Четверг, февраля 25, 2021
Руководящий совет cвидетелей Иеговы запрещает свободу слова на религиозную тему
или о cвидетелях Иеговы, которая вне надзора «верного и благоразумного раба».

Распространенные ошибочные представления о Библии

 Более 8 000 000 фунтов стерлингов! Какая чудовищная цена за одну книгу! И все же в декабре 1983 года на лондонском аукционе после того, как молоток аукциониста опустился, книга была куплена за эту цену покупателем, представлявшим Федеративную Республику Германии. Какая же книга могла иметь такую цену? Это была часть Библии, собственно говоря, украшенная цветными рисунками книга Евангелий из XII века.
 По каким бы причинам ни была уплачена эта огромная сумма за эту написанную рукой книгу, интересно то, что такая цена относилась к произведению искусства, которое является частью Библии. В этом отражается взгляд многих людей, что Библия имеет неоценимую ценность. Однако некоторые рассматривают Библию с недоверием или даже с враждебностью. Почему?

Распространенные ошибочные представления

 Многие люди, главным образом в протестантских странах, считают, что Библия подобна скрипке, на которой можно играть любую мелодию. Они считают, что Библию можно употреблять для поддержки многих противоречивых учений, и говорят: «Все дело в толковании». Правда ли это?
 Библию, правда, можно цитировать, чтобы попытаться обосновать различные взгляды. Но нельзя ли тогда, вырывая высказывания из контекста, давать труду любого автора, казаться таким, как будто он противоречит самому себе? Было ли бы это, однако, честно? Свидетели Иеговы придерживаются того мнения, что, если читать Библию добросовестно, в главных учениях невозможны противоречивые толкования.
 Библия говорит сама: «Зная, прежде всего то, что никакого пророчества в Писании нельзя разрешить самому собою» (2 Петра 1:20). Другими словами: сила, побудившая написать пророческие Писания, не была просто врожденной силой человека, а святым духом или действенной силой Бога. Он является первым из всех пророков и с помощью Своей невидимой, действенной силы Вдохновителем всего истинного библейского пророчества.
 Другое распространенное ошибочное представление заключается в том, что Бог вдохновленных Еврейских Писаний жесток и мстителен, в то время как Бог вдохновленных Христианских Греческих Писаний добр и исполнен любви. Французский эссеист Стендаль писал: «Бог — это деспот, и как таковой исполнен мстительных идей; в Его Библии только и говорится об ужасном наказании». Не удивительно, что человек, который известен как атеистический вольнодумец, выражает такое мнение. Но, к сожалению, это мнение выражают и многие люди, называющие себя христианами, в их число включаются и некоторые духовные лица.
 Фактом является, что как в части, первоначально написанной на еврейском языке, так и в части, написанной на греческом языке, решительно говорится, что существует только «один Бог» (1 Коринфянам 8: 6; Второзаконие 6: 4). В обеих частях Бог описывается милосердным, справедливым, любящим и решительным (Исход 34: 6, 7; Псалом 102: 6-8; 1 Иоанна 4: 8; Евреям 12: 28, 29). Некоторые самые нежные выражения Писания можно найти в еврейской части Библии, как например, в Псалмах. С другой стороны, «Новый Завет» содержит выразительные описания строгих приводимых в исполнение приговоров над злыми (2 Фессалоникийцам 1: 6-9; Откровение, главы 18 и 19). С начала до конца Библия предоставляет праведным чудесную надежду (Бытие 22: 17, 18; Псалом 36: 10, 11, 29; Откровение 21: 3, 4). Следовательно, Библия с начала до конца согласована сама с собой.

«Протестантская книга»?

 Согласно широко распространенному ошибочному представлению среди сотен миллионов католиков мира, Библия является «протестантской книгой». Искренние католики не виноваты, что у них такое мнение. Потому что в течение сотен лет католическая церковь запрещала читать Библию на каком-нибудь другом языке, кроме латинского. Благодаря этому Священное Писание было недоступным большинству из католических мирян. Правда, с 1897 года, и главным образом со Второго Ватиканского собора (1962-1965 гг.), католики получили право читать на их родном языке апробированные Римом Библии. Но традиции живучи. Поэтому в главным образом католических странах чтение Библии все еще связано с протестантством.
 Многие практикующие веру католики, приобретшие в прошлые годы Библию, все еще не могут брать ее в руки без некоторого опасения. Почему? Потому что церковь все еще учит, что чтение Библии может быть опасным. Почему? Католическая церковь говорит, что Библия содержит не полное откровение христианской истины; она должна дополняться «традицией». Католический профессор Жорж Озу писал в своей книге La Parole de Dieu (Слово Бога): «Традиция превосходит, окутывает, сопутствует и расширяет Писание. ... Это помогает нам понимать, почему чтение Библии или изучение ее церковь никогда не делала обязанностью или абсолютной необходимостью».

Почему следует читать Библию?

 Несмотря на это, многие искренние католики по всему миру приобретают себе Библию и ищут помощи, чтобы понимать ее. То же самое относится ко многим разочарованным протестантам и даже к некоторым лицам, возложившим свою надежду на коммунизм, социализм или на науку.
 При обследовании причин возобновленного интереса к духовному, религиозный корреспондент Алан Вудро писал в парижской газете Le Monde: «Это есть главным образом естественная реакция на отрезвление, которое наступило из-за несостоятельности великих систем мышления, идеологий, политики и науки». Следующими причинами он назвал: «Разочарование в учрежденных церквах по причине их компромиссов с политическими и коммерческими силами этого мира», и в заключение он назвал «апокалипсический страх».
 Ты, может быть, являешься одним из тех, кто начал читать Библию. Если да, то ты должен знать, как сделать чтение Библии плодотворным.

 

Как сделать свое чтение Библии плодотворным

 «Блаженны нищие духом». Так гласят в Синодальном переводе Библии (и многих английских переводах) вступительные слова знаменитой Нагорной проповеди Иисуса (Матфея 5: 3). Понимаешь ли ты, что, собственно говоря, подразумевал Иисус под этим, когда говорил о „нищих духом"? Подразумевал Он огорченных? Или имел ли Он в виду слабоумных? Последнее кажется невероятным, но, конечно, важно понимать, что подразумевал Иисус.
 Свидетели Иеговы, которые признаются даже критикующими их как замечательные исследователи Библии, установили, что Перевод Нового Мира Священных Писаний показательным образом выполняет требование ясности и точности. Он передает это место из Нагорной проповеди, следующим образом: «Счастливы сознающие свои духовные потребности».
 Некоторые библейские комментарии соглашаются с тем, что именно это подразумевается под выражением «нищие духом». Почему же тогда во многих новых переводах, как например, в католической The Jerusalem Bible и в New International Version и дальше употребляется выражение «нищие духом»?
 Этот пример показывает, что для того, чтобы сделать чтение Библии плодотворным, нужно выбирать перевод Библии, который точен, ясен и понятен.

