Понедельник, августа 02, 2021
Руководящий совет cвидетелей Иеговы запрещает свободу слова на религиозную тему
или о cвидетелях Иеговы, которая вне надзора «верного и благоразумного раба».

Церкви начинают вмешиваться в политику

 «Пора, чтобы религиозные люди оказывали влияние на правительство». Это слова калифорнийского пастора. Согласен ли ты с ним, что религиозные люди должны были бы вмешиваться в политику? Многие люди согласны с этим, потому что они встревожены из-за падения нравственных норм, роста преступности, упадка экономии, международного напряжения, бедности и голода, а также из-за распространения неверия во всем мире.
 Верно, что многими из упомянутых проблем должны заниматься правительства. Но правительства часто беспомощны. Еще хуже, что скандалы подрывают репутацию многих правительств. Сообщения о коррупции и обмане ослабляли доверие населения к их правительствам до такой степени, что многие согласились бы с одной матерью средних лет, которая сказала: «Я начинаю думать, что вся политическая система стала продажной и неморальной».
 Поэтому, многие искренние люди считают, что религия должна бы пытаться помочь. Они думают, что религия представляет Бога и они верят по праву, что для разрешения проблем человечества требуется больше, чем человеческое знание. Они молятся о помощи, но точно не знают, как Бог поможет им. Они считают, что, может быть, они сами должны делать что-нибудь. Поэтому им нравится, когда «религиозные люди» вмешиваются в политику, чтобы таким образом вносить некое «благочестие» в правительство. Протестантские и католические священники и другие религиозно преданные лица все больше активно занимаются политикой.
 Является ли это лучшим образом, которым религия может помочь сегодня? Рассмотрим, что делают некоторые из этих религиозных лиц и чего они желают добиться.

Религия в политике

 В Соединенных Штатах некоторые религиозные организации имеют так называемых лоббистов (лиц, старающихся убеждать членов конгресса выступать за их интересы) в столице страны, чтобы оказывать влияние на законодателей. Чего желают они добиться? Один католический священник заявил: «Мы думаем, что мы в состоянии оказывать большое долгосрочное влияние на моральное мышление, которое будет определять политическую тенденцию для нации». Протестантский священник прибавил: «Нам должно было бы быть возможно сказать правительству: „Вы сделали кое-что неправильно; вы пошли по неправильному пути"».
 Религиозные группы уже давно оказывают осторожное влияние на членов конгресса. Но появление группировок с общими интересами, организованных протестантскими фундаменталистами и деятельность которых намного меньше осторожная, представляет собой более новый феномен. Эти группы — как например американское движение, называющееся «Моральным большинством», бывшее основанным в 1979г. и имеющее 400 000 членов, в том числе 72 000 священников — ясно высказывали свое мнение о вопросах, как поддержка Израиля, права для гомосексуалистов, договор о Панамском канале, безопасность Тайваня и аборты. Политики научились не недооценивать их влияние. Сенаторы, поддерживавшие программы, которые не одобряли эти группы, не были больше выбраны на должность.
 Всемирный совет церквей (резиденция в Женеве) был другим образом вовлечен в политику. Как сообщается, с 1970г. Совет предоставил 3 миллиона американских долларов в распоряжение различным политическим революционным движениям.
 Некоторые священники домогаются путем выборов должности в правительстве. Недавний газетный заголовок служил примером того, что, может быть, является пределом политического вмешательства: «Филиппинские священники покидают приходы и присоединяются к мятежникам». Статья сообщала о четырех католических священниках, которые присоединились к коммунистическому партизанскому движению. Такое активное участие в радикальных движениях широко распространено, но за это платится дорогая цена. В Латинской Америке за последнее десятилетие это привело к смерти, похищению или высылке около 850 священников, монахинь и недуховных церковных помощников.
 Как думаешь ты о такой политической деятельности религиозных руководителей? Одобряешь ты это или имеешь сомнения? Может быть, ты ничего не имеешь против того, чтобы церкви сдержанно высказывались о политических вопросах, но тебя тревожит, когда священники участвуют в революциях.
 Если мы, однако, согласны с некоторым вмешательством религии в политику, то трудно сказать, где его пределы. Если допустимо, что некоторые священники в столице страны осмотрительным образом оказывают влияние для поддержки программ, которые они считают хорошими, почему тогда было бы неправильно, если протестантские фундаменталисты на национальном уровне организуют группы, оказывающие давление для продвижения программ, являющихся для них важными? И если «Моральное большинство» может высказаться в защиту Израиля, то почему Всемирному совету церквей не жертвовать деньги для военных дел, которые одобряет он? А если это не является неправильным, то почему тогда возражать против того, что католические священники борются и умирают за дело, которое они поддерживают в Южной Америке и в Азии, вместо того, чтобы жертвовать деньги, чтобы другие люди рисковали своей жизнью?
 Однако же... замечаешь ли ты что-нибудь неправильное в этой логике? Является ли это действительно наилучшим методом, которым религия может помочь человечеству в это трудное время?
 Старание религии вмешиваться в политику, не является новым явлением. В следующем перечислении упомянуты некоторые достойные внимания случаи, когда религия смешивалась с политикой.

 [Рамка На Странице 4]
  В 1095г. римский папа Урбан II призвал западные армии к крестовому походу против турков: «Идите на помощь вашим братьям на христианском Востоке». В течение двух столетий этому крестовому походу следовали другие, в которых проливалось много крови.
  В 12-ом веке папа Адриан 1 официально даровал Ирландию английскому королю, Генриху II, и таким образом оправдал (в глазах верующих) покорение страны англичанами.
  В 1524г. крестьяне в Германии подняли восстание — отчасти вследствие учений Мартина Лютера. В начале Лютер благосклонно относился к крестьянскому движению. Но в 1925г. он дал немецким князьям совет «душить и колоть их [крестьян]..., как следует убивать бешеную собаку». Князя следовали этому совету с большой жестокостью.
  В 1618г. еще не вступивший в должность король Богемии старался заставить большей частью протестантское население принять католичество, что содействовало началу Тридцатилетней войны.
  В 1918г. церкви т. наз. христианства пользовались своим влиянием для поддержки Лиги Наций. Но она все-таки не была успешной. Уже после двух десятилетий мир пустился в страшнейшую войну всей человеческой истории. Теперь церкви т. наз. христианства поддерживают Организацию Объединенных Наций, но народы теперь более вооружены и разделены, чем когда-нибудь прежде.

 

Как может религия ослабить напряженность?

