важно нам помогать созидать такие прочные качества в тех, кого поучаем? Апостол Павел продолжает объяснять: «Каждого дело обнаружится; ибо день покажет, потому что в огне открывается, и огонь испытает дело каждого, каково оно есть» (1 Коринфянам 3: 13). Следовательно, огонь „испытывает", каким образом мы строили. Что представляется „огнем"? Жестокое преследование? Очевидно, нет. Обрати внимание на то, что испытывается «дело каждого». Не все христиане подвергаются жестокому преследованию. Таким образом, «огонь» представляет собой все нагрузки и соблазны, которые могли бы погубить кого-нибудь духовно.
22 Для некоторых «огонь» может прийти в виде вопроса о нейтралитете. Например, на некоторых могут произвести давление и поставить их перед выбором или участвовать в политических деятельностях, или пойти в тюремное заключение (Иоанна 15: 19). Иногда «огонь» может быть еще более коварным. Он, может быть, состоит в искушении смотреть фильмы и телевизионные программы, в которых прославляется секс и насилие. Для христианской молодежи «огонь» может прийти в виде вызова в сексуальной области, приглашения принимать наркотики и давления участвовать в непристойных удовольствиях мира. Естественное желание быть признанным другими может оказывать огромное давление на христианскую молодежь, чтобы сообразовываться с другими (1 Иоанна 2: 16).
23 Большинство истинных христиан с успехом преодолевали такие огненные испытания. Но, к сожалению, некоторые и не устаивали. Поэтому нам нужно спросить себя: как будет с теми, которых мы поучали, когда на них найдет «огонь»? Уподобятся ли они прекрасному дворцу, украшенному огнеупорным золотом, серебром и драгоценными камнями, и будут стойкими? Или уподобятся они хижине, сооруженной из дерева, сена и соломы, и сгорят? Конечно, многое зависит от самого учащегося. Но в то же время много зависит и от нас, учителей, как мы строили. Следовательно, остается вопросом: как созидаются такие прочные качества в людях, которых поучают? Это будет обсуждаться в следующей статье.

 [Вопросы Для Изучения]
  1, 2. а) Что было бы более мучительным, чем видеть горящим свой собственный дом? б) Какое подобное разочарование переживают иногда христианские служители Бога?
  3. Какие вопросы поднимаются естественным образом при таких обстоятельствах, и от чего зависят ответы?
  4. С кем сравнивает Павел в 1 Коринфянам 3: 10, 11 христианского служителя Бога, и какими словами?
  5. а) Какой вид строительной работы, согласно контексту, обсуждает Павел? б) В каком смысле христианский служитель «строит» в связи с людьми?
  6, 7. а) Чья ответственность подчеркивается словами Павла из 1 Коринфянам 3: 9-15? б) Почему дело идет все же о совместной строительной работе? в) Что поможет нам узнать дальнейшее обсуждение слов Павла?
  8. Что является основанием в этой символической работе?
  9. а) Что означает полагать Христа основанием при поучении других? б) Почему для людей, изучающих Библию, важно понимать всю истину об Иисусе?
 10. а) Что еще включает, согласно Ефесянам 3: 17-19, полагать Христа основанием? б) Как мы допускаем Христу „вселяться в наши сердца"?
 11, 12. а) Как мы можем помогать другим, давать „вселяться Христу в их сердца"? б) Что еще играет роль, кроме познания об Иисусе?
 13, 14. а) Как мы можем помогать учащимся с нами, подражать качествам Иисуса? б) Почему усилия уподобляться Иисусу, помогут им развить хорошее взаимоотношение с Иеговой? в) На что нам нужно еще обращать внимание, кроме правильного основания?
 15, 16. а) Что, согласно 1 Коринфянам 3: 12, Павел сопоставляет, очевидно, одно с другим? б) Какой вопрос задается ввиду этого наглядного объяснения Павла?
 17, 18. а) Какая серьезная проблема создалась в древнем Коринфе, и как Павел поправил дело? б) Что, таким образом, является важным фактором для установления, строим ли мы из «золота» или из «сена»?
 19. а) Как могут поучающие неумышленно навлекать слишком много внимания на себя или на какого-нибудь другого человека? б) К чему мы должны стремиться, если мы хотим строить из «золота, серебра и драгоценных камней»?
 20. Что представляется „золотом, серебром и драгоценными камнями"? (Притчи 3: 13-15).
 21. а) Почему так важно созидать прочные качества в тех, которых поучаем? б) Что представляет «огонь»?
 22. Приведи некоторые огненные испытания, которые, возможно, испытывают некоторые?
 23. а) Какие поднимаются вопросы в отношении таких испытаний, и от чего зависят ответы? б) Что будет обсуждаться в следующей статье?

