Понедельник, августа 02, 2021
Руководящий совет cвидетелей Иеговы запрещает свободу слова на религиозную тему
или о cвидетелях Иеговы, которая вне надзора «верного и благоразумного раба».

Телескопы и микроскопы

Как повлияли на тебя сделанные ими открытия?

 Галилей, должно быть, был потрясен, направив в тот вечер 1609 года свой простой телескоп на большую светлую дугу, которую древние люди называли "Млечным кругом". При помощи своего телескопа Галилей мог наблюдать, что никакой человеческий глаз не видел прежде: Млечныйпуть был массой численных звезд".
 Семьдесят с небольшим лет позже голландский коммерсант Антони ван Левенгук тоже заглянул в хитрое, самодельное приспособление из стекла и металла. У него, правда, не было формального научного образования. Шлифовка и полировка линз являлась как бы его хобби. Из этих линз он, однако, сконструировал простые модели некого инструмента, который открыл человечеству доступ в иной мир: в микрокосмос, где капля воды или лишь небольшая ложечка земли изобилует жизнью.

 ТЕЛЕСКОПЫ и микроскопы - они открыли тайные чудеса: галактики, обхватывающие неимоверные расстояния, микроорганизмы такого крошечного размера, что на точке в конце этого предложения поместилось бы четверть миллиона из них. Открытия, сделанные при помощи этих инструментов, значительно изменили взгляды человека. В древности человек смотрел на небо с чувством религиозного страха. Звезды и планеты рассматривались как боги, которые оказывают сильное влияние на жизнь людей. Все же человек был уверен, что он и его планета Земля были центром вселенной.
 Это представление о геоцентрической вселенной обеспечивало, по мнению профессора астронома Эдуарда Р. Харрисона, "надежное основание для [языческой] религии" и, казалось, "придавало человеческой жизни на Земле значение и смысл". Телескоп и сделанные с его помощью волнующие открытия разрушили это удобное мировоззрение. Микроскоп удалил тайну из таких явлений, как зачатие и рождение (раньше эти процессы считались непостижимым чудом, и они до сих пор остаются чудом), как и разных болезней (которые раньше считались наказанием богов).
 Поэтому многие думают, что на вопросы, на которые однажды отвечала религия, теперь лучше всего могут ответить исследователи в белых халатах. Но стал ли человек действительно таким умелым в наблюдении, измерении и анализе, что ему не надо больше Бога, дающего всему этому смысл? Устранили ли телескоп и микроскоп основание для веры в значительнейшую книгу о Боге, Библию?

 

Телескопы и микроскопы

Сделанные до сих пор улучшения

 СОВРЕМЕННЫЕ обсерваторские телескопы - это настоящие гиганты по сравнению с подзорными трубами Галилея с диаметром в 4,4 сантиметра. Он пользовался простыми линзовыми телескопами (рефракторами). Находящаяся на одном конце большая выпуклая линза образовывала изображение, а небольшая вогнутая линза на другом конце - после переделки тоже выпуклая линза - увеличивала изображение. Удивительно, что этот прибор увеличивал объекты в 33 раза и позволял Галилею наблюдать такие отдаленные чудеса, как четыре спутника Юпитера и подобные лунным фазам фазы Венеры.
 Современные зеркальные телескопы (рефлекторы) имеют огромные зеркала (отверстие зеркала до 6 метров в диаметре!), собирающие свет от далеких небесных светил. Таким образом удается различать предметы, которые светят в десять миллионов раз слабее, чем объекты, видимые невооруженным глазом. Утверждается, что при помощи телескопа, установленного в Австралии, можно было бы увидеть свет свечи, находящейся на расстоянии 1 600 километров!
 Интересно, однако, что астрономы сегодня все еще встречают ту же самую проблему, с которой уже столкнулся Галилей. Он заметил, что через телескоп видно больше звезд, но их размеры не увеличивались. Галилей полагал, что звезды должны находиться на неимоверном расстоянии, потому что они и при увеличении остаются лишь светящимися точками. Хотя современным астрономам, очевидно, известно расстояние этих небесных объектов, но они даже при помощи прецизионных линз и полированных зеркал видят звезды просто как световые точечки. В The Observer’s Book of Astronomy (Книга наблюдателя по астрономии) говорится к этому: “Звезды до того удалены, что они через каждый построенный до сего дня телескоп кажутся лишь светящимися точками.
 Это, однако, не мешает ученым делать попытки, чтобы создать себе более точную картину о звездах. Например, в 1986 году (Национальное управление по аэронавтике и исследованию космического пространства США) собирается вывести на орбиту большой космический телескоп, который должен двигаться над земной атмосферой. Ученые полагают, что с его помощью удастся обнаружить предметы, которые светят в 50 раз слабее, чем всякие объекты, видимые через телескопы, установленные на самой Земле.
 К счастью, имеются и другие возможности исследовать космос. Некоторое время тому назад открыли, что определенные небесные тела излучают радиоволны. Когда эти сигналы доходят до Земли, они бывают слабее одной биллионной части ватта. Поэтому были сконструированы большие радиотелескопы для улавливания и усиления таких сигналов. Таким способом астрономы открыли Квазары, пульсары и подобные увлекательные феномены.
 Теперь астрономы уже не сидят часами за телескопом защурив один глаз, как в свое время Галилей. Encyclopaedia Britannica объясняет: “Почти во всех астрономических исследованиях фотографические методы вытеснили визуальное наблюдение... Можно фотографировать объекты, которые светят во много раз слабее, чем объекты, различимые через окуляр. Одна фотографическая пластинка может содержать огромное количество информации - могут быть изображены 1 000 000 звезд и 100 000 галактик”.
 Такие фотографии оказывают ученым замечательные услуги. В журнале (небо и телескопы) однажды сообщалось о т.н. Спеккле-интерферометрии. Это способ, которым можно изображать красные сверхгиганты как небольшие диски, тогда как остальные звезды - даже самые близкие - остаются лишь световыми точками.
 С помощью телескопов было обнаружено, что во вселенной имеются миллиарды галактик, которые, в свою очередь, состоят из миллиардов звезд.
 Через телескоп видно, что ближайшее к нашему Солнцу светило на самом деле состоит из трех звезд. Одна из них - Проксима Центавра. Другие две являются парными звездами, которые вращаются одна вокруг другой в течение 80 лет и известны под названием Альфа Центавра. За исключением Солнца, эти три звезды являются ближайшими звездами, и все же они находятся на расстоянии 4,3 световых года или 40 биллионов километров от земли! В книге Astronomy (Астрономия) говорится: “Если уменьшить Солнце на величину одной из точек на этой странице, то ближайшие к нему соседи - двойная звезда Альфа Центавра - окажутся двумя точечками на расстоянии 16 километров”.
 Капелька крови содержит миллионы красных телец, каждое тельце заключает в себе миллионы молекул гемоглобина, а каждая молекула - 10 000 атомов.
 Близ южного небесного полюса находятся пятна, выглядящие, как два облака. В XV столетии португальские мореплаватели называли их “Облаками Мыса”. Позже они были названы по имени знаменитого путешественника Фернана Магеллана (Магеллановы облака). Телескопы открыли, что эти два облака являются огромными внегалактическими звездными системами. Одно лишь Большое Магелланово облако содержит, как предполагают, пять миллиардов звезд.
 Таким образом человек возвращается к исходному положению. При помощи своих телескопов он преодолел суеверные представления о вселенной, но он тем не менее поднимает взгляд на небо с новым чувством благоговения!