 Угнетение, голод, моральное разложение, злоупотребление наркотиками, угроза ядерной войны — это некоторые проблемы, за которые принимается политический активизм некоторых священников. Такие проблемы, конечно, беспокоят всех христиан. Но является ли политическое вмешательство средством для ослабления мировой напряженности?
 Религиозные руководители вмешиваются в политику, потому что они желают задавать «моральный тон» или предупреждать правительство, когда оно вступает на «неправильный путь». Но что же, если они сами вступают на неправильный путь? Например, ради дела сербского национализма сербский священник недавно совершил покушение с применением бомбы на дом югославского консула в Соединенных Штатах. Такой акт терроризма определенно является неправильным, и в особенности, когда священник совершает его! Независимо от мотивов, священник утверждает быть представителем Бога. Но Слово Бога ясно предупреждает всех верующих в Него: «Не мстите за себя. ... Ибо написано: „Мне отмщение, Я воздам, говорит Господь [Иегова, НМ]"» (Римл. 12: 19). Действия, как террористический акт священника, ослабляют моральное руководство, которое стараются давать некоторые религии.
 Также и многие члены католической церкви серьезно сомневаются в правильности того, что священники и монахини участвуют в революциях. Один иезуит в Колумбии сказал: «При вооруженном восстании прежде всего страдают сами бедные люди, а не духовенство или епископы. Как же можем мы поддерживать такую позицию?» Сам папа римский старался уменьшить некоторый политический активизм, сказав, что обязанностью священника или монахини является служить духовным потребностям стада, а не мобилизовать их для восстания.
 Денежные пожертвования Всемирного совета церквей для поддержки революционных групп также вызывали споры, в особенности тогда, когда выявилось, что некоторые из этих групп преследовали миссионеров! Из-за этого дела Армия спасения даже прекратила свое членство в Совете.
 Даже протестантские группировки, оказывающие давление на политику в Соединенных Штатах, подвергались критике. Редактор одного журнала замечал: «В деятельности христианских правых от Иисуса осталось лишь название». Этот редактор думал, очевидно, что такие лица, когда они занимаются политикой, поступают, скорее, как бессовестные политики, чем как религиозные служители. Это напоминает нам об увещании библейского писателя Иакова, что истинные христиане должны «хранить себя не оскверненным от мира» (Иак. 1: 27).
 Религиозный активизм, следовательно, вызывает трудные вопросы у мыслящих лиц. Но что можно сказать, если религиозные руководители ограничиваются тем, что они дают правительству лишь «осторожный совет в определенных вопросах? Это также вызывает проблемы, так как эти священники дают противоречивые советы. Это не ослабляет напряженность.
 В Соединенных Штатах, например, некоторые религиозные деятели выступают за разоружение. Другие, однако, желают, чтобы их страна имела «сильнейшую военную силу со времени творения мира». «Моральное большинство» борется за «Продолжение существования Америки» вместе с ее капиталистической системой. Один представитель Всемирного совета церквей, однако, писал: «Необходима мировая революция для освобождения человечества от самоуничтожения, гор мусора, эксплуатации и угнетения, которые вызывала капиталистическая система.» Он восхвалял затем кубинский вариант этой «мировой революции».
 Даже относительно сексуальной морали священники расходятся во мнениях. Как же может мирянин знать, что является «моральной» нормой, которой следует придерживаться, и что является «неправильным путем», которого нужно избегать? Зависит ли «добро» и «зло» от нации, в которой родился человек, от политической партии, к которой он принадлежит, от цвета его кожи или от его экономического положения? Или установил Бог норму, которая применима ко всем и повсюду?
 Во многих отношениях вмешательство религии в политику причиняло скорее путаницу, вместо того чтобы вносить некоторое «благочестие» в мировые дела. Значит ли это, что религия не должна играть никакой роли? Не должна ли она содействовать ослаблению напряженности в мире?

Наилучшая возможность помогать

 Является фактом, что истинная религия может вносить огромный вклад. Но чтобы видеть, каким является этот вклад, нам нужно понимать некоторые основные факты. Во-первых, чтобы иметь ценность, религия должна выражать мысли Бога, а не человеческие. Как возможно это? Библия заявляет: «Все Писание богодухновенно [инспирировано Богом, НМ] и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности, да будет совершен Божий человек, ко всякому доброму делу приготовлен» (2 Тим. 3: 16, 17). Если священник выражает свое личное мнение, даже если он держит в своих руках Библию, то оно не имеет большей ценности, чем мнение любого другого человека. Но если сказанное им действительно написано в Библии, то это выражает мысли Бога.
 Во-вторых, Иисус сказал: «Царство Мое не от мира сего» (Иоан. 18: 36). Истинная, основанная на Библии религия, следовательно, является нейтральной относительно политики мира. Она ни за, ни против какой-либо нации, расы, политической или экономической системы. Христиане поддерживают Царство Бога, а не какое-нибудь «царство» этого мира. Христианин не должен принимать чью-либо сторону в политических спорах этого мира, как и Иисус не становился на одну из сторон в споре, расширявшемся тогда между иудеями и римлянами (Марка 12: 17).
 Когда Иисусу было возможно, Он помогал больным и бедным, как это делают и христиане в наши дни. Но Он не вмешивался в политику. Его главное занятие состояло в проповедовании „Евангелия Царства [благой вести о Царстве, НМ]" (Матф. 9: 35). Проповедование этой «благой вести» является лучшим методом, которым христианин может помочь своему ближнему ввиду теперешних трудных мировых условий.
 Почему это лучше, чем заниматься политикой? Потому что — как это необходимо признать всем реалистам — проблемы человечества никогда не будут полностью решены политической деятельностью, несмотря на усердные и искренние усилия некоторых политиков. Необходимы сверхчеловеческий авторитет и сверхчеловеческая власть для устранения нужды, болезней, коррупции и всех наших других бед. А Библия заявляет, что лишь Бог может осуществить это при помощи своего Царства, Его небесного правительства, Царем которого будет Иисус Христос (Иер. 10: 23; Дан. 2: 44).
 Задание, которое Иисус дал Своим последователям, следовательно, не состояло в том, чтобы пытаться оказывать влияние на политиков мира, но делать учеников. Они сегодня делают это тем, что они проповедуют «благую весть о Царстве» по всей населенной земле (Матф. 24: 14). Они должны осведомлять человечество о том, почему это Царство устранит напряженность и откуда мы знаем, что это скоро сбудется. Их задание состоит в том, чтобы рассказывать другим о благословениях, которые приносит Царство в настоящее время и принесет в будущем. Они должны помогать людям стать учениками Иисуса Христа, что даст им возможность пользоваться этими благословениями (Матф. 28: 19, 20; 1 Тим. 4: 8; Откр. 21: 3, 4).
 Эта весть имеет величайшую ценность для принимающих ее. Она дает ответы на их самые озадачивающие вопросы, устраняет сомнения, помогает им справляться с напряжением, от которого они страдают теперь и, в конце концов, она показывает им, как они могут приобретать «мир Божий, который превыше всякого ума» (Фил. 4: 6,7).

Достаточно ли это?

 Некоторые, по-видимому, считают, что этого не достаточно. Политически активный священник в одной западной стране, в которой распространяются секуляризация (освобождение от церковного влияния) и безнравственность, сказал: «Христианам необходимо развивать склад ума упорного активиста... или мы провалимся». Потерпит ли христианство поражение, если лица, утверждающие быть христианами, не становятся политически активными?
 Некоторые миссионеры в бедных странах также думают, что проповедование «благой вести» не достаточно. Они верят, что людям теперь необходима помощь. Поэтому они участвуют в революционных движениях. Но старания свергнуть существующие правительства, определенно противоречат совету Библии: «Всякая душа да будет покорна высшим властям» (Римл. 13: 1). Это также прямо противоположно поведению Иисуса и Его ближайших последователей, которые не были «от мира [частью мира, НМ]» (Иоан. 15: 16). Это лишь усиливает напряженность.
 Иисус обещал Своим истинным последователям: «И се, Я с вами во все дни до скончания века [системы вещей, НМ]» (Матф. 28: 20). В течение первых столетий после смерти Иисуса, исповедовавшие христианство, верили в это обещание. Они не занимались политикой. Несмотря на то, что они были преследуемы и окружены неверием, христианская вера осталась.
 Сегодня Иисус все еще со Своими последователями. Он еще в состоянии охранять истинное христианство, без того чтобы христианам нужно было вмешиваться в политику. Он осуществит намерение Бога превратить землю в рай, населенный счастливыми и свободными от напряженности людьми, вопреки факту, что сегодня так многие люди думают, что они должны были бы изменить мир (Дан. 2: 44; Откр 21: 4).
 Но достаточна ли «благая весть» для бедных людей мира? Один свидетель Иеговы, который несколько лет был миссионером на Дальнем Востоке, сказал:
 «Правда, мы часто опечаливались нищетой, которую мы видели. Но какую пользу получили бы бедные люди, если бы мы побуждали их восставать? Кто мог бы гарантировать, что следующее правительство сделало бы что-нибудь лучше?
 Мы обращали их внимание на то правительство, о котором мы знали, что оно будет лучшим — на Царство Бога. Когда эти бедные люди принимали благую весть об этом Царстве, они ощущали новое отношение к Богу. Они замечали, что Он действительно заботился о них и они испытывали, как Он помогал им в кризисах в их жизни. Это дало им чувство достоинства и уверенность в будущем».
 Другой свидетель Иеговы, который много лет проповедовал «благую весть о Царстве» в Центральной Америке, разделял это мнение. Он добавил: «Бедные люди, принявшие „благую весть" оставили их прежнее суеверие и их пороки, как курение, азартные игры, пьянство и жевание орехов бетель; их материальное положение часто улучшалось, потому что они лучше пользовались своими средствами. Так как они ставили духовные вещи на первое место в жизни, то материальная нужда больше не была таким бременем для них. Они больше не завидовали богатым, потому что они сознавали, что они имели что-то, чего многие из богатых не имеют».
 Совсем естественно быть озабоченным из-за распространении безбожия, угнетения, голода и остальных бед этой системы вещей. Продолжительное существование этих проблем доказывает, что человечество очень нуждается в Царстве Бога. Оно является единственной надеждой на счастливое будущее. Лишь истинная, основанная на Библии христианская религия действительно в состоянии помочь людям, верить в это Царство. Таким образом она предоставляет наилучшую возможную помощь для ослабления современной напряженности.

