Понедельник, августа 02, 2021
Руководящий совет cвидетелей Иеговы запрещает свободу слова на религиозную тему
или о cвидетелях Иеговы, которая вне надзора «верного и благоразумного раба».

Действительно ли правдива библия?

 «В библейские времена люди были невежественными и суеверными. Они не умели ни читать, ни писать. Рассказы об исторических событиях они передавали устно. Как же может быть вследствие этого Библия правдивой?"
 МНОГИЕ искренние люди делали это. Другие же говорят, конечно, так только для того, чтобы избежать ответственности. Правда ли, что люди в библейские времена были примитивными и невежественными?
 В прошедшие годы при раскопках в Эбле (Сирия) был обнаружен клинописный архив, содержащий более 16 500 дощечек и фрагментов. (Клинописью называются Клинообразные отпечатки тростникового стиля в мягкой глине письменных дощечек.) Дощечки дают сведения о многих аспектах жизни в той области. Из какого времени они происходят? Из третьего тысячелетия до н.э., как это считают в последнее время археологи.
 Что рассказывают дощечки об инопланетянах? Были ли они примитивными, невежественными и не умели ни читать, ни писать? Эксперт по клинописным текстам Джиованнп Петтпнато рассказывает: «Из дощечек, которые мы уже расшифровали, вытекает, что Эола была высоко индустриализированным государством: его хозяйственные основы образовывали не земледелие и овцеводство, а промышленная продукция и международная торговля».
 Что написано на клинописных дощечках этого большого государственного архива Эблы? Профессор Петтнвато объяснял: «Семьдесят процентов всех полученных текстов составляют деловые и административные документы... Десять процентов из них - исторические документы. а так как в них содержались важные международные договоры, то они должны были тщательно сохраняться. Добрые двадцать процентов составляют литературные тексты».
 Остается подождать, бросает ли свет этот раскопанный в Эбле клинописный архив на библейские события и места. Все же дощечки ясно показывают, что жизнь свыше 4000 лет тому назад не была примитивной, как хотели бы уверить нас некоторые.

Имеются ли доказательства для точности Библии?

 Имеются ли старые клинописные тексты и надписи, которые подтверждают то, что Библия изображает как исторические факты? Мы хотим коротко заняться поближе некоторыми примерами из библейских рассказов. Сначала мы хотим рассмотреть случай из времени израильских завоеваний земли Ханаан в 15 столетии до н.э.
 1. «В то же время, возвратившись, Иисус [Навин] взял Асур... а Асур сожег он огнем» (Иисус Навин 11:10, 11).
 В 1928 году между тем уже умерший профессор Джон Гарставг установил, что сегодняшний Телль-эль-Кеда, севернее Галилейского моря, является местом хананейского города Асур. В 1955-58 годах группа археологов произвела раскопки города. При этом была обнаружена клинописная дощечка, принесшая недвусмысленное доказательство того, что речь идет о городе Асур. «В юго-западной части нижнего города натолкнулись на хананейские дома... Слой, к которому они принадлежали,.-. позволил определить, что они были насильственно разрушены и покинуты. Это соответствует точно рассказу о том, что Иисус [Навин] завоевал город после исхода из Египта» (Illustrations of Old Testament History, P. Д. Барнетт). Это открытие ясно подтверждает точность библейского сообщения.
 2. В библейской книге Ездра сообщается, что Кир, персидский царь и завоеватель Вавилона, издал указ, обещавший религиозную свободу еврейским пленникам и разрешивший нм возвратиться на их родину и там. восстановить их форму поклонения Богу (Ездра 1:1-3). Можно ли доказать, что Кир, в полной противоположности к господствовавшим до него вавилонянам и ассирийцам, преследовал политику религиозной терпимости?
 В 1879 году по поручению Британского музея X. Рассам предпринял раскопки в Вавилове и при этом обнаружил цилиндр Кира, покрытый клинописным текстом. В 1970 году был опознан еще один обломок как составная часть этого цилиндра. Таким образом стало возможным восстановить дальнейшую часть этого текста. Что показывает заключение текста?
 «От [...] до Ассура и Сузы, Аккады, Эшнунака..., до области земли Гутиум, городов [по ту сторону] Тигра, места жительства которых были с давних пор (?) разрушены - (повсюду) возвратил я живущих там богов на их места и дал им занять вечное жительство. Я собрал всех их людей и привел их назад к их местам жительства».
 Этот клинописный текст подтверждает достойным замечания образом точность библейского сообщения, из которого вытекает, что Кир проводил толерантную политику по отношению к иноземным религиям.
 3. Библия сообщает: «В четырнадцатый год царя Езекии, пошел Сеннахирим, царь Ассирийский, против всех укрепленных городов Иуды, и взял их». Ввиду этой опасности Езекия предложил Сеннахириму уплатить дань. «И наложил царь Ассирийский на Езекию, царя Иудейского, триста талантов серебра и тридцать талантов золота» (4 Царств 18:13-16).
 Подтверждаются ли эти события другими источниками? В 1847-51 годы английский археолог А. X. Лайярд обнаружил в руинах дворца царя Сеннахирима глиняный цилиндр, известный теперь как призма Сеннахирима и также как призма Тейлора. Он содержит в клинописи рассказ Сеннахирима о его походе. Упоминается ли при этом Езекия? Замечается ли, что он уплатил дань? Перевод об этом гласит: vc«Езекия же Иудейский, который не подчинился моему ярму - 46 его сильно укрепленных городов, как и бесчисленное количество маленьких поселений в их окружении, осадил и захватил я». Затем в рассказе говорится дальше: «Его самого я заключил подобно птице в клетке в его резиденции в Иерусалиме». Достойно внимания, что Сеннахирим не утверждает, что захватил Иерусалим, что согласуется с библейским сообщением. Но как обстояло дело с данью? «К прежней дани, отдававшейся каждый год, присовокупил я подарок как дар для моего господства и наложил на них... вместе с 30 талантами золота, 800 талантами серебра... [и] всем возможным, большое богатство». Библейское сообщение согласуется с призмой Сеннахирима, только в количестве талантов серебра имеется отступление. Должны ли мы поэтому сомневаться в точности Библии? Почему мы должны больше верить хвастливым словам Сеннахирима, чем объективному библейскому сообщению?
 В надписях на призме Сеннахирима говорится еще, что Сеннахирим увел в плен 200 150 человек из Иуды, в то время как Библия сообщает, что он сам потерял за одну ночь 185 000 солдат (4 Царств 18:13-19:36). Как объясняется это расхождение?
 Профессор Джек Финеган говорит в своей книге Light From the Ancient Past (Свет из древнего прошлого) о том, «что надписи ассирийских царей выделяются в общем своим хвастливым тоном». И профессор Олмстед выражает свое мнение в Assyrian Historiography (Ассирийская летопись):
 «Если Сеннахирим сообщает, что он увел из... Иуды не меньше, чем 200 150 пленных, а именно вопреки тому, что Иерусалим не был захвачен, то мы можем 200 000 человек вычитать как неумеренное преувеличение ассирийского рассказчика и предположить, что остальные 150 человек являются более близким к действительности числом уведенных в плен».
 Преувеличенные военные сведения, очевидно, не являются особенным признаком XX столетия! Также не является новым, что в правительственных летописях позорное поражение не упоминается. Но решающим является то, что надписи на призме Тейлора доказывают достоверность библейского сообщения.
 Можно привести еще дальнейший пример того, что историческое сообщение подтверждается раскопками, Когда израильтяне более 3400 лет тому назад захватили Обетованную землю, колено Дана получило во владение область севернее Галилеи. Библия говорит об этом:
 «И сыны Дановы пошли войною на [хананейский город] Ласем [Лаис], и взяли его,... и назвали Ласем Даном по имени Дана, отца своего» (Иисус Навин 19:47; Судей 18:29).
 Существовал ли этот город? Назывался ли он когда-либо Даном? В 1976 году в Телль-эль-Кади археолог Авраам Биран обнаружил известняковую дощечку с надписями на греческом и арамейском языках. В греческом тексте упоминается о личности по имени Зоилос, который пред «Богом, находящимся в Дане», произнес торжественную клятву. Археологи узнали таким образом, что они имели перед собой холм развалин древнего израильского города Дана, прежде называвшегося Лаисом или Ласемом. Это было следующим доказательством точности Библии. Из-за недостатка места, к сожалению, невозможно привести еще больше археологических находок в качестве примеров.
 Образует ли Библия надежную основу? Археологи часто заглядывали в Библию, чтобы определить географическое положение древних мест. Насколько ценна в этом отношении Библия, вытекает из слов археолога Поханана Ахарони: «Библия все еще является важнейшим источником для исторической географии Палестины израильского периода. Ее рассказы и описания отражают географическое окружение, в котором происходили события, а также исторические происшествия того времени. Она содержит ссылки на примерно 475 названий мест, находящихся в той стране, из них многие в контекстах, которые передают подробности о положении и истории того или иного места и как оно выглядело». Это так, хотя «Библия не является ни учебником географии, ни энциклопедией».
 Чем интенсивнее занимаются археологическими находками, связанными с Библией, тем яснее становится, насколько она является точной. Но археологические находки - это одно дело, совсем же другим является толкование, теория и умозрение. Согласуются ли всегда археологи в их интерпретациях? Всегда ли они являются совершенно объективными? Следует ли предпочесть их теории историческому сообщению Библии?

