Вторник, августа 16, 2022
Руководящий совет cвидетелей Иеговы запрещает свободу слова на религиозную тему
или о cвидетелях Иеговы, которая вне надзора «верного и благоразумного раба».

Стезя праведных становиться все светлее

«Если тот, кто господствует над людьми, праведен, ... то это как свет утренней зари, когда начинает сиять солнце» (2 Цств. 23:3, 4, НМ).

1 Свет на пути служителей Иеговы с ранних времен до сего дня постоянно увеличивался. Особенно это заметно с 1914 года, когда события на земле показали, что «царство мира соделалось Царством Господа [Иеговы] нашего и Христа Его» (Откр. 11:15). Свет из Слова Бога, как солнечное сияние в «безоблачное» утро, все яснее освещал путь служителей Иеговы, которым они должны идти (2 Цств. 23:3, 4).
2 Тем не менее, некоторым это могло казаться, что этот путь не всегда идет в прямом направлении. В объяснениях, которые давались видимой организацией Иеговы, содержались изменения, которые казались возвращением к ранним точкам зрения. Но в действительности это было не так. Это можно было бы сравнить с тем, что в навигационных кругах известно как «лавирование». При встречном ветре плаватели могут так маневрировать парусами, что судно плывет то направо, то налево, но все время приближаясь к цели. А этой целью, по убеждению свидетелей Иеговы, является «новое небо и новая земля», которые обещал Бог (2 Петра 3:13).
3 Не подлежит сомнению, что Иегова продолжает благословлять всемирную деятельность, которую проводят Его свидетели под руководством «мудрого и благоразумного раба». Это можно увидеть по плодам. Мы помним, что сказал Иисус: «Всякое дерево доброе приносит и плоды добрые» (Матф. 7:17). И такие добрые плоды сегодня видны во всем мире только у одного народа — у объединенного всемирного общества свидетелей Иеговы.
4 Безразлично, где бы мы ни жили на земле, Слово Бога постоянно служит нам светом для нашей стези и светильником для нашего пути (Пс. 118:105). Но у Иеговы Бога есть и видимая организация, Его «верный и благоразумный раб», состоящий из помазанных духом и помогающий христианам из всех народов понимать Библию и правильно примять ее в своей жизни. Если мы не связаны с этим средством информации, которым пользуется Бог, то как бы часто мы ни читали Библию, мы не будем делать успехов на пути к жизни. (Сравни Деяния 8:30—40.)
5 Что касается информационного канала Бога, то Иисус сказал что Его последователи будут получать от «верного и благоразумного раба» духовную пищу вовремя и что Он поставит этого «раба» над всем Своим имением (Матф. 24:45—47). Кроме того, заслуживает внимания, что апостол Павел в Ефесянам 4:11—16 указывает на то, что христианское собрание нуждается не только во вдохновленных лицах, как апостолы и пророки, но и в возвещателях евангелия, пастырях и учителях, чтобы помогать христианам достигать единства в вере и точного познания Сына Бога и приобретать полную духовную зрелость. (Смотри также 1 Коринфянам 1:10; Филиппинцам 1:9—11.)
6 Этот «верный и благоразумный раб», связанный со свидетелями Иеговы, действительно употребляется Иеговой Богом для того, что бы вести Его народ, подкреплять его и руководить им. Так как свет светит все светлее и так как вследствие человеческого несовершенства были сделаны ошибки, то этим христианам иногда нужно заново продумывать некоторые точки зрения и учения. Но не привело ли это к лучшему пониманию в их пользу? Рассмотрим некоторые примеры.

Искупление и имя Иеговы

7 В 1878 году Чарльз Т. Рассел, который позднее стал первым президентом Общества Сторожевой Башни, из-за спорного вопроса об искуплении порвал связь с соиздателем журнала The Herald of the Morning Н. Г. Барбоуром. Барбоур не верил в силу жертвы Иисуса искупать грехи. В следующие за тем годы исследователи Библии, как тогда называли себя свидетели Иеговы, рассматривали искупление как главное учение Библии. И нет сомнения в том, что в Слове Бога подчеркивается спасение верой в искупление Христа (Иоан. 3:16; Деян. 4:12; Евр. 5:9; Откр. 7:10). Искупительная жертва Иисуса пророчески представлялась пожертвованием Исаака, на которую был готов Авраам, и жертвами, приносившимися под законом Моисеевым. Это было предсказано и пророками. Поэтому исследователи Библии очень подчеркивали то, что сделал Христос для человечества (Луки 24:25—27, 44).
8 Но Библия показывает, что существует еще нечто гораздо более важное, чем наше личное спасение. Это есть великий спорный вопрос, при котором речь идет об универсальном суверенитете Иеговы, который сатана поставил под вопрос при мятеже в Эдеме (Быт. 3:15; 1 Кор. 15:24, 25; Откр. 11:15; 12:10). Это вызывает оправдание имени Иеговы. Действительно, от Бытия до Откровения мессианское Царство, которым будет оправдано и вознесено это славное имя на все времена, является темой всей Библии. В Библии мы находим семьдесят пять раз изречение Бога: «Они узнают, что Я Иегова». Спустя некоторое время Его свидетели узнали, что люди могут призывать Иегову Бога и на основании факта, что дело идет о Его имени и что «всякий, кто призовет имя Господне [Иеговы, НМ], спасется» (Римл. 10:13; Иоиль 2:32; Софония 3:9). В течение нескольких лет имя Иеговы и Его оправдание было так сильно подчеркнуто, что критики обвиняли свидетелей, что они не верят в Иисуса Христа. Но упомянутый взгляд был в крайнем случае чрезмерно подчеркнут. Как регулярные читатели Сторожевой Башни могли узнать за последние десятки лет, свидетели Иеговы с достоинством оценивают роль, которую играет Иисус при осуществлении намерений Бога. В самом деле, пророческое Слово Иеговы сосредотачивает внимание на Иисусе как на «Вожде [главном посреднике, НМ] спасения» (Евр. 2:10; 12:2; Откр. 19:10).
9 Можно было бы сказать, что такие изменения следовали принципу, которым, как говорится, руководствуются при поисках истины в науке. Коротко говоря, это функционирует следующим образом: выдвигается тезис, который служит исходным пунктом для дальнейшей аргументации. Тезис дает большую возможность относительно более глубокого понимания или относительно практического применения. Но через некоторое время устанавливаются некоторые недостатки и слабости. Тогда есть склонность установить этому тезису противоречащее утверждение, антитезис. Позднее находят, что и этот тезис не соответствует полной истине и поэтому соединяют ценные пункты обоих утверждений вместе. Этот принцип применялся не раз, так что исполнилось Притчи 4:18.

