Суббота, декабря 10, 2022
Руководящий совет cвидетелей Иеговы запрещает свободу слова на религиозную тему
или о cвидетелях Иеговы, которая вне надзора «верного и благоразумного раба».

Каждый нуждается в надежде

 «НАДЕЖДА вечно прорастает в груди человека.» Это сказал английский поэт Александр Попе в своем «Эссе о человеке». Две тысячи лет до этого греческий поэт Теокрит писал: «Имеется надежда, пока человек в живых.» И еще до этого мудрый еврей Соломон писал: «Кто находится между живыми, тому есть еще надежда» (Еккл. 9:4).
 Да, все люди во все времена нуждались в надежде. Сегодня существуют миллионы людей, утверждающих, что коммунизм является единственной надеждой на лучший мир. Они верят, что революции приведут к лучшим временам для масс. Они приводят слова французского коммунистического мученика Габриела Пери, что благодаря коммунизму будущие поколения будут иметь «счастливые перспективы». Правильно, многие люди потеряли иллюзии, видя разочаровывающие результаты, достигнутые правительствами, которые руководятся марксистскими принципами. Но коммунизм все же еще является «надеждой» миллионов людей, ищущих мир социальной справедливости.
 Полмиллиарду мусульман коран предоставляет надежду на вечное счастье в рае, который называется «садом», в котором блаженные в своих воскресших телах будут однажды наслаждаться роскошью. Многие мусульмане надеятся даже на миллений или тысячелетнее царство мира до страшного суда. Те, которых отвергает аллах, будут брошенны в ад, чтобы вечно мучиться.
 Надеждой сотен миллонов индусов и буддистов является достижение нирваны. Для индусов это значит буквальное «задувание» или тушение пламени жизни сливанием с брахманом, т.е. с безличной универсальной душой. Для буддистов нирвана является «состоянием совершенного блаженства, достигающегося тушением личного существования и сливанием души с высшим духом.»
 Для сотен миллионов людей, утверждающих быть христианами, надежда, как говорится, является одной из трех «теологических добродетелей» вместе с верой и любовью. Cyclpaedia M’Clintock and Strong говорит об этих трех добродетелях: «Вера является корнем, любовь - плодоносным стволом, а надежда - возвышающейся до неба верхушкой христианского дерева жизни.»
 The Catholic Encyclopedia того же мнения, как этот протестантский труд, а именно, что надеждой для членов христианских церквей является вознесение на небо. Под словом «надежда» в ней говорится: «Надежда определяется как Божья добродетель, на основании которой мы уверенно ожидаем достигнуть с Божьей помощью вечного блаженства... Все это понятно лишь на основании, которое мы считаем доказанным, а именно, что существует кое-что вроде сверхъестественного порядка и что единственная осуществимая конечная судьба человека в теперешнем промысле Бога заключается в этом Порядке.... Главным предметом надежды является единство с Богом на небе» (Курсив от нас).
 Единственной надеждой для католиков и большинства протестантов, следовательно, является «вечное блаженство... на небе.» Если это не сбудется, то для них больше нет никакой надежды. А Catholic Dictionary говорит: «Проклятые в аде не могут надеяться, так как они не могут ожидать спасения.» Надпись, которую Данте представил себе у входа в ад, гласит так: «Оставьте надежду навсегда, сюда входящие.»
 Но не имеют ли все, верующие в Бога и в Христа, никакого другого выбора, кроме как между «вечным блаженством» на небе или безнадежным состоянием вечного наказания в «аде»? Ввиду того, что христианство глубоко укоренено в Библии, мы можем спросить, как определяют Священные Писания христианскую надежду и что говорят они о наказании?
 Так как миллионы людей, очарованные коммунизмом, очевидно, не привлекаются «небесным блаженством», которое церкви т. наз. христианства называют единственной надеждой, то возможно ли, что Библия предлагает таким людям - не только дли короткой жизни, а для вечности - ту надежду, о которой они думают, что нашли ее в коммунизме, а именно надежду на мир «социального и экономического равенства для всех» в «бесклассовом обществе»?
 Возможно ли даже, что Библия предоставляет миллионам мусульман надежду, подобную обещанному кораном райскому «саду», но без опасности попасть в «ад»?
 И что можно сказать о сотнях миллионов исповедующих определенные восточные религии, которым учили, что всякое материальное существование значит страдание, и для которых, следовательно, жизнь на земле является чем-то плохим? Желали ли бы эти люди прекратить свое личное существование в нирване, если бы они могли убедиться, что жизнь на земле нс была предназначена как время страданий, как они это испытывали? Нс могла ли бы Библия помочь им изменить свое мнение о жизни и дать им надежду, которая была бы больше в согласии с естественными желаниями разумных людей?
 Рассмотрим, с этими вопросами в уме, Библию и историю религии, чтобы установить, состоит ли единственная надежда для человечества действительно в «воснесении на небо». Так как Библия показывает, что людям была дана надежда уже до основания христианства, то обратимся сначала к прошлому и посмотрим, какую надежду имели в то время иудеи.

Происхождение надежды на миллений

 СЕГОДНЯ не существует большая разница между надеждами и страхами католиков, протестантов и иудеев. Почти все верят в бессмертие человеческой души и в связи с этим в небесное блаженство в эфирном мире и в вечное мучение в каком-нибудь виде «ада».
 Так как христианские религии утверждают, что они имеют родство с монотеизмом иудеев и считают иудейские писания инспирированными, будет интересно установить, соответствует ли теперешняя надежда иудеев и «христиан» надежде, изложенной в Еврейских Писаниях, и ранним верованиям иудеев.

Надежда на Мессию

 Чего ожидали иудеи на основании таких текстов, как Бытие 3:15; 22:15-18; 49:10 и Второзаконие 18:18 - лишь 4 текстов из 456 в еврейской части Библии, которые по мнению древной иудейской синагоги касаются Мессии? В чем состояла их надежда?
 Авторитетный иудейский справочник дает следующие сведения: «Представление о личном Мессии тянется через Ветхий Завет. Это является естественным последствием пророческой надежды на будущее. Исаия был первым пророком, который рисовал подробную картину будущего идеального Царя (ix. 1-6 [2-7 в неиудейских Библиях], xi. 1-10, xxxii. 1-5).... Идеальный Царь, Которому смотрит навстречу Исаия, будет отраслью [потомком] от корня Иессеева, на Нем будет дух Бога как дух мудрости, доблести и религии, Он будет править во страхе Бога, препоясав свои чресла праведностью и верностью (xi. 1-За, 5). Он не будет воевать или покорять нации; боевое оснащение будет уничтожено (ix. 4 [5]); Его единственной заботой будет создание справедливости среди Его народа (ix. 66 [76]; 36, 4). Плодом Его справедливого правительства будет мир и порядок во всей стране. Ягненок не будет, бояться волка, леопард не будет вредить козленку (xi. 8 [6]; это значит, как объясняют следующие стихи, что больше не будут совершать тиранию и насилие на святой горе Бога, ибо страна будет наполнена ведением Господа, как воды наполняют море (сравни xxxii. 1, 2, 16). Народ больше не будет стремиться к политическому величию, но будет вести пастушескую жизнь (xxxii. 18, 20). Под такими идеальными условиями страна не может не процветать, и не надо будет бояться нападения посторонних наций (ix. 6а [7а], xxxii. 15). Новоросшая отрасль Иессеева будет сигнальным огнем для других народов и они будут обращаться к Нему за руководством и судебными решениями (xi. 10). Он подходяще будет назван „Чудным Советником", „Богоподобным героем", „Постоянным Отцом", „Князем Мира" (ix. 5 [6]).
 Эта картина о будущем находится в полном согласии с точкой зрения Исаии, что суд приведет к духовному обновлению и к состоянию морального и религиозного совершенства» (The Jewish Encyclopedia, том 8, страница 506). Столько о мессианской надежде, предоставленной иудеями в Священных Писаниях. Она определенно не была «небесной»! Но что можно сказать о внебиблейских писаниях иудеев? Тот же труд в дальнейшем заявляет: «Представление о земном Мессии является преобладающим в раввинской апокалипсической литературе, и с конца первого столетия нашей эры оно стало официально принятым иудаизмом» (страница 510).

