Четверг, февраля 25, 2021
Руководящий совет cвидетелей Иеговы запрещает свободу слова на религиозную тему
или о cвидетелях Иеговы, которая вне надзора «верного и благоразумного раба».

Крупный капитал и преступность

 ПРЕСТУПЛЕНИЕ на наших улицах — это не новая проблема. Ежедневно -мы слышим о нападениях с пелью ограбления, о поножовщинах, убийствах и других признаках общего упадка закона и порядка. Но знаешь ли ты, что день за днем совершаются другие преступления в почти невообразимом масштабе? Ежегодно колоссальная сумма денег крадется из твоего бумажника пли из твоего кошелька без того, чтобы ты вообще замечал это. В одних Соединенных Штатах добыча этих незаметных преступлений составляет 200 .миллиардов долларов в год. Кто совершает их? Большие корпорации, предприниматели которых пользуются нелегальными методами для обогащения самих себя или для обогащения своего предприятия. Преступностью крупного капитала затрагивается каждый. Часто, она бывает смертельной и разоряющей. Какие люди совершают такие преступления? Часто это высокоуважаемые «столпы» общества.
 Преступность крупного капитала настолько широко распространена, что большинство ведомств не может справиться с ним. «Экономическая преступность остается темным и непонятным явлением», — сказал профессор правоведения Леонард Орланд пз Коннектикута (США). Если бы имелись в распоряжении точные данные, то, по его словам, они показали бы, что «„скрытая" экономическая преступность достигла огромных размеров и что настоящая экономическая преступность в сущности недостаточно наказывается» [U.S. News & World Report).
 Что происходит, когда преследуется преступник с «белым воротничком»? В противоположность разбойникам и грабителям, которые наказываются тюремным заключением, к этому виду преступления обычно относятся со снисхождением. Например, 25 молочных компаний в большом Нью-Йорке признались, что они 10 лет запрашивали очень высокую цену со своих клиентов. Не было возможности установить, какой капитал они создали из этого преступления, но 6,7 миллионов долларов фирмам нужно было выплачивать назад клиентам. Что произошло с руководящими предприятий, преступление которых стоило клиентам миллионов долларов?Их объявили виновными в незначительном правонарушении и обложили денежным штрафом.
 Другой пример: было найдено, что одна из самых больших сбытовых фирм по медикаментам в Соединенных Штатах представила двойной счет штату Огайо за рецепты, которые были выписаны в рамках государственного содействия программе здравоохранения. Это экономическое преступление обворовало плательщиков налогов на сумму больше полмиллиона долларов. Но на виновную фирму был наложен только денежный штраф, и она была обязана возвратить украденные деньги.
 Виновные заведующие предприятиями могут авторитетным тоном противоречить тем, кто утверждает, что преступность не оплачивается. Для них это, очевидно, очень хорошо оплачивается. В журнале U.S. News & World Report сообщается об одном случае, в котором председатель правления и президент фирмы были найдены виновными в том, что уклонились от уплаты 12 миллионов долларов налога, и были приговорены вместо тюремного заключения совершать службу в пользу общественности. Во время «отслужпвания» своего времени они продолжали пользоваться всеми дополнительными льготами фирмы, а президент получал как советник жалование из 100 долларов в час.
 Иногда люди платятся своей жизнью. Например, в 1981 году новое дешевое пищевое масло начало поступать на испанский рынок. Менее состоятельный рабочий класс людей начал покупать его по дешевке. Внезапно у потребителей появились странные симптомы! Заболело более 20 000 человек, и, согласно правительственной статистике, до мая 1983 года умерло 339 человек. Почему? Потому что некоторые дельцы покупали дешевое индустриальное масло во Франции и перерабатывали его, чтобы продавать его в Испании за пищевое масло.
 Экономические преступления играют роль и при удалении ядовитых химикалий. Шесть лет тому назад область Лов Кенел в штате Нью-Йорк фигурировала в заголовках газет, когда люди спешно покидали свои дома, потому что вредные ядовитые вещества выделялись из земли на их участках. Откуда появились эти химикалии? Одна большая химическая фирма выгружала в этой области ядовитые отходы.
 Пять лет спустя жителям города Тайме Бич (Миссури, США) нужно было покинуть дома, и на улицах были сооружены баррикады со знаками черепа и костей с надписью, написанной большими буквами: «ОПАСНО ДЛЯ ЖИЗНИ! ВХОД ВОСПРЕЩЕН». Почему? Потому что город был загрязнен диоксином.
 Несмотря на эти происшествия, некоторые фирмы избавляются от их ядовитых отходов с такой же преступной безответственностью, как и прежде. Негласным мероприятием ядовитые вещества впускаются в сточные воды, подмешиваются к обычным отбросам или даже подмешиваются к жидкому топливу для продажи по дешевке домовладельцам. «Негласное удаление отходов... не является лишь дальнейшим незначительным преступлением „белого воротничка". Оно непосредственно угрожает здоровью неподозревающих и еще не рожденных», — комментировалось в одной передовой статье газеты The New York Times. Да, когда крупный капитал применяет преступные методы, жертвой бывает рядовой человек. Но часто он становится жертвой по другим причинам. Что происходит. когда большие предприятия,хотя и строго придерживаются закона, но проявляют недостаток в готовности давать правильную моральную оценку поступкам? Тогда многим людям приходится ужасно страдать.

 

Крупный капитал и мораль

 ПОЧЕМУ люди могут стать жертвой даже тогда, когда крупный капитал остается в пределах закона? Потому что естественная цель торговли состоит в том, чтобы достигать прибыли. Многие дельцы не производят впечатления, что они считают СВОЕМ заданием морально рассуждать о том, откуда приходит прибыль.
 Например, исследования за исследованиями доказали, что для многих людей курение табака имеет смертельные последствия. Тем не менее большие табачные предприятия продолжают извлекать колоссальную прибыль из производства и продажи их опасного продукта. II они продолжают рекламировать, чтобы побудить еще больше людей войти в эту привычку. По-видимому, тот факт. что это приносит деньги, является в их глазах неопровержимым аргументом. II если предприятия ведут дела с другими странами, то они еще меньше заботятся о последствиях их ПОСТУПКОВ.
 Крупный капитал может делать людей своей жертвой и другим образом. Для того, чтобы продать продукт, который в действительности никому не нужен, некоторые предприятия жертвуют много денег на рекламу, чтобы возбудить потребность, дать людям чувство, что этот несущественный продукт все же является необходимым. Например, несколько лет тому назад появилась в продаже молочная смесь для искусственного вскармливания младенцев в бедных странах.
 Все специалисты согласны в том, что совершенным питанием для новорожденных является молоко матери. Большие предприятия обвинялись за стремительные старания расширять сбыт молочных смесей в бедных странах, причем они беспощадно внушали матерям, что их младенцы будут здоровее, если они будут их питать такой молочной смесью. Каков был результат? Матери жертвовали свои ограниченные средства на этот обыкновенно ненужный продукт. Часто они не могли понимать указания способа употребления и оценивать необходимость стерилизации бутылочки ребенка. Вследствие этого младенцы. возможно, страдают от недоедания или от поноса.
 Говорят, что содействовали продаже молочной смеси между прочим тем, что давали матери сразу после рождения ребенка бесплатную пробу. Когда проба была израсходована, мать устанавливала, что не была больше в состоянии кормить своего младенца грудью и что ей необходимо было дальше употреблять молочную смесь (конечно, платя магазинную цену). Почему? Потому что материнское молоко может иссякнуть в течение одной недели, если мать больше не кормит грудью.