Образ жизни и проповедование

10 Рассмотрим другой пример. Исследователи Библии в течение почти 40 лет подчеркивали важность развивать превосходную христианскую личность, что они называли «развитием характера». Это подчеркивалось так сильно, потому что т. наз. христианство относилось к этому халатно. Конечно, христианам нужно было и свидетельствовать, говоря с другими о намерениях Бога, но это считалось более или менее второстепенным. Когда же народ Бога позднее познал, насколько важно имя Иеговы и что следует свидетельствовать об имени Бога и Его Царстве, то на это был сделан особый упор, что повело к тому, что начали меньше уделять внимания развитию личности, подобной личности Христа. Аргументировали, что Иисус прежде всего пришел для того, чтобы свидетельствовать, и что проповедование является тем, что в действительности идет в счет. Стало необходимым найти уравновешенную точку зрения между этими двумя позициями (Римл. 10:10; Гал. 5: 22, 23). 11 В конце концов была достигнута радостная уравновешанность. Христианам нужно приносить как плоды духа Бога, так и безбоязненно и верно свидетельствовать о Иегове. Мы не можем пренебрегать одним, только потому что делаем другое. Апостол Павел сказал: «Горе мне, если не благовествую!» Но он и сказал: «Усмиряю и порабощаю тело мое, дабы, проповедуя другим, самому не остаться недостойным» (1 Кор. 9:16, 27).

Повиноваться «высшим властям»

12 Другим примером того, как, так сказать, навигацией держались «курса» к правильной точке зрения, является способ, которым достигли точного познания Римлянам 13:1—7. Первые исследователи Библии под «высшими властями» правильным образом понимали правительства мира. На основании этих познаний они заключили, что христианину, если он будет призван во время войны, нужно служить в армии, носить военную форму и идти в бой. Но вместо того, чтобы убивать людей, ему можно стрелять в воздух.
13 Но было совершенно ясно, что апостол Павел не мог защищать такого образа действий. Поэтому поднялся вопрос: не подразумевались ли под «высшими властями» Иегова Бог и Иисус Христос? Служители Бога некоторое время придерживались такой точки зрения. И в течение тяжелых лет второй мировой войны это во всяком случае придало им силу «повиноваться больше Богу, нежели человекам». Так они создали себе чудесную репутацию, безбоязненно сохранив по всей земле христианский нейтралитет (Деян. 5:28, 29). Что христианам нужно в первую очередь быть преданными суверенному Господу Иегове и Царю, Иисусу Христу, никогда не ставилось под вопрос. Но являются ли Иегова и Иисус Христос одновременно «высшими властями», которым нам нужно «отдавать подать, оброк и честь»? (Римл. 13:7).
14 В 1962 году Иегова привел Свой народ к понятию принципа относительного повиновения. Было познано, что отдавшимся Богу христианам нужно повиноваться мирским правителям, «высшим властям», и с готовностью признавать их «Божьими слугами» «им на добро» (Римл. 13:4). А что, если эти «власти» требуют от них преступать закон Бога? До этого пункта христиане повинуются заповеди из Римлянам 13:1: «Всякая душа да будет покорна высшим властям.» Но, согласно словам Иисуса из Матфея 22:21, существует ограничение: «Отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу.» Следовательно, если «кесарь» требует от христиан противоречащее воле Бога, то им необходимо ставить закон Иеговы перед законом «кесаря». Это является противоположностью того, что делается обыкновенно в т. наз. христианстве. Многие т. наз. христиане не очень совестятся преступать закон Бога, если им приказывает «кесарь». Один патриот однажды сказал: «Наша страна! ... да будет она всегда права; но будь она права или не права — она наша страна.» Но христианские свидетели не придерживаются такого взгляда. Если им приказывается поступать против воли Бога, они отвечают словами апостола Павла: «Должно повиноваться больше Богу, нежели человекам» (Деян. 5:29).

Кто является служителями Бога?

15 Вопрос, являются ли все христиане, искренне отдавшиеся Богу, служителями Бога, невзирая на их возраст или пол, предствавляет собой еще дальнейший пример того, что свет светит все ярче. Свидетели Иеговы многие годы выступали за точку зрения, что все раскаивающиеся, обращающиеся, проявляющие веру в Бога и Христа, посвящающиеся Иегове, чтобы творить Его волю, как она открывается через Христа, и крестящиеся действительно являются служителями Бога. Но затем некоторые выдвинули возражения. И органы власти часто не соглашались с этой точкой зрения. Другим аргументом было, что на многих языках нет равнозначащего слова для слова «министр» (в смысле религиозных должностных лиц или религиозных служителей) и поэтому не следует употреблять его в религиозном смысле и на языках, на которых оно существует. Кроме того, было аргументом, что крещение едва ли является подходящей церемонией посвящения в сан. Но было ли это важной причиной для того, чтобы название «министр» или служитель бога на данных языках ограничивалось в собрании теми, на которых была возложена должность, старейшинами и служебными помощниками?
16 Фактом является, что законы страны обыкновенно признают право каждой религиозной организации определять, благодаря чему кто-нибудь делается религиозным служителем. То, что другие не понимают этой точки зрения и не признают ее, не имеет на это влияния. Дело и не в том, что на многих языках нет равнозначащего слова «министр» (в смысле религиозного должностного лица). Все, язык которых знает это слово — например, английский, итальянский и испанский —, не должны давать удерживать себя от употребления его, если оно служит полезной цели.
17 Выражение «служитель Бога» (министр) является полезным, потому что оно обозначает особый вид «служителя», кого-нибудь с возвышенным, особенным назначением. Кто может доказать, что он, невзирая на возраст и пол, обладает хорошим пониманием воли и намерений Бога относительно человечества, ведет жизнь в соответствии с библейскими принципами, посвятил себя Богу и в согласии с заповедью из Матфея 28:19, 20 крестился, является истинно служителем Бога. Действительно можно сказать, что такой является более способным говорить за Бога, чем кто-нибудь, кто посещал богословскую семинарию, но не понимает намерений Бога и не привел свою жизнь в согласие со справедливыми требованиями Бога. Кто истинно служит Богу, может сказать с апостолом Павлом: «Я прославляю служение свое» (Римл. 11:13).
18 Нужно подчеркнуть, что выражение «служитель Бога» (министр) не является титулом, а названием. (Сравни Матфея 20:28.) Для данного лица не достаточно выполнять предпосылки для того, чтобы быть крещенным как служитель Иеговы Бога. Свое служение Богу, свое «священное служение» Иегове Богу ему нужно сделать самым важным заданием в своей жизни. Иначе, несмотря на то, сколько времени на основании обстоятельств, на которые он не может влиять, он в состоянии употреблять для своего служения, он не мог бы, собственно говоря, называть себя служителем Бога или рассматриваться другими таковым (Римл. 12:1, 2; 2 Тим. 4:5).
19 Конечно, такое развитие понимания, при котором необходимо, так сказать, «лавировать», часто для объединенных с «верным и благоразумным рабом» служило испытанием их лояльности. Но «благая весть» и ее значение понимались все лучше. Все, кто тесно связан с организацией Бога, получили опыт, что вопросы и мысли, которые трудно понимать, о течением времени выясняются. И действительно согревает сердце и удовлетворяет видеть, как все более ясно светит свет. Это так, как сказал Петр, когда некоторые ученики преткнулись из-за учений Иисуса: «Господи! к кому нам идти? Ты имеешь глаголы вечной жизни» (Иоан. 6:68). Господь Иисус Христос все еще имеет эти «глаголы», и Он раздает их через «верного и благоразумного раба», через одну организацию, которой Он пользуется сегодня на земле. Эта организация подобна «доброму дереву», о котором Иисус сказал, что оно приносит «добрые плоды» (Матф. 7:17). Другой из двух возможностей была бы связь с политическим «зверем» сатаны или с Вавилоном великим, мировой державой ложной религии (Откр. 13:1; 17:5). Ни один отдавшийся Богу христианин не имел бы желания возвратиться обратно туда (2 Петра 2:22; Иоан. 14:6).
20 Да, «свет сияет на праведника» (Пс. 96:11). Притча 4:18 исполняется тем, что «стезя праведных» подобна свету, который светит все светлее. Если иногда предпринимаются некоторые изменения, то они все без исключения имеют следствием улучшения. Они никогда не напрасны. Так как Христос сегодня господствует, то свет, которому радуется народ Иеговы, «как на рассвете утра, при восходе солнца» (2 Цств. 23:3, 4; Матф. 25:31). Все, лояльно служащие с организацией «верного и благоразумного раба», видимым информационным каналом Иеговы, являются действительно привилегированными. Они сделали мудрый выбор, потому что их путь ведет к ценной цели: вечной жизни в новом порядке Иеговы (Ис. 65:17, 18; 66:22).

