Вторник, августа 16, 2022
Руководящий совет cвидетелей Иеговы запрещает свободу слова на религиозную тему
или о cвидетелях Иеговы, которая вне надзора «верного и благоразумного раба».

Образцовая молитва

 «Молитесь же так: Отче наш, сущий на небесах! да святится имя Твое; да приидет Царствие Твое; да будет воля Твоя и на земле, как на небе; хлеб наш насущный дай нам на сей день; и прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим; и не введи нас в искушение, но избавь нас от лукавого.»
 ТЫ, может быть, считаешь это Молитвой молитв. Она широко известна как молитва «Отче наш». Господь Иисус Христос дал ее Своим ученикам в качестве образца (Матф. 6:9-13). Ее можно уместным образом сравнить с драгоценным камнем.

ЦЕННОСТЬ

 Драгоценные мысли большого значения заключены в немногих словах этой молитвы. Как и драгоценный камень, она имеет большую ценность. Алмазы, например, в 120 раз реже золота. Ценность алмаза увеличивается его разными гранями.

ГРАНИ

 Грани добиваются тщательной шлифовкой. Углы должны быть точными, чтобы достичь наибольшего блеска. Подобным образом каждая грань образцовой молитвы сверкает своим собственным блеском.

ДОЛГОВЕЧНОСТЬ

 «Алмазы вечны.» Сознаешь ли ты, что со времени возникновения образцовой молитвы прошло почти 2000 лет? Ценность ее не потерялась. Рассмотрим поближе эту драгоценность. Какое значение имеет она?

Сначала упоминается то, что имеет дело с Богом
Отче наш, сущий на небесах! да святится имя Твое.

 Личное имя Бога - Иегова. Своим ученикам Иисус, открыл имя Своего Отца' тем, что Он употреблял личное имя Бога и знакомил их с качествами Бога. Они, в свою очередь, освящали бы это имя тем, что они обходились бы с ним, как с чем-нибудь святым, что они рассказывали бы другим о нем и возвещали бы намерение Бога освятить Свое имя перед всем творением. Будучи ,народом во имя [для имени, НМ] Бога', христиане должны всегда стараться вести себя образом, подобающим этому имени (Пс. 82:19; Иоан. 17:6; Деян. 15:14).

Да приидет Царствие Твое.

 Царство является небесным правительством Бога, посредством которого для человечества станут возможными настоящая безопасность и полное наслаждение жизнью. Оно уже пришло к власти на небе и его Царь, Иисус Христос, Которого назначил Сам Иегова Бог, скоро будет господствовать над всей землей. Будучи мощным правительством, Царство примет меры против теперь существующих несовершенных и угнетающих систем. «Оно сокрушит и разрушит все царства [теперешние политические власти], а само будет стоять вечно» (Дан. 2:44; 7:13, 14).

Да будет воля Твоя и на земле, как на небе.

 Воля Бога состоит в том, чтобы, вселенная была очищена от всело зла. Библия заявляет: «Еще не много, и не станет нечестивого.» «Будешь со Мною в раю,» сказал Иисус человеку, которого вместе с Ним прибили к столбу, дав таким образом ему надежду на жизнь на райской земле. Намерение Бога включает в себя воскресение мертвых, «праведных и неправедных». Он хочет, «чтобы все [всякого рода, HM] люди спаслись» (Пс. 36:10; Луки 23:43; Деян. 24:15; 1 Тим. 2:3, 4).

Затем упоминается то, что относится к нашим потребностям
Хлеб нас насущный дай нам на сей день.

 Наша просьба о предметах первой необходимости должна быть скромной. Проси лишь о пище «на сей день». Верно, что сказал Иисус: «Жизнь человека не зависит от изобилия его имения.» Если мы верим Ему, то мы не будем посвящать нашу жизнь прежде всего приобретению материального имущества. «Имея пропитание и одежду, будем довольны тем.» Когда Иисус сказал «Дай нам», Он также учил нас не упускать из виду потребности других (Луки 12:15; 1 Тим. 6:8).

И прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим.

 Мы нуждаемся в прощении Бога. «Если говорим, что не имеем греха, - обманываем самих себя, и истины нет в нас. Если исповедуем грехи наши, то Он [Бог], будучи верен и праведен, простит нам грехи (наши) и очистит нас от всякой неправды.» «Мы имеем Ходатая [Помощника, НМ] пред Отцем, Иисуса Христа, Праведника» - конечно, при условии, что мы имеем настоящую веру в мероприятие, которое Бог предусмотрел для прощения через Иисуса Христа. Кроме того, мы сами должны быть готовы прощать другим (1 Иоан.1:8, 9; 2:1, 2).

И не введи нас в искушение, но избавь нас от лукавого.

 «Весь мир лежит во зле [во власти злого, НМ],» т.е. сатаны, дьявола. Бог никого не искушает делать зло, но наши желания могут соблазнять нас. Бог предоставляет нам разумные библейские принципы и назидательное христианское общение, чтобы помогать нам отвращаться от искушений и защищать нас от злого. Нам необходимо поступать в согласии с нашей молитвой. «Любящие Господа [Иегову, НМ], ненавидьте зло! ...Из руки нечестивых избавляет» Он своих лояльных (1 Иоан. 5:19; Пс. 96:10).

Слушает ли Бог твои молитвы?

 С тех пор, как Иисус дал Своим ученикам образцовую молитву, многие миллионы молитв были вознесены Богу. Многие повторяют эту молитву слово в слово. Однако широко распространено мнение, что большое число молитв остается без ответа. Слушает ли Бог все еще наши молитвы? Что делает молитву — приемлемой Ему?
 Во-первых, нам необходимо верить, что Бог ответит на наши молитвы. «Ибо надобно, чтобы приходящий к Богу веровал, что Он есть, и ищущим Его воздает» (Евр. 11:6).
 Кроме того, мы должны молиться Богу с действительной искренностью. Кажется ли это странным? Иисус предупредил: «И когда молишься, не будь, как лицемеры, которые любят в синагогах и на углах улиц останавливаясь молиться, чтобы показаться пред людьми. Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою» (Матф. 6:5). Длительные, высокопарные молитвы, принесящиеся публично, чтобы произвести впечатление на слушателей, не производят впечатления на Бога. Таких молитв Он не слушает.
 Нам также нельзя обращаться к Богу, чтобы требовать признания бог слушает молитвы скромных лиц, желающих поступать правильно и признающихся в своей греховности (Луки 18:9—14; 1 Петра 3:12).
 Необходима ли особенная поза, когда мы молимся? В сообщениях Библии служители Бога принимали разные положения при молитвах, но Бог все же слушал их молитвы. Некоторые молились на коленях, другие стояли. Неемия молился, когда он стоял перед царем Персии. Иона взывал из живота огромной рыбы, и было бы трудно сказать, в каком положении находился он тогда (Дан. 6:10; 3 Цств. 8:22; Неем. 2:1—5; Иона 2:1, 2). Хотя мы, может быть, желаем принять положение, помогающее нам сосредоточиться, но важным делом является иметь искренно желание обращаться к Богу с молитвой. Мы можем делать это в любое время, на любом месте и при любых обстоятельствах (Еф. 6:18).

Правильный канал

 Иегова Бог установил канал, через который мы должны обращаться к Нему. Иисус заявил: «Я есмь путь... никто не приходит к Отцу, как только чрез Меня» (Иоан 14:6)
 Многие люди искренно верят, что молитвы, принесенные во имя какого-нибудь «святого» или даже во имя земной матери Иисуса, Марии, имеют свое действие. Но если мы действительно желаем, чтобы «наш Отец» отвечал на наши молитвы, то нам, конечно, нужно пользоваться каналом, назначенным Им. Это является нашим единственным средством для обращения к Богу. Иисус сказал: «О чем ни попросите Отца во имя Мое, даст вам» (Иоан. 16:23).