Открывается скрытый мир

 Не менее обворожителен мир микроскопически маленьких вещей. Из неутолимого любопытства Левенгук рассматривал чуть ли ни все, что помещалось под его микроскоп. Однажды он взял изо рта не много слюны н исследовал ее. К своему удивлению, он увидел “множество малейших живых существ, которые довольно быстро передвигались”. В 1683 году он послал описание и рисунок этих ротовых бактерий Королевскому научному обществу в Лондоне. Позже Левенгук высказался словами: “Что, если кто-нибудь скажет, что в налете на зубах человека больше животных, чем людей во всем государстве?” По современным подсчетам, в полости рта человека живут миллиарды микроорганизмов.
 Да, ученые, заглядывающие в этот скрытый мир, сделали открытия, которые удивили бы самого Левенгука. Теперь, например, им видно, что в простой капле крови может находиться около 35 миллионов красных кровяных телец. Каждое такое тельце, в свою очередь, может содержать свыше 280 миллионов молекул гемоглобина. “Какая была бы огромная работа начертить модель 10 000 атомов одной единственной молекулы гемоглобина”,- писал доктор Коппедж в своей книге Evolution: Possible or Impossible? (Эволюция: возможна или невозможна?).
 Чайная ложка земли кишит миллиардами микроорганизмов

Микроорганизмы - вредны или полезны?

 Одна мысль о микробах бросает многих из нас в ужас. Правда, некоторые микроорганизмы вызывают болезни и смерть. Но это, как кажется, является скорее исключением, чем правилом.
 Возьмем пример: любишь ли ты выпить стакан молока? Чтобы корова могла переваривать корм и производить молоко, в ее желудке должны работать биллионы микроорганизмов. Доброкачественные микробы живут и в человеческом кишечнике. В учебнике Elements of Microbiology (Основы микробиологии) говорится: “Многие кишечные бактерии способны синтезировать главные витамины группы В, а также витамины Е и К. Образованные бактериями витамины в значительной степени покрывают потребность в витаминах своего хозяина”.
 Крошечные микроорганизмы действуют даже в области удаления отходов. “Если бы микробы не боролись с отбросами и отходами, то эти вещества,- как пишет учёный Л. Лудовики,- накапливались бы в такой мере, что нам пришлось бы погибнуть от недостатка места. Мы не преувеличиваем, когда говорим, что наше существование зависит от микробов, от невидимых организмов, которых можно увидеть только с помощью микроскопа”.
 С улучшенными инструментами биологам удается точно исследовать микроорганизмы. Они имеют необычайно сложную структуру. Некоторые микроорганизмы владеют органами передвижения, т.н. жгутиками. Очень занимательно смотреть в микроскоп и наблюдать, как они стремительно двигаются в капельке воды! Один вид бактерий (Spirillum serpens) располагает жгутиками, которые вращаются, как вентиляторы. (Установлено, что они делают 2400 оборотов в минуту!) И если этой миниатюрной подводной лодке понадобится изменить курс, то она просто включает жгутик на противоположной своей стороне!

Современный уровень микроскопии

 Самодельные приборы Левенгука увеличивали объекты в 250 раз, что уже удивительно. Современные оптические микроскопы увеличивают примерно в 1000 раз. “Комнатная муха, увеличенная в такой степени, имела бы длину 9 метров”,- говорится в книге Elements of Microbiology (Основы микробиологии). Жгутики этой микроскопической, бактерии вращаются, как вентиляторы. Некоторые достигают 2 400 оборотов в минуту.
 В 1931 году был изобретен электронный микроскоп. Направив на объект поток электронов, можно получить изображение, показывающее его увеличенным приблизительно в миллион раз. Большой недостаток заключается в том, что электронный микроскоп неприменим для изучения живых проб. Однако новый прибор, сочетающий оптический микроскоп, телевизионную камеру и память компьютера, позволяет ученым наблюдать жизнедеятельность живых клеток! В газете The New York Times сообщалось: “Видно, как по трубочкам или микронитям с диаметром не больше 25 миллионной доли миллиметра транспортируются питательные и отходные частицы одновременно в противоположные направления”.
 Итак, телескопы и микроскопы являются мощными инструментами. Они позволили человеку вникнуть в мир, в котором он живет. Можно ли, ввиду этих новых познаний, обойтись без веры, или она стала теперь более необходимой?

 

Телескопы и микроскопы!

Подорвали или укрепили сделанные ими открытия твою веру?

 УЧЕНЫЕ Пенциас и Уилсон винили голубей. Когда их чувствительный радиоприемник постоянно регистрировал странный свист, они при контроле обнаружили, что в их огромной антенне устроилось несколько голубей. Но когда мешающий свист продолжался и после выселения пернатых нарушителей спокойствия, их осенила мысль, что звуки исходили из глубины космического пространства. Ученые полагают, что звуки, которые Пенциас и Уилсон принимали за помехи, в действительности являлись эхом космического "большого взрыва", который в далеком прошлом породил нашу вселенную. Их открытие, наряду с умножающимися дальнейшими доказательствами, заставило некоторых ученых принять во внимание поразительную возможность, что права Библия, когда говорит: "В начале сотворил Бог небо и землю" (Бытие 1:1).
 Например, в журнале New Scientist (Новый ученый) от 23 июня 1983 года стоял следующий крупный заголовок: "Развивающаяся наука космологии не отрицает и не может отрицать существование Бога". Написавший статью профессор физики сказал:
 "За последние несколько лет все больше и больше ученых были поражены явлениями, которые они рассматривали как цепь невероятных „случаев" или „случайностей", вложенных в физические законы для того, чтобы вселенная могла производить наблюдаемые нами знакомые системы — галактики, звезды, атомы и, прежде всего, нас самих.... Малейшее изменение в относительной мощности гравитационных и электромагнитных сил превратило бы такие звезды, как наше Солнце, в синие гиганты или красные карлики. Повсюду мы, как кажется, видим доказательства, что природа сделала все совершенно правильно".
 Телескоп, очевидно, не лишил основания веру в Создателя. Возможно ли тогда Библию, значительнейшую религиозную книгу, тоже принимать всерьез? Да, ибо телескоп, как и микроскоп, доставляют для этого неотложные причины. Рассмотрим несколько из них.

