Четверг, февраля 25, 2021
Руководящий совет cвидетелей Иеговы запрещает свободу слова на религиозную тему
или о cвидетелях Иеговы, которая вне надзора «верного и благоразумного раба».

В чем состоит тайна счастья?

 Чтобы быть счастливым, ты должен быть богатым, красивым и популярным. Ты мог бы думать так, если бы ты верил рекламе, фильмам и романам. Но приносят ли деньги и большие владения, в конечном счете, настоящее и продолжительное счастье? Необходимы ли молодость и физическая красота, чтобы ты был счастливым? Часто кажется, что играющие дети счастливы. Но в чем действительно состоит тайна счастья?
 Может ли Бог содействовать нашему счастью?
 Тебе, может быть, сказали, что счастье зависит в действительности от хорошего отношения с Богом. Однако многим людям трудно верить в высшее Существо. Они не видят Его, не знают Его и поэтому думают, что они должны просто признавать Его существование. Поэтому они не могут представить себе, как Бог мог бы содействовать их счастью.
 Правда, мы не можем видеть Бога нашими глазами, потому что «Бог есть дух» (Иоанна 4: 24). Но не существует ли многое, существование чего мы признаем, хотя это невидимо? Мы пользуемся дружбой, но не видим, что мы и наши друзья действительно чувствуем. Мы думаем, но видел ли кто-нибудь когда-нибудь свои мысли? Мы живем, но можем ли мы видеть жизненную силу?
 Все на земле, чего еще не испортил человек, свидетельствует о порядке и красоте и действует хорошо. Значит, должен существовать кто-то, кто тщательно обдумал и сконструировал все это, кто-то, кто имеет хорошее чувство формы и красоты, да, кто-то, кто знает, что делает нас счастливыми. Древний писатель выразил замечательное наблюдение, что невидимые качества Бога видимы в Его творениях. Не открывает ли красивая картина или резьба многое о художнике? То же верно и в связи с Богом. Возможно «видеть» Его в творении и во всем том, что Он делает для нас (Римлянам 1: 20).

Что делает Бог для нас?

 Бог может помочь нам, быть счастливыми, хотя мы видим лишь долю Его мощи, мудрости и любви в Его творениях. В противоположность многим мирским правителям, Он не соблюдает холодно дистанцию к тем, над которыми Он правит. Из любви Иегова Бог щедро предоставляет Своим созданиям указания, могущие помочь им жить счастливо. Библия, на самом деле, полна Божьих «откровений», содействующих счастью (Псалом 24: 8-10).
 Иисус упомянул некоторые законы, показывающие нам, как Бог думает о некоторых действиях. Он сказал: «Не убивай; не прелюбодействуй; не кради; не лжесвидетельствуй; почитай отца и мать; и: люби ближнего твоего, как самого себя» (Матфея 19: 18, 19). Каким был бы мир, по-твоему, если бы эти наставления применялись? Если никто не был бы убийцей, блудником, вором и тому подобное, то человечество определенно было бы намного счастливее.
 Писание заявляет: «Блажен народ, у которого Господь [Иегова, НМ] есть Бог» (Псалом 143: 15). Как верно! Многие применили советы Бога, и это дало им спокойствие и уверенность, которые необходимы для истинного счастья (Филиппийцам 4: 6, 7). Посмотрим, что говорят некоторые из них.
 Что сделало счастливым наркомана, который незаконно поселился в чужом доме? Он избрал безнравственную жизнь, много пил, интересовался фестивалями поп музыки и любил драться. Он, конечно, видел, что тем, что он делал, он не мог изменить общество, которое он ненавидел. Поэтому он думал, что для него не осталось ничего иного, как наслаждаться жизнью и делать то, что ему нравилось. Но родители девушки, на которой он женился, показали ему путь к новому обществу, которое теперь развивается. Он заявляет: «После свадьбы я, так сказать, был вынужден сознать, что жизнь, которую я вел до того времени, могла повести только к несчастью. Теперь у меня глубокое убеждение, что применение советов Библии может вызвать большие изменения к лучшему в жизни человека. Вместе с женой и двумя детьми я теперь служу Богу как крещеный Свидетель Иеговы». Этот человек нашел истинное счастье как христианин.
 Обрати, пожалуйста, внимание еще на другой случай. Но перед этим спроси себя: каким счастливым был бы я, если бы меня только что оперировали в связи с раком, если я еще подвергался бы лечению облучением, и, вероятно, должен был бы быть оперирован еще раз? Одна женщина, которая испытывает такое мучительное переживание, была однажды известна в своем соседстве как проститутка. Требовалось много времени, пока она была в состоянии применять на практике все библейские советы, полученные ею. Но она полагалась на Бога, и это помогло ей провести большие изменения в своей жизни. В своей деревне в Нидерландах, где все знают о ее прежней репутации, она теперь ходит от дома к дому, чтобы проповедовать «благую весть» и помогать другим, найти настоящее счастье. Хотя эта женщина имеет серьезные проблемы со здоровьем, она говорит: «Я полностью доверяю Иегове Богу, и он поможет мне». Она также знает настоящее счастье.
 Опыт одной пожилой женщины в Амстердаме доказывает, что человек не всегда теряет истинное счастье, несмотря на многие препятствия в этом несчастливом мире. Она была счастлива в браке за 57 лет, но несколько месяцев после того, как она стала вдовой, она могла сказать: «Я довольно счастлива, чувствую себя в безопасности в моем доме и не боюсь». В чем состоит тайна ее счастья? Она отвечает: «Если ты слушаешься законов Бога, тогда ты счастлив».

Ты можешь быть счастливым

 Кажется, что внутреннее спокойствие и счастье не очень зависят от наших обстоятельств, от нашего здоровья, богатства, доброго имени и т.д. Продолжительное счастье зависит от хорошей совести, самоуважения, истинных друзей и, прежде всего, от дружбы с Богом. Почему бы не пробовать «видеть» Его тем, что ты смотришь на Его творение с большим пониманием, и в особенности тем, что ты изучаешь Библию? Кто знает, каким счастливым ты мог бы быть, если бы ты принял к сердцу то, что ты читаешь в инспирированном Слове Бога?
 Являются ли люди, ставшие Свидетелями Иеговы, всегда совершенно счастливыми? Нет. Как показывает следующая статья, все несовершенные люди имеют проблемы и нуждаются в помощи, чтобы справиться с ними. Однако Слово Бога, Библия, помогает искренним христианам продолжать идти по пути к бесконечному счастью.

 

Имеется ли выход, когда мы несчастливы?

 Какими же несчастливыми могут быть иногда люди! Чувство удрученности может охватить нас неожиданно лишь потому, что кто-то сказал или сделал что-нибудь, или из-за неприятного случая. Тогда нам почти невозможно думать о чем-нибудь другом. Не видя выхода из нашего трудного положения, мы обнаруживаем, что наше отношение с Богом может страдать из-за этого. Нам даже может прийти в голову мысль отказаться от борьбы за веру (Иуда 3). Наша радость убывает и нас охватывает дух подавленности (Притчи 18: 14). Мы искренне желаем остаться на «пути жизни», но нам кажется, что этот путь становится слишком трудным для нас (Псалом 15: 11).
 Что можно делать, когда наше положение так мучительно? Должны ли мы, просто продолжать бороться без счастья? Или имеется выход, когда мы несчастливы?