 [Рамка На Странице 13]
 Можешь ли ты объяснить,
  почему при поучении других дело идет о совместной строительной работе?
  как ты полагаешь Христа „основанием"?
  чему можно научиться из того, что произошло в собрании древнего Коринфа?
  что такое «огонь», и как этим подчеркивается необходимость созидать в других прочные качества?

 

Достигай сердца, когда учишь

 Ты можешь за короткое время поставить хижину, но ты определенно не сможешь построить дворца за одну ночь. То же самое относится и к подготовке учеников. Помогать другим, развивать глубокую признательность к Иегове и к Его нормам — задание не легкое. Для построения такого «дворца» требуется много времени и искусства.
2 Для завершения этого требуется больше, чем передача знаний. В Притчи 3: 1 говорится: «Сын мой! наставления моего не забывай, и заповеди мои да хранит сердце твое». Нам нужно учить других тому, что говорит Библия. Но сверх того библейская истина должна внедряться в их сердца. Да, если мы хотим созидать в тех, кого мы учим, огнеупорные качества и желаем помогать им, развивать прочное взаимоотношение с Иеговой Богом, то нам нужно достигать их сердца.
3 Это, очевидно, легче сказать, чем сделать. Чтобы достигать сердца, нам нужно не только иметь правильные строительные материалы, но и также применять „искусство обучения" (2 Тимофею 4: 2, НМ). Рассказывать учащемуся об истине не достаточно. «Искусство обучения» включает в себя помогать им размышлять над изучаемым и затем делать выводы. Духовный рост вызывается не нашей гениальностью или нашими методами; главное — это благословение Бога (1 Коринфянам 3: 5, 6). Тем не менее, имеются некоторые указания, которые могут помочь нам, достигать сердца других. В то время, как мы разбираем эти пункты, помни о тех, кого ты поучаешь — об изучающих с тобой Библию и о своих детях.

Подавай хороший пример

4 Могли бы мы иметь лучший пример того, как достигать сердца других, чем пример Самого Иисуса Христа? Почему у Него был такой большой успех в том, чтобы достигать сердца людей? Прежде всего Иисус осуществлял на деле то, что проповедовал, и подавал этим безупречный пример, которому могут подражать Его последователи (Иоанна 13: 15; 1 Петра 2: 21). Первое указание гласит поэтому: подавай хороший пример. Не логично ли, что мы должны иметь те же самые прочные христианские качества, которые мы хотим созидать в других? Иисус выразил это так: «Всякий хорошо обученный ученик будет, как учитель его» (Луки 6: 40, The New Berkeley Version).
5 Библия неоднократно показывает связь между хорошим примером и достигающим сердца поучением. Например, Второзаконие 6: 4-6 показывает, что любовь к Иегове должна быть в „сердце вашем" (в сердце родителей), прежде чем вы сможете внедрить ее в сердца своих детей (Притчи 20: 7). Иисус упрекал лицемерных фарисеев Его дней за то, что „они говорили, и не делали". Удивительно ли, что сердце людей «огрубело»? (Матфея 23: 3; 13: 13-15).
6 Следовательно, то, чему ты учишь, должно быть в согласии с тем, что ты делаешь. Например, если ты хочешь созидать в изучающих с тобой Библию или в детях любовь к Иегове и желание быть угодными Ему, то не должны ли они иметь возможность, увидеть в твоих молитвах, разговорах и делах такую же любовь и такое же желание в тебе самом? Если ты хочешь привить им непоколебимую верность к принципам Библии, то не должны ли они сначала видеть, что ты в своих словах и делах не пытаешься уклоняться от этих принципов? Те, которых мы поучаем, и прежде всего наши дети, часто уделяют большее внимание тому, что мы делаем, чем тому, что мы говорим. Когда другие видят, что мы живем в согласии с тем, чему мы учим, то у нас будет большая возможность достигать их сердце.