Это законно, но...

 Большие предприятия теперь очень критикуются за их сделки с бедными странами. Например, что произошло с 2,4 -миллионами детских пижам, продажа которых была запрещена в Соединенных Штатах, потому что они были пропитаны веществом, препятствующим воспламенению, которое, как оказалось, вызывает рак? Они были проданы в страны, не имеющие таких строгих предписаний.
 Английская газета The Guardian недавно объявила: «Интернациональная фармацевтическая промышленность, включая ведущие английские фирмы, на прошлой недели обвинялись Оксфемом в систематической эксплуатации бедных третьего мира из-за чисто коммерческой прибыли». В газете дальше говорилось: «Очень осуждается тенденция больших фармацевтических фирм продавать опасные н, возможно, ядовитые препараты третьему миру — часто с теми же самыми утверждениями относительно безопасности н эффективности, от которых они вынуждены были отказаться на Западе».
 Сообщается, что западные фирмы продают медикаменты странам третьего мира, несмотря на то, что они запрещены на Западе из-за их известных опасных побочных воздействий. Антибиотик, который хорошо продается в Азии, может вызвать смертельную форму анемии. Стероидный гормон, который продается в Африке, может привести к росту бороды н к лысине у женщин, а у девочек к увеличению клитора. Медикамент против поноса, который продается в Индонезии, изъят из продажи в Соединенных Штатах и в Японии, потому что он может вызвать повреждение головного мозга и слепоту.
 Некоторые представители фармацевтических фирм предпринимали все возможное, чтобы сбыть эти медикаменты у продавцев. Докторам и больничной администрации были предложены взятки, начиная- от «автомашины, до бесплатного университетского образования их детей.
 Но моральные проблемы крупного капитала нигде не очевидны так, как в самом большом из всех дел — в торговле оружием.

 

Крупный капитал и война

 ИНТЕРНАЦИОНАЛЬНАЯ торговля оружием в XIX столетии стала процветающим делом. Производители стали, как немецкая фирма Крупп и английские фирмы Викерс и Армстронг, начали изготовлять вооружения в массовом масштабе. Когда правительства собственных стран не могли или не хотели больше покупать в достаточной мере, эти фирмы создали интернациональную торговую сеть и вскоре стали огромными транснациональными предприятиями.
 С самого начала выражалось сомнение в морали производства и экспорта вооружения. Альфред Нобель из Швеции открыл вид кордита для огнестрельного оружия (бездымный порох, названный баллиститом). и в возрасте 60 лет он купил ружейный завод Бофорс. Н все же он утверждал, что интересуется пацифизмом, и оставил в завещание знаменитую Нобелевскую премию за мир, которой должны были награждаться люди, особенно содействовавшие мирному взаимоотношению между нациями. Когда в 1900 году умер Вильям Армстронг, одна английская газета комментировала: «Страшно представить себе, каким образом трезвый не сдержанный ум, как ум лорда Армстронга. содействовал науке уничтожения».
 Однако все угрызения совести вскоре были вытеснены патриотическими и экономическими соображениями. Перед первой мировой войной продавцы оружия нахлынули почти во все столицы мира, предлагая свои товары. Но та война раскрыла тяжелые моральные проблемы торговли оружием.
 Во время войны на полях сражения применялось оружие британского и французского производств против британских и французских солдат. Германия воевала против русских и бельгийцев, вооруженных оружием Крупна. Большинство военных кораблей воюющих стран были снабжены бронями, изготовленными по патенту Крупна, и в Ютландской битве обе стороны употребляли гранаты с взрывателями Крупна.
 Военные заводы извлекли из войны колоссальную прибыль — настолько большую. что многие подозревали, что они пытались продлить войну ради своей собственной выгоды. Согласно подсчету статьи журнала от 1934 года. во время этой войны убить одного солдата стоило 25000 долларов, «и большая часть из этого шла в карманы изготовителей вооружения» (The Arms Bazaar, Антони Сампсон).
 С той войны торговля оружием упорно продолжает существовать, и процветает сегодня как никогда прежде. Некоторые все еще ставят под сомнение моральность торговли смертоносным оружием, но никто не отрицает ее доходности. «Война снова является доходным делом», — сказал один наблюдатель Уолл-стрита. В The New York Times в связи с современным высокотехнологическим оружием говорилось: «Еще больше, чем чудом техники, электронная война является доходным делом».
 «Торговля оружием... процветает, причем СССР опередил США как ведущего экспортера крупного оружия», — подтвердил британский журнал New Scientist и добавил: «Н нет сомнения в том. что в следующие один пли два года мы увидим быстрое повышение экспорта британского оружия после ..выставки" его в войне на Фолклендских островах».
 Управлениям предприятий, производящих современное оружие, Фолклендский и Ливанский конфликты действительно должны были казаться неожиданными счастливыми событиями. Газета The Guardian комментировала: «Европейские и американские предприятия теперь, после войны [на Фолклендских островах], с волнением взирают на новую перспективу, потому что она блестящим образом продемонстрировала их оружие».
 Это не осталось незамеченным и желающими влагать свои деньги без риска. Внезапно появились новые вкладчики в вооружение. Комментатор обороны, который был процитирован в The New York Times, объяснил: «После этих происшествий [Фолклендского и Ливанского конфликтов] курс акций повысился. Ясно, что это привлекло большее внимание вкладчиков».
 В течении 70 годов, когда на юго-востоке Азии бушевала война, протестантские церкви — нз которых некоторые протестовали против войны п против возрастающего вооружения в Соединенных Штатах — были среди тех, которые наживали капитал на прибыльной торговле оружием. В брошюре на эту тему Национальный совет церквей в Америке сказал следующее: «Капиталовложения, которые здесь упоминаются, имеют дело с крупными торговыми операциями в связи с продукцией вооружения п его приобретения. Капиталовложение с церковной стороны составляет приблизительно 203 миллиона долларов... Эти капиталовложения очень прибыльны для церквей и составляют значительную часть, если даже не самую значительную часть их акций».
 Возглавляющие предприятия по производству оружии радостно потирают свои руки, потому что они большей частью имеют дело с военными клиентами, а не с частными. Это приносит им большое преимущество. Большинство больших наций заранее предоставляют в распоряжение миллиарды долларов для обороны, так что деньги, которые должны пойти в кассу фабрикантов, обеспечены. Так как эти товары должны удовлетворять военные требования, то цена на них от четырех до пяти раз выше, чем продажная цена для частных клиентов. Обычно армия скорее покупает продукты, изготовленные в собственной стране, чем импортированные нз других стран, благодаря чему уменьшается опасность внешней конкуренции. Прежде всего американские фирмы, старающиеся как можно больше заключать контракты с армией, не имеют конкуренции со стороны Японии. Вооружение действительно является доходным делом.
 В центре этой крупной коммерческой деятельности в связи с войной стоят продавцы оружия, которые продают свои причиняющие вред товары, как коробейники. «Большое превосходство производства оружия над производством автомашин, — сказал один нз них, — состоит в том, что они постоянно становятся устарелыми н израсходуются. Имеется беспредельная возможность роста».
 Выставки оружия, где покупатели и продавцы сходятся, чтобы просмотреть новейшую боевую технику, возникают внезапно по всей земле, как демонстрации моды. Фабриканты разрабатывают т. наз. третье поколение оружия — высокотехнологические проекты, вызывающие увеличение расходов в области исследования и производства. Кристофер Пейн из американской федерации ученых назвал это «опасным трюком, применяемым фабрикантами оружия, чтобы удержаться в деле».
 Моральные проблемы торговли оружием остались. Перед Фолклендской войной британцы в течение трех лет продавали Аргентине военные суда и электронное оружие на сумму более 200 миллионов долларов, и когда вспыхнула война, большая часть того оружия была направлена против них. Это вот риск, который избрали для себя нации и крупный капитал. Голоса, осуждающие интернациональную торговлю оружием, становятся все громче. Но продажа продолжается, обычно при поддержке правительств. А между тем жизнь на земле становится все опаснее.

