Суббота, декабря 10, 2022
Руководящий совет cвидетелей Иеговы запрещает свободу слова на религиозную тему
или о cвидетелях Иеговы, которая вне надзора «верного и благоразумного раба».

Сексуальная мораль возможна ли она действительно?

 МЫ ЖИВЕМ в насыщенном сексом мире, что влияет на молодых и пожилых. Может быть, ты ощущаешь так же, как молодой мужчина, который сказал: «Все вокруг нас сосредоточивается на сексе. Он стал таким само собой разумеющимся, как дыхание и сон. Каждый раз, когда ты берешь в руки журнал или вкючаешь телевизор, он там. В магазинах, когда ты ездишь автомашиной, на месте работы, в школе - он там! Образом, которым люди действуют, говорят и одеваются, постоянно обращается внимание на человеческое тело и на секс. Он занимает первое место в разговорах.» Недавние статистики показывают, что во всем мире небывало большое число подростков - и даже детей до 12-летнего возраста - имеют добрачные половые сношения.

 ВЕЛИКОБРИТАНИЯ: «Лишь одна из шести девушек, оставивших за собой 19-ый год, является еще девой, и одна из четырех в первый раз имеет половые сношения до 16 года.» Это выявил опрос в 1980 г.

 КАНАДА: В государственном сообщении из 1979-го года говорится об «„эпидемии" незамужних матерей между 13 и 19 гг.»

 СОЕДИНЕННЫЕ ШТАТЫ: Исследование в 1981 г. показывает, что „четверо из пяти молодых мужчин и две из трех молодых женщин имели половые сношения до 19 года".

 ЯПОНИЯ: В некоторых городах „число незамужных матерей в возрасте поздних десятых и первых двадцатых лет увеличилось между 1970 и 1979 гг. на шестьдесят раз".

 ФРАНЦИЯ: «Более половины французских учениц утверждают регулярно иметь половые сношения.» Это показывает опрос 1980-го года.
 «Беременные девочки-подростки - растущая мировая проблема», заявляет заголовок недавней газетной статьи в Brazil Herald. Статья документально доказала такой рост в Англии, Уэльсе, восточной Германии и России. 85 процентов болезней встречаются у молодых людей. Эти болезни стали всемирной эпидемией.
 Но не все молодые люди согласуются с мнением: «Целомудрие бесполезно». Многие решились не наслаждаться половыми сношениями до свадьбы. Им не легко, конечно, сохранять свою девственность и „воздерживаться от блуда", как это требует Библия (1 Фес. 4:3). По праву они спрашивают: «Существует ли какая-нибудь сила, которая могла бы помочь справиться с ужасной приливной волной беспорядочных половых сношений?
 Да, имеется. Потрясающие доказательства этой силы показывались уже 2000 лет тому назад в одном из наиболее развращенных в моральном отношении периодов записанной истории.

«Отвратительные нравы Рима»

 Римский государственный деятель Сенека был очевидцем условий в римском мире во время начала христианства. Он признался: «Каждый день желание грешить становится большим. Греховность приобрела такую власть над сердцами, что невинность стала не только редкой - она больше не существует.» Ювенал, который также жил в этом периоде, писал об «отвратительных правах Рима».
 „Они дошли до бесчувствия", говорит один писатель Библии, описывая людей в его дни (Еф. 4:19). Беспорядочное половое сожительство считалось нормой. Древний историк Лампридиус сказал об этом периоде, что неженатый человек должен был иметь наложницу, с которой он мог привычно иметь половые сношения, «ибо было невозможно для него жить без таковой». Но что содействовало возникновению такой отвратительной атмосферы?

«Если бог делает это, то почему бы и мне не делать этого?»

 Римские боги, в большинстве случаев перенятые от греков, служили им в качестве примера поведения. Но какими же безнравственными были они! Венера и Флора были бесстыдными проститутками, Бахус был пьяницей, Меркурий был разбойником с большой дороги, а Аполлон был соблазнителем молодых женщин. Даже о Юпитере, который был главным и мудрейшим из богов, говорится, что он совершал прелюбодеяние и кровосмешание с 59 женщинами!
 Какое влияние оказывали эти примеры на людей? В одной из пьес этого периода показывается молодой мужчина, размышляющий о том, совершить ли блуд с красивой молодой девушкой или нет. Тогда он замечает изображение, на котором Юпитер соблазняет женщину. Он приходит к заключению: «Если бог делает это, то почему мне, человеку, не делать то же?» Он решился совершить блуд. Эта пьеса отражала настоящую жизнь, ибо Сенека писал, что половая безнравственность больше не вызывала стыда в мужчине, «когда он видел, что боги не были лучше его». Эти представления о богах, несомненно, были выдумками невидимых «сыновей Божьих», которые во дни Ноя возмутились, нисшедши на землю, чтобы иметь безнравственные сношения с дочерьми человеческими. Хотя эти сексуально извращенные духи вернулись в духовную сферу они все же продолжали насыщать человеческое общество духом безнравственности (Быт. 6:1-4; Иуды 6, 7).

«Рынок блуда»

 Афинагор, писатель второго века, обвинял некоторых в то время в том, что они учредили «рынок блуда, и открывали пользующиеся дурной славой места для молодых для всякого рода низких наслаждений». В этот «рынок», публично «продававший» незаконный секс, был включен и театр. В пьесах речь шла о безнравственной любовной жизни богов. Исполнители часто одевались «плотно облегающей одеждой», вызывавшей впечатление наготы. Кроме того, на стенах домов и храмов всем видимо имелись изображения «неописуемого распутства», иногда изображавшие даже половые сношения. Статуи безнравственных богов, часто изображавших их обнаженными, выставлялись публично и могли быть рассматриваемы даже совсем молодыми. Литература, содержавшая язык и описания в грязнейшей когда-либо писавшейся форме, свободного обращалась среди молодежи. Ум детей рано загрязнялся тем, что они сами читали или что другие читали им вслух о безнравственных выходках богов и богин.
 Сверх того надо упомянуть очень популярные публичные бани, посещавшиеся народом и которые были практически ничем иным, как «публичными домами под почтенным названием»; гимназии, где молодые и старые мужчины упражнялись в голом виде, становились притонами гомосексуализма, и праздники, которые часто представляли собой лишь публичные сексуальные оргии. Положение стало точно таким, каким апостол Павел описал его в своем послании к римским христианам. Ссылаясь на тех, которые «поклонялись и служили твари вместо Творца» и которые следовали тогда принятой морали, он писал: «Потому предал их Бог постыдным страстям: женщины их заменили естественное употребление противоестественным; подобно и мужчины, оставивши естественное употребление женского пола, разжигались похотью друг на друга, мужчины на мужчинах делая срам» (Римл. 1:24-27). Шокирующее описание Павла было точным, ибо моральная развращенность греко-римского мира повела к одному из отвратительнейших обычаев в истории, т.е. к сексуальному злоупотреблению мальчиками со стороны старших мужчин. Этот грязный обычай прославлялся в поэзии и в пьесах и все общество было заражено этим.
 Если бы ты жил в то время и куда бы ни смотрел, ты видел бы повсюду безнравственность, то как же трудно было бы тогда сохранять чистоту! Для молодого мужчины или молодой женщины определенно требовались моральная сила и строгое соблюдение принципов, чтобы сохранить добродетель. Но посреди всего этого и как бы чудом некоторые проявляли такую добродетель.

Моральное чудо

 После перечисления типов безнравственных людей, живших в древнем городе Коринфе - блудников, прелюбодейцев и гомосексуалистов -, апостол Павел писал следующее в своем послании к христианскому собранию, находившемуся там: «И такими были некоторые из вас; но омылись» (1 Кор. 6:9-11). Учения истинного христианства наделяли его последователей моральной силой, так что они могли измениться и остаться свободными от сексуальной безнравственности.
 «Самой характерной особенностью христианского учения, может быть, было его подчеркивание непорочности.» К этому заключению пришел Вильям Сангер в своей книге The History of Prostitution, в которой он подробно обсуждает нравы древности. Он добавляет:
 «С самого начала христианские общины по праву гордились чистотой своей морали.» Что было причиной такой репутации? Благодаря помощи со стороны Бога они были в состоянии подражать лучшему «образу», чем образу в сексуальном отношении безумных богов.