Звезда от звезды разнится

 Научные учебники бывают часто уже до печати устаревшими, и так нередко новые открытия сводят на нет старые убеждения. Однако Библия, хотя она и была написана столетиями до того, как люди вообще могли иметь представления о телескопах и микроскопах, не раз говорит о научных темах с примечательной точностью.
 Один пример мы находим в 1 Коринфянам 15:41, где апостол Павел говорит: "Иная слава солнца, иная слава луны, иная звезд; и звезда от звезды разнится в славе".
 В глазах поверхностного наблюдателя большинство звезд выглядит одинаково, несмотря, может быть, на разницу в светлости. Астрономы, однако, говорят, что звезды различаются и по цвету — от белого, синевато-белого, желтого, оранжевого, оранжевато-красного до красного. Пульсары, которые, как предполагают, являются быстровращающимпся впавшими в себя звездами, имеют очень своеобразную „славу". С большим постоянством они излучают радиосигналы, подобно щелкающим турникетам. Пульсары, находящиеся в Крабовндной туманности и в созвездии Парусов, шлют даже вспышки видимого света. Звезды очень различаются своей плотностью и имеют весьма неодинаковые размеры. Диаметр сверхгиганта Бетельгейзе составляет, по осторожным подсчетам, более 400 миллионов километров! Если бы эта звезда стояла на месте нашего Солнца, то она включала бы в себя Землю и заполнила бы собой всю солнечную систему до орбиты Марса!
 Как мог апостол Павел записать научные факты, не имея в своем распоряжении даже простого прибора, каким пользовался Галилей? Единственный логичный ответ, гласит: под Божьей инспирацией.
 "Можешь ли ты связать узел [созвездия] Хима и разрешить узы [созвездия] Кесиль?, — спросил Бог. — Знаешь ли ты уставы неба, можешь ли установить господство его на земле?" (Иов 38:31, 33). Столетиями люди и не думали, что движением небесных тел руководят "уставы" или законы. Применив открытия Иоганна Кеплера, сэра Исаака Ньютона, Альберта Эйнштейна и других, астрономы поняли, что-"узы", держащие звезды на определенных орбитах, ни что иное, как гравитация, благодаря которой сохраняются созвездия, например, созвездие "Хима".
 Кроме того, астрономы говорят, что звезды не остаются неподвижными, а, как выразился один из них, „вращаются вокруг центра или ядра галактики, как гигантская карусель". Путешествие нашего Солнца вокруг Млечного Пути длится примерно 200 000 000 лет. Библия права, намекая на то, что звезды движутся на орбитах.

Жизнь только из жизни

 Микроскоп тоже подтверждает правдивость Библии. Рассмотрим биологический закон, упомянутый в 1 главе Бытия: живые существа размножаются "по роду их". При помощи мощных современных микроскопов ученые лучше поняли механизмы размножения и генетические пределы, доказывающие, что библейские высказывания вполне научны.
 В Псалом 35:10 о Боге говорится: "У Тебя источник жизни; во свете Твоем мы видим свет". Столетиями люди были убеждены в теории греческого философа Аристотеля, по которой жизнь зарождается спонтанно из безжизненной материи. Еще в XVII веке даже образованные люди верили, что мыши возникают из старых лохмотьев, долгоносики — из пшеницы, лягушки — из грязи, угри — из росы.
 Когда Дарвин в 1859 году опубликовал свою книгу Происхождение видов, этот вопрос все еще горячо дискутировался. Многие приводили мнимое самозарождение бактерий в доказательство эволюции и как объяснение начала жизни. В том же году французский ученый Пуше "доказывал", что микроорганизмы возникают из воды, воздуха и сена. Другой французский ученый, Луи Пастер, однако, оспаривал эти утверждения и показал, что на эксперименты Пуше, возможно, повлияли бактерии, переносимые в воздухе пылинками.
 Не пав духом, Пуше повторил свои эксперименты, на этот раз в свободных от пыли Пиренейских горах. Кроме того, он прокипятил свою микстуру из сена и воды, чтобы убить всякие наличные бактерии. Когда же эта смесь немногим позже кишела бактериями, он был уверен, что наконец доказал спонтанное самозарождение. Однако в 1870-ых годах ирландский ученый Джон Тиндаль нашел, что сенные бактерии образуют жаростойкие споры, которые переносят длящееся часами кипячение. Итак, Пуше остался неправым! Его сенная микстура не была как следует стерилизована. Таким образом, опыты Тиндаля нанесли теории спонтанного самозарождения смертельный удар.
 Благодаря современным микроскопам ученые теперь могут точно наблюдать, как клетки делятся и размножаются. Жизнь происходит только из уже существующей жизни. Сегодня это считается научно установленным фактом, фактом, на который Библия указывала уже столетиями тому назад!

"Сам зародыш мой"

 В Псалом 139:16 [НМ] говорится: "Твои [Бога] глаза видели даже зародыш мой, и в Твоей книге были записаны все его части". Заметим утверждение Библии, что „все части" зародыша "записаны". Этим поэтическим приемом псалмопевец, видимо, намекает на что-то, что ученые открыли лишь не так давно: ДНК или генетическую информацию в каждой клетке. В южноафриканском журнале Huisgenoot напоминается о том, что "никому до сих пор не удалось„читать"" этот генетический материал "даже при помощи самых мощных электронных микроскопов. Но ученым известно, что эти носители информации в каждом человеке уникальны и определяют его личность и внешний вид".

Книга, укрепляющая веру

 Профессор Мэрлин Мель, физик при Уэстерн-Кейпском университете (Южная Африка), недавно сказал: "Трудно представить себе, что люди, научившиеся думать по-научному, не поражаются правдивостью Священного Писания. Единство и гармония, проявляющиеся в безжизненном мире, так же ясно выражаются в книге, которая, как никакая иная книга, внушает уважение, а именно в Библии". Библия, конечно, не является учебником науки. Тем не менее она отвечает на вопросы, которые имеют действительно важное значение для человека. Наука делает свои открытия во вселенной и анализирует сложные механизмы жизненных процессов. Но какую ценность представляет все это, если мы не знаем смысла жизни? Удовлетворяющие ответы на подобные вопросы дает только Библия.
 Псалмопевец Давид понял это. Как современные астрономы, он проводил много времени изучением звездного неба. "Небеса проповедуют славу Божию", — писал он. Но Давид понял, что не достаточно восхищаться природой. В том же псалме он продолжает словами: "Закон Господа [Иеговы, НМ] совершен, укрепляет душу; откровение Господа [Иеговы, НМ] верно, умудряет простых. Поведения Господа [Иеговы, НМ] праведны, веселят сердце" (Псалом 18:2-5, 8, 9).
 Телескопы и микроскопы впечатляющим образом показали, что мир, в котором мы живем — от макрокосмоса до микрокосмоса — внушает благоговение и очень сложен. Не менее сложны проблемы, с которыми человеку приходится бороться. Они слишком уж сложны, чтобы человек мог справиться с ними без Божьей помощи. "Знаю, Господи [о Иегова, НМ], что не в воле человека путь его, что не во власти идущего давать направление стопам своим" (Иеремия 10:23). Горы научных данных просто не могут спасти человека, бросающегося, как кажется, очертя голову в самоуничтожение. Поэтому мыслящие лица ищут ответов с другой стороны. Эти ответы находятся в книге, которая успешно сопротивлялась разрушительному действию времени — и теперь выдерживает научное испытание телескопом и микроскопом.