 

Должны ли археологические теории побудить нас сомневаться в Библии?

 ПОЧЕМУ сегодня археология вызывает у нас интерес? Потому что она является важным средством для исследования прошлого человечества. Например, она способствует прояснению географии и истории библейских стран и их народов. Она сотрудничает с естественными науками н стремится достигнуть такой же строгой точности. Но что-то стоит на дороге достижения этих целей - человеческий фактор. Каждый археолог имеет свои убеждения: он может быть атеистом, агностиком, христианином, иудеем или мусульманином. В какой степени находится он под влиянием своих убеждений или предвзятых мнений при его интерпретации? Может ли это быть препятствием для правильных выводов?
 Археологическое исследование является своего рода детективной работой. В начале раскапываются косвенные доказательства в форме остатков старых культур (глиняные изделия, разбитые или еще целые, руины построек, утварь, скелеты и пр.). Затем начинается обработка: как выглядел оригинал найденного осколка? К какой эпохе он относится на основании его формы, его цвета и его структуры? Для чего он был использован? Откуда он происходит - из того места, где он был найден, или из какого-либо другого места? Происходит ли он из слоя, в котором его нашли, или опустился он с течением времени вследствие местных условий в более глубокий слои? Это, как и многие другие факторы, может повлиять на интерпретацию. При окончательных выводах опираются как на косвенные доказательства, так и на смесь из объективных и субъективных интерпретаций.
 Насколько же прав был еврейский ученый Ноханан Ахарони, когда он писал:
 «Когда речь идет об исторической или историко-географической интерпретации, то археолог оставляет область точных наук и должен полагаться на оценки и гипотезы [недоказанные предположения], чтобы достигнуть обширной исторической картины».
 В чем состоят некоторые трудности при оценке ископаемых остатков? Профессор Ахаронп отвечает: «Раскапывающий должен тщательно различать разные слон своего теля [руинный холм старого города]... Это обычно не легко, так как слои определенного нагромождения не лежат равномерно один над другим... Надписи дают, как правило, только terminus a quo ' [время, от которого что-то начинается] для своего собственного слоя, ибо всегда существует возможность, что предметы с надписями были долго в употреблении или даже снова употреблялись, после того как их первоначальный владелец их выбросил... Иногда также опасно сравнение с другими странами: можно попасть в заколдованный круг, если предметы другой культуры были датированы на основании их связи с палестинской культурой без достаточного учета обстоятельств открытия и связанного с этим относительного летоисчисления. Без сомнения, особенно рискованными являются исторические соображения, так как с ними всегда связаны известные предположения и субъективные точки зрения. Мы никогда не должны поэтому забывать, что не все даты могут считаться абсолютными, но они являются более или менее сомнительными» (Курсив наш).

Как израильтяне прошли через Красное море?

 Вышеприведенные предупреждающие слова сегодня очень уместны, так как многие археологи опубликовывают противоречащие друг другу исследовательские выводы, теории и хронологии. В качестве примера мы хотим рассмотреть исход израильтян из Египта и их переход через Красное море. Библейское сообщение позволяет ясно узнать, что египетские военные колесницы и всадники преследовали израильтян и почти догнали их, когда те достигли Красного моря. Как могли израильтяне, которым море преграждало дорогу, спастись? Библейское сообщение отвечает:
 «И простер Моисей руку свою на море, и гнал Господь [Иегова, НМ} море [как?] сильным восточным ветром всю ночь, и сделал море сушею; и расступились воды.
 И пошли сыны Израилевы среди моря по суше: воды же были им стеною по правую н по левую сторону» (Исход 14:21. 22).
 Обратим внимание на точные подробности в этом сообщении. В нем говорится не только о сильном ветре, но о «сильном восточном ветре». Воды расступились и море стало сушею. Внимание к деталям позволяет определить, что речь идет о рассказе очевидца. Это относится также к поэтическому описанию события в песне Моисея, которую можно найти в 15 главе Исхода. Когда колесницы фараона и вооруженные силы преследовали проходящих между водяными стенами израильтян, они были покрыты бушующими водами, и «пошли в глубину как камень» (Исход 15:5).
 Как расступились воды, в песне говорится следующее: «От дуновения Твоего расступились воды, влага стала, как стена, огустели пучины в сердце моря» (Исход 15:8).

Что говорят ученые?

 Многие эксперты выдвинули различные теории, с помощью которых они хотят объяснить это чудо. Они не оспаривают, что израильтяне прошли через Красное море, но пытаются только оспаривать объяснениями божественное вмешательство. Еврейское название для Красного моря есть Ям суф, что означает «Море камышей» пли «Море водорослей». Поэтому некоторые утверждают, что израильтяне пересекли только лишь болотистую местность. Но в болотистой местности воды с трудом, как говорит Библия, могли быть им «стеною по правую и по левую сторону». Также едва ли в болоте хватило бы воды, чтобы покрыть «колесницы и всадников всего войска фараонова» (Исход 14:28).
 Египтолог Ганс Гедике выдвинул недавно другую теорию. Он связывает исход израильтян из Египта с разрушительным извержением вулкана, которое в 1477 году до н.э. опустошило остров Тира [Санторин), SOO километров северо-западнее от предполагаемого места перехода израильтян. Вследствие этого возникла цунами, паводковая волна, которая распространилась по юго-восточной части Средиземного моря и достигла дельты Нила до окраины плоскогорья пустыни. Египтяне, стоявшие на более глубокой' почве, были затоплены, в то время как израильтяне, находившиеся на плоскогорье, не пострадали от этого.
 Эта теория оставляет, само собой разумеется, без внимания описанные в Библии факты. Что думают другие ученые о теории доктора Гедике? Чарльз Крахмалков из Мичиганского университета отвергает ее и обосновывает это отклонение между прочим следующим образом: «В библейском описании об исходе ни одним словом не намекается на паводковую волну». Он сам защищал другую теорию, по которой израильтяне зашли на корабли, чтобы пересечь море; но преследующие их египтяне попали в тяжелый шторм, в котором утонули их корабли. Однако он добавляет к этому: «Конечно, в этом объяснении речь идет о чистом предположении. Но она лучше основывается на библейском тексте, чем версия профессора Гедике». Естественно, это является делом взглядов.
 Елиезер Д. Орен из университета Бен-Турнона в Негеве решительно возражал против теории о паводковой волне и предлагал еще другое объяснение, которое он считал более реалистичным. Он, однако, добавил следующие значительные слова: «Не следует забывать, что оно... абсолютно недоказуемо археологическими раскопками. Я лично убежден в том, что рассказ о чудесном переходе через море - литературное мастерское произведение - не имеет ничего общего с историей или... действительным происшествием».

