Четверг, февраля 25, 2021
Руководящий совет cвидетелей Иеговы запрещает свободу слова на религиозную тему
или о cвидетелях Иеговы, которая вне надзора «верного и благоразумного раба».

Откладывает ли Бог Свой суд?

 Представь себе, что ты ожидаешь гостя из другого места, который сообщил тебе день, но не указал часа своего прибытия. Время проходит, но ожидаемый не является. Ты спрашиваешь себя: запоздает ли он? Хотел ли он действительно приехать сегодня? Не случилось ли, может быть, недоразумение? Постепенно твое волнение возрастает, и ты начинаешь сомневаться.
 Так думают, возможно, многие люди о наступлении времени, когда Бог приведет в исполнение приговор над злыми людьми. Поклонники Бога ведь уже очень долго ждут этого. Верный царь Давид, например, сказал уже 3000 лет тому назад: «Господь [Иегова, НМ] одесную Тебя. Он в день гнева Своего поразит царей; совершит суд над народами». Можно ли поэтому упрекать кого-либо, если он задает вопрос: «Когда?»? (Псалом 109: 5, 6).
 Серьезные исследователи Библии, сравнивающие мировую обстановку с библейскими пророчествами и принимающие во внимание библейскую хронологию, уверены, что предстоит суд Бога. Но не верили ли в это многие уже и в прошлом и должны были, затем установить, что они ошиблись? Имеется ли вообще верный метод точно установить время суда Бога?

В определенное Богом время

 Иисус намекал на то, что суд будет проведен в определенное время. Однако Своим последователям Он говорил, предупреждая: «... бодрствуйте, ... ибо не знаете, когда наступит это [определенное, НМ] время» (Марка 13: 33).
 Также и Аввакум, которому Бог уже за шесть столетий до того поручил написать о приведении в исполнение Божьего суда, сказал, что это относится «к определенному времени». По указанию Бога, он предупреждал не быть нетерпеливыми или даже сомневаться, заявляя: «И не обманет; и хотя бы и замедлило, жди его, ибо непременно сбудется, не отменится [не запоздает, НМ]» (Аввакум 2: 2,3).
 Но почему Аввакум сказал: «Хотя бы и замедлило», если суд Бога все-таки относится «к определенному времени» и «не запоздает»? Этим явно должно было быть показано, что некоторые члены народа Бога стали бы ожидать суд раньше чем он действительно пришел бы. Почему? Потому что им не будет известно точное время его наступления.
 Даже Сам Иисус Христос во время Своего земного служения не знал точного времени, т.к. Он сказал: «О дне же том или часе никто не знает, ни Ангелы небесные, ни Сын, но только Отец» (Марка 13: 32). Однако Он знал, в какой промежуток времени наступит суд. Когда Его ученики спросили Его об этом, Он описал им комбинированный признак, с помощью которого они могли бы узнать этот период, как только бы он начался. Первые показатели этого, по словам Иисуса, были «как первые родовые схватки». Беременная женщина в начале родовых схваток не знает, конечно, точно, когда она родит ребенка, но она знает, что скоро предстоит рождение (Матфея 24: 3-8, Today's English Version).

«Не прейдет род сей»

 Однако Иисусу было известно не только, в каком промежутке времени наступит суд Бога, но Он знал также, что он ограничен. Он взял в качестве примера смоковницу и сказал: «Когда ветви ее становятся уже мягки и пускают листья, то знаете, что близко лето; так, когда вы увидите все сие, знайте, что близко, при дверях. Истинно говорю вам: [ни в коем случае, НМ] не прейдет род сей, как все сие будет» (Матфея 24: 32-34).
 Следовательно, суд будет проведен когда-нибудь при жизни того поколения, которое увидит первые доказательства начала периода, предсказанного Иисусом. Начало этого периода ознаменует начало конца сатанинского мира, над которым Царство, основанное в то время на небе, приведет в исполнение божественный приговор. Библейская хронология и исполнение библейских пророчеств приводят достаточно доказательств в подтверждение того, что этот период начался в 1914 г. *
 Таким образом, суд Бога должен быть проведен, прежде чем полностью вымрет поколение 1914 года. Из этого поколения все еще живет немалое число людей. Например, в Федеративной Республике Германии в 1980 году жило еще 1597 700 человек, родившихся в 1900 году или раньше. Несомненно, это число было бы еще больше, если бы миллионы граждан этой страны не умерли преждевременно в первую и вторую мировую войну.
 Когда Иисус обещал, что «[ни в коем случае, НМ] не прейдет род сей», Он употребил два греческих отрицания у и мэ. The Companion Bible объясняет их употребление следующим образом: «Если связываются эти оба отрицания, то они утрачивают свои характерные значения и составляют самое сильное и подчеркивающее заверение [подтверждение]». Лишь теперь, во время, когда кажется, что поколение могло бы пройти, прежде чем все исполнилось, слова Иисуса «ни в коем случае» действительно приобретают значение.

Испытание веры

 Употребленные Аввакумом предупреждающие слова давали уже понять, что будет кажущееся запоздание суда Иеговы, которое должно служить для испытания веры. Логично, что кажущееся запоздание могло бы стать испытанием лишь в конце того поколения, о котором говорил Иисус. В связи с примером в начале этой статьи можно бы было задать себе вопрос: когда начал бы ты серьезно сомневаться в том, что твой гость еще придет? Определенно не в 9 час утра, также не в обеденное время, возможно, даже не поздно после обеда. Твоя вера определенно подверглась бы испытанию с наступлением вечера. Но подумай, что твой гость даже в 23.30 ночи все еще имел бы время исполнить свое обещание!
 Поэтому нет никакого основания беспокоиться о том, что Слово Бога не исполнится. Этого еще никогда не случалось. Слова, с которыми Иисус Навин обратился к израильтянам более 3 000 лет тому назад, оправдываются сегодня, как и тогда: «Не осталось тщетным ни одно слово из всех добрых слов, которые говорил о вас Господь [Иегова, НМ], Бог ваш; все сбылось для вас, ни одно слово не осталось не исполнившимся» (Иисус Навин 23: 14).
 В Сторожевой Башне от 1 мая 1910 года (англ.) говорилось: «По-видимому, в нашей натуре и натуре всех людей заложено быть нетерпеливыми, что касается исполнения пророчеств, и ожидать совершения чего-либо скорее, чем это обычно происходит». Дальше было сказано: «Это есть запоздание, насколько это касается наших ожиданий, однако мы можем быть уверены, что не будет запоздания, что касается Божьего намерения... Мы не сомневаемся, что будут достигнуты цели, когда исполнится время — Божье время».
 Если живущие теперь верные христиане оглянутся назад, то они могут понять уважительные причины, почему не наступил еще суд Бога. Они могут радоваться тому, что он еще не наступил. Наша следующая статья пояснит, почему.

 

Почему Бог не привел еще Свой приговор в исполнение

 Уже приблизительно 20 лет после смерти Иисуса некоторые христиане ожидали, что Иегова «придет» судить. Поэтому апостол Павел чувствовал необходимость написать им следующее: «День тот [Иеговы] не придет, доколе не придет прежде отступление и не откроется человек греха, сын погибели». Хотя Павел признавал, что «тайна беззакония» в те дни была «уже в действии», но, очевидно, еще не в таком размере, чтобы мог уже наступить Божий суд (2 Фессалоникийцам 2: 2, 3, 7,8).