Без постоянных повторений

 Хотел ли Иисус, когда Он произнес образцовую молитву, чтобы Его последователи каждый раз точно повторяли Его слова, когда они молились Богу? Он ввел молитву словами «Молитесь же так [таким образом, НМ]», а не ,такими словами' (Матф. 6:9). Иной раз последователи Иисуса попросили Его: «Господи! научи нас молиться.» В ответ Иисус произнес молитву, содержашую мысли, подобные мыслям в образцовой молитве. Но Он употребил другие слова. Он сказал: «Отче, да святится Твое; да придет Царство Твое; дай нам наш хлеб на день в согласии с потребностями дня. И прости нам грехи наши, ибо и мы прощаем всякому, имеющему долги у нас; и не введи нас в искушение» (НМ). Образцовая молитва, следовательно, была примером образа, каким мы должны молиться. Она показывает нам, о какого рода вещах мы должны молиться и какова относителная важность этих вещей в сравнении друг с другом (Луки 11:1—4).
 Слушал ли бы Бог ввиду этого молитвы, читающиеся из молитвенника? Если у тебя есть ребенок, то нравилось ли бы тебе, если бы он говорил с тобой только словами, которые он прочитал из книги, подготовленной каким-нибудь другим человеком? Или предпочитал бы ты, чтобы он говорил с тобой от своего сердца? Иегова Бог определенно предпочитает, чтобы мы говорили с Ним от своего средца, а не словами из молитвенника. Царь Давид сказал: «Изливайте пред Ним [Богом] сердце ваше» (Пс. 61:9). Кроме того, Иисус предупредил нас: «А молясь, не говорите лишнего [не повторяйте все снова то же самое, НМ]» (Матф. 6:7).

В согласии с волей Бога

 Апостол Иоанн сказал: «И вот, какое дерзновение мы имеем к Нему [Богу], что, когда просим чего по воле Его, Он слушает нас» (1 Иоан. 5:14). Это является еще другим условием для того, чтобы Бог слушал наши молитвы. Наши молитвы должны быть в согласии с волей Бога. Кроме того, мы должны определенно стараться поступать в согласии с нашими молитвами.
 Корнилий, сотник из италийского полка в первом веке, ,всегда молился Богу' Иегова слушал его молитвы и предоставил ему помощь, чтобы узнать больше о Божьей воле. Желаешь ли ты, чтобы Бог слушал твои молитвы? Тогда читай Библию и установи, в чем состоит воля Бога, так что твои молитвы могли быть в согласии с ней. Под руководством Бога. свидетели Иеговы с радостью предоставили бы тебе такого рода помощь, какую апостол Петр оказал Корнилию (Деян. 10:2—5).
 «Всегда в молитве и прошении... открывайте свои желания пред Богом» (Фил. 4:6, 7). Продолжай просить — прежде всего о том, что находится в связи с Богом: Его имя, Его Царство и Его воля. Потом проси о том, что относится к твоим личным потребностям и к потребностям твоих ближних. Делай это в согласии с тем, что Иисус сказал в образцовой молитве. Подчиняйся Божьим условиям для молитв, и да слушает Иегова благосклонно твои молитвы.

Чем ты руководишься в своей жизни?

«Блаженны непорочные в пути, ходящие в законе Господнем [Иеговы, НМ]» (Псалом 118:1).

 «Что необходимо для счастливой жизни?» Многие люди привели бы в качестве ответа материальные вещи: пищу, одежду и жилище, или, разные формы отдыха и наслаждения. Но история доказывает, что твое счастье зависит скорее от твоего взгляда на жизнь и твоего образа жизни. Что касается твоего общения с твоим работодателем, твоими товарищами, твоей семьей, будешь ли ты говорить правду? Будешь ли ты брать, что тебе не принадлежит? Будешь ли ты заниматься какой-либо сомнительной работой или сомнительным развлечением?
2 Для решения таких вопросов некоторые предпочитают определенные правила, которые они или уже знают или о которых они могут осведомиться, если нужно. Другие поступают, как они считают правильным по своей совести. Но, может быть, ты ставишь себе вопрос: «Что на самом деле есть «совесть», о которой говорится так много в Библии?» Как она действует? Играет ли она важную роль, когда дело идет о том, чтобы принимать решення и становиться счастливым? И когда мы можем быть в состоянии сказать то, что сказал Павел: «Я всею доброю совестью жил пред Богом до сего дня» (Деяния 23:1)?

Твоя совесть — что это?

3 Большинство людей под совестью понимает обыкновенно сознание, что хорошо и что плохо. У нас, однако, есть источник более точных сведений о ней, а именно Слово Бога. Библия помогает нам понять, что совесть является чем-то, что свидетельствует внутри нас. Поэтому Павел говорил: «Свидетельствует мне совесть моя в духе святом» (Римлянам 9:1). Он употребил здесь греческое слово сине’йдесис, имеющее буквальное значение «со-знание с самим собой». Совесть является, следовательно, способностью рассмотреть себя и вынести приговор относительно самого себя, т.е. выдать себе свидетельство.
4 Совесть не является лишь продуктом общественного развития, потому что Библия показывает, что Бог вселил ее в первую человеческую пару (Бытие 3:7, 8). Обсуждая ответственность иудеев и неидудеев, Павел писал: «Ибо когда язычники [неиудеи], не имеющие закона, по природе законное делают, то, не имея закона, они сами себе закон: они показывают, что дело закона у них написано в сердцах, о чем свидетельствует совесть их и мысли их, то обвиняющие, то оправдывающие одна другую» (Римлянам 2:14, 15). Да, даже народы без письменного закона Бога считают неправильным убийство, кражу и кровосмешение. Из этих стихов также явствует, что совесть является взаимодействием сердца и разума (,мыслей').
5 Функция совести, которую мы, вероятно, знаем лучше всего, есть ее оценка нашего поведения «после событий», после дурного поступка. Если мы приходим к заключению, что мы совершили проступок или поступили бесчестно, то наша совесть обвиняет и осуждает нас. (Сравни 2 Царств 24:10; 1 Иоанна 3:20.) Если мы на это отзываемся, то эта. роль совести может помочь нам, побуждая нас избегать повторения правонарушения. Она также может заставить нас раскаяться, извиниться или даже, если возможно, возместить ущерб (Псалом 31:3, 5; Матфея 5:23, 24; Луки 19:1—8).
6 Совесть может быть нам в пользу и в другом отношении. Некоторые говорят, правда, что чистая совесть — спокойная совесть, но если мы стоим перед решением или проблемой, то наша совесть должка была бы заговорить и заставить нас поступать правильно. Хорошим примером этого является, как Иосиф отвергал предложения жены Поти фара. Несмотря на то, что Бог еще не дал письменного закона против нарушения супружеской верности, совесть Иосифа побудила эго отвергнуть безнравственность (Бытие 39:1—9). Если мы, прежде чем делать что-нибудь, прислушиваемся к своей совести, то мы, возможно, избежим угрызений встревоженной совести.
7 Остается еще вопрос: Какой влиятельной должна была бы быть совесть? Следует ли, по твоему мнению, решать большинство моральных и личных вопросов по совести? Или было бы лучше иметь правила? Нам необходимо это знать. Имеются ли также опасности, которые нам надо сознавать? На что указывается в Слово Бога, заявляющем, что оно «полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности»? (2 Тимофею 3:16).