 [Сноски]
 Только в книге Иезекииль приблизительно 60 раз; между прочим также в Исход 6:7; Второзаконие 29:6; Исаия 49:23; Иоиль 3:17.
 Говорят о тезисе (утверждение), антитезисе (противоположное утверждение) и синтезе (соединение обоих).

 [Вопросы для изучения]
  1 Какое ожидание вызывают слова из 2 Царства 23:3, 4, и исполнилось ли оно?
  2 Как можно было бы рассматривать некоторые изменения нашего воззрения, которые происходят время от времени?
  3 Какие имеются доказательства для того, что Иегова продолжает благословлять Своих свидетелей?
  4, 5 Чем пользуется Иегова Бог, кроме Своего вдохновленного Слова, чтобы руководить Своим народом?
  6 На основании каких факторов иногда было необходимо заново передумывать некоторые воззрения?
  7 Почему и на каком основании учение об искуплении так сильно подчеркивалось исследователями Библии?
  8 а) Что было найдено еще более важным? б) К чему это привело, но какое изменение было сделано в позжие десятилетия?
  9 Какой принцип, которым руководятся в науке при поисках истины, действителен, кажется, здесь?
 10, 11 Какие две позиции были подчеркнуты одна за другой, и к какому результату привело это?
 12, 13 а) Какой взгляд был принят вначале относительно «высших властей», упомянутых в Римлянам 13:1? б) К какой противоположной точке зрения привело это, но в чем состояла очевидная польза?
 14 Как в конце концов рассматривался в правильном свете вопрос повиновения мирским властям?
 15, 16 а) Как понимали долгое время вопрос, кто является служителями Бога? б) Какое изменение было предпринято, и почему? в) Какой недостаток имело это изменение?
 17, 18 Кто может быть действительно служителем Бога в этом особом смысле, и как он должен рассматривать свое «служение»?
 19 а) К чему привело это развитие пониманий, но как были благословлены лояльные? б) Каким устройством раздает Иегова духовную пищу, и почему мы должны всегда решаться за него?
 20 а) В чем сегодня мы можем быть убеждены более, чем когда-либо, относительно «сияющего света»? б) Какое счастливое будущее ставится в перспективе всем, кто решился за путь увеличивающегося света?

 [Рамка на странице 6]
 Идти галсами против ветра
  Благодаря изучению и опыту служители Иеговы пришли к уравновешенному взгляду, что ..
  .. оправдание имени Иеговы важнее, чем спасение людей.
  .. рвение в свидетельотвовании так же важно, как произведение плодов духа.
  .. христианское подчинение мирским властям является относительным.
  .. они занимают почетное положение служителей Бога, действительно представляющих Иегову, несмотря на то, как они рассматриваются другими.

Воспитывать детей в беспокойном мире счастливыми людьми

«О, если бы сердце их было у них таково, чтобы бояться Меня и соблюдать все заповеди Мои во все дни, дабы хорошо было им и сынам их вовек!» (Втор. 5:29).

1 «Мой первый ребенок!» С этими радостными словами мать с нежностью прижимает младенца к своей груди! Библия говорит о нежности няни, как о примере любви, которая должна царить в христианском собрании. Детей любят и оказывают им добро даже несправедливые люди. Насколько же больше должны мы, любящие справедливость, заботиться о наших детях и воспитывать их для жизни в сегодняшнем мире! (1 Фес. 2:7; Пс. 126:3—5; Матф. 7:1).
2 Но молодые родители вскоре узнают, что воспитание детей является тяжелым заданием. Где можем мы найти разумный совет и надежное руководство? Определенно у Создателя, потому что Он дал людям способность производить детей (Быт. 1:28). До сего дня Он видел каждого родившегося ребенка и наблюдал за результатами, происшедшими из образа действий родителей. Его указания являются самыми лучшими. Они записаны в Библии, где находятся также примеры людей, которые следовали Его принципам, и таких людей, которые не делали этого (Пр. 3:5, 6).
3 Чему учит нас эта чудесная книга о воспитании детей? Она показывает многое, что современные специалисты считают открытием, как например потребность детей в любви и в чувстве защищенности. Детей следует учить о Боге и Его Слове. Они нуждаются в хорошем воспитании, полезных жизненных опытах, хороших примерах и в правильном общении. Они должны учиться послушанию и уважать авторитет. Их следует учить о морали и о браке и показывать им, какого мужа или жену им следует выбирать и какими им нужно быть самим и как можно быть хорошими родителями. Отцу или матери это может казаться огромным заданием, но следует помнить, что Библия предоставляет нам мудрые советы. Она может «неопытным» дать «смышленность» и молодым людям «знание и рассудительность». Давайте исследуем некоторые из них, что они говорят нам о воспитании детей (Пр. 1:4).

