Суббота, декабря 10, 2022
Руководящий совет cвидетелей Иеговы запрещает свободу слова на религиозную тему
или о cвидетелях Иеговы, которая вне надзора «верного и благоразумного раба».

Ведут ли все религии к Богу

 ЗНАЛ ли ты, что существует религия, называющаяся «Поклонники Кеннеди»? Последователи этой религии верят, что убитый президент Соединенных Платов Джон Ф. Кеннеди может „вылечить их от (врожденных) и даже от смертельных болезней".
 Или что можно сказать о Ministry of Universal Wisdom Church? Она основывается на вере в «летающие блюдца», и ее учредитель утверждает, что он однажды во 2 час утром летал в одной из них.
 И кто не слышал о шокирующем масовом самоубийстве более 900 членов секты «Народный храм» его «преподобия» Джима Джонса в Гвиане?
 Такие примеры могут вызывать серьезные вопросы об определенном распространенном мнении, о мнении, о котором ты тоже, может быть, уже слышал, когда кто-нибудь сказал: «Все религии являются лишь различными путями, ведущими к Богу.»

Почему это мнение является популярным

 Одной причиной того, что сегодня так многие люди верят в это, является возрастающий дух либерализма. Люди ни в коем случае не желают вызвать впечатление, что они являются узколобыми или фанатическими.
 Другой причиной, почему некоторые люди говорят, что „во всех религиях имеется добро", является то, что почти все церкви говорят о любви и учат, что плохо вредить другим, убивать, лгать или красть. Церкви учреждали больницы и школы, чтобы помогать нуждающимся. И религиозные группы переводили и распространяли Библию, давая таким образом многим людям возможность познакомиться с истинным Богом и Его Сыном, Иисусом.
 Если, однако, существует истинный Бог, Который предоставил нам руководство в Своем написанном Слове и Сын Которого точно учил о религии, то мы ставим вопрос: «Как думают Бог и Иисус о различных религиях? Согласны ли Они со взглядом, что „все религии ведут к Богу"?»

Среди «многих» или среди «немногих»?

 Во всем мире считают, что Иисус Христос был мудрым и богобоязненным Учителем, Который определенно не был узколобым. Но Иисус в Своей известной Ннгорной проповеди прямо сказал:
 «Не всякий, говорящий, Мне; „Господи! Господи!" войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного. Многие скажут Мне в тот день: „...и не Твоим ли именем многие чудеса творили?" И тогда объявлю им; „Я никогда не знал вас; отойдите от Меня"» (Матф. 7:21-23).
 Обрати внимание на то, что Иисус не стоял на сегодня популярной и экуменической точке зрения, что большинство людей, которые своим личным образом исповедуют какую-нибудь религию, угодны Богу. Наоборот, Иисус сказал, что даже «многие», утверждающие признавать Иисуса своим Господом или Христом, не будут приемлемыми Богу.
 В той же проповеди Иисус откровенно дал следующий совет:
 Входите тесными вратами; потому что широки врата и пространен путь, ведущие в погибель, и многие идут ими; потому что тесны врата и узок путь, ведущие в жизнь, и немногие находят их» (Матф. 7:13, 14),
 Что думаешь ты, почему был Иисус такого мнения? Библия ясно показывает, что Иисус знал, что необходимо „исполнять волю Отца", как она описывается в Библии, чтобы быть угодным Богу. Чтобы подчеркнуть это, Иисус осуждал совершение и учение того, что противоречит Слову Бога. Было правильно, что Он показал это, ибо Он знал, что можно пользоваться религией, чтобы обольщать людей и вводить их в заблуждение (Матф. 23:13; 2 Кор. 4:4). Если мы сравним с Библией то, чему сегодня учат в церквах, то выяснится, что многое о любящих и великодушных путях истинного Бога представляется в ложном свете.
 Из этого следует поэтому, что не было бы достаточно для кого-нибудь, включая нас, придерживаться просто религии наших родителей или принадлежать к главнейшей религии на месте. Даже если мы делали бы это с искренностью, это могло бы поместить, нас среди «многих», которые, но словам Иисуса, находятся на „пространном пути, ведущев в погибель".
 Ты, определенно, предпочел бы быть среди «немногих», которые, по Божьему мнению, находятся на «пути», действительно ведущем к Нему. Это также является путем, о котором Иисус сказал, что он ведет в «жизнь», т.е. в вечную жизнь (Иоан. 3:16; 17:3).

Точное познание, ведущее к Богу

 Без сомнения, очевидно, что не требуется быть теологом или иметь обширное религиозное знание, чтобы сторониться церквей, верующих в чудеса умершего политического деятеля, или в путешествия в летающих блюдцах, или ведущих к маниакальным самоубийствам. Но мы все же нуждаемся в познании, а именно в точном познании.
 Это хорошо доказывается случаем еврейского правоведа по имени Савл (или Павел), который стал христианским апостолом. В его прежней вере он был очень ревностным, да, он даже старался истребить поклонение, которое ему казалось неправильным. Но благодаря Божьей милости он понял, что очень религиозные лица, в том числе и он сам, могут иметь «ревность по Боге, но не по рассуждению [по точному знанию, НМ].» Когда Павел узнал больше о воле и образе действия Бога, он обратился к более правильному образу поклонения (Деян. 8:1-3; 9:1, 2; Римл. 10:2; 1 Тим. 1:12-16).
 Это должно влиять и на нашу точку зрения сегодня, потому что воля Бога состоит в том, чтобы все люди «достигли [точного, НМ] познания истины» и соответственно поклонялись Ему (1 Тим. 2:3, 4). Бог инспирировал Павла предсказать, что в наше время многие люди будут „иметь вид благочестия, силы же его отрекутся". Затем нам приказывается: «Таковых удаляйся» (2 Тим. 3:1-5).
 Следовательно, нам крайне необходимо установить, отправляем ли мы религию или образ поклонения, действительно ведущий к Богу. Но каким образом можно установить это?

Поклоняйся Богу желаемым Им образом

 НАБЛЮДАЛ ли ты правдивость следующего религиозного парадокса:
 «В 1980-ые годы больше людей будет обращено в христианскую веру, чем во всей прошлой истории, и больше христиан отпадут от организованного христианства, чем в любую прошлую эру» («Morning Herald», Сидней, 31 июля 1979 г.)?
 Это сообщение из Австралии, которое основывалось на опросе 60 более крупных религий и 9,000 «христианских» групп, показало, что люди рекордными числами покинут свои церкви. Может быть, ты знаешь людей, которые когда-то были довольно религиозными и ходили в церковь, но которые сейчас перестали делать это.
 Однако многие люди, чувствуя внутреннее стремление поклоняться Богу, привлечены одной или другой религиозной группой. Часто эти религии трогают их эмоции, может быть, настоятельно призывая их «спасаться».
 Ты тоже имеешь вселенное в тебя Богом стремление поклоняться твоему Создателю. Но каким образом следует поклоняться Ему? Каким является Его образ поклонения?

Как можешь ли ты убедиться?

 Бог, конечно, должен определить, что есть правда и правильное поклонение, а не какой-нибудь человек или какая-нибудь церковь. Женщине, которая принадлежала к одной религиозной общине первого столетия, Иисус сказал: «Бог есть дух, и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине» (Иоан. 4:24). Это верно и для нас сегодня.
 Чтобы быть угодными Богу, мы должны иметь влечение к чистому поклонению, выражая это от всего сердца и со всей искренностью. Мы также должны искать истину и стараться соответствовать ей. Это значит, что необходимо поступать в согласии с открытой в Слове Бога истиной, вместо того чтобы следовать лишь церковным традициям или даже религиозным учениям, противоречащим истине Библии.
 Чтобы проверить, находится ли какая-нибудь религия - также и твоя церковь или наиболее распространенная вера в твоем окружении - в согласии с правдой, можно было бы рассмотреть многие различные области. Но исследование лишь трех областей может уже помочь тебе поклоняться Богу желающимся Им образом.

Общепринятое верование - но правильно ли оно?