Земная надежда

 Первоначальная надежда иудеев, следовательно, была земной. В Писаниях не имеется доказательства, что их верные предки Авраам, Исаак и Иаков надеялись взойти на небо. Закон, переданный Моисеем, не предоставлял такой надежды. То же самое относится и к поэтическим книгам Еврейских Писаний и к пророкам.
 В авторитетном труде Dictionnaire de Theologie Catholique об этом говорится: «Обратите внимание на то, что в Ветхом Завете религиозное лицо на основании обещаний Бога надеялось на земное процветание для себя, своей семьи и своей страны. Кроме того, он имел надежду на духовные и моральные дары и на Мессию и его Царство» (Курсив от нас).
 Протестантский труд Dictionnaire Encyclopedique de la Bible поддерживается это. Мы читаем: «Надежды, содержащиеся в Ветхом Завете, постепенно развивались. Они начинались с земных благословений, политического восстановления и обратного поселения жителей.... Эта надежда развивалась, стала всеобщей. Иегова является Владелцем мира.... Придет „Служитель Вечного"; Своим страданием и унижением Он спасет свой народ. Исаия 42:1-4 показывает, что мир надеется на его учения. Затем придет слава Служителя Вечного, мессианская эра и новое человечество» (Курсив от нас).
 The Jewish Encyclopedia дает хороший обзор земной надежды иудеев следующими словами: «Пророки развивали надежду на идеальное мессианское будущее посредством правительства Сына из дома Давида - золотой век райского блаженства... Это должно прийти в виде мира совершенного мира и совершенной гармонии между всеми живыми созданиями - ангелоподобного состояния человека до его совершения греха (Ис. xi. 1-10; Ixv. 17-25: „новое небо и новая земля").... „обращение всех создания в одно единственное множество людей, чтобы творить волю Бога - это есть главный предмет мессианской надежды Израиля; лишь устранение „царства насилия" должно предшествовать основанию Царства Бога.... Персидско-вавилонской мировой год, состоящий из двенадцати миллениев, однако, был преобразован в иудейской эсхатологии [учении о конечной судьбе человечества и мира] в мировую неделю, состоящую из семи миллениев и соответствующую неделе сотворения, причем текст „Ибо пред очами Твоими тысяча лет, как день вчерашний" (Пс. хс. 5 [Ixxxix. 5]) наводил на представление, что за теперешним миром страданий (' 'olam ha-zeh') должен последовать субботний миллений, „будущий мир" („olam ha-ba")» (том 5, страницы 209-211) (Курсив от нас).

Воскресение, а не врожденное бессмертие

 В течение несколько столетий иудеи не разделяли языческой веры в бессмертие человеческой души. Иудеи были образованными людьми, и каждый грамотный иудей мог читать десятки текстов в Еврейских Писаниях, которые ясно выражали, что «душа» (по-еврейски: ne'phesh) может умереть. Вот некоторые из них: Бытие 19:19, 20; Числа 23:10; Иисус Навин 2:13, 14; Псалом 21:30 (глава 22 в иудейских Библиях); Иезекииль 18:4, 20.
 Первоначальная иудейская надежда на жизнь на земле в восстановленном Мессией рае, следовательно, опиралась на воскресение, а не на врожденное бессмертие. Труд The Jewish Encyclopedia подтверждает это, заявляя: «Воскресение было частью мессианской надежды (Ис. xxvi. 19; Дан. xii. 2).... В начале считали, что воскресение является чудесным благодеянием лишь для справедливых..., но позже считали, что оно будет иметь общее применение и будет связано с днем суда... Будет ли образование тела при воскресении таким же, как при рождении, является предметом споров между хиллелитами и шаммаитами» (том 5, страница 216).
 Тот же авторитетный иудейский справочник заявляет о «геенне» («аде» христианства): «В Писанин нс имеется основания для веры в воздаяние душе после смерти; это происходило от вавилонян и персов и получило еврейскую окраску от слива „геинном", долины Енном, которая стала отвратительной из-за огненной жертвы, привесившейся Манассией Молоху (II. Царств xxiii. 10)» (там, же, страница 217).
 Почему же преподают сегодня иудейские теологи обыкновенно учение о врожденном бессмертии и вечном наказании? Труд Supplement au Dictionnaire de la Bible дает нам следующую информацию: «[Среди иудеев] в начале представляли себе, что спасение будет на земле...; какой бы блестящей не была бы мессианская надежда, и каким бы длительным не было бы будущее царство - некоторые, по-видимому, верили даже, что оно было бы вечным -, основы этой религиозной эры были национального и земного рода. Затем утверждалась новая перспектива: „обнаружение" счастливого существования после смерти» (Курсив от нас).
 Как «обнаружили» иудеи, что человек имеет «душу», которая переживает смерть тела? Опять авторитетные справочники дают нам достоверную информацию. The Jewish Encyclopedia признает: «Лишь соприкосновением иудеев с персидскими и греческими мыслями представление о бесплотной душе с собственной личностью вкоренилось в юдаизме.» Это подтвеждается трудом Dictionnaire Encyclopedique de Ia Bible, которой заявляет: «Представление о бессмертии является продуктом греческого образа мышления, в то время как надежда на воскресение принадлежит к иудейскому мышлению.... После завоеваний Александра иудаизм мало-помалу перенимал греческие представления.»
 Тем, которые сомневаются в том, что иудеи в начале не верили в бессмертие души, достаточно сказать, что даже еще в первом столетии нашей эры вопрос не был еще решен, что доказывается фактом, что фарисеи верили в бессмертие, а саддукеи не верили в него. (Смотри Иосиф, Antiquities (Иудейские древности), книга 18, глава 1, абзацы 3, 4; War's (Иудейская война), книга 2, глава 8, абзац 14; сравни Деяния 23:8.)

Первоначальная мессианская надежда преобразована

 Как иудеи постепенно оставили свою надежду на будущую жизнь посредством воскресения и приняли языческую идею врожденного бессмертия самостоятельной «души», так преобразовалась и первоначальная мессианская надежда. В первом столетии нашей эры иудейская мессианская надежда стала националистическо-политической надеждой.
 The Jewish Encyclopedia подтверждает это: «Иудеи искали прибежища в надежде на личного Мессию лишь после падения маккавейской династии [второе столетие до н.э.], когда деспотическое правление Ирода Великого и его семьи и возрастающая тирания Римской империи сделали положение иудеев все больше невыносимым. Они жаждали обещенного Освободителя из дома Давида, который освободил бы их от ига ненавидимого иностранного узурпатора.»
 В своем труде Life and Times of Jesus the Messiah Альфред Едерсхайм писал: «Все, на что надеялся Израиль, было восстановление нации и ее славы. Все остальное было лишь средством к достижению цели; Сам Мессия был лишь главным орудием для ее достижения.... Раввинский идеал Мессии не был „светом для освещения язычников и славой своего народа Израиль", удовлетворением потребностей человечества.»
 Едерсхайм также указывает на то, что в первом столетии нашей эры иудейские религиозные вожди больше не надеялись на Мессию-Спасителя. Он заявляет: «Поскольку возможно заключить из их писаний, древние раввины не защищали великого учения о первоначальном грехе и о грешности всей нашей натуры.... Так как они не чувствовали надобности освобождения от греха, то мы можем понять, почему в раввинском предании не было места для служения Мессии в качестве священника, и что даже Его заявление быть пророком Своего народа почти полностью затмевается Его появлением в качестве Царя и Освободителя. Это, на самом деле, было вездесущим желанием, которое усиливалось по мере того, как национальные страдания Израиля казались почти необъяснимыми.»
 И так первоначальная надежда идеев постепенно терялась из виду. Надежда на мессианского Царя, который царствовал бы не только над иудеями, но был бы и «сигнальным огнем для других народов», уступила свое место фанатической надежде на национального вождя, который повел бы их к победе над их политическими и религиозными врагами. Земная надежда на «субботний миллений», во время которого Мессия создал бы «золотой век райского блаженства», «мир совершенного мира и совершенной гармонии между всеми живыми созданиями», была заменена неясной небесной надеждой, основыающейся на представлении о врожденном бессмертии, заимствованном от вавилонян, персов и греков. Время проходило. Не пришел такой политический Мессия, который освободил бы иудеев или собрал бы и заново заселил бы их после разрушения Иерусалима в 70 г. н.э. И так и эта преобразованная мессианская надежда исчезла из сердца иудеев. Едерсхайм пишет: Почему так необъяснимо задержалось освобождение Израиля и пришествие Мессии? Здесь синагога стоит перед неразрешимой тайной. Попытки объяснения являются, по общему признаию, догадками или, скорее, попытками уклоняться от вопроса. Не остается другого подхода к делу, как авторитетно предписать молчание на все такие вопросы - молчание, как говорится, безусловного, печального повиновения необъяснимому,... молчание все повторяющегося разочарования и отчаяния. Итак, великая надежда синагоги, так сказать, подобна надписи на разбитом нагробном камне, повторявшаяся тысячами, которые в течение несколько столетий обмывали руины святилища своими тщетными слезами.»
 К счастью, первоначальная надежда на земной рай, восстановленный под правлением Мессии, все еще доступна для искренних иудеев, и некоторые уже воспользовались ею и высушили свои слезы. Но для многих других из наших читателей все еще остается вопрос: «Как влияло пришествие Иисуса Христа, Мессии, на надежду на «субботний миллений» «мира и гармонии между всеми живыми созданиями» на земле? И если Христос подтвердил эту надежду, то почему же фактически все протестантские и католические «христиане» не разделяют этой надежды на миллений?