Задавай вопросы

7 Вторым указанием является употребление вопросов, нечто, что также делало Иисуса таким успешным Учителем. Иисус был мастером в том, чтобы побуждать людей размышлять и затем делать выводы (Матфея 17: 24-27). Твой успех в том, чтобы достигать сердца тех, кого ты обучаешь, зависит главным образом от твоего употребления вопросов. Почему?
8 Во-первых, потому что тем, что ты задаешь вопросы, ты можешь определять, действительно ли понимает учащийся изучаемое. Как может изложенное укорениться у него в сердце, если он не понял и не признает его? (Луки 8: 15). Во-вторых, потому что, чтобы достигнуть сердца, полезно знать, что у него в сердце. Предвзятые мысли и ложные религиозные учения могут быть крепко укоренившимися. Так как мы не можем читать в сердце, то нам нужно задавать вопросы, которые особенно побуждают учащегося выражать своими словами, что он чувствует. Обсудим некоторые примеры.
9 Предположим, вы обсуждаете 10 главу «Сила злых духов» в книге Ты можешь навсегда жить в раю на земле (англ.). Вы дошли до 18 абзаца на 97 странице, где задается вопрос: «Какой пример ранних христиан в Ефесе помогает желающим освободиться от спиритизма?» Хотя учащийся и может дать правильный ответ из абзаца, но что он думает лично? Он, может быть, занимается уже многие годы спиритизмом и твердо верит в него. Если это так, то убежден ли он теперь в том, что должен освободиться от него? Тебе, вероятно, нужно спросить его: «Как Вы думаете об этом? Как Вы можете применить это в своей жизни?» Его ответы могли бы показать, в какой степени изученное им достигло его сердца.
10 Возьмем другой пример: ты обсуждаешь как раз со своим ребенком тему в той же книге (26 глава) «Борьба за то, чтобы делать правильное». На 220 странице в вопросе «б» 8 абзаца спрашивается: «Какую точку зрения, выраженную молодым человеком, было бы разумно иметь и нам?» Твой ребенок, может быть, ответит сначала из абзаца, не выразив того, что он думает в действительности. Тебе, может быть, нужно осторожно исследовать поглубже: «Но как думаешь ты об этом? Кажется ли тебе такая точка зрения разумной?» Или ты мог бы описать определенную ситуацию: «Предположим, некоторые из молодежи курят в школе и предлагают тебе сигарету. Что было бы, если бы другие наблюдали это и начали смеяться над тобой, потому что ты не взял сигарету? Как поступил бы ты?» Если ты тактично употребляешь вопросы, то они смогут помочь тебе определить, что у твоего ребенка в сердце.
11 Но здесь уместна осторожность. Иногда такие вопросы могут привести к ответам, которые удивят тебя или разочаруют. Что же тогда? Если это щекотливая тема, то, вероятно, лучше не вынуждать ответа, а просто сказать: «Давай будем продолжать. Об этом мы поговорим еще другой раз» (Иоанна 16: 12). Такая осторожность нужна в особенности со стороны родителей. Сдерживайте свои чувства, когда выражаются неправильные точки зрения. Вы же ведь не хотите лишить себя возможности вести разговоры. Как вы сможете узнать, что в сердце у вашего ребенка и как вы сможете помочь ему, если он боится выражать свои чувства?

Подчеркивай, как мудро подчиняться законам Бога

12 Третье указание состоит в том, чтобы помогать учащемуся познать, как мудро подчиняться законам Бога (Второзаконие 4: 5, 6; 10: 12, 13). Это может побудить его сердце. Почему? Ну, если он убежден в том, что соблюдать законы Иеговы в его собственных интересах, то это может побудить его любить Бога и желать угождать Ему (Псалом 111: 1).
13 Как ты можешь помочь тому, кого ты поучаешь, познать, как мудро подчиняться законам Бога? Мы могли бы пояснить это наглядным образом, сравнивая законы Иеговы с предупредительными надписями «Вход воспрещен». Хотя такая надпись уже сама по себе является предупреждением, но разве не согласился бы ты с тем, что если надпись содержит причину предупреждения, то слушаются с большей готовностью? Например, если надпись гласит «Вход воспрещен — ток высокого напряжения», то тогда люди, сознавая, какой можно было бы подвергнуться опасности, будут более склонны соблюдать предупреждение.
14 Подобно обстоит дело и с законом Бога. Говори учащемуся не только, что Библия считает правильным или неправильным; помогай ему узнавать, почему определенный образ действия является разумным или безрассудным. Объясняй ему, почему подчинение законам Бога принесет ему пользу. Помогай ему видеть последствия пренебрежения этими требованиями. Такие выводы находятся непосредственно в самой Библии. Прочитай, пожалуйста, сам Притчи 22: 24, 25; 23: 4, 5 и 24: 15, 16, 19, 20. Обрати внимание на то, что Библия каждый раз называет причину того, почему какое-нибудь действие является хорошим или плохим.
15 Обсуди, например, как следующие вопросы и библейские выдержки подчеркивают, что разумно подчиняться законам Бога.
 Лгать, красть: Почему нечестность пагубна? (Притчи 15: 27; 20: 10; Откровение 21: 8). Почему стоит быть честным в обхождении с другими? (Притчи 3: 3, 4; 12: 19; Евреям 13: 18).
 Блудодеяние: Как может безнравственность вредить нам? (Притчи 5: 9; 7: 21-23; 1 Коринфянам 6: 18). Как это может иметь пагубное влияние на других? (1 Фессалоникийцам 4: 6; 1 Коринфянам 5: 6; Евреям 12: 15, 16). Какую пользу приносит нам, если мы обращаем внимание на библейские нравственные нормы? (Притчи 5: 18, 19; Евреям 13: 4).
 После того, как ты помог учащемуся таким образом рассуждать о каком-либо библейском законе, ты можешь спросить: «Есть ли у Вас впечатление, что Иегова желает нам самого лучшего? Согласны ли Вы с тем, что Его законы не лишают нас ничего хорошего?» 16 Во время изучения помогай ему рассуждать подобным образом о законе Бога в отношении пьянства, платежа налогов, курения, спорного вопроса о крови и так далее. Таким образом, ты поможешь учащемуся или своему ребенку понять, что все законы Бога служат нам на благо. Это не значит, что учащийся всегда должен спрашивать, по какой причине ему следует подчиняться. Но несколько примеров могут помочь затронуть его сердце и побудить его желать угождать Богу. Затем, когда придет «огонь», или испытание, он будет более охотно подчиняться Слову Бога (1 Коринфянам 3: 13).