Лучший «образ»

 Апостол Павел дал совет: «И [облекитесь] в нового [человека], который обновляется в познании по образу Создавшего его» (Кол. 3:10). При помощи инспирированных Писаний и учения и примера Иисуса Христа, Сына Бога, христиане могли приобретать «познание» качеств истинного Бога, Иеговы. Его «образ» был полной противоположностью римским богам.
 Истинные христиани считали их Создателя своим небесным Отцом, Который любил их и заботился о них (1 Петра 5:6, 7). Они познали, что Он всегда поступал справедливым, праведным и милосердным образом. Он был чист и свят (Втор. 32:4; 1 Петра 1:15, 16). Его качества поощряли их и они старались следовать инспирированному совету: «Итак подражайте Богу, как чада возлюбленные» (Еф. 5:1). Они рассматривали Бога, Который открылся через Христа, как всегда наличного друга. Они могли любить Его. Дух настоящей любви исполнил их сердца и побуждал их к христианским делам.
 Бог помогал этим ранним христианам посредством Своего святого духа, который придавал им «преизбыточную силу». На их религиозных сходках они также были напоминаемы о необходимости сохранять свою непорочность. Тем, что они близко придерживались своих спутников в христианском братстве, им удавалось оставаться верными (2 Кор. 4:7; Евр. 10:24-26). «Мы, прежде наслаждавшиеся блудом, теперь стремимся к непорочности», сказал Юстин Мученик, который во втором веке признавался быть христианином. Однако это стремление к моральной непорочности не было легко.

Ежедневная борьба

 Нам нельзя забывать, что первые христиане жили в развращенном мире. Некоторые «из кесарева дома» стали христианами (Фил. 4:22). В это время цезарем был Нерон, и его шокирующий моральный разврат хорошо известен. Он организовывал распутнейшие развлечения. Он даже «вступил в брак» с молодым мужчиной «со всеми формами регулярной свадьбы». Но христиане в его доме (может быть, правительственные чиновники или слуги) остались непорочными, несмотря на их окружение.
 Христиане в Риме были предметами сильного давления и насмешек со стороны других. Например, Сенека выражает общую точку зрения, когда он пишет: «Кто не имеет любовных историй, тот презирается.» «Непорочность является просто доказательством уродства.» Сообщается также о высказываниях, как: «Какой же женщиной была она! Какой чувственной, какой веселой! Каким же парнем был он! Каким распущенным, каким похотливым! Теперь они стали христианами - как жалко!»
 Но не надо было жалеть этих ранних учеников. Они могли высоко держать свою голову с чувством самоуважения. У них совесть была чистой. Как «чада света», они повсюду распространияли свою чистую весть без стеснения (Еф. 5:8). Не считал ли бы ты привилегией быть опознаваем как один из этих моральных «скал» в том море грязи? Их образ жизни, который был действительно удовлетворяющим, резко отличался от образа жизни людей из наций, которые „не знали Бога" и которые предавались «страсти похотения» во вред себе (1 Фес. 4:5).
 Например, в этом первом веке для многих жизнь потеряла свой смысл. Они выпили до дна опьяняющую чашу наслаждения, они исчерпали все средства развлечения. Никакие чары, никакие лакомства они не пропускали, а также и никакого чувственного удовольствия. В одном произведении Ювенала один гомосексуалист, который в поздние годы был отвергнут своим любовником, молил: «Что мне делать теперь после всех этих потерянных годов и несбывшихся надежд? Расцвет жизни слишком быстро вянет и жалкое время жизни истекает; в то время как мы пьем, громко требуем венка, духов и девушек, незаметно подкрадывается старость». Разочарование и мучение, однако, не постигали этих верных христиан.
 Хотя истинным последователям Иисуса и приходилось ежедневно бороться за сохранение своей моральной чистоты, но их спокойствие духа стоило этого. Сексуальная мораль была возможной. Видна ли подобная моральная сила сегодня? Да. Бесчисленные молодые люди во всем мире скажут тебе, что сексуальная мораль является возможной. Это есть молодые люди, соединенные с собраниями Свидетелей Иеговы. Вопреки развращающего морального влияния в развлечениях и в жизни сегодняшнего общества - ни на шаг не отстающего от древнего Рима -, эти молодые люди, как группа, выделяются как сиящие примеры чистоты.
 Но некоторые молодые люди, соединенные с этими христианскими собраниями, имеют в этом отношении трудности. Даже некоторые, которые выросли в христианских семьях, иногда теряют уважение к библейской морали. Как могут христианские подростки сохранять такую же моральную чистоту, которая была такой очевидной среди настоящих христиан в первом столетии, несмотря на огромные препятствия? Как могут их родители помогать им? Две другие статьи в этом журнале должны предоставить некоторую практическую помощь. (Смотри страницу 7)

 [Сноски]
 Анналы (IX, 37) римского историка Тацита.

 [Вставка на странице 4]
 Недавние статистики показывают, что беспримерное число молодых людей занимаются сексуальной безнравственностью

 [Вставка на странице 5]
 Несмотря на «отвратительные нравы» древнего Рима, ранние христиане отличались своей моральной чистотой

Юношество, являются ли библейские принципы морали наилучшим путем?

«Я Господь [Иегова, НМ], Бог твой, научающий тебя полезному, ведущий тебя по тому, пути, по которому должно тебе идти» (Ис. 48:17).

 «ДНИ нашей юности - дни нашего расцвета», писал один поэт. С этим соглашаются многие молодые люди, потому что юность - возбужденное время, которое не обременено еще обязанностями взрослого. Однако многие молодые люди охотно желают наслаждаться как радостями юношества, так и взрослых. Их отношение к этому показывается словами, как: «Нечего ждать! Мы желаем сегодня уже иметь все удовольствия.»
2 Стремление в «расцвете жизни» наслаждаться каждым удовольствием привело к тому, что сегодня больше молодежи занимается добрачным половым сожительством (называемым блудом), чем в какой-либо другой период современной истории. Этот промискуитет, достигший огромных размеров, перебросился даже на некоторую молодежь в собрании христиан. Как христианин, ты, возможно, спросишь, почему молодому человеку так трудно сохранять свою целомудренность, особенно в сегодняшние «последние дни» (Еккл. 11:10; 2 Тим. 3:1-3).

Подвержены сильному давлению

3 В ранней юности начинает появляться половой инстинкт. С этим начинается время, называемое в Библии „зрелым возрастом [цветом молодости, НМ]", в которое обычно очень притягивает другой пол. Поэтому нет ничего необыкновенного, если молодого человека тревожат чувственные желания. Однако это желание разжигается еще больше сегодняшней рекламой и коммуникативными сердствами развлечения (1 Кор. 7:36).
4 Давление на юношество может оказываться также сверстниками, как это высказала одна школьница-христианка, говоря: «Сегодня действительно не так просто быть иной. Некоторые соученицы спрашивали меня, имела ли я уже половое сношение. Когда я сказала нет, то они все рассмеялись. Я готова была расплакаться, и скорее всего сказать да». У молодежи имеется потребность, чтобы с ней обходились с любовью и пониманием, потребность, которая дома, может быть, не удовлетворяется. Она ценит друга, который «особенно» обращается с ней и проявляет понимание к ней. Такая близость чувств может привести, однако, к сексуальной интимости. Некоторые молодые люди бывают смущены этой новой для них волной чувств и, возможно, спрашивают себя: «Может ли это приятное чувство быть чем-то плохим? Показывает библейская мораль действительно лучший путь?»

Лучший путь

5 Наш небесный Отец сказал Своему избранному народу: «Я Иегова, Бог твой, научающий тебя полезному, ведущий тебя по тому пути, по которому должно тебе идти» (Ис. 48:17). В чем состоит «путь», по которому мы „должны идти" в моральном отношении? «Воля Божия [или требование] есть..., чтобы вы воздерживались от блуда; чтобы каждый из вас умел соблюдать свой сосуд в святости и чести, а не в страсти похотения.... Ибо призвал нас Бог не к нечистоте, но к святости» (1 Фес. 4:3-8).
6 Что касается вас, молодежь, то воля Божья относительно морали гласит ясно: Сдерживайте свое тело; сторонитесь блуда и нечистоты. Вы, посвятившие себя Богу, вошли в тесное общение с Ним и принадлежите к чистой организации. Бог радуется этому. Но если вы будете иметь добрачное половое сношение, то это было бы подобно тому, как если бы один из помазанных «членов Христовых», „соединившийся с Господом", в половом отношении „совокупился с блудницей". «Да не будет», писал апостол Павел. Это было бы самым большим ущербом для. такой драгоценной связи. Никакой другой грех не сравним с этим, потому что «блудник грешит против собственного тела». Этот грех мог бы разрушить духовную связь, имеющуюся у вас с Богом. Поэтому не удивительно, что Павел объявляет требование: «Бегайте блуда». Да, молодежь, «бегайте!» Не пускайтесь ни на какие аргументации или дебаты на эту тему. Удаляйтесь от этого как можно дальше - и быстро! Но что случится с тем, кто, так сказать, не «бежит» от таких поступков? (1 Кор. 6:15-18).