Католики лишены надежды на миллений

 НЕБО или ад! Какая альтернатива! Однако эти две перспективы ставятся перед миллионами католиков, протестантов, иудеев и мусульман. Для католиков на пути на небо находится, возможно, еще и чистилище. Но этот страх и эта надежда являются такими неясными, что многие искренние веруюшие сомневаются в их существованни.
 Поэтому не удивительно, что французский религиозный писатель Жак Дюкесн мог сообщить о следующих разговорах с двумя активными католиками: (С мужчиной:) «Верите ли вы в ад?» - «О, нет. Вовсе нет!...» - А в небо?» - «Я не думаю, что оно, существует, как и нет ада.» (С женщиной:) «Что случится, по вашему мнению, с нами, когда умрем?» - «Когда мы умрем? Ну, несколько лет тому назад я уже перестала верить, что что-нибудь будет после того.» - «Что вы желаете сказать этим?» - «Никто не переживает. Каждый ведь может видеть, что тело мертво. То же самое относится и к душе. Я не знаю. Я действительно не знаю....» - «Но вы все еще твердо верите в Бога?» - «Да, определенно верю.» - «Почему же верите вы?» - «Чтобы иметь надежду.» (Dieu pour I'homme d'aujourd'hui [Бог для людей нашего времени]).
 Очевидно, католическая церковь не дала своим членам надежду, вызывающую твердую веру. Сомнение и даже неверие находятся в числе плохих плодов, которые пожинают теперь традиционные религии т. наз. христианства. Во многих преимущественно католических странах смутная и неясная надежда на «небесное блаженство» оказалась неспособной предотвратить, чтобы миллионы людей потеряли веру и обратились к коммунизму для осуществления их естественного и законного желания иметь приличную жизнь на земле. Вместо того, чтобы питать ненадежную надежду на «вечное блаженство» на небе, многие, по-видимому, предпочитают скорее жить семьдесят лет. счастливо на земле. И даже надежда на это оказывается обманчивой.

«Милленаризм» презирается

 Многие люди сегодня стали «тепловатыми» «христианами», которые больше интересуются настоящим временем, чем осуществлением христианской надежды. Одной причиной этого является, что церкви т. наз. христианства исказили эту надежду. Они с презрением говорят о христианах, которые надеются на миллений или тысячелетное Царство Христа. Например, высоко уважаемый и многотомный французский труд Dictionnaire de Theohgie Catholique определяет «милленаризм» следующим образом: «Ложная вера, исповедуемая теми, которые ожидают земное Царство Мессии, длительность которого иногда считали в тысячу лет.... С пятого столетия больше не говорилось о милленаризме, или лишь очень редко у некоторых причудливых сект.»
 Но в то время, как презрительно говорится о верующих в тысячелетное Царство Мессии, этот авторитетный католический труд признает, что говорилось о милленаризме до пятого столетия. Другими словами, надежда на миллений потерялась из виду в течение пятого столетия. Почему? Подтверждают ли история то, что показывает сама Библия, а именно, что ранние христиане верили в тысячелетное Царство Христа? И если это так, то каким образом миллионы католиков и протестантов были лишены надежды на миллений? Посмотрим, какой ответ дают уважаемые справочники и исторические книги на эти вопросы.

Свидетельство «отцов церкви»

 Католические справочники признают, что многие из ранних «отцов церкви» верили в тысячелетное Царство Христа или в миллений и учили этому. The Catholic Encyclopedia заявляет: «Епископ Папий Хиерапольский, ученик святого Иоанна [апостола], появился позже среди католиков как защитник „милленаризма". Он утверждал, что он получил свое учение от современников апостолов, и Иреней сообщает, что другие „пресвитеры" [старейшины], которые видели и слышали ученика Иоанна, от него научились, что вера в миллений является частью учения Господа....
 Милленарские представления находятся почти всеми комментаторами в апостольском послании святого Варнавы [раннее второе столетие]... Святой Иреней Лионский, уроженец Малой Азии, под влиянием спутников святого Поликарпа, перенял милленарские представления, которые он обсуждает и защищает в своем труде против гностиков... Святой Юстин Римский, мученик, в своем Диалоге с Трифоном (главы 80, 81) противоречит иудеям относительно учения о миллений... Свидетелем продолжающейся веры в милленаризм в провинции Азия является святой Мелито, епископ Сардеса во втором столетии....
 Тертуллиан, поборник монтанизма, излагает учение..., что в конце времени будет воздвигнуто великое обещанное Царство, новый Иерусалим, и будет существовать тысячу лет. Все эти милленаристские авторы ссылаются на разные тексты в пророческих книгах Ветхого Завета, на некоторые тексты в посланиях святого Павла и на Апокалипсис [Откровение] святого Иоанна.» (Курсив от нас).

Кто является действительно «апостольским»?

 Одним из главных аргументов, с которыми католическая церковь поддерживает свое превосходство над протестантскими церквами и также над свидетелями Иеговы, является ее утверждение быть единственной блюстительницей христианской традиции, как она передалась со времен апостолов. А Catholic Dictionary выражает это так: «Римская церковь является апостольской, потому что ее учение состоит из веры, которая была открыта апостолам, которую она хранит и объясняет, не прибавляя или не отнимая чего-нибудь» (Курсив от нас). Но упомянутые в The Catholic Encyclopedia мужчины, которые учили надежде на милленний, самой католической церковью причисляются к ранним «отцам церкви». О двух из них (Папий и Поликарп) говорится, что они видели и слышали апостола Иоанна и что они встречались с учениками, которые знали Самого Христа и других апостолов. Все остальные цитированные «отцы церкви» жили во втором столетии или в начале третьего столетия, и все они верили в тысячелетнее Царство Христа. Очень авторитетный труд Dictionnaire de Theologie Catholique говорит даже, что современники Папия, которые были даже еще «умнее» и «проницательнее», чем он, «разделяли его веру в тысячелетнее Царство и считали это вероучение одним из основных догматов христианской веры.» Тот же католический справочник говорит о Юстине Мученике, что он, хотя он знал, что некоторые из его современников не разделяли его взглядов на миллений, считал себя «блюстителем более ортодоксального [правоверного] учения.» Этот словарь говорит об Иренее: «Для него милленаризм является частью традиционных учений.... Кажется, что святой Иреней думает, что невозможно правильно объяснять Писание без милленаризма» (Том X, столбцы 1761, 1762) (Курсив от нас). Кто находится ближе к истинному апостольскому учению и к традиции: католическая церковь, которая презрительно называет тех, которые еще верят в тысячелетнее Царство Христа, „причудливой сектой", или свидетели Иеговы, которые питают надежду на миллений? Что же случилось, так что эта вера больше не является католическим вероучением?