 

Почему нам нельзя быть частью этого мира

«Они не от мира, как и Я не от мира» (ИОАННА 17: 16).

 Иисус Христос был отвержен, ненавидим и даже преследуем этим миром. Итак, чего могут ожидать Его последователи? Он сказал им: «Если мир вас ненавидит, знайте, что Меня прежде вас возненавидел. Если бы вы были от мира, то мир любил бы свое; а как вы не от мира, но Я избрал вас от мира, потому ненавидит вас мир. Помните слово, которое Я сказал вам: раб не больше господина своего. Если Меня гнали, будут гнать и вас; если Мое слово соблюдали, будут соблюдать и ваше» (Иоанна 15: 18-20).
2 Да, истинные последователи Иисуса очень отличаются от этого мира — отчужденного от Бога, грешного человеческого общества. Это отличие даже настолько велико, что ученики Христа ненавидимы и гонимы этим миром. Но поскольку они не являются частью этого мира и подражают превосходному примеру Иисуса, Иегова Бог охраняет их и этим исполняет молитву Христа: «Не молю, чтобы Ты взял их из мира, но чтобы сохранил их от зла; они не от мира, как и Я не от мира. Освяти их истиною Твоею: слово Твое есть истина» (Иоанна 17: 15-17).
3 Что значит быть «не от мира»? Подразумевается под этим, что последователи Иисуса должны избегать всякого контакта с не христианами?

Христиане не могут изолироваться

4 Определенно Иисус не ожидал от Своих последователей, чтобы они изолировались в религиозных коммунах, но Он поручил им охватывающее весь мир дело, говоря: «Но вы примете силу, когда сойдет на вас Дух Святый, и будете Мне свидетелями в Иерусалиме и во всей Иудее и Самарии и даже до края земли» (Деяния 1: 8). Он повелел им также: «Итак, идите, научите все народы [делайте учеников из людей всех народов, НМ], крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам; и се, Я с вами во все дни до скончания века» (Матфея 28: 19, 20). Хотя таким путем „люди всех народов" стали бы учениками, однако нельзя было, конечно, ожидать, чтобы целые нации приняли учение Иисуса Христа.
5 Некоторые могут, однако, возразить: «Не были ли обращены целые нации в христианство? И не образуют ли они т. наз. христианство?» Конечно, некоторые властители принимали решения относительно религии своих подданных и не колебались провести свое решение жестоким и варварским образом. Кроме того, страх перед муками в мистическом аду был значительным фактором так называемого обращения в номинальное христианство. (Сравни Екклесиаст 9: 5, 10.) Насколько же отличается все это от единственного, установленного Библией метода распространять истинную христианскую веру! Это благородное дело проводится свидетельствованием, учением и подготовкой учеников. Отшельники или живущие в уединении монахи и монахини не могли бы проводить это дело или следовать заповеди Христа, чтобы „светил их свет перед людьми" (Матфея 5: 14-16). И принужденные «обращения» не имеют ничего общего со свидетельствованием, проповедованием и учением, которые помогают правдивым людям всех наций на основании разумных рассуждений посвятиться Иегове Богу.

Почему «не от мира»

6 Название «христианский» нередко оказывалось ложным. Не ставятся ли часто обманы, захваты, жестокие войны и угнетения в вину так называемым христианским народам и нациям? Истинные последователи Христа поступают совсем иначе. Иисус сказал: «По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою» (Иоанна 13: 35). Сегодня действительно имеются люди, соответствующие этому описанию: Свидетели Иеговы. Иметь любовь между собой, означает не вести между собой жестокой конкуренции, не провоцировать и не обманывать друг друга. Скорее следует говорить одно, не иметь между собой разногласий и „быть соединенными в одном духе и в одних мыслях" (1 Коринфянам 1: 10; 13: 4-8). Свидетели Иеговы познакомились с мышлением Бога и Христа и руководствуются этим (Римлянам 12: 1, 2; 1 Коринфянам 2: 16). Важной частью этого мышления является принцип, что христиане должны быть «не от мира». (Сравни Иакова 1: 27.)
7 У последователей Иисуса имеются очень хорошие основания не быть «от мира». Четыре тысячи лет большая часть человечества „не имела надежды и была безбожной в мире" (Ефесянам 2: 12). Однако долгая отчужденность от Иеговы на основании человеческого греха не будет продолжаться вечно. 1900 лет тому назад апостол Павел объяснил, что Бог «повелевает людям всем повсюду покаяться», потому что Он «назначил день, в который будет праведно судить вселенную, посредством предопределенного Им Мужа», Иисуса Христа. Павел прибавил к этому, что Бог дал «удостоверение всем, воскресив Его [Иисуса] из мертвых» (Деяния 17: 30, 31). «День» Его тысячелетнего господства очень близок. Этот злой мир должен пройти. Он будет судим, осужден и навсегда уничтожен. Как неуместно было бы тогда христианам быть частью этого мира!
8 Со времени воскресения Иисуса прошло более 1 900 лет и исполнение Божьего приговора над отступническим т. наз. христианством и остальным миром сатаны несомненно приблизилось (2 Петра 3: 10; 1 Иоанна 5: 19). Между тем Свидетели Иеговы возвещают весть Бога по всему миру, и для раскаивающихся, благодарных людей наступили «времена отрады» (Деяния 3: 19-21). В исполнение пророческих слов Иисуса для нашего времени свыше 2 650 000 Свидетелей Иеговы в 205 странах проповедуют «сие Евангелие Царствия». Как только дело проповеди «во свидетельство всем народам» закончится в желаемых Богом размерах, «придет конец» (Матфея 24: 14). Итак, если вскоре предстоит конец этой извращенной системы, то у народа Иеговы определенно имеется полное основание быть «не от мира».
9 Поскольку мир сатаны приходит к концу, нам необходимо следить за тем, чтобы мы действительно „искали прежде Царства Божьего" (Матфея 6: 33). Какими бы ни были наш возраст, наше образование или общественное положение, «все мы предстанем на суд Христов [Бога, НМ]» (Римлянам 14: 10). Итак, соответствуем мы требованиям Царства? Или стараемся мы в действительности быть в согласии с миром, который ненавидит истинных христиан? Питаем ли мы мирские амбиции и надежды? Подражаем мы мирским причудам, противным Писанию? Восхищаемся мы его идолам? Следует помнить, «что дружба с миром есть вражда против Бога» (Иакова 4: 4). Как можем мы избежать мирского осквернения, чтобы не стать врагами Бога? Чего нам следует сторониться?