„Возмездие самим себе"

7 Апостол Петр говорил, что члены собрания, злословившие «высших» и поступавшие безнравственно, „получили возмездие за беззаконие" (2 Петра 2:9-13). Это «возмездие» за грех в половом отношении состоит не только в половой болезни или беременности до брака, но идет много глубже, лишая данного человека любви, самоуважения и душевного покоя. Это показывают, например, признания некоторых молодых людей, которые «зашли слишком далеко» и совершили блуд:
 «Это было большим разочарованием. У меня не было ни хорошего чувства, ни ощущения предполагаемой большой любви. Вдруг я полностью осознал, каким плохим был мой поступок».
 «Я плакала всю ночь».
 «Я чувствовал себя прескверно. На меня напало чувство пустоты и отвращения. Я потерял уважение к себе и к девушке. Да, в конце концов я винил ее, потому что она допустила это».
8 Наш небесный Отец говорит, что мы должны не только не совершать блуда, но также избегать „нечистоты" (1 Фес. 4:7). Это выражение охватывает широкий круг значений и относится к морально противному поведению. Такой нечистой привычкой является, например, мастурбация (онанизм), привычка, которой занимаются многие молодые люди и которая определенно возбуждает «половую похоть» и может повести к чрезвычайному сознанию своей виновности. У некоторых, которые не старались серьезно оставить эту нечистую привычку, после брака возникали проблемы. Так один молодой человек с ужасом установил, что по причине продолжительного онанизма после женитьбы он не был в состоянии оказывать жене «должное». Последовало время отчаяния (1 Кор. 7:3).
9 Некоторые обрученные пары пускаются на страстные, сексуально возбуждающие прикосновения к интимным частям тела. И это является «нечистотой» и легко может привести к непозволенному половому сношению - и часто также приводит к таковому. Эти действия могут пробудить такую сильную «половую похоть», что данное лицо приходит в исступление. Один юноша говорил: «Сам себе кажешься животным с низкими побуждениями, что эмоционально опустошает». Такие действия приводили к расторжению обручений или - если данные лица вступают в брак - к супружеским проблемам. «Перед нашей свадьбой мы делали почти все, кроме блуда, и это даже чуть не случилось», созналась одна пара. «Несмотря на помощь старейшин, все после этого было иначе. Не легко было вновь приобрести уважение, которое было у нас однажды друг к другу».
10 Кто, не будучи в браке, начинает «опьянять» себя сексуальными действиями, разрешающимися лишь на брачном ложе, тот может быть при случае вынужден вступить в брак с кем-либо, кто не проявляет необходимых для хорошего брачного спутника качеств. Сексом очень легко прикрываются серьезные различия, всплывающие после брака и вызывающие проблемы. Поэтому не удивительно, что, согласно исследованиям, из 265 пар, женщины которых были беременны до свадьбы, после пяти лет оставались вместе только 15. Как показывают другие исследования, возможность измены супружеской верности у лиц, имевших половое сношение до брака, в два раза больше, чем у других. Молодые братья и сестры, не обольщайтесь «пустыми словами» обманщиков, которые говорят, что половое сношение до свадьбы ведет к счастливому супружеству (Еф. 5:6). Некоторые уверяют даже, что будешь больным, не имея полового сношения после достижения половой зрелости. Это не верно. Врач ни одну болезнь не связывают с целомудрием. К сожалению, надо сказать, что некоторые, которые ищут не любви, а довольствуются страстью, сожалеют потом об этом всю свою жизнь.
11 Никогда не забудем: «[Иегова] - мститель за все это [блуд и нечистоту]» (1 Фес. 4:6). Эта месть (наказание) может состоять в нечистой совести, дисциплинарном замечании старейшин собрания или если пожинаешь то, что посеял. Раскаявшемуся прощает Иегова, конечно, охотно и полностью покрывает его грехи. Но иначе Он обходится с непокорным, который не желает соблюдать Божий закон. Иов спрашивал: «Кто восставал против Него и оставался в покое?» (Иов 9:4). Никто. Больно Иегове смотреть на такое «упорство». Озабоченным старейшинам также больно смотреть, как многие наши молодые люди страдают от упомянутых душевных потрясений. Эти надзиратели понимают, что никто не может преступать Божьи законы и принципы и „оставаться в покое". Молодая христианка, раскаявшаяся в безнравственном поступке, говорила своим старейшинам собрания:
 «По правде, если бы я могла, я бы сказала каждому юноше и каждой девушке: „Не делайте этого!" Иегова может простить тебе ошибки, но ты сама себе, может быть, никогда. Плохие воспоминания изведут тебя. Не стоит делать этого». И старейшины соглашаются с Иеговой, Который говорит: «О, если бы ты внимал заповедям Моим!» (Ис. 48:18).
12 Однако, как может молодой христианин следовать заповедям Иеговы и избегать многих силков и коварных опасностей аморального поведения?

Отдай свое сердце родителям

13 «Сын мой! отдай сердце твое мне, и глаза твои да наблюдают пути мои» (Пр. 23:26). Это призыв нс к чисто механическому послушланию. Как юноша, ты должен доверять своим христианским родителям и делиться мыслями с ними. Возможно, ты думаешь, что они совсем не понимают твои чувства. Так думала молодая христианка, имевшая проблему с мастурбацией и нуждавшаяся в помощи. Но она боялась поговорить об этом с матерью и спрашивала себя, как она будет реагировать на это. Поймет ли она? Эта девушка сообщает: «Когда я говорила с ней об этом, она слушала и не делала никаких упреков. Она положила свою руку мне на плечи и сказала, что любит меня и поможет преодолеть проблему. Мы говорили об этом совсем открыто и потом она обняла меня и мы вместе помолились. С тех пор я могу говорить с ней обо всем».
14 Да, молодежь, доверяющая своим христианским родителям, с готовностью получает помощь. Она „наблюдает" пути своих боящихся Бога родителей и рассматривает их постановления и наказание как драгоценное «украшение для шеи», а нс как «цепи», лишающие ее радости жизни (Пр. 1:8, 9). Честен ли ты по отношению к своим родителям? Или ты уподобляешься тому юноше, который говорит о себе: «Когда я нахожусь со своими родителями, я веду себя, как им хочется. Когда же я один, я поступаю, как мне нравится.»? Если ты тесно держишься своих богобоязненных родителей, то это поможет тебе избежать излишних страданий. Не имеющие христианских родителей могут обращаться к зрелым христианам - мужчинам и женщинам -, а также, к старейшинам в собрании. Проси их о помощи. Она будет оказана тебе с готовностью (Титу 2:3, 4; Иак. 5:14, 15).

Порабощай свое тело

15 Апостол Павел говорил: «Но усмиряю и порабощаю тело мое [не «оно порабощает меня»], дабы, проповедуя другим, самому не остаться недостойным» (1 Кор. 9:27). Павел был тверд по отношению к себе. Также и ты не должен допускать, чтобы твои плотские желания порабощали тебя, но должен предвидеть ситуации, могущие возбудить сексуальные чувства, и сознательно избегать их. Ты знаешь, например, что происходит с твоими телесными похотями, когда ты читаешь книги и смотришь телевизионную программу или фильмы, в которых прославляется секс. Избегай их, как заразы! Свидания с кем-либо от другого пола (где это принято), без того чтобы быть готовым вступить в брак, определенного рода танцы, посещение вечеринок, на которых не обращается внимания на целомудрие и пары могут уединяться - всем этим побуждается «страсть». Ибегай всего этого, и „умервщляй земные члены свои: блуд, нечистоту, страсть" (Кол. 3:5).
16 Двое молодых людей, имеющих свидания и собирающихся вступить в брак, должны особенно обращать внимание на то, при каких обстоятельствах они встречаются вместе. Если пара находится одна в автомобиле или в квартире (возможно, что один из них имеет свою отдельную от родителей квартиру) или где-то далеко в отпуске, то может случиться, что они станут слишком интимны друг с другом. Один семнадцатилетний говорил открыто: «Каждый может сказать: „Мы знаем, когда нам остановиться". Можно, правда, знать, когда, однако сколькие в состоянии тогда еще это сделать? Следует лучше избегать таких ситуаций, находясь вместе с другими». Да, сопровождающее лицо для обоих может оказаться добавочной силой для обуздания «сексуальных похотей» их плоти. В обмене нежностей они должны определить себе границы и потом также придерживаться их.
17 Поднимается в тебе желание быть вместе с людьми, известными своей свободной моралью, то заставь себя сторониться такого общения. «Держи дальше от нее [от безнравственной женщины] путь твой, и не подходи близко к дверям дома ее», советует Библия (Пр. 5:8). Как юноша, ты, конечно, в школе окружен многими безнравственными людьми. Общаешься ли ты с ними? Восемнадцатилетняя девушка выразила ощущения многих, сказав: «Окружающая среда оказывает большое влияние на нравственное поведение. Если слушаешь их разговоры о сексе, то возникает любопытство. Затем ставишь себе вопрос, в чем же состоит секс в действительности? Так ли это прекрасно, как они говорят? Такова ситуация, и я знаю это, т.к. это причина, почему я теперь одна ращу ребенка». (Пр. 13:20).
18 Библия показывает, что безнравственные люди будут проникать в собрание христиан. Будь настороже. Если думаешь, что кто-либо может быть таким человеком, то осведоми старейшин, чтобы они могли помочь ему в духовном отношении. Таким образом ты покажешь истинную любовь к нему и, возможно, охранишь также других членов собрания. Другие безнравственные люди в мире, может быть, будут смеяться, что ты стоишь за свою непорочность. Однако подумай! Стоит ли смущаться из-за людей, которые сами «рабы тления», да, рабы своих страстей? (2 Петра 2:19). В ком большая сила, в женщине (или в мужчине) с легким поведением, которая „гонится за любовниками своими", или в целомудренной девушке, которая, на основании своей нравственной силы, может сказать: «Я - стена»? (Песнь 8:10; сравни Осия 2:7). У кого из них большая вероятность потерять самоуважение и „отдать свое достоинство другим [НМ]"? (Пр. 5:9; Иуды 4, 8-13).
19 Если ты покоряешь свое тело или владеешь им, то ты без сожаления сможешь смотреть назад в прошлое. Представь себе радость молодой Суламиты и ее любимого пастуха, когда они вступили в брак. С помощью других и благодаря собственным усилиям они победили свои плотсткие желания и сохранили свое целомудрие. Хотя они перед женитьбой и обменивались нежными словами, но они не совершили безнравственного поступка, которым была бы уменьшена радость, которую они могли испытывать после приспосабливания в браке. Какая противоположность по сравнению со страстным Амноном, который не был в состоянии ждать и „стал рабом своей плоти", совершив безнравственный поступок! (Песнь 2:16; 4:16; 5:1; 2 Цств. 13:1, 2, 10-16).