Самоиспытание

 Люди очень отличаются друг от друга в своей реакции на проблемы. Поэтому, когда мы встречаемся с трудностями, хорошо подвергать самого себя честному самоиспытанию. Может быть, мы сами должны измениться в каком-нибудь отношении (Псалом 138: 23,24).
 Некоторые люди молча могут переживать большие страдания. Другие же, кажется, справляются с трудностями гораздо быстрее, чем другие. Это может зависеть от воспитания, от личности или состояния здоровья. Например, если кто-нибудь в молодости не получил достаточно любви или хорошего воспитания, то он, может быть, в дальнейшей жизни имеет больше трудностей.
 Те, кто в ранней жизни был лишен любви, часто слишком быстро думают, что другие не любят их и поэтому плохо обращаются с ними. С другой стороны, те, кто был избалован чрезмерным вниманием, часто ожидают, чтобы в жизни все вращалось вокруг них, и поэтому их дружбы, может быть, не продолжаются долго. Для тех, кто имеет проблемы со здоровьем, всякая несправедливость, всякое унижение может быть большим испытанием. Они часто имеют чувство, что они не в состоянии переносить еще что-нибудь. Итак, если мы слишком чувствительны, то хорошо размышлять об этих факторах, в особенности тогда, когда мы считаем, что наши трудности непреодолимы.
 Когда мы беспокоимся о чем-нибудь, склонны ли мы тогда, сторониться окружающих нас людей? Эта реакция весьма естественна, однако нельзя допускать ее на долгое время. В ином случае существует опасность, что мы, будучи так погруженными в наши проблемы, находим всех окружающих нас людей надоедливыми. Мы изолировались бы немудрым образом, и наш дом, так сказать, был бы полон зеркал, в которых мы постоянно видим, какое трудное время мы переживаем (Притчи 18: 1).
 Чем удрученнее мы становимся, тем вероятнее, что мы будем обвинять других за это. Если мы еще делаем ошибку, приписывать им плохие мотивы, то это может вызывать большую напряженность. Насколько же лучше не быть чрезмерно подозрительным! (Сравни 1 Тимофею 6: 4.)
 Являемся ли мы, может быть, слишком чувствительными относительно ошибок людей, с которыми мы общаемся? Жизнь была бы намного приятнее, если бы мы проявляли терпение и понимание. Помни, что Иисус Христос сказал: «Если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный». Вместо того чтобы раздумывать о том, как обращались с нами люди, мы должны были бы лучше молиться Иегове, прося Его помочь тем, кто грубо обращался с нами. Не причиняют ли они, в конце концов, самим себе больше вреда, чем нам? Да, «что посеет человек, то и пожнет» (Матфея 6: 14; Галатам 6: 7).
 Когда мы находимся под сильным давлением, мы, может быть, молимся Иегове как-то по-детски, прося Его сделать нас опять счастливыми. Конечно, мы можем делать это. Но можем ли мы ожидать, что Он тотчас же устранит каждую неприятную мысль и каждое удручающее воспоминание? Определенные вещи случаются, но что способствует больше несчастливому расположению духа: воспоминание о случившемся или наша неправильная реакция на это? Не лишаемся ли мы радости и духовного равновесия главным образом из-за того, что мы обижаемся, сердимся или сожалеем самих себя?
 Поэтому было бы мудро подавлять такие изнуряющие чувства, как только они возникают в нас. В ином случае мы могли бы возбуждать наши эмоции до того, что мы оказываемся в почти безнадежном состоянии. Если мы тогда обращаемся к Иегове, то Он поможет нам. Но мы не можем ожидать чудес, так как мы не можем аннулировать происшедшее. Поэтому исправляй дела немедленно, если это необходимо. Намного более мучительно иметь нечистую совесть и несчастливый дух, чем признаться в ошибках. Да «исследуем пути свои» мы честно и с обновленной силой да будем, полны решимости, стараться улучшаться в силе Бога (Плач Иеремии 3: 40-42).

Сдерживать наши мысли

 На самом деле, являемся ли мы истинно счастливыми или нет, в большой мере зависит от нас. Поэтому нам необходимо сдерживать наши мысли. В ином случае неприятные воспоминания, неразумные воображения и даже злые побуждения быстро одержат верх. Если мы оказываемся в несчастливом настроении духа, то мы можем спросить себя: «О чем же размышлял я как раз перед тем, как я вдруг впал в такое уныние»? Мы, конечно, можем выключить нехорошую телевизионную программу, но не так легко отбросить неправильные мысли, если они уже возникли. Но каким же благословением является возможность молиться Богу о помощи! Посредством Своего святого духа или Своей действенной силы Иегова с удовольствием поможет нам сдерживать наши мысли. Псалмопевец Давид однажды сказал: «При умножении скорбей моих в сердце моем, утешения Твои [т.е. Иеговы] услаждают душу мою» (Псалом 93: 19).
 Когда мы просим Иегову о помощи по какой-либо причине, тогда мы должны слушать, когда Он обращается к нам. Писание отражает Его беспредельную мудрость и любовь, и Библия содержит ясный совет для каждой ситуации, в которой мы, возможно, оказываемся. Наше счастье, следовательно, может восстановиться или сохраниться, когда мы применяем в жизни совет Иеговы. Иисус сказал: «Блаженны слышащие слово Божие и соблюдающие его» (Луки 11: 28).
 Мы можем дать нашим мыслям полезное направление, когда мы сохраняем в памяти определенный текст из Библии на несколько часов или даже на целый день. Если мы при нашем изучении Библии встречаем особенно утешающие или подкрепляющие слова, то мы можем запомнить их. Всегда, когда мы чувствуем необходимость в этом, мы можем повторять эти части Слова Иеговы. Таким образом «Бог всякого утешения» поможет нам и «мир Божий» будет „соблюдать сердца наши и помышления наши". Тогда мы будем в состоянии с радостью продолжать служение Ему, несмотря на наши проблемы. Да, мы не только должны учиться, как Бог думает об определенных делах, но мы также должны делать то, что Он говорит нам (2 Коринфянам 1: 3, 4; Филиппийцам 4: 6,7).

Наслаждаться тем, что дает нам Бог

 Мы определенно должны слушаться Бога, ибо Он оказывает нам любовь и дает нам «всякое даяние доброе» (Иакова 1: 17). Во время переутомления и обескураженности мы можем забыть, что все еще имеется достаточно, чем можно наслаждаться. Сверх того, наш небесный Отец желает, чтобы мы свободно пользовались всем хорошим, что Он предоставляет. И Он желает, чтобы мы были счастливыми, как это показывает Екклесиаст, говоря: «Вот еще что я нашел доброго и приятного: есть и пить и наслаждаться добром во всех трудах своих... Не долго будут у него в памяти дни жизни его; поэтому Бог и вознаграждает его радостию сердца его» (Екклесиаст 5: 17-19; 9: 7-10). У нас всех имеются иногда проблемы, но если мы держим наши глаза открытыми, то мы все еще будем видеть «солнечный свет» даже сквозь некоторые «облака».
 Одним из замечательнейших даров от Бога являются наши христианские друзья. Как же мы тоскуем по ним, когда мы переживаем трудное время! Именно тогда мы нуждаемся в ком-нибудь, кто готов слушать нас с пониманием. Часто мы знаем, что следует делать, но из-за нашего оскорбленного сердца мы не в состоянии решиться на это. Почему же стыдиться просить о внимании приятеля в христианском собрании, которым мы дорожим? Опытные старейшины в собраниях Свидетелей Иеговы готовы помогать нам практическим образом и в особенности предоставлением основывающегося на Слове Бога совета (Иакова 5: 13-16).
 Где бы мы не жили на земле, вокруг нас имеется также много «маленьких друзей», т.е. различных животных и птиц. Нам бы только добиться их доверия, и они определенно посетят нас, если мы будем кормить их. Какая же радость, когда они становятся достаточно прирученными, чтобы принимать корм непосредственно из наших рук!
 Как обстоит дело с детьми в нашем соседстве? Они с удовольствием будут беседовать с нами, если мы любезны или щедры или даем им возможность выполнить небольшие работы для нас. Нет, нам не надо быть одинокими или несчастливыми, если мы размышляем о наших благословениях и наслаждаемся всем, что Иегова дает нам.
 Прогулка на свежем воздухе успокаивает и помогает нам занимать наш ум назидательными мыслями. Мозг, не получающий достаточно кислорода, вероятно, не способствует ослаблению духовной напряженности. Многие уже вновь обрели свою духовную уравновешенность после долгой прогулки. И когда мы идем вдоль садов или через лес, мы должны стараться рассматривать сознательно то, что мы видим. Мы слишком часто ходим или сидим на свежем воздухе, лишь смотря прямо перед собой и занимаясь всевозможными мрачными мыслями. Но каждое дерево, каждое растение, каждое животное и даже небо могут сказать нам кое-что о Создателе, если только мы позволяем красоте конструкции, великолепию красок и всему тому, что мы обнаруживаем, производить на нас впечатление. Когда мы в ясную ночь смотрим на звездное небо, у нас могут возникнуть слова, подобные словам псалмопевца: «Небеса проповедуют славу Божию, и о делах рук Его вещает твердь» (Псалом 18: 2). В такие моменты все человеческие заботы бледнеют, и мы ощущаем до некоторой степени величие Бога. Тогда нам не будет трудно отодвинуть наши заботы на задний план и благодарить нашего великого Создателя и восхвалять Его.
 Сон является другим даром от Бога. В конце рабочего дня мы можем ложиться спать, полностью полагаясь на защиту Бога. Это помогает нам начать следующий день с возобновленной энергией. Но что нам делать, когда мы плохо спим? Мы можем молиться нашему небесному Отцу, упоминая и наших соверующих в наших просьбах. Мы можем размышлять о Его Слове и о Его чудесных обетованиях (Псалом 76: 7; Ефесянам 6: 17-20). Насколько же это лучше, чем лишь размышлять о наших проблемах! Нам необходимо наполнять наш ум многим хорошим духовного рода. Тогда мы можем пожелать себе просто: «А теперь, спокойной ночи».