Не люби мира

10 Апостол Иоанн писал: «Не любите мира, ни того, что в мире: кто любит мир, в том нет любви Отчей; ибо все, что в мире: похоть плоти, похоть очей и гордость житейская, не есть от Отца, но от мира» (1 Иоанна 2: 15, 16). Иоанн привел три основные мирские «вещи», которые не должен любить народ Иеговы.
11 «Похоть плоти» может склонить нас ко многим вредным и смертельным поступкам, которые обычны в сегодняшнем испорченном, подвластном сатане мире. К таким поступкам относятся «дела» грешной плоти, как: «Прелюбодеяние, блуд, нечистота, непотребство, идолослужение, волшебство, вражда, ссоры, зависть, гнев, распри, разногласия, ереси, ненависть, убийства, пьянство, бесчинство и тому подобное». Мы не можем безнаказанно оставить без внимания предупреждение апостола Павла, а именно, «что поступающие так Царствия Божия не наследуют» (Галатам 5: 19-21). Кто продолжает поступать по „делам плоти" и не раскаивается, тот является частью этого мира и не будет участвовать в предсказанном Царстве, благодаря которому будет оправдано имя Иеговы и земля превратится в рай (Луки 23: 43). Следовательно, христианам нельзя уступать «похоти плоти».
12 «Похоть очей» — дальнейшая отличительная черта тех, кто является частью этого мира. Они собирают богатство и имущества, но они, очевидно, не бывают довольны. Даже многие из тех, которые проявили некоторый интерес к библейской истине, распространяемой Свидетелями Иеговы, в конце концов поддаются „похоти очей" и не делают никаких успехов в духовном отношении. Их желание иметь новую одежду, новую машину, новый дом, какой-либо новый аппарат и многие другие нравящиеся глазу вещи становится настолько сильным, что, как говорил Иисус, «обольщение богатством и другие пожелания, входя в них, заглушают слово, и оно бывает без плода» (Марка 4: 18, 19). Интересно заметить, что сатана искушал Еву, побуждая ее желать запретное, видимое для ее глаз. Напротив, с Иисусом он потерпел полную неудачу, стараясь побудить Его согрешить стремлением к видимым вещам (Бытие 3: 1-6; Луки 4: 5-8). Но как обстоит дело с тобой? Подражаешь ты примерному поведению Иисуса? Или удовлетворение „похоти очей" занимает у тебя столько времени, внимания и силы, что ты запускаешь интересы Царства? Если духовные интересы отошли на задний план, то немедленно действуй, чтобы изменить такое положение.
13 Жадная «похоть очей» может привести к нечестности, зависти, лихоимству и другим грехам, которыми навлекается неодобрение Бога. По словам Павла, «лихоимцы [алчные, НМ]» причисляются к тем, кто «Царства Божия не наследуют» (1 Коринфянам 6: 9, 10). В мудрых притчах высказано соответствующее предупреждение: «Верный человек богат благословениями; а кто спешит разбогатеть, тот не останется ненаказанным [невинным, НМ]. Спешит к богатству завистливый человек, и не думает, что нищета постигнет его» (Притчи 28: 20, 22). Даже если некоторых алчных, завистливых людей не тотчас постигнет бедность, то они или умрут вне Божьей милости или придут к печальному концу вместе с нынешней системой вещей (Матфея 24: 3; Луки 12: 13-21). 14 Служители Иеговы также не должны дать увлечь себя „гордостью житейской [бросающимся в глаза выставлением напоказ имеющихся для жизни средств, НМ]". Можно действительно поддаться соблазну, ставить напоказ ценные приобретения. Это неправильное стремление ведет многих не только к желанию идти в ногу с другими в материальном отношении, но и также к старанию превзойти их. Равносильно этому и хвастовство тем, чего кто-либо якобы достиг. Надеющийся добиться определенного положения ведет, возможно, дружбу с видными лицами и поддерживает их. Но неразумны те, которые позволяют быть использованными таким образом, а слишком честолюбивый может, в конце концов, стать как «нечестивые» во дни Иуды, которых „уста произносили надутые слова, оказывая лицеприятие для корысти" (Иуды 4, 16). Корнем стремления к почету и выставления напоказ определенных вещей является грешная гордость (Притчи 8: 13; 16: 18; 21: 4). Итак, нам следует противостоять искушению, блистать своими приобретениями и мнимыми достижениями. Здесь подходит притча: «Как не хорошо есть много меду, так домогаться славы не есть слава» (Притчи 25: 27). И поскольку большинство людей идет широким путем, ведущим к уничтожению, то своевременны слова Иисуса: «Горе вам, когда все люди будут говорить о вас хорошо» (Луки 6: 26).

«Мир проходит»

15 Иоанн называет нам фундаментальную причину, почему мы должны быть «не от мира», говоря дальше: «И мир проходит, и похоть его, а исполняющий волю Божию пребывает вовек» (1 Иоанна 2: 17). «Мир», несправедливое человеческое общество, идет навстречу своему концу в быстро приближающейся „великой скорби" (Матфея 24: 21). В это время будет уничтожено все, что относится к политической и коммерческой системе мира, как и к ее ложной религии. Как могли бы истинные Свидетели Иеговы употреблять все свое время и силу, как и все свои средства для чего-то, что будет вскоре устранено? Вместо этого лояльные христиане употребят свои силы, чтобы способствовать интересам Царства и вещам постоянным, вечным. Более того, такой лояльностью и верой народ Иеговы „победит мир", несправедливое человеческое общество, как это сделал Иисус Христос (Иоанна 16: 33). Да, они останутся в живых, когда Бог уничтожит этот мир, так же, как пережили потоп Ной и его семья (2 Петра 2: 5).
16 Как должны относиться христиане к социальным делам мира, если ведь мир пройдет? Какую позицию должны они занимать в отношении образования, торговых дел и проведения отдыха? Такие вопросы требуют еще тщательного рассмотрения.

 [Вопросы Для Изучения]
  1. Какого обращения могут ожидать последователи Иисуса, согласно Его словам?
  2. а) Что такое «мир», от которого очень отличаются ученики Иисуса? б) Что делает Иегова для учеников Христа, вместо того, чтобы взять их из мира?
  3. Какие вопросы, касающиеся мира, требуют ответа?
  4. Какое дело поручил Иисус Своим последователям, по причине чего им невозможно изолироваться?
  5. Каким авторизованным Библией методом обращают людей в христианство?
  6. Почему можно сказать, что Свидетели Иеговы соответствуют тому, что сказал Иисус, согласно Иоанна 13: 35, о Своих последователях?
  7. Каким образом слова Павла в Деяния 17: 30, 31 дают понять, что христиане не должны быть частью этого мира?
  8. Какое дело указывает на приближение «конца», что для народа Иеговы является дальнейшей причиной быть «не от мира»?
  9. а) Как должны мы относиться к интересам Царства и его требованиям, поскольку мир сатаны подходит к своему концу? б) Какими вопросами нам следует заняться теперь?
 10. Какие три основные «вещи», упомянутые в 1 Иоанна 2: 15, 16, не должен любить народ Иеговы?
 11. Почему христианам нельзя уступать «похоти плоти»?
 12. а) Что такое «похоть очей», и как она может в духовном отношении повлиять на чье-либо положение? б) Какие вопросы следует нам задать себе, что касается «похоти очей»?
 13. К чему может привести алчная «похоть очей», как это показывается в одном из писем Павла и в некоторых притчах?
 14. а) Как может показаться „выставление напоказ средств, имеющихся у кого-либо для жизни"? б) На чем основано это „выставление напоказ", это хвастовство и стремление к почету? в) Почему должны мы противостоять искушению блистать своими приобретениями н мнимыми достижениями?
 15. а) Какую фундаментальную причину приводит апостол Иоанн, чтобы не быть «от мира»? б) Для чего лояльным христианам следует применять свою силу?
 16. Какие вопросы следует рассмотреть нам еще?