Крайние точки зрения

8 Конфликт между правилами и совестью многовеков. В статье «Казуистика» Encyclopedia Britannica (11-ое издание) объясняет, что под моралью «иногда понимали внешний закон, иногда внутреннее отношение.... Сторонники закона полагаются на власть или логику, в то время как сторонники внутреннего отношения надеются на наши инстинктивные способности — совесть, здравый смысл или чувство». Крайние точки зрения в обоих позициях имелись во время Иисуса и апостолов. Мы сможем лучше понять уравновешенность Библии и ее Божью мудрость, если мы примем во внимание тогдашнюю ситуацию.
9 Иудейская секта фарисеев ревностно выступала в защиту правил. Не будучи довольными Моисеевым законом, они сформулировали большое количество правил или ,заповедей человеческих', делая недействительными заповеди Бога. Но они не только формулировали такие правила, требовавшие больше, чем требовал Бог, но и также, не отступая от буквы закона, они занимали точку зрения, что праведность следует из знания этих человеческих правил и их соблюдения (Матфея 15:1—20; 23:1—5; Луки 18:9—12).
10 «На противоположной стороне стояла древняя Греция», заявляет филолог-классик Сэмюель X. Бутшер. «Среди греков... ни система учений и предписаний, ни руководства, содержавшие авторитетные правила нравственности, не передавались когда-либо в документальной форме.... Неизменные правила выхолащивали бы всякое действие». О римлянах в Encyclopedia Britannica говорится: «Цицерон и Сенека руководились здравым смыслом. Они решали каждую проблему по целесообразности и обращали больше внимания на дух, чем на букву». Эта греко-римская философия пользовалась популярностью в первом столетии. Привлекала ли бы она и христиан? Павел писал: «Смотрите, братия, чтобы кто не увлек вас философиею и пустым обольщением,... по стихиям мира, а не по Христу» (Колоссянам 2:8; Деяния 17:18—21).
11 Обе крайние точки зрения имели своих сторонников и в поздние столетия, даже среди людей, называвшихся христианами. Иезуиты были известны тем, что они настаивали на морали, опирающейся на бесчисленные церковные законы. После Реформации протестантизм подчеркивал индивидуализм и совесть, что привело к современному взгляду, известному как «этика ситуации», которую распространяет и д-р Джозеф Флетшер, член епископалной церкви. Журнал The National Observer сообщает: «Д-р Флетшер выдвинул спорный манифест индивидуальной свободы и ответственности, опирающийся на этику братской любви, которая, по его словам, должна освободить современного человека от твердых, устарелых правил и законов, как ,десяти заповедей'.... С любовью, как единственным руководящим принципом, аборт, добрачный секс, развод... и другие обычные неблаговидные поступки для д-р Флетшера в некоторых ситуациях становятся морально приемлемыми».
12 Ясно видно, что люди склонны к крайним взглядам, будучи руководимы или правилами, или совестью. Некоторые, видя слабость одной крайности, как маятник, раскачивающийся с левой стороны на правую, предаются другой крайности. В середние века маятник, например, качнул с настроенной на правила точки зрения иезуитов к подчеркиванию свободы и совести сторонниками Реформации. Имеются лица, и ты, может быть, сам знаком с такими, которых родители воспитывали слишком строго. Когда они стали взрослыми, они перешли в другую крайность, предоставляя своим детям всякую свободу, что имело губительные последствия. Показывается, следовательно, правдивость слов Библии: «Знаю, Господи [Иегова, НМ], что не в воле человека путь его, что не во власти идущего давать направление стопам своим» (Иеремия 10:23).

Уравновешенное, полезное руководство Бога

13 Иегова оказывает христианам через Библию уравновешенную помощь, чтобы мы могли избежать (1.) или придавать слишом большое значение правилам, не отступая от буквы закона, что может привести к мелочному и непреклонному взгляду на жизнь и поклонение, или (2.) чрезмерно подчеркивать свободу совести, что привело некоторых к рассуждениям, которыми они даже извиняют грехи. Чтобы усвоить уравновешенность Слова Бога и извлечь пользу из его руководства, нам необходимо относиться к делу, как Давид, сказавший: «Укажи мне, Господи [Иегова, НМ], пути Твои и научи меня стезям Твоем. Направь меня на истину Твою и научи меня, ибо Ты Бог спасния моего» (Псалом 24:4, 5).
14 Библия показывает, что Иисус осуждал образ мышления книжников и фарисеев, которые строго придерживались правил. Некоторым иудеям, которые не хотели пользоваться своей данной им Богом способностью мыслить, может быть, нравились правила, определяющие, до куда мыть руки или что считалось в субботу «работой» и от каких плодов полагалось давать десятую часть и т.д. Такой подход к делу имел своим результатом обременительные правила; он требовал бесконечных толкований и отвлекал от самого духа и более важных аспектов Священного Писания. Иисус сказал религиозным руководителям: «[Вы] даете десятину с мяты, аниса и тмина, и оставили важнейшее в законе: суд, милость и веру» (Матфея 23:23; Марка 7:3, 4).
15 Моисеев закон способствовал духовности, нравственному поведению и здоровью иудеев, и доказывал им, что они являлись грешниками и нуждались в Мессии (Галатам 3:19, 23—25; Римлянам 7:7—14). Так как это были совершенные нормы, то ни один израильтянин не мог соблюдать их безупречно и таким образом получить совершенную совесть (Евреям 9:9, 10). Несмотря на то, что этот свод законов был от Бога, Он его устранил, когда была осуществлена цель, для которой он был создан. Бог затем не вел больше дела с членами Своего именного народа на основании обширного свода законов, но ,вложил Свои законы в их разум и их сердца' (Иеремия 31:33; Евреям 10:16; 2 Коринфянам 3:5—11).
16 Имея это в виду, лицам, которые сегодня надзирают за деятельностью других или согласовывают ее, надо следить за тем, чтобы они не обременяли их ненужными человеческими предписаниями. Склонность к этому может быть особенно сильной у человека, который очень строгий с собой или много от себя требует, и поэтому думает, что и другим надо рассматривать дела таким же образом. Павел, однако, писал христианам: «Не потому, будто мы берем власть над верою вашею; но мы споспешествуем радости вашей: ибо верою вы тверды» (2 Коринфянам 1:24) Соответствующим образом христианам в целом нельзя ожидать, чтобы ответственные лица формулировали правила для каждой мелочи. Вместо того нам следовало бы лучше познавать, что говорит Слово Бога и этим обучать нашу совесть и нашу способность восприятия (Евреям 5:14).
17 Другая опасность заключается в том, что человек впадает в противоположную крайность и думает, что он может позволять себе фактически все, что ему разрешает его совесть. Недавно некоторые сделали из этого спорный вопрос, говоря: «Христианство не является религией правил», и они ссылались на места, как в Послании к Галатам 5:13, 14, где говорится: «К свободе призваны вы, братия, только бы свобода ваша не была поводом к угождению плоти, но любовью служите друг другу. Ибо весь закон в одном слове заключается: люби ближнего твоего, как самого себя». Правда, что христиане не находятся ни под Моисеевым законом, ни под каким-либо другим обширным сводом Божьих законов, но нам надо быть осторожными, чтобы ,кто-нибудь не прельстил нас вкрадчивыми словами [«убедительными и привлекательными доводами и обольшающей речью», Amplified Bible]', потому что объективное рассмотрение Библии показывает, что в ней есть некоторые действительные для нас законы и правила (Колоссянам 2:4).