Отступничество искажает христианскую надежду

 В предыдущей статье мы видели, что иудеи из-за отступничества, происшедшего в последние столетия до нашей эры, заменили свою надежду на воскресение языческой верой в врожденное бессмертие души и превратили свою первоначальную мессианскую надежду в политическую надежду. Подобным же образом предсказанное отступничество среди христиан (Деян. 20:29, 30; 2 Фес. 2:3; 1 Иоан. 2:18, 19) принесло с собой искажение надежды на миллений. Иудейский ученый Хью Дж. Шонфилд заявляет: «Уклонение христиан от надежды на земное Царство Бога начало преобладать во втором столетии.» «Вопреки призывам к стойкости, лояльности и терпению, все больше христиан разочаровывались и оставляли церковь или следовали за учителями, которые предоставляли менее земные толкования сущности христианства.»
 The New International Dictionary of New Testament Theology заявляет следующее об «уклонении» от надежды на восстановление рая на земле посредством небесного мессианского Царства или правительства (Том 2, под словом «рай»): «В дальнейшем течении церковной истории многие внебиблейские мысли и представление о рае.... Спекуляция церкви о рае и представления народной набожности также связанны с тем фактом, что учение о бессмертии души начало занимать место эсхатологии Нового Завета с ее надеждой на воскресение мертвых и на новое творение (Откр. 21 и следующее): т.е. душа судится после смерти и входит в рай, мыслящийся теперь как потусторонний.» (Курсив от нас).
 Поэтому с проникновением греческого учения о бессмертии души отпавшие христиане перемещали рай с земли на небо и оставили первоначальную надежду на миллений. Это подтверждается трудом The Encyclopaedia Britannica (1977): «Влияние греческого мышления на христианскую, теологию подорвало милленарское мировоззрение.» Неоплатонизм заменяет надежду на миллений Надежда на миллений, следовательно, стала жертвой отступничества. Ее враги ни перед чем не останавливались, чтобы бороться против нее. В Dictionnaire de Theologie Catholique перечисляются противники милленаризма. Этот труд сообщает, что католический священник Гайос (конец второго столетия, начало третьего) для того, «чтобы победить милленаризм, недвусмысленно отрицал достоверность Апокалипсиса (Откровения) и Евангелия святого Иоанна.» Тот же авторитетный католический справочник показывает, что «святой» Дионис, епископ Александрии в третьем столетии, написал трактат против милленаризма и «не медлил отрицать достоверность Апокалипсиса святого Иоанна, чтобы мешать тем, которые придерживались этого убеждения, обосновывать этим свою веру.»
 Из того же 15-томного католического словаря мы узнаем, что в третьем столетии отец церкви «Ориген осуждал всех, которые верили в земные благословения милления, потому что они «толкуют Писания, как иудеи.» По какой другой причине сопротивлялся Ориген милленаризму? The Catholic Encyclopedia сообщает нам: «Ввиду неоплатонизма, на котором основывались его учения..., он [Ориген] не мог объединяться с милленариями.» Разделяя веру Платона в врожденное бессмертие души, Ориген был вынужден переместить земные благословения тысячелетнего мессианского Царства в духовную сферу. Августин заявил, что «не будет милления»
 Однако «святой» Августин, без сомнения, был тем, кто нанес смертельный удар надежде на миллений для католиков и даже для протестантов. The Encyclopaesdia Britannica называет его «величайшим мыслителем христианской древности» и человеком, «в котором религия Нового Завета полностью слилась с платонической традицией греческой философии.» Августин энергично выступал против первоначальной надежды на восстановление рая на земле во время тысячелетнего Царства Христа. The Catholic Encyclopedia сообщает: «Святой Августин, в конце концов, пришел к убеждению, что не будет милления.... Великий отец церкви... дает нам аллегорическое объяснение 20-ой главы Апокалипсиса. Первое воскресение, о котором говорится в этой главе, относится к духовному возрождению при крещении; тысячелетняя суббота после шести тысяч лет истории является вечной жизнью в целом... Это объяснение знаменитого отца церкви была перенята позжими западными теологами, и ранний милленаризм больше не поддерживался.»
 Не только католики лишились таким образом первоначальной библейской надежды, но и протестанты. Макропедия Encyclopedia Britannica (1977) заявляет: «Аллегорический милленаризм Августина стал официальным догматом церкви и апокалипсизм [ожидание окончательного истребления зла и торжество доброго] ушел в подполье.... Протестантские реформаторы лютеранской, кальвинистской и англиканской традиции не были апокалиптиками, но твердо придерживались взглядов Августина.»
 Католические и протестантские теологи ошибочно применяют ко всем справедливым небесную надежду, которую Библия предоставляет ограниченному числу христиан, которые будут править вместе с Христом в качестве царей, священников и судей (Откр. 20:4-6; Луки 22:28-30). Эти теологи предлагают своим «верным» неопределенную надежду на «вечное блаженство» на небе. Божье намерение, что Его воля будет «и на земле, как на небе», совершенно отсутствует в их ожиданиях (Матф. 6:10). Но Библия предлагает прекрасную надежду на вечную жизнь не только на небе для маленького числа избранных, но и на земле для многих других. Эта двойная надежда, которая тесно связана с тысячелетним Царством Христа или милле-нием, будет обсуждена более подробно в следующих двух статьях.

Христиане и надежда на миллений

«Да приидет Царствие Твое; да будет воля Твоя на земле, как на небе» (Матф. 6:10).

 НИ РИМСКО-КАТОЛИЧЕСКАЯ церковь, ни большинство из признанных протестантских религиозных общин никогда не рассказывают своим верующим о надежде на миллений. Они презрительно говорят об этой надежде как о „хилиазме", а представляющих ее „хилиастами". Но свидетели Иеговы не стыдятся своей веры в тысячелетнее Царство Христа, потому что неоспоримые исторические факты доказывают, что и первые христиане верили в это.

Первые христиане были названы „хиллиастами"

2 О христианах, верующих в тысячелетнее Царство Христа, в Encyclopedia Americana говорится: «Лица, имеющие такой взгляд, были названы милленариями или хилиастами, а их учение хилиазмом (по-гречески chilioi, 1,000). Общепризнано, что в древней церкви такие взгляды, если не были всеобщими, то по крайней мере весьма обычными...». Французский труд Encyclopaedia Universalis информирует нас: «В западном т. наз. христианстве милленаризм был очень активным среди христиан-иудеев в течение трех веков.... В течение первого века христианства милленаризм очень глубоко укоренился.»
3 Существует доказательство, что христиане лелеяли надежды, связанные с 1,000-летним Царством Христа, уже до того, как апостол Иоанн получил Откровение в конце первого столетия н.э. На основании чтения иудейских пророков они получили предварительный показ замечательной надежды на миллений, которую позднее Христос дал в 20 и 21 главах Откровения. Интересно, что Encyclopedia Britannica (издание 1966 г.) подтверждает это следующим образом: «Представления о милленаризме [хилиазме] среди первых христиан основывались главным образом на эсхатологических ожиданиях иудеев (ожидание окончательной судьбы человечества и мира].» В New Encyclopedia Britannica (1977 г.), состоящей из тридцати томов, на эту тему можно читать следующее: «В Откровении приравнение апокалиптического ожидания иудеев [ожидания окончательного уничтожения зла и триумфа добра] к христианскому было полностью завершено.... В течение первых веков христианской истории [33-133 гг. н.э.] этот вид милленаризма или хилиазма преподавался в общем в церкви и признавался» (Курсивный шрифт от нас).
4 Некоторые могут возразить: «Может быть, но надежда на миллений первых христиан не относилась к земле. Это была небесная надежда.» Но что показывают исторические факты и Библия? Посмотрим.