Правильное отношение

 Плодотворное чтение Библии также требует правильного отношения со стороны читателя. Упомянутые слова в Нагорной проповеди хорошо резюмируют, какое отношение должно быть у нас, а именно: «Счастливы сознающие свои духовные потребности». Недостает в твоей жизни настоящего духовного размаха? Сознаешь ли ты факт, что твой ум и твое сердце нуждаются в духовной пище? Библия может помочь тебе, утолить эту потребность.
 Ты, конечно, не найдешь в Библии пищу для ума и сердца, если читаешь ее, как всякое другое литературное произведение. Принимай ее «не как слово человеческое, но как слово Божие, - каково оно есть по истине» (1 Фессалоникийцам 2:13). Ты найдешь в ней не человеческую философию или националистическую историю, но мысли Бога и историю Его образа действия с Его служителями на земле. Библия содержит и удивительные пророчества, из которых некоторые уже исполнились, в то время как другие исполняются на наших глазах или еще исполнятся на благо человечества.
 Так как Библия есть Слово Бога, то для того, чтобы чтение было плодотворным, следует искать Его помощи. Поэтому уместно молиться Богу перед чтением Библии. Проси Его простыми, исходящими от сердца словами, чтобы Он помог тебе понимать то, что ты читаешь, и как применять это в своей личной жизни. Иногда нам недостает способности применять приобретенные знания.
 Эту способность называют мудростью. Библия сама советует: «Если же у кого из вас недостает мудрости, да просит у Бога, дающего всем просто (щедро, НМ) и без упреков, - и дается ему. Но да просит с верою, ни мало не сомневаясь» (Иакова 1: 5,6).

Читать с верой

 Ты, возможно, спросишь: «Как я могу молиться с верой и читать с верой, если мне недостает веры?» Если ты приступаешь к чтению Библии, „сознавая свои духовные потребности", твоя вера будет возрастать с увеличивающимися знаниями о Иегове Боге и о Его чудесных намерениях, которые сосредоточиваются на Христе. Истинную веру нельзя спутывать со слепым легковерием. Библия сама определяет веру следующим образом: «Вера же есть осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом» (Евреям 11: 1).
 Настоящая вера требует в качестве основания познание, и такое познание делает обетованное Богом такой действительностью, как будто оно видимо. Поэтому вера есть нечто, что можно приобрести. Она следует за чтением и слышанием того, что связано с Богом и Его чудесными намерениями для человечества. Апостол Павел сказал: «Вера от слышания, а слышание от слова Божия» (Римлянам 10: 17). *
 Чем больше возрастает твоя вера, тем плодотворнее будет для тебя чтение Библии. Почему? Да потому, что твое «ожидание» будет еще более «уверенным». Это можно пояснить наглядным образом дружбой, которая создалась между тобой и кем-нибудь другим. Чем лучше ты знакомишься в течение времени с другим, тем больше становится твое доверие к нему. В конце концов, после того, как ты пережил многие ситуации, в которых твой друг никогда не оставлял тебя на произвол судьбы, ты будешь доверять ему безоговорочно. Если он или она пишет тебе, то ты знаешь, как тебе следует понимать написанное. Даже если одна фраза будет не совсем ясной, тебе не будет трудно понять мысль, потому что ты знаешь своего друга очень хорошо. Ты доверчиво читаешь его письмо, без подозрения.
 Так же обстоит дело и с Библией: чем больше ты узнаешь о ней и ее Авторе, Иегове Боге, тем больше ты будешь доверять как Богу, как и Его Слову. Твое доверие не поколеблется даже эпизодами в библейской истории, которые трудно понять. Если, например, нельзя непосредственно узнать причину крутых мер Бога против человека или народа, ты будешь уверен, что они были необходимыми. Если дело идет о надежном друге, ты, вероятно, сказал бы: «Ну, если он это сделал, то у него была хорошая для этого причина».
 Конечно, твоя вера в Бога укрепится, если ты сможешь узнать, почему Он поступил таким образом или почему иногда кажется, что Он медлит принять меры против злых. Но ты, возможно, нуждаешься в помощи. Вот это есть другой важный аспект плодотворного чтения Библии.

Необходимая помощь

 Читать всю Библию - превосходное дело. Читая одну главу ежедневно, тебе понадобилось бы больше трех лет, чтобы прочитать Еврейские и Греческие Писания. Если ты читаешь от трех до четырех глав в день, тебе понадобится на это приблизительно один год. Но чтобы получить общее представление о содержании Библии, ты мог бы начать с Псалмов и Притч. Затем обратись к Бытию, Исходу и 1 Царств, прежде чем займешься христианской эрой, читая Матфея, Деяния и некоторые послания, написанные первым христианам, например, Филиппийцам, Иакова и 1 и 2 Петра.
 Между тем ты осознаешь, что для того, чтобы иметь возможность извлечь из Библии практическую и духовную пользу, нужно понять, что она говорит об определенных темах. Выдержки из Писания, объясняющие определенные темы, возможно, далеко находятся одна от другой. Тогда, вероятно, ты почувствуешь необходимость употреблять пособия для изучения Библии, чтобы узнать, где говорится в Библии об отдельных темах. Кроме того, такие пособия для изучения могут помочь тебе видеть все в правильной временной последовательности, потому что книги Библии не распределены в строгом хронологическом порядке. Очень полезны для понимания Священного Писания также географические и исторические данные.
 Где можно найти такую помощь для изучения Библии? В прошлые годы католические авторы опубликовали многие книги, которые якобы предназначались для помощи, католикам при чтении Библии. Но такие авторы стоят перед дилеммой. Если они действительно помогут католикам понимать Библию, то последние вскоре откроют, что большая часть католических догм не находится в Библии. Но если они оправдают католическое учение, тогда они подорвут доверие читателей к Библии, потому что они подчиняют Священное Писание церковной традиции. (Сравни Марка 7: 13.)
 Все больше искренних католиков принимают помощь Свидетелей Иеговы. Во многих странах тысячи католиков усиленно стараются понять Библию, но от местного духовенства, они получают или мало помощи или вообще никакой. Они подобны эфиопскому чиновнику, читавшему книгу Исаии. Когда возвещатель Евангелия Филипп спросил его, понимает ли он, что читает, эфиоп смиренным образом возразил: «Как могу разуметь, если кто не наставит меня?» (Деяния 8: 31). Филипп помог ему, и вскоре этот искренний человек стал крещеным христианином. Так же обстоит дело с католиками, которых Свидетели Иеговы встречают в своем служении от двери к двери и которые говорят, что у них есть Библия. Тогда Свидетели спрашивают, хотят ли они иметь помощь, чтобы сделать свое чтение Библии действительно плодотворным.

Плодотворное чтение

 Свидетели Иеговы в своем библейском образовательном деле применяют большое разнообразие пособий для изучения Библии, как например, Моя книга с библейскими историями (116 библейских рассказов, изложенных простым языком и в хронологическом порядке), Является ли Библия действительно Словом Бога? (с научными и историческими доказательствами правдоподобности Библии), «Все Писание богодухновенно и полезно» (резюме содержания Библии - книга за книгой - с географическими и историческими данными) и Ты можешь навсегда жить в раю на земле (краткий обзор выдержек из Писаний к 30 важным темам, включая чудесную надежду, которую Слово Бога дает искренним читателям Библии сегодня).
 Эти пособия для изучения Библии вместе с личной безвозмездной помощью, которую Свидетели Иеговы с радостью предлагают тебе, сделают для тебя чтение Библии радостным и плодотворным. Ты получишь руководство для повседневной жизни и чудесную надежду на жизнь в обетованном новом порядке Бога, где наконец будет твориться воля Бога «и на земле, как на небе» (Матфея 6: 10).

 

Глубже исследовать Слово Бога

„Если будешь... отыскивать его, как сокровище: то... найдешь познание о Боге" (ПРИТЧИ 2: 4,5).