Христиане не без закона

18 Павел писал коринфянам, что мужчину, который был виновен в блудодеянии, надо было исключить. Он добавил, что ни идолослужители, ни прелюбодеи, ни гомосексуалисты, ни воры, ни жадные, ни пьяницы, ни злоречивые, ни хищники «Царства Бога не наследуют» (1 Коринфянам 5:1, 6, 7, 11—13; 6:9—11). Мы также читаем, что христианам необходимо было «воздерживаться от идоложертвенного и крови, и удавленины, и блуда», и что мнимых братьев, которые содействуют продвижению лжеучений, следовало отвергать (Деяния 15:28, 29; Титу 3:10; 2 Иоанна 9—11). Здесь речь идет ясно о законах. Кто занимается такими грехами, тот не может стать истинным христианином. И если служитель Бога нераскаявшись продолжает совершать такие грехи, то его приходится лишать общения.
19 Мы также находим библейские правила, касающиеся проступков, за которые не лишают общения. Павел писал, например, чтобы, холостые или незамужние христиане вступали в брак «только в Господе», и он приказывал: «Если кто не хочет трудиться, тот и не ешь» (1 Коринфянам 7:39; 2 Фессалоникийцам 3:10). Кто-нибудь мог бы подумать: «Если меня не исключат за несоблюдение этих советов, то это не могут быть важные правила». Какая неразумная мысль! В глазах Бога эти правила важны. Не призывал ли Павел фессалоникийцев ,иметь на замечании и не сообщаться' с ленивыми лицами, намеренно пренебрегающими правилом относительно работы? (2 Фессалоникицам 3:14, 15).*
20 Некоторые правила особенно идут на пользу собрания. Раньше, например, некоторые христиане могли говорить на иных языках. Павел дал распоряжение, чтобы только двое или трое из них говорили на сходке, и по очереди, и чтобы присутствовал переводчик. Такие правила способствовали миру и порядку (1 Корифянам 14:26—33). Подобным образом старейшины собрания могли бы давать инструкции держать свободными выходы Зала Царства, не занимать места без нужды, или ставить автомобили на стоянку с уважением к соседям, соблюдая безопасность. Такие правила для собрания не противоречат Священному Писанию, потому что они служат той же цели (а именно миру и порядку), как совет Павла относительно иных языков. С этим связан библейский совет: «Повинуйтесь наставникам вашим» (Евреям 13:17). Это место, очевидно, относится к послушанию по отношению к руководству старейшин в делах, касающихся собрания, так как избегать грехов, как лжи и кражи, относится к нашему послушанию по отношению к Богу. Повиноваться руководству старейшин, кроме того, не трудно, если они не упорствуют в соблюдении буквы закона и не ,господствуют над наследием Божиим' (1 Петра 5:3).
21 Другие «правила» или руководящие указания идут на пользу собрания во всемирном масштабе. Свидетелей Иеговы просят, например, отдавать отчет об их деятельности свидетельствования. (Сравни Деяния 2:41, 42; 8:14.) Кто имеет склонность к крайности свободы отдельного лица, тот, может быть, с этим не согласен. Но прими во внимание добро, которого можно этим добиться: надзиратели стада благодаря отчетам в состоянии знать, в какой мере было дано свидетельство о Царстве, где нужна помощь, и когда из новых учеников можно образовать собрание. И не любим ли мы читать сообщения из всех частей мира? (Иезекииль 9:11; Марка 6:30; Деяния 14:21—23;15:3; 19:1—6). Веря, что Бог руководит Своим народом, мы можем проявлять дух поддержки и сотрудничества.
22 Кроме определенных законов и правил, Библия также содержит полезные принципы, которые мудрые христиане могут применять, чтобы быть ,непорочными в пути' (Псалом 118:1). Чтобы приводить нашу совесть в соответствие с мыслями Бога, принципы особенно полезны. Но что это означает в связи с «вопросами совести»? Некоторые думали: «Если дело зависит от моей совести, то я могу решать, как хочу». В следующей статье мы рассмотрим это дело и узнаем точнее, как мы можем обучать нашу совесть и извлекать из нее наибольшую пользу.

 [Сноска]
 Смотри Сторожевая Башня от 1 декабря 1981, страницы 20, 21; 15 марта 1982, страница 31 (англ.).

 Можешь ли ты объяснить?
 · Что такое твоя совесть, и каким образом может она оказывать тебе помощь?
 · Какие две крайности имелись относительно морали?
 · Как Библия помогает нам иметь правильную точку зрения относительно руководства в моральном отношении?
 · Какую нам надо иметь библейскую точку зрения относительно законов или правил?

 [Вопросы для изучения]
  1. Что, как показывает история, является важным для нашего счастья?
  2. Чем руководятся некоторые люди в своей
  3, 4. Что ест «совесть», и кто обладает совестью?
  5. Приведи одну функяию твоей совести.
  6. Как еще действует совесть?
  7. Что мы хотим обнаружить нашим изучением?
  8. Какие две крайние точки зрения люди занимали относительно морали?
  9, 10. а) Как фарисеи занимали одну из этих крайних точек зрения? б) В противоположность этому, какая точка зрения была общепринята среди греков и римлян?
 11. Как обе крайности выделялись позже в истории?
 12. С какой опасностью сталкиваемся мы, которой нам следовало бы избегать?
 13. Какую помощь оказывает нам Библия относительно морали и совести?
 14, 15. Чему мы можем научиться из Христианских Греческих Писаний относительно того, как иудеи рассматривали Моисеев закон и как рассматривал его Бог?
 16. Какой урок дается здесь а) лицам, которые очень строгие с собой, и б) нам относительно нашего взгляда на правила?
 17. Какой другой неправильной точки зрения нам надо остерегаться?
 18, 19. Как христиане относятся к библейским законам и правилам?
 20, 21. Чему мы можем научиться относительно руководящих указаний для собрания, и как следовало бы нам думать о них?
 22. Почему нам надо дальше изучать тему совести?

Извлекать пользу из данной Богом совести

«Закон Бога его в сердце у него; не поколеблются стопы его» (Псалом 36:31).

 Бог, правда, не дал христианам обширного свода законов, но Он снабдил нас некоторыми законами или ясными правилами и многими принципами, которые нам следовало бы применять соответственно нашей вере и совести. Однако одно дело иметь совесть, но другое дело полностью извлекать из нее пользу. Многие люди думают, что пока их совесть не тревожится, все в порядке. Но правилен ли их образ мышления?
2 Библия показывает, что наша совесть из-за нашей грешной плоти может ввести нас в заблуждение; она может быть слабой или оскверненной. Как опасен взгляд «поступай по своей совести», мы сможем лучше понять, если рассмотрим жителей острова Крита, о которых в первом столетии говорили, что они «лжецы, злые звери, утробы ленивые» (Титу 1:10—12).
3 Как и все другие люди, так и жители Крита имели врожденную совесть. Но они из нее не извлекали пользы. Апостол Павел писал находившемуся на острове Крите Титу: «Для чистых все чисто; а для оскверненных и неверных нет ничего чистого, но осквернены и ум их и совесть» (Титу 1:15; Римлянам 2:14, 15). У большинства жителей Крита была нечувствительная совесть, не помогавшая им поступать безупречно и скромно в моральном отношении (1 Тимофею 4:2). Для многих из них не было «ничего чистого». Почему? Имея оскверненную совесть, они рассматривали каждую ситуацию как случай, чтобы сделать что-нибудь плохое. Даже если бы они говорили: ,Меня совесть не беспокоит', она должна была бы беспокоить их. Некоторые критские иудеи или прозелиты, однако, во время пятидесятницы в 33 г.н.э. побывали в Иерусалиме. Их духовное познание должно было бы помагатъ этим лицам избегать лжи, злых поступков или обжорства. А тем, кто признал Иисуса, Его учения помогали дальше приобретать хорошо действующую совесть (Деяния 2:5, 11; Титу 1:5; 2:2—5; 3:3—7).
4 Но совесть может ввести в заблуждение даже человека, находящегося под влиянием Слова Бога и желающего поступать правильно. Савл (или Павел) знал Священное Писание и ревностно служил Богу соответственно Моисееву закону. Но он не был в курсе поступательного развития воли Бога. После того, как Мессия, исполняя пророчества, пришел, проповедовал и умер, Павел все еще был фарисеем и энергичным сторонником иудаизма. Его совесть не мешала ему быть ,гонителем собрания' и ,дышать угрозами и убийством на учеников Господа' (Филиппийцам 3:4—6; Деяния 9:1, 2).
5 Эти примеры показывают, что наша совесть может ввести нас в заблуждение. Так как нам приходится решать многие вопросы, которые не регулируются особыми библейскими законами, но являются вопросами совести, нам следует знать, как мы можем обучать свою совесть и извлекать из нее наибольшую пользу. Мы хотим рассмотреть теперь три разные области.