Земной рай все еще ожидается

5 Существует множество доказательств того, что первые христиане никогда не думали, что все содержащиеся в Писании пророчества и обетования в отношении восстановления рая на земле с приходом Мессии или Христа потеряли свою силу. В Dictionnaire de Theologie Catholique признается: «Происхождение милленаризма восходит к дохристианской эре. Начало веры в земное Царство Мессии следует искать в ожиданиях Израиля.»
6 Историк Кеннет Скотт Латуретт писал в своем труде History of Christianity о первых христианах, которые ожидали второго прихода Христа: «Многие придерживались взгляда, что перед окончательным концом истории и перед полным осуществлением намерения и воли Бога - упование, которое было общим для всех христиан -, Христос вернется, установит Свое Царство на земле и будет царствовать тысячу лет.... Этого представления об одном или нескольких тысячелетных периодах придерживались не только христиане, но его можно было найти и в иудаизме.»
7 То, что первые христиане назывались «хилиастами», является следующим доказательством того, что это название применялось к лицам, надеявшимся на тысячелетнее Царство Христа, Мессии. Иисус открыл, что Он будет царствовать с неба, но Он не упразднил первоначальной мессианской надежды иудеев восстановить рай на земле в течение этого милления. Интересно, что католический труд Supplement au Dictionnaire de la Bible признается, что «в иудейских Писаниях, а также в ранней христианской литературе слово рай не являлось обыкновенно синонимом неба» (Курсивный шрифт от нас).

Христос не упразднил надежды на миллений

8 В Своей знаменитой Нагорной проповеди Иисус сказал: «Не думайте, что Я пришел нарушить закон или Пророков; не нарушить пришел Я, но исполнить (Матф. 5:17). Или как Today's English Version переводит последнюю фразу: «Я не пришел для того, чтобы упразднить их, но для того, чтобы их учения оправдались.» Так как Иисус пришел для того, чтобы учения пророков оправдались, то Его приход был гарантией того, что пророчества о вос-сановлении рая на земле исполнятся. Некоторые из них мы находим в Псалом 36:11, 29; 71:1-8, 16-19; 113:24; Исаия 9:6, 7; 11:1-10; 45:18; Даниил 2:34, 35, 44, 45; 7:13, 14).
9 В Нагорной проповеди Иисус ясно показал, что земля будет играть роль при осуществлении Божьей воли или Его намерения. Он учил Своих последователей молиться: «Отче наш, сущий на небесах! да святится имя Твое; да приидет Царствие Твое; да будет воля Твоя и на земле, как на небе» (Матф. 6:9, 10). Осуществление воли Бога на земле Он привел в связи с приходом Царства Бога, которое не является ни чем иным, как мессианским Царством. Следовательно, молитва Господня, которой католики и протестанты молились буквально миллионы раз, является, между прочим, молитвой об исполнении мессианских обетований, которые связанны с надеждой на миллений.

Надежда на миллений полностью открыта

10 Четверть века после разрушения Иерусалима римлянами в 70 году н.э., которым был положен конец надежде иудеев на национальное освобождение политическим мессией, Иисус, истинный Мессия, полностью открыл надежду на миллений. Апостол Иоан писал в своем повествовании об откровении, которое он получил от Бога через Иисуса Христа:
 «И увидел я Ангела, сходящего с неба который имел ключ от бездны, и большую цепь в руке своей. Он взял дракона змия древнего, который есть диавол и сатана, и сковал его на тысячу лет....
 И видел я престолы и сидящих на них, которым дано было судить.... Блажен и свят имеющий участие в воскресении первом; над ними смерть вторая не имеет власти, но они будит священниками Бога и Христа и будут царствовать с Ним тысячу лет.
 И увидел и новое небо и новую землю,... И услышал я громкий голос с неба, говорящий; се, скиния Бога с человеками, и Он будет обитать с ними;.. И отрет Бог всякую слезу с очен их, н смерти не будет уже; ни плат, ни вопля, ни болезни уже не будет; ибо прежнее прошло» (Откр. 20:1-6; 21:1-4).

«Святая тайна» объяснена

11 Не видно ли сходство между этим описанием тысячетелнего Царства Христа и первоначальной мессианской надеждой иудеев, а именно «надеждой на идеальное мессианское будущее... золотую эру райского блаженства... совершенный мир и полную гармонию среди всех созданий мира... новое небо и новую землю», чтобы снова цитировать из труда The Jewish Encycljpedia?
12 Однако нельзя отрицать, что иудеи не понимали некоторых важных подробностей в связи с мессианским Царством и что даже 12 апостолов и другие ранние ученики Христа имели затруднения в понимании. Вскоре после того, как Иисус произнес Нагорную проповедь, которой Он поучал Своих учеников молиться о том, чтобы пришло Царство Бога и творилась воля Бога на земле, как и на небе, Он сказал Своим ученикам: «Вам дано знать тайны [святую тайну, НМ] Царствия Божия, а тем внешним все бывает в притчах» (Марка 4:11).
13 В течение Своего земного служения Иисус учил Своих учеников многому, связанному с мессианским Царством. Даже после Своей смерти до Своего вознесения к Своему небесному Отцу Он постоянно рассказывал им «о Царствии Божием». И тем не менее последний вопрос, который они поставили Ему, гласил: «Не в сие ли время, Господи, восстановляешь Ты царство Израилю?» Этим они дали понять, что они все еще ожидали, что Мессия восстановит земное царство Израиля (Деян. 1:3, 6). Они были правы, когда думали, что дело идет о Царстве, о правительстве, но они ошибались, думая, что Мессия будет править с земли, что Его правительство является чисто иудейским.
14 Только после излияния святого духа, в Пятидесятницу ученики Христа оставили представление о национальном мессианском царстве и поняли новые и важные признаки „святой тайны Царствия Божия". Одной точкой зрения этой «святой тайны» было то, что Мессия должен быть небесным Царем и что Его правительство будет установлено на небе (Иоан. 18:36; Деян. 2:32-36; 1 Тим. 3:16). Дальнейшие признаки «святой тайны» -- новые и революционизирующие истины для верных иудеев, чьи мысли были сформированы Писанием, не греческой философией - состояли в том, что будет избрано ограниченное число людей, чтобы как «святые» править с Мессией в Его Царстве на небе, и что оно будет избрано не только из иудеев, но и из язычников или неиудеев (Дан. 7:13, 14, 27; Луки 12:32; 22:28-30; Иоан. 14:13; Еф. 3:3-6; Кол. 1:26, 27).

Революционизирующая новая надежда

15 Все это было совершенно новым. Как было уже показано в статье «Происхождение надежды на миллений», первоначальная надежда иудеев была земной надеждой, и только позднее под влиянием ложных религиозных преданий и философий некоторые из них начали верить в бессмертие души. Верный иудейский остаток, который придерживался вдохновленных Еврейских Писаний и принял Иисуса как истинного Мессию, определенно не верил в бессмертие души. Для этих иудеев представление о Мессии, правящем землей с неба, и мысль о том, что они сами будут Его соправителями на небе, было тем более революционизирующим.
16 В послании к первым христианам, получившим это особое призвание, а именно быть священниками и царями с небесным Мессией, апостол Петр писал: «Благословен Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа, по великой Своей милости возродивший нас воскресением Иисуса Христа из мертвых к упованию живому, к наследству нетленному, чистому, неувядаемому, хранящемуся на небесах для вас... Но вы - род избранный, царственное священство» (1 Петра 1:3, 4; 2:9).
17 Об этом необыкновенном призвании к небесной жизни писал и апостол Павел, говоря: «Спасшего нас и призвавшего званием святым... открывшееся же ныне явлением Спасителя нашего Иисуса Христа, разрушившего смерть и явившего жизнь и нетление чрез благовестие». (2 Тим. 1:9, 10). Если верный остаток иудеев уже надеялся бы на небесную жизнь, то зачем тогда Христу нужно было „бросать свет" на это „святое звание" к нетлению? Призвание к небесной жизни для первых христиан, которые были призваны из иудеев и неиудеев, было, без сомнения, совершенно новым.