 «Блажен человек, который снискал мудрость, и человек, который приобрел разум! Потому что приобретение ее лучше приобретения серебра, и прибыли от нее больше, нежели от золота. Она дороже драгоценных камней, и ничто из желаемого тобою не сравнится с нею. Долгоденствие в правой руке ее... Она — древо жизни для тех, которые приобретают ее, — и блаженны, которые сохраняют ее!» (Притчи 3: 13-18).
2 Истинные христиане действительно счастливы, что нашли мудрость. Это значит, что они способны применять свои знания Слова Бога в своем активном поклонении, при разрешении своих повседневных проблем и в принятии решений в отношении их целей жизни. У Свидетелей Иеговы, прежде чем допускаются к крещению, сначала проверяется знание Библии каждого кандидата на крещение целым рядом целенаправленных вопросов. Один из заключительных вопросов гласит: «Почему важно для тебя после крещения дальше придерживаться хорошего расписания времени для твоего личного изучения и регулярного участия в проповедническом служении?» Этим ставится кандидату на крещение на вид необходимость изучать Библию дальше, а именно за пределы „начатков учения", и „спешить к совершенству [зрелости, НМ]" (Евреям 6: 1). Но все ли следуют этому совету?
3 В своем первом послании к христианам в Коринфе апостол Павел жаловался, что он не мог говорить с ними, как с «духовными», но ему необходимо было говорить, как с «младенцами во Христе» (1 Коринфянам 3: 1). Подобное он писал христианам, жившим, вероятно, в Иудее: «О сем надлежало бы нам говорить много; но трудно истолковать, потому что вы сделались неспособны слушать. Ибо, судя по времени, вам надлежало быть учителями; но вас снова нужно учить первым началам слова Божия, и для вас нужно молоко, а нетвердая пища. Всякий питаемый молоком, несведущ в слове правды, потому что он младенец» (Евреям 5: 11-13).
4 Сегодня кажется, что некоторые, достигнув достаточного знания, чтобы посвятиться Иегове с надеждой на вечную жизнь в земном раю, не развивают серьезных, долго длящихся привычек изучения. Они, может быть, думают, что знают достаточно, чтобы, так сказать, справляться в духовном отношении. Они не выходят за пределы «молочной» стадии. Такие, как сказал Павел откровенно, остаются „несведущи в слове правды". Это значит, что они не привыкли употреблять „слово правды", чтобы проверять дела. Павел добавил: «Твердая же пища свойственна совершенным [зрелым, НМ], у которых чувства навыком приучены к различению добра и зла» (Евреям 5: 14).

Для роста требуется «твердая пища»

5 Сколько лет прошло с тех пор, как ты посвятился Иегове? Поразмысли над своим духовным ростом в течение этих лет. Можешь ты объяснить при помощи Библии только основные истины, „первые начала слова Божия"? Некоторые из идущих уже в течение 10 или 20 лет христианским путем все еще находятся в «молочной» стадии. Что думали бы мы о 10 - тилетнем ребенке или о 20 - тилетнем молодом человеке, который все еще питался бы молоком из бутылочки? Было бы это нормально? Не тормозило бы такое молочное питание роста данного лица? Хотя он и мог бы жить, но он никогда не стал бы сильным, здоровым взрослым человеком. Так же обстоит дело и в духовном отношении.
6 Почему некоторые, которые уже годами христиане, духовно не достаточно сильны, чтобы энергично помогать нормальным „младенцам", только что ставшим на сторону Иеговы? Те, которые не делали успехов, годами занимали время и внимание старейшин и других зрелых христиан, в то время как им самим, как сказал Павел, „судя по времени, надлежало быть учителями". Чтобы стать учителями, им нужно выйти за пределы „молочной" пищи и привыкнуть принимать „твердую пищу". Как могут они это делать? (Евреям 5: 12).
7 Павел сказал, что „твердая пища свойственна зрелым людям", и описал их как тех, «у которых чувства навыком приучены к различию добра и зла». Другими словами: те, которые делают себе привычкой употреблять знание Слова Бога, находящееся у них в распоряжении, чтобы различать добро от зла, постепенно обучают свою способность различать и достигают христианской зрелости. Они привыкают применять «слово правды», чтобы проверять дела, и таким образом устанавливать, что в моральном, духовном и даже физическом отношениях вредно и что полезно. Применяя изученное, они не будут больше „несведущими в слове правды". Они станут „зрелыми людьми", такими, которым свойственна «твердая пища» (Евреям 5: 13,14, НМ).

Развивай хорошие привычки «есть»

8 Больным людям, долгое время сидевшим на молочном диете, нужно снова приучать свой организм к принятию твердой пищи. Так же обстоит дело и с теми, которые сделали себе привычкой некоторым образом «ковыряться» в предлагаемой «верным и благоразумным рабом» духовной пище, и лакомые кусочки, требующие усилий «жевать» (размышлять и исследовать), оставляют, так сказать, лежать на краю тарелки. Им следует прилагать усилия, развивать хорошие привычки «есть». Им нужно „возбуждать ясную умственную способность" и «подвизаться» (Матфея 24: 45; 2 Петра 3: 1, 2, НМ; Луки 13: 24).
9 Есть три возможности, которыми можно помочь больному снова возбудить аппетит к твердой, питательной пище: 1. правильное побуждение, т.е. желание снова стать здоровым и сильным, 2. регулярно подающаяся пища, возбуждающая аппетит, и 3. свежий воздух и телесное занятие. Как может это помочь не имеющему больше аппетита к глубинам Слова Бога?
10 Каждому, посвятившемуся Иегове, следовало бы иметь сильное желание расширить свое знание Слова Бога. Наша любовь к Иегове стимулирует нас ближе познакомиться с Его чудесными качествами, Его волей и Его намерениями. Для этого требуются основательное изучение и размышление (Псалом 1: 1, 2; 118: 97). К тому же, наша надежда однажды жить в земном раю Бога зависит от того, что мы „постоянно принимаем в себя познание о едином истинном Боге и Его Сыне, Иисусе Христе" (Иоанна 17: 3, НМ). Но наше желание вечной жизни не должно быть главным мотивом для нашего изучения Священного Писания. Это было ошибкой, которую совершили некоторые неверующие иудеи. Если мы исследуем Писания, то нам следует это делать в первую очередь из любви к Богу и с желанием творить Его волю (Иоанна 5: 39-42; Псалом 142: 10).
11 Обилие возбуждающей аппетит пищи, которая регулярно и «во время» подается «верным и благоразумным рабом», должна побуждать всех нас проявлять за это нашу признательность, следовательно, извлекать полную пользу из этого предоставляемого хорошего материала (Матфея 24: 45). Нам следовало бы развивать хорошие духовные привычки «есть», оставляя достаточно времени на чтение и на изучение всего превосходного материала, который опубликовывается в книгах и журналах общества Сторожевой Башни. Духовная пища «подается» в установленное время на пяти еженедельных сходках, которые проводятся по всему миру в собраниях Свидетелей Иеговы. Присутствуешь ли ты на всех этих сходках и хорошо ли подготавливаешься, чтобы иметь возможность принять пищу?
12 Любовь к Богу, как и любовь к ближним должна побуждать нас изучать Его Слово (Луки 10: 27). Для потерявшего буквальный аппетит помощью являются свежий воздух и телесное занятие. Точно так же для христианина, желающего развить аппетит к «твердой пище», помощью является, если он занимается проповедническим служением и использует свое знание на распространение „благой вести о Царствии" и на подготовку „учеников из людей всех народов" (Матфея 24: 14; 28: 19, 20, НМ). Помни о том, что Павел духовным «младенцам», ставшим такими, которым нужно молоко, сказал, что им, „судя по времени, надлежало быть учителями" (Евреям 5: 12). Где находишься ты, если принять во внимание время, в котором ты уже являешься истинным христианином? Если ты брат, то сделал ли ты такие успехи, что можешь быть полезным как «учитель» в проповедническом служении или, может быть, и как старейшина в собрании? В состоянии ли ты, как христианская сестра, проводить созидательные изучения Библии в квартирах людей, проявляющих интерес к истине Бога, или, может быть, помогать христианским сестрам в деле свидетельствования?