Библейские примеры

4 Библия показывает, что дети богобоязненных родителей вырастали в защищенности, в семьях, которые следили за слабостями детей и давали им необходимую защиту (Быт. 33:14; 43:8). Детей учили тому, как они могли бы заботиться о средствах для жизни. Давид, например, был подпаском, а Иисус был плотником (1 Цств. 16:11; Марка 6:3). Они знакомились с кое-чем еще более важным: с удивительными путями великого Бога Иеговы. Это учение не преподавалось на религиозных уроках или в воскресных школах, а лицами, у которых есть самый большой интерес к детям, а именно их собственными родителями. Иегова ожидал от израильтян, чтобы они ознакамливали своих сыновей и внуков с Его путями (Втор. 4:9, 10). Родители должны были поучать своих детей во всякое время — дома, в пути, когда ложились спать или когда вставали. Они должны были поучать их словом и примером, передавая замечательные истины последующим родам (Втор. 11:18—21).
5 В известном французском труде Dictionnaire de la Bible говорится, что как только ребенок начинал говорить, его обучали некоторым местам из библейского закона. «Его мать постоянно повторяла один абзац; когда ребенок знал его наизусть, она читала вслух следующий. Позднее ребенку давали в руки текст абзаца, который он мог уже говорить наизусть. Таким образом детям начинали преподавать чтение, и когда они были достаточно большими, они могли продолжать это религиозное наставление, читая в законе Господнем и размышляя об этом.« В этом справочнике дальше говорится: «В семейной безопасности, сидя на коленях отца или матери, ребенок должен был получать первые и самые полезные нравоучения» (том 2, столбец 1596).
6 Бог знал, что дети с удовольствием переживают что-нибудь новое и что этими переживаниями можно воспользоваться, чтобы поучать их. Поэтому «малышей» брали с собой при интересных путешествиях в Иерусалим, чтобы слушать там чтение закона Бога (Втор. 31:12, 13). Твои дети могут наслаждаться подобными благословениями, если они посещают окружной или областной конгресс свидетелей Иеговы, где они могут извлекать пользу из наставления, в добровольном служении и находить новых друзей. Ты можешь заботиться о том, чтобы такие случаи становились кульминационными пунктами в их жизни, как поездки в Иерусалим были особыми переживаниями для израильских детей.
7 Бог знал, как важен хороший пример. Дети подражают тому, что видят. Подражая тому, что слышат, они могут изучить язык, каким бы трудным он ни был. Бог сказал: «О, если бы сердце их [народа] было у них таково, чтобы бояться Меня и соблюдать все заповеди Мои во все дни, дабы хорошо было им и сынам их вовек!» В Библии говорится: «Добрый оставляет наследство и внукам» (Пр. 13:22). Следовательно, многое зависит от тебя. Будучи отцом или матерью, ты должен делать все для тебя возможное, чтобы подавать правильный пример, потому что нам определенно не хочется, чтобы наши дети следовали неправильному примеру.

Плохое сообщество

8 Бог обращает наше внимание и на опасности, связанные с плохим сообществом. В Его Слове мы читаем: «Худые сообщества развращают добрые нравы» (1 Кор. 15:33). Поэтому для тебя важно знать, с кем твои дети общаются. Действительно ли ты знаешь, кто их друзья? Просишь ли ты их привести их друзей домой, чтобы ты мог познакомиться с ними? Или ты просто выпроваживаешь своих детей, чтобы избавиться от них? Известно ли тебе, какие разговоры слушают твои дети и как их друзья смотрят на ложь, кражу и на злоупотребление наркотиками?
9 Где могут твои дети найти лучших друзей, если их настоящее сообщество оставляет желать лучшего? В собрании свидетелей Иеговы, где не терпятся непристойные разговоры, ложь, кражи и злоупотребление наркотиками. Есть у тебя желание, чтобы другие члены собрания больше общались с твоими детьми? Почему бы тебе самому не предпринять чего-нибудь в этом отношении? Взял ли ты на себя инициативу? Почему не пригласить других молодых людей к себе домой или не спросить их сопровождать вас в христианском деле свидетельства или участвовать с вами в другой полезной деятельности?
10 Если ты уже все испробовал и проблемы все еще остаются, то ты можешь опросить себя: почему? Начал ты только недавно жить по библейским принципам? Иногда молодым людям, приведенным в Зал Царства, нужно еще преодолевать некоторые слабости, чтобы быть хорошим общением для других. Одна молодая девочка выразилась о другой следующим образом: «В Зале Царства она ведет себя хорошо, но вы не поверили бы, что она делает в школе!» На основании свободного взгляда этой девушки на секс на школьном дворе другие не хотят присоединяться к ней. Как в таком случае вы, родители, могли бы помочь вашим детям преобразовать в этом отношении их ум? Вашим наставлением, вашим семейным изучением Библии, вашим участием в христианском свидетельстве семьей, вашим собственным примером в разговорах, в поведении, в честности и вашим стремлением укоренять в сердцах детей правильные принципы. Если нужно, то вы можете также просить старейшин собрания оказывать исполненную любви помощь (Иак. 5:13—15).

Семейные проблемы

11 А что если в твоей семье существуют серьезные проблемы? Что можешь ты делать, если твой супружеский партнер ведет жизнь, полностью противоречащую здоровым принципам Библии? Не теряй надежды. Твое хорошее влияние и помощь святого духа могут творить чудеса. Есть дети, которые преодолели кажущиеся непреодолимыми трудности и выросли порядочными молодыми людьми. Люди являются созданиями Бога, и уже дети, даже если они большей частью росли в неверующей семье, если руководятся другом, внимательным старшим лицом или верующим одним из родителей, так что они идут правильным путем, могут проявлять удивительную силу.
12 Рассмотрим пример Лота. Он со своей семьей жил в Содоме, и его жена, по-видимому, хотела остаться там. Но Лот и его дочери убежали и они пережили уничтожение города (Быт. 19:15—17, 23—26). Молодой Тимофей имел, правда, неверующего отца, но его мать и его бабушка наставили его в библейском учении и дожили до того, как он вырос верным последователем Иисуса Христа и стал лояльным спутником апостола Павла (2 Тим. 1:5; 3:14, 15). Следовательно, Бог может помочь тебе насадить в сердце твоих детей глубокую любовь к истине и справедливости, даже если у тебя есть неверующий супруг или неверующая супруга.

