Понедельник, августа 02, 2021
Руководящий совет cвидетелей Иеговы запрещает свободу слова на религиозную тему
или о cвидетелях Иеговы, которая вне надзора «верного и благоразумного раба».

Ганди. Почему многие смотрели на него с большими ожиданиями

 ГАНДИ. Что означает для тебя эта фамилия? Если ты любишь мир и жаждешь увидеть ненасильственный мир, то тебе, может быть, известно, что Ганди называется «отцом ненасилия».
 Если ты один из более 730 миллионов индийцев, то ты, наверно, помнишь его как Бапу или отца, как образ худого, хрупкого человека" с прялкой, принесшего Индии независимость. Если ты индус, то ты рассматриваешь его как духовного лидера и называешь его Махатмой - «великой душой». Но, независимо от твоего происхождения или вероисповедания, ты, вероятно, видишь в Ганди лидера с необычной харизмой.
 Он был невысокого роста с худым лицом и большими глазами. Его круглые очки поддерживал очень уж большой для его лица нос. Впалые щеки соединяла беззубая улыбка. Почти все фотографин показывают его сидящим со скрещенными ногами рядом с прялкой пли одетым в набедренную повязку и бумажный платок и приветствующим посетителей.
 - Мы-живем в периоде обостряющегося кризиса в развивающихся странах мира. В то время, как богатые общества Запада страдают от социального недомогания, всему миру грозит ядерный холокауст. Может ли философия ненасилия Ганди одолеть проблемы нашего растерзанного мира? Эта статья, составленная индийским журналистом, анализирует человека Ганди и его идеалы ненасилия. Вскоре после первой мировой войны Ганди сказал:
 «Я не одобряю насилие, потому что добро, которому оно, по-видимому, служит, лишь временное, а вызванное им зло остается».
 Сегодня мир находится в еще худшем состоянии, чем при жизни Ганди. Посмотри, что делается в Юж-. ной и Центральной Америке, в Африке, на Ближнем Востоке и даже в индийских городах и деревнях. Насилие, как средство разрешения проблем, вошло в глубоко укоренившуюся привычку. Когда кто толкает людей, они в большинстве случаев отвечают толчком. Когда их снова толкают, они отбиваются. И более богатые народы не свободны от этого. Националистская ненависть, расистское насилие, преступность, угроза ядерной войны и злоупотребление окружающей средой являются нормой. «Пока мир не усвоит ненасилие, человечеству суждено самоубийство», - заметил Ганди.
 Ненависть можно победить, как он выразился, лишь любовью, и ненасилие должны практиковать не только нации и группы людей, но п каждый человек в отдельности.
 Что, например, побуждает человека ненавидеть своего ближнего и совершать над ним насилие'только потому, что кожа его иного цвета? Ганди заметил: «Ни один Божий человек не может рассматривать другого низшим. Он должен рассматривать всякого человека как единокровного брата». Шестьдесят четыре года после'того, как Ганди высказал эти слова, мир все еще ведет борьбу с основным понятием о равенстве.
 Ныне великие лидеры и мыслители встречаются редко, и поэтому некоторые обращаются снова к Ганди за ответами. Но кем был этот человек? Каковы были его идеалы? Как они формировались? Являются ли методы Ганди ответом в наше опасное время?

 

Ганди - Что формировало этого человека?

 ЧТОБЫ понять Ганди, нам надо в мыслях пережить два события, которые формировали его раннее мышление. Обратимся к 1869 году. Штат Гуджарат, находящийся на северо-западе Индии, истощают горячие, сухие ветра, за которыми следуют разрушительные наводнения. Там в зажиточной семье, которая, как и большинство гуджаратцев, гордилась факту, что в их штате было много брахманов (каста священников), родился Ганди. По традиции, индуистское общество делится на четыре главные касты или класса с ясными отличительными признаками, обособляющими эти касты. (Смотри рамку на странице 5.)
 В возрасте 18 лет Ганди впервые едет поездом в Бомбей, собираясь поехать в Англию, чтобы изучать там право. Он оставляет жену Кастурбай, на которой он был женат еще ребенком, и сына. Прежде чем Ганди смог подняться на борт парохода СС Клайд, его вызывают старейшины его касты и ясно объясняют ему, что если он продолжит свое путешествие в Англию, то его официально исключат из его касты. Почему? В Англии «невозможно не есть и не пить с европейцами», - аргументируют они. «Я не думаю, что поездка в Англию вообще против нашей религии», - возражает он. Старейшины касты считают, что им запрещено соприкасаться с белыми, которые осквернены тем, что едят мясо и пьют спиртные напитки. Ганди возражает, что это есть пример кастовой дискриминации в обратном смысле. Он защищает себя, но они остаются неумолимыми. Ганди уезжает из Индии как изгнанный из своей касты ваисиасов (состоящей из земледельцев и торговцев). В Англии жизнь Ганди складывается нелегко. Он не только иностранец, но и к тому же «колониальный» индиец, и может вращаться лишь на грани британского общества. Ганди смущен, потому что дискриминирующие его лица называют себя христианами. Он уже раньше создал себе мнение о христианстве: «Я испытывал к нему какую-то неприязнь», - писал он. «И для этого имелась причина. В те дни христианские миссионеры [в Индии] обычно стояли на углу около средней школы... и осыпали бранью индуистов и их богов. Я не мог переносить этого». А в Англии Ганди находит дискриминацию от «христиан» невыносимой. Каково его суждение? «Я люблю Христа, но презираю христиан, потому что они не живут так, как жил Христос».
 Получив юридический диплом, Ганди покидает Англию с целью открыть практику в Южной Африке. С самого начала он встречается там с расовыми предрассудками. Несмотря на то, что у него билет первого-класса, его выпроваживают из купе и говорят, что он должен ехать в вагоне, предназначеном для цветных. Все его протесты игнорируются". 'Его насильно высаживают из поезда, и ему приходится провести ночь в зале ожидания.

Важное решение

 В ту ночь он решает никогда не уступать силе и никогда не применять насилие для достижения какой-нибудь цели. Задумываясь над этим случаем, он писал: «Трудности, которым я был подвержен, были поверхностными. Они были лишь симптомом закоренелой болезни расовых предрассудков. Я должен бы, если возможно, постараться искоренить саму болезнь, и переносить неприятности в этом процессе».
 Повторим вкратце эти два события, формировавшие Ганди. В первом случае, еще до отъезда в Англию, его собственный народ отвергает его, потому что он был намерен общаться с белыми. Во втором случае, белые выбрасывают его из поезда из-за, его цвета кожи. Причиной гнева Ганди было не только то, что была задета его гордость или унижение, но глубокая язва жестокости человека к человеку на основании разного цвета кожи.
 Позже он писал: «Пока существует это презрение белых рас к цветным, у нас будут трудности». Интересно заметить, что суждение Ганди также применимо к индийцам, которые в течение тысячелетий увековечили кастовую систему, основанную на разнице в цвете кожи. В этой сегрегации индийцы выступали против индийцев, брахманы против неприкасаемых.