Помогай им познакомиться с Богом

17 Четвертое указание: Помогай учащемуся познакомиться с Богом (Иоанна 17: 3). Помоги учащемуся не только прийти к познанию, что Иегова существует и имеет имя, но помоги ему сверх того лично познакомиться с Иеговой. Это найдет отклик в его сердце, потому что знать Иегову, значит любить Его.
18 Как ты можешь помочь учащемуся лично познакомиться с Иеговой? Ты не можешь любить кого-нибудь, не зная его качеств, его образа действий. Следовательно, во время изучения заботься о том, чтобы обращать внимание на несравнимые качества Иеговы. Это часто может быть сделано независимо от темы, которую вы обсуждаете. Например, беседуя об искуплении, ты мог бы остановиться на подходящем месте и спросить: «Почему мероприятием искупления становится очевидной глубокая любовь Иеговы к нам?» Или, когда вы обсуждаете, почему Иегова допустил зло, ты мог бы спросить: «Как Иегова проявил великое долготерпение, несмотря на злость человека?» Или: «Как Иегова проявил несравнимую мудрость Своей реакцией на восстание в Едеме?» Рассуждая таким образом, ты поможешь созидать в учащемся глубокую преданность к Иегове. Он будет видеть в Нем личность с качествами, внушающими любовь и достойными подражания.
19 Кроме того, ты не можешь хорошо познакомиться с кем-нибудь без некоторого сообщения с ним. И учащийся не может наслаждаться сердечным взаимоотношением с Иеговой без сообщения с Ним. Понимая это, учи учащегося, как нужно молиться. Помогай ему видеть большое разнообразие случаев, которые он может сделать предметом своих молитв (1 Иоанна 5: 14). Созидай в нем признательность к Иегове, как к слушающему молитвы и отвечающему на них (Псалом 64: 3). Ободряй его выражать Иегове свои самые сокровенные чувства, и „изливать пред Ним свое сердце" (Псалом 61: 9).
20 Здесь снова важен твой собственный пример. Отражают ли твои молитвы твою глубокую преданность Богу? Это может очень хорошо влиять на учащихся, включая твоих детей. Рассмотрим следующий случай.
 Несколько лет тому назад христианские родители учили молиться своего трехлетнего сына. Однажды вечером после молитвы к Иегове благословить папу и маму, мальчик попросил Иегову благословить «Валли». Кто такой был «Валли»? Родители не знали этого, а мальчик молился теперь за «Валли» довольно регулярно. Наконец, после некоторого удивления, родители заметили, в чем было дело. Мальчик молился о братьях в Малави (переживавших в то время преследование), но он выражал это неправильным образом, словом «Валли». Решающим в этом случае было то, что маленький мальчик слышал, как молились родители, и подражал их прекрасному примеру. Представь же себе только, как радовались эти родители!
 Не показывает ли этот наглядный пример, как важно подавать правильный пример, когда дело идет о том, чтобы учить других молиться?