 Одним учением, которому учит большинство религий во всем мире, является, что внутри человека Существует невидимая душа, которая переживает смерть тела и продолжает жизнь бессмертным духом. Знакомо ли тебе это учение? Часто оно связано с представлением, что душа доброго человека при смерти возносится на небо. Это учение является причиной широко распространенной заботы о «духах» умерших родственников. Encyclopedia Britannica заявляет: «Вера в бессмертие человека в какой-либо форме является почти всеобщей.» Тебе это, наверно, известно.
 Однако уместно, что энциклопедия говорит о «почти всеобщей» вере. Почему? Потому что древние евреи и ранние христиане не верили в то, что люди имеют бессметрную душу.
 Может быть, это утверждение удивляет тебя, потому что многие люди думают, что это учение церквей происходит из Библии. Обрати, однако, внимание на следующее:
 По Библии, первой ложью, выраженной сатаной, дьяволом, было, что человеческий грех не привел бы к смерти (Быт. 3:1-4). Когда же наши прародители все же умерли, а также и все их потомки, что было бы более обманчивым, чем утверждение: «Они же в действительности не мертвы, а лишь их тело; душа их бессмертна»? Да, учение о бессмертии человеческой души содействует лжи сатаны и ведет к тому, что миллионы людей боятся мертвых.
 Библия, однако, учит, просто говоря, что ты являешься душой. Указание на это находим мы в сообщении Библии об Адаме. Создатель сотворил тело из праха и затем снабдил его жизнью и дыханием, необходимым для сохранения жизни. Что было результатом? Адам «стал... душею живою» (Быт. 2:7). Бог не дал ему души. Адам был душой. (Cpавни 1 Коринфянам 15:45).
 В согласии с тем Библии учит, что душа (человек) может умереть. Смотри Иезекииль 18:4. Значит ли это, что человек после смерти не может ни думать, ни чувствовать? Точно так. В самом деле, Екклесиаст 9:5 сообщает нам:
 «Живые знают, что умрут, н мертвые ничего не знают.»
 Значит ли это, что для наших умерших родственников и друзей больше не имеется никакой надежды? Нет, так как Библия приводит нам примеры, что Бог вновь дал мертвым лицам жизнь, воскресив их. Может быть, ты уже знаешь, что Бог воскресил, например, Иисуса Христа в виде духа в третий день после Его смерти (Деян. 10:39, 40; 1 Петра 3:18). На основании этого и соответствующих бибелйских обещаний мы можем смотреть навстречу времени, когда Бог воскресит тех, кого Он сохраняет в Своей памяти (Деян. 17:31; 24:15).
 Если ты поразмыслишь обо всем этом, то ты можешь увидеть, что учащееся большинством религий бессмертие души прямо противоречит высказываниям Библии. Спроси поэтому себя:
 «Какое значение имеет это для меня? Необходимо ли мне провести кое-какие изменения, чтобы поклоняться Богу желаемым Им образом, в истине?»

Также поведение принадлежить к этому

 Иисус Христос дал нам дальнейшую помощь для установления желаемого Богом образа поклонения. Он сказал Своим последователям: «По тому знают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою» (Иоан. 13:35). Побуждает ли действительно сегодня большинство церквей всех своих последователей проявлять такую же любовь, как Иисус?
 Например, первые христиане подвергались испытанию, относительно истинной любви, когда от них требовали вступать в римскую армию или поддерживать се. Они, правда, желали соблюдать государственные законы, но они не могли делать этого, когда это значило бы нарушать Божьи законы, например, Его закон против убийства (Матф. 22:21; Деян. 5:29). Кроме того, Бог сказал о Своем народе: «И перекуют мечи свои на орала, и копья свои - на серпы; не поднимет народ на народ меча, и не будут более учиться воевать» (Ис. 2:4).
 В согласии с этим ранние христиане не боролись за Римскую империю или за какой-нибудь другой народ.
 Подумай-ка о позиции, занимающейся церквами и их проповедниками и священниками в наше время. Они приводили некоторые извинения, но затем одобряли и благословляли войны - войны, в которых католики убивали католиков и протестанты убивали протестантов. Это не является Божьим путем!

Моральные нормы Бога

 Для установления желаемого Богом образа поклонения рассмотрим еще третью область, а именно поддерживает ли какая-нибудь религиозная группа Его моральные нормы, или она просто смотрит сквозь пальцы на проступки.
 Иисус старался помочь грешным лицам, включая пьяниц и безнравственных лиц. Его ученики должны были делать то же самое (Матф. 9:10-13; 21:31; Луки 7:36-48; 1 Кор. 6:9, 11). Но Библия показывает, что некоторые лица могли бы оступиться и совершить серьезный грех даже после того, как они раскаялись и стали христианами (Гал. 6:1). Например, в христианском собрании в древнем Коринфе один мужчина стал блудником (1 Кор. 5:1).
 Если христианин привычно грешил, то другие христиане должны были стараться помочь ему заново приобрести Божье одобрение и духовную силу (Иак. 5:13-16). Но что же, если кто-нибудь привычно грешил и не раскаивался? Слово Бога говорит об этом человеке в Коринфе или о подобных ему лицах:
 Но я писал вам не сообщаться с тем, кто называясь братом, остается блудником, или лихоимцем, или идолослужителем, или злоречивым, или пьяницею, или хищником, с таким даже и не есть вместе.... Итак извергните развращенном из среды вас» (1 Кор. 5:11-13).
 Итак, если человек совершает грубый грех и не принимает помощи и не раскаивается, тогда необходимо лишать его общения собрания истинных христиан. Может быть, это потрясет и образумит его. Но независимо от того, случится ли это или нет, это веденное Богом исключение из собрания будет защищать искренних христиан (1 Кор. 5:2-8).
 Но принимаются ли такие дисциплинарные меры в большинстве церквей, которые ты знаешь? Или не так ли, что большинство людей, посещающих церковь и открыто совершающих грех, и впредь признаются частью общины?
 На первой странице одной нигерийской газеты недавно сообщалось:
 Почти одна треть всех женатых римско-католических мужчин в анархии архиепископа Лузаки имеют наложниц, живущих у них.... В отчете, базирующем на обелебовании архиепископа Эммануэля Милинго, сообщается, что в 3,225 из 10,903 католических хозяйств имеется наложница» (14 сентября 1980 г.).
 Из-за того, что церкви не соблюдают Божьего приказания лишать нераскаивающихся греншиков общения, другие побуждаются думать, что и они могут грешить без наказания. Или они просто отворачиваются от религии (Еккл. 8:11).
 Молодой парень писал следующее одной газете:
 «Я ненавижу ходить в церковь, потому что я там вижу людей, о которых я знаю, что они пьяницы, сплетники, лжецы и обманщики. Они действительно там каждое воскресенье, молятся и поют гимны. Я никак не могу с уважением относиться к лицемерам, но наша церковь полна ими» (Пальм-Бич Post Times, 27 мая 1979 г.).
 Очевидно, что Бог не может одобрять лиц или церкви, которые производят такие плоды и не поклоняются Ему «в духе и истине» (Иоан. 4:24; Матф. 7:15-20).

 Что будешь ты делать?
 Мы рассмотрели лишь три области. Но они делают ясным, что мы, если мы желаем поклоняться Богу желаемым Им образом, может быть, должны провести коренные изменения в нашей вере и нашем поведении, как это сделал и апостол Павел и многие другие, ставшие истинными христианами. Жизненно необходимо отделиться от религий, которые не способствуют желаемому Богом образу поклонения. Бог, на самом деле, велит нам „выйти от них, если мы не желаем участвовать в их грехах и подвергнуться их язвам" (Откр. 18:4, 5; 2 Кор. 6:14-18).
 Свидетели Иеговы серьезно заинтересованы в том, чтобы согласовать свою жизнь со Словом Бога и таким образом поклоняться Создателю «в духе и истине». Они с радостью помогли бы и тебе, если ты желаешь поклоняться Богу желаемым Им образом.

 [Рамка на странице 6]
 «Ценности и насилие в Аушвитце»
  В своей книге с вышеупомянутым заглавием польская женщина-социолог Анна Павелщинска заметила, что в нацистской Германии «свидетели Иеговы оказывали пассивное сопротивление ради своей веры, несовместимой с войной и насилием вообще.» Что было результатом? Она заявляет:
  «Эта маленькая группа арестантов была прочной идеологической силой и она одержала победу в своей борьбе против нацизма. Пемецская группа этой секты была крошечным островом неослабевающе о сопротивления среди терроризированной нации, и с тем же неустрашенным духом они выступали в лагере Лушвитц. Им удалось добиться уважения других арестантов,... арестантов-функционеров и даже офицеров СС. Все знали, что никакой свидетель Иеговы не исполнил бы приказа, противоречившего его религиозному убеждению.»

Угодное Богу поведение по отношению к другим

«Пишу тебе..., [чтобы ты знал], как тебе вести себя в доме Божием, который есть собрание» (1 Тим. 3:14, 16, НМ).

 ПОЛЬЗА, которую христиане извлекают из изучения Библии, состоит между прочим в том, что они учатся обращаться угодным Богу образом с другими людьми. Даже люди, не знающие христианства или Библии, признают мудрость и практичность советов, как например следующего: «Как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними» (Луки 6:31).
2 Библия, что касается нашего поведения по отношению к другим, содержит гораздо больше, чем только установления общего характера. Она советует, как нам следует обращаться с лицами, находящимися в каком-нибудь определенном отношении к нам или в определенном положении. Она дает, например, совет, как христианской жене полагается обращаться с ее неверующим мужем, и каким должно быть наше поведение по отношению к бедным, калекам и к другому полу (1 Петра 3:1-6; Пс. 40:2; Лев. 19:14; 1 Тим. 5:1, 2). Библия также дает многие благоразумные советы относительно того, как нам «вести себя в доме Божьем, который есть собрание» (1 Тим. 3:15, НМ).
3 Применять этот совет Бога важно, так как Слово Бога указывает на то, что Он частично будет судить нас на основании нашего поведения по отношению к другим (Матф. 18:35; 25:40, 45; Откр. 2:23). Вместо того, чтобы руководствоваться тем, что говорит нам какой-нибудь человек, или нашими чувствами, или тем, что мы считаем правильным эмоционально, нам следовало бы относиться к делу, как Давид, который сказал: «Укажи мне, Господи [Иегова, HM], пути Твои, и научи меня стезям Твоим. Направь меня на истину Твою, и научи меня; ибо Ты Бог спасения моего (Пс. 24:4, 5; 138:17, 21).