Чувство собственного достоинства для неприкасаемых

 Возвратившись в Индию, Ганди встретил отвратительные раздоры и несчастье, причиненные кастовой сегрегацией. Как мы можем осуждать англичан, заметил он, когда мы сами провинились перед родными неприкасаемыми братьями? «Я рассматриваю неприкасаемость как величайшее постыдное пятно индуизма», - говорил Ганди. Санкционируя дискриминацию не прикасаемых, индуизм, по мнению Ганди, совершил грех.
 Ганди встал на защиту неприкасаемых. Он жил с ними. Он ел с ними. Он чистил их уборные. Он старался восстановить их чувство собственного достоинства. Он дал им почтенное название: они не были больше неприкасаемыми, а хариджанами, людьми бога Вишну. «Нам индуистам необходимо раскаяться во зле, которое мы совершили,... мы должны вернуть им наследство, которого мы лишили их», - писал он.
 Каково было наследство хариджанов, согласно словам Ганди? Человеческое достоинство, основное наследство всех людей. Хариджаны просто желают, чтобы с ними обращались, как с людьми, а не как с животными, аргументировал он. Кто отнял у них это наследство? По словам Ганди, их братья - индусы. «Наиболее жестокие преступления, о которых рассказывает история, совершались под личиной религии», - сказал он. Он пристыдил всю Индию, когда отказывался заходить в большие храмы, ворота которых столетиями. были заперты для верующих индуистов нижних каст. «Тут нет Бога», - заявлял он собравшимся толпам людей. «Если бы здесь был Бог, то каждый имел бы доступ». Однажды к Ганди пришел очевидно зажиточный миссионер, чтобы получить совет, как можно помочь изгнанным из касты в индийских деревнях. Ответ Ганди оказался вызовом христианству: «Мы должны спуститься со своего пьедестала и жить с ними, не как посторонние, а как свои во всех отношениях, разделяя их бремена и страдания».
 «В словаре ненасильственного действия нет понятия „внешний враг"», - сказал Ганди. Ввиду факта, что будущее мира находится под угрозой, все разногласия, как это комментирует один современный писатель,' становятся «внутренними», и если мы намерены спасти человечество, то мы должны уважать достоинство всякого человека. Сегрегация на основании кастовой системы лишает многих этого уважения, и поэтому люди страдают. Но они больше не страдают молча. Это отражается в статистиках о преступлениях о насилии. Поэтому поднимаются вопросы: оправдались ли идеалы Ганди? Как обстоит дело с ненасилием в Индии? Насколько практичны идеи Ганди для мира в общем?

Каста и цвет ножи (рамка с.5)

 В индуистских теологических писаниях Махабхарата говорится:
 1. «Брахманы были белыми (высшая каста, состоящая из священников и ученых],
 2. кшатрии были красными [вторая каста воинов и благородных],
 3. вайшии были желтыми [третья каста земледельцев п торговцев],
 4. и шудры были черными [четвертая каста чернорабочих]..
 Ниже этих каст и вне пределов . общественного "строя находились .' нечистые, неприкасаемые.-
 Относительно этой кастовой системы в журнале The Hindu [Ивдуист] сообщалось:
 «Мандаловская комиссия предостерегала от предположения, что кастовая система распадается... Если религия вообще применялась как опиум масс, то это было в Индии. Коварно регулируя мышление подавляющего большинства людей, небольшой класс священников в течение веков гипнотизировал народ, чтобы люди смиренно принимали роль покорных рабов... Поскольку каста регулировала и контролировала все стороны жизни индивидуума, создалось положение, в котором, как объясняет комиссия, нижние касты отстали не только в социальном отношении, но и в областях образования, финансов и политики. Высшие же касты делали успехи во всех областях» (4 мая 1982 г.).

Неприкасаемый (рамка с.6)

 - подметает улицы, чистит отходные места или удаляет трупы.
 - не смеет входить в дом кого-либо из более высокой касты; брахманы не впускают его в индуистский храм;
 - и его дети не могут вступать в брак с кем-либо из иной касты;
 - в городах лишен всей собственности и живет в трущобах, нуждаясь в элементарной пище, приюте и воде.
 С 1950 года неприкасаемость в Индии запрещена. Однако опрос, проведенный недавно по всей Индии примерно в тысяче деревнях, показал, что 61 процент других людей не позволит неприкасаемому пользоваться своим колодцем, 82 процента не разрешат войти в храм, 56 процентов не дадут приюта, 52 процента прачечных рабочих откажут в услугах и 45 процентов парикмахеров откажутся побрить.

 

Не насилие в насильственном мире

 ЖИТЬ в г. Бомбей - это значит постоянно находиться в толпе. Днем улицы запружены. По ночам более сотни тысяч людей спят на тротуарах.
 Такова картина почти во всех индийских городах: они переполнены и чрезвычайно бедны. Недостает жилищ и чистой воды. Пища дорогая.
 Представь себе на минутку, что тебе придется жить в комнате площадью в 3 м х 4 м вместе с пятью или восемью другими -жильцами! Углы комнаты сдаются внаем, или люди спят по очереди. Почти всю жизнь ты проводишь на улице пли на тротуарах. Каждое утро ты. бежишь к местному водоснабжению и возвращаешься с ведром воды. Вода загрязнена. Ты долго и тяжело трудишься, но заработанными деньгами едва в состоянии прокормить семью один день. Как бы ты ни старался, ты ничего не можешь изменить. Ты наблюдаешь, как вокруг тебя изо дня в день люди умирают с голоду или от болезней. Ты в отчаянии от чувства беспомощности.
 Но ты, по крайней мере, имеешь квартиру. Однако есть и другая Индия: люди, не имеющие места, которое они могли бы назвать своим, занимают каждый угол и каждую щель около сточных канав и обочин дорог. Они образуют колонии неимущих. Встречаются полунагие старые и молодые люди, женщины и младенцы, лежащие при смерти. Они являются людьми, у которых никогда не было достаточно поесть. У них одно желание: пережить следующий день.
 Это отнюдь не приятная картина. Конечно, в Индии, как и на других местах, есть богатые и образованные. Но они являются лишь меньшинством. Вследствие постоянного увеличения населения ряды бедных намного превышают ряды богатых. Бросающаяся в глаза противоположность между жизнью богатых и отчаянной борьбой за существование бедных создает предпосылку для насилия.

Тенденция к насилию

 "Индия связана запутанной проволокой стагнации и изменения и является теперь насильственным, жестоким и безобразным обществом", - пишет Бхабани Сэн Гупта в своей статье "Цивилизована ли Индия?" Ежегодно в Индии все еще сжигаются живыми на костре тысячи молодых жен, потому что они не могут выполнять новых требований своих мужей и родителей мужей относительно приданого. Около двух миллионов женщин изнаслуются. Совершаются сотни тысяч других преступлений. В разочаровании и отчаянии пятьдесят тысяч людей, большей частью молодые мужчины и женщины, совершают самоубийство. В 1978 г. произошло 96488 мятежей. С 1978 г. существует немного полных статистических данных о преступности по всей стране. Но уже из неполных сведений явствует, что преступность неослабно продолжает увеличиваться.
 По мнению индийского социолога Ч. Дубе, тенденция к преступности и насилию порождается глубоким расхождением между желаниями людей и тем, что они на самом деле получают, и также решимостью привилегированных групп защищать свои накопившиеся доходы от обнищавших классов, которые все упорнее требуют большего участия в этих доходах.
 Насилие и жестокость встречаются не только в городах, но и в сельских обществах Индии. Большое число насильственных действий в сельских областях является последствием "расширяющейся пропасти между помещиками и безземельными работниками", как это выразил индийский экономист Б. М. Бхатия. Результат: большие потери в жизнях, имуществе и других ценностях. "Слабые и бедные больше не расположены покоряться власти и жадности сильных и богатых. Они стали отбиваться и начали отстаивать свои права. К старинному, традиционному насилию богатых примкнуло недавно возникшее насилие" бедных", - пишет Гупта.