Награда

21 Таким образом, если мы хотим созидать в других огнеупорные качества, помогая им развивать хорошее взаимоотношение с Иеговой, то нам нужно достигать их сердца. Это, может быть, не легкое дело, но стоящее. Павел указывал на это, говоря: «У кого дело, которое он строил, устоит, тот получит награду; а у кого дело сгорит [потому что он плохо строил, не употребляя огнеупорных материалов], тот потерпит урон [то, что он построил, он потеряет в «огне»]; впрочем, сам спасется, но так, как бы из огня». Что является «наградой»? Павел думал, очевидно, о чем-то другом, как о награде вечной жизни в новом порядке Бога, потому что он заметил, что тот, кто плохо строил, потеряет «награду», хотя сам и может спастись, если он устоит перед „огнем" (1Коринфянам 3: 14, 15).
22 В чем же состоит эта «награда»? То, что высказал Павел Фессалоникийцам, проливает свет на это. Он писал преследовавшимся христианам в Фессалониках: «Ибо кто наша надежда, или радость, или венец похвалы? Не и вы ли пред Господом нашим Иисусом Христом в пришествие Его? Ибо вы — слава наша и радость [наша гордость и радость, Today's English Version]» (1 Фессалоникийцам 2: 19, 20). Павел помог тем Фессалоникийцам вступить на путь истины. Хотя они с самого начала подвергались преследованию, они оставались непоколебимыми. Награда Павла состояла в радости видеть их непоколебимость перед лицом сопротивления. Это свидетельствовало о том, что Павел строил хорошо.
23 Подобно обстоит дело и с нами. Не является ли нашим сердечным желанием помогать учащимся, развивать прочные христианские качества, которые дадут им возможность устоять перед лицом испытаний и давления, которые могут прийти к ним? Да, какая же это награда видеть, что учащиеся и твои дети устаивают в таких огненных испытаниях! Это свидетельствует о том, что ты хорошо строил. Да будет это твоей наградой, в то время как ты строишь на правильном основании из огнеупорных материалов и взираешь на Иегову, чтобы Он благословил твои усилия!

 [Вопросы Для Изучения]
  1,2. а) Что необходимо для того, чтобы помогать другим, развивать глубокую признательность к Иегове и к Его нормам? б) Почему требуется большее, чем умственные знания?
  3. а) Почему «искусство обучения» имеет отношение к тому, достигаем ли мы сердца? б) Кого мы должны иметь в виду, рассматривая некоторые практические указания?
  4. а) Что было одной из причин, почему Иисус успешно затрагивал сердца людей? б) Почему, поучая других, важно подавать хороший пример?
  5. Как показывает Библия, что между хорошим примером и поучением, достигающим сердца других, имеется связь?
  6. Почему важно для тебя жить в согласии с тем, чему ты учишь? (Римлянам 2: 21-23).
  7, 8. а) От чего зависит успех при поучении других главным образом? б) Почему вопросы являются помощью в том, чтобы достигать сердца?
  9, 10. Покажи наглядным образом эффективное применение вопросов о точке зрения?
 11. а) Почему при применении вопросов необходима осторожность? б) Почему в особенности родителям нужно быть осторожными, когда дети выражают неправильную точку зрения? (Колоссянам 3: 21).
 12, 13. а) Почему побуждается сердце учащегося, когда он познает, что разумно подчиняться законам Бога? б) Что необходимо, если желаешь помочь учащемуся понять, что разумно повиноваться Иегове?
 14. а) Каким образом, ты мог бы помочь учащемуся размышлять, чтобы он понял, почему определенный образ действия является разумным или безрассудным? б) Какие выдержки из Библии показывают, что важно объяснять, почему образ действия является хорошим или плохим?
 15. Употреби для обсуждения, приведенные вопросы и библейские выдержки, которые показывают, что разумно обращать внимание на то, что говорит Бог о нечестности и блудодеянии.
 16. Какое воздействие могут иметь такие размышления на учащегося?
 17. Какое дополнительное указание может помочь тебе достигать сердца учащегося?
 18. Как мог бы ты во время изучения обращать внимание на качества Иеговы?
 19, 20. а) Что еще требуется для личного знакомства с Иеговой? б) Каким образом случай, указанный в абзаце, показывает, что важно давать правильный пример и в молитве?
 21. а) На что, согласно 1 Коринфянам 3: 14, 15, ты, как христианский строитель, можешь надеяться? б) Является ли «награда» награждением вечной жизнью в новом порядке Бога? Объясни это.
 22, 23. а) Какую награду в связи с его христианскими братьями в Фессалониках получил апостол Павел? б) Какая «награда» является желанием твоего сердца, и как ты можешь получить ее?