Отношение к грешникам

4 Будучи потомками Адама, все люди «согрешили и лишены славы Божией» (Римл. 3:23; 5:12). Все же наше положение не безнадежно, потому что «Христос Иисус пришел в мир спасти грешников». Каждый, кто признает это и верует в Христа, может получить прощение, даже если он до сих пор вел грешную жизнь (1 Тим. 1:12-16; 1 Кор. 6:9.11; Деян. 10:43; Римл. 6:12-14).
5 Но как обстоит дело, если кто-нибудь после того, как он раскаялся, поверовал в Христа и крестился как христианин, поддается слабости или оступившись совершает серьезный грех? Он все-таки мог бы получить прощение» как и апостол Петр был прощен за то, что он отрекся от Иисуса. Что сделал бы ты, если бы ты узнал, что другой христианин совершил серьезный грех? Так как ты искренно любишь его, то ты определенно хочешь, чтобы он получил помощь в духовном отношении. Часто эту помощь предоставляют преданные Богу старейшины или надзиратели в собраний. С какой целью? Чтобы восстановить заблудшего христианина в духовном отношении. (Гал. 6:1; 1 Иоан. 5:16; 2 Тим. 2:23-26; Иуды 23).
6 Но иногда человек, шедший несколько лет путем истинного христианства, отклоняется от него, предается безбожному поведению и потом не раскаивается, несмотря на искренние усилия старейшин помочь ему. Библия показывает, что это случилось в первом столетии, а это случается и сегодня (2 Петра 2:10-20). Что приходится делать в таком случае? Бог в Своей совершенной мудрости и справедливости предписывает, что необходимо предпринять решительный шаг, чтобы защищать моральную и духовную чистоту собрания, шаг, который, может быть, и потрясет грешника, чтобы он образумился. Слово Бога велит: «Извергните развращенного из среды вас». Это означает, что его надо исключить из собрания христиан (1 Кор. 5:13; 1 Тим. 1:20; сравни Второзаконие 17:7).
7 Жалко, что иногда поведение и установка человека требует такого шага. Но как следует лояльным членам собрания рассматривать его и обращаться с ним, если он был исключен? Могут ли они относиться к нему, как к любому соседу, сослуживцу или человеку, которого они случайно встречают на улице? Следовало ли бы им, если они сталкиваются с исключенным человеком, здороваться или даже говорить с ним коротко о том, о сем? Могут ли они работать для него или нанимать его как рабочего? В какой степени следовало бы его христианским родителям или родственникам разговаривать с ним или встречаться с ним? Возникают многие такие вопросы. Какими благодарными мы можем быть, что Иегова Бог дает нам руководство, как обращаться с исключенным преступником!

Совет Иисуса относительно преступников

8 Еще во время, когда Бог обращался с евреями как со Своим народом, Иисус дал совет относительно лица, которое согрешило. Ученики Иисуса, будучи евреями, понимали этот совет в свете тогда существовавших условий в иудейском обществе. Из данного Иисусом совета можем извлечь пользу и мы, так как он был действителей и позже, когда Богом было основано собрание христиан (Матф. 21:43). Иисус начал следующими словами: «Если же согрешит против тебя брат твой, пойди и обличи его между тобою и им одним: если послушает тебя, то приобрел ты брата твоего» (Матф. 18:15).
9 Иисус, очевидно, не говорил о „грехе" в смысле какого-нибудь мелкого личного проступка, о каком, например, идет речь в Филиппийцам 4:2, 3. (Сравни Притчи 12:18). Скорее кажется, что Он имел в виду грехи, как обман или клевету, проступки, являющиеся достаточно серьезными, чтобы кто-нибудь мог быть исключен из-за них из собрания. Если тот, против кого был совершен грех, мог уладить дело разговором с глазу на глаз, то он „приобрел своего брата"; если грешник проявил искреннее раскаяние и старался исправить неправильный поступок, то не было необходимости дальше заниматься этим делом.
10 Но что, если бы тот шаг не удался? Иисус сказал дальше: «Если же он [грешник] не послушает, возьми с собою еще одного или двух, дабы устами двух или трех свидетелей подтвердилось всякое слово» (Матф. 18:16).
11 Приводимые лица должны были быть „свидетелями", а не просто нейтральными посредниками, старавшимися добиться примирения. Кажется, что они были „свидетелями" проступка, например, знавшими о финансовом договоре, когда он был заключен, и таким образом бывшими в состоянии показать, что произошел обман. Или если договор или что-нибудь подобное уже доказывали преступление, то можно было бы привести с собой духовно способных братьев, имеющих опыт в таких делах. Эти братья могли бы стать свидетелями фактов и того, что обвиняемый говорил при этой встрече, если пришлось бы принять последний шаг.
12 Описывая последний шаг в связи с грешником, Иисус сказал: «Если же он не послушает их, скажи церкви [собранию, НМ]; а если и церкви не послушает, то да будет он тебе, как язычник [человек из наций, НМ] и мытарь [сборщик налогов, НМ]» (Матф. 18:17). Да, в качестве последнего усилия побудить грешника отказаться от своего пути дело должно было бы быть представлено духовно старшим мужчинам собрания. Они могли слушать факты и добывать показания свидетелей. И они были в состоянии обличать преступника Словом Бога. Но если он отказывался раскаиваться, то они могли предпринять шаги в интересах собрания, чтобы дисциплинировать его и защищать собрание от его опасного влияния, исключив его.

Не бесчеловечное обращение с другими

13 Чтобы знать, как нам следует обращаться с таким человеком, нам необходимо понимать слова Иисуса: «Да будет он тебе, как язычник и мытарь». В поздние столетия некоторые иудейские раввины придерживались крайних воззрений например, что иудею не следовало бы приходить на помощь неиудею, даже если тот находился в смертельной опасности. Так бессердечно относились не только к неиудеям. Например, в притче, которой Иисус показывал, кто является настоящим ближним, и левит, и священник отказались помочь поврежденному иудейскому земляку, в то время как самарянин оказал позже помощь (Луки 10:29, 37).
14 Но в Матфея 18:17 Иисус не мог иметь в виду, чтобы Его ученики отказывались поступать по доброте человеческой при несчастном случае или в случае крайней нужды. Иисус Сам оказывал некоторым неиудеям такую доброту, например, сирофиникиянке. Несмотря на то, что Иисус, Его ученики и сама женщина сознавали, что ее положение было необыкновенным, так как она была неиудейкой, а Иисус был послан к иудеям, Иисус все-таки исцелил ее дочь (Матф. 15:21-28; Марка 7:24-30). Иисус проявлял подобную доброту человеческую, когда некий римский офицер умолял Его об исцелении парализованного страдающего слуги. Офицер признавал, что он не ожидал, что Иисус зайдет в его дом. Но „иудейские старейшины" просили Его проявить милосердие к этому достойному неиудею, и Иисус сделал это (Луки 7:1-10; Матф. 8:5-13). Своими словами «да будет он тебе, как язычник и мытарь», Иисус не запрещал проявлять сострадательную доброту. Что же Он тогда имел в виду?

„Как мытарь"

15 Сперва, спросим себя, как рассматривали иудеи сборщиков налогов и как обходились они с ними.
 «Мытарей [сборщиков налогов] Нового Завета рассматривали как изменников и отступников, как людей, оскверненных своим постоянным общением с язычниками, как услужливых орудий угнетателя. Их ставили на один уровень с грешниками,... проститутками,... язычниками.... Так как они были предоставлены самим себе и приличные люди держались в стороне от них, то их единственные друзья или товарищи находились среди людей, которые, как они, являлись отверженными» (Cyclopaedia от M'Clintock and Strong, том VIII, стр. 769).
 Да, люди, слушавшие Иисуса, знали, что иудеи в общем избегали сборщиков налогов. Только неохотно иудеи имели хотя бы самые необходимые деловые отношения, чтобы платить требуемые законом налоги.
16 «Но», может быть, спросит кто-нибудь, «не общался ли Сам Иисус с сборщиками налогов?» Исследуем факты.
17 Будучи „Агнцем Божьим, Который берет на себя грех мира", Иисус является светом всем людям, хотя Он и сосредоточивался во время. Своего земного служения на иудеях (Иоан. 1:29; 8:12; Ис. 42:1, 6, 7; Матф. 10:5, 6; 15:24). Как врач, Он помогал всем иудеям, особенно нуждавшимся в Его помощи, в том числе грешникам, как, например, проституткам, пьяницам и сборщикам налогов, часто пользовавшимся нечестными средствами. Матфея Левий, презираемый сборщик налогов, был одним из тех, кто отозвался на новую весть спасения, возвещавшуюся Иисусом. Матфея пригласил Иисуса в свои дом на пир, и таким образом он сам и другие интересовавшиеся сборщики налогов могли услышать больше о чудесных новых истинах (Луки 5:27-32; 19:1-10). Эти люди „грешили по неведению", но были готовы принимать шаги, чтобы их грехи были „заглажены" (Деян. 3:19; Евр. 9:7).
18 Но старания Иисуса давать свидетельство сборщикам налогов, которые „приближались к Нему слушать Его" и которые „следовали за Ним", не являлись образцом, как полагалось обращаться с нераскаивавшимися грешниками (Марка 2:15; Луки 15:1). Почему мы можем так уверенно говорить это? Потому что с такими сборщиками налогов Христос ел, а апостол Павел сказал, что христианину с грешником, исключенным из собрания, нельзя и «есть вместе» (1 Кор. 5:11). Кроме того, Иисус велел Своим ученикам обращаться с нераскаи-вавшимся преступником, как они рассматривали сборщиков налогов в то время. В переводе Р. Ф. Веймута говорится: «Рассматривай его так, как ты рассматриваешь язычника или сборщика налогов.» (Сравни New International Version; The New English Bible.)