 

Угроза атомной бомбы

 "Над грудой развалин в равнине Ураками громоздился чудовищный столб дыма, который с неимоверной скоростью взвился из центра взрыва. Столб, будто подземный дух, выпущенный из столетнего заключения, извиваясь и крутясь, поднялся до стратосферы... Страшное явление клубилось вверх до кружащих самолетов. Оно меняло вид и цвет — сначала оно было фиолетовым, затем светло-красным, а потом золотисто-желтым и, наконец, матово-белым" (The Fall of Japan [Падение Японии], Уильям Крэг).
 ЭТА картина представилась утром 9 августа 1945 года спустя несколько минут после того, как на Нагасаки была сброшена атомная бомба. Взрыв, наблюдать который было захватывающим зрелищем, был ужасным. Ужасным было также и то, что произошло внизу под огненным шаром. "На улицах, на полях, под развалинами лежали сотни людей и просили воды. Существа, неясно напоминавшие людей, двигались, шатаясь с помутившимся сознанием, кожа их сходила большими лоскутьями, туловища были обожженными до черна". Тем утром сорок тысяч человек умерло той же смертью, которая за три дня до того постигла в Хиросима почти сто тысяч людей.
 Атомные бомбы, сброшенные в Хиросима и Нагасаки, которые должны казаться примитивными по сравнению с современным ядерным оружием, являются единственными, сброшенными до сих пор на мужчин, женщин и детей. Но огненные, смертельные атомные грибы стали постоянной страшной картиной в коллективном сознании человечества. С ужасающей ясностыо она дает понять, что предстоит человечеству в случае атомной войны.
 Поэтому не удивительно, что многие энергично протестуют против непрекращающейся продукции ядерного оружия, правда, до сих пор безуспешно. Но с некоторых пор противники гонки вооружения неожиданно получили поддержку — в лице церковных руководителей и церковных организаций.
 Для некоторых это означает поразительный поворот. Еще в 1950 году газета The New York Times писала: "Через свою дневную газету L'Osservatore Romano Ватикан заверил сегодня правительство и народ Соединенных Штатов, что он проявляет полное понимание относительно оснований,, приведших президента Трумена к решению разрешить изготовление водородной сверхбомбы". В 1958 году из Дании сообщили, что орган протестантского Всемирного совета церквей защищает следующую точку зрения: "Совесть христианина может допустить применение атомного оружия в ограниченной войне".
 Определенные церковные руководители высказывались еще яснее за атомную бомбу. В 1958 году архиепископ кентерберийский заявил: "Насколько я знаю, по божественному предусмотрению, человеческий род должен сам себя уничтожить таким образом [через атомные бомбы]". А в 1961 году английская газета Daily Express сообщала: "Англия должна сохранить водородную бомбу, ... сказал вчера архиепископ уэльский. Может быть, она поведет людей к Христу".
 Поэтому довольно примечательно, если нам приходится установить, что теперь звучат голоса протеста против ядерного оружия с протестантской и католической стороны. Почему этот поворот? Что они говорят теперь? Изменит ли это действительно что-либо на долгий срок?

 

Почему епископы выступают теперь против

 "ЧЕЛОВЕЧЕСТВО еще никогда не было так близко к самоуничтожению, как теперь". Этими словами шестой пленум Всемирного совета церквей, заседавший летом 1983 года в г. Ванкувер (Канада), предостерегал об угрожающей опасности ядерной катастрофы. Он призывал к прекращению гонки вооружений, заявив: "Ядерное устрашение морально неприемлемо, так как при этой концепции существует намерение применить ядерное оружие".
 За несколько месяцев до этого, в мае 1983 года, католические епископы США опубликовали окончательный текст длинного письма под заголовком "Вызов мира — обетование Бога и наш ответ". В нем они настоятельно советовали срочно приступить к разоружению и высказывались за то, чтобы "прекратить испытание, изготовление и стационирование новых ядерных систем оружия". Они подчеркнули: "Не должно быть никакого недоразумения о нашем глубоком скепсисе относительно моральной приемлемости всякого применения ядерного оружия".
 Это — два значительных заявлений против ядерного оружия, которые были даны руководителями церквей за последнее время. Некоторые круги реагировали с восторгом на позицию епископов в вопросе атомного вооружения. Как писала газета The New York Times, одно пресвитерианское духовное лицо сказало об этом: "Из письма говорит голос нравственной совести, который обращается не только к католикам, но и ко всем американцам и к каждому порядочному человеку... Да благословит Бог католических епископов".
 Но была также и критика. Американский философ Сидни Хук писал: "Позиция епископов раскрывает их неосведомленность, она нереалистична и морально безответственна". А руководительница анти-феминистского движения Филлис Шлэфли сказала якобы, что заявление епископов является опасным, так как оно ведет католиков на путь "пацифизма... и разоружения, а также любви к русским".
 Если вспомнить, что духовенство поддерживало войны на протяжении столетий, и что в годы после второй мировой войны с его стороны слышались еще слова в пользу ядерного оружия, то критические заявления против атомного вооружения представляют собой поразительный поворот. В чем состоит причина этого?

С опозданием на сорок лет

 Письмо американских епископов содержит своего рода обоснование: "Современный разрушительный потенциал атомных держав угрожает человеку и цивилизации, которую мы постепенно создали, и даже самому порядку создания". Но ведь так обстоит дело с тех пор, как были сброшены атомные бомбы на Хиросима и Нагасаки сорок лет тому назад. Почему же тогда не слышались протесты из этого лагеря?
 В документе пленума Всемирного совета церквей говорится: "Мы считаем, что любое намерение применить оружие массового уничтожения является страшным оскорблением духа Христа, который должен жить в нас". Не было ли это также так, когда в последнюю мировую войну погибали сотни тысяч из гражданского населения? Но тогда было очень мало протестующих церковных руководителей.

Теория о "справедливой" войне

 Т. наз. христианство с давних пор одобряло войну, и его теологи развили учение о "справедливой войне". Это учение объясняется следующим образом: война является "справедливой",

 • если она объявляется компетентным авторитетом (т.е. законной властью),
 • если она ведется за справедливое дело,
 • если она ведется со справедливым намерением (т.е. если хотят примирения и избегают ненужных разрушений),
 • если она является последним средством,
 • если существует вероятность успеха,
 • и если соразмерность возникающего вреда находится в уместном отношении к добру, которого надеются достигнуть. В "справедливой" войне на гражданское население ни в коем случае не должны преднамеренно предприниматься нападения.