 [Рамка На Странице 18]
 Можешь ли ты вспомнить? Чтобы достигнуть сердца —
  Почему важно подавать правильный пример?
  Какой вид вопросов полезен, и почему?
  Почему учащемуся нужно видеть мудрость подчинения законам Бога?
  Почему учащемуся нужно учиться, как следует молиться?

 

Скромность - превосходное украшение для молодых и пожилых

 Скромность является привлекательным качеством. Она может сделать своего владельца внушающим симпатию лицом. А кто не любит нравиться другим? Поэтому по хорошим причинам можно сказать, что скромность является превосходным украшением для молодых и пожилых.
 Однако кажется, что молодым особенно трудно дается развивать надлежащее равновесие относительно скромности. С одной стороны, имеются молодые лица, которые, кажется, чрезмерно скромные. Они стесняются брать на себя ответственность, больно сознавая свое ограниченное знание и недостаток в опытности. С другой стороны, многие молодые люди чрезмерно самоуверенны, не сознавая, по-видимому, свои пределы из-за недостатка в опыте. Библия приводит примеры обоих видов молодых людей.

Противоположные примеры

 Что отсутствие скромности может иметь плохие последствия, показалось в случае сына царя Соломона, Ровоама. Он был еще довольно молодым, когда он последовал за своим отцом на престол 12 - коленного царства Израиль. Как поступил Ровоам, когда народ молил его облегчить его бремя? Пожилые советники настоятельно советовали ему проявить сочувствие, но он отклонил их мудрый совет. Вместо того Ровоам принял совет молодых мужчин, которые дали ему совет сурово обращаться с народом. Поэтому он сказал народу: «Отец мой наложил на вас тяжкое иго, а я увеличу иго ваше; отец мой наказывал вас бичами, а я буду наказывать вас скорпионами [шиповым бичом, НМ]». Если бы Ровоам был скромным молодым мужчиной, он послушался бы совета пожилых советников облегчить бремя народа. Так как он не сделал этого, он потерял 10 из 12 колен (3 Царств 12: 3-24).
 Елиуй был совершенной противоположностью Ровоаму. Он дал превосходный пример всем молодым людям сегодня, будучи ни чрезмерно застенчивым, ни чрезмерно самоуверенным. Хотя Елиуй, так сказать, знал все ответы, он в течение нескольких дней терпеливо слушал Иова и его лицемерных лжеутешителей. Только тогда, когда «слова Иова кончились», Елиуй с надлежащей скромностью высказался. «Я молод летами, а вы старцы; — сказал он, — поэтому я робел, и боялся объявлять вам мое мнение» (Иов 31: 40; 32: 4-7).
 Насколько более эффектными и более вескими были слова Елиуя, потому что он ждал, пока эти более старые мужчины не выразили своего мнения! Елиуй, очевидно, знал решение проблемы, в то время как они выявили, что они не понимали, в чем дело. В чем же было дело? В спорном вопросе о том, принадлежит ли суверенитет Иегове Богу по праву и может ли Он иметь на земле людей, которые оказались бы Ему верными, независимо от того, какие страдания не испытали бы они (Иов 1: 7—2: 10).
 Обрати внимание также на Иеремию. Когда Иегова Бог назначил его пророком, он возразил, что он из-за своей сравнительной молодости не был способным к этому. Однако Бог ответил: «Не говори: „я молод"; ибо ко всем, к кому пошлю Я тебя, пойдешь, и все, что повелю тебе, скажешь. Не бойся их; ибо Я с тобою, чтоб избавлять тебя» (Иеремия 1: 7, 8). С помощью Божьего духа Иеремия преодолел свою робость и неустрашимо провозглашал вести Бога. Однако пророк никогда не дошел до крайности быть надменным. Когда он был перед царями или другими чиновниками, он всегда говорил с надлежащим скромному лицу глубоким уважением.
 Из инспирированного сообщения мы можем заключить, что Тимофей был другим скромным молодым человеком, который был немножко робким или застенчивым. Хотя Библия не говорит прямо этого, мы можем делать такой вывод из того, что она сообщает о нем. Обрати внимание на то, что старший друг Тимофея, апостол Павел, сказал ему: «Никто да не пренебрегает юностью твоею». Владел бы Тимофей большой самоуверенностью, Павлу, несомненно, не было бы нужно сказать ему это. Из-за скромности и застенчивости Тимофея Павел, вероятно, нашел необходимым посоветовать собранию коринфян: «Если же придет к вам Тимофей, смотрите, чтоб он был у вас безопасен [без страха, НМ]', ибо он делает дело Господне [Иеговы, НМ], как и я; посему никто не пренебрегай его» (1 Тимофею 4: 12; 1 Коринфянам 16: 10, 11).
 Молодые и пожилые христиане, очевидно, должны были бы желать избегать немудрого, нескромного образа действия Ровоама. Но они должны были бы быть так мудры, чтобы подражать почтительному, скромному образу поведения Елиуя. А от примера Иеремии и Тимофея молодые христиане могут учиться тому, что они должны продвигаться вперед в служении Иегове скромным, но и мужественным образом, хотя они, может быть, и являются немножко робкими или застенчивыми. Когда они упорно продолжают делать усилия, они с течением времени приобретут кое-что, что намного улучшит их служение Иегове.