 [Рамка На Странице 14]
 Что сказал бы ты?
  Что такое мир, частью которого не должны быть истинные последователи Иисуса?
  Ученики Христа не могут обособляться, потому что какое дело поручено им?
  По каким причинам Свидетели Иеговы «не от мира»?
  Какие три основные «вещи» мира не должны любить служители Иеговы, если они хотят следовать совету из 1 Иоанна 2: 15-17?

 

«Хранить себя не оскверненным от мира»

«Чистое и непорочное благочестие пред Богом и Отцем есть то, чтобы призирать сирот и вдов в их скорбях и хранить себя не оскверненным от мира» (ИАКОВА 1: 27).

 Иегова требует чистого поклонения (Иоанна 4: 23, 24). Незапятнанная религия пробуждает, между прочим, глубокий интерес к нуждающимся (Галатам 2: 10). Но она требует от нас также, чтобы мы оставались не оскверненными от мира, т.е. отчужденного от Бога, несправедливого человеческого общества, „лежащего во зле", во власти сатаны, дьявола (1 Иоанна 5: 19).
2 Ученик Иаков писал: «Чистое и непорочное благочестие [форма поклонения, НМ] пред Богом и Отцем есть то, чтобы призирать сирот и вдов в их скорбях и хранить себя не оскверненным от мира». Другой перевод гласит: «Чистая и неиспорченная религия в глазах Бога, нашего Отца, такова: приходить на помощь сиротам и вдовам, когда они нуждаются в этом, и хранить себя не оскверненным миром» (Иакова 1: 27, The Jerusalem Bible).
3 Как можем мы, будучи служителями Иеговы, хранить себя „не оскверненными от мира"? Как, согласно Библии, следует относиться к социальным делам мира, к предлагаемому им образованию, к торговым делам и к проведению отдыха?

„Хранить себя не оскверненным миром"

4 Поскольку мы, как Свидетели Иеговы, «не от мира», мы должны отличаться от несправедливого человеческого общества (Иоанна 17: 14). Это требует, во-первых, чтобы мы оставались нейтральными по отношению к политическим делам мира. Во-вторых, мы не должны также иметь ничего общего с его насилием, но должны стремиться к миру как люди, которые „перековали мечи свои на орала" (Исаия 2: 2-4).
5 Будучи христианами, желающими хранить себя от всякого осквернения миром, нам следует, что касается языка, поведения и взглядов, избегать всего, что является обычным среди мирских людей, но не соответствует Божьему Слову. Например, ненависть, лихоимство, позорное поведение и неприличные шутки не имеют места в нашей жизни (1 Коринфянам 6: 9-11; Ефесянам 5: 3-5). Не удивительно, что мы иначе поступаем и иначе смотрим на вещи, как мирские люди, ибо они не разделяют нашей христианской надежды.

Время коротко для этого порядка мира

6 Апостол Павел писал: «Время уже коротко, так что имеющие жен должны быть, как не имеющие; и плачущие, как не плачущие; и радующиеся, как не радующиеся; и покупающие, как не приобретающие; и пользующиеся миром сим, как не пользующиеся; ибо проходит образ мира сего [настоящий порядок мира проходит, Modern Language Bible]» (1 Коринфянам 7: 29-31). Из этого вытекает, что христианские мужья, хотя и должны исполнять свои супружеские обязанности, не должны считать супружество самым важным в жизни. При смерти, помазанные духом христиане навсегда, оставят все земные связи, радости, заботы и имущество. Да, уже сегодня христиане — независимо от того, имеют ли они небесную или земную надежду — могут потерять свою жену или материальное имущество. Кроме того, во время „великой скорби" спасено будет не материальное имущество, а жизнь (Матфея 24: 21; Екклесиаст 9: 11). Поэтому сегодня ни один Свидетель Иеговы не должен ставить супружество, имущество или другие земные вещи на первое место в своей жизни.
 Для всех христиан самым важным должно быть хорошее взаимоотношение с Иеговой Богом и это особенно потому, что мы живем в «последние дни», а „настоящий порядок мира проходит" (2 Тимофею 3: 1).
7 Многие люди озабочены будущим „настоящего порядка мира". Например, журналистка Нэнси Браун в статье газеты ссылается на экономиста Эзра Мишам, который сказал об улучшении образования и заработка в нынешнее время: «[Этим] ничего не улучшилось в социальной области. Параллельно с успехами в науке, образовании и что касается жизненного стандарта, общество испытывает увеличение насилий, правонарушений, мелкой криминальности, вандализма, убийств и самоубийств, как и вульгарности и неприличия». Показательно вступительное предложение статьи: «Только Божье вмешательство может спасти мир от самоуничтожения (Times-Colonist, Виктория (Британская Колумбия, Канада], 25 марта 1982).
8 Конечно, Иегова создал землю, чтобы она была населена не нечестивым человеческим обществом, а праведными, совершенными людьми (Исаия 45: 18; Псалом 36: 29, 38). Поэтому Он не допустит, чтобы человечество уничтожило само себя. И все-таки нет никакого сомнения, что старый порядок мира скоро полностью исчезнет. Поэтому все посвятившиеся Иегове служители не должны „в полной мере" пользоваться Миром. В другом переводе говорится так: «Пользуясь миром, не старайтесь извлечь из него все, что можете, так как этот мир в его настоящей форме проходит» (1 Коринфянам 7: 31, The New Testament in the Language of Today, Уильям Ф. Бекк).

Пользоваться ли вообще миром?

9 Итак, правильно ли нам, посвятившимся Иегове Свидетелям, «извлекать» что-либо из мира? Да, Павел дал понять, что мы можем пользоваться миром, но не в «полной» мере. Итак, мы можем использовать законные мирские постановления, чтобы исполнять наши библейские обязанности и проповедовать весть о Царстве (1 Тимофею 5: 8; 6: 17-19). Поскольку же мы хотим хранить себя „не оскверненными от мира", то мы не имеем права иметь дела с его полемиками, походами в знак протеста, холодными и горячими войнами или подобными делами. Даже в мыслях мы не должны предпочитать ту или другую сторону. Также нам не следует чрезмерно заботиться о своем пропитании и материальном благополучии, потому что Иисус сказал: «Итак, не заботьтесь и не говорите: „что нам есть?" или: „что пить?" или: „во что одеться?", потому что всего этого ищут язычники, и потому что Отец ваш Небесный знает, что вы имеете нужду во всем этом. Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам». Иисус поступал согласно тому, что проповедовал, потому что лисы имеют норы и птицы гнезда, Он же не имел, где приклонить Свою голову. Будем же поэтому довольны пропитанием и убежищем, в то время как „ищем прежде Царства Божия" (Матфея 6: 31-33; Луки 9: 58; 1 Тимофею 6: 7,8).
10 Что можно сказать о мирской карьере? Было ли бы благоразумно строить планы для жизни, посвященной мирской карьере, если мир исчезнет уже в наши дни? (Матфея 24: 34). Едва ли. И ожидание этого определенно должно повлиять на наше отношение к мирскому образованию, не так ли? Хотя основное образование и необходимо, но в высших учебных заведениях почти невозможно не быть увлеченным потоком господствующего там мирского мышления. Естественно, следует решать самому, что касается образования (Галатам 6: 5). Однако приведенные ниже вопросы следует обдумать с молитвой: имелась ли у студентов возможность в годы посещения университета постоянно „искать прежде Царства и правды Иеговы"? Остались ли они полностью свободными от влияния теорий или философии, подрывающих истинную веру? (Колоссянам 2: 8). Оказывали ли на них хорошее влияние мирские приятели, или оказалось это влияние отрицательным в духовном отношении? (1 Коринфянам 15: 33). И остались ли многие из получивших высшее образование действительно смиренными? (Филиппийцам 2: 2,3).
11 Также и посещающие специальные училища могут настолько погрузиться в изучение своей специальности, что у них больше не останется много времени для служения Иегове. Какой бы это ни был род обучения, многое зависит, следовательно, от внутренних побуждений данного лица. Стремится он в первую очередь к независимости и благосостоянию? Повлечет ли учение за собой резкое ограничение его служения Иегове, или поможет оно ему продолжать священное служение? Стремишься ли ты, хотя христианин должен охранить себя от осквернения миром, все-таки к положению в настоящей системе вещей, или ставишь ты действительно интересы Царства постоянно на первое место в жизни?
12 Мы рады, что также некоторые академики приняли истину. Они сделали это, однако, не на основании своего высшего образования, но потому что они осознали, что, несмотря на свое высшее образование, их жизнь была бессмысленной, поскольку они были без Бога и не имели верной надежды. Сегодня они знают, что „не многие мудрые, сильные и благородные" имеют Божье одобрение (1 Коринфянам 1: 26-31). Но они очень рады, что они, в конце концов, нашли действительный смысл в жизни как Свидетели Иеговы.