На что указывает Слово Бога?

6 В совершенном Слове Бога мы находим многое, что помогает нам понимать мысли или принципы Бога и что обучивает нашу совесть. Как уже было упомянуто, Иосиф не имел письменного закона Бога, запрещающего нарушение супружеской верности. Но совесть Иосифа была правильно обучена. Его соображения опирались, несомненно, на факт, что, по намерению Бога, муж и жена [они «два»] должны были быть одной плотью, без вмешательства третьего лица, что стало бы причиной нарушения супружеской верности. Он определенно также знал об опыте Авраама, друга Бога, показавшего, как Бог думает о нарушении супружеской верности (Матфея 19:5; Бытие 2:24; 20:1—18).
7 Подобным образом можем и мы извлекать пользу. Нам, может быть, приходится решать вопрос, принять ли приглашение к обеду у кого-нибудь, кто принадлежит к другой нации или расе или кто другого происхождения, или иметь торговые связи с таким человеком. Это предоставлено личному решению. Познав, однако, из Библии беспристрастность и справедливость Бога, наша обученная совесть будет бороться со всяким предрассудком, преобладающим в окружающей нас среде. Мы будем поступать соответственно этому (Деяния 10:34, 35; Иакова 2:1—4). Так принципы Библии могут помогать и нам.
8 Если нам приходится решать какое-нибудь дело и мы хотим ,иметь добрую совесть', то нам следовало бы постараться узнать, что говорит об этом Иегова, потому что это сможет, и даже должно, подействовать на нашу совесть и наше решение (1 Петра 3:16). Нам следовало бы искать не только прямых законов, но также интересоваться вопросом, имеются ли какие-нибудь относящиеся к этому делу библейские принципы. Сделал или сказал ли Иисус что-нибудь указывающее на то, как Он думал о таком решении? Мы можем искать ответ в пособиях для изучения Библий, обсуждающих такой вопрос. И мы можем обращаться за ответом к сохристианам, которые могли бы помочь нам обнаружить относящиеся к делу библейские принципы. Нам, конечно, не следует ожидать, чтобы они брали на себя ответственность за нас. Нам также не следует спрашивать их: «Если бы тебе пришлось решать это дело, то что сделал бы ты?» (Галатам 6:5).
9 В ситуациях, которых приходится принимать личное решение, искренним христианам следует поступать так, чтобы у них оставалась, перёд Богом чистая и спокойная совесть. Им следовало бы дорожить расположением духа, позволяющим им сказать: «Есть свидетельство совести нашей, что мы в простоте и богоугодной искренности... жили в мире, особенно же у вас» (2 Коринфянам 1:12). Насколько христианин любит Иегову и Его принципы, может обнаружиться в том, как он решает вопросы совести.

Как будут затронуты этим другие

10 Христиане хотят, чтобы совесть побуждала их подражать Богу. Поэтому на их решения совести значительно должна была бы влиять любящая забота о других. Этот аспект освещался, когда Павел писал относительно разных вопросов, затрагивающих пищу.
11 В коринфянском собрании возникла проблема относительно мяса, принесенного в жертву идолам. Было бы актом идолослужения, если бы христианин ел жертвенное мясо во время идолопоклон нического торжества. Но Павел объяснял, то не было грехом есть оставшееся мясо в подобных ресторанам предприятиях, связанных с каким-либо храмом, или покупать его на публичных мясовых базарах (1 Коринфянам 8:10; 10:25; Деяния 15:29). Несмотря на это, некоторые христиане, которые раньше поклонялись идолам, на еду такого мяса реагировали чувствительно (у них была немощная совесть), даже когда мясо продавалось публично и без религиозных связей. Несмотря на то, что Павел не извинял немощную совесть, он призывал других, чтобы они принимали во внимание таких братьев. Было бы бессердечно сделать что-нибудь, что повело бы их к преткновению или дало бы им чувство, что совесть опять позволяет им принимать участие в идолопоклонстве.
12 Павел проявлял позицию, которую следует занимать нам всем: «Если пища [или что-нибуд другое] соблазняет брата моего, не буду есть мяса вовек». Если мы в деле, которое предоставляется нашей совести, так что у нас есть поэтому свобода действий в этом отношении, игнорируем совесть других и таким образом ,губим нашего брата, за кого Христос умер', то мы могли бы потерять одобрение Бога. Павел спросил: «Для чего моей свободе быть судимой чужою совестью?» (1 Коринфянам 8:3, 11—13; 10:29). Даже если человек думает, что что-нибудь является «делом собственной совести», он мог бы заслужить осуждение Иеговы, если он этим причиняет вред другим. Это показывает, как обманчива может быть мысль: «Если дело предоставлено моей совести, то все в порядке».
13 Обратим внимание на то, что испытала пара, которая изучала Библию, посещала сходки и приближалась к крещению. Один из старейшин собрания рассказал мужчине, что он видел какой-то кинофильм. Мужчина возразил: «Что?, вы ходите смотреть фильмы с „Р"?» Старейшина старался извинить свой поступок, говоря, что некоторые из этих фильмов (которые считаются сомнительными даже миром) имеют ценность, если не обращать внимания на сомнительные аспекты. Но мужчину это дело как-то затронуло. Он затем делал успехи медленнее, чем его жена. Если бы старейшина поразмыслил о местах, как Колоссянам 3:2—8, Ефесянам 5:3—5 и Матфея 7:12, то это могло бы повлиять на его совесть и его поведение (1 Коринфянам 9:22, 25—27).
14 Уважение к другим также означает не требовать от них, чтобы они одобряли что-нибудь, что противоречит голосу их совести. Старейшинам собрания приходится, например, давать согласие на церемонии бракосочетания или, может быть, свадебные речи в Зале Царства, и они ответственны за то, как все проводится, как украшается зал и т.д. Старейшина одного собрания писали: «При одном венчании все подружки невесты прошли по проходу между рядами, обмахиваясь веерами. Следующее венчание должно было превзойти первое. Поэтому подружки невесты прошли по проходу, вертя зонтиками. Следующее должно было быть большим и лучшим; они желали двадцать подружек и двадцать шаферов. Из зала стали делать цирк».
15 Являлось ли это «вопросом совести», решение которого было личным делом? Нет. Даже если совесть новобрачных позволяет что-нибудь чрезмерное или необычайное, то нельзя упускать из виду коллективную совесть старейшин. Старейшины никому не хотят навязывать свой личный вкус, но у них лежат на сердце мир, согласие и духовный характер всего собрания. Кроме того, им следует добросовестно помогать другим, чтобы они понимали, ,как должно поступать в доме Божием, который есть столп и утверждение истины' (1 Тимофею 3:15; 1 Коринфянам 10:31).
16 Если нам, следовательно, приходится решать «вопрос совести», то нам следует подумать, (1.) что говорится относительно этого в Слове Бога и (2.) как наше решение, может быть, затрагивает или касается других. Имеется, однако, еще важный третий аспект.