Делай изучение удовольствием

13 Говорят, что чтение — это удовольствие, а изучение — труд. В этом есть доля правды. Можно читать много созидательного для приятного отдыха. Что может быть более приятным, чем в удобном положении провести час или два за чтением сообщений из Ежегодника Свидетелей Иеговы или издания журнала Пробудитесь!? Но изучение требует усилия. В одном словаре говорится: «Изучение требует продолжительной целенаправленной сосредоточенности с тщательным вниманием к подробностям, которые, вероятно, открывают возможности применения, вариации или связи исследуемой темы». Да, изучение требует усилий. Но как и любая другая хорошо проведенная работа может быть удовлетворяющей и стоящей, так и изучение чего-либо может быть радостным и духовно стоящим. Лежит в наших интересах делать изучение библейских тем таким приятным. Как же подходить к этому делу?
14 Чтобы изучение стало приятным и действительно полезным, нужно посвящать ему достаточно времени. Так как «изучение требует продолжительной целенаправленной сосредоточенности» и „тщательного внимания к подробностям", то поднимается вопрос: как часто, честно говоря, ты по-настоящему изучал Сторожевую Башню или публикацию, употребляемую для книгоизучения собрания? Не было ли бы более точным сказать, что ты часто пробегаешь взглядом материал и быстро подчеркиваешь ответы на вопросы, не входя действительно в детали и не занимаясь причинами для изложенных объяснений? Если это так с тобой, то тебе, вероятно, нужно улучшить свои духовные привычки «есть», и в первую очередь „дорожить временем" для изучения (Ефесянам 5: 15-17). Это, может быть, означает, что тебе необходимо резко сократить применение времени для других менее важных деятельностей. Но ты, возможно, будешь поражен, каким приятным изучение может стать, когда у тебя есть время по-настоящему заняться материалом, вместо того, чтобы поспешно пробегать его глазами.
15 В связи с фактором времени следует упомянуть и молитву. Чтобы изучение могло принести духовную пользу, необходимо благословение Иеговы. Нам нужно молиться Ему во имя Иисуса и просить Его открыть нам ум и наше сердце, и сделать их действительно восприимчивыми для истин, которые мы хотим изучать. Как часто тебе приходилось торопливо подготавливаться к сходке и ты потом устанавливал, что ты забыл попросить Иегову о Его благословении и мудрости, чтобы применить изученное в ежедневной жизни? Почему же тебе лишаться помощи Иеговы, если ведь она гарантируется тебе в ответ на твою просьбу? (Иакова 1: 5-7).

Глубже исследовать

16 В Притчи 2: 4, 5 говорится: «Если будешь... отыскивать его, как сокровище: то... найдешь познание о Боге». В контексте говорится, что необходимо искать „слова" Иеговы, Его „заповеди", „мудрость", „размышление [способность различать, НМ]" и „разум [понимание, НМ]". Для того чтобы искать сокровище, требуются усилие и выдержка. Для этого необходимы многие исследовательские работы. Так же обстоит дело и с поисками „истинного познания Бога", „способности различать" и „пониманием". И это требует многих исследовательских работ, т.е. нужно проникать под поверхность. Не думай, что достаточно рассматривать Слово Бога поверхностно, только пробегать его глазами.
17 Один псалмопевец воскликнул: «Как велики дела Твои, Господи [Иегова, НМ]! Дивно глубоки помышления Твои!» (Псалом 91: 6). Апостол Павел с восхищением писал: «О, бездна богатства и премудрости и ведения Божия!» (Римлянам 11: 33). В другом послании он писал о „глубинах Божиих" (1 Коринфянам 2: 10). Эти глубины Бог открывает, как объясняет Павел, «духом Своим», Своей действенной силой, которая оказывает большое влияние на помазанных духом христиан, определенных Иисусом Христом, чтобы наделять духовной пищей. Нам действительно следует быть благодарными за духовный исследовательский труд, который совершает класс «раба», чтобы сделать понятными для нас „скрытые глубины намерений Божиих" (1 Коринфянам 2: 10, Today's English Version).
18 Но отдельные христиане этим не освобождаются от обязанности глубже исследовать Слово Бога, чтобы исчерпать все глубины объясненных мыслей. К этому относится отыскивание упомянутых мест Писания. Это значит, что необходимо читать подстрочные заметки в статьях Сторожевой Башни, из которых некоторые указывают читателю на более старое опубликование, объясняющее еще более подробно данное место или пророчество в Писании. Это требует, чтобы более глубоко исследовали и старались найти это старое опубликование и затем изучали материал на указанных страницах. Требуется также пользоваться специальными пособиями для изучения Библии, которые класс «раба» в течение лет предоставляет в распоряжение, как например, индексы, указатели библейских цитат, книги Помощь для понимания Библии (англ.) н "Все Писание богодухновенно и полезно» (англ.). Да, нам, христианам, даны в руки превосходные исследовательские орудия, к которым принадлежит и новая английская Reference Bible, которую со временем можно будет получить еще на целом ряде других языков. Да будем мы применять эти исследовательские орудия выгодным образом.

Цель изучения

19 Целью нашего глубокого исследования Слова Бога не должно быть чувство превосходства над своими братьями или выставка напоказ своего знания. Это часто случается так с мирскими людьми. В принципе здесь применимы следующие слова Павла: «Знание надмевает, а любовь назидает» (1 Коринфянам 8: 1). Любовь побуждает нас смиренно применять свои знания в деле проповедования и в подготовке учеников, и тактично вносить свой вклад в духовное обогащение христианских сходок.
20 Да не будем мы больше «младенцами», но будем „истинною любовью все возращать в Того, Который есть глава Христос" (Ефесянам 4: 13-15). «Поспешим к совершенству (к зрелости, НМ]» (Евреям 6: 1). Мы хотим быть зрелыми людьми, которые в состоянии переваривать „твердую пищу, которая делает нас духовно сильными и полезными членами собрания христиан. Конечно, к этому относится большее, чем воспринимать изучением знания. Это требует, чтобы мы питались высказываниями Иеговы или опубликованными изречениями с признательностью. Этим мы займемся в следующей статье (Псалом 109: 1; Исаия 56: 8; 66: 2).

 [Вопросы Для Изучения]
  1. Что является источником истинного счастья, и почему?
  2. Почему Свидетели Иеговы счастливы, но какой совет им дается еще до крещения?
  3, 4. а) Что сказал Павел о некоторых христианах в Коринфе и в Иудее? б) Что, кажется, бывает сегодня с некоторыми христианами?
  5, 6. а) Что оправдывается на некоторых, которые годами уже находятся в истине, и почему это не нормально? б) Что Павел сказал таким, и что поэтому им следует делать?
  7. Кому подобает, согласно Евреям 5: 14, „твердая пища", и как христианин становится таким лицом?
  8. Как может дойти до того, что христианин ограничивается «молочной» диетой, но как он может изменить свои духовные привычки «есть»?
  9. Что может помочь кому-нибудь, кто не имеет больше аппетита?
 10. Какие должны быть у нас мотивы для расширения своих знаний Слова Бога?
 11. Каким образом, нам «подается» возбуждающая аппетит пища в установленные времена?
 12. а) Чем еще может христианин возбудить свой духовный аппетит? б) Какие вопросы могли бы мы, поэтому задать себе?
 13. В чем состоит разница между чтением и изучением?
 14. Что тебе, возможно, нужно делать, чтобы твое изучение было более приятным и полезным?
 15. Что еще необходимо для того, чтобы изучение было приятным и духовно полезным?
 16. Что нам нужно делать в согласии с ключевым библейским текстом этой статьи, чтобы найти познание, способность различать и понимание?
 17. Что говорит Писание о мыслях Иеговы, и за что нам следует быть благодарными?
 18. Как может каждый христианин глубже исследовать Слово Бога, и какие особенные исследовательские орудия находятся в нашем распоряжении?
 19. Какое слово предосторожности уместно в отношении познания?
 20. Какими наставлениями наделил Павел в связи с этим?