Небесная надежда для ограниченного числа - для «избранных»

18 Но все ли, принимающие Христа и надеющиеся на вечную жизнь, получают это „святое звание" для непреходящей жизни на небе? Павел дал понять, что это особое звание предусмотрено для ограниченного числа «избранных», говоря: «Посему я все терплю ради избранных, дабы и они получили спасение во Христе Иисусе с вечною славою. Верно слово: если мы с Ним умерли, то с Ним и оживем; если терпим, то с Ним и царствовать будем» (2 Тим. 2:20-22).
19 Если все, которые будут спасены, призваны к «вечной славе», чтобы „править со Христом как цари", то над кем тогда они должны править? И если все должны быть „царственным священством", то для кого тогда они должны служить как царственные священники?
20 Обратим внимание на следующее: в своем послании к Галатам о христианинах, которые были избраны из иудеев и неиудеев и были „крещены во Христа", Павел сказал, что они являются „семенем Авраамовым и по обетованию наследниками", и он называет их „Израилем Божиим" (Гал. 3:26-29; 6:16). И в своем послании к Римлянам тот же самый апостол говорит о „снятой тайне", что неиудеи были призваны Богом из-за «неверия» многих иудеев, и добавил к этому - а это является ключевым текстом: «...пока войдет полное число язычников». Он говорит, что «и так весь Израиль спасется» (это значит тем, что язычники будут призваны, чтобы пополнить требуемое число). Это, очевидно, относится к духовному Израилю, который «избран» из иудеев и неиудеев, который является «действительным Израилем» или „настоящим Израилем" (Римл. 11:7, 17-26; 9:6, The New English Bible, 2:28, 29).
21 Так как это „святое призвание" должно исходить к неиудеям только до тех пор, пока не достигнется «полное число», образующее „Израиля Бога», то логично, что число этих духовных израильтян ограничено. Как велико это число? В Откровение 7:1-8 мы находим ответ. Там установлен предел числа христиан, „запечатленных" для того, чтобы быть членами духовного Израиля. Из Откровение 14:1-4, где говорится о том же числе лиц, что они „искуплены от земли, как первенцы из людей Богу и Агнцу", исходит, что это ограниченное число не избрано из ангелов.
22 Для этих 144,000 зачатых духом, помазанных христиан основанная на Библии надежда является небесной надеждой. После участия в „первом воскресении" они будут «священниками Бога и Христа и будут царствовать с Ним тысячу лет» (Откр. 20:6).
23 Но если эти «избранные» являются «первенцами» или первыми плодами, то логично, что последуют еще и дальнейшие плоды. И если они должны „править как цари", то кто тогда будут их подданными и какая у них есть надежда? Это мы установим в следующей статье.

 [Вопросы для изучения]
  1. а) Что говорится в т. наз. христианстве о надежде на миллении? б) Почему это не волнует свидетелей Иеговы?
  2. Что говорит две энциклопедии о вере первых христиан в миллений?
  3, 4. а) Какие существуют доказательства для того, что первые христиане лелеяли надежды, связанные с миллением, не только со времени изложения Откровения? б) Что могут некоторые утверждать о надежде на миллений?
  5, 6. Какие взгляды, согласно различным авторитетам, были у христиан превого столетия?
  7. Из чего исхолит, что первые христиане не считали небо раем?
  8. а) Гарантией чего был приход Иисуса? б) Каким образом Библия показывает, что рай будет восстановлен на земле?
  9. Какая связь существует между молитвой «Отче наш» и належдой на миллений?
 10. а) Где и когда Иисус полностью открыл надежду на миллений? б) Какие согревающие сердца подробности открыл Он?
 11. Какое сходство существует между надеждой на миллений, открытой Иисусом, и первоначальной мессианской надеждой иудеев?
 12, 13. Что показывает, что ученики Иисуса ожидали земное господство Мессии?
 14. а) Что дало ученикам Иисуса возможность «ставить ошибочные представления? б) Какие важные признаки «святой тайны» понимали первые христиане постепенно?
 15. Почему для верного иудейского остатка представление пойти на небо было революционизирующим?
 16. Что писал Петр об этой революционизирующей новой надежде?
 17. Как показал Павел, что призвание к небесной жизни было кое-чем новым?
 18, 19. Объясни, каким образом второе послание Павла к Тимофею и первое послание Петра свидетельствуют о том, что не все, надеющиеся жить вечно, будут царями и священниками со Христом на небе (Откр. 5:9, 10).
 20. Как показывает послания Павла к Галатам и Римлянам, что число духовных израильтян ограничено?
 21. а) Сколько существует духовных израильтян? б) Где показывается в Писании, что они избираются не из ангелов?
 22. Какая основанная на Библии надежда есть у 144,000?
 23. Какие создаться вопросы благодаря словам «первенцы» и «цари»?

Надежда на миллений торжествует

 ПОДТВЕРДИЛ ли долгожданный Мессия Своим приходом первоначальную веру иудеев в будущую жизнь через воскресение или поддерживал Он их новое представление о бессмертной душе, перенятое от язычников? Хотел ли Иисус Христос тем, что Он пролил свет на небесную надежду, сказать, что все, которые будут спасены, пойдут на небо? Или дают как Еврейские, так и Греческие Писания миллонам людей надежду на вечную жизнь на земле?

Будущая жизнь через воскресение

2 Иисус отнюдь не учил языческому представлению о бессмертии человеческой души, а показал, что всякая надежда на будущую жизнь зависит от воскресения, говоря: «Ибо, как Отец имеет жизнь в Самом Себе, так и Сыну дал иметь жизнь в Самом Себе; и дал Ему власть производить и суд, потому что Он есть Сын Человеческий. Не дивитесь сему: ибо наступает время, в которое все, находящиеся в гробах, услышат глас Сына Божия, и изыдут творившие доброе в воскресение жизни, а делавшие зло в воскресение осуждения» (Иоан. 5:26-29).
3 Интересно, что некоторые современные т. наз. христианские богословы выражают мнение, что бессмертие души не подтверждается ни Еврейскими, ни Христианскими Греческими Писаниями. Например, в The New International Dictionary of New Testament Theology (том III, 1978) подчеркивается, «насколько чуждо ВЗ [Ветхному Завету] представление об отделенной от тела душе или о душе, которая при смерти отделяется от тела.» И: «Матфея 10:28 не учит о возможном бессмертии души, а о неотменяемости божественного суда над нераскаивающимися.... НЗ [Новый Завет] видит человека в общем как единство и обещает преобразование целой личности, а не только дальнейшая жизнь одной части.... Без предыдущего воскресения не может быть бессмертия.»