Воспитание и образование

13 Поощряешь ли ты своих детей учиться как в школе, так и в собрании? Является ли учение важным для твоей семьи? Оно было важным для израильтян. Они были образованным обществом. Их дети могли читать Священные Писания. Твои дети должны не только читать, но и говорить о Слове Бога с другими. Выражаются ли они грамматически правильно? Исправил ли ты ошибки, которые ты, может быть, делал годами, так что твои дети слышат тебя правильно говорящим? Соломон тщательно подбирал слова, которыми прославлял Бога. Поэтому говорится: «Старался Екклесиаст приискивать изящные изречения, и слова истины написаны им верно» (Еккл. 12:10).
14 Мы хотим, несомненно, чтобы наши дети стали зрелыми взрослыми и чтобы они принимали правильные решения в согласии со Словом Бога. Поэтому мы должны рано начинать преподавать им правильные прннципы — учить их не только заповедям, которым они должны повиноваться, но и объяснять им причины для этого. Тогда дети научатся, как принимать правильные решения самим.
15 Наши дети смотрят в лицо развращенному миру. Поэтому важно, чтобы они видели у нас силу и убежденность, и они должны знать, что если они правы, мы будем их поддерживать так же, как Сара защищала Исаака по отношению к Измаилу (Быт. 21:9, 10). Мы также должны помнить, что дети, если мы ожидаем от них правильного образа действия, и будут поступать так. «Знаешь, почему у тебя нет никаких затруднений с нами?», спросила одна молодая свидетельница своего отца. «Потому что ты не думаешь постоянно, что мы делаем что-нибудь превратное. Ты ожидаешь от нас, чтобы мы поступали правильно, и мы не сделаем ничего другого.» Как часто родители обвиняют в чем-нибудь своих детей, а затем находят, что они вовсе не сделали этого! Если детей обвиняют во лжи, а обвинение оказалось необоснованным, то они могут думать, что ты ожидаешь от них, чтобы они лгали, и в следующий раз, может быть, поступят так.
16 Многие родители установили, что полезно брать детей на сходки, где обсуждается Слово Бога, уже в ранние годы. Они не садятся с ними в отдельную комнату или в задней части зала (за исключением короткого времени на добром основании), но учат их спокойно сидеть, проявлять уважение к собранию и извлекать пользу из всего того хорошего, что обсуждается. Сегодня взрослые лица, непоколебимые в вере, вспоминают ревность своих родителей, которые регулярно брали их с собой на такие сходки, проходя пешком большие растояния или на велосипедах. Один старейшина собрания вспоминает, что его родители при подготовке к изучению Сторожевой Башни обсуждали трудные пророчества, в то время как он, будучи маленьким ребенком, играл на полу. Они, пожалуй, не предполагали, что он слушает их, и еще меньше того, что он будет вспоминать эти объяснения еще более полстолетия позднее!
17 Когда во дни Ездры при определенном случае читалось из Писании, все, имевшие достаточную способность понимать, стояли там от рассвета до полуночи и слушали (Неем. 8:2, 3). Присутствовали бы дм твои дети, если бы ты жил в то время, или был бы материал в твоих глазах очень тяжелым и чтение очень длинным, так что ты отправил бы их играть? Иосиф и Мария «каждый год ходили в Иерусалим на праздник Пасхи», и поэтому, когда Иисусу было 12 лет, они находились там (Луки 2:41—49). Был бы ты готов пройти это расстояние пешком или проехать верхом на осле, чтобы присутствовать на этом празднике? Позднее, когда однажды великое множество людей, в том числе и «маленькие дети», пришло к Иисусу, чтобы послушать Его и у них не было ничего съестного, Иисус чудом напитал их (Матф. 14:21; 15:38). Был бы ты с твоим детьми там, или вы остались бы дома, чтобы не пропустить кажущийся необходимым обед?
18 Знают ли твои дети, что ты принимаешь всерьез сходки, на которых изучается Библия? Наблюдают ли они, что ты считаешь их настолько важными, что не только присутствуешь на них, но и участвуешь, давая комментарий, когда тебя вызывают? Подготавливаешься ли ты, например, с твоими детьми к изучению данной статьи, так что при ее ос суждении на сходке каждый из вас дает по меньшей мере один комментарий?

Высокая цель

19 Возможно ли совершать все, что мы обсуждали, совершенным образом? Конечно, нет. При этом речь идет о целях, к которым следует стремиться, а не о целях, которые уже достигнуты. В сегодняшнем мире все еще существуют проблемы, но Библия показывает нам путь для преодоления их, и если мы стараемся поступать так, как хочет Бог, то Он поможет нам при этом. Один христианский отец ответил на вопрос, чем объясняется, что у его детей крепкая вера: «Я не знаю. Мы не предпринимали ничего особенного. Мы просто применяем совет, который получили из Библии и от организации.»
20 Это вот есть то, что необходимо, чтобы воспитывать детей сегодня счастливыми людьми. Подавай им правильный пример. Учи их соответственно этому. Радуйся тому, что они делают правильно, и пытайся помогать им исправлять то, что они делают неправильно. Принимай участие в их радости и их жизни. Проявляй любовь. Действуй в соответствии с волей Бога, и Он благословит твои старания. Помни возвышающие слова Соломона, выраженные под вдохновлением: «Праведник ходит в своей непорочности; блаженны дети его после него!» (Пр. 20:7)

 [Сноски]
 Как сегодня, так и в библейские времена имелись неграмотные люди, однако способность читать была, может быть, гораздо больше распространенной, чем кто-нибудь мог бы думать. (Сравни Исаия 29:11, 12.) В труде The Encyclopedia of the Jewish Religion говорится: «Способность читать и писать была, кажется, в Израиле широко распространенной. Законы Бога должны были писаться на дверных косяках и привязываться на руку, что имело бы небольшую ценность, если бы люди не могли читать (Втор. 6:8, 9; 27:8). Царь должен был сам изготавливать копию закона и ежедневно читать в нем (Втор. 17:15, 18, 19). Один юноша из Сокхофа записал имена ведущих мужчин своего города (Суд. 8:14). Читать и писать не было привилегией лишь образованного класса. Джэмс Д. Мартин замечает в своем комментарии о книге Судей: «Некоторые из раннейших доказательств для алфавитного письма были вырезаны на стенах пещер рабами, которые работали на шахтах Синая.» Амос был скромным овцеводом. Пророк Михей происходил из сельской местности, а именно из деревни Морешеф (Ам. 1:1; Мих. 1:1). Однако они оба писали по одной библейской книге. В апокрифической книге 1 Маккавеи, которая была написана, наверно, в конце второго столетия до н.э., намекается на то, что люди из народа имели копии закона Моисеева в своих домах (1 Маккавеи 1:55—57). Иудейский историк Иосиф Флавий выразил в первом столетии мнение, что Моисеев закон приказывает «учить детей чтению, прививать знание законов и изнакамливать их с делами предков». (Против Апиона, II, стр. 375 (25).
 Вы, родители и дети, как ответили бы вы на следующие вопросы?
 · Куда должны были бы обращаться родители за советом относительно воспитания детей, и почему?
 · Какие примеры хорошего воспитания детей находим мы в Библии?
 · Как могли бы родители практическим образом следить за общением своих детей?
 · Как можно разрешать проблемы, могущие возникать в религиозно разделенной семье, применением библейских принципов?
 · Какие шаги должны предпринимать родители, чтобы правильно воспитывать своих детей?
 · Могут ли родители и дети рассчитывать на то, что они будут делать все правильно? Как могут они все же быть успешными?