 [Рамка На Странице 12]
 Для памяти
  Почему некоторые остаются в духовном отношении «младенцами»?
  Что может помочь кому-нибудь стать зрелым?
  Как мы можем развивать хорошие духовные привычки «есть»?
  Что может сделать наше личное изучение Библии более приятным? D Почему необходимо глубоко исследовать Слово Бога?

 [Рамка На Странице 11]
 Факторы, которые способствуют духовному здоровью:
 1. Правильная мотивировка: развивай сильное желание быть с Иеговой в более близких отношениях.
 2. Регулярное питание: пользуйся духовной пищей, которая регулярно подается «верным и благоразумным рабом».
 3. Активность: пользуйся своим знанием на помощь другим, участвуя, например, в проповедническом деле.

 

Питаться исполнением высказываний Иеговы

«Не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом [высказыванием, НМ], исходящим из уст Божиих [Иеговы, НМ]» (МАТФЕЯ 4: 4).

 Иегова есть великий Кормилец. Согласно первой главе Библии, Он представляет Себя людям таковым (Бытие 1: 29,30). Намного позднее исполненный благодарности псалмопевец Давид сказал Иегове: «Очи всех уповают на Тебя, и Ты даешь им пищу их в свое время. Открываешь руку Твою и насыщаешь все живущее по благоволению» (Псалом 144: 15, 16). Да, у Него пища наготове в изобилии как для людей, так и для животных. Однако существует разница. В то время как звери довольствуются физической пищей, человек нуждается в большем, чем в физическом хлебе или в физической пище. Он должен „жить всяким высказыванием, исходящим из уст Иеговы" (Матфея 4: 4, НМ).
2 Это было возражением Иисуса на попытку сатаны побудить Его чудом превратить камни в хлеб. Дьявол не упорствовал в этом пункте, а вскоре перешел на другое искушение. При этом он применил Псалом 90: 11, 12 таким ошибочным образом, что можно было бы подумать, что он даже не понял, что Иисус подразумевал под Своим возражением при первом искушении (Матфея 4: 3-7). Но мы, как служители Иеговы, очень интересуемся тем, что сказал Иисус. Мы, с радостью исследующие глубины Библии, чтобы, по возможности, достичь максимальной духовной пользы, можем спросить себя: «Думал ли Иисус, что для того, чтобы вести жизнь в полной мере, человеку нужно изучать „всякое высказывание, исходящее из уст Иеговы" и, возможно, выучивать их наизусть? Или что подразумевал Он?»

Высказывания Иеговы

3 Иисус в Своем возражении на нападки сатаны цитировал Второзаконие 8: 3, согласно греческому переводу Септуагинты этого еврейского текста Писания. Греческое слово, переведенное словом «высказывание» (рема) имеет двоякое значение. Иногда оно переводится выражениями «слово», «изречение» или «высказывание». Но оно может означать и «дело» или «вещь», согласно его еврейскому соответствию (давар).
4 В Луки 1: 37 мы читаем: «У Бога не останется бессильным никакое слово [провозглашение, НМ, рема]». В Луки 2: 15 говорится, что пастухи говорили друг другу: «Пойдем в Вифлеем и посмотрим, что [какое дело, НМ, рема] там случилось, о чем возвестил нам Господь [Иегова, НМ]». Следовательно, это греческое слово, особенно, когда оно употребляется в связи с Иеговой, может означать «слово», «заявление» или «высказывание» Бога. Или оно может означать «дело», «событие» или «действие», то есть результат сказанного, исполненное слово.
5 Понимая это так, Луки 1: 37 не означает, что Бог может просто говорить что-нибудь. Это может относиться к человеку, даже если то, что он говорит, едва ли исполнится, или если оно не имеет смысла. Но что касается заявлений Бога, то из Луки 1: 37 мы можем заключить, что ни одно слово или заявление Иеговы не остается не исполнившимся. Следовательно, заявление ангела по отношению к Марии неизбежно должно было исполниться. Мысль, лежащая в основе как еврейского, так и греческого слова, употребляемого для выражения «слово», «высказывание», «изречение» и «заявление» Иеговы, очень хорошо выражена в книге Исаия. Там Иегова заявляет: «Как дождь и снег нисходит с неба и туда не возвращается, но напояет землю, и делает ее способной рождать и произращать, чтоб она давала семя тому, кто сеет, и хлеб тому, кто ест: так и слово Мое [по-еврейски давар; по-гречески рема], которое исходит из уст Моих, — оно не возвращается ко Мне тщетным, но исполняет то, что Мне угодно, и совершает то, для чего Я послал его» (Исаия 55: 10, II).

«Не хлебом одним»

6 Что же тогда подразумевал Иисус, когда цитировал Второзаконие 8: 3 и сказал, что «не хлебом одним будет жить человек, но всяким [словом высказыванием, НМ], исходящим из уст Божиих [Иеговы, НМ]»? (Матфея 4: 4). Хотел ли Он этим сказать, что преданный Богу человек живет одними высказываниями, словами или заявлениями? Было бы достаточно только умственных знаний таких божественных изречений? Мы рассмотрим исторический контекст слов, цитированных Иисусом из книги Второзаконие.
7 На 36 странице пособия по изучению Библию «Все Писание богодухновенно и полезно» (англ.) объясняется: «Книга Второзаконие содержит динамическую весть для народа Иеговы. После того, как сыны Израиля в течение сорока лет бродили по пустыне, они в конце концов стояли на пороге земли обетования». Это было в 1473 году до н.э. Где? В Моавских долинах. В своей второй речи к собравшимся израильтянам Моисей заявил: «Помни весь путь, которым вел тебя Господь [Иегова, НМ], Бог твой, по пустыне, вот уже сорок лет, чтобы смирить тебя, чтобы испытать тебя и узнать, что в сердце твоем, будешь ли хранить заповеди Его, или нет. Он смирял тебя, томил тебя голодом, и питал тебя манною, которой не знал ты и не знали отцы твои, дабы показать тебе, что не одним хлебом живет человек, но всяким словом [высказыванием, НМ], исходящим из уст Господа [Иеговы, НМ], живет человек» (Второзаконие 8: 2,3).
8 Представь себе! Несколько миллионов израильтян — старые и молодые, мужчины, женщины и дети — в течение сорока лет бродили по пустыне „великой и страшной, где ядовитые змеи, скорпионы и места сухие, на которых нет воды" (Второзаконие 8: 15). Они нуждались в воде для питья и в пище для еды. Иегова временами допускал, чтобы они страдали от жажды и голода. Почему? Чтобы дать им понять, что „человек живет не одним хлебом, но всяким словом, исходящим из уст Иеговы".
9 Какая связь была между потребностями израильтян и высказываниями или изречениями, исходившими из уст Иеговы? Ну, какие «ощутимые» явления происходили в лагере израильтян как результат высказываний Иеговы? Моисей писал: «Одежда твоя не ветшала на тебе, и нога твоя не пухла, вот уже сорок лет. ... [Иегова] источил для тебя источник воды из скалы гранитной, питал тебя в пустыне манною» (Второзаконие 8: 4, 15, 16). Связь заключалась в следующем: израильтяне ничего не получили бы из этого, если бы Иегова не повелел, чтобы это совершилось. Вследствие этого израильтяне буквальным образом жили „всяким высказыванием [или всяким повелением], исходящим из уст Иеговы".