Мы не одни

 Конечно, не только мы имеем проблемы. Если мы спросили бы других об их трудностях, мы, вероятно, думали бы тогда: лучше молчать. Может быть, что мы, на самом деле, предпочли бы наши собственные проблемы проблемам других.
 Как посвятившиеся христиане, мы не можем быть освобожденными от всех трудностей в теперешнее время, ибо Иисус сказал, что Его последователи будут испытывать преследование (Иоанна 15: 20). Мы не одни подвергаемся всему тому, что наводит на нас наш заклятый враг, сатана, дьявол, ибо «такие же страдания случаются и с братьями вашими в мире». Важнее же всего есть факт, что мы и наши страдающие сохристиане имеем Божью помощь. Итак, да будем мы надеяться на „Бога всякой благодати", Который с нами. Будем с уверенности смотреть навстречу приближающемуся дню, когда у нас больше не будет страданий (1 Петра 5: 6-11; 2 Фессалоникийцам 1: 6-10).
 Трудное время для всех верных христиан скоро кончится, так как мы быстро приближаемся к новой, счастливой эре. Мы находимся на пороге „нового неба и новой земли" (Откровение 21: 1-4). Какое основание для счастья!
 Иисус Христос учил Своих последователей молиться Богу: «Да приидет Царствие Твое» (Матфея 6: 10). Итак, да будем мы действительно надеяться на это Царство и с радостью смотреть вперед на будущее. Иисус был в состоянии вытерпеть большой стыд и муки столба мучений, потому что Он, несмотря на страдания, помнил о „предлежавшей Ему радости" (Евреям 12: 1-3). Он должен был вскоре снова увидеть Своего небесного Отца лицом к лицу и быть окруженным всеми Своими счастливыми небесными спутниками.
 В течение столетий последователи Христа терпели многие испытания, они даже смотрели в лицо диким зверям в римских аренах или ужасам концентрационных лагерей. Они были в состоянии переносить все это, потому что они желали быть угодными Иегове и сохраняли свой взор, обращенным на награду вечной жизни. Иегова Бог не забудет их. Он также не забудет и нас, если мы останемся верными как Его поклонники и будем продолжать идти по «пути жизни». Итак, имея в виду нашу чудесную надежду, мы можем с радостью воскликнуть: «Открываешь руку Твою [наш Бог, Иегова] и насыщаешь все живущее по благоволению» (Псалом 144: 16).

 

Должны ли все истинные христиане быть служителями Бога?

«Все же от Бога, Иисусом Христом примирившего нас с Собою и давшего нам служение примирения» (2 КОРИНФЯНАМ 5: 18).

 «Между духовенством и мирянами [во дни апостола Павла] не было различия, так как не существовало духовенства». Этим удивительным утверждением, появившимся в лондонской газете Times, обращается внимание на основной факт в отношении первых христиан. Тогда не было никакого разделения на духовенство и мирян. Означает ли это, что собрание христиан было без видимого руководства? И не было ни в каком смысле каких-нибудь служителей Бога?
2 Некоторое время после Пятидесятницы 33 года н.э., когда число помазанных христиан насчитывалось уже тысячами, стало необходимым назначать в каждом собрании способных мужчин, которые служили надзирателями и служебными помощниками. Но эти мужчины не образовывали класс духовенства. Их назначение не требовало обучения в университете или в семинарии. Им не платили за их службы. Это были смиренные мужчины, которые в духовном отношении соответствовали определенным требованиям и были назначены святым духом, заботиться о стаде. Были ли они, однако, единственными, которые проповедовали «благую весть о Царстве»? Были они единственными служителями Бога в собрании? (Матфея 24: 14; Деяния 20: 17, 28; 1 Петра 5: 1-3; 1 Тимофею 3: 1-10).
3 На эти вопросы можно ответить тем, что писал Павел в своем послании к христианам в Коринфе. Обратим внимание на вступление в его втором послании: «Павел... церкви Божией [собранию Бога, НМ], находящейся в Коринфе, со всеми святыми по всей Ахаии». Нет никакого сомнения в том, что он писал всей группе помазанных христиан в Коринфе и Ахаии, а не только принявшим на себя руководство. Следовательно, его слова о христианском богослужении относятся ко „всем святым". Исходя из своей собственной деятельности и деятельности Тимофея, Павел писал: «Посему, имея по милости Божией такое служение, мы не унываем». «Все же от Бога, Иисусом Христом примирившего нас с Собою и давшего нам служение примирения... Итак мы — посланники от имени Христова, и как бы Сам Бог увещевает чрез нас». Дальше он сказал: «Мы никому ни в чем не полагаем претыкания, чтобы не было порицаемо служение, но во всем являем себя, как служители Божии, в великом терпении» (2 Коринфянам 1: 1; 4: 1; 5: 18-20; 6: 3,4).
4 Из этих слов исходит, что каждый помазанный духом христианин должен быть служителем Бога и посланником для Христа. Почему? Потому что мир на основании своего греха „отчужден от жизни Божией" и нуждается в служении примирения, чтобы послушные и лояльные люди из всех народов могли через Христа достигать взаимоотношения с Суверенным Господом Иеговой (Ефесянам 4: 18; Римлянам 5: 1,2).
5 Павел писал собранию в Риме: «Но что говорит Писание? „Близко к тебе слово, в устах твоих и в сердце твоем", то есть слово веры, которое проповедуем. Ибо, если устами твоими будешь исповедовать Иисуса Господом и сердцем твоим веровать, что Бог воскресил Его из мертвых, то спасешься. Потому что сердцем веруют к праведности, а устами исповедуют ко спасению» (Римлянам 10: 8-10).
6 Обращался Павел с этими словами только к некоторым немногим избранным? Его вступление показывает нечто другое, ибо он писал: «Всем находящимся в Риме возлюбленным Божиим». Дальше он сказал: «Прежде всего, благодарю Бога моего чрез Иисуса Христа за всех вас, что вера ваша возвещается во всем мире». Павел обращается с советом и ободрением — включая 10 главу — ясно ко всему собранию. У всех было преимущество „исповедовать [давать публичное заявление, НМ]". Свой аргумент, он еще подкрепил словами: «Но как призывать Того, в Кого не уверовали? Как веровать в Того, о Ком не слышали? Как слышать без проповедующего? И как проповедовать, если не будут, посланы? как написано: „как прекрасны ноги благовествующих мир, благовествующих благое!"» (Римлянам 1: 7, 8; 10: 14,15).
7 Какое же это ободрение для всех помазанных христиан! Это означает, что у них всех должна быть радость в возвещении другим благой вести о Царстве, содействующей спасению. Да, в глазах Бога их ноги, говоря символически, могут быть и должны быть „прекрасными". Почему? Потому что истинное христианство не является эгоцентрической религией, отличающейся самодовольством, уединенностью и обетами молчания, но содействует активному христианскому богослужению, которое выражается в слове и деле. Насколько сознавал это Павел, можно узнать по его восклицанию: «И горе мне, если не благовествую!» (1 Коринфянам 9: 16; Исаия 52: 7).
8 Но как обстоит дело с миллионами истинных христиан, которые не помазаны святым духом н надеждой которых не является вечная жизнь на небе, а вечная жизнь на земле? Нужно и им быть служителями Бога? (Псалом 36: 29; 2 Петра 3: 13).