 [Вопросы для изучения]
  1 Почему тема этого изучения имеет для нас такое большое значение?
  2 Где находится самый лучший совет и самое лучшее руководство для воспитания детей? Почему?
  3 а) В чем нуждаются наши дети? б) Почему родители не должны терять мужества из-за этого задания?
  4 а) Чему учатся дети богобоязненных родителей? б) Кто получает их, и каким образом?
  5 Что говорит известный библейский справочник о воспитании детей?
  6 а) Какие интересные переживания были у израильских детей? б) Переживают ли твои дети подобное, и если да, какую пользу они извлекают из этого?
  7 Почему так важно подавать правильный пример?
  8 Какие вопросы следует нам задать себе об общении наших детей?
  9 Что мог бы ты делать для того, чтобы помогать твоим детям находить лучших друзей?
 10 Как можешь ты помогать твоим детям быть лучшим общением для других?
 11 Почему ты не должен терять надежды, если член твоей семьи подает плохой пример?
 12 Каким образом Лот и Тимофей являются ободряющими примерами в этом отношении?
 13 а) Почему молодые люди должны серьезно относиться к учению б) Как пример Соломона показывает важность хорошей речи?
 14 Как можем мы помогать нашим детям учиться принимать правильные решения?
 15 а) В какой важной нашей поддержке нуждаются наши дети? б) В каком отношении нам нужно быть очень осторожными?
 16 а) Какие предложения даются относительно христианских сходок? б) Что показывает, что эти сходки имеют большое значение для детей?
 17 Какие библейские примеры можешь ты привести для присутствия детей на сходках, и какие вопросы ты мог бы задать в этом отношении?
 18 Как еще мы можем показать, что мы ценим христианские сходки?
 19 Какой положительный взгляд мы должны иметь относительно воспитания наших детей?
 20 а) Что еще можешь ты делать для воспитания детей счастливыми людьми сегодня? б) Каким образом мотто этого изучения и текст из Притчи 20:7 в этом отношении является для нас ободрением?

 [Вставка на странице 7]
 Один мальчик спросил свою мать: «Воспитывать детей ведь довольно трудно. Не было ли бы тебе лучше, если бы ты не имела меня?» Многие годы спустя он с большой благодарностью вспоминает ее ответ: «Все стоющее требует времени и усилий.»
 Даете ли вы, родители, хороший пример, не только посещая сходки, на которых обсуждается Слово Бога, но и принимаете в них участие?

Счастливая молодежь в развращенном мире

«Помни Создателя твоего в дни юности твоей» (Еккл. 12:1).

1 Как же прекрасно быть сегодня молодым! Звучит это для тебя странно? Многие молодые люди обратят, может быть, внимание на плохие условия, наблюдаемые ими: преступления на улицах, безнравственность, злоупотребление наркотиками, беременность находящихся в возрасте от 13 до 19 лет, аборты и венерические болезни. Они, может быть, указывают на опасность атомной войны и на загрязнение окружающей среды, что является гибелью для земли, и спрашивают себя, что хорошего может дать это время для молодежи, взирающей на будущее.
2 Другие молодые люди знают, что Бог, согласно библейским пророчествам, не допустит, чтобы люди погубили землю. Как обещает Библия, Бог приведет поворот, тем что Он вмешается и приведет справедливые, мирные условия (Пс. 36:10, 11; 2 Петра 3:13; Откр. 21:1—4; 11:18). Веруешь ли ты в эти обетования? Если да, то они должны повлиять на твою жизнь, потому что они могут означать для тебя светлое будущее.
3 Ты, может быть, думаешь: «Ах, я же еще так молод для всего этого!» Но так ли это? В Библии молодые люди — юноши и девушки — призываются служить Богу (Пс. 148:12, 13). Она повествует об одной маленькой еврейской девочке, которая поспособствовала тому, что Нааман, офицер сирийской армии, стал служителем Иеговы (4 Цств. 5:2, 3, 15—17). В Библии мы также читаем о том, что дети с ликованием приветствовали Иисуса. Иисус спросил религиозных вождей, которым это не понравилось: «Да! разве вы никогда не читали: «из уст младенцев и грудных детей Ты устроил хвалу?» (Матф. 21:15, 16). Иисус проявлял интерес к молодым людям. Он сказал, чтобы допустили им прийти к Нему. И собрания свидетелей Иеговы по всей земле сегодня особенно интересуются молодыми людьми и их замечательными стараниями служить Богу (Матф. 19:14).