Развивай личное отношение с Богом

20 «Я не развила личного отношения с Иеговой», созналась двадцатидвухлетняя, выросшая в христианской семье. «Бог не был для меня действительной личностью. Может быть, поэтому мне ничего не стоило совершить безнравственный поступок». Она находилась в подобном же положении, как безнравственные люди, описанные Павлом: „Они знали Бога" и „знали праведный суд Божий", но им недоставало «точного познания» (Римл. 1:21, 28, 32, НМ). Это «более глубокое и внутреннейшее знание и знакомство», личное познание, которое они должны были развивать, недоставало им. Имеешь ли ты, юноша, это личное «точное познание»? Ты должен сам регулярно изучать Слово Бога, чтобы познакомиться с качествами Бога и быть в состоянии ценить их. Вспомни, как «точное познание» подкрепляло первых христиан. Однако необходимо больше, чем лишь изучение.
21 Тесная связь с Богом возникает через исходящую из сердца молитву. Молодая христианка, запутавшаяся в безнравственности, но оправившаяся опять духовно, сказала:
 «Единственной возможностью пребывать в таком личном отношении является молитва - не по привычке прочитанные молитвы, но сердечная. Если я Иегове излагаю все, что чувствую в себе, и постоянно поддерживаю эту связь, то ощущаю, что Он является истинным лицом, и что Он интересуется моей жизнью. Моя связь с Ним является для меня тогда самым важным в мире».
22 Молишься ли ты так интенсивно? Поступаешь ли ты согласно своим молитвам? Если ты, кроме того, будешь „соработником Бога", участвуя в проповедническом деле, то у тебя те же интересы и цели, как у Бога. Благодаря этому естественным образом возникает тесная связь с Ним. Но не забудь, что эту личную связь с Иеговой тебе следует развивать самому (1 Кор. 3:9).
23 Верно, что молодежь подвергнута сегодня большому давлению. Оставаться верным - это ежедневная борьба. Но переступив однажды «цвет юности», эта борьба может стать для тебя легче. Кроме того, она не будет продолжаться вечно. Сатана, ответственный главным образом за волну безнравственности, будет скоро уничтожен. В приблизившемся Божьем новом порядке будет царить справедливая обстановка, которая очень облегчит нашу жизнь. Задумывайся над благословениями этого нового порядка. Ты определенно соглашаешься с чувствами молодой девушки, сказавшей: «Я думаю о всем том, что сделал для меня Иегова, и что Он предсказал. Он не оставил меня до сих пор, но во многих отношениях особенно благословил. Я знаю, что Он желает для меня только лучшего, и мое желание - угодить Ему. Вечная жизнь стоит любого старания в интересах Иеговы» (Римл. 16:20; 2 Петра 3:13).

 [Сноски]
 Согласно некоторым экспертам, нашедшие в привычку страстные прикосновения к интимным частям тела являются одной из главных причин расторжения обручений. Опросы показали, что по крайней мере каждое третье обручение не заканчивается браком.
 В 21-ом стихе Павел употреблял греческое слово гно’сис в то время как В 28-ом стихе слово эпи’гиосис усиленная форма слова гно’сис. Она указывает на более глубокое и основательное познание,
 Согласно труду Synonyms of the New Testament (Синонимы Нового Завета) д-р. Ричард К. Тренч.

 Можешь ли ты ответить на следующие вопросы для повторения?
 · В чем состоит Божья воля для христианина, что касается половой морали?
 · Почему сексуальная «нечистота» вредит неженатой паре?
 · Как должна реагировать христианская молодежь, если их богобоязненные родители оказывают им библейскую помощь?
 · Какие меры предосторожности должна принять христианская пара, готовящаяся вступить в брак?
 · Как можно развивать тесное личное отношение с Иеговой Богом?

 [Вопросы для изучения]
  1. Почему юность - прекрасное время в жизни, но какие взгляды имеются у некоторых молодых людей?
  2. а) Что показывает новейшая статистика о нравственном поведении молодежи? б) Веришь ли ты, что эта тенденция замечается также среди молодежи христианского собрания?
  3, 4. а) Почему молодому человеку не так-то просто соблюдать свое целомудрие? б) Как могут возникнуть проблемы давлением сверстников и благодаря потребности быть понятым?
  5. а) Что говорится о Боге в Исяия 48:17? б) В чем состоит Божья воля по отношению к нам в нравственном отношении, согласно 1 Фессалоникийцам 4:3-8?
  6. а) Что велел апостол Павел помазанным христианам а отношении блуда, и почему? б) Почему это должно побудить молодежь следить за своим поведением?
  7-9. а) Что говорится в 2 Петра 2:9-13 о лицах, поступающих аморально? б) Как некоторые, занимавшиеся «нечистотой», „получили возмездие"?
 10. Почему не вступавшие в брак пары вредят самим себе такими «нечистыми» действиями?
 11, 12. а) Как осуществляет Иегова наказание за безнравственность? б) Что сказал Иов о людях, противящихся Богу? в) Каким вопросом мы займемся теперь?
 13. Как могут молодые люди, имеющие преданных Богу родителей, поступать согласно Притчи 23:26, и с каким результатом?
 14. Как христианская молодежь должна рассматривать «закон» своих родителей, преданных Богу?
 15. Что говорил апостол Павел о своем поведении в I Коринфянам 9:27, и как молодой человек может поступать подобно ему?
 16. Какие должны быть приняты меры предосторожности двумя молодыми людьми, которые имеют свидания и собираются вступить в брак?
 17. Важно ли следить за тем, с кем мы общаемся? Почему?
 18. Какие вопросы должен задать себе молодой христианин, над которым смеются, потому что он сохраняет свое целомудрие?
 19. а) Кто „поработил свою плоть" - описанная в книге Песни Песней пара или Амнон? б) Какие были последствия?
 20. а) Что может случиться, если нет личного отношения с Богом? б) Чего недоставало безнравственным людям, которых описал Павел в послании к Римлянам, глава первая?
 21, 22. Как возникает тесное, личное отношение с Богом?
 23. а) Вечно ли будет продолжаться борьба против безнравственности? б) Почему ты должен быть готовым сделать все, чтобы быть угодным Иегове?

Родители, обращайтесь к сердцам ваших детей!

«Сын мой, если сердце твое будет мудро, то порадуется и мое сердце» (Пр. 23:15).

 ХРИСТИАНСКИЕ родители стараются защищать своих детей от заблуждений в области морали. Ты, несомненно, будучи отцом или матерью, разделяешь опасения христианского отца четырех юных дочерей, который писал: «Падение морали, с которой сталкиваются наши дети, все больше увеличивается. Иногда трудно быть в курсе дела и знать новые подходы, существующие в мире. Я постоянно молюсь, чтобы суметь помочь своим детям. Ведь я так люблю их.»
2 Но как же случается, что даже молодежь, посещающая религиозные сходки и наученная библейским нравственным нормам, совершает безнравственные поступки? Хотя умственные познания и важны, но они недостаточны; решающим является сердце, и особенно в области морали. Как ты, отец или мать, можешь проникнуть к сердцу своего ребенка, так что оно «будет мудро»? (Пр. 4:23; 23:15).