Являются ли члены „великого множества людей" служителями Бога?

9 На эти вопросы частично предоставляет ответ Откровение. Иоанн, например, после описания своего видения о помазанном собрании 144 000, сказал: «После сего взглянул я, и вот, великое множество людей, которого никто не мог перечесть, из всех племен и колен, и народов и языков стояло пред престолом и пред Агнцем в белых одеждах с пальмовыми ветвями в руках своих. И восклицали громким голосом, говоря: спасение Богу нашему, сидящему на престоле, и Агнцу!» Те, которые теперь собираются, чтобы пережить великую скорбь, не умалчивают, что они христиане. Они «громким голосом» объявляют, откуда исходит их спасение. Как они это делают сегодня? Между прочим, тем, что помогают малому помазанному остатку, что, касается исполнения других важных пророчеств и соблюдения заповедей относительно богослужения (Откровение 7: 9,10,14).
10 Например, это бесчисленное множество играет значительную роль при исполнении заповеди Иисуса проповедовать и поучать, заповеди, которую Он дал Своим верным ученикам в Галилеи. Тогда Иисус сказал: «Дана Мне всякая власть на небе и на земле: итак, идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам». Это задание было дано не какому-нибудь избранному классу духовенства, а всем христианам (Матфея 28: 18-20; 1 Коринфянам 15: 6).
11 Заповедь Иисуса находится и в связи с пророчеством, которое Он выразил о „завершении системы вещей": «Проповедано будет сие Евангелие Царствия [сия благая весть о Царстве, НМ] по всей вселенной, во свидетельство всем народам; н тогда придет конец». Как выполняется вызывающее задание проповедовать весть о Царстве во всем мире в течение одного рода? Это жизнеспасающее дело определенно не смогли бы совершить немногие тысячи помазанных духом христиан, число которых постоянно уменьшается. Это было бы для них невозможно (Матфея 24: 3, 14; Луки 21: 32).
12 Помазанные «сонаследники Христу» радостно признают роль, которую играют более двух миллионов служителей Бога, принадлежащих к «великому множеству людей» и в течение сравнительно короткого времени распространивших весть о Царстве по всей земле. Многие истинные христиане приняли задание совершать свое служение Богу в других странах уже в 30-е годы, и предложили себя служить там, где требовалось больше помощи. Благодаря самоотверженному примеру этих братьев и сестер — принадлежали ли они к помазанникам или к классу «других овец» — дело Царства утвердилось во многих странах Европы, Африки, Азии и американского континента (Римлянам 8: 17).
13 Класс «верного и благоразумного раба», состоящий из помазанных христиан, до 1943 года познал необходимость основать миссионерскую школу, чтобы христианские служители Бога получили добавочное обучение и образование, чтобы иметь возможность начать и ускорить проповедническое дело во многих других странах. Со времени открытия школы Галаад («Галаад» на еврейском языке означает «множество свидетельств») в 1943 году до 4 марта 1984 года было обучено около 6100 миссионеров, из которых большая часть была послана в иностранные участки по всему миру. Только 292 (4,8 процента) из окончивших школу Галаад принадлежат к классу помазанников, так что, следовательно, большинство из этих особо обученных служителей Бога были членами «великого множества людей». Они, как и другие Свидетели Иеговы по всей земле, сделали христианское богослужение неотъемлемой частью своей христианской жизни, когда посвятились через Христа Иисуса Иегове (Матфея 24: 45-47; Евреям 10: 7).

Призвание — на чем основанное?

14 Означает ли это, что христиане получили от Бога личное призвание к богослужению? Некоторые в т. наз. христианстве представляют свое «призвание» действительно как крайне эмоциональное переживание, как будто бы Бог непосредственно призвал их к Своему служению. Но покоится ли христианское богослужение главным образом на нечто таком неустойчивом, как на чувстве? 15 На чем покоится святое служение Богу, согласно словам апостола Павла? Он писал: «Итак умоляю вас, братия, милосердием Божиим, представьте тела ваши в жертву живую, святую, благоугодную Богу, для разумного служения вашего». Да, святое служение Богу основывается на разуме. Почему? Потому что чье-нибудь посвящение Иегове и его личное взаимоотношение с Ним покоятся на познании истинного Бога. Поэтому призвание христианина к богослужению, которое само по себе является радостным переживанием, не просто результат эмоциональной реакции, но имеет основой твердое побуждение: любовь к Богу и любовь к ближнему (Римлянам 12: 1; Иоанна 17: 3). 16 Но ты, может быть, спрашиваешь: были те ранние христиане также служителями, даже если они выполняли мирскую полновременную работу или были домохозяйками? Да. Они, вероятно, могли проводить в христианском богослужении, проповедуя и поучая, только часть своего времени, но это было их главной жизненной целью. Они знали, что они, как истинные ученики Христа, должны „светить светом". Они работали по специальности и были служителями Бога намного раньше, чем в т. наз. христианстве началось движение рабочих-священников (Матфея 5: 16; 1 Петра 2: 9).

Удостоверение их служебной должности

17 Как доказывают Свидетели Иеговы, что они являются служителями Бога, если у них нет диплома или ученой степени? Ну, а как доказывали первые христиане, что они были служителями Бога? Христос Сам установил основной принцип: «Всякое дерево доброе приносит и плоды добрые». Христианские служители Бога должны приносить «добрые плоды», к чему причисляется и участие в подготовке учеников (Матфея 7: 17).
18 Апостол Павел заявил в этом отношении следующее: «Неужели нам снова знакомиться с вами? Неужели нужны для нас, как для некоторых, одобрительные письма к вам или от вас? Вы — наше письмо, написанное в сердцах наших, узнаваемое и читаемое всеми человеками; вы показываете собою, что вы — письмо Христово, чрез служение наше написанное не чернилами, но Духом Бога живого, не на скрижалях каменных, но на плотяных скрижалях сердца». Как пишется на сердце? Проповедованием слова веры, сравнимого с семенем, которое сеется в сердце. Это семя в свою очередь побуждало получившего его проповедовать другим весть о спасении (2 Коринфянам 3: 1-3).
19 Есть ли у Свидетелей Иеговы доказательство в виде „письма Христова, написанного чрез их служение"? Факты говорят сами за себя. В 1931 году, когда они приняли их единственное в своем роде имя, во всем мире проповедовало приблизительно 50 000 Свидетелей. Сообщение на 1983 год показывает максимальное число из более 2 652 000 служителей Бога, проповедовавших благую весть о Царстве и связанные с 46235 собраниями. Сегодня есть почти столько же собраний, сколько в 1931 году было Свидетелей. В последние десятилетия истина действительно писалась на миллионах сердец, и это есть неоспоримое доказательство служебной должности Свидетелей Иеговы (Исаия 43: 10-12).
20 Христианские служители Бога сегодня нужны более чем когда-либо. Время коротко, а жатвы много. Итак, нам тем более следует быть квалифицированными, способными служителями Бога, проповедующими и учащими продуктивным образом. Как можем мы это делать? Как можем мы быть более эффективно работающими служителями Бога? Имеет ли пример Христа и апостолов сегодня для нас практическое значение? (Ефесянам 5: 15, 16; Матфея 9: 37, 38).