Двойной сбор

 Хотя отступление непременно должно было наступить, но из-за этого ни в коем случае не должно было расстроиться намерение Бога, а именно избрать 144 000 верных христиан в небесные соправители Его Сына Иисуса. (Смотри Откровение 14: 1-5.) Суд Иеговы мог состояться лишь после того, как их число стало бы полным и они были бы запечатлены Богом. В Откровение 7: 2, 3 объясняется: «Четырем Ангелам... [было сказано]: не делайте вреда ни земле, ни морю, ни деревам [тем, что они отпустили бы против народов вызывающие уничтожение ветры суда Бога], доколе не положим печати на челах рабов Бога нашего». Сегодня мы знаем, что это дело не было еще завершено в 1914 году, когда было воздвигнуто Царство.
 Поэтому суд Бога не мог еще наступить, в то время как этого некоторые ожидали. В английском издании Сторожевой Башни от 1 января 1914 года такое развитие считалось возможным, и было сказано: «1914 год [является] последним из промежутка времени, который Библия называет „временами язычников"... [Однако] мы ни в коем случае уверены, что этот год принесет с собой такую радикальную и скорую перемену управления, как мы этого ожидали». Как было дальше показано в этом издании, христиане были все-таки благодарны, что с помощью библейской хронологии они осознали, что в недалеком будущем предстоял суд Бога. Говорилось: «Мы верим, что хронология — это благословение. Если мы пробуждены ею утром несколькими минутами или часами раньше, чем мы проснулись бы обычно, то это хорошо. Бодрствующие получают благословение».
 К тем, кто получит благословение, должно было относиться также, согласно Библии, «великое множество людей, которого никто не мог перечесть, из всех племен и колен, и народов и языков». Только в 1935 году было полностью понято, что это «великое множество людей» составится из «людей, «которые пришли от великой скорби», т.е. из людей, оставивших организацию сатаны и ставших на сторону Бога, благодаря чему, они переживут Божий суд. Сбор этого «великого множества людей», согласно намерению Иеговы, проводится уже пятьдесят лет. Мы можем радоваться, что Божий суд приведется в исполнение только тогда, когда завершено будет это жизнеспасающее дело (Откровение 7: 9, 14).

Политические развития событий

 На время перед судом Бога были предсказаны также определенные политические развития событий. Полное исполнение пророчества Даниила о „двух царях" (глава 11) теперь явно предстоит в недалеком будущем. * Когда исполнение достигнет своей высшей точки, тогда будет приведен в исполнение суд Бога. (Сравни Даниил 2: 44.)
 Хотя сверхдержавы и их блоки — «царь южный» и «царь северный» — враждуют друг с другом, они представительствуют в политической мировой организации, которой люди „удивляются" сегодня. Библия дает подходящее описание созданной после первой мировой войны Лиги Наций и ее преемника, Организации Объединенных Наций, которая была основана после второй мировой войны (Даниил 11: 40; Откровение 17: 8).
 „Оба царя", которые хотя и идут совершенно различными идеологическими и политическими путями, но в то же время все-таки «объединены», играют значительную роль в сохранении «мира и безопасности» в мире. И это весьма показательно, т.к. в библейском пророчестве говорится: «Ибо, когда будут говорить: „мир и безопасность", тогда внезапно постигнет их пагуба». Конечно, в настоящее время нам не известно еще, каким образом эти „оба царя" — каждый в отдельности и в связи с Организацией Объединенных Наций — решат политические, экономические и социальные проблемы мира и проблемы, связанные с условиями окружающей среды, что они почувствуют себя в праве сделать такое провозглашение (1 Фессалоникийцам 5: 2,3).
 Зато мы точно знаем, что Организация Объединенных Наций со всеми своими членами-нациями — включая этих весьма видных „двух царей" — когда-то во время своего существования будут судимы Богом и „пойдут в погибель". Мы знаем также, что поколение 1914 года не будет больше долго жить. Поэтому остается лишь очень немного времени до окончательного исполнения этого пророчества. Но нам известно также обещание, данное Иисусом, что «[ни в коем случае, НМ] не прейдет род сей, как все это будет» (Откровение 17: 11; Марка 13: 30).

Иегова не будет медлить — будешь ли медлить ты?

 Если ты уже изучаешь Библию и знакомишься с намерениями Иеговы, то не медли бежать к символическому месту, где Бог предоставляет Свою защиту. «Взыщите правду, взыщите смиренномудрие», чтобы „вы укрылись в день гнева Господня [Иеговы, НМ]" (Софония 2: 1-3).
 Вспомни опять христиан первого столетия, которые в 66 году н.э. бежали из Иерусалима, потому что они обратили внимание на признак предстоявшего суда, на который указывал Иисус. Кто медлил с побегом, все равно, по каким причинам, тот обманывался, возможно, ложным чувством безопасности, когда римляне, окружившие сначала город, затем, однако, неожиданно отступили, не возвратились. Проходили недели, за ними месяцы и годы. Некоторые, возможно, думали, что Иегова медлит еще с исполнением Своего суда. Но вдруг и неожиданно в 70 г. н.э. римляне вернулись назад. Для находившихся еще в городе не было больше возможности бежать (Луки 21: 20-22).
 С другой стороны, все посвятившиеся уже Богу, чтобы исполнять Его волю, и бежавшие на Его место безопасности, не должны были медлить исполнять свои христианские обязанности. Они не должны были просить освободить их от провозглашения вести о суде Иеговы, как это пытался делать Иона, когда ему было поручено предупредить Ниневитян о Божьем суде. Они не должны были быть бездеятельными и, как Иона, сердиться, так сказать, на то, что все происходит не так скоро, как они этого ожидали (Иона 1: 1, 2; 4: 2, 5, 10, 11; 2 Петра 3: 15).
 В английском издании Сторожевой Башни от 1 июня 1906 года точно говорилось о приведении в исполнение суда Бога: «Время полностью покажет мудрость Бога, которая для недальновидных людей кажется беспощадным замедлением... Бог в Своей милости открыл нам Свой образ мыслей и позволил заглянуть нам в славное будущее... и в той мере, в какой мы в состоянии понимать это и верить этому, мы можем быть спокойными и радоваться этому. Однако между тем мы, которые благодаря этой чудесной перспективе так милостиво подкреплены, должны терпеливо ожидать конца, каким бы болезненным не было время ожидания».
 И мы хотим ждать, а именно с той же уверенностью, которая была у Аввакума: «Ибо непременно сбудется, не отменится» (Аввакум 2: 3).

 [Сноска На Странице 6]
 * Это пророчество было подробно объяснено в книге «Да будет воля Твоя на земле», изданной в 1958 году Обществом Сторожевой Башни на английском языке.