Как перешли израильтяне через Красное море? Кто прав?

 Рассуждения доктора Орева приводят нас к корню дела. Должен ли христианин считать, что большая часть Библии является только лишь „литературным мастерским произведением", не связанным с «действительным происшествием»? Или может он полагаться на то, что Библия является инспирированным Словом Бога? Должны ли мы поддаваться влиянию противоречивых теорий археологов и других ученых? Или -мы должны бы принять как надежное свидетельство библейских писателей и Иисуса Христа Самого?
 Апостол Павел писал Тимофею, своему брату по вере: «Ты из детства знаешь священные писания, которые могут умудрить тебя во спасение верою во Христа Иисуса. Все Писание богодухновенно и полезно... для исправления». В более раннем послании к верующим в Риме он писал: «Ибо что же? если некоторые и неверны были, неверность их уничтожит ли верность Божию? Никак. Бог верен, а всякий человек лжив» (2 Тимофею 3:15, 16; Римлянам 3:3, 4).
 Почему Свидетели Иеговы убеждены в том, что Библия инспирирована? Основывается ли их вера на археологических раскопках? Нет, доказательство инспирации Библии доставляет не археология, а само Слово Бога. Оно не только точно описывает исторические события, но содержит даже записанное заранее их точное описание. Это - пророчества. Библия содержит сотни пророчеств, которые уже исполнились, что является доказательством божественного происхождения этой книги. Например, было вычислено, что в Еврейских Писаниях имеется более 330 различных пророчеств, исполнившихся в связи с Иисусом Христом.
 Дальнейшее убеждающее доказательство достоверности Библии состоит в том, что библейские писатели описывают часто события, свидетелями которых они были сами. Это относится, например, также к описанию Моисея об исходе из Египта. Есть ли у нас основание сомневаться в том, что он, как очевидец, писал правду? Конечно, нет, если мы кроме того еще признаем, что он был инспирирован Богом (2 Тимофею 3:16). К тому же еще было вычислено, что в Еврейских Писаниях имеется более 330 различных пророчеств, исполнившихся в связи с одним лишь Иисусом Христом.
 Самокритика и откровенность являются превосходным свидетельством его надежности. Он не умалчивает, что он убил одного египтянина, когда он заступился за израильтянина. Он не пропускает и того факта, что он не проявил смирения, и был за это наказан, когда он велел воде бить ключом из скалы (Исход 2:11, 12; Числа 20:9-13; обрати внимание также на случаи с Давидом в 2 Царств 11; Псалом 50). Дальнейшие доказательства читатель найдет в книге Является ли Библия действительно Словом Бога?, изданной Обществом Сторожевой Башни.

Должны ли теории поколебать нашу веру?

 Если усердные археологи терпеливо производят раскопки и находят при этом вещи, подтверждающие и проясняющие библейское сообщение, то христиане чувствуют себя ободренными. Археологические исследования и находки обогащают наши знания о жизни древних народов. Надписи могут давать ценное разъяснение. Но так как редко кто-либо пишет о своих недостатках в своей автобиографии, то надписи должны анализироваться очень тщательно.
 Христианин должен быть также очень осторожным по отношению к интерпретациям, предположениям и теориям, которые предлагают эксперты в связи со своими археологическими находками или возрастом какого-либо первобытного орудия. Иегова вдохновил верных людей к записи Своего Слова, а не к тому, чтобы ввести нас в заблуждение полными фантазии сочинениями. Иоханан Ахарони писал по праву: «Многие ученые принимают различные сообщения [в Библии] за чистую утопию или сочинения, лишенные всякой политической, географической или практической основы. Мы серьезно сомневаемся в законности этого мнения; большая часть географических текстов произошла, очевидно, в связи с жизненными ситуациями, и только лишь наше недостаточное понимание и несовершенные знания затрудняют нас доказать их историческое содержание» (Курсив наш).
 Сегодняшняя библейская археология раскололась, по-видимому, на два лагеря. В одном из них находятся набожные, патриотические исследователи, пытающиеся доказать правдивость библейского сообщения и истории своей страны и своего народа. В другом находятся, как пишет профессор Дж. Э. Барретт, все, стремящиеся «снять ореол с набожности, патриотизма или развенчать признанную ученость (обычно старших) коллег». Бар-ретт, профессор археологии, добавляет еще: «Те, которые уверяют нас, что они •не являются набожными, проявляют странную самоуверенность (если не сказать, более садистское злорадство).... Кто занимается сегодняшней археологией, должен знать, что среди археологов принято стремиться к тому, чтобы всегда быть хоть на самую малость перед другими».
 "Суждение археолога, как и историка, находится под влиянием набожности, патриотизма, идеологии и воспитания или также их противоположностей».
 Мы не должны забывать, что археологи являются также только людьми и что им присущи все слабости человеческой натуры. Честолюбие, стремление к славе, дух конкуренции, субъективность - все эти и другие факторы могут повлиять на точку зрения и интерпретацию эксперта.
 Примером является одни известный археолог 19 столетия, который неправильно истолковал сокровища, обнаруженные им в древней Трое, и золотые маски мертвых, найденные им в Макенах. Один профессор археологии писал недавно об этом толковании: "Оба эти примера показывают, как может повлиять на толкование археолога страстное увлечение народами древности - он стоит перед искушением выдать то, что он нашел, за то, что он хотел бы найти. У библейских археологов, набожность и патриотизм которых очень часто питают и поддерживают воодушевление, которое прежде всего побудило их стать археологами, эта проблема, возможно, еще большая» (Курсив наш). И, естественно, археолог, имеющий взгляды агностика пли атеиста, может иметь подобные трудности, каким бы искренним он ни был.
 Должен ли христианин поэтому допустить быть поколебленным в своей вере теориями археологов и других ученых? Нет, так как они только теории и человеческие мнения, которые могут снова измениться и которые подвержены влиянию изменения времени и взглядов других ученых. При этом ясно виден также человеческий элемент, включая гордость и честолюбие. Очень верным является то, что писал профессор Барретт в журнале Biblical Archaeology Review (Библейский археологический обзор) (январь/февраль 1981): "Суждение археолога, как и историка, 'находится под влиянием набожности, патриотизма, идеологии и воспитания или также их противоположностей. Каждый, являющийся археологом по профессии, знает, если он углубляется в себя, что это так - лучшие ученые знают это о самих себе; другие знают это только о своих коллегах» (Курсив наш).
 Сегодня, в несовершенной системе вещей, благоразумный христианин не ожидает абсолютно точных археологических доказательств для всего того, что находится в Библии. Но он знает, что приблизилось время, когда можно будет точно узнать о многих личностях и событиях, о которых сообщает Библия. Почему? Потому что «наступает время, в которое все, находящиеся в гробах, услышат глас Сына Божия (Иисуса Христа], и изыдут» (Иоанна 5:28, 29). Когда люди, пережившие то, что описывает Библия, воскреснут, можно будет их обо всем расспросить. Как интересно будет узнать от них подробности, отсутствующие в некоторых сообщениях, так увлекающих нас сегодня. Тогда не нужны будут никакие теории и спекуляции. Люди, сами пережившие все это, расскажут нам обо всем. Будешь ли ты жив, чтобы слышать их рассказы?