Обеспечены высказываниями Иеговы

10 Были ли израильтяне снабжены высказываниями Иеговы, помимо материальных благ, как пища, вода и одежда, еще и другим образом? Они получали и духовную помощь. Моисей сказал израильтянам, что Иегова дал им пройти через эти испытания в пустыне, „чтобы смирить их, чтобы испытать их и узнать, что в сердце их, будут ли они хранить заповеди Его, или нет". К этому он добавил: «И знай в сердце твоем, что Господь [Иегова, НМ], Бог твой, учит тебя, как человек учит сына своего..., чтобы впоследствии сделать тебе добро» (Второзаконие 8: 2,5,16).
11 Да, если бы израильтяне извлекли полную пользу из своих испытаний в пустыне, они узнали бы, как человек „живет всяким высказыванием, исходящим из уст Иеговы", не только тем, что научились бы повиноваться Его написанным заповедям, но и тем, что они, как народ, и в своей личной жизни испытывали бы результаты высказываний Иеговы. У них было бы достаточно возможности „вкусить и увидеть, что благ Иегова" (Псалом 33: 9, НМ). Эти обогащающие испытания в связи со словами Иеговы — как с высказанными, так и с исполненными — поддержали бы их духовно.
12 Иисус Навин, последователь Моисея как израильского предводителя, осведомился о высказываниях Иеговы, наполняя ими свой ум. Его вера была укреплена наблюдениями за их исполнением. После смерти Моисея Иегова высказался в адрес Иисуса Навина, следующим образом: «Да не отходит сия книга закона от уст твоих; но поучайся в ней день и ночь, дабы в точности исполнять все, что в ней написано: тогда ты будешь успешен в путях твоих и будешь поступать благоразумно» (Иисус Навин 1: 8).
13 После того, как Иисус Навин верно повиновался слову Иеговы и наблюдал за его исполнением над народом Иеговы, он мог в конце своей жизни засвидетельствовать: «Таким образом, отдал Господь [Иегова, НМ] Израилю всю землю, которую дать клялся отцам их, и они получили ее в наследие и поселились на ней. И дал им Господь [Иегова, НМ] покой со всех сторон, как клялся отцам их; и никто из всех врагов их не устоял против них; всех врагов их предал Господь [Иегова, НМ] в руки их. Не осталось не исполнившимся ни одно слово [обетование, НМ; по-еврейски давар; по-гречески рема] из всех добрых слов [обетовании, НМ], которые Господь [Иегова, НМ] говорил дому Израилеву; все сбылось» (Иисус Навин 21: 43-45). Иисус Навин не питался только лишь буквальным хлебом, но и „всяким высказыванием, исходящим из уст Иеговы" (Матфея 4: 4, НМ).

Сегодня жить высказываниями Иеговы

14 После более глубокого исследования слов, которыми Иисус возразил на искушение дьявола, мы можем лучше понять, что подразумевал Иисус. Исторические и географические данные сообщения Моисея, процитированного Иисусом, показывают, что высказывания Иеговы, которыми должны жить преданные Богу мужчины и женщины, не являются только словами, которые можно выучивать наизусть. В случае с израильтянами „всякое высказывание, исходящее из уст Иеговы", было связано с манной, с водой и с одеждой, которая не ветшала. Да, высказывания включали в себя исполнение, все чудесное, что Иегова делал для Своего народа. Признательные израильтяне были укреплены тем, что они видели то, чем исполнялись высказывания Иеговы.
15 Подобным образом и сегодня народ Иеговы питается не просто чтением и изучением высказываний Иеговы, хотя это и необходимо. Дело в том, чтобы испытать коллективно и индивидуально, каким чудесным образом обращается Иегова с нами и заботится о нас. Чем больше мы сознаем, как Иегова обращается с нами, тем больше такие исполненные высказывания, которые укрепляют нашу веру и нашу духовность, питают нас.
16 Псалмопевец писал: «Буду вспоминать о делах Господа [Иеговы, НМ]; буду вспоминать о чудесах Твоих древних. Буду вникать во все дела Твои, размышлять о великих Твоих деяниях» (Псалом 76: 12, 13). Если мы занимаемся делами, чудесами и деяниями Иеговы на пользу Его народа и сознаем, что они являются осязаемым выражением Его высказываний, тогда эти Божьи мероприятия будут для нас, как духовный хлеб. Они будут содействовать тому, чтобы мы достигли более близкого личного взаимоотношения с Иеговой. Мы будем поступать, как Иисус. Он отказался следовать вызову дьявола превратить камни в хлеб. Мы тоже будем строго следить за тем, чтобы нам не попасть в западню дьявола из-за материальных вещей или из-за чрезмерной заботы о материальных потребностях, и не отказаться от поклонения Иегове.
17 Иисус сказал: «Моя пища есть творить волю Пославшего Меня и совершить дело Его» (Иоанна 4: 34). Он был чудесным примером, ибо Он показал нам практическим образом, что „человек должен жить не одним хлебом, но всяким высказыванием, исходящим из уст Иеговы" (Матфея 4: 4).

Ожидание других указаний

18 Через Своего Сына Иегова предсказал, что „эта благая весть о Царстве будет проповедана по всей вселенной", прежде чем придет конец (Матфея 24: 14). Это Божье высказывание сегодня исполняется всемирным проповедническом делом Свидетелей Иеговы. „Живешь" ли ты этим высказыванием уст Иеговы, полностью принимая участие в проповедническом деле и таким образом получая духовное питание, так как ты творишь Его волю?
19 Есть еще другие высказывания Иеговы, которые в недалеком будущем вызовут волнующие события. «Десять рогов» и «зверь» выступят против «блудницы», Вавилона великого. Да, уничтожение этой мировой державы ложной религии антирелигиозными элементами в Организации Объединенных Наций будет необозримой акцией, вызванной одним из высказываний Иеговы (Откровение 17: 16, 17).
20 Другое достойное замечания Божье высказывание исполнится, когда, говоря символическим языком, Иегова вложит «удила» в челюсти Гога или сатаны, чтобы бросить ему и его „полчищу" вызов напасть на народ Иеговы на земле (Иезекииль 38: 2-4, 8-12). Другое Божье высказывание приведет уничтожение полчищ Гога (Иезекииль 39: 1-6). * Это будет означать «брань в оный великий день Бога Вседержителя», — Армагеддон (Откровение 16: 14, 16; 19: 11-21). Каким же переживанием будет для верного народа Иеговы наблюдать за исполнением этих Божьих высказываний и слышать среди этой брани следующее высказывание в переносном смысле: «Стойте и смотрите на спасение Господне [Иеговы, НМ], посылаемое вам!» (2 Паралипоменон 20: 17).
21 Затем Христос исполнит добавочное Божье высказывание, сковывая сатану и его демонов и низвергая их в бездну, где они будут заключены на „тысячу лет" (Откровение 20: 1-3). В той тысяче лет наступит исполнение других высказываний Иеговы, как например, воскресение мертвых и „исцеление народов", т.е. послушного человечества (Откровение 20: 11-15; 22: 1, 2). В течение этого тысячелетнего периода суда Иегова, очевидно, будет давать добавочные указания, которые в настоящее время нам неизвестны, так как откроются новые «книги» (Откровение 20: 12). Каким же чудесным переживанием для переживших «великую скорбь» и для воскресших мертвых будет получать наставление и руководство этими дальнейшими указаниями, написанными в еще не открытых «книгах» Иеговы, и с радостью исполнять их!
22 Ввиду этих чудесных перспектив, да будем мы извлекать полную пользу из существующей теперь возможности ознакомляться с высказываниями Иеговы и заниматься основательным личным изучением Его Слова и участвовать в проповедническом деле со все больше возрастающим пониманием совершаемых ради нас дел Иеговы.