 [Рамка На Странице 6]
 Что должно предшествовать приведению в исполнение Божьего суда
 Отступление (2 Фессалоникийцам 2: 2, 3)
 Запечатление 144 000 (Откровение 7: 2, э)
 Сбор «великого множества людей», которое останется в живых (Откровение 7: 14)
 Установление Лиги Наций и затем Организации Объединенных Наций (Откровение 17: 8)
 Последняя конфронтация между обоими великими национальными блоками (Даниил 11: 40,44,45)
 Громкое провозглашение «мир и безопасность» по всему миру (1 Фессалоникийцам 5: 2, 3)

 

Принять вызов христианской зрелости

 Здоровый, крепкий грудной ребенок действительно доставляет радость. Едва ли кто может устоять перед его забавным видом. Он находится в центре внимания и повсюду развеивает печаль. Родители, понятно, горды своим ребенком, хотя он и причиняет заботу и волнение. Да, «награда... — плод чрева» (Псалом 126:3).
2 Что было бы, однако, если бы у такого приятного ребенка не замечалось никаких признаков роста? Если он после долгих месяцев или даже лет любящей родительской заботы оставался бы в той же стадии, то, по-видимому, что-то было бы не в порядке. Рост невольно связывается с жизнью; его ожидают от всех живых существ. Это есть свидетельство творческой силы и мудрости Иеговы (Луки 2:52).

Необходим духовный рост

3 Согласно пророчеству Иисуса, сегодня наблюдается рост совсем другого рода. По всему миру происходит духовная «жатва» (Матфея 9:37). В 1984 году, например, шесть стран имели среднее число возвещателей Царства свыше 100 000. Три года до того это было лишь в двух странах. За прошедшие шесть лет крестилось 827144 новых свидетелей Иеговы и было основано более 5 000 новых собраний. Иегова ускорил Свое дело (Исаия 60:22).
4 Эти числа показывают, что каждый третий, связанный с народом Иеговы и участвующий в деле проповедования, крестился в последние шесть лет. Являешься ты одним из них? Если это так, то для тех, кто помог тебе познать истину, да, для всех связанных с тобой христиан, как и для твоего небесного Отца, Иеговы Бога, ты являешься причиной большой радости (Притчи 27:11). Как первый шаг ребенка, так и твой шаг посвящения Иегове был волнующим событием. Из этого можно было заключить, что ты продвинулся вперед. Он был признаком роста.
5 Однако, что произошло с того времени? Рос ли ты постоянно в духовном смысле благодаря полному любви вниманию твоих сохристиан? Ты, может быть, спросишь: «По каким признакам я могу это узнать?» Вспомни, что сказал апостол Павел о росте: «Когда я был младенцем, то по-младенчески говорил, по-младенчески мыслил, по-младенчески рассуждал; а как стал мужем, то оставил младенческое» (1 Коринфянам 13:11). Он стал зрелым человеком не просто потому, что прошло время, но потому, что он «оставил младенческое [оставил признаки младенца, НМ]». Что это за признаки?
6 Маленькие дети, например, не могут долго сосредоточиваться. Хотя все, что происходит вокруг них, пробуждает их интерес, их поступков нельзя предвидеть, они изменчивы и непостоянны. Лица, остающиеся в духовном отношении в таком состоянии, находятся в большой опасности. Может случиться, что они будут «колеблющимися и увлекающимися всяким ветром учения, по лукавству человеков, по хитрому искусству обольщения», как описал это апостол Павел в послании к Ефесянам 4:14.
7 Ветер и волны могут так же неожиданно появляться, как они и исчезают. На основании сегодняшнего целенаправленного замысла считать многие товары устаревшими, появляются и исчезают тренды, причуды и моды. Что вчера еще считалось необходимым, сегодня совершенно устарело и забыто. Как же это немудро — и ребячливо — всегда желать новейшего в области развлечения, а также что касается моды нарядов и прически, только для того, чтобы вскоре опять считаться немодным и разочароваться! В духовной сфере такое непостоянство может иметь катастрофические последствия. (Сравни Иакова 1:6-8.)
8 Дальнейший «признак» маленьких детей состоит в том, что они едва имеют понятие о добре и зле или о правильном или неправильном. Так же мало у духовно маленьких детей «чувства навыком приучены к различению добра и зла», и поэтому апостол Павел призывал сохристиан: «Поспешим к совершенству [к зрелости, НМ]; и не станем снова полагать основание» (Евреям 5:14; 6:1). Те, кто является духовно младенцем, постоянно нуждаются в заверении в том, что принятое ими за истину является действительно истиной, и в том, что им следует действительно делать то, чему они были научены. Они нуждаются в помощи в самых элементарных вещах. Иначе легко может случиться, что они будут смущены, сбиты с толку и будут терзаемы сомнениями, что может повредить их вере.
9 Не наблюдал ли ты уже, как дети всегда стараются делать то, что они наблюдают у взрослых? Для них это, конечно, игра. Удовольствие заключается частично в удовлетворении иметь возможность делать, что им нравится, без того, чтобы перенимать ответственность, связанную с этим. Это типично в жизни ребенка. (Смотри Матфея 11:16, 17.) Но соответственно развитию и успеху приходят обязанности и ответственность. Ребенку необходимо помочь принять этот вызов, потому что его реакция на это будет в значительной степени решающей, будет ли он в дальнейшей жизни иметь успех или окажется несостоятельным. В духовном отношении является еще более важным, чтобы каждый из нас серьезно принимал вызов стремиться к христианской зрелости. Готов ли ты, да, горишь ли ты желанием брать на себя ответственность, которую влечет за собой развитие во взрослого, духовно зрелого человека? Или ты просто плывешь по течению и предоставляешь другим нести за тебя ответственность? (Галатам 6:4,5).

Христианская зрелость — что это такое?

10 Что подразумевал апостол Павел, когда увещевал „спешить к совершенству [к зрелости, НМ]"? (Евреям 6:1). Контекст показывает, что Павел первоначально хотел много сказать христианам из евреев об Иисусе Христе, «первосвященнике по чину Мельхиседека». Однако он подумал, что они еще не были готовы для этого, потому что имевшееся в его мыслях было «трудно истолковать» (Евреям 5:10, 11). Вместо этого он вынужден был сказать им: «Для вас нужно молоко, а не твердая пища. Всякий, питаемый молоком, несведущ в слове правды, потому что он младенец; твердая же пища свойственна совершенным [зрелым людям, НМ], у которых чувства навыком приучены к различению добра и зла» (Евреям 5:12-14; сравни Иуды 3).
11 Должно ли это означать, что зрелость состоит исключительно в обладании познанием более глубоких библейских мыслей? Хотя христианская зрелость и включает познание и понимание Библии, но требуется еще много больше. Мы можем понять это яснее, если поймем слова, которые употребил апостол Павел. Греческое слово, переданное словом «зрелость», гласит телейотес, а слово, переданное именем прилагательным «зрелый», гласит тёлейос. Эти слова сродни с тёлос, что значит «конец» или «цель». Поэтому быть зрелым {тёлейос), как это объясняет У. Е. Вайн в своем Expository Dictionary of New Testament Words, значит «достичь своей цели (тёлос), быть завершенным, полным, совершенным». Итак, зрелым человеком является тот, кто достиг определенного конца или определенной цели. В чем состоит цель?
12 В послании к Ефесянам 4:11-13 апостол Павел объяснял, что Иисус Христос, как Глава собрания христиан, принял многие меры, чтобы помочь «святым» достичь цели, а именно «доколе все придем в единство веры и познания Сына Божия, в мужа совершенного, в меру полного возраста Христова». Быть зрелым или в полном возрасте (по-гречески: тёлейос) связывается здесь не только с «познанием», но также с «единством веры» и с тем, чтобы нам равняться на достигнутую Христом меру возраста.
13 «Единство веры» значит единство вообще. Прежде чем кто-либо узнал „одну веру", у него, возможно, были свои собственные представления и взгляды об образе жизни, как и о том, что хорошо и что плохо (Ефесянам 4:4, 5). Если он все еще руководствуется этими представлениями, то ему будет очень трудно расти духовно. Павел однажды назвал христиан собрания в Коринфе «младенцами во Христе» и «плотскими», потому что они „завистью и спорами" колеблемы были в разные стороны, и одни считали себя последователями Павла, другие последователями Аполлоса (1 Коринфянам 3:1-4). По этому легко узнать, что «единство веры» идет рука об руку с христианской зрелостью, что одно немыслимо без другого. Поэтому нам следует спросить себя: оставили ли мы свои прежние мирские взгляды? Сознаем ли мы, насколько это важно в мыслях и поступках быть в единстве с народом Иеговы? «Единство веры» является, безусловно, неотъемлемой частью христианской зрелости (Ефесянам 4:2,3).
14 Христианская зрелость связана также с „мерой полного возраста Христова". Что это значит? Павел излагает дальше, что достигшие той меры возраста больше не „младенцы, колеблющиеся и увлекающиеся всяким ветром учения, по лукавству человеков, по хитрому искусству обольщения". Напротив, у них имеется точное познание истины. Они возросли в любви Христа и проявляют еще другие Божьи свойства, как мудрость, справедливость и силу (Ефесянам 4:13, 14; Иоанна 15:12, 13; 1 Коринфянам 1:24, 30; 2:7, 8; Притчи 8:1, 22-31). Хотя мы, будучи несовершенными людьми, не в состоянии полностью достичь „меры возраста Христова", мы, конечно, можем брать с Него пример тем, что мы лично зададимся целью развивать такой же образ божественной личности (Колоссянам 3:9). Наш процесс созревания зависит от того, насколько мы стремимся к этой цели.