 

Крупный капитал и ты

 ЗАНИМАТЬСЯ торговлей является частью человеческой жизни, а люди склонны сове ршатБ все снова серьезные ошибки. Поэтому и крупный капитал часто совершает большие моральные ошибки. Так как при крупном капитале дело идет об огромных суммах денег, то это неизбежно привлекает жаждущих денег и. власти. А так как он является неотъемлемой частью этого мира, то он, естественно, отражает образ мышления бога этого мира. Не забывай, что «весь мир лежит во власти того. кто зол» (1 Иоанна 5:19, НМ).
 Тем не менее совершающие ошибки несут ответственность. Все, кто злоупотребляет большой финансовой силой, чтобы обманывать рядового человека, не должны забывать предупреждения: «Кто теснит бедного тот хулит Тв^^^^а его» (Пои-тчн 14:31). Даже если последствия их образа действия появляются лишь в отдаленной стране ц они, может быть, никогда лично не узнают об этом, библейский принцип остается действительным: «Кто обижает бедного, чтобы умножить свое богатство,... тот обеднеет» (Притчи 22:16). Богатство, приобретаемое таким образом, не охранит преступников от заключительного осуждения Бога.
 Это в особенности оправдывается на фабрикантах-оружия и на продающих его. Они, правда, не спускают курков и не бросают бомб, которыми уничтожаются невинные люди. Но они поставляют оружие и поэтому отчасти виноваты. Современное ведение войны, по правде сказать, было бы едва ли возможным- без содействия крупного капитала. Содействием крупного капитала весь земной шар, как однажды древняя страна Израиль, „осквернился кровью" (Псалом 105:38). Как и в те дни, Негова в заключение будет судить виновных: «Ты погубишь говорящих ложь; кровожадного и коварного гнушается Господь [Иегова, НМ]» (Псалом 5:7).
 Но что может делать отдельный человек? Должен он избегать всякого контакта с торговым миром? Не обязательно. Торговля сама по себе в Библии не осуждается (Притчи 31:lS: Матфея 25:14-27). Тем не менее важно, как ведется торговля. В библейской притче дается предупреждение:
 «Корыстолюбивый расстроит дом свой». Опасности в моральном отношении, которые ожидают каждого, в жизни которого главная цель состоит в том, чтобы стать богатым, ясно подчеркивается утверждением: «Верный человек богат благословениями; а кто спешит разбогатеть, тот не останется ненаказанным (невинным, НМ)» (Притчи 15:27; 28:20).
 Корыстолюбце не должно быть побуждением добросовестного предпринимателя, и он ничего не должен делать, что способствовало бы корыстолюбию в других (Ефесянам 5:3). Он не стал бы вкладывать свои деньги в товары, которые пагубны. Молитва христианина гласит: «Избавь меня от кровей [вины за пролитие крови, НМ], Боже, Боже спасения моего, и язык мой восхвалит правду Твою» (Псалом 50:16). Как мог бы он поэтому намеренно употреблять свои деньги на производство оружия, табака или чего-нибудь другого, что причиняет смерть или стоит здоровья другим? Это навело бы на него вину за пролитие крови.
 Но есть еще нечто другое, что следует принимать во внимание. Апостол Иоанн сказал: «Ибо все, что в мире: похоть плоти, похоть очей и гордость житейская, не есть от Отца, но от мира» (1 Иоанна 2:16). «Похоть плоти», «похоть очей» и «гордость житейская» — именно ко всему этому подстрекает крупный капитал в его беспощадной алчности к прибыли. Уравновешенный же человек не допустит оказывать на себя давление коварными рекламными кампаниями или другими мерами, которые должны побудить его тратить с трудом заработанные деньги на ненужное, что внезапно стало модным.
 Таким образом мы можем до некоторой степени избегать того, чтобы нас обманывали крупные фирмы и чтобы подражать ошибкам, часто совершающимся от имени их. Для того, чтобы загладить многие преступления, совершенные против морали и закона со стороны некоторых крупных предприятий, мы лично, конечно, можем делать лишь немногое. Проблемы политической коррупции, преступления на улицах, мировой голод, опасность войны и другие проблемы этой системы вещей находятся большей частью вне нашего индивидуального контроля.
 Но даже в этом отношении мы не без надежды. Бог обещал, что Он вскоре заменит настоящую систему новой системой под Его Царством. Апостол Петр говорил об этом следующее: «Впрочем мы, по обетованию Его, ожидаем нового неба и новой земли, на которых обитает правда» (2 Петра 3:13). В той справедливой системе не будет места для недобросовестного крупного капитала или какого-нибудь другого рода преступников.

 

Сказал ты «спасибо»?