Угасшая мечта

 В 1938 г. Ганди писал: "До последнего вздоха буду надеяться, что Индия примет кредо ненасилия и сохранит человеческое достоинство". Сорок семь лет спустя Индия шатается под нагрузкой разных видов социального насилия. Н, по словам Гупта, Индии не удалось "сохранить человеческого достоинства".
 Согласно сообщению газеты The Times of India, несмотря на популярность вести Ганди, "в стране распространилось небывалое насилие, разбойничество, изнасилование и грабеж стали обычным явлением".
 Эта оценка Индии подходит и к другим странам мира. Во многих других странах населению доступно образование, в котором отказывается многим индийцам. Тем не менее такие страны также виновны в упомянутых Ганди семи социальных грехах: "политике без принципов, богатстве без труда, наслаждении без совести, образовании без характера, торговле без морали, религии без жертв и науке без человечности". Да, созданный Ганди идеал мира, основанного на ненасилии, оказался неисполнившейся мечтой.
 Подсчитано, что через 15 лет народонаселение Индии достигнет одного миллиарда человек. Из них 600 миллионов должны будут жить в нищете. Возможно, что 30 до 50 миллионов молодых людей будут безработными. Такие статистики представляют ужасную картину будущего.
 Благородная весть Ганди о ненасилии не укоренилась в Индии, где она родилась. Почему? В провале не виновна весть, как и не сам Ганди виновен в этом. Его цели были, безусловно, благородными. Однако Ганди был лишь человеком. Он не мог учить всех людей всему. Люди, к тому, учатся, но и потом быстро забывают. Об этом факте свидетельствует история.
 Значит ли это, что людям невозможно поступать по принципу ненасилия? Кто в состоянии научить мирной жизни не только индийцев, но и все народы земли? Какого рода воспитание требовалось бы для этого? Откажется ли мир когда-нибудь от насилия?

 

Будет ли не насилие когда-нибудь реальностью во всем мире?

 ЖИЗНЬ сегодня - это лишь дело выживания",-сказала женщина, сидевшая в переполненном поезде, мчавшемся в Бомбей. Она смотрела на ландшафт, искаженный километр за километром лачугами, промокшими от безжалостных муссонных дождей. "Сегодня у людей нет никаких ценностей", - продолжала она. "Никто ни о ком не заботится, только о себе. Даже традиционные ценности утратили свое значение".
 В ее наблюдениях отражалась жизнь миллионов людей, живущих без всякой постоянной системы моральных ценностей. Богатые, как и бедные, не приняли или отвергли даже унаследованные принципы морали, считая их или бесполезными, или слишком ограничивающими в современной жизни. Они заменили их законом собственного "я": "Я должен выжить и удовлетворять себя".
 Лишившись всяких стабилизирующих ценностей, многие теперь испытывают отчаяние или гнев. В нашем насильственном мире самозащита стала обычной стратегией. И поскольку многие считают, что "лучшая защита есть нападение", то насилие порождает насилие, выражающееся словами и действиями.

"Времена, полные опасности"

 Создатель всего человечества предвидел такое время, время, в которое люди будут отвергать данные Богом ценности и, в результате, будут распущенными. Исход дела показан в словах мудрости, высказанных почти две тысячи лет назад: "Знай же, что в последние дни времена будут полны опасности. Люди будут крайне эгоистичны, жадны к деньгам, полны высокопарных слов. Они будут горды и готовы оскорблять, без всякого уважения к тому, чему учили их родители. У них будет полностью отсутствовать благодарность, почтение и естественная человеческая привязанность... Они будут напускать на себя вид „религиозности", но их образ жизни будет опровергать это" (2 Тимофею 3:1-5, The New Testament in Modern English [Новый Завет на современном английском языке], перевод Дж. Б. Филипса).
 Не убедились ли мы в правильности этого заявления на собственном повседневном опыте? Не является ли мир в глазах многих весьма неприятным местом, где людям недостает "естественной человеческой привязанности"? Люди терзают друг друга в физическом и психическом отношениях. Человеческое достоинство попирается ногами. В наш век эгоизма дела, побуждаемые естественной человеческой добротой, совершаются до того редко, что если кто-нибудь действительно совершает добрый, человечный поступок, то его часто рассматривают как уникальный образец!
 Есть ли какая-нибудь возможность изменить все это? Имеется ли какая-нибудь сила или власть, могущая искоренить из сердца человечества склонность к насилию? Существует ли какое-нибудь сильное побуждение к изменению?

Перевоспитание сердца

 Говорят, что целью воспитания должно быть формирование характера и, можно прибавить, развитие представления о ценностях. Чтобы ненасилие не осталось лишь клише или банальностью, надо перевоспитать людей всего мира, чтобы они в истинном смысле любили Бога и ближнего. Это воспитание должно влиять не только на анализирующий разум, но и также - и это еще важнее - на мотивирующее нас сердце.
 Но принял бы ты нравственные нормы от кого угодно? Нет, конечно. Ты настаивал бы на том, чтобы это лицо владело здравым рассудком и имело безупречную репутацию. Его нормы должны выдерживать испытания времени и быть применимы ко всему человечеству. Должны быть объединены люди всякой национальности и всякого происхождения. Прежде всего необходимо, чтобы они оказали влияние на их сердце.
 Кто может дать нам такое руководство в наше опасное и трудное время? Кто может доставить нормы ценностей, которые помогут нам проявлять терпение и дадут возможность жить не в отчаянии, а в надежде? Кто может повлиять на наше сердце, чтобы вселить в него не насилие и ненависть, а миролюбие и доброту?
 История показала, что эта задача превышает способности всякого человека. Поэтому обратим внимание на то, что написал пожилой и уважаемый Моисей о нашем Создателе Иегове Боге: "Имя Господа [Иеговы, НМ] прославляю; воздайте славу Богу нашему. Он твердыня; совершенны дела Его, и все пути Его праведны. Бог верен, и нет неправды в Нем; Он праведен и истинен". Подумай только: праведный, совершенный и верный Бог! (Второзаконие 32:3, 4).
 В далеком прошлом царь Давид писал: "Закон Господа [Иеговы, НМ] совершен, укрепляет душу; откровение Господа [Иеговы, НМ] верно, умудряет простых. Повеления Господа [Иеговы, НМ] праведны, веселят сердце; заповедь Господа [Иеговы, НМ] светла, просвещает очи" (Псалом 18:8, 9). Да, законы и откровения Иеговы могут проникнуть в сердце и изменить наше мышление - и этим наши действия. Насильственные люди могут стать миролюбивыми и добрыми.

Кто такие миротворцы?