„Возрастать любовью"

15 После того, как мы рассмотрели, что содержит понятие «христианская зрелость», нам надо еще узнать, каким образом мы ее можем достичь. Как мы уже увидели, из послания к Евреям 6:1 вытекает, что в нашем стремлении к христианской зрелости должно быть положено определенное «основание». Как только это произойдет, могут быть приложены другие усилия, чтобы продвигаться к зрелости. К различным составным частям, входящим в это «основание», относится прежде «обращение от мертвых дел».
16 «Мертвые дела» явно включают дела павшей плоти, которые, если их не держат под контролем, ведут к смерти. Нам совершенно ясно, что прямые нарушения законов, как блуд, нечистота, непотребство, идолослужение и спиритизм являются грехами, и мы избегаем их. Но дела плоти, «мертвые дела», включают в себя также кое-что, что некоторые назвали бы «слабостями характера», например, вражда, ссоры, ревность, гнев, распри, разногласия, ереси и зависть (Галатам 5:19-21). Если кто-нибудь не оставляет таких «слабостей характера» и не облекается «в нового человека, созданного по Богу, в праведности и святости [лояльности, НМ]», то весьма сомнительно, что он продвинется вперед по пути к христианской зрелости (Ефесянам 4:22-24).
17 Кроме дел плоти, которые мы должны оставить, «мертвые дела» включают также дела и стремления, которые мертвы, ничтожны и бесплодны в духовном отношении. Это может касаться методов, применяющихся с целью быстро разбогатеть. Также это могут быть честолюбивые и отнимающие много времени планы для высшего образования, или мирские социальные реформы, или движения в защиту мира, или тому подобное. Все эти стремления могут представлять собой некоторую ценность, но они являются «мертвыми делами», потому что для тех, кто втянут в них, они могут означать духовную смерть. Каждый, кто заинтересован достичь христианской зрелости, должен „обратиться", раскаяться или отказаться осуществлять такие «мертвые дела», и должен следовать призыву Иисуса: «Ищите же прежде Царства Божия и правды Его» (Матфея 6:33).
18 Что следует делать, как только было построено на «основании»? Павел советовал: «Говоря истину, да возрастаем мы во всем любовью в Того, Кто есть Глава, Христос» (Ефесянам 4:15, НМ). Прежде всего, прими во внимание, что Павел говорил о необходимости „говорить истину". Это выражение явно включает много больше, чем только речь; в действительности оно значит «отстаивать истину» (Kingdom Interlinear Translation). В других переводах оно передается выражениями «жить по истине», «с любовью во все времена следовать истине — говорить правдиво, поступать правдиво, жить правдиво» (Ефесянам 4:15, The Jerusalem Bible; The Living Bible).
19 Итак, стремление к христианской зрелости требует, чтобы мы отстаивали истину, а именно тем, как мы живем, говорим, поступаем и обходимся с другими. Это значит, что мы в быту должны применять приобретенное нами библейское познание, и таким образом принадлежать к тем, «у которых чувства навыком приучены к различению добра и зла» (Евреям 5:14). Делаешь ты это? Принимаешь ли ты каждый раз во внимание библейские принципы, когда стоишь перед решением? Принимаешь ли ты вызов стать зрелым христианином, который высоко держит истину словом и делом, или тебе духовно хочется лучше оставаться младенцем, свободным от обязанностей, который может следовать своим собственным стремлениям и желаниям?
20 Мы читаем: «Да возрастаем мы во всем любовью в Того, Кто есть Глава, Христос» (Ефесянам 4:15, НМ). Здесь Павел назвал сущность дела, а именно — побуждение. В 1 Коринфянам 13:1-3 он показал, что дела, которые обыкновенно могут быть ценными, будут совершенно бесполезными, если они совершаются без правильного побуждения. Поэтому, что бы мы ни делали, нам во всем следует проверять свои побуждения. Делаем ли мы что-нибудь, чтобы это видели другие, чтобы произвести на них впечатление и они думали бы о нас, что мы зрелые? Или мы делаем это из любви к Богу и к своим ближним? Если наше побуждение — любовь, то мы будем „во всем возрастать", становясь уравновешенными, надежными и зрелыми христианами и будем полностью признавать Того, «Кто есть Глава, Христос».
21 Хотя стремление к христианской зрелости является стоящей целью, но это не конечная цель. Разве надо делать еще больше, когда кто-либо достиг этой цели? Как обстоит дело с теми, которые уже много лет в истине и достигли цели христианской зрелости? Это мы разберем в следующей статье.

 [Вопросы Для Изучения]
  1, 2. а) В каком смысле «плод чрева» является наградой? б) Что ожидается от новорожденного?
  3. Какой рост был предсказан Иисусом, и какое исполнение наблюдается теперь?
  4. Каков результат роста среди народа Иеговы по всему миру?
  5. Какие вопросы должен задать себе каждый в отдельности? Что может помочь нам, найти ответы?
  6, 7. а) Опиши „признак младенца" и опасность, связанную с этим. б) Как проявляется такой признак? Какие это может иметь последствия?
  8. В чем состоит дальнейший «признак» младенчества в духовном отношении, и какая опасность возникает из-за этого?
  9. Почему следует нам принять вызов на стремление к христианской зрелости?
 10. Почему Павел призывал христиан из евреев „спешить к совершенству"?
 11. Что значит быть зрелым?
 12. Что включает зрелость, согласно Ефесянам 4:11-13?
 13. Почему не может быть христианской зрелости без «единства веры»?
 14. С чем еще имеет дело зрелость?
 15. В чем состоит первый шаг в стремлении к зрелости?
 16. В каких «мертвых делах» нам следует раскаяться?
 17. Что еще можно рассматривать как «мертвые дела»? Почему?
 18, 19. а) Что значит „говорить истину", согласно Ефесянам 4:15? б) Почему это связано с христианской зрелостью?
 20, 21. а) Что общее имеет любовь с возрастанием к зрелости? б) Какие вопросы следует рассмотреть еще?