 БУШУЙ, бушуй, ты зимний ветер! Ты же так жесток, как человеческая неблагодарность». Это, конечно, преувеличение! Может ли неблагодарность человека быть холоднее, чем ледяной зимний ветер? К сожалению, у многих есть основание согласиться с наблюдениями Шекспира.
 Хотя мы и очерствели из-за ужасных происшествии 20-го столетия, мы все еще считаем неблагодарность большой бессердечностью, потому что она наносит удар одной из наших основных потребностей - мы нуждаемся друг в друге. В отдельности мы не смогли бы сделать все необходимое для нашей радости жизни. Не многие из нас хотят быть отшельниками или могли бы остаться в живых таковыми. Поэтому мы нуждаемся друг в друге.
 Следовательно, если наши старания содействовать общему благополучию рассматриваются как нечто само собой разумеющееся или принимаются с пренебрежением, если другие неохотно оказывают нам услугу, оплаченную нами, если мы особенно стараемся быть приветливыми и пожинаем лишь выражения неодобрения или подозрительные взгляды или если нашу сердечную предупредительность рассматривают как признак слабости, тогда холод неблагодарности пронизает наше сердце. Случалось ли это когда-либо с тобой?
 В чем состоит причина неблагодарности? Может быть. это звучит сурово, но основной причиной является эгоизм. Имеются, конечно, различные степени эгоизма. начиная от невнимательности до эгоцентризма. Невнимательный будет, возможно, удивлен и даже опечален, если ему указывается на то, что он не поблагодарил, но эгоцентрику это безразлично. Как бы ни было, мы имеем здесь дело с недостатком. на который следует обратить внимание.

Развивать в себе благодарность

 Что следует нам делать, чтобы развить в себе благодарность? Прежде всего, нам никогда не следует любезность считать само собой разумеющейся. Разве трудно сказать простое «спасибо» и действительно так думать? В некоторых местах, к сожалению, стало плохой привычкой считаться лишним говорить «Пожалуйста» или «Спасибо». Библия, напротив, советует нам быть дружелюбными [благодарными, НМ]" (Колоссянам 3:15).
 Кроме того, нам следует учиться больше ценить то, что для нас делают другие. Это Для благодарных мужей работа жены не само собой разумеющаяся, включает почти всех, с кем мы общаемся, особенно наших близких родственников. Домашняя хозяйка семь дней в неделю занимается тем, что делает покупки, стирает, готовит, убирает, заботится о детях. Это часто чистейший марафонский бег! Показываем мы словом и делом, что мы ее ценим? Или со временем ее работа стала для нас само собой разумеющейся? Когда мы спросили себя последний раз, выразили ли мы достаточную признательность за все ее старания сделать дом местом прибежища в нашем суровом мире? С другой стороны, жены могли бы спросить себя, в полной ли мере они ценят усилия своих мужей как кормильцев, работающих s трудных и часто обескураживающих условиях, встречающихся ежедневно в рабочем мире?
 В наши дни многие жены идут на работу и находятся в стесненных обстоятельствах. Многие домашние работы приходится делать вечером или в конце недели. Тогда часто забывается выражение благодарности. Утомленные люди обычно вспыльчивы и часто не имеют времени для вежливостей и любезностей жизни. При таких обстоятельствах все члены семьи должны принимать это во внимание и быть снисходительными.
 Но как обстоит дело с благодарностью по отношению я нашим детям? Какое вознаграждение наблюдать за ними, как они растут физически и умственно, реагируя на воспитание и заботу; видеть, как они помогают по хозяйству, потому что вы показали им, что они являются частью семейного коллектива; чувствовать их полное доверие к вам и ощущать их ласковые руки вокруг своей шеи с поцелуем при пожелании спокойной ночи. Да, имеется множество причин благодарить детей, а также благодарить их матерей, уделяющих столько времени воспитанию детей, и, прежде всего, благодарить Бога, основавшего семью.
 Вне семьи наши сослуживцы и многие другие оказывают нам различные услуги, содействуя нашему благополучию. Нам следует благодарить и их за то, что они делают. В большинстве случаев мы можем выражать свою признательность. Часто достаточно уже улыбки или сердечного «спасибо». Важно не быть настолько занятыми или рассеянными, чтобы упускать высказывать искреннюю признательность. Покажи, что ты, независимо от того, платишь ты за это или нет, ценишь сделанное для тебя другими и образ мыслей, с каким это было сделано! Поступая так, ты осчастливишь других, а это есть благородная цель в жизни.

Благодарен ли ты Богу

 В Луки, глава 17, сообщается о десяти прокаженных, которые встретили Иисуса и просили Его помиловать. Желая исцелить их, Он велел им показаться священникам, как этого требовал закон. И когда они шли, они «очистились». Но лишь один из них вернулся, чтобы поблагодарить Иисуса и прославить Бога за исцеление.
 Иисус был, возможно, разочарован этим. «Где же девять?» - спросил Он. «Как они не возвратились воздать славу Богу, кроме сего иноплеменника?» (Луки 17:11-19). Девять других забыли выразить благодарность за нечто ценное для них - исцеление от ужаснейшей болезни, проказы. Иисус считал уместным обратить внимание на это. Как же радует иное отношение самарянина, который вернулся, чтобы выразить свою сердечную благодарность.
 Как обстоит дело с тобой лично, если дело идет о том, чтобы быть благодарным Иегове Богу и Его Сыну и прославлять их? Думаешь ли ты, что имеются основания быть благодарным?
 Во дни апостола Павла многие, очевидно, были иного мнения, потому что он писал своим друзьям по вере в Риме: «Ибо, что можно знать о Боге, явно для них, потому что Бог явил им:... так что они безответны. Но как они, познавши Бога, не прославили Его, как Бога, и не возблагодарили...» (Римлянам 1:19-21).
 Точно так и сегодня многие слепы и неблагодарны. Может ли быть, что это касается и тебя?
 Благодарное сердце украшает человека. Оно привесит мир и счастье тому, кто развивает его в себе. Оно повышает ценность человека. Оно приносит Божье благословение. «Благодарю вас!» - это два простых слова, от которых становится тепло на сердце. Выражай благодарность великодушно словом и делом, и ты будешь радовать сердце Бога и окружающих тебя людей.

 

Агностик ты?

 АГНОСТИК находится где-то -между атеистом и теистом. Атеист убежден, что Бог не существует, теист же, напротив, твердо уверен, что Бог существует ц что Он имеет дело с человечеством.
 Агностик считает, что не имеется достаточно доказательств того, что Бог существует или что Он не существует. Он скорее осторожен в суждении или говорит, что если Бог существует, то Он неизвестен или непознаваем.
 Имеются у тебя друзья агностики? Или ты сам агностик? Если так, то по какой причине? Возможно, ты полагаешь, что агностицизм - самая благоразумная точка зрения в этом рационалистическом XX веке. Если это так, то мы приглашаем тебя познакомиться со мнением людей, которые оказали большое влияние на мышление людей нашего столетия и посмотреть, как они думали о Боге, и почему. Это поможет тебе, может быть, понять немного лучше причины твоего собственного убеждения.