Небесная и земная надежда

4 Свидетели Иеговы не оспаривают, что согласно учению Христианских Греческих Писаний, некоторые христиане получают «небесное звание» (Евр. 3:1). Но они оспаривают, что эта небесная надежда упраздняет первоначальное намерение Бога превратить землю в рай и наполнить ее праведным человеческим родом. Они не могут признавать представления, что все пророчества в Еврейских Писаниях относительно восстановления рая на земле являются устарелыми. Они убеждены в этом, потому что в Христианских Греческих Писаниях подтверждается обетование „новой земли", на которой должна „обитать правда" (2 Петра 3:13; Откр. 21:1-4).
5 На основании серьезного изучения Библии свидетели Иеговы верят, что христианская основанная на Библии надежда является двойной: дар бессмертия на небе для некоторых немногих, число которых ограничено, и вечная жизнь на земле для большего числа людей. Небесная надежда „царствовать со Христом" предлагается как необыкновенная «милость» или „незаслуженная доброта" (НМ) 144,000 «избранным», начиная с апостолов и первых учеников Христа (Луки 12:32; Римл. 5:17; 8:33; Откр. 5:9, 10; 7:1-4; 14:1-4). Сегодня из них живут еще только немногие „оставшиеся"; они принадлежат к „живущим, оставшимся до пришествия [присутствия, НМ] Господня" (1 Фес. 4:14-17; Откр. 12:17).
6 Земная надежда является первоначальной надеждой, до осуществления которой могли бы дожить Адам и Ева, если бы они и дальше подчинялись суверенитету Иеговы и не стремились бы быть морально независимыми. (Смотри первые три главы книги Бытие). Человек «по натуре земной» (1 Кор. 15:47, The Jerusalem Bible). Его естественные стремления и желания - земные. «Небо - небо Господу [Иеговы, НМ], а землю Он дал сынам человеческим» (Пс. 113:24). И Библия говорит ясно, что Иегова „не напрасно сотворил землю: Он образовал ее для жительства" (Ис. 45:18). Поэтому надежда на вечную жизнь на земле при райских условиях является естественной и она в согласии с Писанием. Стыдится ее нс следует. Надежда на миллений для двух групп
7 Так как 144,000 духовных израильтян являются «семенем» или „истинными потомками Авраама" и „истинными наследниками Его обетований" (Гал. 3:26-29, Phillips), то нам; следует помнить и о том, что данное Аврааму обетование включало в себя следующие слова: «И благословятся в семени твоем все народы земли» (Быт. 22:16-18). Пророк Даниил также говорил о „народах, племенах и языках", над которыми «Сын человеческий», Иисус Христос, с „небес" будет осуществлять „власть и царство" вместе с „избранными", которые названы „святыми Всевышнего" (Дан. 7:13, 14; 2 Тим. 2:10). 8 Первые христиане знали эти пророчества, говорящие о двух группах: о «семени» и «народах», о «святых» и «племенах». Апостол Павел подтвердил это, говоря сначала о „сонаследниках Христа", которые будут с Ним „прославлены" и затем о человеческой „твари", которая „с надеждой ожидает" „освобождения от рабства тлению" или греха „в свободу славы детей Божиих" (Римл. 8:15-21). Когда апостол Иоанн писал христианам, у которых, как и у него, была небесная надежда, он говорил о Христе, что «Он есть умилостивление за грехи наши [за грехи «избранных»], и не только за наши, но и за грехи всего мира» (1 Иоан. 2:2; 3:1-3).
9 Когда Иоанн писал эти слова, он, по всей вероятности, уже получил Откровение. Там он повествует, что после видения о 144,000 «запечатленных» духовных израильтян он видел «великое множество людей, которого никто не мог перечесть, из всех племен и колен и народов и языков». Это «великое множество людей» должно пережить «великую скорбь», и «Агнец», Иисус Христос, «будет водить их на живые источники вод» (Откр. 7:4-17). И Иоанн также упоминает видение в Откровении, которое у него было о тысячелетнем Царстве Христа и в котором упоминаются также дне группы: те, которые „участвуют в первом воскресении" и которые будут „царствовать со Христом", и „люди", которые будут благословлены Богом и „будут Его народом" (Откр. 20:1 до 21:8).
10 Сегодня надежда на миллений торжествует в сердцах тех, которые принадлежат к «малому стаду» и призваны к тому, чтобы на небе „сидеть на престолах" и царствовать со Христом тысячу лет (Луки 12:32; 22:28-30). Но надежду на миллений питают и члены «великого множества людей», которые присоединились к оставшимся в живых помазанным христианам и которые возвещают с ними «сие Евангелие Царствия,... во свидетельство всем народам» (Матф. 24:14). Эти две группы присутствовали и на праздновании Вечери Господней 31 марта 1980 года. Из принявших символы, хлеб и вино, во всем мире было всего 9,564 человека - действительно, только немногие «оставшиеся» из 144,000, которые будут царствовать с Иисусом в Его тысячелетнем Царстве. Но кроме них присутствовало еще 5,717,092 человека, которые таким образом проявили свое уважение к замечательному мероприятию, которое Иегова сделал возможным через жертву Своего Сына. Эти люди радуются перспективе жить вечно на райской земле.

Надежда на миллений все еще жива!

11 Да, надежда на миллений сегодня очень жива. Она осуществится после «великой скорби», когда Христос и 144,000 «избранных» начнут царствовать в тысячелетнем Царстве на небе и «великое множество людей», подобное овцам, вместе с миллиардами воскресших на земле будут наслаждаться благословениями в земной области этого мессианского Царства (Матф. 25:34; Откр. 20:12, 13).
12 Сегодня человечество крайне нуждается в такой надежде. Мирские ученые не незнакомы с этой надеждой. В Макропедии Encyclopedia Britannica (1977 года) миллений, например, описывается следующим образом: «Этот 1,000-летний период, так называемый миллений, считается временем, в которое в конце концов стремление человечества к миру и свободе от зла, а также царство правды на земле осуществится властью Бога.... Милленаризм (хилиазм) занимается земными перспективами человеческого общества.... Милленаризм пытается ответить живой символикой на вопросы, как например: каким образом кончится в конце концов этот мир? Исполнится ли когда-нибудь вековая мечта и сможет ли человечество жить в земном раю, или будут уничтожены все люди в огненной катастрофе, которая разразится из-за их собственной глупости или благодаря суду Бога?» (Курсивный шрифт от нас).
13 Эти вопросы для некоторых авторов энциклопедий и для неверующих религиозных вождей могут иметь только теоретический интерес. Но для многих искренних людей они представляют собой весьма реальную проблему настоящего дня и поэтому возбуждают особенный интерес. Свидетели Иеговы нашли ответы на эти вопросы в Библии. Для них надежда жить вечно «в земном раю» не является «вековой мечтой». Эта надежда имеет надежные основания, покоясь на солидном исследовании Библии. Как исходит из Еврейских Писаний, а также из Греческих, Бог не допустит, чтобы злые люди уничтожили землю «в пламенной катастрофе» (Откр. 11:18; Ис. 45:18), и Он Сам не уничтожит ее (Пс. 103:5). Когда Бог поместил людей в ограниченной местности рая, Он открыл им Свое намерение, которое для людей состояло в том, чтобы „овладевать" землей, расширяя райские условия по всей земле, и „наполнять" [не переполнять] ее праведным родом мужчин и женщин, которые были созданы „по Его образу" (Быт. 1:26-28; 2:15).
14 «Воля Бога» все еще та же самая. И она будет твориться Его мессианским Царством «и на земле, как на небе» (Матф. 6:10). Вся Библия дает узнать, что Бог не отказался от этого первоначального намерения (Ис. 46:9, 10). Миллений или тысячелетнее Царство Христа принадлежит к «предвечному определению» Бога, которое между прочим состоит в том, чтобы «все небесное и земное соединить под главою Христом» (Еф. 3:11; 1:8-10). Другими словами: миллений не является самоцелью; он есть средство для достижения цели, для осуществления первоначального намерения Бога относительно земли.

Не «материалистическая мечта»

15 Религиозные враги высмеивают свидетелей Иеговы, потому что они проповедуют надежду на миллений. Но такие насмешники не имеют ничего против того, чтобы все добрые пошли на небо, а злые в ад на вечное мучение. Они полностью исключают землю из «предвечного определения» Бога. Например, французский доминканский священник X. Ц. Шери, который наспециализировался наводить на свидетелей Иеговы критику, надежду на восстановленный земной рай называет «материалистический мечтой».
16 Этот католический священник должен помнить о том, что католическая церковь никогда официально не осуждала надежду на миллений и никогда не называла ее еретической. Это не удивляет, потому что эта надежда покоится на Библии и для большинства ранних и самых известных «церковных отцов» считалась „одной из основных догм христианскиой веры". Были ли Поликарп, Папиас, Иреней, Юстин мученик и Тертуллиан тоже «материалистическими мечтателями»?
17 Правда, некоторые из них, а также другие, жившие позднее, обесславили надежду на миллеиий тем, что придали предсказанным благословениям милления плотское, физическое применение или даже социально-политический вид. Но никто не мог бы в доброй вере обвинять свидетелей Иеговы сегодня в чем-то подобном. Даже теперь, в падком на развлечения мире, эти христиане в своей личной жизни и в их собраниях ведут теперь упорную борьбу против материализма и жажды развлечений. Они подчеркивают духовные ценности и сознают, что если кто-нибудь сегодня, во «время конца», падает жертвой материализма, то, по всей вероятности, никогда не увидит милления (Луки 21:34-36; Дан. 12:4). Они не питают надежды, что миллений приведется человеческими социальными реформами, а полностью полагаются на то, что Бог примет меры через Своего мессианского Царя. Этот «Царь царей» будет бороться во главе небесного воинства, чтобы удалить с земли все зло (Откр. 19:11 до 20:3).