Как рассматривали язычников и как обращались с ними?

19 Апостолы, слышавшие слова Иисуса, записанные в Матфея 18:17, были все иудеями и знали, что их земляки не общались с неиудеями. Моисеевы законы различали между иудеями и язычниками, и таким образом держали израильтян отделенными от окружающих их наций (Втор. 7:1-4; Числ. 15:37-41; Еф. 2:11-14). В Пасху 33 г. н.э. иудеи не заходили в резиденцию римского правителя, «чтобы не оскверниться» (Иоан. 18:28). Несмотря на то, что самаряне признавали Пятикнижие, также и отделение между иудеями и самарянами было таким глубоким, что женщина у колодца в Самарии выразила свое удивление, когда Иисус попросил у нее воды, „будучи Иудеем" (Иоан. 4:9).
20 К тому же, когда Бог в 36 г. н.э. намеревался показать, что теперь необрезанные язычники могли быть приняты как наследники Царства, Он направил апостола Петра к римскому офицеру Корнилию. Петр, однако, сказал Корнилию: «Вы знаете, что Иудею возбранено сообщаться или сближаться с иноплеменником» (Деян. 10:28). Замечание Петра показывает, как глубоко укоренелось в иудеях убеждение, что у них не должно было быть никакой тесной дружбы с человеком из наций. Когда стало известно, что Петр был у Корнилия, некоторые иудейские христиане решительно выражали свое неодобрение, что он «ходил к людям необрезанным и ел с ними». Да, с точки зрения иудеев было отвратительно быть вместе с „язычником" и есть вместе с ним (Деян. 11:1-3; сравни Палатам 2:12).
21 Таким образом, Библия помогает нам понять совет Иисуса обращаться с нераскаивающимся преступником, отказавшимся слушаться собряния, „как с язычником и мытарем". Применение совета Христа определенно не означало рассматривать преступника, как любого человека в общественности, потому что ученики Иисуса не понимали Его слова так. Это станет еще яснее, когда мы исследуем дальнейший совет в Христианских Греческих Писаниях, который поможет нам справляться с ситуациями, как они действительно возникают сегодня в жизни в связи с лицами, исключенными из собрания христиан.

 [Сноски]
 Под Моисеевым законом некоторые серьезные грехи, как например нарушение супружеской верности, гомосексуализм, убийство и отступничество, невозможно было решать лишь на личном уровне, при чем потерпевшее лиц» принимало бы сожаление преступника и его усилия исправить неправильный поступок. Наоборот, эти серьезные грехи разбирались старейшинами, судьями и священниками (Лев. 20:10, 13; Чисх. 6:11-31; 35:12, 19-25; Втор. 13:6-15; 17:2-9; 19:16-19; 22:22).

 [Вопросы для изучения]
  1, 2. Как может Библия быть нам помощью в обращении с другими?
  3. Почему нам нужно руководство Бога, что касается нашего поведения?
  4. Почему нам необходимо знать, как обращаться с грешниками?
  5. Что надо делать, если христианин совершает серьезный грех?
  6. Какой шаг необходимо предпринять, если христианин, который стал виновным в серьезном грехе, не раскаивается?
  7. Какие вопросы возникают относительно человека, исключенного из собрания?
  8, 9. а) Какой совет дал Иисус относительно грешника? б) Какие грехи имел Иисус здесь в виду?
 10, 11. Что надо было делать, когда первый шаг оказывался неудачным?
 12. В чем заключался, по словам Иисуса, последний шаг?
 13, 14. Почему можем мы быть уверены, что Иисус не рекомендовал этим обращаться бесчеловечно с другими людьми?
 15. Как рассматривали иудеи сборщикоз налогов и как обращались они с ними?
 16, 17. Как относился Иисус к некоторым сборщикам налогов?
 18. Почему не являлось это отношение Иисуса к некоторым сборщикам налогов образцом для того, что Он сказал в Матфея 18:17?
 19. Что показывает Библия относительно отношений между иудеями и неиудеями?
 20. Чему можно научиться из опыта Петра с Корнилием относительно того, как иудеи обращались с людьми из наций?
 21. Как ты, следовательно, понимаешь слова Иисуса, по которым нераскаявшийся грешник должен быть «как язычник и мытарь»?

 [Рамка на странице 12]
 Что означали слова «как язычник и мытарь»?
  Иудеи избегали сборщиков налогов, как отержениых. Иудеи ив заходили в резиденцию языческого правителя. Петр говорил, что иудею было «возбранено» сближаться с язычником. Иудейские христиане были потрясены, что Петр ел вместе с Корнилием.

Как рассматривать лишение общения

«[О Иегова!] Кто может обитать на святой горя Твоей? Тот, кто ходит непорочно, и делает правду» (Пс. 14:1, 2).

 ИЕГОВА праведен и свят. Хотя Он милосерден и отзывчив к несовершенным людям, Он ожидает от поклоняющихся Ему, чтобы они отражали Его святость, стараясь придерживаться Его справедливых масштабов (Пс. 102:8-14; Числ. 15:40).
2 Израильтянин, который умышленно нарушал заповеди Бога, направленные, например, против отступничества, нарушения супружеской верности или убийства, должен был быть „истреблен", предан смерти (Числ. 15:30, 31; 35:31; Втор. 13:1-5; Лев. 20:10). Эта решительность. в желании придерживаться разумных и справедливых масштабов Бога была на благо для всех израильтян, так как она помогала сохранять чистоту собрания. В то же время таким образом каждый удерживался от распространения развращенности среди народа, носившего имя Бога.
3 В первом столетии нашей эры иудеи под римским правлением не имели права казнить (Иоан. 18:28-31). Но иудей, виновный в нарушении Моисеевых законов, мог быть исключен или изгнан из синагоги. Вследствии этого строгого наказания другие иудеи избегали или сторонились этого исключенного или отлученного человека. Говорят, что другие даже не имели торговых сделок с ним, кроме того, чтобы продавать ему предметы первой необходимости (Иоан. 9:22; 12:42; 16:2).
4 После образования собрания христиан оно заменило иудейскую нацию, имея теперь имя Бога на себе (Матф. 21:43; Деян. 15:14). По праву можно было, следовательно, ожидать от христиан, чтобы они выступали за праведность Иеговы. Апостол Петр писал:
 «По примеру призвавшего вас Святого, и сами будьте святы во всех поступках; ибо написано: „будьте святы, потому что Я свят"» (1 Петра 1:14-16). Иегова любит Свой народ и хочет сохранять чистоту собрания христиан. Поэтому Он предусмотрел меры, чтобы удалять или исключать человека, упорствующего на пути, который позорит Бога и подвергает опасности собрание.
5 Апостол Павел советовал: «Еретика [способствующего секте, НМ], после первого и второго вразумления, отвра-щайся, зная, что таковой развратился и грешит, будучи самоосужден» (Титу 3:10, 11). Да, старейшины, как Тит, любящим образом стараются помочь преступнику. Если он не отзывается на их помощь и продолжает „грешить", то у них есть полномочие составить комитет из старейшин, чтобы «судить членов сообщества» (1 Кор. 5:12, Today's English Version). Любовь к Богу и к чистоте Его народа требуют, чтобы лица, принадлежащие к «сообществу» или собранию, „отвращались" такого человека.
6 В первом столетии выступили некоторые такие преступники. Например, Именей и Александр были такими мужчинами, которые «потерпели кораблекрушение в вере». Павел говорил: «[Их] я предал сатане, чтоб они научились [научились наказанием, НМ] не богохульствовать» (1 Тим. 1:19, 20). Исключение обоих мужчин являлось строгим наказанием, взысканием, целью которого было научить их не хулить святого и живого Бога. (Сравни Луки 23:16, где употребляется то же основное греческое слово, часто переведенное выражением «наказывать».) Было уместно, чтобы эти хулители были преданы власти сатаны и брошены в тьму мира, находящегося под влиянием сатаны (2 Кор. 4:4; Еф. 4:17-19; 1 Иоан. 5:19; сравни Деян. 26:18).