 Многие церковные руководители разделяют точку зрения; что в эпоху ядерного оружия учение о "справедливой войне" устарело вследствие чудовищного разрушительного потенциала этого оружия. Но разве только теперь наступило время сомневаться в правильности этого учения?
 Как обстояло дело, к примеру, во второй мировой войне? В этой войне церковные руководители благословляли обе стороны воюющих. Конечно, не обе стороны могли бороться за справедливое дело или со справедливым намерением, в то время города, как Лондон, Дрезден и Токио, подверглись бомбардировкам, вследствие которых погибло чудовищное число гражданского населения. Но. духовенство все же продолжало поддерживать эту войну.
 Руководители т. наз. христианства были всегда готовые объявить войну "справедливой", если она велась той страной, где они жили, даже если это означало, что члены их паствы воевали против их братьев по вере другой нации и должны были их убивать. В этом отношении они проявляли не дух Христа, а дух, выражением которого прославился американский патриот Стивен Декатур: "Право или неправо - мое отечество!"
 Ядерный физик Гарольд М. Агну откровенно выразил свое мнение: "По моему мнению, они лицемеры, так как они явно находят обычную войну в порядке вещей, но не атомную войну. Вследствие разрушительного потенциала ядерного оружия впервые в истории те, которые решают, вести ли войну или нет, подвергаются опасности в такой же степени, как и молодые люди, которых по традиции посылают на фронт для выполнения решения старших. В атомной войне винные погреба, богатство и другая материальная собственность церквей и тех, которые принимают решения, не будут пощажены. Когда дело дойдет до такой войны, то это затронет всех нас".
 Возможно, что дело обстоит действительно так, как писал журналист газеты The New York Times Джеймс Рестон: "Церковь поддерживает движение за мир, а движение за мир придает церкви в ее борьбе быть услышанной в мире новую силу и цель" (курсив наш). Стараются ли епископы, может быть, также возвратить влияние и престиж, становясь во главе движения против атомного оружия, которое становится все более популярным?
 Мы должны поставить дальнейший вопрос:

Изменится ли что-либо?

 "Письмо [американских] епископов как учебный документ имеет целью оказывать моральное влияние на вопрос войны и мира". Так сказал, согласно журналу Bulletin of the Atomic Scientists, теолог Ричард Б. Миллер. Как велико будет в действительности это "моральное влияние" церковных руководителей?
 Будут ли прислушиваться к предостережениям епископов ответственные лица в СССР? Или можно при этом рассчитывать на то, что США внезапно изменят свой курс? Когда католические епископы составляли свое письмо, правительство, как сообщалось, пыталось склонить епископов привести его в большее согласие с правительственной политикой.
 А как обстоит дело с мужчинами и женщинами, работающими в предприятиях военной промышленности? Американские епископы предоставляют им свободу работать там дальше, если они этого желают. И они упускают ободрять членов вооруженных сил не подвергаться обучению в связи с ядерным оружием. Итак, большинство тех, которые имеют дело с изготовлением и применением атомного оружия, найдут, вероятно, достаточно оснований для того, чтобы оставить все по-старому.

Что они забыли

 В действительности епископы дали неправильный ответ на неправильный вопрос. Ядерная гонка вооружений является лишь симптомом. Истинное зло, от которого страдает человечество, находится гораздо глубже. Если бы даже епископам и удалось побудить политиков снять с вооружения ядерное оружие, то вместо этого появятся другие опасности, разве если будет возможно разрешить основную проблему.
 Из слов апостола Иоанна вытекает, что проблема является более сложной, чем это представляет себе большинство людей. Он писал: "Весь мир лежит во зле [во власти того, кто зол, НМ]" (1 Иоанна 5:19). Следовательно, к этому причастны невидимые интеллигентные существа, включая сатану или дьявола, которого Библия обозначает "богом этой системы вещей" (2 Коринфянам 4:4, НМ).
 Сегодня, правда, имеется много людей, которые не верят в существование сатаны. Но епископы определенно не принадлежат к их числу. И они должны знать, что — как говорится в Библии — сатана использовал мятежное поведение людей для осуществления своих целей подобно шахматному игроку, передвигающему взад и вперед фигуры на шахматной доске. Если люди пытаются достигнуть длительного мира политическими средствами, то они подобны шахматным фигурам, пытающимся заключить друг с другом мир, но игнорирующим шахматного игрока, нагибающегося над ними. Сатана является ответственным за многое, что происходит сегодня на земле, п каждое предложение для разрешения проблемы, в котором выпускается из виду его влияние, должно потерпеть провал (Откровение 12:12).
 Как обстоит дело со словами: "Современный разрушительный потенциал атомных держав угрожает... даже самому порядку создания"? Считают ли епископы, что человек, обладающий властью нанести земле огромный вред, и совершит это? Забыли ли они предсказание Бога через апостола Иоанна, что Он "погубит губивших землю"? (Откровение 11:18).
 Итак, почти две тысячи лет тому назад Бог дал предсказать, что человек будет когда-то в состоянии погубить землю", однако также заявил, что Он этого не допустит. Напротив, Его обетование гласит: "Ты поставил землю на твердых основах: не поколеблется она во веки и веки" "(Псалом 103:5).

Подлинная проблема и ее разрешение

 Во втором тексте их письма американские епископы говорили о "мире суверенных государств без центрального авторитета". С этим они подходят очень близко к подлинной проблеме и ее разрешению. Речь идет о правительственной проблеме.
 Сколько же страданий перенесло уже человечество, потому что оно было управляемо эгоистичными, националистскими правительствами, которые все лежали "во власти того, кто зол"! (1 Иоанна 5:19, НМ). Если бы человечество было объединено под господством, которое лежало бы во власти справедливого Бога Иеговы, то ему не угрожала бы ядерная катастрофа, и не существовали бы также многие другие проблемы.
 Возможно ли нечто такое? Иисус ответил на этот вопрос словами в своей образцовой молитве, которую многие школьники знают наизусть: "Да придет Царствие Твое; да будет воля Твоя и на земле, как на небе" (Матфея 6:10). Церковные руководители говорят иногда о Царстве Бога. Но они обычно не объясняют, что при этом речь идет о реальном правительстве, которое обладает властью и которое теперь в действии. Вскоре оно начнет действовать против правительств нашей земли. "Во дни тех царств Бог Небесный воздвигнет царство, которое во веки не разрушится..., оно сокрушит и разрушит все царства, а само будет стоять вечно" (Даниил 2:44).
 Бог обладает властью положить конец действиям сатаны. Он сделает это с помощью Своего Царства (Откровение 20:1-3). Кроме того, Он обладает властью положить конец безрассудным действиям народов. Он может и будет "судить многие народы и обличит многие племена в отдаленных странах" (Михей 4:3). Освободит ли Он людей от ядерной угрозы? Да, и кроме того Он позаботится о том, чтобы вообще не было больше никаких войн. Тогда скажут: "Прекращая брани до края земли, [Он] сокрушил лук и переломил копье, колесницы сожег огнем" (Псалом 45:10).
 Смертоносные огненные шары, поднявшиеся в августе 1945 года над Хиросима и Нагасаки, показали нам с исключительной ясностью, что человечество нуждается в Царстве Бога. Мы не знаем, будут ли введены в действие еще дальнейшие ядерные оружия. Но мы знаем определенно, что Бог не допустит, чтобы человек разрушил землю. Он не допустит, чтобы был уничтожен человеческий род, и Он не допустит, чтобы люди всегда держались в страхе (Исаия 45:18).
 Является ли Царство Бога реалистичной надеждой? Епископы, очевидно, другого мнения, ибо они предлагают политические разрешения. Мы же рекомендуем читателю самому исследовать этот вопрос, чтобы установить, как он сам может действовать в соответствии с единственным реальным разрешением.
 Только Бог обладает властью спасти нас из современной опасной ситуации. Он обещал это сделать.