 Почти две тысячи, лет тому назад самый любвеобильный Учитель человечества, Иисус Христос, обратился на горе к народу со словами: "Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю... Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими" (Матфея 5:5-9). Существует ли сегодня на земле такой кроткий, миролюбивый народ? Поджигающее войны т. наз. христианство, безусловно, нельзя признать таким народом.
 Однако сегодня во всех краях мира имеется народ, состоящий из людей всех национальностей которые изменили свою прежнюю насильственную точку зрения и усвоили новые данные Богом ценности. Они перевоспитались. Их сердца были тронуты, и они охотно приняли следующее приглашение: "Придите, и взойдем на гору Господню [Иеговы, НМ]..., н научит Он нас Своим путям; и будем ходить по стезям Его... И будет Он судить народы, и обличит многие племена; и перекуют мечи свои на орала, и копья свои - на серпы; не поднимет народ на народ меча, и не будут более учиться воевать". Согласно этому пророчеству, такой народ, отказавшийся от применения насилия, должен был образоваться "в последние дни". Кто он? (Исаия 2:2-4).
 Он известен как Свидетели Иеговы. По всему миру их численность насчитывается в миллионы. Ты встретишь их, вероятно, и там, где ты живешь. Они - миролюбивые люди, которые ходят по домам и осведомляют других о справедливых путях Иеговы. Ни в какой стране они не поднимают оружия на других. Они не вмешиваются в политику не применяют связанного с ней насилия. Они - действительно миролюбивы, богобоязненны и отклоняют насилие. Они выступают за правительство Царства Бога в руках Христа, видя в нем единственное разрешение непорядков среди человечества. Они знают, что Царство Бога вскоре устранит с земли всякое насилие и всех, кто применяет насилие. Их жизнь свидетельствует о факте, что ненасилие является не только идеалом, но и также реальностью (Даниил 2:44; Откровение 21:3, 4).
 Свидетелям Иеговы знакомо утверждение Библии, что "Бог нелицеприятен, но во всяком народе боящийся Его и поступающий по правде приятен Ему" (Деяния 10:34, 35). Поэтому они уважают человеческое достоинство всякого мужчины, всякой женщины и всякого ребенка, невзирая на социальное происхождение или цвет кожи. Их братство не разделяется никакой классовой или кастовой системой.

Жаждешь ты справедливости?

 Что можно сказать о тебе? Являешься ли ты молчаливой жертвой дискриминации? Возмущается ли твое сердце из-за несправедливостей, которые ты видишь и ощущаешь? Жаждешь ли ты справедливости и беспристрастности? „Скорбишь и воздыхаешь ли ты о мерзостях", совершающихся во имя религии? Будь уверен, что Бог знает твои потребности (Иезекииль 9:4).
 В Библии находятся следующие слова, написанные поэтом под Божьей инспирацией: "Господи [О Иегова, НМ] Ты слышишь желания смиренных; укрепи [подготовишь, НМ] сердце их, открой ухо Твое". Желаешь ли ты, чтобы Иегова теперь подготовил твое сердце для ненасильственной новой системы вещей, которая придет в недалеком будущем? Если это так, то мы настоятельно просим тебя войти в контакт с издателями этого журнала или с кем-нибудь из Свидетелей Иеговы. Они с удовольствием помогут тебе узнать, как Царство Бога скоро сделает ненасилие всемирной реальностью (Псалом 9:38).

 

Из жизни неприкасаемой

 Рукхмани 40 лет. Она говорит на маратхском языке. Ее можно встретить сидящей около переполненной обочины в уголке бомбейского базара и продающей овощи.
 "От рождения я индуистка", - рассказывает она. "Мы были хариджанами [людьми бога Вишну], которые рассматриваются индуистами как низкий класс людей. Будучи маленькой девочкой, я удивлялась, почему мне не разрешали играть с другими девочками моего возраста. Мой отец объяснял мне, что с ними нельзя играть, потому что наша каста ниже их касты. Я чувствовала себя оскорбленной, потому что даже в школе мы дети из хариджанов должны были сидеть на отдельной скамейке. Другие ученики не удостаивали нас взглядами и не разговаривали с нами. Нам даже было запрещено заходить в, индуистский храм или брать воду из колодцев, принадлежавших индуистам из высших каст. Мы были неприкасаемы, и Сэтопричивяло горе мне и моей семье".
 Чтобы улучшить свою жизнь, Рукхмани и ее семья стали последователями индуистского реформиста по имени доктор Амбедкар. В 1956 году он посоветовал всей хариджанской общине перейти в буддизм. Но и после перехода Рукхмани не была счастлива. Почему? Она объясняет: "Хотя индуисты и буддисты считают друг друга равными, но на практике это было не так. Мы не могли вступить в брак с индуистом, так как нас все еще рассматривали как низших".
 Некоторое время спустя Рукхмани оставила поклонение Будде и начала поклоняться покойному доктору Амбедкару. Она была смущена и глубоко огорчена. "Теперь я начала поклоняться человеку. Каждый день я покупала гирлянду для украшения его изображения и молилась перед ним". Но принесло ли это Рукхмани счастья? "Нет. В сущности я не была счастлива. У меня не было будущего. Я искала правильного руководства для своей жизни, но не могла найти помощи.
 В один прекрасный день к нам пришла соседка и предложила нам брошюру с названием Есть ли Бог, Который заботится о нас? Она объяснила, что она принадлежит к чистой организации людей, поклоняющихся истинному Богу Иегове. Меня заинтересовала эта весть, и я начала изучать брошюру в связи с Библией. Это совершенно изменило мой взгляд на жизнь. Немногим позже я убрала изображения Будды и карточку доктора Амбедкара; Я начала, также, посещать сходки Свидетелей Иеговы в местном Зале Царства. Представьте себе, с какими чувствами я преподносила свое первое пятиминутное библейское свидетельство перед публикой! Вот, пожалуйста: я, неприкасаемая, выступаю со свидетельством в собрании Свидетелей Иеговы!"
 Что привлекло Рукхмани к Свидетелям Иеговы? "Любовь и единство среди них", - отвечает она. "В этой религии нет различения по кастам. Это было очень важно для меня, ибо я годами молча страдала от дискриминации. У Свидетелей я не считаюсь больше неприкасаемой. Я - сестра! Ежедневно я радуюсь, что познакомилась с этим добрым Богом Иеговой.

 

Лютер - Новая объединяющая сила?

 Следовало бы, собственно говоря, ожидать, что 1950-ая годовщина какого-нибудь события большой важности возбудит большее внимание, чем 500-ая годовщина другого менее значительного события. Однако в 1983 году 1950-ая годовщина смерти Основателя христианства Иисуса Христа в т. наз. христианстве прошла большей частью незамеченной. Иначе же обстояло дело с 500-ой годовщиной рождения одного из Его явных последователей, Мартина Лютера. Эта годовщина владела заголовками главным образом в тех странах, где живут многие из 70 миллионов насчитывающихся по всему миру лютеран. В течение Года Лютера устраивалось множество празднований, конференций и выставок. На одной такой выставке показывалось свыше 600 картин, скульптур, документов и произведений графического искусства.

 ЛЮТЕР, бесспорно, оказал большое влияние на немецкую культуру, хотя оно - по крайней мере вне Германии - не так известно, как его влияние на историю религии. За исключением Иисуса Христа, никто другой, вероятно, не имел большего влияния на страны немецкого языка, чем он. Например, издающийся в Восточном Берлине журнал Neue Berliner niustrierte писал: "Перевод Библии Лютера произвел переворот в европейской духовной жизни, он сформировал множество поколений и обусловил их размышления и решения".
 В противовес огромному количеству диалектов того времени, Лютер фактически положил начало современному литературному немецкому языку. Он также внес значительный вклад в основание школ, из которых позже произошли гимназии. Его достижения в большой мере содействовали образованию объединенного немецкого государства. Но эти заслуги в области культуры ставятся в тень его религиозной деятельностью, вызвавшей религиозный раскол, который существует до сего дня.