Как обращаться с исключенными

7 Относительно того, как нам следует обращаться с исключенными, могут, однако, возникнуть некоторые вопросы. Мы можем быть благодарны, что Бог дал нам в Своем Слове ответы и инструкции, о которых мы можем быть уверены, что они совершенны и справедливы (Иер. 17:10; Втор. 32:4).
8 Однажды некий мужчина в Коринфянском собрании занимался безнравственностью и, очевидно, не раскаивался. Павел писал, что этого мужчину необходимо было „изъять из среди их", потому что он являлся закваской, от которой уже небольшое количество может заквасить или испортить все тесто (1 Кор. 5:1, 2, 6). Но было ли бы правильно после того, как он был исключен, обращаться с ним, лишь как с каким-либо мирским человеком, которого христианин, возможно, встречает в своем соседстве или в повседневной жизни? Обратим внимание на слова Павла:
9 «Я писал вам в послании - не сообщаться с блудниками; впрочем не вообще с блудниками мира сего, или лихоимцами, или хищниками, или идолослужителями, ибо иначе надлежало бы вам выйти из мира сего» (1 Кор. 5:9, 10). Этими словами Павел учитывал существующие условия, а именно, что большинство людей, с которыми мы встречаемся в повседневной жизни, никогда не знало пути Бога или шло по нему. Они, возможно, являются блудниками, хищниками или идолослужителями, и поэтому христиане не будут избирать их себе в качестве постоянных, близких товарищей». Тем не менее, мы живем на этой планете среди таких людей, и нам приходится пребывать возле них и говорить с ними на месте работы, в школе, в соседстве.
10 В следующем стихе Павел сравнивает это с образом, как христианину следовало бы обращаться с человеком, который однажды был христианским «братом», но теперь был исключен из собрания из-за какого-нибудь греха: «Но я писал вам не сообщаться с тем, кто, называясь братом, остается блудником, или лихоимцем, или идолослужителем, или злоречивым, или пьяницею, или хищником; с таким даже и не есть вместе» (1 Кор. 5:11).
11 Исключенный не является просто мирским человеком, который не знал Бога и не вел угодной Богу жизни. Наоборот, он знал путь истины и справедливости, но он оставил этот путь и, не раскаявшись, продолжал грешить, так что его необходимо было исключить. К нему, следовательно, надо относиться иначе. Петр показывал, в чем такой бывший христианин отличается от обыкновенного, заурядного человека. Он говорил: «Если, избегши скверни мира чрез познание Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа, опять запутываются в них и побеждаются ими, то последнее бывает для таковых хуже первого.... Но с ними случается по верной пословице: пес возвращается на свою блевотину, и вымытая свинья идет валяться в грязи» (2 Петра 2:20-22; 1 Кор. 6:11).
12 Да, Библия приказывает христианам не поддерживать связи или иметь общения с человеком, исключенным из собрания. Если такой нераскаявшийся грешник исключается и потом его избегают,. то Свидетели Иеговы называют это уместным образом «лишением общения». Факт, что они отказываются общаться с исключенным человеком, будь ли это на духовном или на общественном уровне, свидетельствует о лояльности к масштабам Бога и повиновении по отношению к Его заповеди в 1 Коринфянам 5:11, 13. Такой образ действия в согласии с советом Иисуса рассматривать такого человека так, как иудеи того времени рассматривали „человека из наций". Люди, исповедующие христианство, еще некоторое время после смерти апостолов придерживались, очевидно, этого библейского образа действия. Но сколько церквей исполняют сегодня ясные указания Бога в этом отношении?

Лица, отделяющиеся сами

13 Христианин мог бы стать духовно слабым, может быть, потому что он не изучает Слово Бога регулярно, имеет личные проблемы, или испытывает преследование (1 Кор. 11:30; Римл. 14:1). Он, возможно, перестает посещать христианские сходки. Как поступать в таком случае? Вспомни, что апостолы покинули Иисуса в ночь Его ареста. Но Христос настоятельно просил Петра: «И ты некогда, обратившись, утверди братьев твоих [которые также покинули Иисуса]» (Луки 22:32). Из любви христианские старейшины и другие посещают, следовательно, человека, который стал слабым и неактивным (1 Фесс. 5:14; Римл. 15:1; Евр. 12:12, 13). Дело обстоит иначе, однако, когда человек отрекается от звания христианина и отделяется сам.
14 Может случиться, что человек, который был истинным христианином, отрекается от пути истины, заявляя, что он не считает себя больше Свидетелем Иеговы и не хочет быть известным как такой. В таком редком случае лицо отрекается от своего положения как христианин и преднамеренно сам отделяется от собрания. Апостол Иоанн писал: «Они вышли от нас, но не были наши; ибо если бы они были наши, то остались бы с нами (1 Иоан. 2:19).
15 Или кто-нибудь мог бы отречься от своего места в собрании христиан своими поступками, став, например, членом организации, цели которой противоречат Библии и которая, следовательно, осуждается Иеговой Богом. (Сравни Откровение 19:17-21; Исаия 2:4). Если, следовательно, кто-нибудь, кто был христианином, решил присоединиться к тем, кого осуждает Бог, то было бы уместно, чтобы собрание подтвердило, что он отделился и не является больше Свидетелем Иеговы.
16 Лиц, делающих себя „не нашими", преднамеренно отвергая веру и вероучения Свидетелей Иеговы, следует уместным образом рассматривать как кого-нибудь, кто был лишен общения за несправедливость, и обращаться с ним соответственно.

Сотрудничать с собранием

17 Христиане наслаждаются духовным общением, когда они обсуждают или изучают Библию со своими братьями или интересующимися лицами, но они не желают иметь такого общения с исключенным грешником (или лицом, отрекшимся от веры и вероучений Свидетелей Иеговы, отделившимся). Исключенный человек был „отвержен", будучи „самоосужденным", так как он грешит; и члены собрания признают приговор Бога и поддерживают его. Но лишение общения означает не только конец духовного общения (Титу 3:10, 11).
18 Павел писал с данным лицом «не сообщаться...; с таким даже и не есть вместе (1 Кор. 5:11). Прием пищи является временем для отдыха и общения. Библия, следовательно, исключает также дружеское препровождение времени, например, ходить вместе с исключенным человеком на пикник или прием гостей, вместе заниматься каким-нибудь спортом, ездить вместе на пляж, ходить в театр или садиться с ним за стол. (Особенные проблемы, возникающие при лишении общения родственников, рассматриваются в следующей статье.)
19 Может быть, христианин иногда ощущает большое давление, побуждающее его пренебрегать этим библейским советом. Такое давление могут оказывать его собственные чувства, или это давление оказывают на него знакомые. На некого брата, например, оказывали давление, чтобы он совершил обряд бракосочетания для двоих лиц, которые были лишены общения. Можно ли было бы как-то оправдать такую услугу просто добротой? Может быть, кто-нибудь думает так. Но почему желали его услуг, а не услуг городского мэра или другого государственного служащего, регистрирующего браки? Разве не было это из-за его репутации как служитель Бога и его способности давать совет относительно брака на основании Слова Бога? Поддаваться такому давлению означало бы, что он общается с этой парой, с людьми, которые были исключены из собрания из-за их безбожного образа действия (1 Кор. 5:13).
20 Другие проблемы возникают в связи с коммерческими делами или на месте работы. Как обстоит дело, если ты служишь у мужчины, которого собрание теперь исключило, или ты держишь на службе человека, с которым это случилось? Что тогда? Если бы ты был обязан по договору или в финансовом отношении пока-что продолжать это деловое отношение, то ты, конечно, занимал бы теперь другую позицию по отношению к лицу, которое было лишено общения. Может быть, что обсуждение деловых вопросов или контакты с ним на месте работы необходимы, но библейские разговоры и дружеское общение были бы делом прошлого. Таким образом ты мог бы проявлять свое послушание Богу и образовывать защитный барьер для самого себя. Также это сможет помочь данному лицу осознать, сколько стоил ему его грех в различных отношениях (2 Кор. 6:14, 17).

Говорить с лишенным общения или с отделившимся?