„Дела житейские"

13 Как следует нам относиться к деловым стремлениям ввиду того, что мы желаем охранить себя от всякого осквернения миром? Апостол Павел писал Тимофею: «Итак, переноси страдания, как добрый воин Иисуса Христа. Никакой воин не связывает себя делами житейскими, чтоб угодить военачальнику» (2 Тимофею 2: 3, 4). Христиане должны работать и честным путем заботиться о себе и о своих семьях. Не было ли бы, однако, странным, если бы о посвятившемся Богу христианине говорили бы главным образом как о важном коммерсанте, а не как о служителе Бога? Не должен ли он прежде всего быть известен как возвещатель Царства и как «добрый воин Иисуса Христа»?
14 Кто ведет экономическую жизнь, тот должен, следовательно, проверять себя в различных отношениях. Если мы перенимаем недобросовестность, мошенничество и скверные выражения корыстолюбивых мирских людей, то мы не можем извинять себя тем, что якобы имеем дело с такими людьми. Мы должны «во всем... вести себя честно» (Евреям 13: 18). Правда, неисправимые дельцы этого мира не будут, вероятно, обходиться с нами соответственно. Однако мы можем быть уверены, что Иегова благословит наш честный образ действия, которым мы можем, сверх того, „украсить учение Спасителя нашего, Бога" (Титу 2: 9, 10, НМ).
15 Являясь людьми, желающими хранить себя от всякого осквернения миром, нам надлежит «делать добро всем, а наипаче своим по вере» (Галатам 6: 10). Но это не было бы так, если бы мы из корыстолюбия хотели способствовать некоторым личным коммерческим предприятиям тем, что старались бы извлекать выгоду из своего знакомства с членами народа Иеговы. Христианам необходимо „поступать, как мудрые" (Ефесянам 5: 15). Даже если тот, кто подходит к нам с планом, как можно скоро разбогатеть, называется братом, то это не должно быть для нас еще причиной безо всяких согласиться вложить свои деньги. На полном основании Божья организация время от времени предостерегала от людей, которые хотя и выдают себя за наших духовных братьев, но стараются только использовать «овец» Иеговы.

Во всех отношениях не как мир

16 Само собой разумеется, что невозможно привести каждый случай, в котором Свидетели Иеговы доказывают, что остаются „не оскверненными от мира". Но во всяком случае не хранят себя не оскверненными от мира ни чрезмерным потреблением спиртных напитков, ни тем, что предаются спорту для достижения высших результатов или какого-либо роду спортивной борьбы, или если часами смотрят фильмы или телевизионные передачи, в которых показываются бандиты, убийцы и другие аморальные люди, а также ни чтением порнографических книг или занятием прославляющими насилие телеиграми (1 Коринфянам 6: 9, 10; 15: 33; Галатам 5: 19-26; 1 Петра 4: 3). Иегова ожидает от Своих Свидетелей, чтобы они держались в стороне от распутной жизни, разврата и насилия мира. Поэтому мы не должны стремиться узнать или испытать лично испорченность мира, но мы должны быть невинными, „на злое быть младенцами" (1 Коринфянам 14: 20; сравни 1 Иоанна 3: 2,3).
17 Необходимость быть не оскверненным от мира, простирается на каждую сторону нашей жизни и, конечно, также на наше отношение к другим. Характерные черты, как-то: горькая зависть, сварливость, хвастовство и лживость, хотя и являются обычным явлением в мире, но они не должны иметь места среди нас, потому что Иаков писал: «Мудр ли и разумен кто из вас? докажи это на самом деле добрым поведением с мудрою кротостью. Но если в вашем сердце вы имеете горькую зависть и сварливость, то не хвалитесь и не лгите на истину: это не есть мудрость, нисходящая свыше, но земная, душевная, бесовская; ибо, где зависть и сварливость, там неустройство и все худое» (Иакова 3: 13-16). Насколько же важно проявлять „мудрую кротость" и „стараться иметь мир со всеми"! (Евреям 12: 14). Будучи лояльными Свидетелями Иеговы, мы определенно не должны допускать, чтобы наше отношение к своим братьям и сестрам нарушалось из-за чисто личных разногласий. Вместо того нам следует „снисходить друг другу и прощать взаимно", как Иегова простил нас (Колоссянам 3: 13). Это не обычная форма обхождения с другими в мире, но это Божий образ действия.
18 Достойная внимания возможность показать, что мы храним себя от осквернения миром, состоит в том, чтобы стараться быть в мире с людьми, находящимися в собрании христиан и вне его. Но то, что мы отделены от мира, бросается в глаза особенно тогда, когда мы сохраняем свое положение мужественных воинов Иисуса Христа и полностью облекаемся в духовное всеоружие Божие, «обувши ноги в готовность благовествовать мир» (Ефесянам 6: 11-18). Бесчисленное количество людей все еще алчут и жаждут дающей жизнь вести о Царстве. Употребим поэтому самоотверженно свое имущество, свои способности и силы в оставшееся еще короткое время до конца этой системы вещей для чудесного дела возвещения „благой вести" (Матфея 24: 14).
19 В сегодняшние быстро проходящие последние дни сатана, бог этого мира, будет предпринимать дальнейшие нападения на лояльных Свидетелей Иеговы. Для приманки сатана употребит материальные богатства мира, его яркие аттракционы, его высшее образование и еще многое другое, отчаянно стараясь отвлечь нас от священного служения нашему Богу. Но с неиссякаемой Божьей помощью нам удастся хранить себя „не оскверненными от мира" для прославления Иеговы, Святого нашего Бога.