Еще раз объединяющая сила

 Недавние попытки выявить вклад Лютера в культуру, однако, сделали его снова символом единства. Празднования по поводу Года Лютера проводились как в Федеративной Республике Германии, так и в Германской Демократической Республике. Изданная в ГДР книга Martin Luther and seme Zeit (Мартин Лютер и его время) говорит о нем как о "великой личности мирового признания", оказавшей длительное влияние на Германию и Европу. В этой книге говорится дальше:
 "Чрезвычайное значение для немецкой и мировой истории и также тот: факт, что большинство мест деятельности Лютера находится на территории Германской Демократической Республики, налагает на ГДР особую обязанность заботиться о наследии Лютера и чествовать Мартина Лютера по случаю его 500-го дня рождения".
 Хотя Федеративная Республика Германии н Германская Демократическая Республика политически разъединены, но празднования по поводу Года Лютера напомнили обоим государствам об общем наследии и о вкладе, который внес в него Лютер. Этот факт не остался незамеченным и тогдашним федеральным президентом Карлом Карстенсом. В речи, произнесенной по поводу открытия уже упомянутой выставки в г. Нюрнберге, он сказал, что Лютер перестал быть "символом разъединения". "Лютер, - продолжал он, - стал символом единства всей Германии. Мы все наследники Лютера". Но если Лютер служит символом политического единства, что же можно сказать о религиозном разъединении, которому он посодействовал? Игнорировалось ли это просто? Видимо, нет, как показывают следующие сообщения печати.
 "Юбилейный год не создал новой пропасти между лютеранами и католиками... Наоборот: культурные мероприятия, дискуссии и литература оказались - насколько это можно наблюдать - плодотворными в экуменическом смысле" (Numberger Nachrichten).
 "Да, Лютер, который как деятель Реформации расколол христианство на части, в наши дни стал ключом к его воссоединению" (Time).
 Чтобы понять это неожиданное развитие, нам необходимо вкратце повторить, как Лютер вначале вызвал разъединение.

Лютер - разъединяющая сила

 Мартин Лютер был монахом августинского ордена и католическим священником. Уже будучи молодым человеком, он начал ставить под вопрос разные вероучения католичества. Он также находил в кое-чем недостатки, которые он рассматривал как церковные пороки н искажения. Скандальная продажа индульгенций майнцским архиепископом, например, особенно привела его в гнев. Если бы католическая церковь сразу же реагировала на эту критику и провела кое-какие реформы, то Реформация, может быть, вообще бы не состоялась.
 Однако события заставили Лютера перейти к более сильной оппозиции. 31 октября 1517 г. он (согласно традиции) прибил к двери Виттенбергского собора 95 тезисов, которыми он разоблачал ложные учения церкви. Затем, в 1520 г., он опубликовал памфлеты "Христианскому дворянству немецкой нации об улучшении христианского сословия", "О вавилонском плене церкви" и "О свободе христианского человека". С каждой статьей его критика обострялась. На это была издана папская булла, угрожавшая Лютеру отлучением от церкви. 10 декабря 1520 г. он демонстративно сжег этот папский документ. В 1521 г. перед Рейхстагом г. Вормса он не согласился отступить от своей позиции, после чего его объявили вне закона по всей Священной Римской империи, и ему пришлось скрыться. Охраняемый друзьями, он нашел время завершить свой перевод "Нового Завета". Это было осенью 1522 г. К 1534 г. он кончил переводить "Ветхий Завет". В первый раз была доступна полная Библия на немецком языке. Католическая иерархия, которая с давних пор выступала против переводов Библии на местный национальный язык, не приветствовала этого. Окончательный разрыв между католиками и лютеранами был завершен.
 Чтобы иметь возможность рассматривать такого человека, как Лютер, объединяющей силой, сначала должны были произойти значительные изменения взглядов на него. Именно это и случилось.

Изменение образа мыслей

 Согласно газете Rheinische Post, "мнение католиков о Лютере испытало удивительную перемену. Для римско-католических христиан деятель Реформации продвинулся от проклятого еретика к отцу веры". К этому кельнский кардинал Хеффнер в беседе во время торжества в память Лютера в Вормсе заметил, что протестантское и католическое мнения о Лютере уже не могут дальше применяться для того, чтобы вгонять клин между ними.
 Уже в 1967 году протестантский теолог Вальтер фон Левених делал следующее наблюдение: "В кругах немецких католических теологов любовь к Лютеру растет в такой мере, что это может пристыдить евангелического христианина". Теперь к этому добавился даже голос папы римского, который в письме нидерландскому кардиналу Яну Виллебрандсу говорил о "глубокой религиозности" Лютера. Римским газетам эти и другие примирительные слова, высказанные в папском письме о Лютере, явились поводом приветствовать письмо как "исторический поворотный пункт в отношениях между католиками и протестантами".
 В воскресенье 11 декабря 1983 года произошло дальнейшее новое явление. Впервые в истории папа прочитал проповедь перед лютеранской общиной в лютеранской церкви в Риме. "Мы жаждем единства, и мы трудимся над единством", - сказал он слушателям на немецком языке. "В год воспоминания о дне рождения Мартина Лютера пятьсот лет тому назад нам кажется, что издали видна заря пришествия восстановления нашего единства и общности".

Будет ли достигнуто религиозное единство?

 "Можно ли считать выступление папы в... [лютеранской церкви] в Риме вехой экуменического движения, или исторический жест останется ничем иным, как лишь жестом - кто из нас может судить об этом?" Этот вопрос был поднят в мюнхенской газете Suddeutsche Zeitung.
 Все равно, окажется ли это событие вехой на пути к объединению или нет, возникает еще другой значительный вопрос: чем объяснить это внезапное и неожиданное желание к воссоединению?
 При этом, безусловно, играет роль целый ряд факторов, например, общее снижение интереса к религии и утрата ее авторитета и влияния. Католицизм, как и протестантизм находятся в кризисе. Растет антицерковное и антирелигиозное настроение. Организованная религия, очевидно, оттесняется на задний план. Секуляризация прогрессирует. Поэтому воссоединение считается средством, чтобы остановить такие течения.
 По сведениям прессы, сопредседатель интернациональной лютеранско-католической комиссии Джордж Линдбэк полагает, что без Лютера и его Реформации "религия имела бы гораздо меньше значения в последовавшие 400 до 500 лет. И поскольку средневековая религия находилась в состоянии упадка, то секуляризация могла бы беспрепятственно прогрессировать". Это же ведь захватывающее предположение. Оно ведь значит, что тот самый Лютер, который, будучи разъединяющей силой, в свое время помог сохранить организованную религию, теперь возвышается в объединяющую силу.
 Для христиан, которые знакомы с библейскими пророчествами, это мнение представляет особый интерес, так как Библия, пользуясь символом Вавилона великого, предсказывает уничтожение организованной ложной религии. (Смотри Откровение, главы 17 и 18.) Это уничтожение предсказывается для периода истории человечества, который не мог начаться до 1914 года, т.е. определенно не во дни Лютера. Итак, Реформация Лютера помогла организованной религии, как говорят, "крепко остаться в седле", пока не настанет назначенное Богом время, чтобы принять меры против нее.