 [Рамка На Странице 12]
 Можешь ли ты объяснить это?
  Какие «признаки» имеет младенец, и какие опасности возникают из-за этого?
  Что имеют общего «единство веры» и „полный возраст Христов" со зрелостью?
  Какие «мертвые дела» следует нам оставить, чтобы достичь христианской зрелости?
  Как может кто-либо „возрастать любовью"?

 [Рамка На Странице 9]
 ЗА ПРОШЕДШИЕ ШЕСТЬ ЛЕТ
 — крещено 827 144 новых свидетелей
 — основано свыше 5 000 новых собраний
 — каждый третий, участвующий теперь в деле проповедования, крестился в этот промежуток времени

 [Рамка На Странице 9] В течение служебного 1984 года шесть стран имели в среднем свыше 100 000 возвещателей.

 

Продолжайте ходить «по тому же заведенному порядку»

 Когда Алисе было немного больше 2 лет, она могла пропеть названия всех 66 книг Библии, перечислить имена 12 апостолов и жестами описать плоды духа Бога, девять по счету (Матфея 10:2-4; Галатам 5:22, 23). Когда она была в пятом классе, она проводила уже еженедельное библейское изучение с девочкой из третьего класса, которая в свою очередь сумела вызвать интерес к Библии у своего старшего брата. Алиса и ее маленькая подруга задались целью. Они хотят когда-нибудь позднее стать партнершами в полновременном проповедническом деле как специальные пионеры.
2 Конечно, мы радуемся, когда слышим такое, и, возможно, знаем также детей и подростков с таким отношением к делу. В то же время мы не можем не задать себе вопроса: что из них получится, когда они станут взрослыми? Будут ли они продвигаться в своем духовном развитии, пока не достигнут своей цели? Или их отвлекут другие вещи и они, так сказать, „упадут при дороге"?

Постоянные успехи

3 Ясно, что такие дети должны еще в значительной мере продолжать развиваться духовно, прежде чем они достигнут своей цели. Однако должны ли только молодые или новые делать успехи? Следует лишь так долго продвигаться вперед, пока достигнешь духовной зрелости или станешь пригодным для какого-либо преимущества? Отнюдь нет. Рассмотри пример апостола Павла. Вместо того, чтобы довольствоваться достигнутым, он писал в своем послании к Филиппийцам: «Не потому, чтобы я уже достиг, или усовершился; но стремлюсь, не достигну ли и я, как достиг меня Христос Иисус» (Филиппийцам 3:12).
4 Без сомнения, Павел говорил здесь не о достижении зрелости, т.к., разумеется, он был уже зрелым христианином. И все-таки он сказал, что „стремится" к тому, чего еще не «достиг». Что же это было? Как объяснял Павел, он стремился «к цели, к почести вышнего звания [призвания, НМ] Божия во Христе Иисусе» (Филиппийцам 3:14). Целью, к которой он стремился, являлась не просто христианская зрелость или пригодность для определенного положения, но нечто большее. Для него и его помазанных духом сохристиан это было „вышнее звание", надежда на небесную жизнь через воскресение.
5 Это помогает нам понять, почему мы должны дальше расти и развиваться в духовном отношении, независимо от того, как долго мы находимся уже в истине. Какую постоянную пользу имел бы кто-либо, если бы он стремился к успеху лишь до того времени, пока станет считаться зрелым или годиться для особого преимущества? Христианская зрелость и особые преимущества не являются гарантией, что мы достигнем своей конечной цели — вечной жизни. Напротив, нам следует поступать так, как апостол Павел, который писал: «Забывая заднее и простираясь вперед...» (Филиппийцам 3: 13). Речь идет не только о том, чтобы мы оставили все бесполезное, что мы делали, возможно, до того как познали истину, но также о том, чтобы мы не довольствовались тем, что мы делали с тех пор. Другими словами: нам советуется не почить на лаврах, но беспрерывно стремиться вперед. Поступаешь ты так, или ты нерадив по той или иной причине? (Смотри 1 Коринфянам 9: 26.)
6 Ввиду этой опасности, Павел писал дальше: «Итак, кто из нас совершен, так должен мыслить; если же вы о чем иначе мыслите, то и это Бог вам откроет» (Филиппийцам 3: 15). До этого, в 12 стихе, Павел намекал на то, что он о себе не думал, что уже «усовершился». Здесь же, в 15-ом стихе, он говорил, что некоторые были „зрелыми" или „совершенными" (Kingdom Interlinear Translation). Это не противоречие. Напротив, эти слова дают ясно понять, что даже зрелым христианам, как Павел, следует помнить, что они не достигли еще конечной цели и должны преуспевать дальше, чтобы достичь ее. Поэтому он, резюмируя, сказал: «Впрочем, до чего мы достигли, так и должны мыслить и по тому правилу жить [ходить дальше по тому же заведенному порядку, НМ]» (Филиппийцам 3: 16).