 [Вопросы Для Изучения]
  1. Что можно сказать в отношении класса духовенства во времена Павла?
  2. Какой вид руководства существовал в раннем собрании? (Филиппийцам 1: 1).
  3,4. Кто, согласно словам Павла, имел участие в христианском богослужении?
  5,6. Как подчеркнул Павел этот взгляд в своем послании к Римлянам?
  7. Каким образом истинное христианство отличается от других религий? (Луки 19: 36-40).
  8. Какие важные вопросы затрагивают теперь многих?
  9. В какой деятельности участвуют члены «великого множества людей»?
 10, 11. а) Какую заповедь дал Иисус Своим последователям до Своего вознесения? б) Какое пророчество должно исполниться в наше время?
 12. Что признают сегодня помазанники с радостью?
 13. а) Чем Иегова придал делу импульс с 1943 года? (Исаия 60: 22). б) Какую роль играли члены «великого множества людей» в миссионерской деятельности?
 14, 15. На чем основывается христианское призвание к богослужению? (Матфея 22: 37-40).
 16. Исключает ли мирское полновременное занятие, кого-нибудь из того, чтобы быть служителем Бога? (Деяния 18: 1-5).
 17, 18. а) Какой принцип установил Иисус в отношении истинных христиан? б) В чем состоит истинная рекомендация служителя Бога?
 19. Какая неопровержимая рекомендация как служители Бога есть у Свидетелей Иеговы?
 20. Что ожидается сегодня от нас как от христианских служителей Бога? Какие вопросы остаются еще открытыми?

 [Рамка На Странице 14]
 Вопросы для повторения
  Откуда мы знаем, что все помазанные духом последователи Христа должны были быть служителями Бога?
  Какую роль играет «великое множество людей» в сегодняшнее время в отношении богослужения?
  На чем основывается христианское призвание к богослужению?
  Какое доказательство могут предъявить Свидетели Иеговы относительно их служебной должности?

 

Как можно стать эффективными служителями Бога

«Поэтому я шлю к вам Тимофея, ... и он напомнит вам о методах моих в связи с Христом Иисусом, так, как я учу везде в каждом собрании» (1 КОРИНФЯНАМ 4: 17, НМ).

 После излияния святого духа в Пятидесятницу 33 года н.э. собрание христиан быстро росло и расширялось (Деяния 2: 40-42; 4: 4; 6: 7; 11: 19-21). Что было ключом к их успеху? Почему так много иудеев, затем самарян и, наконец, язычников приняли Христа и весть о Царстве Бога? (Деяния 8: 4-8; 10: 44-48).
2 Чтобы кто-нибудь мог принять христианскую благую весть, требуются некоторые предпосылки. Первая состоит в том, чтобы данное лицо ценило незаслуженную доброту, которую Бог оказал человечеству тем, что проявил инициативу и послал Своего Сына на землю в качестве искупительной жертвы. Повествователь Библии Иоанн в этом отношении сказал следующее: «Любовь Божия к нам открылась в том, что Бог послал в мир единородного Сына Своего, чтобы мы получили жизнь чрез Него. В том любовь, что не мы возлюбили Бога, но Он возлюбил нас и послал Сына Своего в умилостивление за грехи наши» (1 Иоанна 4: 9, 10).
3 Следующая важная предпосылка — это правильный взгляд человека на духовные ценности. Иисус сказал: «Счастливы те, кто сознает свои духовные потребности, ибо Царство небесное принадлежит им. Счастливы те, кто алчет и жаждет правды, ибо они будут насыщены» (Матфея 5: 3, 6, НМ). Самодовольный, самоуверенный человек обыкновенно не сознает каких-либо духовных потребностей и не отзывается на истину. Когда Свидетели Иеговы приходят к одному из таких людей с вестью о Царстве, он обыкновенно говорит: «Это меня не интересует. У меня есть моя религия». Человек, полностью поглощенный стремлением к материальным вещам, также не будет иметь времени для духовного (Матфея 6: 33, 34; 7: 7,8; Луки 12: 16-21).
4 А как обстоит дело с теми, кто «сознает свои духовные потребности» и готов искать Бога и Его Царства? Как можно найти таких людей, и по чему их можно опознать? Можем ли мы, как служители Слова Бога, делать что-нибудь, чтобы легче понималась наша весть? Как можем мы, как служители Бога, быть более эффективными?

Чьи методы мы должны применять?

5 Когда апостол Павел писал свое первое послание к христианам в Коринфе, он сообщил им, что он пошлет им Тимофея, который „напомнил бы им о его [Павла] методах в связи с Христом Иисусом". Вместо «методов» некоторые переводы говорят о «путях» или о «жизни» в смысле образа жизни. Но труд Greek-English Lexicon of the New Testament (Греко-английский словарь Нового Завета) профессора Тайера содержит следующий перевод этого текста: «Методы, которых я, как служитель Христа и апостол, придерживаюсь при исполнении моей должности». Так как Павел заканчивает предложение словами «как я учу везде в каждом собрании», то разумно заключить, что его замечание касается не только его личного христианского образа жизни, но включает в себя и его активное богослужение (1 Коринфянам 4: 17).
6 Иисус не совершал Своего служения на авось. В проповедовании Он действовал методично. Его апостолов и позднее 70 возвещателей Евангелия, Он, например, учил добросовестным образом о том, как проповедовать эффективно. Он давал им пример тем, что всегда употреблял наглядные пояснения, вопросы и цитаты из Писаний. Это и сегодня еще является самым лучшим методом (Луки 9: 1-6; 10: 1-11).
7 Так как при христианском служении дело идет о вечной жизни и смерти, то как можем мы передавать благую весть по возможности максимальному количеству людей? Да, как можем мы быть „чистыми от крови всех" людей? Тем, что мы участвуем во всяком роде служения, к чему принадлежит, как сказал апостол Павел, и богослужение «по домам». В одном испанском комментарии к Деяния 20: 20 говорится: «Это есть метод проповедования, которого придерживался Павел в Ефесе» (Деяния 20: 20-27).

Первый барьер

8 Первый барьер, который нам следует преодолевать в богослужении — это очень часто мы сами. Некоторые застенчивы, чувствуют себя неспособными и думают, что они не достаточно обучены для проповедования людям у дверей. Но как думал Иисус? Посещал Он школу раввинов? Получил ли Он высшее образование? Но как реагировали Его земляки, когда Он проповедовал? Матфей сообщает нам: «Они изумлялись и говорили: откуда у Него такая премудрость и силы?» Правда, Иисус был совершенным, Он был Сыном Бога. Но Его методы были практическими и для Его большей частью «неученых» учеников, которые должны были подражать Ему. Какую реакцию вызывали они у своих религиозных врагов? «Видя смелость Петра и Иоанна и приметивши, что они люди некнижные и простые, они удивлялись; между тем узнавали их, что они были с Иисусом» (Матфея 13: 54; Деяния 4: 13).
9 Но „откуда у Иисуса было все это"? Почему Он был таким успешным в Своем богослужении? Обращался Он, как сегодняшние телевизионные проповедники, чрезмерно к чувству, чтобы увлекать Своих слушателей? Нет. Иисус пользовался самой простотой, Он говорил языком заурядных людей. Он знал духовные потребности людей, и — что было самым важным — Он знал, что у Него была поддержка Его Отца. Это Он ясно показал, когда Он в синагоге Своего родного города Назарета в Галилее объявил о Своем полномочии. Он читал из свитка пророка Исаии: «„Дух Господень [Иеговы, НМ] на Мне; ибо Он помазал Меня благовествовать нищим и послал Меня исцелять сокрушенных сердцем, проповедовать пленным освобождение, слепым прозрение, отпустить измученных на свободу, проповедовать лето Господне [Иеговы, НМ] благоприятное". ... И Он начал говорить им: ныне исполнилось писание сие, слышанное вами» (Луки 4: 16-21).
10 Сегодня в нашем богослужении у нас есть та же самая поддержка — Иегова Бог, Суверенный Господь вселенной. Мы проповедуем Его весть, Его мудрость. Мы опираемся на Его Слово и в разговорах откровенно применяем его. Следовательно, должны ли мы иметь комплексы в проповедовании, если даже мы говорим с людьми, которые более образованы и зажиточны, чем мы?
11 Павел отвечает: «Где мудрец? где книжник? где совопросник века сего? Не обратил ли Бог мудрость мира сего в безумие? ... Посмотрите, братия, кто вы призванные: не много из вас мудрых по плоти, не много сильных, не много благородных; но Бог избрал немудрое мира, чтобы посрамить мудрых, и немощное мира избрал Бог, чтобы посрамить сильное; и незнатное мира и уничиженное и ничего не значущее избрал Бог, чтобы упразднить значущее, — для того, чтобы никакая плоть не хвалилась пред Богом» (1 Коринфянам 1: 18-29).
12 Успех в богослужении не зависит от нашего образования или происхождения. Он зависит от самой вести о Царстве, которая затрагивает чувствительную струну в сердцах тех, кто сознает свои духовные потребности. Следующим решающим фактором является благоволение Иеговы к тому человеку, потому что Иисус сказал: «Никто не может придти ко Мне, если не привлечет его Отец, пославший Меня» (Иоанна 6: 44).
13 Поэтому, полагаясь на поддержку Иеговы, мы можем с убеждением совершать наше богослужение, как это делали и Павел и Варнава в первом столетии. Когда они проповедовали в Иконии, их служение вызвало совершенно противоположные мнения у слушателей и некоторую враждебность. Были ли они этим побуждены отказаться от своего служения? Сообщение Луки гласит: «Они пробыли здесь довольно времени, смело действуя о Господе [смело говоря на основании полномочия Иеговы, НМ], Который, во свидетельство слову благодати Своей, творил руками их знамения и чудеса». Если и мы положительно относимся к людям в нашем участке, а остальное предоставляем Иегове, то богослужение не будет для нас бременем, но постоянной радостью (Деяния 14: 1-3; Иакова 1: 2,3).