21 Если христианин хочет поддерживать справедливость Бога и Его устройство лишения общения, то означало ли бы это, что ему не следовало бы вообще говорить с исключенным, даже не здороваться с ним? Некоторые задавали себе этот вопрос ввиду совета, данного Иисусом, любить наших врагов, а не „только приветствовать наших братьев" (Матф. 5:43-47).
22 Бог в Своей мудрости не пытался трактовать каждую возможную ситуацию. Нам важно понимать смысл того, что Иегова говорил относительно обращения с человеком, лишенным общения, ибо тогда мы можем прилагать усилия поддерживать Его точку зрения. Через апостола Иоанна Бог объясняет:
 «Всякий, преступающий учение Христово и не пребывающий в нем, не имеет Бога... Кто приходит к вам и не приносит сего учения, того не принимайте в дом и не приветствуйте его; ибо приветствующий его участвует в злых делах его» (2 Иоан. 9-11).
23 Апостол, предупреждавший этими словами, был близок Иисусу и хорошо знал, что Христос в свое время говорил о приветствии. Он также знал, что общепринятым приветом в то время являлось слово «мир». В отличие от какого-нибудь личного «врага» или мирского человека, облеченного властью и который оказывает христианам сопротивление, лишенному общения и отделившемуся, который пытается агитировать за свои отступнические мысли или оправдывать их, или который продолжает свое безбожное поведение, определенно не полагается желать «мира» (1 Тим. 2:1, 2). И мы все знаем в течение нашей жизни по опыту, что простой привет может быть первым шагом к беседе и, возможно, даже дружбе с кем-нибудь. Хотим ли мы сделать этот первый шаг по отношению к человеку, лишенному общения?
24 «Но как обстоит дело, если кажется, что он раскаивается и нуждается в ободрении?», спрашивает, может быть, кто-нибудь себя. Для таких случаев имеется мероприятие. В собрании в качестве духовных пастырей, защищающих стадо, служат надзиратели (Евр. 13:17; 1 Петра 5:2). Если лишенный общения или отделившийся просит о восстановлении или показывает, что он желает опять быть в милости у Бога, то старейшины могут поговорить с ним. Они доброжелательно объяснят ему, что ему надо делать, и смогут дать ему подходящее увещание. Они в состоянии делать это на основании фактов, связанных с его прошлым грехом и его прежней установкой. У других в собрании этих информации нет. Если бы, следовательно, кто-нибудь думал, что исключенный „раскаялся", то не могло ли быть, что эта оценка основывается на личном мнении, вместе точных данных? Если надзиратели будут убеждены в том, что данное лицо раскаялось и приносит плоды покаяния, то он будет восстановлен в собрании. После того, как это случится, остальные в собрании могут сердечно приветствовать его на сходках, проявлять свое прощение, утешать его и оказывать ему свою любовь, к чему и побуждал Павел коринфян в случае мужчины, восстановленного в Коринфе (2 Кор. 2:6-8).

Не участвовать в злых делах

25 Всем верным христианам надо принимать близко к сердцу серьезную истину, которую Бог инспирировал Иоанна выразить следующими словами: «Приветствующий его [исключенного грешника, который защищает неправильное учение или ведет безбожный образ жизни] участвует в злых делах его» (2 Иоан. 11).
26 Многие комментаторы христианского мира возражают против 2 Иоанна 11. Они утверждают, что это является «нехристианским советом, противоречащим духу нашего Господа», или ободряющим к нетерпимости. Но такое мнение исходит от религиозных организаций, которые не придерживаются Божьего закона: «Извергните развращенного из среды вас» и которые редко, можно сказать, почти не исключают даже общеизвестных злодеев из своих церквей (1 Кор. 5:13). Их «терпимость» не находится в соответствии ни со Священным Писанием, ни с христианством (Матф. 7:21-23; 25:24, 30; Иоан. 8:44).
27 Но быть лояльным по отношению к справедливому Богу Библии вполне правильно. Он говорит нам, что Он примет „на Своей святой горе" только тех, кто ходит непорочно, делает правду и говорит истину (Пс. 14:1-5). Если же, однако, христианин соглашался бы делить свою судьбу со злодеем, который был отвержен Богом и был лишен общения или сам отделился, то это было бы все равно, что сказать: «Я тоже не желаю места на святой горе Бога». Если бы старейшины увидели, что он направляется в такую сторону, регулярно встречаясь с исключенным луцом, то они старались бы любящим и терпеливым образом помочь ему снова занять точку зрения Бога (Матф. 18:18; Гал. 6:1). Они наставляли бы его и, если нужно, „обличали бы его строго". Они хотят помочь ему, чтобы он остался „на святой горе Бога". Но если он не перестает общаться с ясключенным лицом, то он „участвует в злых делах" (или поддерживая их, или принимая участие в них), и его необходимо удалить или исключить из собрания (Титу 1:13; Иуды 22, 23; сравни Числа 16:26).

Лояльность по отношению к точке зрения Бога

28 Лояльность по отношению к Иегове Богу и Его мероприятиям является источником счастья, потому что все Его пути справедливы и добры. Это относится также к Его мероприятию лишать общения нераскаивающихся грешников. Поддерживая это мероприятие, мы можем полагаться на слова Давида: «Знайте, что Господь |Иегова, НМ] отделил для Себя святого рояльного, НМ] Своего» (Пс. 4:4). Да, Бог отделяет, чтит и ведет тех, кто лоялен по отношению к Нему и Его путям. Одним из благословений, которые мы получаем за такую лояльность, является радость находиться среди людей, которых одобряет и принимает на „Своей святой горе" Бог (Пс. 83:11, 12).

 [Сноски]
 «Впредь он был как мертвый. Ему нельзя было учиться вместе с другими, всякое общение с ним было запрещено; ему даже нельзя было показывать дорогу. Он мог, правда, покупать предметы первой необходимости, но с таким человеком было запрещено есть или пить» (The Life and Times of JESUS the Messiah [Жизнь и времена Мессии Иисуса] от А. Эдерсхайма, том II, стр. 184).
 В согласии с этим учением Библии Адам Кларк освещает разницу говоря: «НЕ Имейте общения с [исключенным грешником], ни в духовных, ни в мирских делах. Вы можете вести ваши мирские дела с человеком, который не знает Бога и не исповедует христианство, невзирая на его характер, не с человеком, который исповедует христианство и возмутительно ведет себя, вам даже до такой степени нельзя иметь дела. Пусть на нем будет этот особенный знак вашего отвращения к всякому греху».
 Церковный историк Джоэеф Бингхем пишет относительно первых столетий: «Мера наказания церкви состояла я лишении людей всех преумуществ я привилегий крещения исключением их из общества и общения церкви,... и каждый избегал их и сторонился беседы с ними, частично, чтобы утвердить осуждение и меры церкви против них, ЧАСТИЧНО, чтобы посрамить их и, частично, чтобы защитить себя от опасности заражения», «...никто не должен был принимать исключенных лиц в свой дом или есть с ними за одним столом; пока они были в живых, с ними нельзя было беседовать фамильярно; когда они умирали, для них нельзя было проводить похороны... Эти указания были составлены на основании правил апостолов, которыми христианам запрещалось оказывать явным преступникам какую-либо моральную поддержку» (The Antiquitics of the Christian Church, стр. 880, 891).
 В нашем номере от 1 февраля, 1982 г. обсуждалось 2 Фессалоникийцам 3:14, 15, где Библия говорит, что может стать необходимым „иметь на замечании" христианина, упорствующего я бесчинном поведении. Он все еще является братом и его надо иразумлять как такого, но другие христиане не должны были больше „сообщаться" с ним. Если им следовало набегать дружеского общения с ним, то насколько яснее должно было быть отделение в случаях, в которых преступник был лишен общения или отделился сам.
 Что вдесь говорится об исключенных, действительно и для лиц, которые отделились.
 Рассмотрение темы раскаяния находится в Сторожевой Башне от 1 Февраля, 1982 г.

 Помнишь ты следующие пункты?
 Если иудей был отлучен от синагоги, то как обращались с ним?
 Какую разницу показал Павел относительно того, как необходимо вести себя по отношению к (1) безнравственным дюдям в мире? (2) безнравственнм лицам, исключенным из собрания?
 Как следовало бы христианам рассматривать человека, который сам отделился от собрания?
 Какие виды общения прекращаются «лишением общения»?
 Почему христиане не здороваются или разговаривают с лицами, которые были лишены общения?
 Как нам надо поступать, что касается общения, чтобы оставаться „на святой горе Бога"?

 [Вопросы для изучения]
  1, 2. Откуда мы знаем, что Бог ожидает от людей, поклоняющихся Ему, чтобы они придерживались Его масштабов?
  3. В каком положении находился иудей, который был отлучен от синагоги?
  4, 5. Как должно было бы собрание христиан поступать с нераскаявшимся грешником?
  6. Почему было правильно и необходимо отлучать грешников?
  7, 8. Как можем мы установить, как нам Следует обращаться с исключенным лицом?
  9. Какой совет дал Павел относительно поведения по отношению к несправедливым людям в общем?
 10, 11. Почему должны христиане относиться иначе к грешнику, который был исключен?
 12. а) Почему является выражение «лишение общения» подходящим? б) Что показывает история относительно того, как исповедующие христиане обращались с грешниками?
 13. Что следует нам делать в случае человека, который стал слабым и неактивным?
 14. Как мог бы кто-нибудь сам отделиться?
 15, 16. а) Как еще мог бы кто-нибудь отделиться? б) Как следовало бы христианам рассматривать людей, которые отделились, и как обращаться с ними?
 17, 18. Каким образом можем мы поддерживать собрание относительно лишения общения?
 19. Почему может иногда казаться трудно поддерживать лишение общения, но почему важно делать это?
 20. Как нам следовало бы реагировать, если кто-нибудь был лишен общения, с кем мы имеем деловую связь?
 21, 22. Какой совет дает Библия относительно разговора с исключенным лицом?
 23, 24. Почему является признаком мудрости избегать разговора с исключенными?
 25, 26. Какой совет дает Бог относительно „участвования" в делах исключенного?
 27. Как мог бы христианин стать таким „участником", и с каким результатом?
 28. Как можем мы проявлять нашу лояльность по отношению к точке зрения Иеговы?

Если лишается общения родственник...