Заведенный порядок

7 Подразумевал ли Павел в поощрении „ходить дальше по тому же заведенному порядку", что христиане в своей деятельности должны выработать себе удобный ритм и оставаться в нем, пока не получат награду? Это было бы подобно тому, как поступил один раб в притче Иисуса, который закопал талант, данный ему господином его, и просто ждал возвращения господина (Матфея 25: 14-30). Хотя он и не потерял таланта и не оставил своего служения, он был назван „негодным" рабом и был отвержен своим господином. Павел определенно не хотел сказать нам, что мы должны держать только то, что имеем, из страха потерять это. Он говорил об успешном развитии. Под выражением „заведенный порядок" Павел, очевидно, подразумевал постоянный курс продвижения вперед, подобно солдату, который не стоит на посту, но марширует вперед.
8 Совет Павла должен был бы помочь нам понять, насколько важно беспрерывно и ревностно стараться делать успехи в служении Иегове и улучшаться. „В какой бы мере мы ни преуспевали", будучи старейшинами, служебными помощниками, пионерами или возвещателями, наше главное стремление должно состоять в том, чтобы улучшать качество и, если возможно, количество своего служения. Мы должны остерегаться начать мыслить, как забывшие свой долг израильтяне во дни Малахии, которые думали, что достаточно будет приносить Иегове мало качественные жертвы. Однако, как думал об этом Иегова? «Приносите... хромое и больное», — говорил Он. «Могу ли с благоволением принимать это из рук ваших?» (Малахия 1: 13).
9 Наоборот, нам следует серьезно относиться к служению Богу. Павел поощрял римлян, чтобы каждый отдавался своему служебному преимуществу — независимо от того, какое поручено ему — «с усердием [с действительной серьезностью, НМ]» и „в усердии не ослабевал [не был нерадивым в своих делах, НМ]" (Римлянам 12: 6-8, II). Быть нерадивым — значит мешкать, не продвигаться вперед к определенной цели. Употребленное здесь греческое слово буквально значит «ленивый», что является крайне уместным описанием. Известное своей ленью, однако вполне способное к быстрым движениям животное — это ленивец. Согласно одному сообщению, определенный ленивец в промежуток времени из 168 часов провел 139 часов — 83 процента времени — во сне или в полной неподвижности. Неудивительно, что мы призываемся не быть «нерадивыми», но „пламенеть духом, Господу [Иегове, НМ] служить"! Что могло бы нам быть помощью в этом?
10 В первом послании к Тимофею 4: 12-16 апостол Павел в отдельности назвал, что следовало делать Тимофею, чтобы успех его «для всех был очевиден». Ученик Тимофей тогда не был больше юношей или новичком. Напротив, он уже больше десяти лет тесно сотрудничал с Павлом и в собрании христиан ему были даны большая ответственность и авторитет. Это, несомненно, надо было приписать успеху, сделанному им уже до того. И все-таки Тимофей получил от Павла этот совет. Таким образом, нам всем уместно точно продумать, что хотел сказать Павел.
11 В 12 стихе Павел писал: «Никто да не пренебрегает юностью твоею; но будь образцом для верных в слове, в житии, в любви, в духе, в вере, в чистоте». Это перечисление напоминает нам «плод духа», который Павел в отдельности описывает в послании к Галатам 5: 22, 23. Кто станет оспаривать, что всем нам следует в своей жизни приносить этот плод в еще большей мере? Большинство из нас делают большие усилия выучивать наизусть девять плодов духа, и мы поощряем к этому также детей и новых. Но прилагаем мы столько же усилий, чтобы производить их? Павел намекал на то, что зрелые должны быть примерными в этом деле. Определенно это та область жизни, в которой мы все могли бы еще улучшиться.
12 Эти свойства в некотором отношении являются, возможно, еще лучшим показателем нашего духовного успеха, чем наше познание и наши способности, т.к. они являются результатом действия духа Бога, тогда как последнее часто зависит от природных талантов и образования. Книжники и фарисеи во дни Иисуса были хорошо сведущи в Писании и тщательно следили за малейшими подробностями закона. Но Иисус осуждал их, говоря: «Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что даете десятину с мяты, аниса и тмина, и оставили важнейшее в законе: суд, милость и веру» (Матфея 23: 23). Насколько же существеннее продолжать делать успехи, следя за „важнейшим" в своей жизни!
13 Дальше Тимофей получил от Павла указание: «Занимайся чтением, наставлением, учением» (1 Тимофею 4: 13). В других местах своих посланий Павел говорил о Тимофее с глубоким уважением как о способном и верном служителе Бога (Филиппийцам 2: 20-22; 2 Тимофею 1: 4, 5). И все-таки он наставлял Тимофея дальше уделять внимание этим важным обязанностям надзирателя. „Занимаешься ли ты дальше" этими делами, если ты являешься назначенным надзирателем в собрании? Принимаешь ли ты серьезно, например, предложения в книге Руководство для Теократической школы проповеднического служения и работаешь над своими слабостями, или ты думаешь, что советы предназначены только для начинающих? Изучаешь ли ты добросовестно Библию и опубликования Общества, чтобы уметь увещать «со всяким долготерпением и назиданием»? (2 Тимофею 4: 2; Титу 1: 9).
14 Хотя только немногие назначены учить в собрании, однако Иисус Христос поручил всем христианам готовить учеников и свидетельствовать о Царстве (Матфея 24: 14; 28: 19, 20). К этому относится, чтобы искренние люди наставлялись библейской истине и призывались изменить свою жизнь и стать на сторону Иеговы. „Занимаешься ли ты дальше" усовершенствованием своих способностей в служении? Добросовестно ли применяешь предложения в Нашем Царственном служении и на еженедельных служебных сходках, чтобы „совершать дело благовестника и исполнять служение свое полностью"? (2 Тимофею 4: 5).
15 Прежде Павел дал Тимофею совет: «Не неради о пребывающем в тебе даровании, которое дано тебе по пророчеству с возложением рук священства [корпорации старейшин, НМ]» (1 Тимофею 4: 14). По-видимому, Тимофей действием святого духа был предусмотрен для особого служения в собрании христиан и затем получил назначение (1 Тимофею 1: 18; 2 Тимофею 1: 6). Так и сегодня в Организации имеются многие, которые развивают полученные от Бога способности, в результате чего они назначаются разъездными надзирателями, миссионерами, общими пионерами, специальными пионерами, старейшинами и т.д. Хотя это не связано с особыми предсказаниями и возложением рук, но и для них имеет силу совет „не нерадеть о пребывающем в них даровании".
16 Быть нерадивым к делу значит уделять ему мало внимания или беспечно оставить его. Если дело становится чем-то заурядным, то может легко случиться, что оно будет заброшено. Это может случиться, если мы перестанем делать успехи и будем считать свои задания как нечто само собой разумеющееся. Поэтому из слов Павла в послании к Колоссянам 3: 23, 24 мы можем извлечь пользу: «И все, что делаете, делайте от души, как для Господа [Иеговы, НМ], а не для человеков, зная, что в воздаяние от Господа [Иеговы, НМ] получите наследие; ибо вы служите Господу Христу».

Постоянное старание приносит благословения

17 Пока мы обсуждавшимся выше делам уделяем большое внимание, мы можем быть уверены в том, что не попадем в сеть самодовольства или уверенности в себе. «О сем заботься, в сем пребывай, дабы успех твой для всех был очевиден», советовал Павел (1 Тимофею 4: 15). «Успех» не служит, конечно, тому, чтобы задаваться или производить впечатление на других. Если мы, молодые и старые, духовно растем и преуспеваем, мы способствуем — подобно упомянутым в начале Алисе и ее подруге — радости и подкреплению всех, кто общается с нами.
18 Если мы добросовестно следуем совету Павла, то нам предстоит двойное благословение. «Вникай в себя и в учение, — сказал Павел, — занимайся сим постоянно; ибо, так поступая, и себя спасешь и слушающих тебя» (1 Тимофею 4: 16). Постоянно проверяя себя в том, поступаем ли мы так, как учим других, а именно духовно расти и преуспевать, мы можем избежать „самим [к нашему несчастью] остаться недостойными" (1 Коринфянам 9: 27). Вместо этого у нас имеется счастливая перспектива, что мы и те, кому мы можем помочь, будем иметь право, жить в обещанном Богом новом порядке. Поэтому, да будем мы ходить дальше «по тому правилу [заведенному порядку, НМ]» на пользу себе, на пользу другим и для прославления Иеговы Бога (Филиппийцам 3: 16).

 [Вопросы Для Изучения]
  1, 2. а) Каким образом примерные дети и молодежь являются подкреплением для нас? б) Однако, какие вопросы возникают у нас при этом? 3. Кто должен делать успехи?
  4. К какой «цели» стремился апостол Павел?
  5. а) Почему необходим постоянный рост? б) Что значит, „забывать то, что позади"?
  6. Что можно сказать об успехе, если сравнить Филиппийцам 3: 12 с 3: 15?
  7. Какому «заведенному порядку» побуждал следовать христиан Павел?
  8. О чем следует нам заботиться относительно нашего служения Богу?
  9. Каким образом совет Павла из Римлянам 12: 6-8, 11 находится в связи с успехом?
 10. Почему следовало бы нам серьезно интересоваться советом Павла из 1 Тимофею 4: 12-16?
 11, 12. а) В какой области нам прежде всего следует думать об успехе? б) Почему это важнее, чем успехи в познании или в отношении наших способностей?
 13. Какую пользу могут извлечь назначенные надзиратели из совета Павла (1 Тимофею 4: 13)?
 14. Каким образом можем мы делать успехи в своем проповедническом служении?
 15. Что было «даром» Тимофея, и как обстоит дело с этим сегодня?
 16. Что может охранить нас от пренебрежения своим «даром»?
 17. Когда только сможем мы увидеть результат своего старания?
 18. Какое двойное благословение предстоит нам, если мы добросовестно следуем совету Павла?