Как будем затронуты мы сами?

17 В журнале Natural History от августа 1981 года опубликовывалась статья о велосипедных посыльных в городе Нью-Йорке, поставляющих срочные пакеты и письма предприятиям во всем городе. Об одном мужчине; поступившем на такую службу, можно было читать: «Дональд, посыльный в возрасте 41 года, своим заработком в состоянии содержать свою жену и своего 15-летнего сына. Он был обработчиком фотопленок, но оставил свою профессию, потому что, будучи Свидетелем Иеговы, он не мог согласовать это с ролью, которую он играл при изготовлении порнографического материала: Будучи посыльным, у него теперь не только чистая совесть, но он также может распределять себе работу, как ему нравится, чтобы иметь больше времени для прозелитизма».
18 При решениях в связи с местом работы играют роль различные факторы. (Смотри рамку на странице 18) Подобно случаю Дональда, может быть, христианин работает в фирме, в которой проявляют фотопленки—моментальные снимки, узкопленочные фильмы, рекламные фильмы и коммерческие кинофильмы. Постепенно фирма принимает заказы порнографического материала. Когда-то совесть христианина начинает беспокоить его. Он, возможно, находит, что его таким образом втягивают в порнографию или в какое-нибудь другое незаконное дело. Так как его отождествляют с фирмой, занимающейся порнографией, или из-за рода самой работы, которой от него требуют, он, может быть, заключает, что ему надо оставить это место работы, если он хочет оставаться ,непорочным', что особенно важно для лиц, занимающих служебную должность в собрании или стремящихся к этому. Ища другое место работы, христианин с уверенностью может надеяться на благословение Иеговы (1 Тимофею 3:2, 8—10; Римлянам 13:5). Имеются, несомненно, многие христиане, которые предпочли оставить такое место службы, вместо того, чтобы давать загрязнять себя в моральном отношении. (Сравни Матфея 5:28.) Итак, если мы стоим перед вопросом совести, то нам следовало бы поставить себе вопрос: «Если я это теперь сделаю или откажусь делать это, то как это затронет меня?» Нам определенно нельзя игнорировать свою совесть, усыпляя ее, так что нам в будущем будет даваться легче делать что-нибудь плохое (1 Тимофею 4:2; Иуды 10; Ефесянам 4:18, 19).
19 Размышляя над решением совести Дональда, нам также следовало бы обратить внимание на то, что он не только искал расположения Иеговы, но и хотел говорить больше о своей вере. Это соответствует словам Павла, который связывал совесть с верой: «Цель же увещания есть любовь от чистого сердца и доброй совести и нелицемерной веры» (1 Тимофею 1:5).
20 Похвально, когда чья-либо вера и его желание иметь чистую совесть побуждают его провести изменения, чтобы ,не колебались стопы его' и он мог уделять больше времени и внимания делу возвещения ,всей воли Божьей' (Деяния 20:26, 27). Но как нам следует рассматривать других,условия которых, по-видимому, позволяют им проповедовать больше, но они этого не делают? Они, может быть, занимают высокооплачиваемый пост или у них доходное дело и, очевидно, у них уже достаточно денег, чтобы обеспечить себе удобную жизнь. Но вместо того, чтобы испытывать радость в подготовке учеников как полновременные проповедники, они продолжают увеличивать свое предприятие, свой дом и удобства*. (Сравни Марка 10:17—22; Луки 12:16—21.) Нам не полагается судить других в этом отношении, потому что «каждый из нас за себя даст отчет Богу». Будет лучше, если наша собственная нелицемерная вера будет побуждать нас в полной мере служить Богу, так что мы могли бы иметь чистую совесть (Римлянам 14:1—4, 10—12).

Быть руководимым хорошо действующей совестью

21 Правильно обученная и чувствительная христианская совесть будет на ставлять нас делать доброе. Так обстояло, дело и с Павлом. Он был так заинтересован в ,своих братьях', соиу деях, что он писал: «Свидетельствует мне совесть моя в духе святом, что великая для меня печаль и непрестанное мучение сердцу моему» (Римлянам 9:1—3). Да, он делал все, что ему было. возможно, чтобы поделиться с ними благой вестью христианства.
22 Так дело должно было бы обстоять и с нами. Если мы понимаем ценность данной нам Богом совести, то мы не будем склонены думать лишь в терминах правил. Правилами можно выдвигать минимальные требования или ставить минимальные цели. Но стимулирующаяся любовью и верой совесть, вероятно, потребует от нас больше и побудит нас к большим жертвам и большей бескорыстности. Таким образом мы определенно извлечем пользу из совести. Она будет охранять нас от поступков, которыми мы могли бы навлечь на себя осуждение Бога, и она будет помогать нам делать то, что Он одобряет. Это верно особенно по той причине, что наша совесть побуждает нас к тому, чтобы мы принимали больше участия в проповедовании благой вести: Может ли существовать большая польза, чем та, которую упомянул в своем послании к Тимофею Павел? Он писал: «Вникай в себя и в учение; занимайся сим постоянно: ибо, так поступая, и себя спасешь и слушающих тебя» (1 Тимофею 4:16).

 [Сноски]
 В Соединенных Штатах фильмы с оценкой «Р» из-за темы или степени секса, насилия или ругани считаються непригодными для лиц до 17 лет (разве что они находятся в сопровождении отца, матери или опекуна).

 Смотри Сторожевая Башня, 1 мая 1974, страницы 274—277 (англ.).
 Местное собрание, конечно, извлекало бы пользу из наличия большего числа пионеров. Но многие интересующиеся и в духовном отношении голодающие лица живут в районах, в которые мало кто может переселиться, потому что там нет возможностей найти работу. Какое ведь благословение, если христиане, которые обеспечены в финансовом отношении, откликаются на такие призывы о помощи! (Деяния 16:9, 10).

 Помнишь ли ты еще?
 · Почему опасно думать: «Если какое-нибудь дело не беспокоит мою совесть, то оно определенно в порядке?»
 · Какие три фактора должен был бы ты учитывать, когда тебе приходится решать вопрос, предоставленный твоей совести?
 · Какое влияние должна была бы оказывать совесть на наше публичное восхваление Бога?

 [Вопросы для изучения]
  1, 2. Почему следует нам разбирать вопрос относительно руководства, которое дает нам наша совесть? (Притчи 12:15; 14:12). 3. Как действовала совесть на жителей Крита?
  4, 5. Чему мы можем научиться относительно совести из случая Павла?
  6, 7. Приведи одну возможность, как Слово Бога может оказаться для нас помощью в вопросах
  8. Если нам надо принимать решение совести, то чти нам следовало бы делать?
  9. Какую цель преследуем мы, когда мы решаем вопросы совести?
 10, 11. Какой второй оспект, затрагивающий вопросы совести, показывает наглядно вопрос, возникший в древнем Коринфе относительно еды?
 12, 13. Почему следовало бы учитывать точку зрения и совесть других? Приведи пример.
 14, 15. Как может корпорации старейшин играть роль в определенных личных делах?
 16. Что следовало бы тебе учитывать, если тебе надо принимать решение, которое предоставлено твоей совести?
 17. Как повлияла совесть на брата в Нью-Йорке?
 18. а) Как этот брат, возможно, пришел к своему выводу? б) Чему мы можем из этого научиться?
 19, 20. а) Как совесть и вера могли бы отразиться на нашем проповедническом служении? б) К чему нам следовало бг стремиться, богаты ли мы или нет?
 21. Какое положительное воздействие может оказать на нас наша совесть?
 22. Почему совесть в состоянии стимулировать нас сильнее, чем это могли бы делать правила?