 ПОСЛЕ того, как Адам прожил некоторое время одиноким, Бог сказал: «Не хорошо быть человеку одному». Затем Он сотворил Еву и учредил для людей брак (Быт. 2:18, 21, 22). С тех пор население земли должно, было расти. Каждый человек имел бы, следовательно, многих родственников. Даже если некоторые члены семьи, например, дети, не жили бы вблизи, их все же можно было бы посещать и приятно проводить вместе время (Быт. 1:28; Иов 1:1-5).
2 Бог преследовал цель, чтобы семьи были объединены истинным поклонением; следовательно, нс должно было быть разногласий из-за религиозных убеждений. Но позже имелись случаи, в которых религия становилась семейным спорным вопросом. Один такой случай был, когда Корей, Дафан и Авирон подняли мятеж. Иегова подтвердил, что Он вел Свои дела через Моисея и Аарона, а не через этих религиозных мятежников. Затем Моисей велел народу отойти от палаток мятежников. Как поступили бы дети и семьи Корея, Дафана и Авирона? Поставили бы они лояльность к семье выше лояльности к Иегове и к Его собранию? Большинство тех, кто был близко связан родством с мятежниками, поставило семью выше Бога. Иегова казнил этих родственников вместе с мятежниками (Числ. 16:16-33).
3 Однако некоторые сыновья Корея остались лояльными Богу и Его народу. Они нс были казнены вместе с остальными членами хозяйства Корея и семей Дафана и Авирона (Числ. 26:9-11). На самом деле, потомки этих „сынов Кореевых", оставшихся тогда в живых, были позже благословлены особенным служением в храме и они упоминаются с почтением в Библии (2 Пар. 20:14-19; Пс. 41, 43-48, 83, 84, 86).
4 Подобный выбор между лояльностью к семье и лояльностью к Богу приходилось делать, когда израильтянин становился отступником. Старались бы его семья, будучи побужденной человеческими чувствами или кровными узами, защищать его от „истребления"? Или познали бы даже его брат, сын или дочь, что лояльность к Богу и собранию является правильным и разумным путем? (Смотри Второзаконие 13:6-11.) В христианском устройстве грешника сегодня не „истребляют" посредством казни, но для христианина может стать испытанием, когда родственник подвергается наказанию.

Родственники могут стать причиной проблем

5 Привязанность и любовь к членам своей семьи могут быть очень сильными. Это естественно и соответствует устройству Бога (Иоан. 16:21). Но эти же сильные узы могут стать причиной серьезного испытания для христианина. Иисус объяснил, что если кто-нибудь становится христианином, то может случиться, что родственники оказывают сопротивление. Иисус сказал: «Не мир пришел Я принести, но меч; ибо Я пришел разделить человека с отцем его, и дочь с матерью ее; и невестку со свекровью ее. И враги человеку - домашние его. Кто любит отца или мать более, нежели Меня, не достоин Меня» (Матф. 10:34-38).
6 Христиане не хотят такой вражды. И нет причины, почему родственникам надо было бы им сопротивляться или ненавидит их, лишь потому что они стали чистыми, нравственными, честными служителями Бога, истинные христиане понимают, однако, что они не могут ставить семью выше Бога. В конечном счете всем будет на благо, если христианин останется верным Богу. Со временем он, может быть, сможет побудить своих родственников вступить на путь, ведущий к спасению (Римл. 9:1-3; 1 Кор. 7:12-16).
7 Родственники, может быть, становятся причиной проблем для истинных христиан также и в другом отношении. Это могло бы случиться, если родственник лишается общения. Как было показано в предыдущих статьях, Бог требует чтобы член собрания, который серьезно грешит и не раскаивается, был лишен общения (1 Кор. 5:11-13). Образ жизни грешника изменил его отношение к Иегове и поэтому также и к членам семьи, которые являются свидетелями Иеговы. Бог в этом не виновен, потому что Его масштабы справедливы (Иов 34:10, 12). Также не виновны верные христианские родственники, а исключенный, который, как Корей, Дафан и Авирон, создал проблемы самому себе и своим родственникам.
8 Мы должны были бы рассмотреть две разные ситуации. В одном случае христианин живет в том же самом хозяйстве с членом семьи, который был лишен общения или сам отделился. В другой ситуации такой родственник не принадлежит к ближайшему семейному кругу.

В ближайшем семейном кругу

9 Может быть, что кто-нибудь стал христианином, без того чтобы другие в его семейном кругу приняли веру. Может случиться, что жена служит Иегове, а муж нет. Несмотря на это, она все-таки является „одной плотью" с ее мужем и обязана любить и уважать его (Быт. 2:24; 1 Петра 3:1-6). Или, может быть, она замужем за мужчиной, который был отданным Богу христианином, но потом был исключен из собрания. Это, однако, не расторгнуло бы их брачные узы; только смерть или признаваемый Библией развод сделал бы это (1 Кор. 7:39; Матф. 19:9).
10 Подобно обстоит дело, если родственник, например, один из родителей, сын или дочь, лишаются общения или сами отделяются. Кровные и семейные узы остаются. Означает ли это в семейном кругу после лишения общения все остается по старому? Определенно нет.
11 Исключенный человек в духовном отношении был отрезан от собрания; прежние духовные узы были совершенно расторжены. Это так даже по отношению к его родственникам, включая родственников в его ближайшем семейном кругу. Члены семьи, несмотря на то, что они признают семейные узы, не будут больше общаться с ним в духовном отношении (1 Цств. 28:6; Пр. 15:8, 9).
12 Это будет означать, что кое-что измениться в духовных отношениях, которые, возможно, существовали до того. Если, например, муж был лишен общения, то его жене и детям не будет нравиться, чтобы он руководил семейным изучением или чтением Библии и возглавлял семью в молитве. Если он хочет молиться вслух, например, перед принятием еды, то у него есть на это право в своем доме. Но другие могут в то время сами тихо молиться Богу (Пр. 28:9; Пс. 118:145, 146). Как обстоит дело, если живущий дома член семьи, который был лишен общения, желает присутствовать, когда семья вместо читает или изучает Библию? Остальные могли бы разрешить ему присутствовать и слушать, пока он не пытается учить их или делиться своими религиозными взглядами.
13 Если лишается общения несовершеннолетний, то его родители все еще будут заботиться о его физических потребностях и воспитывать его. Они, как правило, не будут проводить с ним личное изучение Библии, в котором он мог бы принимать участие. Но это не означет, что они не будут от него требовать, чтобы он присутствовал во время семейного изучения. И они могли бы обращать внимание на места в Библии и в христианских опубликованиях, содержащих совет, в котором он нуждается (Пр. 1:8-19; 6:20-22; 29:17; Еф. 6:4). Они могут следить за тем, чтобы он ходил с ними на христианские сходки, надеясь, что он примет к сердцу библейский совет.
14 Но как обстоит дело, если лишается общения близкий родственник, например, сын или один из родителей, не живущий дома. но затем желающий вернуться домой? Зависимо от положения, семья могла бы сама решать, что делать.
15 Может быть, например, один из родителей, лишенный общения, заболел или не может больше заботиться о себе в денежном или физическом отношениях. Христианские дети по Библии и морально обязаны оказывать помощь (1 Тим. 5:8). Может быть, кажется необходимым принять его в свою квартиру, временно или постоянно. Или, может быть, кажется разумно устроить его где-нибудь, где медицинский персонал будет ухаживать за ним, но где им надо будет посещать его. Что они решат делать, будет зависеть, возможно, от разных факторов, например, действительных потребностей отца или матери, от их установки и от заботы, которую глава семьи проявляет по отношению к духовному благополучию своей семьи.
16 Это могло бы относиться также к ребенку, который не живет больше дома, но теперь был лишен общения или сам отделился. Иногда христианские родители временно опять принимали в свой дом исключенного ребенка, который стал физически или эмоционально больным. Но родители в каждом случае должны индивидуально взвешивать обстоятельства. Обстоит ли дело так, что например, исключенный сын до сих пор вел собственное хозяйство, но теперь он не в состоянии вести его дальше? Или хочет он вернуться домой в первую очередь, потому что ему там будет удобнее жить? Как обстоит дело с его моралью и установкой? Внесет ли он „закваску" в семью? (Гал. 5:9).
17 Отец в притче Иисуса о блудном сыне побежал нвстречу своему .возвратившемуся сыну и потом принял его у себя дома. Он, увидив жалостное положение юноши, ответил естественной родительской заботой. Но мы замечаем, что сын не привел домой проституток и не вернулся с намерением продолжать в доме своего отца грешную жизнь. Нет, он искренне раскаялся и был, очевидно, полон решимости опять вести чистую жизнь (Луки 15:11-32).