 [Рамка На Странице 17]
 Помнишь ли ты?
  Что является конечной «целью», о которой мы должны помнить? Как стремимся мы к этой цели? (Филиппийцам 3: 12,13).
  Что такое „заведенный порядок", по которому нам следовало бы ходить? (Филиппийцам 3: 16).
  Почему нам, как христианам, следует продолжать улучшаться в слове и образе жизни? (1 Тимофею 4: 12).
  Как могут делать успехи старейшины, служебные помощники и другие в своей способности учить? (1 Тимофею 4: 13).
  Что следует нам делать, чтобы не пренебрегать «даром», доверенным нам? (1 Тимофею 4: 14).

 

Родился тот, кто приготовит путь

 Елисавете скоро предстоит родить ребенка. Уже три месяца у нее гостит Мария. Но для Марии теперь наступает время распрощаться и отправиться в дальний путь домой в Назарет. Приблизительно через шесть месяцев у нее тоже будет ребенок.
 Вскоре после отъезда Марии Елисавета рождает ребенка. Радость, что роды прошли без трудностей и Елисавета, и младенец здоровы, велика. Когда Елисавета показывает дитя соседям и родственникам, все радуются с ней.
 Согласно закону Бога, мальчик в Израиле должен быть обрезан на восьмой день после рождения. По этому поводу приходят в гости друзья и родственники. Они говорят, что мальчик должен быть назван по имени своего отца Захарии. Но тут высказывается Елисавета и говорит: „Нет; назвать его Иоанном". Как ты знаешь, это то имя, которое должно было быть дано ребенку, как сказал ангел Гавриил.

Жизнь и служение Иисуса

 Друзья все-таки протестуют: „Никого нет в родстве твоем, кто назывался бы таким именем". Тогда они знаками спрашивают отца, как он хочет назвать мальчика. Захария просит дощечку и пишет, к удивлению всех: „Имя ему Иоанн".
 После этого Захария чудом может опять говорить. Ты ведь знаешь еще, что он потерял способность говорить, потому что не поверил сообщению ангела, что у Елисаветы будет сын. Когда все соседи слышат Захарию говорящим, они удивляются и говорят: „Что получится из этого ребенка?"
 Захария, преисполненный духа святого, пророчествует о своем сыне: „Он назовется пророком Всевышнего и пойдет перед Иеговой, приготовить путь Ему. Он будет говорить людям, что они могут быть спасены прощением грехов их".
 Приблизительно в это же время Мария — которая все еще не замужем — приходит домой в Назарет. Что будет с ней, когда узнают, что она беременна? Луки 1: 56-80; Левит 12: 2, 3.

  Насколько Иоанн был старше Иисуса?
  Что произошло, когда Иоанну было восемь дней?
  Какое предсказанное дело должен был провести Иоанн?

 

Познание, получаемое из третьей и четвертой книг Царств

 Когда Иисус однажды выступил с речью в Своем родном городе Назарете, Он сказал нечто, что вызвало удивительно сильную реакцию. Жители Назарета были, видимо, озадачены вопросом, почему Он там у них не творил столько же чудес, как в других городах. Объясняя им причину, Иисус употребил два библейских примера. Вот, что сказал Он:
 «Истинно говорю вам: никакой пророк не принимается в своем отечестве. По истине говорю вам: много вдов было в Израиле во дни Илии, когда заключено было небо три года и шесть месяцев, так что сделался большой голод по всей земле; и ни к одной из них не был послан Илия, а только ко вдове в Сарепту Сидонскую; много также было прокаженных в Израиле при пророке Елисее, и ни один из них не очистился, кроме Неемана Сириянина» (Луки 4: 24-27). На эти слова слушавшие исполнились ярости и пытались убить Иисусу. Почему они реагировали так неистово?
 За ответом нам надо обратиться к Еврейским Писаниям и прочитать истории о Илие и Елисее. Христиане первого века, как и их иудейские слушатели, отлично знали эти книги. Писавшие Библию христиане много раз ссылались на события и личностей, о которых говорится в этих книгах, чтобы проиллюстрировать какой-нибудь пункт, как это делал и Иисус. Слушатели моментально узнавали и понимали эти ссылки. Если мы хотим полностью охватить суть учений Иисуса, то и нам необходимо узнавать их.
 Пока мы не знакомы с Еврейскими Писаниями, нам, правда, невозможно полностью понять Христианские Греческие Писания. Истории об Илие и Елисее, пророках, упомянутых Иисусом, записаны в третьей и четвертой книгах Царств. Рассмотрим теперь эти две книги, чтобы выяснить данный вопрос и увидеть, каким образом знакомство с ними дает нам более глубокое и живое понимание Христианских Греческих Писаний.

Неблагосклонное сравнение

 Прежде всего спрашивается, почему жители Назарета так расстроились, когда Иисус упомянул два чуда, которые совершили Илия и Елисей более 900 лет раньше? Иисус ясно сравнил назарян с израильтянами северного царства Израиля во дни Илии и Елисея. Согласно третьей и четвертой книгам Царств, Израиль в то время не был в хорошем духовном состоянии. Израильтяне полностью перешли к поклонению Ваалу и преследовали пророков Иеговы. Вдова в Сарепте, в чужой стране, приняла и кормила Илию, когда он буквально бежал от своих земляков. Именно тогда он совершил упомянутое Иисусом чудо (3 Царств 17: 17-24). Когда Елисей исцелил от проказы сирийского военачальника Неемана, Израиль все еще был пропитан поклонением Ваалу (4 Царств 5: 8-14).
 Жителям Назарета не понравилось, что они были сравнены с обратившимися в язычество евреями того времени. Было ли сравнение Иисуса обоснованным? Видимо, да. Так же, как жизнь Илии находилась под угрозой в Израиле, так и тогда жизнь Иисуса была в опасности. В сообщении говорится: «Услышавши это, все в синагоге исполнились ярости, и вставши выгнали Его вон из города и повели на вершину горы, на которой город их был построен, чтобы свергнуть Его». Но Иегова охранил Иисуса, как Он раньше охранил Илию (Луки 4: 28-30).