Настоящее христианское единство

 Христианское единство желательно, и Библия ободряет нас сохранять его. "Умоляю вас, братия, именем Господа нашего Иисуса Христа, чтобы все вы говорили одно, и не было между вами разделений, но чтобы вы соединены были в одном духе и в одних мыслях" (1 Коринфянам 1:10).
 Однако единство является лишь тогда подлинным, когда оно основано на солидном фундаменте истины, а не на оппортунистических компромиссах. Настоящее христианское единство требует соблюдения следующего библейского совета, который Павел дал христианам в Филиппах:
 "Подражайте, братия, мне и смотрите на тех, которые поступают по образу, какой имеете в нас" (Филиппийцам 3:17).
 Поступает ли католическая церковь „по образу, какой она имеет" в Павле и других ранних христианах? Подражает ли им церковь в отношении вероучений, образа жизни и установления приоритетов в жизни? А что можно сказать о лютеранской церкви? Каждый католик и лютеранин определенно сам обязан выяснить себе, в какой мере его церковь соответствует этой норме.
 Не может быть сомнения в том, что всемирное единство придет. Библейские пророчества обещают единое правительство и единую религию. Единое правительство будет достигнуто заменой сегодняшней политической системы небесным правительством Бога, о котором Христос учил молиться Своих последователей: "Да приидет Царствие Твое; да будет воля Твоя и на земле, как на небе" (Матфея 6:10). Это правительство "во веки не разрушится", как это обещается в Даниил 2:44. Напротив, "оно сокрушит и разрушит все [другие] царства [или правительства], а само будет стоять вечно". Под этим Царством все человечество объединится через Христа в поклонении единому истинному Богу.
 Основа для единого правительства и единой религии была поэтому положена смертью Христа, 1950-ая годовщина Его смерти отмечалась во вторник, 29 марта 1983 г. Празднования по случаю 500-ой годовщины рождения Мартина Лютера возбудили, правда, временный интерес, но они не подали никаких надежд на всемирное единство относительно правительства или религии.
 Кто желает узнать больше об истинной современной объединяющей силе - о Царстве Бога -, тот может обратиться к издателям этого журнала. Они с удовольствием предоставят дальнейшие сведения. Но можно также попросить об этом и всякого Свидетеля Иеговы.

 

Религиозное рвение - полезно или вредно?

 НЕДАВНО две "очень, очень религиозные" женщины в Соединенных Штатах молились и постились за своих родственников пока не умерли с голоду. В ИНДИИ перед толпой зрителей вдова бросилась в погребальный костер своего умершего мужа, как это предписывает запрещенный индусский обычай сожжения вдовы вместе с трупом мужа. В той же стране в религиозных ритуалах мужчины терзают себя крюками или лезвиями ножей и ходят по раскаленным углям.
 В Канаде пять набожных женщин пытались поджечь дом священника и несколько других зданий из-за религиозного проклятия. В джунглях Гайаны 900 последователей харизматического вождя Джима - Джонса по его приказу совершили самоубийство.
 В странах, как Ирландия и Ливан, сильные религиозные чувства являются основной причиной кровопролития и гражданских войн. Следовательно, в ушах многих людей выражение "религиозное рвение", несомненно, звучит зловещим. Желательно ли сегодня еще такое рвение? Не было ли бы лучше, если бы люди имели меньше такого религиозного рвения?

Бог никогда не требовал от христиан причинять самим себе страдания.

 Иисус был ревностным. Интенсивность Его рвения обнаруживалась во многом. После крещения Он целиком отдался возвещению благой вести о Царстве. Иисус давал от всего сердца, никогда не отказываясь помогать тем, кто обращался к Нему. Он отказался от материальных удобств п отклонял предложения, которые принесли бы Ему мирскую славу, и, в конце концов, Он подвергся мучительной и унизительной смерти, отдав "душу Свою для искупления многих" (Матфея 20:28).
 Рвение Иисуса также включало „ненависть к беззаконию" (Евреям 1:9). Поэтому Он смело разоблачал иудейских религиозных вождей, клеймя их выражениями "вожди слепые" и "лицемеры" (Матфея 23:15, 16). Два раза Он выгнал пз участка храма купцов, которые обогащали себя за счет набожных иудейских посетителей храма. Это напомнило Его последователям о пророчестве: "Ревность по доме Твоем снедает Меня" (Иоанна 2:13-17; Матфея 21:12).
 Рвение Иисуса было связано с исполнением воли Его Отца, которая нам сегодня открыта в Библии. Если ты внимательно читаешь эту книгу, ты установишь, что Бог никогда не требовал от христиан быть фанатичными, совершить самоубийство пли причинять самим себе или другим ненужные страдания. Его воля никогда не состояла в "самовольном служении, смиренномудрии [притворной смиренности, НМ] н изнурении тела" (Колоссянам 2:23). Факт, что Иисус „ненавидел беззаконие", не побуждал Его выступать за революцию или кровопролитие. В самом деле, в то время как Он разоблачал грехи иудейских вождей, Он признавал их положение в иудейской нации подал Своим последователям уравновешенный совет: "На Моисеевом седалище сели книжники н фарисеи; итак все, что они велят вам соблюдать, соблюдайте и делайте; по делам же их не поступайте, ибо они говорят, и не делают" (Матфея 23:2, 3, 13-36).
 Иисус не вел кровной вражды с этой группой, хотя Он сознавал, что некоторые из них намеревались убить Его. Когда отдельные фарисеи обращались к Иисусу, Он любезно обращался с ними, если их мотивы были хорошими. В разговоре с фарисеем Никодимом Иисус высказал известные слова: "Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего единородного, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную" (Иоанна 3:16).

Христианское рвение никогда не должно побуждать выступать за революцию или кровопролитие.

 Иисус всегда был готов помогать людям. Однако Он ненавидел неправильные действия, как ростовщические сделки, жадность, угнетение бедных, безнравственность, воровство и убийство. Хотя Иисус был ревностным, Он не терял из виду человеческой доброты. В одном случае .толпа людей следовала за Иисусом несколько дней. Его практическая забота о них проявилась, когда Он чудом снабдил их пищей, ибо Ему „жаль было народа" (Матфея 15:32-38).
 Итак, Иисус проявлял рвение в связи с полезными делами. Он подчеркивал уважение к родителям, прощение и любовь. В Его Нагорной проповеди Он определил удивительно высокую норму, когда сказал: "Вы слышали, что сказано: „люби ближнего твоего и ненавидь врага твоего". А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас" (Матфея 5:43, 44).
 В сегодняшнем мире, исполненном напряженности и ненависти, сильное религиозное рвение, способствующее ссорам, революциям и враждам, определенно является вредным. С другой стороны, разумное, но сильное рвение - такое, какое было у Иисуса - в отношении исполнения Божьей воли, развития богоугодных качеств и служения нашим ближним, определенно является полезным.
 Существует ли сегодня такое рвение? Ну, имеются люди, старающиеся подражать Иисусу в Его рвении. С помощью Божьего духа они стараются быть "ревнителями доброго"(1Петра 3:13).
 Из комментария в лондонской газете Daily Telegraph исходит, как это сказывается в одной части мира. Там говорилось: "По всей Африке Свидетели Иеговы проявляют себя порядочными и благонравными гражданами, которые живут по высоким моральным нормам.... Секта внедряет качества, как бережливость, пунктуальность, честность и послушание".
 Главный аспект религиозного рвения Свидетелей побудил к следующему комментарию: "Свидетели Иеговы буквально покрыли землю своим свидетельствованием.... Поистине можно сказать, что никакая отдельная религиозная группа в мире не проявляла большего рвения и упорства в старании распространять благую весть о Царстве, чем Свидетели Неговы" (These Also Believe (Они тоже верят], Ч. С. Брейден).

Христиане должны быть "ревнителями доброго".

 Без всякого сомнения, христианское рвение является полезным во многих отношениях. Такое рвение может помогать отдельному человеку соблюдать высокие нормы. Это может дать ему обнадеживающие перспективы, которыми сегодня владеют лишь немногие люди. Такое религиозное рвение не только полезно; для искреннего человека оно является даже наилучшим жизненным путем.

 

Молодые люди спрашивают:
Как я могу преодолеть свои чувства ревности?