 [Вопросы Для Изучения]
  1. Каким образом Иегова является великим Кормильцем, но что сказал Иисус в отношении потребностей людей?
  2. Что нам следует знать в отношении слов Иисуса из Матфея 4: 4?
  3, 4. Какое двоякое значение имеет как греческое, так и еврейское слово для слова «высказывание»? Приведи пример.
  5. Как следует понимать Луки 1: 37?
  6, 7. Какой исторический и географический контекст имели слова из Второзаконие 8: 2, 3?
  8. В каком положении находились израильтяне, и почему Иегова допустил это?
  9. Каким образом высказывания Иеговы обеспечивали потребности израильтян? 10, 11. Приведи еще другие примеры, показывающие, что израильтяне могли питаться высказываниями Иеговы.
 12, 13. Как ознакомлялся Иисус Навин с высказываниями Иеговы, и о чем он свидетельствовал?
 14. а) Какого лучшего понимания слов Иисуса из Матфея 4: 4 мы достигаем, когда исследуем дело глубже? б) Чем подкреплялись признательные израильтяне?
 15. Как мы можем питаться высказываниями Иеговы?
 16. а) Чем занимался псалмопевец? б) Что можем делать и мы, и в каком отношении это будет для нас помощью?
 17. В чем Иисус был чудесным примером?
 18. Какое Божье высказывание исполняется сегодня?
 19, 20. Какие другие Божьи высказывания вскоре вызовут волнующие события?
 21. Какие развития приведет с собой исполнение высказываний Иеговы?
 22. К чему мы ободряемся теперь?

 [Рамка На Странице 18]
 Можешь ты вспомнить?
  Как учились израильтяне жить «всяким высказыванием, исходящим из уст Иеговы»?
  Каким образом израильтяне могли духовно питаться высказываниями Иеговы?
  В каком отношении сегодня мы можем жить высказываниями Иеговы?
  Какие высказывания Иеговы должны еще исполниться?

 

Как можно найти радость в полном проблем мире

 «Радуйтесь всегда в Господе», заповедал апостол Павел. «И еще говорю: радуйтесь» (Филиппийцам 4: 4). Но для многих кажется нереалистичным, чтобы можно было так радоваться. Они удивляются: «Как можно радоваться, когда нужно справляться с нищетой, безработицей, неприязненными коллегами по работе, соблазнами к безнравственности или с давлением в школе?»
 Едва ли было бы разумным для Бога ожидать, чтобы Его народ постоянно находился в состоянии ликования. Он Сам вдохновил Павла предсказать, что мы будем жить «во времена тяжкие, с которыми трудно будет справляться» (2 Тимофею 3: 1-5, НМ). Но Библия ясно показывает, что даже при самых плохих обстоятельствах все еще можно иметь в некоторой мере радость. Например, Иисус „претерпел столб мучений" и принял „поругание от грешников". Когда Он был пригвожден к столбу мучений, для Него едва ли было радостью страдать от боли или переносить насмешки человеческой толпы. Павел даже сказал, что страдания Христа были такими ужасными, что Он молил Бога «с сильным воплем и со слезами». Но Иисус мог претерпевать все это «ради предлежащей Ему радости» (Евреям 12: 2, 3; 5: 7, НМ).
 Первые христиане вели подобным образом „великую борьбу в страданиях", „служа зрелищем для других среди поношений и скорбей". Но, согласно словам Павла, они „приняли расхищение их имения с радостью" (Евреям 10: 32-34). Как было им это возможно?

Радость — извне или изнутри?

 Радость не приходит извне. Она — качество сердца. (Сравни Притчи 17: 22.) Правда, внешние данные, как например, семья, друзья — даже любимое кушанье —, могут вызвать в ограниченной степени чувство радости (Деяния 14: 16, 17). Да, даже напряженное ожидание чего-нибудь хорошего может быть причиной радости. (Сравни Притчи 10: 28.) Но радость, возникающая из-за внешних обстоятельств или материальных вещей, не продолжительна.
 Иногда внешние обстоятельства явно похищают радость. Молодой человек Джим описывал, например, как воздействовала на него мирская работа: «Я ненавидел свою работу... Я не хотел согласиться с тем, что я в своей жизни должен был приносить пользу какой-то фирме, которая, казалось, вообще не имела никакого интереса ко мне как к личности. К тому же, многие люди, с которыми я работал вместе, были скрытыми и неискренними». Искусственно вызывать радость, всегда заводит в тупик. Джим рассказывал: «С моего десятого года жизни я потреблял всевозможные наркотики. Я все больше сбивался с пути, и жизнь, которую я вел, опостылела мне. Она состояла из пьянства, потребления наркотиков и празднований. Жизнь для меня не имела никакого смысла и никакой цели. Я спрашивал себя: „Где я могу найти нечто лучшее?"»
 То, что пережил Джим, напоминает нам переживания царя Соломона. И он узнал, как бессмысленно пытаться искать радость, предаваясь жажде наслаждения:
 «Сказал я в сердце моем: „дай, испытаю я тебя веселием, и насладись добром"; но и это — суета! О смехе сказал я: „глупость!" а о веселии: „что оно дает?" Вздумал я в сердце моем услаждать вином тело мое и, между тем, как сердце мое руководилось мудростию, придержаться и глупости, доколе не увижу, что хорошо для сынов человеческих, что должны были бы они делать под небом в немногие дни жизни своей. Я предпринял большие дела: построил себе домы, посадил себе виноградники, устроил себе сады и рощи... Чего бы глаза мои ни пожелали, я не отказывал им... И оглянулся я на все дела мои, которые сделали руки мои, и на труд, которым трудился я, делая их: и вот, все — суета и томление духа» (Екклесиаст 2: 1-5,10, 11).
 Есть ли вообще что-нибудь в жизни, что не является суетой, что предоставляет радость даже при самых ужасных условиях?

Источник настоящей радости

 «Радость пред Господом [Иеговой, НМ] — подкрепление для вас», — сказал Неемия (Неемия 8: 10). Да, радость исходит от всемогущего Бога, так как Он есть Создатель всего хорошего, что может принести истинную радость. «Могущество и радость на месте Его», — говорит Библия (1 Паралипоменон 16: 27). Поэтому правильный путь для достижения радости состоит в поддерживании дружбы с Создателем, т.е. иметь, как Авраам, личное взаимоотношение с ним (Иакова 2: 23). Может ли такая «дружба» принести радость? Обрати внимание на то, что говорит псалмопевец: «Твоя [Бога] дружба лучше жизни» (Псалом 62: 4, The Bible in Living English). Между прочим, это со временем признал и Джим. Сегодня он полный радости христианин.
 Как может дружба с Богом доставить радость? Иегова «ищущим Его воздает» (Евреям 11: 6). Кто служит Богу, тому не нужно опасаться, что его старания напрасны или останутся незамеченными. Иегова очень ценит даже самые ничтожные дела, свидетельствующие о преданности. (Сравни Марка 12: 41-44.) И когда Он благословляет Своих верных «друзей», то это благословение «обогащает, и печали с собою не приносит» (Притчи 10: 22). Люди, любящие Бога, с напряжением ожидают время, когда они будут награждены вечной жизнью в Его новом порядке, в котором „будет обитать правда" (2 Петра 3: 13). Такая надежда является для христиан действительной причиной для радости.
 Другое, о чем следует помнить, это то, что «радость» является плодом духа Бога. Бог щедро дает Своим друзьям от Своего духа, если они просят Его об этом (Галатам 5: 22; Луки 11: 13). Поэтому псалмопевец мог воскликнуть: «Блажен народ, у которого Господь [Иегова, НМ] есть Бог» (Псалом 143: 15).