Из-за церквей

 Выражение «агностицизм» (от греческого слова агностос, «недоступный познанию") было образовано жившим в XIX столетии ученым Томасом Г. Гексли, популяризатором теории эволюции Дарвина. Гексли заметил, что церкви претендуют на обладание особой гносис (познание) о Боге и источнике всего. Он указал на следующую причину, почему он не мог признать эту гносис и поэтому был агностиком:
 «Если мы только на один момент могли бы увидеть потоки лицемерия и жестокости, лжи, побоищ и нарушения всякого долга человечности, которые в течение истории христианских народов лились из этого источника [церквей], то в сравнении с этим поблекли бы наши самые страшные представления об аде».
 Несомненно, вера Гексли в существование Бога пошатнулась по причине признания им теории эволюции. Но еще больше пошатнулась его вера из-за поведения тех, кто должен был бы быть в состоянии помочь ему - церкви. Их репутация в течение столетий не побуждала к тому, чтобы верить в Бога.
 Социалист Гарольд Ласки, политический теоретик и педагог, писал в том же духе. «Я произошел от еврейской семьи, но я ке МОГУ припомнить, чтобы тот или иной ритуал или догма имели бы какое-либо значение для меня». - признался он. Почему? Он объяснил: «Ни в .Англии, ни в Америке мне никогда не приходилось видеть в какой-либо из организованных церквей достаточно веры в свои принципы, чтобы серьезно бороться за справедливость».
 Дальше он писал: «На протяжении всей истории церкви были противниками разумного мышления и социальной справедливости».
 Побудило ли поведение церквей также и тебя сомневаться в существовании Бога? Это правда, что их лицемерие и плохое поведение являются зарегистрированным историческим фактом. Однако следует обратить внимание на то, что Библия, самый главный источник сведений о Боге, предсказала именно такое извращение христианства: «Они соблюдают внешние формы религии, хотя смысл ее стал им давно уже чуждым» (2 Тимофею 3:5, Кно-кс).
 В действительности проступки организованных религий не являются причиной заключить, что Бог не существует. Если больной человек был обманут знахарем, то из этого он не должен заключить, что его нельзя вылечить. Напротив, ему немедля следует искать настоящего врача. Так же и с Богом: из того факта, что церковное -христианство побудило многих людей отойти от Бога, не следует заключать, что Бога нельзя найти. Это означает лишь, что Его следует искать где-то в другом месте.

Непознаваемый или неизвестный?

 Говорят, что Гексли, образовывая слово «агностицизм», основывался на слове. имеющемся в Библии. В книге Деяния Апостолов сообщается, что апостол Павел в своей проповеди к афинянам напомнил им о находившемся в их городе жертвеннике, на котором было написано: «Неведомому [по-гречески: агносто] Богу» (Деяния 17:23). Сказал ли Павел, что этот Бог. неведомый мудрым афинянам, непознаваем? Нет, никак. Напротив, он объяснил афинянам, как они могли бы познать этого Бога.
 Так же и сегодня: хотя Бог многим неизвестен, Он все-таки не непознаваем. Библия указывает на путь, как можно о Боге 'кое-что узнать: «Ибо невидимое Его... от создания мира чрез рассматривание творений видимы» (Римлянам 1:20). Это подтверждается высказываниями ученых, которые исследуют ..творения".
 Альберт Эйнштейн, самый выдающийся физик-теоретик нашего столетия, не верил в библейского Бога. Однако же его исследования физического космоса вызвали в нем такое чувство удивления, что оно граничило почти с признанием существования Бога.
 В своей книге Из моих поздних лет Эйнштейн обсуждает исследование об основной связи в природе. Затем он говорит:
 «Кто испытывал когда-нибудь интенсивное переживание удачного успеха, сделанного в этой области, тот ощущает глубокое благоговение перед разумом, обнаруживающимся во всем существующем». Он продолжает: «Путем понимания он добивается полного освобождения от оков личных надежд и желаний, и вследствие этого приобретает смиренный склад ума по отношению к величию разума, воплощенного в существующем, и который в своей абсолютной глубине недосягаем человеку».
 От такого признания ..разума, обнаруживающегося во всем существующем", и ..величия разума, воплощенного в существующем", до познания, что за всем этим должен быть Кто-то с великим разумом или Источник разума, всего лишь шаг. Такой шаг сделал современник Ч. Дарвина А. Р. Уоллес, защитник теории эволюции и лежащего в ее основе учения естественного отбора.
 Хотя он и был убежден, что человек произошел от животных, Уоллес видел в человеке нечто доказывающее ему, что должен существовать Некто высший. Это «нечто» было высокое человеческое чувство морали и его интеллектуальный потенциал.
 «Я не могу объяснить этого принципом „естественного отбора"», - писал он. Скорее он защищал взгляд, что эти качества «служат верным доказательством существования других, более высоких существ, чем мы, от которых произошли эти качества, п к которым мы всегда будем стремиться».
 Научные исследования в Оксфордском университете решительно убедили профессора математики Э. А. Милн в существовании Бога. Современная наука все яснее показывает, насколько сложны н чудесны законы, царящие во вселенной. Милн полагал, что необходимо признать существование Бога, чтобы объяснить происхождение материи и кто дал начало законам природы, которые управляют материей. «Если мы не в состоянии объяснить, как произошла материя, - утверждал он, - то тем менее мы можем объяснить начало строгих законов, управляющих ею».
 Поэтому математик и физик Милн писал: «Хотя бывали моменты, когда я склонялся к агностицизму, но я всегда отходил от этого. Я крепко убежден, что вселенная сотворена Богом. Всемогущим».

Затруднительное положение агностика

 Известно, что человек по натуре имеет инстинктивную потребность поклоняться чему-нибудь". Те, которые считают себя агностиками пли атеистами, могут установить, если честно заглянут в себя, что им чего-то недостает - подобно ребенку, который растет в приюте н чувствует, что лишен чего-то, потому что никогда не знал своих родителей.
 Даже такой человек, как известный математик Бертран Рассел, считавший себя неверующим, сознался позднее в жизни:
 «Я удивительно несчастлив, потому что сложен образец моей жизнн, потому что безнадежно сложна моя натура.... Внутри меня постоянное и вечное ужасное мучение - странное неистовое мучение - поиски чего-то, находящегося вне мира, чего-то видоизмененного и бесконечного - блаженного видения - Бога - я не найду этего, я не думаю, что можно найти это».
 И все-таки можно найти это. Сегодня имеются миллионы людей, которые не только уверены в существовании Бога, но они знают Его, доверяют Ему и имеют с Ним личное отношение. Они благодарны науке за то, что она передала им глубокие знания о Божьем „невидимом" [Божьих невидимых качествах,' НМ] (Римлянам 1:20). Тем не менее они нашли, что их вера стала более глубокой благодаря изучению Библии, книги, в которой показывается, как Бог общается с людьми.
 Наша вера в Бога, заложенная в нас Библией, не есть простое легковерие. Напротив, благодаря ей в нас появляется вера с уверенностью. «Вера же есть осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом» (Евреям 11:1). Вера в существование Бога - хотя Он н невидим - достигается рассмотрением «творений» и особенно изучением Библии. Если ты агностик, то мы рекомендуем тебе еще раз проверить доказательства. Свидетели Иеговы охотно готовы помочь тебе в этом.