 Кэрол сидела, во время обеденного перерыва в кафе, когда выпалила новость, что получила новую работу со сказочным повышением жалования. Ее подруга, сидевшая поблизости, чуть не подавилась своей ватрушкой, услышав новость. Но ей удалось сдержаться и притвориться, что она радуется за Кэрол. Но на душе у ней было совсем иначе, это огорчило ее, потому что она добивалась той же самой работы, но ей было отказано. Кэрол - так думала она - была далеко не так квалифицирована, как она, и тем ее менее она получила эту работу. Это казалось ей некорректным. Она начала рассматривать Кэрол соперницей. Чувство ревности терзало ее. Что следовало ей делать? Как она могла бы преодолеть свою ревность?

 СЦЕНА, как эта, которую описала авторша Мэри Лонг в журнале Family Weekly, не необычна. Едва ли кто может подавить неожиданную, тайную зависть, когда счастье улыбается другу. Если же кого-нибудь постоянно гложет ревность, то чувствуют больше, чем мгновенное, временное неудовольствие. В серьезном случае это может зайти так далеко, что извращают все, что делает кто-нибудь пли ложно истолковывают чувство, которое он выражает. Тогда, возможно, все видят в мрачном свете и пытаются ограничить данное лицо в его свободе. Один писатель выразил это следующим образом: "Ревность причиняет боль. Она как бы гложет нас телесно и душевно. Едва ли есть другое чувство, которое такое сильное - за исключением, может быть, любви". Ревность называется даже смертным грехом. В библейской книге Притчи мы находим вопрос: "Кто устоит против ревности?" (Притчи 27:4).
 Так как мы несовершенны, то, пожалуй, у нас всех имеются следы ревности. Она может проявиться косвенно или при известных обстоятельствах. Нам нельзя оставлять без внимания вредную ревность,. но мы должны учиться подавлять ее, и при помощи силы духа Бога преодолевать ее (Галатам 5:25, 26). Такой образ действия характеризует тебя, как зрелого христианина, хотя ты еще и молод.

Ревность - хорошая и плохая

 В библейском смысле слово "ревность" может относиться к уместному рвению за правильное. Даже Иегова называется „Богом ревнителем", что означает, что Он. ревностно заботится о Своем добром имени, истине и справедливости. И о Его преданных служителях иногда говорится, что они ревностны (Исход 34:14; 2 Коринфянам 11:2). Некоторые становятся ревнивыми, наблюдая, что хорошая подруга уделяет внимание кому-нибудь другому.
 С другой стороны, очень часто плохие мотивы ответственны за ревность, или ревнивый человек находится просто в заблуждении. Может быть, он подозревает другого беспричинно или сердится за то, что другому уделяется внимание, думая, что он один имеет на это право. Елизавета, например, признается, что она ревнует свою сестру, потому что ей оказывается большее внимание. Она говорит: "Во мне вызывается ревность, потому что... [моя сестра] в ее возрасте уже такая ловкая и может делать многое, с чем я, вероятно, никогда не справлюсь... Я сержусь сама на себя, потому что я знаю, что я не должна так думать".
 Какая бы причина ни была, неуместная ревность проявляет разрушительную силу. Она может причинить бессонные ночи, душевные муки, расстройство желудка н психическое расстройство. Она может вызвать гнев н ненависть и может даже привести к тяжелому преступлению. Каин позволил своей ревности довести себя до того, что убил своего брата Авеля.
 Ревность может нарушить даже самые лучшие отношения. Обычно мы не любим людей, открыто проявляющих свою ревность. Библия сообщает, что Рахиль ревновала свою сестру Лию. Это нарушило их взаимоотношения (Бытие 30:1). Н братья Иосифа ревновали его из-за его отношения к отцу. Только после многих лет и после того, как их сердца основательно облагородились, их расхождения во мнениях улеглись (Бытие 37:4; Деяния 7:9). Израильский царь Саул дал одолеть себя ревности, когда израильские женщины приветствовали Давида как победителя возгласами ликования. Они пели: "Саул победил тысячи, а Давид - десятки тысяч" (1 Царств 18:7). Ревность Саула была причиной того, что он исполнился гневом, подозрением и ненавистью. В конце концов он поступал, как лишенный рассудка, преследуя Давида. Было печально, что для такого обращения не было никакого основания. Давид не представлял никакой опасности для царства Саула.

Господствовать над ревностью

 Как ты можешь господствовать над ревностью? Когда Каин ревновал своего брата Авеля к его успеху, Бог призвал его "делать доброе", и сказал: "А если не делаешь доброго, то у дверей грех лежит; он влечет тебя к себе, но ты господствуй над ним" (Бытие 4:7). Над ревностью нельзя господствовать, если не делать доброго. Каин отказался делать доброе. Он не послушался совета Бога. Он убил своего брата. Послушаешься ли ты разумного совета Бога "делать доброе", когда тебя охватывает ревность?
 Дальше Библия показывает, что для борьбы с ревностью необходима сильная любовь. Мы читаем: "Любовь не завидует [не ревнива, НМ]" (1 Коринфянам 13:4). Ревностью больше выражается любовь к себе, чем любовь к другим. Если мы заставляем себя думать хорошее о том, кто возбудил в нас ревность - или даже молиться за него- то ревность утихает. Постепенно мы будем господствовать над вей.
 Ободряющие слова других являются другой возможностью не дать возникнуть ревности. Когда родители замечают, что их ребенок ревнив, они в большинстве случаев пытаются уверить его в своей любви. Они показывают ребенку, что он обладает талантами, которых не имеют другие, и что в конечном счете все уравновешивается. Если девушка запирается в своей комнате, потому что ей кажется, что ее сестра находится в центре внимания, то мать может помочь ей приобрести уравновешенное и правильное мнение о себе самой. Обнимая свою дочь, она может сказать ей пару ободряющих слов, как например: "Твою сестру любят, но и ты получила дары от Бога. Он дал тебе чудесную личность, которая придает тебе особую красоту. Это та красота, которую будет любить твой будущий муж".
 Следует ли тебе думать, когда чувство ревности огорчает тебя, что ты слишком "взрослая", чтобы слушать некоторые ободряющие слова своих родителей? Они, несомненно, могут сказать тебе многое, что поможет тебе радоваться успеху других. Они могут посодействовать тому, чтобы ты проявляла к другим, возбудившим твою зависть, чувство любви и симпатии. Иногда мы можем помочь подруге преодолеть ревность, уверяя ее в своей верной дружбе.
 Если у кого-нибудь чувствительная натура, то он склонен к раздумью, когда им овладевает ревность. Для него было бы хорошо облегчить душу, высказав свои чувства. Не утаивай своей ревности. Высказывайся откровенно. Выявляй, что огорчает тебя или сердит. Если ты подавляешь в себе ревность, то это оказывает на твое душевное состояние более вредное влияние, чем если ты даешь другим знать, что ты чувствуешь.