 

Почему мне следует читать Библию?

 ЭТО разумный вопрос. Можно было бы ответить встречным вопросом: почему люди вообще читают какую-нибудь книгу? По всей вероятности, или для развлечения, или для информации, или, возможно, по обеим причинам. Это применимо и к чтению Библии.
 «Великие произведения литературы» занимают, и Библия иногда включается в эту категорию. Кто хочет развлекаться литературой, тот может делать это чтением ' произведений видных писателей - и, лучше всего, чтением книги, которая общеизвестна как Книга книг.
 К тому же обыкновенно увлекательно читать рассказы о людях. Библия содержит много таких рассказов. Кроме того, ее жизнеописания предоставляют, ценную и практическую информацию о том, как можно вести полную смысла и счастливую жизнь.
 Библия является также информационной книгой. Как самая старая историческая книга мира, она сообщает нам о наших древних предках, об их привычках, обычаях и религиозных верованиях. Она предоставляет информацию о событиях, которые оказали воздействие на всех нас.
 Однако точна ли Библия? Опять можно было бы ответить встречным вопросом: как устанавливается точность какой-либо книги? Прежде всего нужно разузнать точно, что в ней написано. Лишь тогда кто-нибудь может установить, звучит ли это правдоподобно, и лишь тогда он может прийти к личным заключениям, не полагаясь на мнения других. Но сколько же людей прочитали всю Библию - все 66 книг, 1189 глав, более 31 000 стихов? Прочитал ли ты ее?
 Не допускай объему Библии запугать тебя. Тебе не надо пытаться читать все.

УДИВИТЕЛЬНАЯ КНИГА, НАЗЫВАЕМАЯ БИБЛИЕЙ

 Какая другая книга
 - была написана приблизительно 40 мужчинами из нескольких стран на трех разных континентах на трех языках в течение 1 600 лет?
 - была вдохновительницей некоторых из величайших произведений искусства, литературы, музыки и архитектуры мира, и также оказала глубокое влияние на законодательство?
 - упоминает научные факты, которые люди обнаружили и использовали лишь столетия спустя?
 - содержит сотни пророчеств, которые уже исполнились, и некоторые другие, которые исполняются теперь?

НЕ СТОИЛО ЛИ БЫ УЗНАТЬ БОЛЬШЕ О НЕЙ?

 ЭТО разумный вопрос. Можно было бы ответить встречным вопросом: почему люди вообще читают какую-нибудь книгу? По всей вероятности, или для развлечения, или для информации, или, возможно, по обеим причинам. Это применимо и к чтению Библии.
 «Великие произведения литературы» занимают, и Библия иногда включается в эту категорию. Кто хочет развлекаться литературой, тот может делать это чтением ' произведений видных писателей - и, лучше всего, чтением книги, которая общеизвестна как Книга книг.
 К тому же обыкновенно увлекательно читать рассказы о людях. Библия содержит много таких рассказов. Кроме того, ее жизнеописания предоставляют, ценную и практическую информацию о том, как можно вести полную смысла и счастливую жизнь.
 Библия является также информационной книгой. Как самая старая историческая книга мира, она сообщает нам о наших древних предках, об их привычках, обычаях и религиозных верованиях. Она предоставляет информацию о событиях, которые оказали воздействие на всех нас.
 Однако точна ли Библия? Опять можно было бы ответить встречным вопросом: как устанавливается точность какой-либо книги? Прежде всего нужно разузнать точно, что в ней написано. Лишь тогда кто-нибудь может установить, звучит ли это правдоподобно, и лишь тогда он может прийти к личным заключениям, не полагаясь на мнения других. Но сколько же людей прочитали всю Библию - все 66 книг, 1189 глав, более 31000 стихов? Прочитал ли ты ее?
 Не допускай объему Библии запугать-тебя. Тебе не надо пытаться читать все

УДИВИТЕЛЬНАЯ КНИГА, НАЗЫВАЕМАЯ БИБЛИЕЙ

 Какая другая книга
 - была написана приблизительно 40 мужчинами из нескольких стран на трех разных континентах на трех языках в течение 1 600 лет?
 - была вдохновительницей некоторых из величайших произведений искусства, литературы, музыки и архитектуры мира, и также оказала глубокое влияние на законодательство?
 - упоминает научные факты, которые люди обнаружили и использовали лишь столетия спустя?
 - содержит сотни пророчеств, которые уже исполнились, и некоторые другие, которые исполняются теперь?

НЕ СТОИЛО ЛИ БЫ УЗНАТЬ БОЛЬШЕ О НЕЙ?
ЧТО ДУМАЛИ ДРУГИЕ О БИБЛИИ

 «Библия дороже всех других книг, которые когда-либо были напечатаны» {Патрик Генри, американский государственный деятель).
 «Я убежден в том, что чем больше человек понимает Библию, тем прекраснее становится она. Пусть культура и наука продвигаются дальше вперед, пусть прогрессирует ум, они никогда не превзойдут величия и нравственной культуры христианства, как оно блещет и сияет в Евангелиях» {Иоганн Волъфганг фон Гёте, немепский писатель).
 «Я нахожу больше признаков подлинности у Библии, чем у какой-либо мирской исторической книги» {Сэр Исаак Ньютон, • английский ученый).
 «[Библия], наверное, является самым влиятельным собранием книг в человеческой истории. Что бы кто-нибудь ни думал о содержании Библии, ее роль в развитии западной культуры и многих восточных культур делает по менвшей мере некоторое знание ее содержания и истории обязательным признаком образованного человека» (The Encyclopaedia Britannica).
 «Она - наилучшая книга, которая когда-либо была или будет в мире, потому что она содержит наилучшие уроки, которыми может руководствоваться любой человек, старающийся быть правдивым и верным» (Чарлз Диккенс, английский писатель). сразу. Помни, Библия не является одной большой книгой. Она представляет собой собрание из 66 маленьких книг. Начни просто где-нибудь, может быть, с Евангелий. Затем старайся читать ее регулярно. Чтобы облегчить это, Свидетелям Иеговы была, например, составлена программа чтения Библии для каждой недели, и на одной из их еженедельных сходок обсуждаются затем некоторые главные пункты прочитанного материала. Такая программа регулярного чтения Библии принесла бы пользу и тебе. Это требует лишь несколько минут в день. Может быть, это помогло бы тебе прзати к заключениям, подобным выраженным в вышестоящей рамке под заглавием «Что думали другие о Библии».
 Свидетели Иеговы согласны с такими высказываниями, но они идут еще дальше.
 Они рассматривают Библию как данное людям откровение Создателя о Себе и о Его намерениях. Ты, может быть, не согласен с этим. Но если их утверждение правильно, то подумай, как важно было бы читать Библию, чтобы узнать, что Бог хочет сказать тебе!
 Может быть, тебя интересует узнать, как Свидетели Иеговы пришли к такому убеждению. Если это так, то достань от них или от издателей этого журнала книгу Является ли Библия действительно Словом Бога? и прочитай ее.