 [Вопросы Для Изучения]
  1, 2. Каковы некоторые требования чистого поклонения?
  3. Какие вопросы рассмотрим мы теперь?
  4. На что указывают Иоанна 17: 14 и Исаия 2: 2-4, что касается нашего отношения к миру?
  5. Как следует поступать нам, чтобы хранить себя от всякого осквернения миром, как это показано а) в 1 Коринфянам 6: 9-11, б) в Ефесянам 5: 3-5?
  6. Как Свидетели Иеговы должны относиться, согласно 1 Коринфянам 7: 29-31, к супружеству, имуществу и другим земным вещам?
  7. В каких областях параллельно с успехами в отношении образования и доходов наблюдается, согласно одному из экономистов, тенденция к повышению?
  8. Почему не следует нам исчерпывать из этого мира все, что возможно?
  9. а) В какой мере служители Иеговы могут по праву пользоваться миром? б) Как следует нам относиться к материальным вещам, принимая во внимание слова из Матфея 6: 31-33 и 1 Тимофею 6: 7,8?
 10. Какие вопросы, касающиеся образования, следует рассматривать с молитвой, и как ответил бы на них ты?
 11. Какая предлагается здесь помощь, чтобы проверить внутренние побуждения, независимо от рода образования?
 12. Что побудило некоторых лиц с высшим образованием принять истину Царства?
 13. Что говорится во 2 Тимофею 2: 3, 4 о посвятившемся Богу христианине и о коммерческих стремлениях?
 14. Как можно Евреям 13: 18 применить к нашей деловой практике?
 15. Какой библейский совет дается в связи с коммерческими предприятиями?
 16. Как можем мы, между прочим, доказать, что „храним себя от осквернения миром?
 17. Как должно было бы обстоятельство, что мы не являемся оскверненными миром, сказываться на нашем отношении к другим?
 18. Когда особенно бросается в глаза, что мы отделены от мира?
 19. Чего можем мы ожидать от сатаны в сегодняшние быстро проходящие последние дни, но что удастся нам с Божьей помощью?

 [Рамка На Странице 19]
 Как ответил бы ты?
  Чего требует истинное поклонение, согласно словам Иакова 1: 27?
  Как можно хранить себя от всякого осквернения миром?
  Как должен подействовать на наше отношение к высшему образованию тот факт, что мир вскоре исчезнет?
  В каком отношении нам стоит проверить самих себя, что касается нашего поведения в коммерческих делах?
  Каким образом Свидетели Иеговы могут доказать, что они хранят себя „не оскверненными от мира", что касается их образа жизни и отношения к другим?

 

Да поможет тебе Иисус Навин мужественно служить Иегове!

 «В мире будете иметь скорбь; но мужайтесь: Я победил мир». Ты, может быть, узнаешь, что эти слова были сказаны человеком по имени Иисус. Однако если ты говоришь по-еврейски, то тебе, может быть, приходит в голову имя Иешуа, ибо Иисус - греческая форма еврейского имени Иешуа (Иоанна 16: 33).
 Уместным образом проявление мужества является ключевой идеей в книге Библии, написанной предшественником Иисуса Христа, Иисусом Навином. Но ты, может быть, спрашиваешь, как мы лично можем извлечь пользу из книги Иисус Навин. Итак, начнем с мысли проявления мужества.

Человек мужества

 Когда Моисей приближался к концу своей жизни, Иегова выбрал в качестве его наследника Иисуса Навина, который определенно не был новичком или неиспытанным юношей. Иисус Навин родился как раб в Египте, но после исхода в отбое не спровоцированной атаки амаликитян он отличился как храбрый вождь (Исход 17: 8-16). Иисус Навин подтвердил свое мужество и свою веру, когда из 12 человек, посланных на разведку земли Ханаан, лишь он и Халев безбоязненно сообщили, что с помощью Иеговы удастся победить аморальных хананеев и захватить Обетованную землю (Числа 13:2-14:9).
 Поскольку Моисею не было разрешено войти в Обетованную землю, он сказал Иисусу Навину: «Будь тверд и мужествен, ибо ты войдешь с народом сим в землю, которую Господь [Иегова, НМ] клялся отцам его дать ему, и ты разделишь ее на уделы ему» (Второзаконие 31:7, 23).
 Итак, мы видим, почему мы можем ожидать узнать из книги Иисус Навин, как ему было возможно быть мужественным и как мы можем быть мужественными. В самом деле, больше половины библейских мест, в которых слова «мужествен» и «силен» встречаются вместе, находится в книге Иисус Навин или в комментариях о нем. Например, начиная читать эту книгу, мы находим следующий совет Иеговы Иисусу Навину: «Будь, тверд и очень мужествен [мужествен и очень силен, НМ], и тщательно храни и исполняй весь закон, который завещал тебе Моисей, раб Мой; не уклоняйся от него ни направо, ни налево, дабы поступать благоразумно во всех предприятиях твоих» (Иисус Навин 1:7). Обратим внимание на некоторые случаи, в которых Иисус Навин показывал, что он имел не только внутреннее мужество веры, но и внешнее мужество действия. Затем мы увидим, чему мы лично можем научиться из этого.

Мужественные вера и действия

 Сразу после того, как Иегова настоятельно посоветовал Иисусу Навину быть „мужественным и очень сильным”, он начал делать приготовления, чтобы провести Израиль через Иордан в землю ханаанскую. Иисус Навин дал указание: «Заготовляйте себе пищу для пути; потому что, спустя три дня, вы пойдете за Иордан сей, дабы придти взять землю, которую Господь [Иегова, НМ], Бог отцов ваших, дает вам» (Иисус Навин 1:11). Мужественная вера не заставила Иисуса Навина считать, что они могут просто бездельничать и ждать, пока Иегова не сделает все. Требовались личные усилия. Подобным образом нам нужны вера и мужество, чтобы следовать совету Иисуса Христа и полагаться на то, что Иегова поможет нам найти подходящую еду и одежду.
 Однако обещание такой помощи не означает, что мы можем просто бездельничать и ничего не делать для своего содержания (Матфея 6:25-33).
 Непосредственной проблемой, стоявшей перед Иисусом Навином, являлась переправа вброд через реку Иордан весной при высокой воде, когда переход был очень опасен (Иисус Навин 5:10). Иисус Навин не стал рассуждать: «Может быть, было бы лучше подождать до середины лета, когда уровень воды спадет». Бог велел действовать, и Иисус Навин мужественно следовал этому. Видишь ли ты тут урок? Когда нам пора делать что-нибудь в связи с истинным поклонением, то нам надо мужественно действовать, вместо того, чтобы быть склонными к замедлению, пока дела не покажутся более выгодными или удобными. Да, принимайся за дело, как Иисус Навин (Екклесиаст 11:4; Иакова 4:13,14).
 Показывая, что Он был с Иисусом Навином, Бог дал ему указание, чтобы священники понесли ковчег завета ко вздувшейся реке. Когда они вступили в воду, река разделилась. Народ мог переправиться, как по суше. Вместо того чтобы ставить себе это в личную заслугу, Иисус Навин последовал указанию Иеговы и построил в Галгале (находясь благополучно на западном береге) памятник из камней, взятых из русла реки. Этим должно было быть подчеркнуто, что „рука Господня [Иеговы, НМ] сильна, дабы боялись Его во все дни” (Иисус Навин 3:5-4:24). Хотя нам лично невозможно увидеть этот каменный памятник, но то, что Иегова сделал через Иисуса Навина, должно было бы укрепить наше доверие к способности Бога действовать в пользу Своего народа. Смысл этого памятника определенно стал бы значительным для израильтян, стоявших перед укрепленным хананейским городом Иерихоном.
 Будучи безбоязненным командиром, повел ли бы Иисус Навин израильтян массированным ударом против этого окруженного стеной города? Ты, может быть, знаешь, что Иисус Навин вместо этого последовал указанию Бога. Какому указанию? Он повелел своим вооруженным бойцам каждый день молча маршировать вокруг города. За ними шли священники. Некоторые из них трубили трубами, а другие несли ковчег. В седьмой день они маршировали семь раз, после чего «народ воскликнул, и затрубили трубами..., и обрушилась стена города [Иерихона] до своего основания». Это позволило бойцам Иисуса Навина напасть на город и предать его разрушению. Да, это была полная победа! (Иисус Навин 6:19).