Как реагируют люди

14 Ни Иисус, ни Павел не испытывали в проповедовании постоянно благоприятных реакций. Например, как реагировала общественность, когда Павел проповедовал в Афинах? Сообщение гласит: «Некоторые из эпикурейских и стоических философов стали спорить с ним; и одни говорили: „что хочет сказать этот суеслов?", а другие: „кажется, он проповедует о чужих божествах", потому что он благовествовал им Иисуса и воскресение. И, взявши его, привели в ареопаг и говорили: можем ли мы знать, что это за новое учение, проповедуемое тобою? Ибо что-то странное ты влагаешь в уши наши; посему хотим знать, что это такое?» (Деяния 17: 18-20).
15 Мы должны ясно понимать, что наша весть и то, что передают о ней коммуникативные средства и противники, для общественности в сегодняшнее время также может казаться странным. Это приводит к тому, что многие люди на основании того, что они знают понаслышке, опрометчиво составляют себе мнение и отвергают нас не выслушивая. Другие, как жители Афин, прежде чем создавать себе мнение, сначала ищут побольше объяснений. Тем не менее, они, возможно, будут высмеивать надежду на Царство, как нечто невероятное, даже когда выслушают нас. Но запомним, что они отклоняют не нас, а Христа и Его весть (Деяния 17: 32-34; Матфея 12: 30).

Из чужих становятся друзья

16 Что ты думаешь, когда тебя посещают чужие люди? Какие вопросы мелькают у тебя в уме? Вероятно: «Кто это такие? Что они хотят? Доставят они мне неприятности?» Нам следует помнить об этом, когда мы стоим перед дверью другого. Наши вступительные слова должны поэтому удовлетворять хозяина дома в отношении этих вопросов. Но как? Ну, а какое вступление предложил Иисус? Он сказал: «Входя в дом, приветствуйте его, говоря: „мир дому сему"; и если дом будет достоин, то мир ваш придет на него; если же не будет достоин, то мир ваш к вам возвратится» (Матфея 10: 12,13).
17 «Мир ваш придет на него». Что это значит? Что мы в своем богослужении желаем каждому человеку и каждому дому мира. Поэтому наши вступительные слова должны показывать, что мы — миролюбивые служители Бога. Иудеи и мусульмане даже еще сегодня приветствуют словами: «Мир вам» или «Мир» (по-еврейски "Шалом - алайхем" или «Шалом» и по-арабски «Ассалам алайкум» или «Салам»). Конечно, наши приветствия, согласно господствующему обычаю, от страны к стране различны. Но повсюду мы преследуем одно и тоже, а именно так повлиять на человека, чтобы он выслушивал весть о Царстве. Если ты в начале называешь свое имя и упоминаешь, где ты живешь, то это уже может быть помощью. Это показывает, что тебе нечего утаивать. Всякий может узнать твое намерение и что ты честный человек. Этим ты следуешь совету Павла: «Пекитесь о добром пред всеми человеками [Следите за тем, чтобы ваше поведение в общественности было безупречно, Phillips]. Если возможно с вашей стороны, будьте в мире со всеми людьми» (Римлянам 12: 17,18).
18 Находимся ли мы в богослужении от дома к дому или на улице, мы находимся в центре внимания общественности. Наши беседы и наше поведение должны быть всегда безукоризненными и не должны вызывать возмущения. Но хотя мы и должны предлагать нашу весть милосердным и миролюбивым образом, мы не должны при этом производить впечатление извиняющегося. Мы не стыдимся быть общественными служителями Бога (Марка 8: 38).
19 В некоторых странах люди более сдержаны и более консервативны, чем где-нибудь в другом месте. Некоторые люди смущаются, если с ними заговаривает на улице кто-нибудь, кто держит в руке журналы. В таких случаях можно заговорить с ними более тактичным образом. Можно было бы заговорить с человеком, который не торопится, и затем совершенно естественным образом показать библейскую литературу.
20 Иисус умело проповедовал подобным образом. Так как с самарянами и с женщинами иудеи обычно обращались с пренебрежением, то Иисус поступил тактично, когда заговорил с безнравственной самарянкой у колодца Иакова. Его разговор является образцовым примером для неформального свидетельствования и для свидетельствования на улице. И он является превосходным примером того, как можно учить сочувствующим и созидательным образом (Иоанна 4: 5-30).
21 Если мы хотим говорить о благой вести о Царстве, то нам нужно обращать внимание еще на дальнейший фактор. Павел был мастером в этой области. Попытайся найти, не установишь ли ты этого в его вступлениях, которые записаны в Деяния 13: 16-20; 17: 22 и 22: 1-3. Обрати внимание на то, что он каждый раз старался создавать совместную основу со своими слушателями. Он входил в положение слушателей и принимал во внимание, их происхождение. Результатом этого было, что они слушали его, если даже и не соглашались с ним. Нашему вступлению тоже должна придаваться человечная нотка, которая связывает нас с хозяином дома. Может быть, ты устанавливаешь, что у него есть дети. Если это относится и к тебе, то создается общность, на которую ты можешь приветливо указать. У тебя будет тема для разговора, которую ты можешь связать с вестью о Царстве (Матфея 18: 1-6).
22 Но все это только начало. Какие требуются дальнейшие шаги, чтобы в конце концов подготовить ученика? Что еще следует делать для того, чтобы помочь данному лицу, достичь через Христа взаимоотношения с Богом? Какие качества сделают твое богослужение более эффективным?

 [Вопросы Для Изучения]
  1,2. В чем состоит одна из предпосылок, чтобы кто-нибудь чувствовал себя привлеченным к истине? (Деяния 8: 12).
  3. Почему необходимо сознавать свои духовные потребности?
  4. Какие вопросы будут теперь обсуждаться?
  5. О чем должен был напомнить Тимофей коринфянам, как писал Павел?
  6. Почему богослужение Иисуса было эффективным?
  7. Как мы можем передавать благую весть как можно многим людям?
  8, 9. а) В чем состоит часто первый барьер в богослужении? б) Почему Иисус мог говорить с дерзновением?
 10, 11. а) Как мы должны думать о нашем богослужении? б) Что сказал Павел в этом отношении?
 12. Чем объясняется успех в нашем богослужении? (Иакова 4: 8).
 13. а) Как реагировали Павел и Варнава на враждебность? б) Как можно всегда иметь радость в служении?
 14. Как люди реагировали на проповедование Павла?
 15. Как люди реагируют на наше богослужение? Но чего нам не следует забывать?
 16. а) Как мы могли бы реагировать, если бы нас посетили чужие люди? б) Чему должно содействовать наше вступление?
 17. Как мы можем оказать благотворное влияние своим вступлением?
 18. Какой норме должны мы всегда соответствовать в нашем богослужении?
 19, 20. а) Как можно заговорить с людьми на улице, которые сдержаны? б) Почему у Иисуса был успех в неформальных беседах?
 21. Какой другой важный фактор, как показывает богослужение Павла, следует принимать во внимание?
 22. Какие вопросы нуждаются теперь в ответе?