Извлекать наибольшую пользу

 Может быть полезным читать Библию для расширения общего образования или для наслаждения «великим произведением». Но еще намного полезнее принимать ее совет и жить соответственно ее хорошим нормам поведения. Прими к сведению, как следующие выдержки из писем, полученных издателями этого журнала, показывают это.
 «У меня было такое пристрастие к наркотикам, что я не был в состоянии удовлетворять мои потребности нормальными финансовыми средствами, которые были в моем распоряжении. Поэтому я был вынужден доставать их каким-нибудь другим образом, из-за чего я попал в тюрьму.... Там я решил узнать больше о Библии и позже я даже согласился на регулярное изучение Библии. Это помогло мне забыть о моем прежнем образе жизни и освободило меня от многих вредных привычек» (В. Г.).
 «Все, чему я научился [чтением Библии], было логичным и ясным. Я получил информацию о проблемах, которые уже некоторое время подавляли меня. Вакуум в моей голове наполнился полезными мыслями. Библия показала мне, что является - смыслом жизни и как мне изменить образ моего мышления» (Р. К.).
 «Я думала, что Бог или существует, или Его нет. Если нет Бога, то тогда я могла бы вести жизнь, как я сама хотела. Но я хотела избежать возможных ошибок, в которых я потом раскаивалась бы, и поэтому я хотела убедиться сама. Я надеялась, что изучение Библии поможет мне принять правильное решение». Это, очевидно, случилось, так как эта молодая женщина сказала, что иногда «20 минут, проведенные изучением Библии на месте стоянки автомобилей», давали ей «силу на всю неделю». В заключение она писала: «Сегодня моя жизнь более содержательна, более удовлетворительна и более уравновешена» (И. К.).
 Ты, может быть, считаешь, что Библия является лишь занимательной книгой, полной полезных информации и мудрого совета. Пли ты, возможно, рассматриваешь ее как подарок от Бога для людей, чтобы дать им руководство и просвещение. Во всяком случае, чтение Библии принесет тебе пользу. Мы поощряем тебя читать ее. Может быть, твой личный опыт окажется лучшим ответом на твой вопрос: почему мне следует читать Библию?

КАК ИЗВЛЕКАТЬ БОЛЬШЕ ПОЛЬЗЫ ИЗ ЧТЕНИЯ БИБЛИИ

 Может быть, ты уже когда-нибудь начал читать Библию, да, возможно, уже несколько раз, но затем опять бросал, потому что ты не мог понимать всего, что читал. В таком случае следующие предложения, может быть, помогут тебе:
 1. Выбери достоверный перевод на современном языке.
 2. Ищи незнакомые слова в хорошем словаре.
 3. Справляйся о названиях людей и мест, о которых ты читаешь, в библейском справочнике или в атласе.
 4. Спрашивай себя при чтении: как это применимо в моем случае? Чему могу я лично научиться из этого материала?
 5. Размышляй о прочитанном или, что еще лучше, обсуждай это с другими.
 Многие читатели Библии обнаружили, что их чтение становится не только более информационным, но и также более занимательным, когда они применяют эти пункты.

 

Имелись ли «пещерные люди»?

 Влияние книг, журналов, музейных экспонатов и даже комиксов оказалось таким большим, что люди обыкновенно думают об «обезьянолюдях» ц о "недостающих связующих звеньях», как только кто-нпбудь упоминает «пещерных людей». Так ли это п с тобой? Эти выражения превратились почти в синонимы некого создания давних времен - «первобытного человека» -, принадлежавшего якобы к «эволюционной цепи», ведущей от древнего примата к современному человеку. Соответствует ли эта «цепь» действительности? Имелись ли «пещерные люди» в смысле эволюции? Доказала ли современны, что эти представления верны?
 Заурядный человек предполагает, что все это исследовано наукой, что мы действительно имеем доказанную, непрерывную цепь развития человека. Н так он представляет себе обезьяноподобных людей древнего прошлого, которые жили в пещерах и даже были современниками динозавров. Почему? Ну, потому что он видел изображения, производящие впечатление, что ученые нашли целых существ, себе подобных их изображениям, волосатых, наклоненных вперед н т.д.
 Исследование доказательств,однако, показывает, что имеется разница между тем, что ученые действительно знают, и тем, что было когда-то по их предположению. Например, в одном известном естествоисторическом музее находится выставка ведущих, как предполагают, к человеку приматов, которая показывает также «родословное дерево приматов». Но там можно прочесть и следующее важное объяснение: «Поскольку отсутствуют некоторые окаменелости известного возраста и известной родословной близости, некоторые ветви н разветвления являются лишь разумными предположениями». Предположения - не факты. Связи и возраст не доказаны.
 Верно, что ученые нашли пещеры с кучами пепла от костров, а также остатки еды и другие признаки человеческого жительства. Но этот факт ве доказывает, что все древние люди жили в пещерах или что все, кто жил в пещерах, действительно образуют звенья в цепи, ведущей назад к своего рода «первобытному человеку». Н сегодня имеются люди, живущие в пещерах, как например, та-задаи ва филиппинском острове Минданао. Хотя некоторые,возможно,считают тазадаев примитивными из-за их простого образа жизни, но они вовсе ве являются волосатыми, неуклюжими, обезьяноподобными созданиями.
 Но Ее нашли ли ученые черепа и кости «обезьянолюдей», доказывающие, что такие существа однажды жили? Сначала следует заметить, что находки окаменелостей этого типа не очень обильны. Несколько костей еще не обрадуют цепь. Во-вторых, возникают проблемы относительно того, как люди толкуют или объясняют то, что они находят. Толкование скудных находок ненадежно. «Как и всегда, находкп окаменел остей допускают несколько толкований», - сказал одпн эволюционист. Относительно окаменелостей другой ученый признался: «Изучение человеческой эволюции скорее является игрой, чем наукой в обычном смысле». О возрасте этих окаменелостей опять другой сказал: «Каждый, кто считает, что мы уже разрешили проблему, тот обманывает себя».' Сами ученые расходятся во -мнениях о своих находках. Они делают реконструкции того, что они обнаруживают, а толкуют этот материал; некоторое время спустя они заново толкуют находки и изменяют своп мнения. Вот несколько примеров:
 ЯВАНСКИЙ ЧЕЛОВЕК был найден в начале 1890-ых годов, однако не его полный скелет. В Encyclopedia Americana говорится, что находка состояла из «не больше чем черепной крышки и бедренной кости». Остальное было предположением, но все--таки издаются изображения волосатой,- обезьяноподобной, наклоненной вперед фигуры. Считаешь ли ты, что на основании лишь нескольких костей можно сказать, сколько волос и какой цвет кожи имело это существо? Первооткрыватель утверждал, что он нашел «обезьяночеловека», но теперь ученые говорят, что это был ранний человек. Толкование изменилось!
 ПИЛТДАУНСКНЙ ЧЕЛОВЕК в течение более 40 лет считался доказательством «эволюционной цепи». Еще в 1956 г. он описывался в одном словаре как «вымерший вид человека». Но в позжих изданиях того же словаря он представляется как «умышленная подделка» и «тщательно разработанный обман». Опять изменились толкования. Почему? За годы между этими изданиями нашлось доказательство, что пилтдаувский человек является обманом; он был нарочно препарирован, чтобы выглядеть, как ископаемый первобытный человек. Обломок черепа был человеческим, а нижняя челюсть принадлежала другому существу, возможно, орангутангу. Кто-то пытался «изобрести» обезьяно-человека! Почему было так легко обмануть некоторых ученых поддельными данными? Разве потому, что они в отчаянии хватались за соломинку?
 НЕАНДЕРТАЛЕЦ также относится к наиболее известным звеньям так называемой эволюционной цепи. Когда был найден первый кусок черепа, один ученый назвал его черепной крышкой идиота. Постепенно толкования стали изменяться, в то время как обнаруживалось больше костей. В отличие от ранних реконструкций, представляющих неандертальцев наклоненными вперед и подобными обезьянам, с болтающимися впереди длинными руками, у нас теперь имеются книги, заявляющие, что «неандерталец, наверное, не очень отличался видом от некоторых современных людей». В одной энциклопедии теперь говорится, что они были «совершенно человеческими» и ходили «совсем прямо». Какое же изменение мнения! Сравнение изображений в разных книгах выявит переделки в мнимом виде неандертальца. И вместо того, чтобы называть его идиотом, сегодня признают, что мозг неандертальца был большим, чем мозг большинства современных людей!
 Одна причина, почему некоторые ученые представляли себе неандертальца приземистым и наклоненным, очень интересна. У одного из ранних найденных скелетов вогн были согнуты, и вид его был наклоненный. Поскольку они искали обезьяноподобных существ, подходящих к их теории, то, конечно, было весьма легко сделать ошибку! Позже, после дальнейшего исследования, установили, что скелет был деформирован вследствие артрита!
 Это еще не все. Когда эволюционисты, стараясь придавать своим находкам вид связующего звена между обезьяной и человеком, в первый раз реконструировали ножные кости неандертальца, они «этим костям нарочно придавали вид обезьянах ног», как это говорится в одной книге. В той же книге признается, что ноги неандертальца, на самом деле, «выглядели и функционировали совсем, как ноги современного человека». Взгляни на изображение ног на противоположной странице. Считаешь ли ты, что они настолько похожи, что по ошибке можно было бы заключить, что они идентичны?
 А ВСТРАЛОПНТЕКИ доступны изучению, так как от них няшлось много костей. Можем ли мы быть в связи с ними более уверенными, что они являются предками человека? В учебниках говорится: «О том, как они выглядели, можно лишь догадываться». «В нашем знании о наших предках все еще много пробелов и недостатков, и многое от того, что мы будто бы знаем о них, основано ни на чем ином, как на осторожных предположениях». Тем не менее, учебники создают впечатление, что австралопитеки - ведущие к человеку звенья.
 ЧЕЛОВЕК ПРЯМОСТОЯЧИЙ (homo erectus) является случаем, который показывает, что надо быть осторожным, чтобы не принимать каждое изображение недостающих звеньев. В одном учебнике ставится вопрос: «Были ли они волосатыми?» Ответ:
 «Вероятно, нет - во всяком случай не более, чем многие люди, живущие сегодня». Однако на прежней странице такой человек изображается как волосатое чудовище, как это изображено здесь. Разве это честно? Факты ясно показывают, что шт. т. наз. доказательства для цепи, связывающей человека с приматами. В этом смысле «пещерных людей» не было. Недостает не только звеньев самой цепи в действительности не существует. То, что представлялось как доказательство, было в некоторых случаях подделано, изменено и даже реконструировано так, чтобы это соответствовало предвзятой идее. В других случаях материал толковался, перетолковывался, толковался неверно и применялся неправильно.
 Человек, однако, является таким, как описывает его Библия - он уникален, особое создание (Бытие 1:26, 27; 2:20). , Он намного превосходит животных не только своим мозгом, но и также своим телом. Даже эволюционисты, восхищаясь, говорят: «Самое захватывающее в человеческом теле - это факт, что оно ни с чем не сравнимо. В мире нет ничего подобного».