Рай - духовный и буквальный

18 Свидетели Иеговы живут уже в духовном раю. Но они с уверенностью надеются в течение тысячелетнего Царства Христа сделать еще больше успехов в духовном отношении, когда символические «книги» будут «открыты», обнаруживая требования Бога (Откр. 20:12). 19 На основании тщательного изучения Писаний, в которых речь идет о тысячелетнем Царстве Христа (например, Откровение 20:11 до 21:8) свидетели Иеговы знают также, что миллений потребует больших жертв прежде всего от тех, у кого есть земная надежда. Для этих людей возделывание и украшение земли будет означать много труда, однако они будут превращать землю в рай не только для себя и своих близких, ибо тысячелетнее Царства Христа в действительности является «днем» суда, а именно не только для всех тех, кто переживет «брань в оный день Бога Вседержителя», которая приближается большими шагами (Деян. 17:30, 31; Откр. 16:14, 16), но и для миллионов умерших, которые будут воскрешены и будут судимы согласно их делам, которые они будут совершать тогда на райской земле (Иоан. 5:28, 29; Луки 23:42, 43). Тем, которые уже будут жить под тысячелетним правительством Мессии, нужно будет самозабвенным образом наставлять этих бесчисленных воскресших праведным путям. (Сравни Исаия 11:1-9). Это не «материалистическая мечта». Это будет означать тяжелый труд и в духовной области. 20 Но это еще не все. Миллений будет только началом. Мужчины и женщины, которые в окончательном испытании в конце тысячи лет сохранят свою верность относительно универсального суверенитета Бога, достигнут вечной жизни на райской земле (1 Кор. 15:24-28; Откр. 20:7-10).

Она может стать и твоей надеждой

21 Теперь эту надежду имеют 2,000,000 христианских свидетелей Иеговы в больше чем 200 странах. Она жива в их мыслях и в их сердцах, да настолько жива, что они постоянно с удовольствием дают „отчет в своем уповании" (1 Петра 3:15).
22 Мировые события, которыми исполняются библейские пророчества, показывают, что мы с 1914 года живем во «время конца» и что несравнимое «время тяжкое» близко (Дан. 12:1-4; Матф. 24:3-21). Остатку «избранных» и «великому множеству людей», их спутникам, было обещано, что они переживут «великую скорбь» (Матф. 24:22; Откр. 7:9, 10, 14). После того исполнится их соответствующая надежда на миллений. Действительно ли они убеждены в этом? «Бог же надежды да исполнит вас всякой радости и мира в вере, дабы вы, силою Духа Святого, обогатились надеждою» (Римл. 15:13).

 [Сноски]
 Смотри 7 главу (Чего можно ожидать от судей, которые дудут занимать свою должность 1,000 лет) в книге Божье тысячелетнее Царство приблизилось, изданной Обществом Сторожевой Башня.
 Дальнейшие подробности смотри главы 12 до 16 в книге Жизнь все же имеет смысл, изданной Обществом Сторожевой Башни.

 [Вопросы для изучения]
  1. Какие вопросы поднялись с приходом Мессии?
  2. Чему учил Иисус о надежде на будущую жизнь?
  3. В чем признаются богословы т. наз. христианства сегодня в отношении души?
  4. Что признают свидетели Иеговы, но что они оспаривают, и почему?
  5, 6. Как Библия разъясняет двойную надежду: а) небесную и б) земную?
  7. Какую надежду даст обетование, данное Аврааму, и пророчество Даниила народам земли?
  8. Что показывает, что Павел и Иоанн знали, что спасение не ограничивались «избранными»?
  9. а) Какие видения, вероятно, были уже у Иоанна, когда он писал свое первое послание? б) Как подтверждают они, что существуют две группы, которые должны быть спасены?
 10. Какие две группы сегодня надеются на миллений, и как можно сравнить их численность?
 11. Когда и как осуществится надежда на миллений?
 12. Что говорится в одной энциклопедии о миллении?
 13. а) Веришь ли ты, что земля будет уничтожена в «огненной катастрофе»? Почему ты так отвечаешь? б) В чем состояло первоначальное намерение Бога в связи с землей?
 14. Каким образом надежда на миллений принадлежит к «предвечному определению» Бога?
 15, 16. Как католический священник назвал надежду на миллений, но что, по-видимому, он забыл?
 17. Почему никто не может по праву обвинять свидетелей Иеговы в том, что они являются «материалистическими мечтателями»?
 18. Почему нам можно ожидать, что духовный рай в течение милления расширится дальше?
 19. Почему миллений потребует больших жертв, и какой тяжелый труд он, принесет с собой?
 20. Что случится в конце тысячи лет, и с какой перспективой для верных?
 21, 22. а) К чему постоянно охотно готовы свидетели Иеговы? б) Чего ожидают они в ближайшем будущем?

«Ожидание грядущих бедствии»

 · Иисус Христос предсказал для нашего поколения, что люди, исследующее будущее, устрашатся от того, что они при этом обнаружат. В Евангелие от Луки 21:25, 26 Он сказал: «И будут... уныние народов и недоумение... люди будут издыхать от страха и ожидания бедствий, грядущих на вселенную».
 Министерство, ответственное за защиту окружающей среды, издало для американского президента особый доклад на 800 страницах, из которого исходит, как будет выглядеть мир в 2 000 году. Этот доклад подтверждает правдивость слов Иисуса. Там говорится предостерегающе, что «мировые проблемы к 2 000 году примут, может быть, тревожные размеры». На основании этого доклада в газете «Нью-Йорк Тайме» говорилось: «Время, остающееся для того, чтобы предпринять что-нибудь в мировом масштабе с целью задержать голод, перенаселение, загрязание и несостоятельность мира, истекает.» Президент Международного банка Роберт Мек Ннмара выразился по этому поводу следующим образом: «Через 20 лет мир будет выглядеть шокирующе, разве если мы начнем действовать.»
 Так печально может выглядеть в будущем земля: половина лесов исчезнет, прежде плодородные пашни покроются песчанными дюнами, почти два миллиона разных видов живых существ вымрут, 1.3 миллиарда людей будут страдать от недоедания и еще придется бороться с многими новыми охватывающими весь мир проблемами. По плечу ли правительствам решение этих проблем? В докладе говорится дальше: «Решения, которые имеются,... сложны и длительны, причем трудность заключается в том, что они спутаны с очень тяжелыми и закоренелыми проблемами мира: с бедностью, несправедливостью и социальным неравенством.»

Слово Бога живо

Кто действительно господствует над миром?

 В ТЕЧЕНИЕ тысячелетий народы поступали таким подобным образом, что историки выдвинули теорию, что история повторяется. Войны, угнетение и запугивание были обычным явлением в расцвете и упадке народов. Почему?
 Возможно ли, что общая невидимая сила властвовала над всеми народами? Была ли та же самая руководящая сила ответственна за их подобные насильственные действия? Нам не нужно теряться в догадках относительно этого. Библия доказывает ясно, что определенная интеллигентная сюперсила влияет как на людей, так и на народы. В Слове Бога Иисус Христос Сам называет эту силу „Князем мира" (Иоан. 12:31; 14:30; 16:11). О ком идет здесь дело?
 Рассмотрение ситуации в начале служения Иисуса здесь на земле поможет нам ответить на этот вопрос. Библия сообщает нам о том, что после Своего крещения Иисус отправился в пусныню, где Его искушал сатана, диавол. Часть искушения приняла форму трех предложений, которые диавол сделал Иисусу. Третье предложение описывается следующим образом:
 «Опять берет Его диавол на весьма высокую гору, и показывает Ему все царства мира и славу их, и говорит Ему: все это дам Тебе, если падши поклонишься мне» (Матф. 4:8, 9).
 Что предложил диавол Иисусу? «Все царства мира.» Владел ли диавол действительно всеми правительствами мира? Да, ибо как же мог он иначе предложить их Иисусу? Сатана был их невидимым правителем. Поэтому Иисус позднее сказал: «Царство Мое не от мира сего? (Иоан. 18:36).
 Библия недвусмысленно объясняет, что все народы находятся под властью диавола, говоря: «Весь мир лежит во зле [во власти того, кто зол, НМ]» (1 Иоан. 5:19). Божье Слово называет, на самом деле, сатану „богом этой системы вещей" (2 Кор. 4:4, НМ).
 Эта информация помогает нам понять, почему народы ненавидят друг друга и почему они пытаются уничтожить друг друга, хотя жить в мире является естественным желанием всех нормальных людей. Да, „сатана обольщает всю вселенную" (Откр. 12:9; Еф. 6:12).
 Вскоре, однако, все это изменится. Время близко, когда воскрешенный Иисус Христос положит конец сатане и его злому миру, в то время как Он навсегда сохранит в живых служителей Бога (Откр. 20:1-3; 1 Иоан. 2:17).