Исключенные родственники, не живущие дома

18 Вторая ситуация, которую нам надо рассмотреть, касается родственника, который был лишен общения или отделился, но который не принадлежит к ближайшему семейному кругу или не живет дома у своих. Такой человек все еще является родственником, и поэтому, возможно, существует какая-нибудь ограниченная надобность заботиться о необходимых семейных делах. Все-таки положение не то же самое, как будто он жил бы в том же доме, где невозможно не иметь контакта и говорить друг с другом. Нам следовало бы ясно иметь в виду инспирированное библейское указание «не сообщаться с тем, кто, называясь братом, остается блудником, или лихоимцем...; с таким даже и не есть вместе» (1 Кор. 5:11).
19 Согласно этому, христианам, у которых есть исключенный родственник, не живущий с ними, следовало бы избегать ненужного общения, даже держа деловые контакты на минимуме. Разумность такого образа действия становится очевидной из того, что случилось в некоторых местах, где родственники придерживались ошибочного взгляда, что, несмотря на то, что он был лишен общения, он является все еще их родственником, и поэтому они могут обращаться с ним, как раньше. Из одного района сообщается:
 «Один исключенный был связан родством с примерно одной третью собрания. Все родственники продолжали общаться с ним».
 И один высоко уважаемый христианский старейшина пишет:
 «В нашей области некоторых исключенных, имеющих большую родню, когда они входят в вестибюль Зала Царства, сердечно приветствуют похлопыванием по плечу и рукопожатиями (несмотря на то, что им известно, что исключенный все еще ведет безнравственную жизнь). Я очень обеспокоен, потому что исключенным следует понять, что Иегова и Его народ ненавидят их путь, и им надо осознать необходимость искренне раскаяться. Что поможет этим исключенным измениться, если все в их родне, зная об их образе жизни, постоянно здороваются с ними?»
20 Определенно и в первом столетии имелись собрания, в которых многие были связаны друг с другом родством. Но могли ли все родственники исключенного лица относиться к нему, как раньше, пока они ничего библейского с ним не обсуждали? Нет. Иначе собрание в действительности не применяло бы заповеди: «Извергайте развращенного из среды вас» (1 Кор. 5:13).
21 Надо тщательно следить за тем, чтобы чье-нибудь положение как исключенного грешника не игнорировалось и его серъезность не преуменьшалась. Как показывал хороший пример сыновей Корея, нам надо главным образом быть лояльными Иегове и Его теократическому порядку. Мы можем быть уверены, что Он будет защищать и благословлять нас, если мы поддерживаем Его масштабы и если мы предпочитаем общение с Его организованным народом общению с грешниками (Пс. 83:11-13).

Дружеские встречи и исключенные родственники

22 Обыкновенно родственники часто бывают вместе во время еды, на пикниках, на встеречах всей семьи или других дружеских встречах. Но если кто-нибудь не раскаиваясь продолжал грешить и его надо было лишить общения, то он, возможно, становится причиной затруднений для его христианских родственников. Хотя они признают, что они все еще связаны с ним родством, они тем не менее не хотят пренебрегать словами Павла, что верные христиане должны переставать «сообщаться» с исключенным грешником.
23 Нет никакого смысла искать какого-нибудь правила относительно присутствия членов семьи на встречах, к которым, может быть, придет их исключенный родственник. Члены семьи сами должны решать этот вопрос, учитывая совет Павла (1 Кор. 5:11). И все-таки надо осознавать, что присутствие исключенного на встрече, к которой приглашены также неродственные свидетели Иеговы, может повлиять на их образ действия. Скажем, христианская пара вступает в брак в Зале Царства. Если исключенный родственник приходит в Зал Царства к заключению брака, то ясно, что он не мог бы присоединяться к свадебным гостям или «передавать невесту жениху». Но что, если потом проводится свадебный пир или прием? Это бывает веселым дружеским случаем, как это было в Кане, где Иисус присутствовал на подобном празднике (Иоан. 2:1, 2). Но разрешат ли исключенному родственнику присутствовать там или будут его даже приглашать? Если он собирается быть там, то многие христиане, родственники или неродственники, могли бы решить, что им не следует присутствовать, ввиду руководящих указаний Павла в 1 Коринфянам 5:11.
24 Так иногда христиане, возможно, не в состоянии позволять родственнику, который был лишен общения или отделился, присутствовать на встрече, на которой обыкновенно бывают и члены семьи. Тем не менее христиане могут находить удовольствие в общении с лояльными членами собрания, имея в виду слова Иисуса: «Кто будет исполнять волю Божию, тот Мне брат и сестра и матерь» (Марка 3:35).
25 Установлено, что христианин, который предается греху и которого приходится исключать, лишается многого: одобрения Бога, звания члена счастливого собрания христиан, приятного общения с братьями и в том числе большой части общения с христианскими родственниками (1 Петра 2:17). Может быть, причиненное им горе просуществует долше, чем он сам.
26 Если он умрет, пока он был лишен общения, то в связи с его похоронами может возникнуть проблема. Может быть, его христианские родственники желают, чтобы кто-нибудь выступил с речью в Зале Царства, если это является местным обычаем. Но это не было бы уместно в случае исключенного из собрания. Если бы было заметно, что он раскаивался и желал прощения Бога, например, перестав грешить и посещая христианские сходки, то совесть какого-нибудь брата могла бы позволить ему выступить с библейской речью в кладбищенском зале или у гроба. Библейские разьяснения о состоянии мертвых являются свидетельством для неверующих и утешением для родственников. Но если исключенный все еще защищал неправильные учения или безбожное поведение, то и такая речь не была бы уместной (2 Иоан. 9-11).

Уроки для всех нас

27 Нам всем надо понимать, что самое главное - точка зрения Иеговы (Пр. 29:26). Это относится к отвратительным поступкам, потому что Библия показывает, что Бог ненавидит их (Пр. 6:16-19). Но это также относится к Его оценке отдельных людей. В Слове Иеговы ясно говорится, что «неправедные», т.е. люди, занимающиеся „делами плоти", не унаследуют Его. Царства (1 Кор. 6:9, 10; Гал. 5:19-21). Для таких людей нет места на небе, и они не годны для земной области Царства. Каждому, следовательно, кто желает оставаться сегодня в чистом собрании Бога, необходимо соответствовать Его масштабам. Бог не будет терпеть, чтобы «закваска» оставалась как развращающее влияние среди Его святого народа (1 Кор. 5:6-13).
28 Если близкий родственник лишается общения, то естественно, что человеческие чувства могут стать для нас причиной большого испытания. Родственные чувства и семейные узы особенно сильны между родителями и их детьми, и они также сильны, когда лишается общения супруг или супруга. Но нам все-таки надо понимать, что в конечном счете мы никому не помогаем и мы не угодны Богу, если мы позволяем, чтобы наши чувства заставляли нас игнорировать Его совет и руководство. Нам надо проявлять полную уверенность в совершенную справедливость путей Бога, в том числе Его мероприятия лишать общения грешников. Если мы остаемся лояльными Богу и собранию, то грешник, может быть, со временем извлечет урок из этого опыта, раскается и будет восстановлен в собрании. Но безразлично, случится ли это или нет, мы сможем найти утешение и силу в словах Давида, изреченных в конце его жизни:
 «Все заповеди Его [Бога] предо мною;... и воздал мне Господь [Иегова, НМ] по правде моей, по чистоте моей пред очами Его. С милостивым [лояльным, НМ] ты поступаешь милостиво [лояльно, НМ], с мужем искренним - искренно, с чистым - чисто.... Людей угнетенных Ты спасаешь» (2 Цств. 22:23-28).

 [Сноски]
 Положение старейшин и служебных помощников рассматривалось в Сторожевой Башне от 1 февраля, 1978 г. (англ.) под «Вопросы читателей».

 [Вопросы для изучения]
  1, 2 а) Что предусмотрел Бог относительно религии в семье? б) Что пришлось некоторым семьям решать во время Корея?
  3. Какое разумное решение приняли некоторые родственники Корея?
  4. В каком другом отношении могла бы среди израильтян лояльность к семье становиться причиной испытания?
  5, 6. а) Как могут возникнуть разногласия в семье из-за религии? б) Почему нельзя христианам идти на компромисс в такой ситуации? (Пс. 108:2-5).
  7, 8. Кто виновен, если в семье возникают проблемы из-за лишения общения? (Втор. 32:4).
  9. Как обстоит дело с семейными обязанностями, если один из супругов не принял христианство или если он лишен общения?
 10, 11. Как влияет лишение общения на духовные узы в семье?
 12. Что могло бы измениться относительно духовного общения, если какой-нибудь член семьи лишаеться общения?
 13. Как следует родителям поступать с исключенным несовершеннолетним ребенком, живущим у них дома?
 14, 15. Что следовало бы делать, если один из родителей, который был лишен общения, желает переехать в квартиру детей?
 16, 17. а) Как могли бы родители относиться к возможному переезду исключенного ребенка обратно к родителям? б) Чему можем мы научиться в этом отношении из притчи о блудном сыне?
 18, 19. а) Как следует Христианам рассматривать общение с исключенными родственниками, не принадлежащими к ближайшему семейному кругу? б) Почему уместна такая позиция? (2 Тим. 2:19).
 20, 21. Почему нам надо быть осторожными с исключенными родственниками? (2 Тим. 2:22).
 22. Почему могут возникнуть особенные проблемы с исключенными родственниками в связи с семейными встречами?
 23. Как обстояло бы дело с исключенными родственниками во время христианской свадьбы?
 24. Каким общением могут наслаждаться лояльные христиане? (Пр. 18:24).
 25, 26. Что можно сказать о похоронах для исключенного родственника?
 27. Как нам следует рассматривать решения Бога?
 28. Как может лишение общения становиться причиной испытания нашей лояльности?