 

Они оказывали сопротивление насильнику

 ТОТ, кто хочет изнасиловать женщину, заманивает ее обычно в безлюдное место. Иногда он имеет при себе оружие н грозит своей жертве применить его, если она не покорится. Должна ли христианка безмолвно идти на это?
 Нет, эту ситуацию нельзя сравнивать с нападением, при котором преступник требует денег или какие-либо другие ценности. В таком случае женщине было бы благоразумнее исполнить требование. Насилующий же старается заставить жертву нарушить Божий закон совершением блуда. В этом случае христианка обязана оказывать сопротивление (1 Коринфянам 6:18).
 «Но разве не опасно сопротивляться?» - -может кто-либо возразить. Да, может быть и опасно. Но не защищаться может быть более опасным. «Ибо, - как заметил учитель курса самозащиты, - он может потом убить Вас, чтобы Вы после не смогли донести на него».
 Заслуживает внимания следующее указание авторши книги Против нашей воли: «Несмотря на популярные легенды, утверждающие, что при мужском насилии якобы безопаснее повиноваться, никогда еще не было доказано, что сопротивление со стороны изнасилуемой жертвы или ее попытки убежать -провоцируют" преступника совершить убийство». Следующий случай из жизни является примером этого.
 Две молодые женщины находились в прачечной, когда вошел мужчива и, угрожая оружием, втиснул их в комнату, расположенную сзади помещения. Он велел им раздеться. Они отказались и громко молили Негову о помощи. В конце концов они сказали довольно сконфуженному теперь преступнику, что они Свидетельницы Неговы и что требуемое от них не совмещается с их религиозным убеждением. Они не сделают этого, даже если он застрелит их. Чем же закончилось дело? Не достигши цели, преступник убежал.

Обходись с ним почтительно

 Женщина, которой грозит изнасилование, ве должна забывать, что намеревающийся изнасиловать ее - человек. Несомненно, определенные обстоятельства в его жизни способствовали его теперешнему поведению. Хотя девушка или женщина не должна съеживаться от страха и поддаваться запугиваниям преступника, ей все-таки следует обходиться с ним с пониманием, как с человеком.. Женщина, жившая в высоком доме в г. Нью-Йорк, писала:
 «Обычно я очень осторожна, когда вхожу в лифт. Как правило, я и на этот раз проконтролировала, нет ли подозрительного лица в лифте. Но прежде чем полностью закрылась дверь, подбежал большой мужчина, открыл ее и ворвался в лифт. При этом он бросил мне упаковку с шестью банками пива; я поймала ее. Это было для меня неожиданностью.
 Когда закрылась дверь, он повернулся ко мне спиной, делая что-то со своими брюками. Затем он повернулся ко мне лицом. Я не смотрела на его брюки, но посмотрела ему прямо в глаза п бросила ему опять упаковку с пивом, говоря: „Вот ваше пнво".
 Прежде чем он мог что-либо сделать, я начала рассказывать. Я сказала, что я Свидетельница Иеговы и еду на 13-ый этаж, чтобы с ожидающей меня семьей провести изучение по Библии. Дальше я рассказала ему кое-что о нашей библейской воспитательной работе. Мы находились уже на полпути к 13 этажу и я все еще безбоязненно продолжала рассказывать ему, при этом постоянно смотря ему в глаза. Затем случилось что-то удивительное. Он начал рассказывать, что он уважает Библию, что он с юга и что его семья тоже любит Бога.
 Тем временем мы достигли 13 этажа, и он открыл дверь, чтобы выпустить меня. Он попросил меня дать ему на прощание руку. Я сделала это и он чуть не оторвал ее. Потом он поблагодарил меня и сказал, что я первая белая женщина, которая не смотрела на него с пренебрежением, но более того, честно и прямо говорила с ним. Он попрощался, пожелав мне удачного библейского изучения».