Принципы для счастливой жизни

4 Ты знаешь, что твои родители хотят, чтобы ты был счастливым. Этого желает и твой небесный Отец, Иегова Бог. Его Слово, Библия, дает советы, которые могут избавить тебя от многих трудностей. Она не предписывает тебе о всяких мелочах, которые ты должен делать, но во многих случаях указывает только на принципы. При этом речь идет об истинах, которые с помощью твоего здравого человеческого разума помогают тебе принимать правильные решения. Например, принцип, упомянутый в предыдущей статье и который, вероятно, ты уже знаешь из многих обсуждений, гласит: «Худые сообщества развращают добрые нравы» (1 Кор. 15:33).
5 Что означает это? Это означает, что мы подвергаемся влиянию людей, окружающих нас. Если ты долгое время вращаешься среди людей, которые употребляют непристойную речь или которые рассказывают грязные истории, то ты, вероятно, последуешь их примеру. Если ты общаешься с людьми, взгляды на секс и брак которых противоречат тому, что требует Бог согласно твоему познанию, то дойдет до того, что это больше не будет шокировать тебя. Ты можешь находиться в обществе таких людей, не замечая этого. Если ты читаешь книги, смотришь фильмы или телевизионные программы, то ты принимаешь идеи автора в свой собственный ум. Идет речь о плохих мыслях, то ты можешь загрязнить свой ум. Библия не рекомендует нам наслаждаться такими вещами, но предостерегает нас от них (Еф. 5:3,4; сравни 1 Коринфянам 6:18). Кроме того, мы читаем: «Или не знаете, что неправедные Царства Божия не наследуют? Не обманывайтесь; ни блудники, ни идолослужители, ни прелюбодеи, ни малаии, ни мужеложники, ни воры, ни злоречивые, ни хищники — Царства Божия не наследуют» (1 Кор. 6:9, 10)
6 Мы подвергаемся влиянию окружающих нас людей. 1 Коринфянам 15:33 в другом переводе (The Living Bible) гласит следующим образом: «Если вы слушаете их, то вы начнете поступать, как они.» Подростки были совращены к курению, злоупотреблению наркотиками и воровству, а также ко всевозможным безнравственным поступкам, потому что лица, о которыми они общались, поступали так или они высмеивали и, потому что они не поступали так. Веришь ли ты, что лица, высмеивающие тебя, потому что ты поступаешь правильно, являются ценными друзьями? Ты не должен забывать, что твой ум очень походит на электронно-вычислительную машину. Доставляешь ты ей ложные информации, то она будет принимать ложные решения. Поэтому было бы мудро общаться с богобоязненными лицами, которые приходят в Зал Царства и применяют то, чему учатся (Пр. 18:24).
7 Но что следует тебе делать, если кто-нибудь, кто должен подавать хороший пример, не поступает так? В библейские времена это случалось не раз. У молодого Самуила было необыкновенное преимущество служить на месте поклонения Иегове, но сыновья первосвященника Илии давали плохой пример. Это были мошенники, преступавшие закон Иеговы и имевшие безнравственные сношения с женщинами, которые служили там, где поклонялись Иегове. Но молодой Самуил знал, что было правильным. Он не подражал их дурному примеру. В Библии говорится: «Отрок же Самуил более и более приходил в возраст и в благоволение у Господа [Иеговы, НМ] и у людей» (1 Цств. 2:12—17, 22—26). Бог очень благословил Самуила, Он вырос и стал пророком. Кроме того, он был употреблен, чтобы написал библейские книги Судей и Руфь, а также часть первой книги Самуила, которая носит его имя (в Синодальном издаил книга Царств). Он является примером для слов из Притчи 20:11: «Можно узнать даже отрока по занятиям его, чисто ли и прямо ли будет поведение его.» Если ты видишь, что кто-нибудь поступает неправильно, то ты должен вести себя как молодой Самуил, а не как сыновья Илия, Они хотя и знали путь Иеговы, но не следовали ему.

Твоя христианская совесть

8 Ты, как верный молодой христианин, знаешь, что существуют поступки, которых тебе не позволяет твоя обученная Библией совесть. Например, тебе известно, что многие праздники языческого происхождения. Они произошли из обычаев ложной религии. Поэтому твоя совесть не разрешает тебе соблюдать их. Ты также знаешь, что в школах часто проводятся националистические празднества или церемонии, которыми собственная нация превозносится над другими и которые поэтому не соответствуют твоему основанному на Библии взгляду, что «Бог создал весь род человеческий от одного человека» (Деян. 17:26). Кроме того, тебе известно, что школы часто содействуют в чрезмерной мере спортивным состязаниям и заставляют учеников тратить большую часть времени на это, а именно не только для развлечения, но с такой жаждой победы, что иногда это может превращаться в насилие.
9 Создаются для тебя проблемы, потому что ты придерживаешься высоких норм? Один молодой свидетель сказал: «У нас немного проблем из-за нашей христианской совести, если учитель заранее знает нашу позицию — прежде чем дело станет актуальным.» Молодые люди, спокойно и с полным уважением объясняющие учителю точку зрения, основанную на их христианской совести, прежде чем учитель занимает позицию перед классом и возбуждаются эмоции, находят, что в этом отношении у них меньше проблем.
10 Один юноша, любящий музыку и желавший играть в школьном оркестре, сообщает: «Перед началом школных занятий я объяснил учительнице, что мне холелось бы играть в оркестре, но существуют некоторые музыкальные произведения, которые я не могу играть, и я рассказал ей почему.» Когда для таких музыкальных произведений настает очередь, учительница знает, что ученик будет сидеть спокойно, не играя. О некоторых учителях известно, что они даже переделывали всю программу, чтобы она соответсвовала христианской совести таких учеников. Как рассказывают молодые люди, если в школе у вас есть хорошая репутация и учитель знает, что вы на самом деле живете в соответствии с вашей религией и что вы стараетесь на уроках, то это, безусловно, помогает.