 [Рамка на странице 18]
 Факторы, которые необходимо учитывать при трудовой деятельности
  Если христианину приходится принимать решение относительно определенной работы, то ему сначала следовало бы обдумать, что он на самом деле будет делать. Он мог бы обсудить следующие два пункта:

  Осуждается ли в Библии деятельность сама по себе?
  Библия осуждает, например, кражу, идолопоклонство и злоупотребление кровью, Поэтому христианин едва мог бы работать где-нибудь, где он непосредственно способствует таким делам.

  Связывала бы работа его так узко с осужденной деятельностью, что он стал бы ясно соучастником?
  Даже уборщик или портье в хранилище крови или фабрике, исключительно изготовляющей военные оружия, непосредственно связан с работой, противоречащей Слову Бога (Левит 17:13, 14; Исаия 2:2—4).
 Кроме вопроса, что будет на самом деле делать данное лицо, на картину в общем могут повлиять некоторые дальнейшие факторы:

  Является ли деятельность услугой, которая не противоречит учениям Библии?
  Почтальон оказывает услугу тем, что он разносит почту по квартирам и фирмам. Надо ли было бы осуждать христианина, если там, где он разносит почту, живут некоторые воры или находится фирма, торгующая идолами? (Матфея 5:45).

  Насколько может кто-нибудь влиять на то, что происходит?
  Христианин, являющийся владельцем магазина, не имел бы в запасе и не продавал бы идолов или кровяной колбасы. Он не находится в том же положении, как служащий в универсаме, в котором между тысячами других предметов продаются сигареты или кровяной пудинг.

  В какой степени вовлечено данное лицо в эту деятельность?
  Служащий, работающий кассиром и только изредка имеющий дело с сигаретами, мог бы заключить, что его положение отличается от положения другого служащего, который наполняет сигаретами полки почти весь день.

  Кто платит жалованье, или где находится место работы?
  В стране, в которой государство поручает надзор за всеми программами социального обеспечения церкви, кто-нибудь получает свою зарплату, может быть, от церковной корпорации. Но он на самом деле проводит свою работу как сторож при парке не на церковной земельной собственности. Это не религиозная деятельность, и нельзя сказать, что она способствует ложному поклонению.

  Как сказывается в общем, что совершается определенная работа?
  Являлась ли бы деятельность камнем преткновения для многих и заслуживала бы ,порицание'? (1 Тимофею 3:2, 10). Как повлияла бы она на совесть данного лица?

Подражай великому примеру

 ТО, ЧТО люди говорят или делают, часто оказывает влияние на других. Пример — хороший или плохий —, который дает глава семьи, религиозный вождь или известный политический деятель, влияет на людей. Воздействовали ли на твою установку и на твой образ жизни люди, с которых ты брал себе пример?
 Последствия были трагическими, когда следовали плохим примерам религиозных или политических вождей. Недавно Джим Джонс привел к самоубийству 900 своих религиозных последователей в Джонстуане, Гвиана. Раньше в этом столетии весь мир страдал, когда Адольф Гитлер и его партия вовлекли его в гибельное несчастье. Многие из современных террористических действий во всем мире вызываются влиянием людей, желающих добиться гласности для их дела или их стремлений. Возрастающее число людей, приобретающих дурнои славы, может быть, напоминает нам о библейском предсказании: «Злые же люди и обманщики будут преуспевать во зле [будут продвигаться от плохого к худшему, НМ] вводя в заблуждение и заблуждаясь» (2 Тим. 3:13).
 Относительно злых людей и их целей можно сказать, что тенденция сегодня действительно клонится «от плохого к худшему». Кто является главным образом ответственным за эту ситуацию? Лишь Библия дает нам достоверный ответ. Обрати внимание на то, что апостол Павел в вышецитированном тексте, в 2 Тимофею 3:13, заявил, что злые люди не только вводят других в заблуждение, но и сами вводятся в заблуждение. Кем? Тот же апостол установил, что «бог века сего [бог этой системы вещей, НМ]» несет главную ответственность за ослепление так многих людей (2 Кор. 4:4). И кто же есть это? Сатана, дьявол, который пользовался своими обманными силами в течение многих веков, а именно со времени греха, когда этот первоначальный обманщик ввел в заблуждение первых двух людей. Тогда он пользовался змеей в качестве видимого средства (Быт. 3:1—7). С тех пор дьявол пользуется различными лицами и организациями, включая всемирную державу ложной религии, Вавилона великого. Можно сказать, что «весь мир лежит во зле [во власти злого, НМ]» (Откр. 17:1—5; 1 Иоан 5:19).
 Теперь дьявол знает, что ему остается лишь мало времени. Это еще увеличивает опасность, в которой мы живем. Мы лично должны следить за тем, чтобы не попасть в его ловушку, потому что он «обольщает всю вселенную». После описания своего видения о войне на небе апостол Иоан писал: «И низвержен был великий дракон, древний змий, называемый диаволом и сатаною, обольщающий всю вселенную, низвержен на землю, и ангелы его низвержены с ним.» Короткое время, в которое сатана изгнан в область земли, приближается к концу. Это является причиной широкого распрастранения обмана, трудностей и бед, как и того, что злые люди вводят в заблуждение других и сами заблуждаются; все это происходит под влиянием главного противника Бога, сатаны, дьявола (Откр. 12:7—12).

Наш великий Пример

 Однако имеется Вождь, Который никогда не был и никогда не будет под властью и влиянием «бога этой системы вещей». Девятнадцать столетий тому назад этот Вождь дал нам пример, который влиял на Его последователей благотворным, жизнеспасающим образом. Короткое время после Его крещения в Иордане и помазания святым духом Он встретился с дьяволом. Прочти библейское сообщение об этом в Матфея 4:1—11. О ком пишется там, что Он противостоял хитрым стараниям дьявола пубудить Его отказаться от служения и поклонения Богу? Конечно там говорится об Иисусе Христе, Сыне всевышнего Бога, Иеговы!
 Иисус не позволял ускушениям дьявола повлиять на Его и не поддался им. Иисус отклонял каждое искушение эффективным воспользованием Библией. Так как его злые старания были неуспешны, то дьявол решился «жалить» Иисуса тем, что он предал Его смерти (Быт. 3:15).
 Без всякого сомнения, Иисус Христос отличался от грешных человеческих вождей. Вся жизнь Его была посвящена исполнению воли Его Отца, а не Его собственной воли (Иоан. 5:30). Иисус Христос был готов переносить оскорбления, поношения и преследования, когда Он проповедовал о Царстве Бога и возвещал имя Своего Отця (Матф. 26:67, 58; Иоан. 15:20, 21; Римл. 15:3). В конце концов Он подверг себя бесславной смерти на столбе мучений (Фил. 2:8). Иисус Христос был, на самом деле, великим Примером для всех, желающих быть угодными небесному Отцу, Иегове (Евр. 12:1—3).