Вычерпывай помыслы из сердца

3 Прежде чем твои слова могут дойти до сердца ребенка, ты должен приблизительно знать, что в сердце твоего ребенка. «Помыслы [чье-либо настоящее намерение или глубокие замыслы] в сердце человека - глубокие воды, но человек разумный вычерпывает их» (Пр. 20:5). Истинные чувства в сердце ребенка подобны воде на дне глубокого колодца. В библейские времена некоторые колодезные отверстия лежали на глубине свыше 30 метров, так что надо было спускаться вниз, чтобы „черпать" воду. Это было не просто. „Вычерпывать" замыслы своего ребенка тоже может быть не просто. Для этого необходимы чувство проникновения и наблюдательности. Могут требоваться умело поставленные вопросы и терпение. Иногда, может быть, надо быть готовым часами беседовать со своим ребенком, прежде чем покажутся его действительные чувства. Напомни ребенку, что ты также переживал подобные фазы, что и ты сам несовершенный. Дай иногда ребенку возможность побыть с тобой наедине. Этим ты облегчишь ему высказаться (Иов 33:5-7).
4 «Пустословие» или «необдуманное (НМ)» слово или выражение, напротив, может подействовать ужасно. Некоторые говорят не думая, что как бы «уязвляет». Их слова ранят и приводят к разрыву. Старайся поэтому сохранять «хладнокровие» и быть хорошим слушателем. Может быть, ты сам можешь припомнить, что кто-либо говорил с тобой однажды пренебрежительным тоном или насмехался над твоими чувствами, сказав, возможно: «Тебе следовало бы лучше знать». Доверишься ли ты опять безо всяких этому лицу? (Пр. 12:18; 17:27).
5 Когда ребенок входит в юношеский возраст, у него появляются очень сильные сексуальные страсти. В это время юноша или девушка нуждаются в ком-либо, кто мог бы объяснить им происходящее в их теле и ответить на целый ряд очень деликатных и индивидуальных вопросов. Однако, как показал опрос, 92% из 1,400 родителей, имеющих детей в юношескиом возрасте, никогда еще не говорили со своими детьми о поведении в сексуальной области. Иногда господствующие в стране обычая или происхождение родителей или мнение, что такие обсуждения совсем не нужны, могут быть препятствием даже для христианских родителей, чтобы понять свое задание в этом отношении. Какое же значение должно, однако, придаваться этим разговорам?
6 Христианский старейшина, беседовавший по этому поводу с несколькими семьями, сказал: «Интересно, что повсюду показывалось одно и то же. Родители, заранее обсуждавшие половые вопросы и старавшиеся вести живой обмен мыслями со своими детьми, достигли хороших результатов. У тех же, которые по како-либо причине заранее не затрагивали этих проблем, обычно устанавливались плохие результаты».
7 Такие беседы полезны во многих отношениях. Во-первых, ум ребенка будет подготовлен, чтобы противостоять превратным, грязным мыслям, которые могут дойти до него позднее. Во-вторых, могут усилиться уважение и доверие к родителям и будет положено общее основание для обмена мыслями, который не прервется также во время половой зрелости. В-третьих, ребенку будет легче обсуждать интимные дела со своими родителями. Тем не менее, родители ставят себе вопрос, как можно было бы приступить к обсуждению этой несколько щекотливой темы.

Просвещение, доходящее до сердца

8 Как можно больше следует подчеркивать, насколько ценно начинать просвещать ребенка уже с раннего возраста. Даже 10-и 11-летние становились беременными. Некоторые исследователи советуют просвещать ребенка уже до шести лет, иначе это может быть слишком поздно. Часто бывает достаточно на вопросы ребенка по этому поводу отвечать без стеснения просто и свободно. Юношу или девушку следует, однако, наставлять, как они могут владеть своими половыми желаниями. Чтобы наставление дошло до сердца, оно не должно быть обвинением, но дружеской помощью.
9 Иисус сказал: «Добрый человек из доброго сокровища сердца своего выносит доброе» (Луки 6:45). Чтобы достичь сердца своего ребенка, ты, отец или мать, должен вложить в это сердце нечто драгоценное, на что ребенок отзовется и что полюбит. Почему? Чтобы из этого сердца исходило «доброе» (Матф. 12:34, 35).
10 То, что говорится в книге Притчи на эту тему, является для родителей хорошим примером. Поведение в сексуальной области разбирается там открыто и все-таки с достоинством. Обратим внимание на спокойный подход к этой теме в пятой главе. Наставник или отец реально обсуждает радости полового сношения и особенно необходимость избегать безнравственных поступков. Кажется, что уста блудницы „источают мед", когда она пытается соблазнить мужчину. Последствия же «горьки, как полынь» и «остры, как меч обоюдоострый» (стихи 3, 4). Затем библейский Наставник затрагивает то, о чем неохотно говорят, показывая, как молодежь таким поведением может потерять свое «достоинство» (стих 9). Однако его слова не производят впечатления, что все связанное с сексом - грех. Меткими картинами он описывает супружескую связь (стихи 15-19).
11 Отец не обвиняет и не бранит юношу. В книге Притчи, глава 7, он открыто сообщает о жизненных опытах других (Пр. 7:6, 7, 13, 17, 18). Наставник употребляет ясные наглядные пояснения: страстный, человек, соблазненный блудницей, сравняется с волом, идущим на убой; «стрела пронзит печень его» (Пр. 7:22, 23). Как может юноша забыть этот образный язык! Если он сохранит в сердце такие предупреждения, то они могут помочь ему противостоять соблазнам; Отец не говорит просто, что сексуальная безнравственность - зло, но объясняет причину и последствия и показывает, как легко молодой человек может впасть в безнравственность.
12 Многие христианские родители проводили уже подобные беседы. При этом они пользовались случаями, когда эту тему можно было затронуть естественно и непринужденно, например, на прогулках, в разговоре о каком-либо происшествии, показывавшем ценность добрых нравов, после обсуждения такого материала на сходке собрания или когда в семье возникала такая тема при библейских разговорах. Во многих случаях в помощь бралась книга Твоя молодость - извлекай наилучшее из нее. Подобные беседы бывали нс всегда легки, но родители, проводившие их, руководились истинной любовью к своему ребенку. Мать пятерых детей рассказала: «Я принуждала себя говорить об этом до того момента, когда, наконец, ни я, ни дети не испытывали больше неловкости». Не допускай, чтобы твой ребенок несказанно страдал, потому что ему в этом щекотливом вопросе недостает «доброго учения» (Пр. 4:2).
13 Однако, несмотря на все хорошие наставления, которые можно вложить в сердце ребенка, в нем укоренена безрассудность по причине унаследованной греховности (Пс. 50:5).

Дисциплинирование очищает сердце

14 Что может изгнать безрассудность из молодого сердца? «Исправительная розга», как говорится в книге Притчи 22:15. Дисциплинирование - это есть воспитание, которое формирует и исправляет. Оно требует твердости, соединенной с пониманием, и состоит не в том, чтобы «раздражать» ребенка или возлагать на него неразумные ограничения (Еф. 6:4). Дисциплинирование важно, когда сын или дочь начинает интересоваться другим полом. Навлекают беду, если разрешают бывать вместе паре, которая слишком молодая, чтобы вступить в брак.
15 Однако многие родители говорят: «Что я могу сделать, если они хотят быть вместе?» Когда братья Суламиты узнали, что молодой пастух хотел взять их сестру на прогулку в уединенные горные места, то они воспрепятствовали этому - вероятно, по побуждению или с согласием их родителей. Они дали ей работу, чтобы заполнить ее время и помешать им быть вместе. Ее братья доверяли ей, но они знали также власть соблазна. Была ли этим погублена жизнь девушки? Напротив, для молодого пастуха и девушки это было помощью соблюсти свое целомудрие до свадьбы (Песнь 1:6; 2:8-15).
16 Также и сегодня родители должны проявлять такую твердость и заботиться о деятельности, с помощью которой будут заняты мысли их детей. Им следует в этом отношении проявлять хорошую способность различать и иметь божественную мудрость (Пр. 24:3). Родителям чрезвычайно трудно обуздывать пробудившиеся однажды чувства детей. Прежде чем христианские родители разрешат своему сыну или дочери назначить свидание с кем-либо другого пола (где это принято в обществе), им следует принять во внимание его (или ее) возраст, степень зрелости его чувств и его духовные успехи, как и лицо, с кем он (она) встречается, и намерение обоих. Одна мать, 19-тилетняя дочь которой была лишена общения, на вопрос, что сделала бы она сегодня иначе в воспитании ее дочери, ответила: «Я больше никогда не допустила бы, чтобы она, будучи подростком, начала бы любовную связь. Я никогда не предполагала бы больше, что она достаточно сильна, чтобы одной справиться со своими проблемами».
17 Некоторые родители в таком случае садились с обоими молодыми людьми и объясняли им, почему они не могут одобрить их свидания. Если дело обсудить с родителями другого, то можно, вероятно, приобрести дополнительную поддержку. Один христианский отец, имеющий четырех детей, говорит: «Многие родители находят «милым», если юноша и девушка находятся в дружеских отношениях между собой, и не только поощряют к тому, но разрешают даже нескольким подросткам выходить вместе без надзора взрослых. Мы видим, что получается из этого: уединяющиеся парочки, безнравственные поступки и ранние браки. Мы поощряем своих детей к хобби и к физической активности, как катание на коньках и езда на велосипедах - занятия, которые они могут предпринимать один, с семьей или с другими их пола».
18 Даже если пара и достаточно взрослая, чтобы «встречаться друг с другом», родители этой пары должны помогать им и заботиться о сопровождающем лице. Двое обрученных христиан незадолго до заключения брака ослабили свою бдительность и стали виновными в «нечистоте» (Гал. 5:19). Оглядываясь назад, молодой человек сказал: «В большинстве случаев с нами было сопровождающее лицо. Но те немногие разы, когда этого не было, повредили нам». Другие молодые люди были благодарны позже своим родителям за то, что они наотрез и добросовестно наблюдали за их развлечениями, потому что они сохранили свое целомудрие и начали свое супружество без сожалений или плохих воспоминаний. Если намерения твоего; сына (дочери) благородны, то он не должен обижаться на твое угодное Богу «дисциплинирование», т.к. оно - «путь к жизни» (Пр. 6:23).