Стоющие цели

11 Какие у тебя планы на будущее? Сознаешь ли ты, что у очень многих людей их нет? У них нет целей, и поэтому у них и мало успеха. Они живут одним днем и мало чего достигают. Между прочим ты мог бы задаться целью получать лучшие отметки. Другая цель может состоять в том, чтобы изучить определенную специальность для того, чтобы иметь возможность заботиться о своем пропитании.
12 Но как показывает Библия, мы должны ставить перед собой вели и в области веры, нечто, чего мы хотим достигать в служении Богу. Слово Бога говорит, что Иегова любит «идущих путем правды» и что они «найдут жизнь, правду и славу» (Пр. 15:9; 21:21). Иисус заявил: «От дней же Иоанна Крестителя ... Царство небесное является целью, к которой стремятся люди» (Матф. 11:12, НМ). Павел сказал: «Но стремлюсь, не достигну ли и я, как достиг меня Христос Иисус ... (я) стремлюсь к цели» (Фил. 3:12—14). Следовательно, хорошо ставить перед собой стоющие дели.
13 Стремишься ли ты, как молодой человек, к познанию? Многие молодые люди не стремятся к этому. Во познание о Иегове очень важно. Иисус сказал в молитве Своему небесному Отцу: «Сия же есть жизнь вечная, да знают тебя, единого истинного Бога, и посланного Тобою Иисуса Христа» (Иоан. 17:3). Какая причина может быть более важной, чем эта?
14 Находишь ли ты Слово Бога и опубликования Общества Сторожевой Башни, в которой оно объясняется, интересными или ты думаешь, что их трудно понимать? Если ты находишь, что их трудно понимать, то книга «Моя книга с библейскими историями» поможет тебе не только познакомиться со всем библейским повествованием в правильном очередном порядке, но и связать подробности друг с другом и легче понять их. При помощи книги «Извлекай наилучшее из твоей молодости» ты познакомишься с библейскими принципами, которые прибавят радости к твоей жизни. Чем больше ты будешь изучать, тем легче тебе будет даваться учение, и у тебя будет желание заниматься более трудным материалом, каковыми являются статьи для изучения в Сторожевой Башне, мысли, которые рассматриваются в Теократической проповеднической школе, и ежедневное чтение Библии. Этого ты не можешь осилить в один день, но ты можешь развивать духовную зрелость, если ты ставишь себе цели и постепенно увеличиваешь познания и улучшаешь свои способности (Пр. 1:5; 2:10—12).
15 Стремишься ли ты к преимуществам в христианском служении? Поставил ли ты себе целью каждый месяц или каждую неделю проводить определенное время в проповеднической деятельности от двери к двери? Ободряешь ли ты других молодых людей присоединяться к тебе? Поставил ли ты себе целью улучшить свою способность поучать при повторных посещениях и домашних изучениях Библии? Некоторые молодые люди задались целью каждый год в течение школьных каникулов служить пионерами (полновременным добровольным проповедником).
16 Есть ли у тебя цели, поставленные на продолжительное время? Чего хочешь ты достичь до этого времени в следующем году или в течение пяти лет в случае, если до того времени не придет конец старой системы? Состоит ли одна из твоих целей, поставленных на продолжительное время, быть общим пионером или наслаждаться другими привилегиями, как например быть членом семьи Вефиля, которая заботится о библейской литературе в той части земли, где ты живешь? Тем, что ты ставишь себе цели и стремишься к ним, ты можешь придать своей жизни больше смысла.
17 Подумай о любящих старейшинах в твоем собрании и о твоих областных и районных надзирателях. И они были однажды молодыми, как и ты. Но они уже годами стараются улучшать свое познание и свои способности и служить Богу и их братьям. Ободряют ли тебя их примеры хорошо использовать твою юность? Если да, то ты можешь сказать, как псалмопевец: «Боже! Ты наставлял меня от юности моей, и доныне я возвещаю чудеса Твои» (Пс. 70:17).

Рассмотри Тимофея

18 Тимофей в этом отношении был выдающимся примером. Павел писал ему: «Ты из детства знаешь священные писания, которые могут умудрить тебя во спасение верою во Христа Иисуса» (2 Тим. 3:15). Тимофей познал истину ребенком и знал, что она очень ценная. Его вера росла и его знания увеличивались. Этот факт не остался незамеченным, потому что Писание говорит, что братья «дали хорошее свидетельство о нем». Ему было дано исключительное преимущество быть сотрудником и разьездным спутником апостола Павла, когда этот апостол основал собрания в неиудейском мире (Деян. 16:2—5).
19 Ты можешь уподобиться Тимофею. Придерживайся твердо истины. Пользуйся большим запасом времени, которое у тебя есть сегодня, потому что ты еще свободен от отнимающих время семейных обязанностей и больших заданий в собрании. Учись, умножай свое познание и улучшай свои способности. Многие молодые люди знают, что Павел писал Тимофею: «Никто да не пренебрегает юностью твоею.» Но важно знать, как следовало Тимофею поступать, чтобы это было так. Павел сказал: «Будь образцом для верных в слове, в житии, в любви, в духе, в вере, в чистоте» (1 Тим. 4:12). Кроме того, Павел писал ему «Юношеских похотей убегай, а держись правды, веры, любви, мира со всеми призывающими Господа от чистого сердца» (2 Тим. 2:22). Если ты стремишься ко всему этому, то ты установишь, что это является действительно чудесным временем быть в живых!
20 Старый мир приближается к катастрофическому концу, а ты, если подражаешь примерам Самуила, Тимофея и других верных служителей Бога, можешь ожидать кое-чего лучшего. Ищи благосклонности Бога. Стремись пережить конец старой системы вещей и жить в следующих за этим справедливых условиях, следуя совету Павла: «О сем заботься [размышляй об этом, НМ], в сем пребывай, дабы успех твой был очевиден для всех» (1 Тим. 4:15).

 [Сноски]
 В книгах Истина, ведущая к вечной жизни (стр. 145—150) и Извлекай наилучшее из твоей молодости (глава 16) эти темы обсуждаются подробно
 Молодежь, какие мысли относительно поисков истинного счастья вспоминаете вы?
 · Почему теперь хорошо быть молодым?
 · Почему нам следует избегать плохого общества?
 · Как можно избегать проблем в школе?
 · Почему надо цели считать важными?
 · Какие стоющие цели можно ставить себе сегодня?
 · К каким долгосрочным целям можете вы стремиться?
 · Какую большую цель можете вы преследовать, и как?

 [Вопросы для изучения]
  1 Почему многие молодые люди думают, что сегодня не хорошее время быть молодым?
  2 а) Почему сегодня действительно чудесное время жить? б) Какое влияние должен оказывать этот факт на тебя?
  3 Почему никто не слишком молод для того, чтобы заботиться о служении Богу?
  4 Как может Библия помогать тебе вести более счастливую жизнь?
  5 а) Как могут «худые сообщества развращать добрые нравы»? б) Что показывают приведенные библейские места в этом абзаце относительно I. плохой речи, 2. непристойных тем для разговора и 3. безнравственности?
  6 а) Какие трудности создались для лиц, которые оставили вез внимания библейский совет относительно общения? б) Чего нам нельзя забывать в связи с нашим умом, и где мы можем находить хорошее общество?
  7 Всякий ли, посещающий христианские сходки, живет автоматически по божественным принципам? б) Какой пример из времен Самуила показывает, что это не является нечто новым? в) Как поступал Самуил, и что было последствием?
  8 От каких поступков может удержать совесть молодого христианина, обученная по Библии?
  9, 10 Как поступали в таких случаях некоторые молодые люди?
 11 а) Каким образом цели могут быть ценными для молодых людей? б) Приведи некоторые стоящие цели.
 12 Какие другие цели являются еще более важными?
 13 Какое значение имеет точное познание?
 14 Как постепенные успехи могут помогать тебе познакомиться с Иеговой и понимать Его Слово?
 15 Какие другие цели мог бы ты ставить перед собой?
 16 Какие цели, поставленные на продолжительное время, мог бы ты преследовать?
 17 а) Где ты можешь найти примеры людей, которые в юности старались улучшать свое познание и свои способности? б) Знаешь ли ты примеры, к которым подходит это описание?
 18 Каким образом Тимофей в этом отношении был превосходным примером?
 19 Как следовало Тимофею заботиться о том, чтобы люди не пренебрегали его молодостью?
 20 Какую позицию занимаешь ты, когда видишь, что старый мир подходит к своему концу?