 

Молодые люди спрашивают себя:
Зачем мне хорошо себя вести?

 ЖЕНЩИНЫ грубо проталкиваются и ссорятся из-за сниженных в цене товаров в универмаге. Мужчины протискиваются между ждущими, чтобы первыми попасть в лифт. Идя по улице, молодые люди буквально отталкивают пожилых и немощных. Ты, наверное, уже наблюдал такие признаки невоспитанности.
 В статье журнала Newsweek однажды утверждалось: "У все больше взрослых людей напряжение повседневной жизни ведет к потере всяких хороших манер, которые они когда-то имели: толкотня, шум, жестокость в огромных размерах в повседневной жизни, на экране, в печати: ... (Все это] вытеснило... [хорошие манеры]". Эта массовая потеря хороших манер особенно наблюдается в больших городах. Например, нью-йоркское метро прозвали "трагикомедией невоспитанности". Толкание и пихание относятся, как кажется, к неписаному закону "этикета" метро.
 Интересно, однако, что некоторые молодые люди искренне озабочены этой проблемой. В одном популярном журнале для подростков вышла даже статья писательницы, называющей себя "Мисс Вежливая". Все же ты, может быть, спрашиваешь себя, стоит ли усилий быть воспитанным. "Какая мне польза, если я исправлю свои манеры?, — спросишь, может быть, ты. — Какой смысл говорить „пожалуйста" и спасибо"?"

Почему так важно хорошее поведение?

 Есть пословица: Мал золотник, да дорог". Хорошие манеры можно сравнить с микроэлементами, как кобальт, молибден н бор. Хотя в нашей еде встречаются лишь следы этих элементов, но они весьма драгоценны для здоровья. Твоя мать, наверно, берет лишь немножечко пряностей или соли, когда готовит твое любимое блюдо. Но благодаря этим „малым" щепоткам приправ ее поварские усилия увенчиваются успехом. Хорошие манеры подобны маслу или тавоту для смазки машин.
 Хорошие манеры относятся к „малым" вещам, которые украшают жизнь. Подумай-ка на минутку: не любишь ли ты быть вместе с человеком, который хорошо воспитан? Не сердишься ли ты, если кто груб или невнимателен? Если это так, то вспомни "золотое правило": "Итак во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними" (Матфея 7:12).
 Хорошее поведение полезно н в других отношениях. Ты, может быть, ищешь работу. В книге Your Working Life: A Guide to Getting and Holding a Job (Ваша рабочая жизнь: руководство для получения н сохранения работы) приводится кое-что, что производит хорошее впечатление на работодателя. К этому относятся вежливость, приятный внешний вид и приветливость. Хочешь ли ты найти себе когда-нибудь подходящего брачного спутника? При опросе подросткам задавался вопрос, какие качества они находят привлекательными у противоположного пола. Среди юношей очень высоко оценивалась "внимательность по отношению к другим". При другом опросе попросили девушек описать "идеального мужа". К удивлению, только 30 процентов опрошенных считали важным внешний вид. Гораздо более значительным для них было, чтобы будущий муж был внимательным.
 Ввиду всего этого не удивительно, что Эим Вандербильт в своей известной книге о хорошем тоне заметила: "Только большой дурак или великий гений может безнаказанно пренебрегать всяким общественным приличием, но ни тот, ни другой не представляет собой приятного спутника".

Развивать хорошие манеры

 Как же можно приобрести хорошие манеры? Часами перечитывая книги о хорошем . тоне? Изучая наизусть бесконечный список с правилами? Не обязательно, хотя надо признать, что книги о правилах хорошего тона и о манерах имеют свое место. В большинстве случаев проявление хороших манер является просто результатом применения христианских принципов. Апостол Павел увещевал христиан:
 "Облекитесь в Господа нашего Иисуса Христа", или, согласно формулировке в примечании в New World Translation (издание 1984 г.): "Подражайте поведению Господа" (Римлянам 13:14). Иисус был чутким относительно чувств и потребностей других. (Сравни Матфея 15:32.) Он ценил усилия других (Марка 14:3-9). Поскольку Он был "кроток и смирен сердцем", общение с Ним освежало людей (Матфея 11:28-30).
 Бескорыстную внимательность к другим, подобную Христовой, можешь развить и ты. Как? Читая о жизни Христа и задумываясь над этим. Кто осуществляет учения Христа на деле, того едва ли будут критиковать по поводу плохих манер.
 В некоторых ситуациях, однако, ожидается, чтобы ты подчинялся определенным правилам поведения. Апостол Павел, например, дал молодому человеку Тимофею ясно выраженные указания, чтобы он "знал, как должно поступать в доме Божием" (1 Тимофею 3:15). Твои родители могут дать тебе подобные инструкции.
 Однако не все молодые люди согласны с этим. Юноша по имени Джорди жаловался: "Мои родители думают, что я должен вести себя так же, как они. Они говорят: "Веди себя как следует, веди себя прилично! Но это мне все равно, я поступаю так, как я хочу". Однако мы не можем всегда делать, чего хотим. Родители обычно знают это и поэтому заботятся о том, чтобы ты научился хорошим манерам. По этой вот причине они требуют то или иное от тебя.
 К примеру, они, может быть, требуют, чтобы ты содержал в чистоте свою комнату. (К сожалению, некоторые родители перестали настаивать на этом, говоря: "Пусть он сам решает, как выглядит его комната. Он ведь должен жить в ней".) Заботящиеся родители знают, что твоя комната— отражение твоей личности. Что подумают о тебе другие, если ты пригласишь их в грязную комнату или где разбросана одежда? Твои родители думают также о том, что у тебя, наверное, когда-нибудь будет собственная квартира, которую тебе придется держать в порядке. Как ты будешь следить за ней? Итак, восприимчивость к родительским указаниям в таких вопросах является важным шагом, чтобы научиться хорошим манерам.