Помогай детям развивать отношение с Богом

19 Близкое личное отношение с Иеговой является для твоего сына или для твоей дочери лучшей защитой от безнравственности. Хотя это отношение должен развивать каждый сам, однако родители могут быть помощью при этом. Прежде всего твой собственный пример преданности, который даешь ты, отец или мать, будет живым примером, которому может подражать твой ребенок. Люди, ставшие в первом столетии христианами в Фессалониках, видели, «каковы были» Павел и его спутники, и стали их «подражателями» тем, что также проявляли «многое удостоверение» (1 Фес. 1:4-6). „Какого человека" видят в тебе твои дети? Видят они твое «многое удостоверение», и замечают ли они, что ты всю свою жизнь строишь на своей преданности Богу и приносишь жертвы ради чистого поклонения? Видят ли они твою сильную антипатию к безнравственности в том, что тебя не занимает ничто морально плохое? Видят ли они в том, как ты относишься к своему супружескому партнеру или обращаешься с другими, пример любви? Слышат ли они, что ты говоришь о
 Иегове так, что это показывает, что Он является для тебя реальностью? Это будет для них стимулом приносить жертвы, чтобы соблюдать закон Иеговы. И они поймут, насколько это важно.
20 Свои старания ты должен поддерживать также и тем, что ты станешь строго следить за знакомством своих детей и выбирать приятелей для них, которые в духовном отношении выявляют «многое удостоверение». Ничто не может скорее свести на нет твою работу, как плохие товарищи - даже если они и принадлежат к христианскому собранию. Они могут разрушить духовный склад ума твоего сына (дочери) и содействовать конфликту поколений (Пр. 13:20; Иуды 3, 4, 12, 16, 19).
21 Как мать или отец, ты должен быть убежден в силе Божьего Слова, Библии. Апостол Иоанн говорил о сильных в духовном смысле „юношах" собрания, которым он писал, что они «победили лукавого», потому что „в них пребывало слово Божие" (1 Иоан. 2:14). Богобоязненные родители должны, таким образом, не только содействовать тесному семейному общению и давать хороший пример, но заботиться также о том, чтобы регулярно изучалось Слово Бога в семье, для того чтобы его весть могла глубоко внедриться в сердца детей. Одна чета испытала на горьком опыте, что двое из их троих детей в юношеском возрасте обратились к плохому. Отец, воспитывавший их с детских лет в христианской вере, заявил: «Если бы я мог еще раз начать снова, я бы регулярно проводил семейные библейские занятия. У нас они проводились лишь иногда. Я знаю, что регулярное изучение сблизило бы всех в семье, и дети также больше окрепли бы духовно». Если родители хорошо подготавливаются к изучению, избегают механического и слишком формального хода изучения и обсуждение согласуют с потребностями детей, то вся семья будет радоваться изучению и будет тесно расти вместе в духовном отношении. Конечно, все это не так просто, ввиду слишком занятого времени родителей, однако это касается не столько продолжительности таких обсуждений, сколько того, чтобы время было хорошо использовано. Кроме того, детям следует привить хорошие привычки заниматься самим личным изучением (Втор. 6:4-9).
22 Как показывает опыт в прошлой статье, через усиленную молитву, исходящую из сердца, возникает тесное отношение с Богом. Помогай своему сыну (дочери), чтобы он понял необходимость молиться и знал, как можно „излить свое сердце перед Иеговой" (Пс. 61:9). Дай ему возможность слышать твои молитвы, исходящие из сердца. Обсуди с ним, что он может упоминать в своих молитвах. Если ты твоему ребенку расскажешь, как Иегова услышал твои молитвы, и ободришь его обращать внимание на исполнение просьбы в его молитве, то он познает, что молитва имеет силу.
23 Царь Давид писал: «Тайна Господня [Иеговы, НМ] - боящимся Его» (Пс. 25:14). Чтобы твой сын (дочь) действительно смог развивать тесное отношение с Богом, он должен иметь здравый страх перед последствиями, которые возникнут, если возбуждается неудовольствие «Бога живого» (Евр. 10:31; Пр. 8:13). Сын (дочь) должен, конечно, любить Иегову и глубоко ценить Его доброту и доброжелательство, но он должен также высоко уважать способность Иеговы наказывать кого-либо или дать ему „пожать, что он посеял" (Гал. 6:7). Если ребенку с ранних лет будет внушен этот здравый «страх», то он будет развивать чувствительную совесть. Он не станет думать, что все в порядке, пока он не будет пойман, но будет чувствовать, как Иосиф, который противостоял соблазнам безнравственности и сказал: «Как же сделаю я сие великое ало и согрешу перед Богом?» (Быт. 39:7-9).
24 Когда ты находишься вместе со своим ребенком в христианском служении, ты должен помогать ему проявлять тот же любвеобильный интерес к людям, который имеется у Иеговы. В то время, как в нем будет увеличиваться уважение, он сердцем познает, что может „обогатить многих", проповедуя людям «благую весть», с помощью которой в их жизни могут быть проведены полезные перемены. Это служение является также замечательной помощью развивать тесное отношение с Богом (2 Кор. 6:10).

Необходима «преизбыточная» помощь

25 «Не просто быть отцом подростка», сказал христианский отец, который выразил свою беспомощность по отношению к скрытности своей 16-тилетней дочери, подверженной в школе большому напору со стороны мальчиков. «Часто я молюсь сам один и вместе с ней, но все-таки я постоянно обеспокоен». Да, он понял, что нуждается в Божьей помощи, через которую ему и его дочери будет наделена «преизбыточная сила» (2 Кор. 4:7).
26 Подчас родителями овладевает чувство беспомощности, когда все их старания кажутся безуспешными. Но не сдавайтесь! Один христианский отец рассказал, что он своего сына, которого он с детства воспитал в христианском учении, считал «потерянным» в определенный момент его склонности к упрямству. Он говорил: «Я становился на колени и молился так долго, пока слезы не катились по моему лицу, и я молил Иегову, помочь мне. Он услышал эти молитвы и юноша постепенно стал улучшаться. Я ближе стал к Иегове, когда увидел, как Его рука действовала над моей семье». Да, проси Иегову о помощи. Надейся на Него. Молись со своими детьми и за них. Распознавай, как рука Иеговы действует в твоей семье (1 Фес. 5:17).
27 Осознай, что молодежь в конце концов сама должна записать себе в сердце законы Иеговы. (Сравни Притчи 3:1-4). Однако делай все возможное как отец или мать, чтобы обращаться к сердцу своего ребенка. Какая награда видеть, что ребенок остается верен истине! У тебя есть полное основание „радоваться от души", если твои дети показывают, что их сердце „стало мудрым"! (Пр. 23:15). Ты будешь находиться в таком же положении как и апостол Иоанн, который мог сказать о своих духовных детях: «Для меня нет большей радости, как слышать, что дети мои ходят в истине» (3 Иоан. 4).