«Не от мира сего»

 Когда Иисус стоял перед римским правителем Понтием Пилатом, Он дал ясно понять, что Его Царство «не от мира сего» (Иоан. 18:36, 37). В согласии с этим последователи Иисуса сохраняют свой нейтралитет относительно светских споров, вместо того чтобы бороться плотскими оружиями и восстать против существующего порядка. Это так, потому что они, как и их великий Пример, «не от мира сего» (Иоан. 15:19; 17:14, 16). Чтобы учение и поведение их Учителя действительно влияли на них, они должны избегать духа мира и не вмеши ваться в его дела (1 Иоан. 2:15—17).
 Это не легко, и ученики не в состоянии делать это собственной силой. Поэтому было уместно, что Иисус молился Богу относительно их, прося: «Не молю, чтобы Ты. взял их из мира, но чтобы сохранил их от зла» (Иоан. 17:15). Иисус знал, что Он покинет землю и что Его последователи нуждались бы в небесной защите. Кроме того, им, было бы необходимо постоянно быть настороже перед противником (Иак. 4:7, 8).
 Хотя Иисус Христос не был более среди них, потому что Он низложил Свое плотское тело в жертвенной смерти, Он все еще был в состоянии влиять на шаги Своих истинных последователей и руководить ими с Его возвышенной позиции одесную Бога (Евр. 10:12, 13). Кроме того, они получали бы помощь от святого духа (Иоан. 14:25, 26).
 Каким же утешением является это для истинных христиан сегодня! Несмотря на наши обстоятельства и на испытания, с которыми мы можем встречаться, мы никогда не будем введены в заблуждение злыми лицами, обманщиками или самим сатаной, если мы подражаем нашему великому Примеру. Исполненные веры, мы будем скорее полагаться на поддержку Иеговы Бога и Его Сына, Который обещал: «Я с вами во все дни до скончания века» (Матф. 28:20).

Какой системой руководится твоя семья?

 КАЖЕТСЯ, что существует большая разница между управлением государством и руководством семьей. Одно кажется намного сложнее другого. Но более подробное рассмотрение открывает многие сходства, ибо сначала нации были расширявшимися семейными группами (Быт. 10:5). Многие из теперешних популярных правительственных систем находят свою параллель в современных семьях. Мы можем извлечь пользу из рассмотрения нескольких из этих параллелей.
 Большинство из западных стран имеет демократическое правительство, т.е. народ правит народом. Под таким правительством личным свободам придается особое значение. Для поддерживания своих прав свободы речи и свободы приобретения желаемого некоторые люди прибегают к маршам протеста и забастовкам, чем они нарушают жизнь других. В некоторых семьях встречается подобная ситуация. Каждый член семьи наставивает на своем и шумно протестует, когда он чувствует себя лишенным своих прав.
 Кажется ли это тебе знакомым? Если да, то ты, наверно, заметил, что такое положение не ведет к счастью и не укрепляет семейные узы. Но когда думают о благополучии всей семьи и содействуют тому, то это ведет к большему личному счастью.
 Во многих демократических странах имеется коалиционное правительство. Потому что крупнейшая партия не имеет абсолютного большинства, она вынужденна заключать союз, «брак по расчету», с более маленькой партией. Меньшая коалиционная партия получает фактически право вето. Без ее одобрения невозможно утвердить законопроект. Она имеет силу свергнуть правительствующую партию тем, что она отдает свой голос оппозиции.
 Некоторые браки функционируют подобным образом. Муж имеет решающее слово, но его жена налагает вето на все, что не нравится ей. Когда он предлагает что-нибудь непопулярное, то, может быть, она и дети соединяются в протесте. Это ослабляет организацию семьи до той степени, что муж, может быть, относится ко всему спустя рукава. При таких обстоятельствах жена, может быть, замечает, что ее муж не исполняет определенные обязанности как следует, например, что касается воспитания детей. Но она не сознает, что она сама в большой степени виновна в этом положении. Вместо того, чтобы ослаблять авторитет своего мужа, христианская жена подчиняется ему. В свою очередь, муж должен бы любить свою жену и не гневаться на нее (Кол. 3:18, 19). Результирующее из этого состояние стабильности будет полезным для всех членов семьи.
 С другой стороны, жена легко может принять роль «оппозиции», указывая на все, что должен был бы сделать ее муж, например, починить крышу, покрасить дом, ремонтировать автомашину, косить газон. Она знает, что не ожидается, чтобы она делала все это. Если же она так продолжает напоминать ему о всех его ошибках и недостатках, то он в конце концов убедится в том, что она не доверяет ему. Но брак является слишком драгоценным отношением, чтобы так обращаться с ним. В семье каждый член должен бы проявлять доверие к другим, Имеется так много конструктивных вещей, что нет необходимости — и не любезно — указывать на незначительные ошибки других. Если ты ищешь ошибки, то ищи такие, которые ты можешь исправить, т.е. твои собственные (Пр. 14:1).
 Должны ли. мы прийти к заключению, что муж наделен абсолютным авторитетом и что он может делать все, что ему угодно? Нет, это не то, чему учит Библия; Она заявляет, правда, что муж является главой семьи (Еф. 5:22, 23). Но является ли это видом милостивой диктатуры, которую пытаются осуществлять некоторые современные правители? Нет, так как авторитет мужа ограничен. Христианский муж подчинен местным и национальным властям, старейшинам собрания и, прежде всего, Богу и Христу (1 Кор. 11:3; Титу 3:1; Евр. 13:17). Кроме того, Библия требует, чтобы христианский муж осуществлял свое главенство с любовью (Еф. 5:25—30, 33; 6:4).
 В современном обществе подчинение является чем-то неприятным для многих женщин, но уравновешенный взгляд может изменить это. Лицо, имеющее авторитет, несет большую ответственность и, следовательно, имеет больше проблем, чем подчиненное лицо. Ребенок подчинен родителям, но это не причиняет ему неприятностей. Ибо его родители должны кормить, одевать и воспитывать его. Следовательно, подчинение ребенка фактически расширяет его свободу. Лицо, имеющее авторитет, подчинено многим требованиям. Мать имеет авторитет над своим ребенком. Но когда ребенок болен и беспрестанно кричит, тогда она подчинена потребностям и требованиям ребенка. Муж является главой семьи, но он подчинен многим предъявляющим требования обстоятельствам и обязанностям. Конечно, муж никогда не должен думать, что его авторитет подрывается, когда он делает что-нибудь для своей жены и для детей. Более сильный должен помогать более слабому (Римл. 15:1, 2).
 Наилучшей формой правительства для людей в семейной, национальной или международной области является теократическое правительство, т.е. господство Бога. Пока Царство Бога не осуществит полный авторитет над всей землей, христиане находятся в относительном подчинении тем. правительствам, которые имеются в данной части мира, несмотря на их форму. Они не участвуют в стараниях преобразовать правительство или заменить его другим (Римл. 13:1, 2). Христианин,живущий в семье, в которой глава не руководится Библией, не должен играть подрывающую роль. Христианская жена и дети остаются подчиненными во всех делах, не нарушающих законы Бога (Деян. 5:29; 1 Петра 3:1). Их терпеливая смиренность и относительное подчинение находятся в согласии с волей Бога. Они показывают свое доверие Богу тем, что они придержаются назначенной Им роли. Мужи, осуществляющие главенство любовью, показывают этим свое подчинение Богу.
 Итак, какой системой руководится твоя семья? Является ли она миниатюрной диктатурой или делает каждый, что ему угодно? Исполняет ли глава семьи данную ему Богом роль любящим образом? Сотрудничают ли остальные члены семьи, проявляя должное уважение? А ты сам, следуешь ли ты примеру Христа и Его собрания? Вне всякого сомнения, если все будет делаться Божьим образом, то это поведет к наибольшему единству и счастью в твоей семье.