Сохранять свою радость

 Несмотря на все это, во дни Павла даже помазанные духом христиане иногда чувствовали себя подавленными (1 Фессалоникийцам 5: 14). А сегодня давление и бремя жизни требуют еще большей дани. Но так как радость есть качество, исходящее из глубины сердца, то такие тяготы не должны быть причиной того, чтобы терять радость. Рассмотрим в этом отношении пример Иисуса Христа. Мы уже установили, что он „ради предлежащей Ему радости, претерпел столб мучений" (Евреям 12: 2, НМ). Хотя вознесение на столб было, безусловно, для Иисуса ужасным переживанием, но Его взаимоотношение с Отцом было намного сильнее Его жалости к Самому Себе. „Предлежащая Ему радость" ясно господствовала над Его мыслями: преимущество оправдать имя Иеговы, перспектива освободить человечество от греха, и честь служить Царем Царства Бога. Даже в самые тяжелые моменты Своей жизни Христос мог размышлять об этом и поэтому ощущать великую радость.
 Первые христиане могли подобным образом претерпевать преследование и даже „расхищение их имения принимать с радостью", а это не потому, что они, как мазохисты, получали бы удовольствие от страданий, но потому что они все снова и снова вспоминали, почему им приходилось претерпевать все это. Они могли радоваться, „что за имя Бога удостоились попасть в бесчестие". Они могли радоваться ради предлежащей им „надежды вечной жизни" (Деяния 5: 41, НМ; Титу 1: 2).
 И мы можем сегодня сохранять нашу радость, даже если мы встречаемся с серьезными проблемами. Вместо того чтобы отступать и размышлять над своими проблемами, мы можем пытаться вспоминать о благословениях, которые выпадут на нашу долю благодаря дружбе с Иеговой и благодаря поддержке любящих братьев и сестер. Часто достаточно уже одного этого, чтобы наши страдания оказались незначительными. Иисус объяснил это обстоятельство следующим наглядным образом: «Женщина, когда рождает, терпит скорбь, потому что пришел час ее; но когда родит младенца, уже не помнит скорби от радости, потому что родился человек в мир» (Иоанна 16: 21).
 Сегодня собрание христиан подает многие чудесные примеры, показывающие, как можно дать радости, затмить свои проблемы. Например, христианка по имени Эвелин страдает раком и многими другими болезнями. Ей трудно ходить, и часто видно, что ей больно. Тем не менее, она регулярно посещает сходки и у нее обыкновенно всегда сияющее лицо. Что является тайной ее радости? «Меня поддерживает Иегова», — она любит говорить. Да, вместо того, чтобы задумываться над своим печальным положением, она старается направлять свои мысли на причины, дающие ей повод к радости. Это дает ей силу справляться с ее болезнями.
 Конечно, мы легко можем опять потерять свою радость. Некоторые развивают желание к материальным вещам или к отдыху. Они запускают христианские сходки, личное изучение и проповедническое служение. Вместо того чтобы вносить радость в свою жизнь, те, которые испытывают страстное влечение к материальным вещам, „подвергают себя многим скорбям" (1 Тимофею 6: 10).
 Следовать самолюбивым „делам плоти" является дальнейшей возможностью нарушить радость. Блуд, нечистота или распутный образ жизни могут на мгновение доставлять радость, но они находятся в резкой противоположности святому духу, который вызывает радость (Галатам 5: 19-23). Кто впутывается в такие прегрешения, рискует отсечь себя от Иеговы, Источника радости.
 Насколько же лучше для христианина ревностно оберегать свою радость. Если ты замечаешь, что у тебя по какой-нибудь причине нет больше радости, ты должен установить, что ты можешь сделать, чтобы снова приобрести ее. Может быть, тебе нужно больше изучать Библию или размышлять о том, чему ты научился. Только постоянно вспоминая о своей надежде, мы можем „утешаться надеждой", даже когда мы претерпеваем трудности (Римлянам 12: 12). Или, может быть, нам следует принимать большее участие в проповедовании „благой вести о Царствии" (Матфея 24: 14). Такое «даяние» почти неизбежно приносит с собой большую радость (Деяния 13: 48,52; 20: 35).
 Измученный проблемами мир будет доставлять нам и дальше трудности. Но если мы близко приближаемся к нашему небесному «Другу», мы можем сохранить свою радость и достичь нового порядка Бога, в котором все, что противостоит радости, будет навсегда удалено (Откровение 21: 3,4).

 

Рождение Иисуса — где и когда?

 Почему Иосиф отправляется в далекое путешествие, если ведь Марии скоро предстоит родить? Властелин Римской империи, кесарь Август, издал закон, требующий, чтобы каждый вернулся в город своего рождения, чтобы записаться. Поэтому Иосиф находится на пути в Вифлеем, где он родился.
 Вифлеем кишит теперь людьми, которые все хотят записаться, и единственное убежище, которое Иосиф и Мария находят, находится в сарае. Здесь, где находятся ослы и другой скот, рождается Иисус. Мария пеленает его и кладет в ясли, где обычно лежит пища для скота.
 Определенно это объясняется руководством Бога, что кесарь Август издал закон о переписи. Этим способствуется тому, что Иисус появляется на свет в Вифлееме, в городе, который в Священном Писании давно уже был предсказан как место рождения обещанного Властителя.
 Какая же это знаменательная ночь! За городом на поле группу пастухов освещает яркий свет. Это слава Иеговы! И ангел Иеговы объявляет им: „Сегодня родился вам в Вифлееме Спаситель, Который есть Христос Господь. Вы найдете Его лежащего в яслях". Вдруг появляется много ангелов, поющих: „Слава в вышних Богу, и на земле мир среди людей доброй воли".
 Когда ангелов больше не было видно, пастухи говорят друг другу: „Пойдем в Вифлеем и посмотрим, о чем возвестил нам Иегова". Они спешат и находят Иисуса точно на том месте, которое описал им ангел. Когда пастухи сообщают, о чем говорил им ангел, все слушающие удивляются этому. Мария сохраняет все, что говорится, в своем сердце.
 Сегодня многие люди верят, что Иисус родился 25 декабря. Но в декабре в Вифлееме холодно и дождливо. В это время года пастухи не проводили бы ночь со своими стадами на полях. Кроме того, Римский император не потребовал бы, вероятно, от народа, который и без того склонен был восставать против него, во время глубокой зимы отправляться в путь для переписи. Очевидно, Иисус был рожден когда-то ранней осенью того же года. Луки 2: 1-20; Михей 5: 2.

 [Вопросы Для Изучения]
  Почему Иосиф и Мария отправились в Вифлеем?
  Какие чудесные дела произошли в ту ночь, когда был рожден Иисус?
  Откуда мы знаем, что Иисус не был рожден 25 декабря?