Помогать другим

 Также твои друзья время от времени нуждаются в утешительном слове. Если ты, например, завязываешь новое знакомство, то ты можешь уверить свою самую лучшую подругу: "Не беспокойся о моем отношении к Анне, ибо нашу дружбу нельзя ничем заменить". Несколько слов вроде этих, может быть, уже достаточно, чтобы помешать зародиться ревности. Когда Елдад и Модад в отсутствие Моисея получили дух Бога, Иисус Навин начал ревновать за своего господина. Моисей наставил образ мышления Иисуса Навина успокаивающими словами: "О, если бы все в народе Господнем [Иеговы, НМ\ были пророками, когда бы Господь [Иегова, НМ] послал Духа Своего на них!" (Числа 11:10-29). Этим Иисус Навин был доволен.
 Будь поэтому готов помогать. Старайся не возбуждать ревность в других. Молодые девушки часто выставляют свои платья и свои обручальные кольца напоказ. Многие хвастаются, когда их повышают в должности. Женщины прославляли героические дела Давида в песне, причем они приписывали ему больше чести, чем царю Саулу. Учитывай воздействие твоих слов и действий на других. Это поспособствует тому, что ревность вовсе не возникнет и хорошие отношения сохранятся.

 

Что ты слышишь, может повредить тебе

 ВРАЧИ утверждают, что шум - причина каждого третьего невроза.... Чрезмерный шум на улице (а также в доме) является причиной 80 % головных болей и 52 % проблем с памятью.... „341-ый самоубийца Эйфелевой башни" был жертвой истощения нервной системы, которое было вызвано из-за радио его соседей". Это сообщает журнал Perspectives de La Presse в Монреале (Канада).

Следующие установления могут потрясти тебя.

 Слух: Исследование 70 человек в возрасте 20 до 30 лет, работающих в дискотеках, показало, что треть из них страдает от потери высокочастотного слуха. Обыкновенно в их возрасте меньше одного процента людей страдает от такой потери слуха. Другое испытание показало, что у 30 из 40 пожарных, которые уже 10 лет или дольше работают в этой профессии, слух значительно ухудшился. Виновны в этом сирены. По осторожному подсчету, уже 16 миллионов американцев страдают от вызванной шумом потери слуха и дальнейшие миллионы последуют за ними.
 Школа и профессия: В течение шести лет наблюдали за тысячей учеников от второго до шестого классов, посещающих школу, которая находится недалеко от железнодорожной линии. Дети, классные помещения которых лежали ближе всего к рельсам, показали заметное ухудшение способности читать. Проблема исчезла, когда постарались уменьшить шум и в классных помещениях были приделаны звукоулавливающие потолки. Сделанный в канцелярских помещениях опыт показал, что при уменьшенном шуме было на 29 процентов меньше опечаток, а продуктивность повысилась на 9 процентов.
 Кровяное давление: В Берлине один врач попросил рабочих в шумном бутылочном заводе работать одну неделю с наушниками, а другую без наушников. С каким результатом? Когда рабочие работали без наушников, их кровяное давление повышалось. Согласно словам врача, "постоянный сильный шум может быть причиной не только высокого кровяного давления, но и повреждения сердца".
 Сон: Даже если шум не является таким громким, что ты от него просыпаешься, он все же может лишить тебя нужного покоя. Измерения течений (тока) в головном мозгу показывают, что шум не только мешает фазам сна и сновидениям, но и приводит человека в подобное "глубокому обмороку" состояние.
 Нерожденная жизнь: Три года продолжавшееся исследование 225 000 рождений в районе шумного интернационального аэродрома города Лос-Анджелес показало, что там число природных недостатков было значительно выше, чем в остальных областях. К природным недостаткам присчитывались расщепление нёба, заячья губа, искривление позвоночника, отсутствие мозга и слабоумие. Некоторые новорожденные имели больше десяти пальцев на руках или на ногах. Подобное сообщается из округа лондонского аэродрома Heathrow, где имеется высокое число мертворождений, а также из округа аэродрома города Осака (Япония), где у многих новорожденных слишком легкий вес. Является ли все это чистой случайностью?
 Кроме серьезных воздействий на организм, заметны также недостаток приветливости и готовности помогать, сравнительно большее предрасположение к семейным проблемам и повышенные раздражительность и нервность.

Что ты можешь предпринять?

 Широко распространенной ошибкой является представление, что якобы возможно привыкнуть к шуму. Проблема состоит в том, что обычно бывает уже слишком поздно, когда замечается вред. Известный нью-йоркский специалист в области слуха сказал: "Ты, может быть, не слышишь шума, но твой орган слуха не пропускает его".
 Для того, чтобы защищать себя, необходимо обращать внимание как на интенсивность, так и на продолжительность шума, которому ты подвержен. Чем сильнее шум, тем быстрее появляется вред. Сила звука измеряется децибелами. Как показывают исследования, подтверждение шуму в 75 децибелов ежедневно восемь часов, что соответствует шуму на оживленном перекрестке, является пределом того, что можно выдержать без остающегося вреда.
 Во многих странах в среднем 90 децибелов в день являются законным максимумом силы шума на месте работы. При этой силе звука надо кричать, чтобы понять друг друга на расстоянии протянутой руки. Если ты работаешь на таком месте и улучшение является маловероятным, то ты можешь решить защищать свои уши наушниками или ушными пробками.
 Проработав целый день на шумном месте, ощущаешь ли ты твою квартиру как место покоя? Хотя ты можешь делать лишь немного, чтобы уменьшить шум снаружи, но ты можешь кое-что предпринять, чтобы он не мешал тебе в доме. Замазать всякие стыки, щели, отверстия и дырки, сделать непроницаемыми двери и окна, пли вставить оконные рамы с двойными стеклами может помочь тебе уменьшить силу звука до терпимой степени. Кондиционер даст тебе возможность летом держать окна закрытыми, когда шум достигает максимума, но даже средний кондиционер производит 50 децибелов пли больше. Ковры, мягкая мебель, подходящие занавески и обшивки стен пли декорации помогут поглощать проникающий шум.
 Шум большей частью создается в самой квартире, но немного размышления и осмотрительности могут поспособствовать тому, чтобы уменьшить его. Кухня, например, со всеми своими приборами, гладкими, отражающими поверхностями, обычно является самым шумным местом в доме. Стирающиеся ковры, акустические потолки и покрытые тканью стены уменьшают силу шума.
 У многих приборов, которые предлагаются на рынке, указано, сколько шума они производят. Когда покупаешь их, обращай на это внимание и сравнивай.
 Телевизоры и стереоустановки являются возможными источниками шума. Не забывай, что то, что твоим ушам приятно слышать, для других может быть лишь шумом - нежелательным звуком. Ясное разрешение этой проблемы состоит в том, чтобы поставить регулятор громкости пониже. Музыку можно ограничить и своей квартирой, поставив громкоговорители на подставки из пробковой корки или неопрена, и не ставить их к граничащим с соседней квартирой стенам.
 Нельзя упустить из виду звуки, производимые людьми - громкий разговор, крик детей, шум от захлопывающейся двери и т.д. В этом отношении осмотрительность разрешит проблемы.
 Твои усилия для уменьшения шума не только полезны для твоего здоровья, но они также показывают, как ты дорожишь слухом, чудесным даром нашего Создателя.
 "Ухо слышащее и глаз видящий - и то и другое создал Господь [Иегова, НМ]" (Притчи 20:12).

СРАВНЕНИЕ СИЛЫ ЗВУКА ИСТОЧНИКОВ ШУМА

 Уровень шума измеряется в децибелах. Повышение в три децибела, что соответствует удваиванию силы звука, является самым маленьким воспринимаемым человеком изменением. Указанные, числа являются средними.

Источник Децибел
Взлетающий реактивный самолет 150
Пневматический молот 130
Гром 120
Дискотека или рок-оркестр 115
Мотоцикл при увеличивающейся скорости 110
Электрическая мешалка 95
Пылесос 85
Автомобиль 70
Нормальный paзговоp 60
Спокойная комната 40
Студия звукозаписи 30
Шепот 20
Порог слуха 0