 

Иосиф - историк в центре событий

 КАК сегодня, так и 2 000 лет тому назад БЛИЖНИЙ Восток стоял в фокусе интернационального интереса. Тогда, как и сегодня, в той области находилось иудейское государство, окруженое вражескими соседними странами, в которых религиозные чувства, смешанные с националистическими стремлениями, возбуждали умы. Тогда. как и сегодня, Блнжн1:й Восток играл в мировой экономике важную роль. (Египетским хлебом питалось население древнего Рима.) В то время эта в политическом отношении неустойчивая область образовывала ворота, ограничивавшие Римскую империю от ее соперников.
 Такими вот были обстоятельства во время. когда высказывались пророчества о иудейском народе. Эти пророчества должны были исполниться до малейших подробностей. Например, было предсказано, что город Иерусалим будет осажден войсками и окружен укреплениями из заостренных кольев и после того - после ожесточенных боев и ужасных страданий вследствие голода, эпидемий и жестокостей ~ испытает падение. Кроме того, пророчествовалось, что храм в Иерусалиме, которым часто восхищались п который незадолго до того был увеличен и сделан более красивым, будет разрушен до основания.

Почему это должно нас интересовать?

 Для каждого, кто внимательно преследует мировые политические события, крайне интересно узнать, что все эти пророчества точно исполнились 37 лет после того, как они были высказаны. Исследователи Библии знают, что пророчества Иисуса исполнятся еще раз, однако в намного больших размерах, а именно на .всем современном населении земли (Луки 19:43, 44; НМ; 21:5--35).
 Однако все это произошло более 1 900 лет тому назад. Откуда знаем мы, что пророчества Иисуса относительно Иерусалима исполнились до малейших подробностей? Наши знания относительно происшествий в связи с разрушением Иерусалима римлянами в 70 г.н.э. мы черпаем большей частью из трудов иудейского историка Иосифа Флавия. В своей книге История иудейской войны он описывает события, как они были предсказаны Иисусом, хотя и ничто не указывает на то, что Иосиф был сам христианином или что он знал пророчества Иисуса.
 Так Иосиф сообщает, что римский полководец. Тит воздвиг стену из заостренных кольев, чтобы быстрее взять измором осажденный Иерусалим - точно так, как это предсказал Иисус. (Иисус сказал: «Придут на тебя дни, когда враги твои обложат тебя окопами [построят вокруг тебя укрепление из заостренных кольев, НМ], п окружат тебя, и стеснят тебя отовсюду».) Иосиф описывает подробно, как ужасно страдали жители города от голода, эпидемий п кровавых боев - все это были страдания, которые предсказал Иисус. («Будут... глады и моры». «И падут от острия меча».) Он сообщает, что храм был разрушен до основания, что ни один камень не остался на другом, точно так. как предсказал Иисус. («Не останется камня на камке; все будет разрушено».)

Кто был Иосиф Флавий?

 Кто был этот иудейский историк, который известен нам под римской фамилией «Флавий»? Был ли он действительно так осведомлен о происшествиях в Иудее в первом столетии, что он мог правдиво писать об этом? Можем ли мы верить его описаниям?
 Сначала мы упомянем, что Иосиф не описывал события, которые лежали далеко позади и для описания которых ему пришлось бы черпать из хроники какой-либо императорской библиотеки. Он сообщал о том, что происходило во время его жизни. Большую часть того, о чем он рассказывал, он испытал даже сам. Его сообщение крайне увлекательно прежде всего потому, что он во время войны иудеев против римлян боролся на обеих сторонах. В начале он командовал иудейскими войсками в Галилее, а позже он действовал в качестве одного из советников римского полководца Тита. Между Иосифом и Титом, как и его отцом Веспасианом, развилась такая тесная дружба, что Иосиф привял позже фамилию Флавий. Поэтому он знаком вам под именем Иосиф Флавий, а не под его иудейским именем Иосиф бен Матфей.
 Иосиф родился лишь немногие годы после смерти Иисуса и развился во внимательного наблюдателя политических тенденций. Он был благородного происхождения, принадлежал к секте фарисеев и имел семейные отношения к аристократической секте саддукеев. Он сообщает, что он в возрасте 26 лет был послан с несколькими другими в Рим, чтобы добиться освобождения некоторых иудейских священников, которые римский наместник Феликс велел послать связанными в Рим к императору «по незначительной н случайной причине». Этот случай напоминает читателю Библии о том, что этот же наместник, Феликс, держал апостола Павла два года в заключении в надежде получить от него взятку (Деяния 24:27). В Риме молодой Иосиф был представлен императрице Иоппее, супруге императора Нерона, а она тогда вступилась за освобождение его друзей.
 Когда Иосиф возвратился в Иерусалим, исполненный восхищения культурой и военной силой римлян, ему пришлось со смущением установить, что иудеи были полны решимости восстать против римлян. Иосиф, надеявшийся, по-видимому, быть в состоянии вести с римлянами переговоры, принял данное ему умеренными иудеями в Иерусалиме задание пойти в качестве наместника в Галилею. Там он начал укреплять города и организовывать войска по римскому образцу, и, кроме того, он подавил различные заговоры зелотов.