 [Сноски]
 Для подробных предложений относительно таких разговорен смотри книгу «Устраивай семейную жизнь счастливой», страницы 122-124 (англ.), я также статьи «Отец разговаривает со своими сыновьямн» и «Мать разговаринает со своими дочерьми», опубликованные в Пробудитесь! от 8 июня и 8 июля 1965 г. (англ,).
 Издана Обществом Сторожевой Башни.

 Можешь ли ты ответить на следующие вопросы для повторения?
 · Почему важио при воспитании детей достичь сердца?
 · Почему родители должны просвещать своих детей?
 · В чем состоит лучшая защита ребенка от безнравственности, и как можно развивать эту защиту?
 · Как можно научить ребенка молиться со смыслом?
 · Почему должны христианские родители вместе со своими детьми регулярно работать в проповедническом служении?

 [Вопросы для изучения]
  1, 2. а) Какое желание имеют христианские родители, однако, что высказал один отец? б) Что важно при воспитании ребенка, и почему?
  3. Что означают слова из Притчи 20:5, и что должны поэтому делать родители?
  4. Какие слова могут плохо повлиять на обмен мыслями, согласно Притчи 12:18?
  5. а) Какое разъяснение необходимо подростку? б) Даст ли большинство родителей такое разъяснение?
  6, 7. Насколько важно, чтобы родители говорили со своими детьми о поведении в сексуальной области?
  8. Когда следует начинать просвещать ребенка?
  9. Что должны стараться вложить отец или мать в сердце ребенка, и почему?
 10, 11. Чему можно научиться из примеров в книге Притчи и том, как можно достичь сердца ребенка в беседе о сексуальной морали?
 12, 13. а) Приведи некоторые возможности, при которых отец или мать могут поговорить с ребенком о поведении в сексуальной области? б) Какие дальнейшие возможности ты использовал? в) Достаточно ли вложить в сердце ребенка наставление, чтобы он сохранил его нравственно чистым?
 14. Что такое Дисциплинирование, и почему оно так важно?
 15. а) В какой ситуации не знают многие родители, как им следует поступать? б) Как поступили братья Суламиты, когда она хотела быть со своим другом наедине?
 16. Как поступали некоторые родители, чтобы защищать сердце своих детей?
 17, 18. а) Должны ли двое молодых людей, желающих вступить в брак, сердиться на то, что кто-нибудь из родителей или по поручению их был бы при них сопровождающим? б) Какой прискорбный случай был с одним молодым человеком?
 19. а) Что является для твоего ребенка лучшей защитой от безнравственности, и что поможет ему развивать эту защиту? б) Какие вопросы могут задать себе родители, что касается примера, который они дают?
 20. Что может свести на нет результаты хорошего воспитания?
 21. а) Что дает духовную силу, согласно 1 Иоанна 2:14, и какое задание падает поэтому на родителей? б) Как можно проводить такие изучения регулярно и интересно?
 22. Как можешь ты научить своего ребенка молиться со смыслом?
 23, 24. а) Почему следует научить ребенка иметь страх перед Иеговой? б) С кем должны родители регулярно работать в проповедническом служении, и почему?
 25, 26. а) Почему необходима родителям «преизбыточная» помощь? б) Откуда приходит такая помощь? в) Что делал отец, когда считал, что его сын «потерян», и что он понял позднее?
 27. а) Кто должен записать закон Божий на сердце ребенка? б) Что ощущаете вы, родители, когда видите, что сердце ребенка вашего „стало мудрым"?

 [Вставка на странице 14]
 „Мои родители никогда со мной не разговаривали по душам относительно половой жизни. Было много, чего я хотела узнать. Я стала очень любопытной, безрассудной и легко поддающейся влиянию (15-летная девочка)

Религиозное лицемерие

 ИЗДАЮЩАЯСЯ в Пальм Бич (Флорида, США) газета «Пост Таймс» от 27 мая 1979 года напечатала письмо молодого мальчика. Оно гласило:
 «Я не хожу охотно в церковь, так как там вижу людей, о которых я знаю, что они пьяницы, сплетники, лжецы и мошенники.... У меня нет никакого уважения к лицемерам, а наша церковь наполнена ими.»
 Религиозное лицемерие не является ни чем-то необычным, ни чем-то новым. Даже во время, когда Бог общался с израильтянами как с Своим народом, лицемерие по временам было чем-то обычным. Бог выразил Свой взгляд на это через пророка Амоса, и у Него и сегодня такой же самый взгляд на различные формы религиозного лицемерия.
 Бог сказал через Амоса: «Выслушайте это, алчущие поглотить бедных и погубить нищих, вы, которые говорите: когда-то пройдет новолуние, чтобы нам продавать хлеб, и суббота - чтобы открыть житницы, уменьшить меру [чтобы отмерять зерно], увеличить цену сикля [вес для взвешивания предметов при покупках] и обманывать неверными весами, чтобы покупать неимущих за серебро и бедных за пару обуви, а высевки из хлеба продавать?» (Амос 8:4-6).
 Израильтяне педантично соблюдали празднество новолуния и еженедельную субботу, отказываясь от всех коммерческих деятельностей. Но они не могли терпеливо ждать, пока не прошли бы эти дни покоя, чтобы вернуться к их беззаконным действиям. Их нечестность доводила до погибели неимущих и угнетенных. Таким образом они ввергали нищих в „погибель". Эти злые люди бессердечно обманывали бедных, употребляя фальшивые весы и меры. Следовательно, бедные попадали в нужду и были вынуждены продавать себя в рабство, а эти эгоистичные израильтяне покупали их тогда. Бедный, возможно, не был в состоянии платить даже за пару обуви, а кредитор мог за это продать его в рабство. Они обманывались не только, что касается количества проданного зерна, но и что касается качества зерна. Продававшееся им зерно было лишь „высевками из хлеба".
 Действия неверных израильтян не ускользнули от внимания Иеговы Бога, Он ненавидел их религиозное лицемерие. Через Своего пророка Он выразил Свое решение: «Клялся Господь славою Иакова [т.е. Самим Собой, так как Он не мог клясться кем-либо большим; сравни Евреям 6:13]: по истине во веки не забуду ни одного из дел их! Не поколеблется ли от этого земля, и не восплачет ли каждый живущий на ней? Взволнуется вся она как река, и будет подниматься и опускаться как река Египетская» (Амос 8:7, 8).
 Эти слова дают ясно понять, что Всевышний не забыл бы позорных действий, свидетельствовавших против неверных израильтян. Под весом Его суда земля была бы в состоянии волнения и жители скорбели бы. Поэтому земля фактически поднималась бы и падала бы, как Нил, когда он выходит из берегов и потом падает.
 Иегова Бог нс изменил Своего взгляда на религиозное лицемерие. Его одобренными служителями являются только те, дела которых в полном согласии с Его Словом (Иак. 1:25-27). Поэтому нам нужно удостовериться, ведем ли мы действительно справедливую жизнь с Божьей точки зрения.

Угнетение кончится

 РЕПУТАЦИЯ, которую человечество приобрело угнетением, является действительно шокирующей. Бесчисленные миллионы страдали от угнетения. Захватнические войны в особенности были причиной страдании. Не только в самой войне многие потеряли свою жизнь, но и из-за голода и эпидемий, сопутствующих войне, многие лишились жизни. Не жаждешь ли ты дня, когда больше не будет иметься угнетения и связанных с ним страданий? Лицо, более высокое, чем человек, распорядилось, чтобы в определенное Им время угнетение кончилось. Да, всемогущий Бог Иегова точно знает, какую позорную репутацию приобрели отдельные лица и целые нации. Как Он обращался с людьми и народами в прошлом, гаранитирует, что Он привлечет их к ответу. Такому Богу, как Он, действительно необходимо действовать. В Его Слове говорится: «Господь [Иегова, НМ| есть Бог ревнитель и мститель; мститель Господь и страшен в гневе: мстит Господь врагам Своим, и не пощадит противников Своих. Господь долготерпелив и велик могуществом, и не оставляет без наказания» (Наум 1:2, 3). Эти слова являются частью пророчества Наума против Ниневии, столицы древней Ассирии. Так как Иегова Бог не изменяет свои масштабы, то историчес кое сообщение о разрушении Ниневии уверяет нас в том, что угнетение не будет существовавть всегда (Мал. 3:6). Любящим правды, однако, не надо бояться дня расплаты. Пророчество Наума предоставляет нам следующее ободрение: «Благ Господь - убежище в день скорби - и знает надеющихся на Него» (Наум 1:7). Рассмотрение пророчества Наума, следовательно, очень может укрепить нашу веру.