 [Рамка На Странице 19]
 Как ответил бы ты?
  Какие должны быть предпосылки, чтобы кто-нибудь принял весть о Царстве?
  Как можно преодолеть застенчивость и робость в богослужении?
  Какую цель должны мы преследовать в наших вступительных словах в проповедническом служении?
  Каким образом пример, данный Иисусом и Павлом, может быть для нас помощью в наших вступлениях?

 

Эффективное богослужение ведет к большему количеству учеников

«Он поставил... иных Евангелистами, иных пастырями и учителями, к совершению святых, на дело служения» (ЕФЕСЯНАМ 4: 11, 12).

 Иисус Христос не был отшельником. Его богослужение было целиком обращено к людям. Из четырех Евангелий можно заключить, что Иисус почти всегда занимался людьми. В Своих проповеднических странствованиях Он видел, как с ними обстояло дело в действительности, и у Него было к ним глубокое сострадание. Сочувствуешь ли ты, как христианский служитель, людям, с которыми ты встречаешься? (Матфея 9: 35,36).
2 Христианское богослужение и сегодня должно быть обращено к людям. Принимая во внимание этот факт, Свидетели Иеговы очень многосторонни в своем служении Богу. По всему миру их можно видеть, как они заговаривают с людьми на улицах, у дверей, в торговых кварталах, в окрестностях автобусных остановок, метро и вокзалов, а также в окрестностях индустриальных кварталов и контор. Повсюду, где только встречаются люди, Свидетели служат возвещателями Евангелия. Почему их можно так называть? Потому что слово «евангелие» происходит от греческого слова евангелион, что означает «благая весть». Всякий христианский Свидетель Иеговы должен быть служителем благой вести, быть возвещателем Евангелия, как Христос. Поэтому и всякий Свидетель должен заниматься людьми (2 Тимофею 4: 5; Ефесянам 4: 11,12).
3 Как может проводиться это дело евангелизации эффективно? Являются ли усилия многих религий достигать людей по радио и телевидению, истинным разрешением? Ну, спроси сам себя: «Могут ли радио и телевидение отвечать спонтанно на твои вопросы?» Нет, ибо до некоторой степени это безличные коммуникативные средства. Самым эффективным методом богослужения все еще является тот, который применял Иисус и Его ученики: беседовать лицом к лицу с ищущими истину. Однако это требует времени и усилий, на что Павел указал простым наглядным примером: «Я насадил, Аполлос поливал, но возрастил Бог; посему и насаждающий и поливающий есть ничто, а все Бог возращающий» (1 Коринфянам 3: 5-7).
4 Из этого текста можно заключить, что имеются три фазы христианского богослужения — насаждать, ухаживать и пожинать. Как это так? Сначала садят — это первый контакт с благой вестью. Затем ухаживают, к чему принадлежит поливка посаженного. Как это происходит? Дальнейшими беседами, при которых детально отвечают на вопросы и разрешаются сомнения. Часто из этого создаются регулярные изучения Библии, которыми библейская истина глубоко насаждается в ум и сердце человека; с благословением Бога происходит рост. В конечном результате — новый, активный ученик Иисуса Христа, новый служитель Бога. Как же можем все мы, как служители Бога, радоваться благословению «пожинать» ученика?
5 Как упомянуто в предыдущей статье, Иисус учил Своих учеников проводить богослужение практическим образом. Позднее Павел говорил о своих «методах в связи с Христом Иисусом» (1 Коринфянам 4: 17, НМ). Цепь собраний в Малой Азии и Греции, которые он помогал основывать, является убедительным свидетельством его успеха. Мы уже обсуждали некоторые из его (и Иисуса) методов. Но имеются ли еще некоторые другие, которые сегодня могут быть эффективно применены?

Какое основание? Какая весть?

6 На чем должна быть основана христианская весть? На человеческой мудрости и философии? Павел дает в своем послании к Тимофею ясный ответ: «А ты пребывай в том, чему научен, и что тебе вверено... притом же ты из детства знаешь священные писания, которые могут умудрить тебя во спасение верою во Христа Иисуса. Все Писание богодухновенно и полезно для научения». Несомненно, Библия, должна быть основой для нашего богослужения (2 Тимофею 3: 14-17).
7 В этом отношении Иисус Христос был ведущим — Он постоянно цитировал из Писаний; то же самое делал и апостол Павел. Учил он во время своего пребывания в Фессалониках греческой философии? Нет, потому что в повествовании говорится: «Павел, по своему обыкновению, вошел к ним и три субботы говорил с ними из Писаний, открывая и доказывая им, что Христу надлежало пострадать и воскреснуть из мертвых» (Деяния 17: 1-3).
8 Какой был результат? «Некоторые из них уверовали». Поэтому сегодня в нашей проповеднической деятельности нам нужно следовать методу Павла и опираться на Слово Бога. Поэтому для нашего богослужения всегда советуется библейская тема для разговора. Таким образом, истина Слова Бога у тех, которые сознают свои духовные потребности, может вызывать отклик (Деяния 17: 4).
9 Следующий вопрос гласит: «Какую весть мы должны проповедовать?» Ну, что было темой проповеднической деятельности Христа? Иисус сознавал очень хорошо Свое задание, потому что Он сказал: «И другим городам благовествовать Я должен Царствие Божие, ибо на то Я послан». В отношении последних дней настоящей системы вещей Он сказал: «И проповедано будет сие Евангелие Царствия по всей вселенной, во свидетельство всем народам; и тогда придет конец» (Луки 4: 43; Матфея 24: 14).
10 Павел также подчеркивал Царство в своей проповеднической деятельности. Например, иудеям в синагоге он проповедовал «три месяца, беседуя и удостоверяя о Царствии Божием". В Риме он объяснял своим слушателям «учение о Царствии Божием». Поэтому сегодня „Царство Божие" должно быть самым главным в нашем христианском богослужении (Деяния 19: 8; 28: 23,31).

Агрессивными или привлекательными словами?