Сопротивление в своем собственном доме

 Для женщины быть изнасилованной в своем доме вызывает особенное нервное потрясение, потому что этот случай будет постоянно вспоминаться ей. Насколько же лучше поэтому сопротивляться! Мать, которой удалось удержать преступника от изнасилования ее в собственной квартире в г. Детройт (Мичиган, США), рассказывает об этом случае:
 «Было лишь пол шестого утра, когда я была разбужена звуками шагов. Сначала я не была уверена, с какой стороны они были слышны. Я взглянула ва часы и увидела, что для моей старшей дочери еще слишком рано собираться в школу. Мой муж был музыкантом и был в отсутствии. Я спала в нижнем этаже. Поскольку я знала, что ьаверху никого нет, то звуки должны были идти со стороны входа в дом. Я включила свет у входной двери. Тотчас же я услышала шаги бегущего вниз, и когда я обернулась, передо мной стоял чужой мужчина.
 Одну руку он держал спрятанной в своей куртке, как бы имея при себе оружие, поэтому я сказала ему: „Если вы хотите меня убить, убивайте". Он ответил, что у него есть оружие и он убьет меня, если я не сделаю всего, что он потребует. Он велел мне потушить везде свет и сесть на кушетку. Я потушила лампы, но отказалась сесть на кушетку. Он сказал, что убьет меня, если я буду сопротивляться изнасилованию. Тогда он начал толкать меня к кушетке, после чего я стала цитировать Матфея 16:26, где говорится: .Какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит? пли какой выкуп даст человек за душу свою?"
 Мужчина перестал толкать меня и спросил, что значит этот библейский текст. Я сказала, что если я буду ему сопротивляться и останусь верной моему Богу и моему мужу и буду убита за свою верность, то имеется надежда, что я буду воскрешена для вечной жизни на райской земле. Если же я уступлю и разрешу изнасиловать себя, я в конце концов умру без надежды на воскресение.
 Незванный гость видел, что меня не уговорить словами, поэтому он стал рвать мою одежду. Мне припомнилось место из Библии, Второзаконие, глава 22, где сказано, что если нападут на тебя в городе и ты ве кричишь, то будет это рассматриваться так, как будто дано было согласие. Поэтому я сказала очень громко: „Перестаньте, пожалуйста. Оставьте! Пожалуйста, Господин, уйдите из моего дома!"
 Я знала, что это не только угодно Иегове, во и детям станет ясно, что это не диалог по телевидению, но что мужчина напал на их мать. Я с умыслом сказала „господин", чтобы дать им знать, что он был мне незнаком. Он велел мне молчать, но я возразила, что буду кричать всякий раз, когда он будет нападать на меня.
 Мужчина снова бросился на меня, и я громко стала молиться: „Боже, Иегова, пожалуйста, помоги мне!" Он отступил от меня и спросил, с кем я говорю. Я объяснила, что Иегова - имя Бога, что у Бога есть имя, как и у него.
 Стараясь запугать меня, незнакомец спросил, читала ли я уже, что целые семьи были найдены мертвыми. Он сказал, что убьет меня и моих детей, если ему нельзя будет погладить по крайней мере определенные места моего тела. Но я и с этим не соглашалась. Человек продолжал грозить мне, и каждый раз, когда я думала: „Боже, Иегова, что мне делать?", мне припоминался подходящий текст из Библии; и я знала тогда, как поступать.
 Спустя 20 или 30 минут человек увидел, что не сможет изнасиловать меня, и он сказал: „Сколько лет твоим детям?" Я ответила: 14, 12, 8, 5 и 4 года".
 „Если ты сопротивляешься, то я изнасилую твою четырнадцатилетнюю дочь", - сказал он.
 Я спрашивала себя, откуда он знает, что мой старший ребенок девочка. „Она тоже христианка, - ответила я, - и она тоже не позволит принудить себя к половому .сношению". На это он сказал, что убьет , всех нас и пошел по направлению к детской комнате. Опять я задала себе вопрос, -откуда он знает, где спальная комната моих детей. Как только я начала следовать за ним, он вернулся со странным выражением лица в гостиную. Он прошел мимо меня и повелел: „Отопри входную дверь!"
 „Вам стоит повернуть ручку, и она откроется", - сказала я. Он вышел; я заперла дверь и закрыла на цепочку.
 Я тут же пошла в спальную комнату детей и поняла, почему мужчина так скоро вернулся. Их не было. За неделю до того я видела телевизионную передачу, в которой показывалось, что детям следует показать путь, которым, если это необходимо, они -могут покинуть дом. Тогда я беседовала с ними об этом и мы решили, что безопаснее и скорее всего они могут выйти из дома через окно спальни, выходящее на север, и просить о помощи в ближайшем соседнем доме. Так как дети послушались, то они были у соседей в безопасности.
 Вскоре после этого прибыли две полицейских машины. Одна пришла на мой вызов, другая на вызов соседей. Полицейские сказали, что их не удивил вызов сегодня утром. Уже несколько месяцев в нашем округе в такое же время были изнасилованы женщины. Они называли сексуального преступника „наш парень".
 Полицейские были удивлены, когда я рассказала им, что он меня не изнасиловал и не ограбил. Они сказали, что будут еще говорить со мной. Позже в этот день они пригласили меня в полицейский участок на очную ставку. Но было большое разочарование, т.к. они поймали не того человека.
 На следующий день мне позвонили на работу и попросили еще раз прийти на очную ставку. Когда я вошла в.комнату, я чуть не упала: передо мной стоял он... Я узнала затем, что восемь месяцев назад он был выпущен из тюрьмы и с тех пор изнасиловал в наших местах 13 женщин, между ними также вооруженную женщину-полицейского. Полицейские сказали, что моя вера помогла мне не стать четырнадцатой жертвой».

Сопротивляться при нападении вне дома

 Является ужасным переживанием видеть перед собой человека, намеревающегося изнасиловать тебя. Особенно страшно, если он вооружен и нет никого кругом, кто мог бы помочь. Но даже и в таком случае нельзя давать запугать себя и сдаться, но, согласно библейскому пути, следует оказывать сопротивленце. И неоднократно показывалось, что такое поведение являлось самым лучшим. Одна Свидетельница Иеговы, живущая за городом, рассказывает:
 «Я только что взяла почту из почтового ящика и хотела вернуться в дом, как на меня напал замаскированный мужчина с ножом. Он схватил меня и хотел затащить в лес. Он потянул меня на землю, но прежде чем ему это удалось, я закричала. Он закрыл мне рот, и все-таки я обратилась к Иегове и просила Его о силе. Мужчина показал мне нож н сказал, что если я не замолчу, то он причинит мне вред. Я схватила нож н оттолкнула его. Он спрятал нож и стал тянуть меня к себе. Я куснула ему палеп, на что он ударил меня кулаком по голове.
 Он уверял, что не сделает мне ничего, если я утихну. „Нет!", - крикнула я. Я решила или спастись, или умереть на подъездной дороге, но ни в коем случае в лесу. Итак, я ударила его кулаком по лицу. Это ошеломило его. Он опять ударил меня кулаком в лицо. При этом я упала на землю, но отбивалась ногами, неистово -отталкивая его от себя.
 Мне удалось встать нa ноги, и я побежала по улице, ведущей к соседним домам. Я оглянулась назад и увидела, что он удаляется через лес по направлению к моему дому. Я прибежала к ближайшему дому. Была вызвана полиция. Она прибыла в сильном составе, окружила район и схватила насильника. Он сознался, так что мне не пришлось опознавать его».