Мужествен и крепок, но благоразумен

 Другую сторону мужества Иисуса Навина мы можем правильно оценить благодаря двум происшествиям, которые случились после этого. Первое касалось находившегося поблизости города Гай. Когда израильтяне пошли против него, они были обращены в бегство. Почему? Потому что Ахан, вопреки приказу Иеговы, взял кое-что от награбленного добра из Иерихона. Некоторые люди, может быть, извинили бы его действие, так как взятые вещи были пригодны, и казалось, что такой поступок с его стороны, никому не вредил. Ты, может быть, слышал подобное рассуждение относительно небольших покраж у работодателя или других «незначительных» правонарушений. Как реагировал Иисус Навин?
 С Божьей помощью Иисус Навин выделил правонарушителя и подтвердил проступок, обнаружив украденные вещи. Какими же ничтожными выглядели, должно быть, эти предметы! Но Иисус Навин вник в суть дела, сказав Ахану: «За то, что ты навел на нас беду, Господь [Иегова, НМ] на тебя наводит беду в день сей» (Иисус Навин 7:25). Иисус Навин, твердо стоя за справедливость, приказал казнить грешника и этим открыл путь к взятию Гая. Имея в виду, как Иисус Навин разобрал дело Ахана, мы могли бы обдумать вопрос: «Являюсь ли я таким же решительным, когда мои товарищи по работе или в школе не придают значения незаконным или аморальным поступкам?»
 Теперь рассмотрим второе происшествие, которое касалось хананейских жителей Гаваона. Услышав об успехе Иисуса Навина против Иерихона и Гая, они хитрым образом послали мужчин, принявших вид путешественников из далекой страны, которые желали вступить (и на деле вступили) в союз мира с Израилем. Позже стало явным, что эти люди в действительности пришли из соседнего города Гаваона, и многие израильтяне стали роптать на образ, каким было улажено это дело. Пришел ли Иисус Навин в ярость из-за обмана и приказал ли он уничтожить Гаваон?
 Союз был заключен, и Иисус Навин уважал его. Он дал указание поручить Гаваонитянам задачу, впредь черпать воду и рубить дрова для дома Бога. Гаваонитяне согласились соблюдать это мероприятие, и события скоро показали, что Иисус Навин равным образом соблюдал его. Как? Пять хананейских царей из той области объединились и пошли против Гаваона. Иисус Навин немедленно предпринял что-то и, промаршировав всю ночь, напал на союзников. Иегова содействовал, посылая с неба большие смертоносные градины на хананейскую армию и потом держа солнце при помощи чуда целый день неподвижным, чтобы израильтяне могли завершить поражение. Вспоминая Гаваонитян, будем ли мы такими же крепкими и мужественными, как Иисус Навин, когда мы заключаем соглашение или даем свое слово на что-нибудь, что не противоречит принципам Бога? Сдерживаем ли мы наше слово, даже если это трудно или невыгодно? (Псалом 14: 4).
 Показательно, что после только что упомянутого сражения и когда пришло время казнить пятерых враждебных царей, Иисус Навин настоятельно советовал своему народу: «Не бойтесь и не ужасайтесь; будьте, тверды и мужественны; ибо так поступит Господь [Иегова, НМ] со всеми врагами вашими, с которыми будете воевать» (Иисус Навин 10:25). Быть сильными и мужественными оказалось бы полезным для израильтян, пока они продвигали предписанное Богом завоевание сначала на юг, а потом на север, где царь города Асора также организовал бесполезный союз против Израиля. Несмотря на то, что израильтяне в технологическом отношении не были такими же передовыми, как хананеи, владевшие укрепленными городами и вооруженными колесницами, они все же мужественно выполняли волю Иеговы.

Другие уроки от Иисуса Навина

 Мы в особенности приняли к сведению находящиеся в книге Иисус Навин уроки, которые связаны с его мужеством. Но читая эту книгу, ты, вероятно, найдешь и другие полезные уроки.
 Например, на многих женщин произвел впечатление склад ума Раав, которая скрыла двоих израильтян, пришедших, чтобы разведать Иерихон. Когда хананеи услышали о великих действиях Бога в пользу Израиля, большинство из них перешло к обороне и в своем страхе, они сопротивлялись Израилю. Однако не так Раав. Она была готова впасть в немилость у своего собственного народа и рисковать своей жизнью, чтобы только Иегова оказал ей любящую доброту. Она также сделала все, что могла, чтобы помочь своим родственникам узнать, что им надо было делать, чтобы спасти свою жизнь. Мы определенно могли бы употребить это сообщение, чтобы помочь сегодня женщинам осознавать преимущество истинного поклонения перед связью с ближними или даже со своим народом (Иисус Навин 2:8-14).
 В книге Иисус Навин ты найдешь хороший урок о том, что нельзя приписывать другим неправильные мотивы. Дело идет о времени, когда большая часть Ханаана была подчинена и Иисус Навин распределял землю по уделам колен. Мужчины из двух с половиной колен возвращались в свою территорию на восток от Иордана. При этом случае они построили жертвенник. Другие колена сделали поспешный, но неверный вывод относительно значения этого жертвенника. Грозила война между коленами. Читая сообщение в книге Иисус Навин, глава 22, обрати внимание на урок, что надо остерегаться приписывания дурных мотивов действиям других. И прими также к сведению, что следовало бы делать тебе, если ты думаешь, что кто-то другой оскорбил тебя или поступил неправильно.
 При обзоре книги Иисус Навин нельзя не заметить, как в ней подчеркивается учение и следование истинному поклонению, основанному на Слове Бога. Бог советовал Иисусу Навину регулярно читать Его Слово и не отходить от него (Иисус Навин 1:8). После победы у Гая Иисус Навин повел весь народ на север в область г. Сихема между горами Гевал и Гаризим. Там он построил жертвенник и потом «написал... там на камнях список с закона Моисеева» (Иисус Навин 8:32). Кроме того, он читал закон народу. «Из всего, что Моисей заповедал Иисусу, не было ни одного слова, которого Иисус не прочитал бы пред всем собранием Израиля, и женами, и детьми, и пришельцами, находившимися среди них» (Иисус Навин 8:35).
 Позже, прожив некоторое время в городе, который он скромным образом попросил как наследственный удел, Иисус Навин снова собрал народ и сказал: «Я состарился, вошел в преклонные лета. Вы видели все, что сделал Господь [Иегова, НМ], Бог ваш, пред лицем вашим со всеми сими народами, ибо Господь [Иегова, НМ], Бог наш, Сам сражался за вас». И он настоятельно советовал им: «Во всей точности старайтесь хранить и исполнять все написанное в книге закона Моисеева, не уклоняясь от него ни направо, ни налево.... Но прилепитесь к Господу [Иегове, НМ], Богу вашему». Как стимул для этой цели он напомнил им: «Вы знаете..., что не осталось тщетным ни одно слово из всех добрых слов, которые говорил о вас Господь [Иегова, НМ], Бог ваш; все сбылось для вас, ни одно слово не осталось не исполнившимся» (Иисус Навин 23:2-8, 14).
 Под конец, он опять созвал народ на прощальное увещание и просил его словами: «Изберите себе ныне, кому служить,... а я и дом мой будем служить Господу [Иегове, НМ]». Когда слушатели заверили его в том, что они будут поступать так же, он заключил с ними союз. В Божьем сообщении сказано: «После сего умер Иисус, сын Навин, раб Господень [Иеговы, НМ], будучи ста десяти лет». Определенно, этот лояльный поклонник Иеговы дает и нам сильное поощрение быть мужественными и сильными, „боясь Господа [Иеговы, НМ], и служа Ему в чистоте и искренности” (Иисус Навин 24:14, 15, 29).