Ценность опыта

 Молодые люди обладают многим, за что они могут быть благодарными. Мудрый царь Соломон сказал следующее относительно их преимуществ: «Веселись, юноша, в юности твоей, и да вкушает сердце твое радости во дни юности твоей, и ходи по путям сердца твоего и по видению очей твоих» (Екклесиаст 11: 9).
 Однако молодые люди, обладающие изобилием здоровья и физической энергии и часто имеющие набитую книжными знаниями голову, нередко склонны быть слишком уверенными в своих способностях. Поэтому они, может быть, верят, что они в состоянии решить проблемы, которые мучили старших людей на протяжении поколений. Но, несмотря на их знания, рвение и физическую силу, остается факт, что у молодых нет достаточного опыта. Наверно поэтому римский драматург Плаут сделал замечание, что «скромность подходит к лицу молодого мужчины». Опыт обыкновенно умеряет энтузиазм, рвение и самоуверенность человека. Поэтому говорят, что молодой врач начинает со ста лечебными средствами для каждой болезни, но с течением времени он опытом обнаруживает, что имеется сто болезней для каждого лекарства!
 Да, в опыте же все и дело! Библия заявляет, что даже Иисус Христос был усовершенствован для Своей должности как Царь и Первосвященник опытом, т.е. страданиями, которые Он испытал (Евреям 4: 15; 5: 8, 9). Говорится, правда, что опыт является дорогим учителем, но глупые от другого не научились бы. Конечно, мир полон людей, у которых нет достаточно скромности, чтобы учиться даже от опыта. Но опыт действительно может сделать скромного человека мудрым.

Что поможет быть скромным

 Молодые и пожилые христиане могут сознавать, что скромность является превосходным украшением. Но как можно развить это желательное качество? Между прочим, может помогать развивать скромность, когда мы ежедневно читаем Библию, Слово Бога. Это дает нам надлежащую перспективу и помогает не относиться слишком серьезно к самому себе. Чтение Библии также помогает нам видеть дела с точки зрения Бога. Например, Писание указывает на то, что в глазах Бога люди похожи на саранчу и целые нации на капли воды, падающие с ведра (Исаия 40: 15, 22). Библия, в сущности, дает нам совет быть скромным, когда она заявляет: «Сказано тебе, ... чего требует от Тебя Господь [Иегова, НМ]: действовать справедливо, любить дела милосердия и смиренномудренно [скромно, НМ] ходить пред Богом твоим». Что именно значит быть скромным, показывает апостол Павел, говоря: «Всякому из вас говорю: не думайте о себе более, нежели должно думать; но думайте скромно». Необходимо быть какого-то мнения о себе, но скромное лицо следит за тем, чтобы не переоценивать самого себя (Михей 6: 8; Римлянам 12: 3).
 Обрати внимание на то, что только что упомянутый совет давался не только молодежи, но всем, как пожилым, так и молодым. Библия, однако, указывает на то, что скромность в особенности подобает молодым. Кроме того, со времени Моисея до времени апостолов Иисуса Писание показывает, что ответственность в собрании должны носить «старшие мужчины», т.е. старейшины (Исход 3: 16; 1 Петра 5: 1-3, НМ). Библия также заявляет: «Также и младшие, повинуйтесь пастырям [старшим мужчинам, НМ]». Это значит, что молодые мужчины не должны быть гордыми или надменными. Но относится ли такой совет только к молодым мужчинам? Нет, так как Петр продолжает: «Все же, подчиняясь друг другу, облекитесь смиренномудрием, потому что Бог гордым противится, а смиренным дает благодать». Смиренность и скромность являются, так сказать, близкими родственниками (1 Петра 5: 5).
 Нам всем поможет быть скромными, если мы всегда напоминаем нам о том, что для молодых и пожилых одинаково мудро поступать скромным образом. Скромность избавит нас от многих трудностей, ибо она не позволит нам думать слишком высоко о себе и обещать больше, чем мы можем дать. Она сдержит нас от того, чтобы возбуждать в других дух конкуренции или соперничества, и она сделает нас более привлекательными лицами. Скромность также способствует спокойствию духа и довольству, качествам, являющимся основой счастья. Мудрый царь Соломон не напрасно сказал: «Со смиренными [скромными, НМ] — мудрость» (Притчи 11: 2).