Применять на практике хорошие манеры

 Рассмотрим теперь несколько ситуаций. Бросаешь ли ты отбросы беззаботно на пол или ждешь ты, пока тебе можно будет бросить их в предусмотренную для этого мусорную корзину? Многие считают, что немножко больше разбросанного мусора ничего уже не изменит. Но посмотри только, что делается с городами, реками., публичными парками и местами для пикников! Везде мусор и загрязнение. Спроси себя: "Нравится ли мне останавливаться на местах, испачканных небрежными, невоспитанными людьми? "
 Иногда молодые люди принимают участие в загрязнении иного вида, наполняя среду, непристойными разговорами. Некоторым молодым людям, по-видимому, очень нравится изрекать скабрезности. И если ты неосторожен, то их беззаботный дух может легко повлиять на тебя. Не допускай, чтобы невоспитанные люди влияли на тебя. Вместо этого ты должен бы следовать библейскому совету: "Никакое гнилое слово да не исходит из уст ваших" (Ефесянам 4:29).
 Как обстоит дело с ездой? Все равно, ездишь ли ты на велосипеде или водишь семейную машину, в уличном движении важна воспитанность. Безрассудный водитель не только раздражает других, но он подвергает их также опасности. Кроме того, нетерпеливая езда с головокружительной быстротой очень рискованная. Недавно статья в газете Grit напоминала молодым людям о том, что "главной причиной смерти молодых людей от 15 до 20 лет являются автомобильные аварии". А что нередко приводит к этим авариям? В статье говорится дальше: "За езду с недозволенной скоростью приходится задерживать больше молодых людей, чем за какое-нибудь другое нарушение правил движения". Соблюдай поэтому порядок уличного движения и старайся не подвергать опасности самого себя и других.
 Возможности проявлять хорошие манеры даются и во время еды. Некоторые молодые люди начинают есть уже до молитвы. Иные жадно съедают больше положенной им доли. Хотя и хорошо беседовать и обмениваться опытами, но разве правильно говорить больше всех, особенно в присутствии взрослых?
 Эти советы, безусловно, полезны. Иногда, конечно, бывает, что ты поневоле допускаешь промах, говоря или делая что-нибудь, что оскорбляет других. Но если ты умеешь вежливо извиниться, то ты сможешь избежать осложнения неловкого положения. Помни, что христианская любовь побуждает к хорошим манерам. Но даже в веке, в котором, кажется, все оказывается несостоятельным, можно сказать, что христианская "любовь никогда не перестает" (1 Коринфянам 13:48).

 

Завоевания во имя церкви

 "Если бы Иисус жил сегодня, Он был бы борцом за свободу". Эти слова известного протестантского представителя церкви — типичный пример определенной тенденции среди современного христианского мира. Некий африканский епископ хвалит "справедливое насилие" успешных революционеров. Протестантские церкви поддерживают пожертвованиями националистские партизанские организации. Священники, борясь за "теологию освобождения", берутся за оружие. Во все большей степени религиозные лица, как видно, готовы применять насилие для достижения своих целей. Правильно ли это по-твоему? Следующая статья обсуждает исторический пример такого "христианского" применения насилия. В ней находятся некоторые отрезвляющие уроки.

 ЗОЛОТО, слава и Евангелие. Эти три вещи, говорят, возбудили колонизацию американского континента. Один из колонизаторов признался, что он отправился в Америку "ради служения Богу... и чтобы стать богатым"!
 В 1992 году будет отмечаться 500-ая годовщина первого пересечения Атлантического океана Христофором Колумбом, которое открыло путь этой колонизации. Героическое путешествие Колумба оказалось вступлением захватывающего периода открытия американского континента. Результат? В Европу через Атлантический океан доходили несметные богатства, и на чужой земле была насаждена религия европейцев. Расходы? Их понесли главным образом коренные американцы, которые подчинялись и истреблялись силой, вероломством, жестокостью и незнакомыми болезнями иностранцев.
 Эти иностранцы стали называться конкистадорами (завоевателями). Они представляли собой, как выразился историк Дж. Ф. Баннон, "странное сочетание святого с дьяволом". Нельзя не признать их храбрость, и кое-какие из их подвигов знакомы каждому школьнику.
 Кто не слыхал о Васко Нуньесе де Бальбоа, который, миля за милей пробираясь через неизвестные леса, горы и болота, пересек Панамский перешеек и, как первый белый человек, увидел Тихий океан? Или о Эрнане Кортесе, который бродил повсюду со своими воинами, чтобы победить ацтеков на территории сегодняшней Мексики? Также надо упомянуть о Франсиско Писарро и его братьях, которые после тяжелых боев в продолжение двух лет покорили гигантскую империю инков, обитавших в стране, называемой теперь Перу. Прославился и Педро де Вальдивия, который направился на юг с замыслом завоевать Чили и вытеснить арауканских индейцев.
 Как им удалось за такое короткое время завоевать утвердившиеся государства? Есть несколько причин. Например, успех Кортеса в борьбе против ацтеков, вероятно, объясняется отчасти внутренними волнениями в империи ацтеков. Кроме того, ацтеки первый раз в своей истории встретились с европейскими самострелами, мушкетами, мечами и кавалеристами. К тому же, правитель ацтеков Монтесума верил, что Кортес был возвратившимся богом.
 Какая бы ни была причина, за успешными конкистадорами вскоре последовали "фермеры, горняки и священники, снарядившиеся основать в новом мире постоянные жилища". Но какую роль в завоевании играла религия?

На службе своей религии

 По правде говоря, обращение в христианство было главным замыслом всего этого великого приключения. В Испании, на родине большинства конкистадоров, выдающиеся правители Фердинанд и Изабелла "возбудили волну националистского и религиозного пламенного рвения", которая сильнее всего выразилась в завоевании Латинской Америки (The Encyclopaedia Britannica).
 В 1493 году папа Александр VI разделил мир между португальскими и испанскими захватчиками, наделив Испании все, что лежало на западе от воображаемой линии, которая соединяла Северный и Южный полюсы и проходила 480 километров западнее островов Зеленого мыса. Это делалось "в оплату за обращение язычников". Позже в Тордесильясском договоре обе власти ратифицировали это разделение и внесли поправку, переложив линию западнее.
 Интересно, что последствия этого папского вмешательства все еще ощутимы. Когда было открыто побережье современной Бразилии, оно оказалось в португальской части мира. Поэтому и сегодня в Бразилии говорят на португальском языке, тогда как в остальной, большей части Южной и Центральной Америки говорят по-испански.
 Многие конкистадоры, видимо, не забывали религиозную сторону своей миссии. Например, профессор П. Дж. Мейхон и иезуитский священник Дж. М. Хейс пишут: "Обращение в христианство коренного населения являлось целью, которой Кортес никогда не терял из виду. В одном из своих отчетов императору, датированном 1524 годом, он объясняет, что „всякий раз, когда я писал Вашему священному величеству, я рассказывал Вашему высочеству о встречающейся у некоторых туземцев готовности принять нашу святую католическую веру и стать христианами. Прошу Ваше императорское величество по Вашей милости предоставить для этой цели примерных религиозных лиц хорошего поведения"" (Trials and Triumphs of the Catholic Church in America [Переживания и победы католической церкви в Америке]). Историк Уильям X. Прескотт добавляет:
 "Из всех стремлений испанского правительства больше всего у них на сердце лежало обращение индейцев. Оно было постоянной темой его директив и до некоторой степени придавало военным экспедициям в том западном полушарии вид крестового похода". Но заметим и следующее: "Относительно эффективности обращения не было никаких сомнений, все равно, как бы внезапно ни происходила перемена, или какими бы насильственными ни являлись меры. Когда было недостаточно одного языка, хорошим аргументом служил меч".
 Тем не менее эти авантюристы принимались за свое дело обращения со странной комбинацией из искренности и жестокости. Рассмотрим, к примеру, что случилось с правителем инков Атауальпой.