11 В первом столетии среди людей были религиозные, расовые и национальные преграды (Деяния 2: 7-11). Сегодня не иначе. Это означает, что у большинства людей в вопросе о религии есть свое собственное предвзятое мнение. Когда с ними заговаривает Свидетель, они часто чувствуют себя под угрозой и переходят на оборонительную позицию. Как можем мы изменить это? Приветливостью, тактом и способностью приспосабливаться.
12 Обрати внимание, как Павел преодолел такое положение в городе Афины, полного идолов. Сначала при виде многих идолов он пришел в возмущение. Но напал ли он в своей речи в ареопаге тотчас же на идолопоклонство? Его вступление гласило: «Афиняне! по всему вижу я, что вы как бы особенно набожны; ибо, проходя и осматривая ваши святыни, я нашел и жертвенник, на котором написано: „неведомому Богу". Сего-то, Которого вы, не зная, чтите, я проповедую вам» (Деяния 17: 16-23).
13 Поразили ли слушателей эти вступительные слова Павла? Ничуть. Его образ действия был тактичным, не догматическим. Он не осудил их, хотя с точки зрения Бога, их поклонение было бесполезным. Он пришел туда не для того, чтобы нападать на них, а проповедовать весть о Царстве. Он осознал их сильные религиозные чувства и воспользовался ими как исходной точкой, чтобы перейти на свою тему: истинный Бог и Его представитель, воскресший Иисус. Какой был результат этого тактичного образа действия? Хотя некоторые глумились, другие сказали: «Об этом послушаем тебя в другое время». Да, он был приглашен снова навестить их! (Деяния 17: 22-32).
14 Как можем мы применять этот метод в нашем богослужении сегодня? Сначала нам нужно обращать внимание на внешние признаки, выдающие религиозную точку зрения человека — может быть, предмет религиозного значения, который носит данное лицо или который мы видим на двери или в прихожей. Часто мы можем этим создавать себе представление о точке зрения другого на религию, как это делал и Павел. Это предоставляет нам основание для приятного и вызывающего интерес вступления, не возбуждающего никакого спора. Нам не следует забывать, что мы посещаем человека, чтобы в первую очередь рассказать ему о Царстве Бога, а не для того, чтобы сразу начинать спорить об учениях. Мы хотим завоевывать людей, а не выигрывать дебаты. (Сравни 2 Тимофею 2: 23-26).
15 Чему еще мы можем научиться из примера Христа? При исследовании Его богослужения мы неизбежно замечаем Его убежденность и простоту. Никакое положение не приводило Его в затруднение. Он говорил о Царстве Бога при всевозможных условиях, были ли они благоприятными или нет. Он мог проповедовать в интимной атмосфере частного дома или выступать перед множеством людей и держать речь — без записок, Библии или громкоговорителя. У Него было и настоящее чутье по отношению к людям. Простые люди не стеснялись заговаривать с Ним. Он говорил их языком — о полях и жатве, о сетях и улове. Его наглядные объяснения происходили из повседневности, но имели глубокое значение. Проявляем ли мы в своем богослужении точно такие же превосходные качества? (Матфея 4: 18-25; 13: 1-33; Луки 5: 1-3).

Как достигать сердца

16 Обычно требуется время и тщательное изучение для того, чтобы кто-нибудь мог убедиться в библейской вести о Царстве Бога. На этом основании мы бесплатно и без обязательств проводим регулярное изучение на дому с каждым, желающим поближе познакомиться с обетованиями Бога через Христа. Такое изучение продолжается некоторое время и охватывает многие темы и вопросы. Это, конечно, означает, что мы должны быть способными учителями. В чем заключается сущность обучения? (1 Тимофею 4: 16).
17 Чтобы получить ответ, мы обращаемся снова к Иисусу. Как Он учил? Исследуй следующие тексты и постарайся узнать простую систему учения Иисуса: Луки 6: 9, 32-34, 39-42. Как Он поступал? Он задавал вопросы для определения точки зрения человека. Почему Он делал это? Чтобы помочь слушателям поразмыслить и испытать себя в свете Его учений. Своими вопросами Он тактично обращался к их сердцу. Им нужно было показать, искренне ли они хотели быть Его последователями, или слушали Его лишь по несерьезным мотивам (Матфея 13: 10-17; Марка 8: 34-38).
18 Почти все подсобные средства для изучения Библии, которыми пользуются Свидетели Иеговы в своем богослужении, содержат вопросы для соответствующего абзаца. Этим методом учения помогают учащемуся выражать свои мысли своими словами. Этим проявляется, понимает ли человек материал или нет. Конечно, Иисус задавал во многих случаях вопросы, но Он никогда не делал из этого игры в загадки, подсказывая первое слово или первый слог ответа. Предавался ты уже этой привычке при изучении Библии с некоторыми людьми? Почему не хорошо регулярно пользоваться этим методом? Потому что познание о Боге и Христе, ведущее к спасению, должно основываться на размышлении и на логике, а не на поверхностных загадках (Иоанна 17: 3; 1 Иоанна 5: 20).

Чьи ученики?

19 В этом отношении необходима осторожность. Если мы проповедуем и учим на плодотворном участке эффективным образом, мы в конце концов в состоянии подготавливать учеников. Но чьи это ученики? Должны мы думать: «Это мои овцы»? Должны мы допускать, чтобы другие льстили нам, как служителям Бога? Обрати внимание, как реагировали Павел и Варнава, когда население Листры хотело обращаться с ними, как с богами. Они обратились к народу: «Мужи! что вы это делаете? и мы — подобные вам человеки, и благовествуем вам, чтобы вы обратились от сих ложных к Богу живому» (Деяния 14: 14,15).
20 Павел и Варнава не пытались обращать внимание на себя. Хотя Павел и давал христианам совет подражать ему, как он подражал Христу, но он никогда не хотел, чтобы они были его последователями. Богослужение, которое мы проводим, всегда должно служить прославлению Бога, а не прославлению людей (1 Коринфянам 3: 6,7; 11: 1).
21 Со временем ученики становятся и служителями Бога. Как это происходит? Ну, что происходит, когда мы слышим действительно хорошую новость? Можем мы молчать об этом? Наоборот, мы не можем дождаться поделиться ею с другими. Иисус метко сказал: «Добрый человек из доброго сокровища сердца своего выносит доброе...; ибо от избытка сердца говорят уста его». Точно также обстоит дело и с благой вестью о Царстве. Ученик, у которого весть дошла до сердца, хочет учить других и добровольно и регулярно участвовать в богослужении. Затем следует посвящение и крещение. Это становление служителей Бога подобно непрерывному круговороту и находится в согласии с принципом совета к Тимофею: «Что слышал..., то передай верным людям, которые были бы способны и других научить» (Луки 6: 45; 2 Тимофею 2: 2).
22 Сегодня, в XX столетии, у Иеговы Бога есть по всему миру самая лучшая организация обученных учителей, возвещателей Евангелия и служителей Бога. Больше 2,6 миллиона участвуют в заключительном свидетельстве, которое дается, прежде чем нагрянет конец на эту злую систему. Но эта растущая группа людей подготавливается к еще большему вызову — к обучению миллиардов людей, которые возвратятся в воскресении. Подготовлен ли ты к принятию участия в таком чудесном преимуществе? Является ли твое богослужение теперь продуктивным? Да будем молиться, чтобы наш свет светил к прославлению Бога, в то время как мы эффективно служим как служители Бога (Матфея 5: 16; Иоанна 5: 28,29).

 [Вопросы Для Изучения]
  1. Как относился Христос к людям?
  2. Каким образом Свидетели Иеговы подражают примеру Иисуса?
  3. Какой есть самый эффективный метод христианского богослужения?
  4. Какие три фазы охватывает эффективное служение Богу?
  5. Что помогает нам проводить наше богослужение эффективно?
  6. Что должно быть основанием нашего богослужения?
  7, 8. Каким образом Иисус и Павел были примерами в применении библейских текстов?
  9, 10. а) Что должно быть темой нашей сегодняшней проповеднической деятельности? б) Приведи примеры из богослужения Павла.
 11. Как реагируют часто люди, когда с ними заговаривает Свидетель, и как мы можем противодействовать этой реакции? (Деяния 17: 17, 18).
 12, 13. Как обратился Павел к идолопоклонникам в Афинах? Как они реагировали?
 14. Как мы можем в нашем богослужении подражать примеру Павла?
 15. Какие другие превосходные уроки мы можем извлекать из богослужения Иисуса? (Луки 10: 38-42).
 16. Почему мы должны быть способными учителями?
 17. Какой метод применял Иисус, чтобы достигать сердца?
 18. а) Почему в опубликованиях Свидетелей Иеговы так часто применяются вопросы? б) Каким методом нам не следует широко пользоваться при нашем учении?
 19,20. Какая здесь нужна осторожность? Почему?
 21. Почему ученики становятся и служителями Бога?
 22. а) Для какой цели Иегова образовал организацию учителей и возвещателей Евангелия? б) Какое будущее дело должно быть еще выполнено?

 [Рамка На Странице 24]
 Можешь ли ты вспомнить следующие пункты?
  Какой есть самый эффективный метод проповедовать благую весть?
  На чем должна основываться наша учебная деятельность? О какой вести идет речь?
  Какие нужны качества, чтобы побудить людей слушать нас?
  Как Иисус достигал сердца своих слушателей?
  В каком отношении нам нужно быть осторожными при учении?