Ниневия „обольщает народы"

 Пророк называет Ниневию „городом кровей [кровопролития, НМ]" (Наум 3:1). Ее воины были, как львы, похищающие добычу, т.е. более слабые народы и нации (Наум 2:11-13). В седьмом столетии до н.э., когда, пророчествовал Наум, ассирийцы терроризировали весь Средний Восток. Чтобы вселять ужас, они особенно жестоко обращались с теми, которые не удовлетворяли их требований. Военных пленников иногда сжигали или сдирали им кожу заживо. Многих ослепляли или водили веревками, прикрепленными крючками к их носу или губам.
 Даже царство Иуда не избегло страданий от руки ассирийцев. Ахаз был таким неразумным, что попросил помощи у царя Феглафслласара против союзных царств Израиля и Сирии. Хотя ассирийцы разгромили военные силы этих союзников, но Иуда от этого не получил настоящей пользы. Ахаз был теперь во власти его мощного и требовательного союзника. Библия сообщает нам: «И пришел к нему Феглафелласар, царь Ассирийский; но был в тягость ему, вместо того, чтобы помочь ему; потому что Ахаз взял сокровища из дома Господня [Иеговы, НМ] и дома царского и у князей, и отдал царю Ассирийскому; но не в помощь себе» (4 Цств. 16:5-9; 2 Пар. 28:20, 21).
 Надеясь на сохранение некоторой степени независимости, другие нации также были втянуты в союз с Ассирией. Но эти союзы повели лишь к тому, что Ассирия угнетала их и что они потеряли свою свободу. Так как эти союзы подавали надежду на помощь и защиту, но в конце концов причиняли прискорбные испытания, то Ниневия описывается как проститутка, которая „продает [обольщает, ИМ] народы" (Наум 3:4). Ее предложения дружбы были привлекательными, но горе нации, принявшей их!
 Когда царь Езекия, сын и престолонаследник Ахаза, попытался сбросить ассирийское иго, царь Сеннахирим вторгнулся в царство Иуда и взял один укрепленный город за другим. Лишь Божье вмешательство спасло Иерусалим от разрушения. Ангел Иеговы поразил 185,000 человек в ассирийском войске, заставив таким образом Сеннахирима оставить свое намерение осадить город (4 Цств. 18:13; 19:32-36).

Конец Ниневии предсказан

 Ассирийское нападение на Иуду мешало сельскохозяйственным работам и путешествиям к ежегодным праздникам в храме в Иерусалиме. Каким облегчением было бы падение Ниневии! Пророк Наум предвидел это и был инспирирован заявить: «Вот, на горах - стопы благовестника, возвещающего мир: празднуй, Иудея, праздники твои, исполняй обеты твои, ибо не будет более проходить по тебе нечестивый: он совсем уничтожен» (Наум 1:15).
 Чего могла ожидать Ниневия в день своего бедствия? Пророк Наум описывает город в его осадном положении. Ассирийский царь напрасно ожидает защиты от «храбрых своих», от своих мощных военнослужащих (Наум 2:5). Защитники города были бы, как слабые женщины. Пророчество призывает Ниневию: «Начерпай воды на время осады; укрепляй крепости твои; пойди в грязь, топчи глину, исправь печь для обжигания кирпичей.» Но все усилия укрепить оборонительные сооружения города оказались бы бесполезными. Пророчество продолжает: «Там пожрет тебя огонь, посечет тебя меч» (Наум 3:13-15).
 Ниневия была, как «пруд, полный водою», в который лились народы и богатства наций. «А они бегут», говорит Наум. «„Стойте, стойте!" Но никто не оглядывается» (Наум 2:8). Люди, которые прежде извлекали пользу из Ниневии, бежали бы во все стороны. Они были бы глухими к мольбам остаться, чтобы помочь городу. Огромные запасы серебра и золота пали бы в руки грабящих победителей (Наум. 2:9).
 Многим людям, может быть, казалось невозможным, что такая судьба постигла бы «город кровопролития». Но предсказанное событие имело исторический прецедент. Наум обращает внимание на это, говоря: «Разве ты лучше Но-Аммона, находящегося между реками, окруженного водою, которого вал было море, и море служило стеною его? Ефиопия и Египет с бесчисленным множеством других служили ему подкреплением; Копты и Ливийцы приходили на помощь тебе. Но и он переселен, пошел в плен; даже и младенцы его разбиты на перекрестках всех улиц, и о знатных его бросали жребий, и все вельможи его окованы цепями» (Наум 3:8-10).
 Ассирийцы хорошо знали, что случилось с городом Но-Аммон, или Фивы. Их войска под царем Ашшурбарнипалом до основания разрушили город Фивы. «Стена» города - его укрепления, включая Нил и его каналы - не помогла. Даже поддержка войск ефиоплян, ливийцев и коптов не была в состоянии спасти Фивы.
 Ничто не могло спасти Ниневию. Она приобрела такую плохую репутацию своими войнами и союзами, что ее падение привествовали бы с ликованием. Наум писал: «Все, услышавшие весть о тебе, будут рукоплескать о тебе; ибо на кого не простиралась беспрестанно злоба твоя?» (Наум 3:19).
 Исполняя пророчество Наума, объединенные войска вавилонского царя Набополассара и мидянина Сиаксареса в 623 г. до н.э. взяли Ниневию. Вавилонская летопись заявляет: «Унесли великую добычу от города и храма и превратили город в развалины.»
 Сегодня на месте древней Нинении все еще находятся руины, доказывающие, что Иегова является Богом истинного пророчества. Угнетающая других Ниневия потерпела поражение. Все угнетатели переживут то же самое в быстро приближающейся «брани в оный великий день Бога Вседержителя» (Откр. 16:14). Какое же великое облегчение принесет это! Да будем же мы находиться в числе ищущих убежища у высшего Суверена.

 

· Павел сказал, что надзиратель собрания должен быть «одной жены муж». Почему приводит он это среди требований для надзирателей, если никакой христианин не мог быть бигамисчом или полигамистом?
 Апостол Павел писал в 1 Тимофею 3:2: «Епископ [надзиратель, НМ] должен быть непорочен, одной жены муж, трезв [умеренным в обычаях, НМ].» Выражение «одной жены муж» означало, что муж был свободен от всякого подозрения быть развращенным в половом отношении, что он примерно держался христианского брачного масштаба.
 Иисус распорядился, чтобы Его ученики придерживались Божьего первоначального брачного устройства: один муж для одной жены (Матф. 19:5, 6). Следовательно, никто не мог быть крещен христианином, кто был еще полигамистом. И все же было уместно, что Павел подчеркнул это дело в связи со старейшинами, потому что полигамия была позволена среди иудеев и преобладала в странах, в которых распрастранялось христианство. Новый, связывавшийся с собранием, должен был мочь познавать по примеру старейшин, что не полигамия, а моногамия (однобрачие) была приемлемым для христиан устройством.
 Однако выражение «одной жены муж» могло бы означать еще больше. Господствовавшая в то время гнилая мораль выражалась в легкомысленных, частых разводах и повторных бракосочетаниях.
 «Разводные законы греков и римлян были такими свободными, что для мужа и жены не было ничего особенным развестись и вступить в брак с другим партнером, в то время как прежний был еще в живых. И так какой-нибудь мужчина мог иметь трех или четырех живых жен: т.е. они были, скорее, одна за другой его женами» (The Life and Epistles of St. Paul, Конибер и Гаусон). У христинина это должно было бы быть иначе. Он лишь тогда был бы свободным развестись и вступить в брак с другим партнером, если его брачный партнер совершил бы «блуд» (тяжелую половую безнравственность) (Матф. 5:32; 19:9). Требование быть „одной жены мужем" означало бы, что старейшина должен был быть примером, мужчиной, кто не разводился со своей женой по небиблейским причинам и затем вступал бы снова в брак.
 Некоторые ученые понимают 1 Тимофею 3:2 так, как будто надзиратель вообще не мог вступать во второй раз в брак. Однако из того, что сказал Иисус и что писал Павел в другом месте, происходит, что повторное бракосочетание не было неправильным. Поэтому мужчина не был из-за этого порицаем, и он не был непригодным служить в собрании старейшиной. Вспомним мы, что Павел писал, что для вдов (и логичным образом и для вдовцов) было бы лучше вступать в брак, нежели „разжигаться" от страсти или быть незанятыми и вмешиваться в дела других людей (1 Кор. 7:8, 9, 36-39; 1 Тих. 6:13,11).
 Быть „одной жены мужем" было равнозначащим, что данное лицо не было виновным в бигамии или прелюбодеянии. Оно должно было быть в своей брачной жизни неукоризненным в моральном отношении, да, оно должно было быть абсолютно верным своей жене. Поэтому New English Bible в этом стихе говорит, что надзиратель «должен быть безупречным, верный своей одной жены».
 Следовательно, Павел подчеркивал своим указанием, что надзиратель должен быть „одной жены мужем", немногими словами несколько аспектов ожидавшегося от женатого старейшины примерного морального поведения. Каждый наблюдатель должен был в связи с каким-нибудь старейшиной иметь чувство, что он является живым примером благородной точки зрения, которую занимают истинные христиане относительно брака.