Мужественный и хитрый

 Иосиф был крайне хитрым человеком. Это показывает его образ действия против города Тивериада у Галплейского моря, который восстал против него и изгнал его. Так как у него не было в распоряжении необходимых войск, чтобы пойти против мятежников, он велел своим сторонникам, чтобы каждый в одном судне взял курс на Тивери-аду. У него не было даже достаточно людей, чтобы комплектовать 230 кораблей, имевшихся у него в распоряжении, однако жители Тивериады не знали этого, но думали, что корабли были полны тяжеловооруженными солдатами. Дальнейшим хитрым образом действия ему удалось побудить испуганных граждан сдать город. При этом ни одна жизнь не была потеряна.
 Короткое время спустя в Галилею вторгнулся римский полководец Веспаспан с 60 000 солдат, чтобы отомстить за унижение, испытанное Цестием Галлом в 66 г.н.э. Веспаспан осадил в конце концов небольшое горное местечко Иотапата, защищавшееся Иосифом и его людьми. Однако после 4 7-дневной ужасной осады город пал. Иосиф и 40 других спрятались в пещере. Когда это убежище стало известным, римляне велели сказать Иосифу, что если он сдастся, то они пощадят его жизнь.
 Иосиф не был против, но его люди не были согласны, ибо они решились умереть от собственного меча. Иосиф сделал вид, как будто он поддерживал их намерение, и он предложил решать жребием, кто должен был как следующий умерщвлять другого. Некоторые предполагают, что Иосиф «подделал жребии», ибо в конце остался только он и один из его товарищей. Он уговорил этого сдаться римлянам.
 Когда Иосиф после своего пленения был приведен к римскому полководцу Веспаси-ану, бывшему крайне суеверным, он выдал себя за пророка и польстил ему, пророчествуя ему, что он станет «Господом над землей и морем». На Веспасиава это произвело такое впечатление, что он отказался от своего намерения предать Иосифа императору Нерону. Напротив, он оставил его при себе в заключении, чтобы увидеть, исполнится ли пророчество. Когда Веспасиан в 69 г.н.э. был провозглашен императором, он вспомнил, что пророчествовал Иосиф два года тому назад; с тех пор Иосиф был близким другом и советником семьи Флавиев. Молодые люди спрашивают себя Когда Веспаспан поспешил в Рим, чтобы перенять господство, Иосиф присоединился к Титу, сыну Веспасиана, получившему задание завоевать Иерусалим и таким образом кончить войну против иудеев. Иосиф помогал Титу относительно применявшихся иудеями методов и употреблялся римлянами также в качестве рупора. Он ставил свою жизнь на карту, когда он перед стенами Иерусалима призывал население сдаться.

Очевидец

 В это время Иосиф был очевидцем происшествий, благодаря которым исполнилось достойное замечания пророчество Иисуса о Иерусалиме. Иисус предсказал: «Великое будет бедствие на земле и гнев на народ сей». Иосиф упоминал гнев римлян, которые первоначально хотели поступать милостиво с иудеями, но потом были охвачены сильным гневом, потому что иудеи не хотели уступить (Луки 21:23).
 Когда город пал после сравнительно короткой осады в четыре с половиной месяца. римские солдаты убивали, пока они не устали поражать. «С обнаженными мечами они устремлялись в переулки, резали каждого, кто попадался им на пути, и сжигали дома, в которые убегали иудеи, со всем, что было в них. Они много грабили; часто же, когда они вторгались в дома ради добычи, они находили целые семьи мертвыми и крыши наполненные трупами умерших с голоду... закалывая, что встречалось им на пути, они заграждали узкие переулки многими мертвыми и наводняли город потоками крови».
 Достойно замечания, что Иисус предсказал не только жестокость осады Иерусалима, но и ее кратковременность: «И если бы не сократились те дни, то не спаслась бы никакая плоть» (Матфея 24:22). Во время осады Иосиф в ужасе наблюдал, что иудеи бросили за городскую стену 600 000 трупов - жертв голода, болезней и братских раздоров. Продолжалась бы осада дальнейшие пять месяцев, то в Иерусалиме никто не остался бы в живых.
 Иосиф сообщает, что при осаде умерло всего 1100 000 иудеев, и обосновывает это число указанием ва то, что осада началась, когда большое число паломников, пришедших на Пасху в Иерусалим, находилось в городе. Приведенное Иосифом число под-' вергалось сомнению, потому что римский историк Тацит говорил, что число жертв состояло лишь из 600 000.
 Нельзя, однако, забывать, что Тацит не был очевидцем. Его писания изобилуют неточностями относительно иудейской истории и иудейских обычаев. Он признается также, что о числе жертв он узнал из вторых рук.
 Далее, Иосиф защищает приведенное им число (1100000) тем, что он указывает ва то, что незадолго до входа римлян в Иудею был проведен подсчет. При этом было установлено, сколько жертвенных животных было заколото во время Пасхи, а именно 256 500. А так как вокруг каждой жертвы собиралось приблизительно 10 лиц, то Иосиф делал вывод, что во время Пасхи в Иерусалиме находилось 2700000 (округленно) лиц.

Достойный доверия, но не безошибочный

 Многое нз того, что Иосиф описывает, он пережил сам. Конечно, то, что происходило во время осады в Иерусалиме, он не видел собственными глазами, но после захвата города он мог опросить 200 иудеев, которые остались в живых ц за которых он вступился, так что они получили свободу. Во время осады также постоянно перебегали иудеи к римлянам, и Иосиф мог также опрашивать этих перебежчиков. Кроме того, он, кажется, имел доступ к дневникам его покровителей, Веспасиана и Тита, так как он позже ссылается на эти документы.
 Это, конечно, не означает, что Иосиф был безошибочным историком. Его взгляды находились, очевидно, под влиянием желания удовлетворять своих римских покровителей, как и его антипатии к зелотам, которые в Иерусалиме во время осады взяли на себя руководство, потому что некоторые из них, когда он был наместником в Галилее, были его врагами. Но нет причины сомневаться, что труд Иосифа в общем и целом соответствует правде. Он ведь писал во время жизни людей, о которых шла речь в записанных им событиях. Имевшиеся в большом количестве завистливые клеветники автора с радостью ухватились бы за всякую серьезную неточность.
 Труды Иосифа крайне увлекательны как для исследователя истории, так и для исследователя Библии. Тебе, может быть, не было известно, что мирская история так ясно подтверждает пророчества Библии. Хотя Библия и не нуждается в поддержке со стороны трудов мирских историков, как Иосифа и других, но свободные от предрассудков лица все же будут побуждены заниматься тем, о чем она говорит в связи с нашим временем, когда они вндят, что ее другие пророчества уже исполнились.
 Думал ли ты до сих пор, что Иосиф был тихим ученым, который составил свой труд в затхлой библиотеке? Он был в короткое время поочередно дипломатом, полководцем, пленным, самозванным пророком, советником римских полководцев и летописцем - историком в центре событий!

 

Молодые люди спрашивают себя
Должен ли я бросить школу?