Обращение Атауальпы

 Государство инков завоевал Писарро. Имея с собой лишь немногих солдат, Писарро считал, что победить империю инков ему удастся только тогда, если он возьмет в плен Атауальпу и задержит его заложником. Он принял меры, чтобы встретить правителя инков 16 ноября 1532 года в городе Кахамарка. Но еще до приезда Атауальпы Писарро тайно разместил свою артиллерию и своих солдатов на трех сторонах городской площади. Затем прибыл правитель с более 3 000 из своих воинов. Все они были невооруженными, если не считать небольших дубинок и пращей.
 Последовавшие за этим происшествия историк Роберт Бартон описывает так: "Доминиканский монах по имени Висенте де Вальверде подошел к престолу, держа в руках Библию, чтобы объяснить святые силы христианства. Начав с описания Создателя, он затем более пространно говорил об Иисусе Христе и Его великой жертве на кресте. В заключение он пригласил Атауальпу отказаться от своей собственной языческой религии и признать суверенитет императора Карла V, который впредь будет защищать его в этом мире так, как Иисус в будущем" (A Short History of the Republic of Bolivia [Краткая история боливийской республики]).
 Выслушав эту речь, правитель инков, вероятно, был удивлен. По сообщению Бартона, он ответил: "Что касается твоего бога, его убили те самые люди, которых он сотворил, в то время как мой, — он показал на большое красное солнце, заходившее как раз за горными цепями, — мой Бог живет вечно и охраняет своих детей. Кто уполномочил тебя так говорить?" Указав на Библию, монах вручил ее Атауальпе. Тот же бросил ее на землю. Монах Висенте поднял свою Библию и побежал рассказать Писарро, что случилось. По сообщениям, Висенте якобы сказал: "Сейчас же нападай. Я отпускаю твои грехи". Писарро дал сигнал для атаки, после чего были убиты сотни беззащитных индейцев, и Атауальпа был взят в плен,
 Атауальпа вел с Писарро переговоры о своем освобождении. Он предложил колоссальный выкуп золотом и серебром, и Писарро согласился принять его. Но когда выкуп был передан в соответствии с. соглашением, Писарро изменил своему слову. Атауальпу привлекли к суду и, как идолопоклонника, приговорили к смерти на костре. Многие из советников Писарро запротестовали против такого вероломного действия — однако не священник Вальверде. В конце концов Атауальпа признал себя христианином и крестился. Но 29 августа 1533 года он все же был задушен.
 После этого Писарро завершил завоевание царства инков. В течение захвата "он сооружал церкви, свергал идолы и ставил кресты на главных дорогах" (The Trials and Triumphs of the Catholic Church in America). Но думаешь ли ты, что религия, которую он распространял таким образом, являлась настоящим христианством?

Удалось ли предприятие?

 В военном смысле предприятие оказалось успехом. Небольшие отряды конкистадоров расширили империю своей родины и, в большинстве случаев, пожали для самих себя славу и богатство. Но достигли они своим насилием каких-нибудь христианских целей?
 Некоторое время это, должно быть, казалось так. "Священники, сопровождавшие ранние походы, со всей искренностью разрушали храмы и идолы и клеймили язычество; когда из Испании приехали миссионеры, начались массовые обращения... Индейцы принимали крещение с большим усердием" (Encyclopaedia Britannica). Но какими глубокими были эти обращения?
 Историк Рухиеро Романо комментирует: "Уроженцы этой страны, хотя им уже давно возвещают Евангелие, сегодня не являются лучшими христианами, чем во время завоевания, ибо теперь у них не больше веры, чем в то время... В современной Боливии и на юге Перу древняя языческая богиня Пача-Мама (Мать-земля) все еще жива, хотя она и приведена в соответствие с девой Марией... В Мексике культ Гуаделупской мадонны коренится в культе богини Тонантзин (Мать богов)" (Mecanismos da Conquista Colonial [Механизмы завоевания колоний]).
 Тот же самый автор сказал: "Евангелизация часто оканчивалась неудачей... Почему? Потому что насилие господствовало и над проповедованием Евангелия. Как можно предлагать религию, претендующую на любовь, когда считается, что „никто не может сомневаться в том, что порох, употребляемый против неверующих, приятен Господу, как ладан"?"
 Нет, настоящих христианских целей никак нельзя добиться такими насильственными средствами. Вынужденные обращения никак не могут привести к изменению личности и взятию на себя личных обязанностей, которых требует истинное христианство. Наоборот, портятся сами "евангелисты". Обрати внимание на то, что во многих странах, которые были в начале открыты носившими меч проповедниками - конкистадорами, до сих пор проявляются тяжелые конфликты и раздоры. И в настоящее время некоторые священники и монахини из этих стран поддерживают "теологию освобождения", борьбу с помощью современных оружий.
 Иисус подходил к делу иначе. Помнишь ли ты, как Он реагировал на попытку апостола Петра защитить Его мечом в ночь, когда Его арестовали? Иисус сказал: "Возврати меч твой в его место, ибо все, взявшие меч, мечем погибнут" (Матфея 26:52). В тот же день, немногим позже, Иисус сказал Понтию Пилату: "Царство Мое не от мира сего; если бы от мира сего было Царство Мое, то служители Мои подвизались бы за Меня, чтобы Я не был предан Иудеям; но ныне Царство Мое не отсюда" (Иоанна 18:36).
 Эти мужественные и заставляющие задуматься слова показывают, что, если бы Иисус сегодня был человеком на земле, Он определенно не был бы борцом за свободу, который прибегает к оружию. Поэтому те, кто действительно следуют по стопам Иисуса, не могут принимать участие в таком насилии (1 Петра 2:21-23). Ввиду этого нам надо задать себе вопрос: какое "царство" представляли в действительности такие воины, как Кортес и Писарро? И ради какого "царства" борются сегодня активистские протестантские и католические священники? Ясно, что не в пользу Царства, над которым господствует Иисус Христос.