 

Может быть, близок конец мира?

 Незадолго до того, как Иисус умер, четыре Его апостола задали Ему вопрос: «Скажи нам, когда это будет? и какой признак Твоего пришествия и кончины века?» (Матфея 24: 3). С тех пор христиане интересуются этой темой. Естественно, под выражением «конец мира» не подразумевается конец планеты Земля, но, как говорят современные библейские переводы, „конец системы вещей". Иисус исполнил просьбу Своих учеников и дал им признак. Этот «признак» должен был состоять из многих различных происшествий и ситуаций, а не только, например, из войн. Все это должно было произойти во время, которое писатели Библии обозначали как «последние дни» (2 Тимофею 3: 1; 2 Петра 3: 3, 4). При чтении пророчеств Иисуса следует обратить внимание на то, что еще сегодня живут многие люди, ставшие свидетелями событий, исполнивших Его пророчества.

«ИБО ВОССТАНЕТ НАРОД НА НАРОД, И ЦАРСТВО НА ЦАРСТВО» (Матфея 24: 7).

 Первая мировая война (1914-1918) превзошла все взятые вместе большие войны, которые велись за 2 400 лет до 1914 года. Но уже через 21 год после конца этой войны разразилась вторая мировая война. Эта была в четыре раза страшнее, чем первая мировая война. С 1945 года, года окончания второй мировой войны, в примерно 150 последующих войнах, ведшихся в мире, было убито свыше 25 миллионов человек.

«И БУДУТ ГЛАДЫ... ПО МЕСТАМ» (Матфея 24: 7).

 После первой мировой войны возник наибольший в истории голод. Но после второй мировой войны недостаток в средствах питания был еще большим. Четверти мирового населения пришлось голодать. В настоящее время каждый год умирает примерно 50 миллионов человек от последствий голодания. А в странах, имеющих достаточно продовольствия, многие не могут покупать себе самое необходимое из-за бедности.

«И ПО МЕСТАМ... МОРЫ» (Луки 21: 11).

 После первой мировой войны от испанского гриппа умерло больше людей, чем когда-либо от какой-нибудь эпидемии. Число жертв исчислялось примерно в 21 миллион! Эпидемии и болезни также и сегодня еще — бич человечества. Каждый год миллионы умирают от сердечных заболеваний или от рака. Также стремительно распространились венерические болезни и новые страшные заболевания возникают в одной стране за другой.

«И БУДУТ... ЗЕМЛЕТРЯСЕНИЯ ПО МЕСТАМ» (Матфея 24: 7).

 С 1914 года по сегодняшний день произошло намного больше тяжелых землетрясений, чем за такой же промежуток времени до того года. В течение более 1000 лет (от 856 года н.э. до 1914 г.) произошло только 24 тяжелых землетрясений, потребовавших примерно 1973 000 жертв. Но только за 63 года от 1915 до 1978 гг. произошло 43 тяжелых землетрясений, в которых погибло примерно 1600 000 человек.

„УМНОЖЕНИЕ БЕЗЗАКОНИЯ" (Матфея 24: 12).

 Из, так сказать, всех стран мира поступают сообщения о росте беззакония и преступлений. Все больше берут верх преступления, совершенные с применением силы, такие, как убийство и изнасилование.

«ЛЮДИ БУДУТ ИЗДЫХАТЬ ОТ СТРАХА» (Луки 21: 26).

 Из всех эмоций страх играет, наверно, сегодня важнейшую роль в жизни людей. Вскоре после сброса первой атомной бомбы американский химик Гарольд Юрей сказал: «Мы будем есть в страхе, спать в страхе, жить в страхе и умирать в страхе». Люди испытывают страх перед преступлениями, болезнями, загрязнением среды, инфляцией и многим другим, что угрожает их жизни и безопасности.
 Хотя имеются еще многочисленные аспекты этого признака, но достаточно приведенных, чтобы доказать, что мы действительно живем в то время, которое Библия предсказала как «последние дни». Это значит, что Бог скоро приведет конец теперешней злой системы вещей. Но кто служит Богу, тот останется в живых и получит возможность жить на очищенной Земле.