 ШКОЛА для меня была скучной и слишком строгой, — сказал Вальтер, — н она отнимала у меня очень много времени». Многие молодые люди согласятся с ним. Вальтер решил бросить среднюю школу. Сегодня он сожалеет об этом. «Иногда люди употребляют слова, Которые я не понимаю, — говорит он, — тогда я чувствую себя глупым. Н сколько раз я уже хлопотал о месте, но всякий раз получал отказ, потому что у меня не было диплома (свидетельства об окончании школы)».
 Как с Вальтером, так случается со многой американской молодежью. В 1980 году в одних Соединенных Штатах свыше пяти миллионов молодых людей в возрасте от 14 до 24 лет преждевременно оставило среднюю школу. Почему же поступают так многие из молодежи?
 Антония преждевременно оставила школу, потому что ей было трудно с уроками, задававшимися на дом. «Как могла я исполнять заданное, если я не понимала того, что читала?» — спрашивала она. «Я сидела там, становилась все глупее и глупее, и поэтому оставила школу».
 Некоторые школьники теряют мужество из-за безнравственности, царящей в школе. Кроме того, некоторые говорят, что насилие в школе принуждает их учиться в состоянии страха. Другие опять-таки считают, что классы слишком большие. И 18-летняя Анни, которая посещает частную школу, сказала: «То, что ученики должны учить, кажется им бессмысленным. Это не соответствует их реальной жизни, поэтому им это безразлично».
 Итак, не удивительно, что один ученик спросил: «Почему я должен ходить в школу? Какая мне польза от нее?»
 Может быть, ты тоже уже думал так. Однако, как может выход из школы повлиять на твою жизнь позднее? Имеются ли веские причины оставаться в школе до се окончания?

Ценность образования

 Когда Михаила спросили, почему он вернулся в школу для получения свидетельства-средней школы, он сказал: «Я понял, что мне необходимо образование". Что, собственно, принадлежит к «образованию»? Лишь умение хорошо считать, читать и писать или имение в голове большого количества данных? Это столько же равнялось бы образованию, как нож, вилка и ложка составили бы еду.
 Образование должно подготовить молодого человека к успешной жизни. Аллен Остиль, 18 лет состоящий членом управления школой, сказал: «Образование состоит в том, чтобы научить молодого человека думать, решать проблемы, что разумно и что нет, логичному мышлению, знать, что является фактами п уметь различать между широкими п узкими понятиями, научить его обо всем этом правильно судить
 Юношеская пора самая благоприятная для приобретения знаний и уметь различать, и показать, как учиться».
 Какую роль играет при этом школа? Много столетий тому назад царь Соломон составил притчи, чтобы «простым дать смышленвость, юноше — знание ц рассудительность» (Притчи 1:1-4). Да, молодые люди неопытны. Однако школа может помочь им питать и развивать способность мышления. При этом подразумевается способность не только перечислять факты, но и анализировать их и употреблять их для развития продуктивных идей. Хотя методы учения в школе многими критикуются, но полезное в них состоит в том, что ты вынуждаешься употреблять свою способность мыслить. Может быть, ты думаешь, что решение геометрических задач или выучивание наизусть целого ряда исторических дат не имеют ничего общего с практической жизнью. Но Барбара Мей-ер пишет в книге The High School Survival Guide (Как выжить среднюю школу): «Не каждый в состоянии вспомнить все, что учителя хотели знать в определенный момент на экзамене, но искусство, как правильно учить или планировать, никогда не забывается».
 Три университетских профессора, изучавших продолжительность влияния образования, также пришли к заключению, что «образованные люди обладают более широкими и глубокими знаниями, чем другие, имея не только книжные знания, но и знания современного мира; дальше, такие люди скорее осведомляются н настроены на источники сведений.... Эта разница имеется еще, когда они становятся старше и давно уже не сидят на школьной скамье». (The Enduring Effects of Education; Постоянные результаты образования).
 Строгий порядок, которому ты учишься в школе, сможет помочь тебе во всей твоей остальной жизни.
 Приобретение образования, таким образом, является жизненным процессом. Будучи уже старым человеком, философ Ла-сидес начал изучать геометрию. Когда его спросили, почему он это делает, он сказал:
 «Если я теперь не буду учить, когда же я должен это делать тогда?» Думаешь ты сейчас, что тебе будет легче учиться, когда тебе будет 25 или 30 или даже 35 лет? На самом деле, юношеская пора самая пригодная, чтобы приобретать знания. Что же говорят многие молодые люди, почему они учатся?

Школа и работа

 Для Ивонны все было ясно: «Посещение школы — средство для достижения цели», — сказала она. «А целью является зарабатывать позже себе на пропитание». Разделяешь ты ее мнение? Так думают многие молодые люди, а некоторые даже высказали, что им хотелось бы, чтобы в школе был предмет «Как найти рабочее место». Но чтобы извлечь ПОЛЬЗУ пз школьных занятий, следует продолжать учиться и Сыть старательным в каждом предмете.
 Мудрый царь Соломон сказал о проворном в своем деле человеке: «Он будет стоять перед царями; он не будет стоять перед простыми» (Притчи 22:29). Так это еще и сегодня. «Кто не проворен в своей работе, тот может многое упустить в жизни», — сказал Эрнст Грин из Министерства по вопросам труда в США.
 Естественно, что у неокончивших школу мало перспективы получить работу. Число безработных от 16- до 24-летних, раньше времени оставивших школу «почти вдвое выше, чем у имеющих диплом, и почти в три раза больше, чем обыкновенное число безработных». «Кто не заканчивает школьного образования, тот сам себе закрывает будущее», — сказал Ф. Филип Раис в своей книге The Adolescent (Подросток). II почему это так? Потому что, кто не закончил школу, у того, по всей вероятности, нет основной сноровки, необходимой для исполнения самой простой работы.
 Пауль Копперман писал, например, в перспективы получить работу малы для тех, у кого нет основной сноровки, которой учат в школе.
 В книге The Literacy Hoax (Обман образования): «Недавно проведенное исследование показало, что для того. чтобы быть поваром, необходимо уметь читать так, как ученик седьмого класса: чтобы быть механиком — как ученик восьмого класса и чтобы изучить специальность приказчика — как ученик девятого или десятого класса». Он продолжает: «Разумеется, что кто хочет стать учителем, сестрой милосердия, бухгалтером или инженером, должен еще лучше уметь читать».
 Ученики, которые старательны в главных предметах, как например, в чтении, имеют, конечно, больше шансов получить работу. Но какую другую пользу для жизни можно получить от посещения школы?

Польза

 Польза для всей жизни состоит в том. что познаются свои силы и слабости. Мишель, которая недавно нашла работу в области электронной обработки данных, сказала,' что ее среднее образование — хотя оно и было трудным — было ей на пользу. Она объяснила: «В школе я научилась упорно работать, сдавать экзамен ц точно выражаться».
 «Школа научила меня правильно смотреть на неудачи», — сказала другая девушка. У нее была тенденция обвинять не себя, а других за неудачи. Другие молодые люди считали полезным заведенный строгий школьный порядок. Однако многие как раз поэтому критикуют школу и утверждают, что она препятствует духовному развитию молодых людей. Соломон. напротив, ободрял молодежь «познать мудрость и наставление» (Притчи 1:2). В школах, где царит строгость, молодежь воспитывается дисциплинированными и также творчески способными людьми.
 Итак. тебе следует хорошо использовать свои школьные годы, несмотря на проблемы, связанные, возможно, со школой. Подготавливайся к жизни теперь. Будь прилежным учеником ц стремись окончить школу. Об учебе никогда не думай с пренебрежением.