Слава царя Соломона

 Это есть один пример, показывающий, как третья и четвертая книги Царств придают, так сказать, вещность словам Иисуса и ранних христиан. Рассмотрим другой пример. В Своей Нагорной проповеди Иисус ободрял Своих слушателей надеяться на Иегову в отношении материальных потребностей. Между прочим, Он сказал: «И об одежде что заботитесь? Посмотрите на полевые лилии, как они растут: не трудятся, ни прядут; но говорю вам, что и Соломон во всей славе своей не одевался так, как всякая из них» (Матфея 6: 28, 29). Почему Иисус упомянул здесь Соломона?
 Его иудейские слушатели, вероятно, знали это, ибо им была знакома слава Соломона. Она подробно описывается в третьей книге Царств (как и во второй книге Паралипоменон). Очень возможно, что они помнили, например, что продовольствие для дома Соломона каждый день составляло «тридцать коров муки пшеничной и шестьдесят коров прочей муки, десять волов откормленных и двадцать волов с пастбища, и сто овец, кроме оленей, и серн, и сайгаков, и откормленных птиц» (3 Царств 4: 22, 23). Это было большое количество еды.
 Помимо этого, золото, доходившее к Соломону за год, составляло весом до „шестисот шестидесяти шести талантов золотых" — свыше 250 миллионов ам. долларов по современной валюте. Все орнаменты в доме Соломона были золотые. «Из серебра ничего не было; потому что серебро во дни Соломоновы считалось ни за что» (3 Царств 10: 14, 21). Когда Иисус оживил эти факты в памяти Своих слушателей, они сразу поняли, что Он хотел этим сказать.
 Иисус упомянул Соломона еще в связи с чем-то другим. Некоторые книжники и фарисеи потребовали от Него, чтобы Он сотворил знамение. Иисус же ответил им: «Царица Южная восстанет на суд с родом сим и осудит его, ибо она приходила от пределов земли послушать мудрости Соломоновой; и вот, здесь больше Соломона» (Матфея 12: 42). Почему эта ссылка являлась тяжелым упреком в адрес слушавших религиозных руководителей?
 Если мы знакомы с третьей книгой Царств, то нам известно, что «царица Южная» есть царица Савская. Она, безусловно, была великой женщиной, царицей богатого государства. Когда она посетила Соломона, она пришла «с весьма большим богатством», драгоценной миррой и «великим множеством золота и драгоценными камнями» (3 Царств 10: 1, 2). Мирные отношения между правителями народов обычно поддерживаются при помощи послов. Ввиду этого, было необыкновенным, что царица Савская, царствующая монархиня, лично совершила долгое путешествие в Иерусалим, чтобы навестить царя Соломона. Почему она сделала это?
 Царь Соломон был очень богатым, но и царица Савская владела большим богатством. Она не предприняла бы такую поездку, лишь чтобы повидать богатого монарха. Однако Соломон не только был богатым, но он и «превосходил всех царей земли богатством и мудростию» (3 Царств 10: 23). Под его мудрым правлением «Иуда и Израиль [жили] спокойно, каждый под виноградником своим и под смоковницею своею, от Дана до Вирсавии, во все дни Соломона» (3 Царств 4: 25).
 Царицу Савскую привлекла мудрость Соломона. Она, «услышав о славе Соломона во имя Господа [Иеговы, НМ], пришла испытать его загадками [трудными вопросами, НМ]». Прибыв в Иерусалим, она «беседовала с ним обо всем, что было у ней на сердце. И объяснил ей Соломон все слова ее, и не было ничего незнакомого царю, чего бы он не изъяснил ей» (3 Царств 10: 1-3).
 Иисус тоже владел чрезвычайной мудростью «во имя Иеговы». Да, Он был «больше Соломона» (Луки 11: 31). Царица Савская, как не иудейка, совершила долгую, затруднительную поездку только для того, чтобы самой увидеть Соломона и извлечь пользу из его мудрости. Поэтому книжникам и фарисеям определенно полагалось бы признательно слушать Того, кто «больше Соломона», когда Он стоял прямо перед ними. Но они не слушали. «Царица Южная» ценила данную Богом мудрость гораздо выше, чем они.

Намеки на пророков

 В течение исторического периода, охватываемого третьей и четвертой книгами Царств, правителями двенадцати коленного царства — и позже разделенных царств Израиль и Иуда — были цари. В то время пророки Иеговы были очень активны среди Его народа. Из них особенно выделялись Илия и Елисей, о которых уже была речь. Их упоминание Иисусом в Назарете не является единственным случаем, в котором говорится о них в Христианских Греческих Писаниях.
 В своем послании к еврейским христианам апостол Павел писал о вере служителей Бога прошлых времен. К примеру, он сказал: «Жены получали умерших своих воскресшими» (Евреям 11: 35). Несомненно, он имел в виду Илию и Елисея. Иегова употребил обоих, чтобы совершить воскресения (3 Царств 17: 17-24; 4 Царств 4: 32-37). Во время видения преображения три апостола Иисуса стали «очевидцами Его величия» и наблюдали, как Иисус разговаривал с Моисеем и Илией (2 Петра 1: 16-18; Матфея 17: 1-9). Почему именно Илия был избран представителем линии дохристианских пророков, свидетельствовавших о Иисусе? Если ты прочитаешь сообщение в третьей книге Царств, увидишь его большую веру и узнаешь, каким могущественным образом Иегова употреблял его, то ты поймешь причину.
 Тем не менее Илия на деле был просто обыкновенным человеком, как мы. Иаков упоминает другой случай из третьей книги Царств следующими словами: «Много может усиленная молитва праведного. Илия был человек подобный нам, и молитвою помолился, чтобы не было дождя: и не было дождя на землю три года и шесть месяцев; и опять помолился: и небо дало дождь, и земля произрастила плод свой» (Иакова 5: 16-18; 3 Царств 17: 1; 18: 41-46).

Дальнейшие отзвуки из третьей и четвертой книг Царств

 Немало других ссылок в Христианских Греческих Писаниях содержат отзвуки из последних двух книг Царств. Стефан напомнил членам иудейского синедриона о том, что Соломон построил в Иерусалиме дом для Иеговы (Деяния 7: 47). Многие подробности об этом строительстве записаны в третьей книге Царств (3 Царств 6: 1-38). Когда Иисус заговорил с одной женщиной в Самарии, эта женщина, удивившись, сказала Ему: «Как Ты, будучи Иудей, просишь пить у меня, Самарянки? ибо Иудеи с Самарянами не сообщаются» (Иоанна 4: 9). Почему иудеи не имели никакой связи с самарянами? Сообщение в четвертой книге Царств, описывающее происхождение этого народа, поясняет этот вопрос (4 Царств 17: 24-34).
 Находящееся в книге Откровение послание Фиатирскому собранию содержит следующий строгий совет: «Но имею немного против тебя, потому что ты попускаешь жене Иезавели, называющей себя пророчицею, учить и вводить в заблуждение рабов Моих, любодействовать и есть идоложертвенное» (Откровение 2: 20). Кто такая была Иезавель? Она была дочь священника Ваала из Тира. Как объясняется в третьей книге Царств, она вышла замуж за израильского царя Ахава и стала царицей Израиля. Властвуя над своим мужем, она ввела в уже отступнический к тому времени Израиль поклонение Ваалу, привела в страну много священников Ваала и преследовала пророков Иеговы. В конце концов она погибла насильственной смертью (3 Царств 16: 30-33; 18: 13; 4 Царств 9: 30-34).
 Женщина, проявлявшая дух Иезавели в Фиатирском собрании, пыталась, видимо, научить собрание вести себя аморально и нарушать Божьи законы. Такой дух надо было истребить из собрания так же, как семью Иезавели надо было истребить из народа Израиля.
 Да, чтобы понять Христианские Греческие Писания, нам необходимы Еврейские Писания. Без данных из Еврейских Писаний многие подробности не имели бы никакого смысла. Иисус, ранние христиане и также иудеи, с которыми они разговаривали, были отлично знакомы с Еврейскими Писаниями. Почему не выкроить время и также ознакомиться с ними? Таким путем ты извлечешь наибольшую пользу из „всего Писания, богодухновенного и полезного для научения" (2 Тимофею 3: 16).