Подготавливаться к сопротивлению

 Для женщины, пожалуй, нет ничего более ужасного или потрясающего, чем изнасилование. Возможно, ей даже неприятно об этом подумать. Однако изнасилование относится к реальности жизни. Даже в Библии говорится о изнасиловании и попытках изнасилования, случавшихся уже тысячи лет назад (Бытие 19:4-11; 34:1-7; Судей 19:22-27; 2 Царств 13:1-14).
 В сегодняшнее критическое время изнасилования являются повседневными происшествиями во многих больших и маленьких городах. В журнале American Medical News (Американские медицинские известия) от 4 февраля 1953 г. говорилось:
 «В нашей стране [США] приблизительно каждая шестая женщина должна считаться с тем, что будет изнасилованной. Число изнасилований увеличивается скорее, чем все другие преступления».
 Вместо того, чтобы игнорировать опасность сексуального покушения, для женщины было бы благоразумнее заранее подумать, как она будет поступать в таком случае. Ей следует быть намеренной оказывать сопротивление. «Мнение, что сопротивляющаяся женщина скорее подвергает себя опасности быть раненой или убитой, является бабьей сказкой, - сказал Джеймс Беннон, заместитель начальника полиции в г. Детройт. - До сих пор ничто не служило доказательством этого утверждения».
 Божий закон, даннй израильтянам, требовал от-женщины, стоявшей перед намеревающимся изнасиловать ее, чтобы она кричала, т.е. сопротивлялась (Второзаконие 22:23-27). Это разумный образ действия. Согласно Киту Кильбридж, начальнику-инспектору Бюро по предотвращению преступлений в Западном Йоркшире, Англия, «у женщины, на которую нападают, лучшим оружием все еще являются ее легкие».
 Добавочные разъяснения в связи с усиливающейся угрозой изнасилования наши читатели найдут в Пробудитесь! от 8 июля 1980 года (англ.) и в Сторожевой Башне от 15 октября 19SO года (англ.). Эти статьи были предназначены для того, чтобы помочь предотвращать изнасилование. Женщины также могут обращаться и к своим мужьям, отцам или верным друзьям за советом относительно оборонительных мер. Юноша может поговорить об этом со своими родителями. Далее, указанные здесь случаи могут показать нашим читателям, как можно успешно оказывать сопротивление лицу. намеревающемуся совершить половое преступление.

 

Мы наблюдаем мир

Естественный антифриз

 Уже годами мечтают о возможности замораживать людей п затем опять пробуждать к жизни. Для некоторых лягушек это не мечта. Они делают это ежегодно.
 Как многие другие животные умеренных и холодных областей, так и лягушки должны решать проблему пережить зиму без отопления. Как удается им это? Они «сидят на открытом воздухе, пока не окоченеют», сообщалось в газете The Toronto Star. Когда наступает весна, лягушки приходят в нормальное состояние и начинают опять квакать.
 Почему замораживание не убивает лягушку? Биолог Кеннет Сторий писал: «Мы открыли, что лягушки производят незамерзающую молекулу, которую мы совсем не ожидали: глюкозу. Говорилось, что глюкоза совершенно непригодна как антифриз, однако лягушки пользуются именно этим средством». Когда лягушка окоченевает, жидкость ткани становится сиропообразной н таким образом не образовываются кристаллы льда, которые расширялись бы п разрывали клетки.

Анти-антифриз

 Журнал Science Digest сообщает, что 'некоторые животные, живущие в Антарктиде, обладают естественным антифризом, который помогает им передвигаться ва холоде. Но когда сильно падает температура, они замерзают н умирают. Очень маленькая бескрылая муха - название которой. Belgica antarctica, длиннее, чем само насекомое - также пользуется естественным антифризом, так что она может двигаться в холодную погоду. Но если погода очень холодная, то она применяет «анти-анти-фриз», чтобы пережить. Задолго до того, как температура опасно понижается, «аити-антифриз» прекращает действие антифриза. Почему?
 Биолог Джон Бост объяснил: «Специальный анти-антифриз гарантирует, что насекомое коченеет уже при сравнительно теплой , погоде и лед образуется лишь постепенно. При более низких температурах в процессе замерзания клетки слишком быстро были бы лишены воды, что привело бы животное к смерти». Но поскольку насекомое Belgica antarctica замерзает постепенно, оно переживает, и когда температура вновь повышается, оно «оттаивает».

Находчивый картофель!

 Вечной проблемой для сельского хозяйства является борьба против вредных насекомых, как тли. Как сообщала газета Daily Mail, определенный сорт картофеля «самостоятельно», видимо, разрешил эту проблему.
 Ученые в Хартфордшир (Англия) .открыли, что картофельное растение Solarium berthaultii производит химическое вещество, которое точно соответствует тому, что выделяет умирающая тля, чтобы предупредить других тлей. Растение оставляется в покое, потому что тли, испуганные химическим веществом, обходят его.
 Птицы, кузвечики и другие насекомые оказывают полевым культурам, которыми они питаются, хорошую службу. Очевидно, здесь идет речь об «отношении давать-брать», с которым мы уже знакомы вз окружающей нас среды.
 Ключом к этому тонкому равновесию является гормон, находящийся в слюне многих птиц, насекомых и млекопитающих (также людей). Он назван эпидермальным растительным фактором и псзсуждаст рост 1ьЛетск. покоряет образование белков и ДНК и способствует даже заживанию ран. Итак, каждый раз, когда птица клюет початок кукурузы, она щедро вознаграждает его за это в форме минимального количества эпидермального растительного фактора, который она оставляет на нем.
 Зоолог д-р Мельвин Дайер на протяжении около десяти лет делал опыты с этим фактором. При этом он установил, что созревающие початки кукурузы, которым было введено определенное количество этого гормона, становились большими и содержали большее количество белков, чем кукурузные початки, которым ничего не вводилось. Но проблема состоит в том, что нужно звать, какое количество этого гормона необходимо впрыскивать. «Если впрыскиваете слишком мало [гормона], то никакого действия не достигается, вводится слишком много, то задерживается рост растения», - пишет ов. Правильной дозой является, очевидно, одна двадпатпмиллионная доля унции (Одна унция равна 28, 35 грамма), как раз столько, сколько оставляет каждый раз полевой кузнечек, когда он клюет кукурузный початок.
 Как можно это объяснить? Удовлетворительно можно это объяснить только тем, что это приписывается Создателю.

Фотосинтез и без света. Рептилии, зависящие от температуры

 Под заглавием «Фотосинтез и без света» газета Frankfurter Allgerrieine ZeUung (15 сентября 19S2 г., стр. 27) сообщала об этой химической приводимой солнечным светом реакции растений. Интенсивные исследования «пролили между тем больше света в темноту происходящего при фотосинтезе». Теперь известно, что фотосинтез состоит из двух совершенно различных процессов, из реакции света и реакции темноты. При реакции света солнечная энергия используется для расщепления воды и для образования богатых энергией молекул (первостепенный процесс). При последующей реакции темвоты, которая нс трсс\ст спета, из дп^, окиси углерода при помощи прежде накопившихся, зараженных энергией молекул синтезируются жизненно необходимые органические растительные вещества, как сахар и крахмал (второстепенный процесс).
 Немецкие исследователи обнаружили, что первый продукт фотосинтеза не является химическим соединением, а физическим состоянием в виде сильного электрического поля. Газета пишет: «На основании обнаружения, что первостепенный продукт фотосинтеза является электрическим полем, берлинские исследователи пришли к заключению, что должно быть возможным приводить эту реакцию в действие электрическим током вместо светом. Несколько лет тому назад им действительно удался впервые такой эксперимент» на основании определенного сложного метода. Несмотря на все успехи, до сих пор. однако, еще не было возможно объяснить некоторые подробности фотосинтеза. • У некоторых рептилии зависит от температуры окружающей среды, вылупятся ли из их яиц женские ила мужские потомки. Этот необычайный механизм определения пола был теперь исследован при помощи наблюдений аллигаторов и подтвержден лабораторными опытами. Британский научный журнал Mature (.Vt 5S60) сообщает об этом. Зависящее от температуры определение пола впервые было обнаружено у ящериц в 1966 г.. а у черепах в 70-ые годы. У ящериц низкие температуры вызывают женских потомков, высокие температуры - мужских. У черепах это как раз наоборот.